ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Ракетные двигатели защитят от копирования. Китай ракетный двигатель


Новое семейство ракет-носителей Китая / Хабр

В минувшую субботу успешно прошел первый пуск китайской ракеты-носителя «Великий поход-7» среднего класса. Это уже вторая ракета нового семейства. А скрытность китайской космонавтики преподнесла нам сюрприз — оказывается, одной из полезных нагрузок этого экспериментального пуска был макет нового пилотируемого космического корабля.

Наведем порядок

Под общим названием «Великий поход» (далее они же CZ, Чанчжэн или LM) китайцы объединили самые разные ракеты, поэтому необходимо навести некоторый порядок с обозначениями. Легкая ракета «Великий поход-1» запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, поэтому CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки.«Великий поход-2» является семейством ракет сам по себе. Были разработаны легкие версии -2A,C,D (до трех тонн на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а -2F является рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы.«Великий поход-3» это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тонн на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C используются для вывода спутников на геостационарную орбиту.«Великий поход-4» в разных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и используется для пусков на полярную орбиту.

Все вышеперечисленные ракеты используют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) — это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная гадость. Амил (тетраоксид азота) — пакость чуть менее гадкая, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут. Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, потому что могли храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета могла в любую секунду стартовать. Они также очень удобны в космосе, потому что не требуют специальной теплоизоляции. И если несколько сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате или космическом корабле еще можно пережить, то сотни тонн гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей — это по современным представлениям уже перебор. Они также более дорогие, чем кислород и керосин, и требуют для производства специальных заводов, на которых также приходится принимать меры безопасности, чтобы не потравить персонал и живущих в округе. Поэтому, как и в случае с нашим «Протоном», дни этих ракет подходят к концу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:

«Великий поход-11» — это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, впервые полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.

И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:«Великий поход-6» — ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, несколько на низкую околоземную). Впервые полетела в сентябре 2015.«Великий поход-7» — ракета-носитель среднего класса, 13,5 тонн на низкую орбиту, впервые полетела в субботу.«Великий поход-5» тяжелая ракета-носитель, 25 тонн на низкую орбиту, первый полет ожидается во второй половине этого года.

Кроме этого известно, что CZ-9 — это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тонн.

А эта диаграмма показывает годы службы каждого типа ракет.

Родня по двигателям
Почему эти три ракеты можно отнести к одному семейству? Дело в том, что они используют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает технологию жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла. В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.

YF-100 — двигатель тягой 136 тонн в вакууме. Говорят, что КБ «Южное» (Украина) в начале 90-х годов продало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН «Зенит» РД-120, и на ее основе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Даже если дело было действительно так, YF-100 не является прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тонн РД-120, а удельный импульс ниже.

YF-115 — двигатель тягой 15 тонн, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).

Использование закрытого цикла, при котором выхлоп из газогенератора подается в камеру сгорания, позволило получить высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший мировой уровень. Для сравнения, самый высокий удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.

«Великий поход-6»
Если на первую ступень поставить один YF-100, на вторую ступень — один YF-115 и добавить третью ступень для вывода полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту, то мы получим ракету-носитель CZ-6. Небольшая, стартовой массой всего 103 тонны и максимальным диаметром 3,35 м, «Великий поход-6» разработана для простой транспортировки:

И несложного обслуживания:

15 сентября CZ-6 успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту 20 небольших спутников:

«Великий поход-7»
Если мы возьмем 2 YF-100 на центральный блок (вторую ступень), добавим четыре боковых блока (первая ступень) с одним YF-100 на каждом, а на третью ступень поставим четыре YF-115, то получится «Великий поход-7». Стартовая масса в 594 тонны позволит поднять на низкую орбиту 13,5 тонн. Максимальный диаметр блока в 3,35 м позволяет легко перевозить ракету автотранспортом от порта:

Затем собирать в монтажно-испытательном комплексе и вывозить на старт:

Фото субботнего пуска:

Видео:

Очень любопытно, что ракета по сути ближе к двухступенчатой. Из видео следует, что вторая ступень сбрасывается всего через 14 секунд после отделения четырех блоков первой ступени, это очень необычно и весьма неэффективно. Может быть, YF-100 не может работать дольше трех минут?

«Великий поход-5»
Ну и, наконец, если мы возьмем первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то получится ракета «Великий поход-5» с грузоподъемностью 25 тонн на низкую орбиту. Про нее известно, что вторая и третья ступень будут иметь диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тонн. Уже есть фото вывоза макета ракеты на старт:

Неизвестный корабль
Через двадцать часов после запуска основная полезная нагрузка совершила посадку, и оказалось, что это тестовый аппарат, из которого будут разрабатывать не то грузовой, не то пилотируемый корабль.

Из-за китайской секретности совершенно непонятно пока, как это называется и как будет дальше испытываться. Судя по размеру, это скорее всего масштабная модель, меньше, чем оригинал. Так же, судя по фото и видео, скорее всего в этом полете на модели не было двигателей мягкой посадки (или иной системы смягчения удара о землю), которая должна быть на полноразмерном корабле.

Заключение
Отдельно стоит упомянуть проскочившую в одном из интервью фразу о том, что в пятилетке 2016-2021 годов ракет этого семейства будет запущено полторы сотни, что дает годовое количество в 30 пусков. В таком случае Китай будет соревноваться за первое место по количеству пусков в год (по этому параметру последние годы лидирует Россия, но США с пусками «новых частников» уже начинают дышать в затылок). Отдельный вопрос — где и какую полезную нагрузку найдет Китай на эти пуски?

habr.com

Китай вскоре испытает крупнейший в мире твердотопливный ракетный двигатель

25 декабря 2017 г., AEX.RU –  Китай начнёт испытания крупнейшего в мире твердотопливного двигателя для ракет-носителей уже в феврале 2018 года, сообщает ИА REGNUM со ссылкой на газету China Daily.

Главный конструктор крупнейшего производителя ракет в Китае, аэрокосмической промышленной компании CASIC Лян Цзицю рассказал, что диаметр двигателя будет превышать четыре метра, а подъемная тяга превысит 1 тыс. тонн.

До сегодняшнего дня крупнейшей твердотопливной ракетой в мире была разработанная в США корпорацией Orbital ATK, чей диаметр составил 3,7 метра.

Инженерам потребовалось преодолеть ряд технических ограничений, поскольку Китай никогда не разрабатывал настолько огромные и сложные твердотопливные ракеты, дополнительные проблемы возникли в связи с наличием существенных пробелов в знаниях о структуре, материалах и механизмах, отметил Лян.

Испытания компонентов двигателя к настоящему моменту были завершены, а инженерам удалось собрать полностью готовый к запуску образец.

Данный двигатель будет использовать в ракетах «Куайчжоу-21» и «Куайчжоу-31», которые являются моделями нового поколения, разработанными компанией CASIC.

Так, «Кайчжоу-21» будет способна выводить на низкую орбиту Земли 20-тонные космические корабли, а «Кайчжоу-31» и вовсе смоет справиться с 70-тонным грузом, продолжил Лян.

CASIC начала разработку кораблей семейства «Куайчжоу» в 2009 году в качестве дешевых ракет-носителей быстрого реагирования в рамках коммерческого рынка космических запусков. К настоящему моменту было запущено три ракеты: две «Куайчжоу-1» и одна «Куайчжоу-1А».

Вдобавок к государственным компаниям вроде CASIC, частные предприятия также ставят перед собой задачу выйти на коммерческий рынок космических пусков Китая. Так, пекинские OneSpace и LandSpace, а также шэньжэньская Link Space уже заявили о своих планах разработать и произвести собственные ракеты-носители.

22 декабря компания OneSpace провела успешное зажигание в провинции Цзянси первого ракетного двигателя, разработанного частной китайской фирмой.

Как отмечалось ранее, Китай всерьез намерен занять лидерство по количеству коммерческих запусков. Для этого власти Поднебесной обещают серьезные вливания в этот сектор. Первые фирмы уже получили 1,2 млрд юаней ($181,5 млн) на соответствующие разработки. Разработка ракет семейства «Куайчожу» также является приоритетной задачей.

www.aex.ru

Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

9:29 / 13.10.14

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США) / Фото: upload.wikimedia.org

Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

Модель РД-171 / Фото: upload.wikimedia.org

"Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит А.Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы."

Техническая справка

РД-170 — жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976 г). Является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных. Он на 2,1-5,65 % мощнее однокамерного двигателя F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза.

Двигатель для РН «Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для 10-кратного использования. Базовый вариант использовался на первой ступени ракеты-носителя «Энергия» и «Зенит», на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на РН «Атлас») и РД-191 (РН «Ангара»). 

Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Мощность РД-170 — около 20 млн лошадиных сил. Стоимость последней модификации двигателя РД-171М, по состоянию на 2010 год, составляет около 13,5 млн долл.

До РД-170 в 1973—1974 гг., по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 г. были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме). 

Технические характеристики

Масса, кг9750
Камеры сгорания4
Сопло4
Газогенератор, работающий на одну турбину 2
Тяга в вакууме, тс 806,4
Тяга на уровне моря, тс 740
Удельный импульс в вакууме, с337,2
Энергомассовое совершенство (отношение тяга/вес) 82

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ  www.arms-expo.ru 21

www.arms-expo.ru

Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

9:29 / 13.10.14

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США) / Фото: upload.wikimedia.org

Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

Модель РД-171 / Фото: upload.wikimedia.org

"Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит А.Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы."

Техническая справка

РД-170 — жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976 г). Является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных. Он на 2,1-5,65 % мощнее однокамерного двигателя F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза.

Двигатель для РН «Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для 10-кратного использования. Базовый вариант использовался на первой ступени ракеты-носителя «Энергия» и «Зенит», на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на РН «Атлас») и РД-191 (РН «Ангара»). 

Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Мощность РД-170 — около 20 млн лошадиных сил. Стоимость последней модификации двигателя РД-171М, по состоянию на 2010 год, составляет около 13,5 млн долл.

До РД-170 в 1973—1974 гг., по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 г. были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме). 

Технические характеристики

Масса, кг9750
Камеры сгорания4
Сопло4
Газогенератор, работающий на одну турбину 2
Тяга в вакууме, тс 806,4
Тяга на уровне моря, тс 740
Удельный импульс в вакууме, с337,2
Энергомассовое совершенство (отношение тяга/вес) 82

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ  www.arms-expo.ru 21

www.arms-expo.ru

Ракетные двигатели защитят от копирования | Статьи

Депутаты Госдумы планируют до конца года ратифицировать соглашение о защите в КНР российской интеллектуальной собственности в области ракетно-космической техники. Это откроет путь совместным российско-китайским проектам в данной сфере и поставкам в Поднебесную российской космической техники. Двусторонние переговоры в этой области идут с 2014 года. Пекин интересуется семейством самых мощных в мире ракетных двигателей РД-170. Заключению контрактов мешали опасения России, что в КНР эту технику скопируют.

В осеннюю сессию Госдума РФ планирует рассмотреть и ратифицировать «Соглашение между правительствами России и Китая об охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях». Ответственным за рассмотрение документа назначен комитет по международным делам, соисполнителем — комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Об этом «Известиям» рассказали в комитете-соисполнителе.

Данное соглашение было подписано в 2016 году гендиректором госкорпорации «Роскосмос» Игорем Комаровым и руководителем Китайской национальной космической администрации Сюй Дачже. В сентябре 2017 года правительство РФ внесло его на ратификацию в Госдуму. Заинтересованные ведомства представили отзывы на соглашение. После этого, как ожидается, комитет по международным делам вынесет его на пленарное заседание думы. Ратификацию документа в трех чтениях планируется провести в ноябре-декабре 2017 года, пояснили  «Известиям» в комитете по экономполитике. 

Как ожидается, после этого соглашение будет передано на ратификацию в Совет Федерации, а затем поступит на подпись к президенту.

В пояснительной записке к документу утверждается, что оно надежно обеспечивает интересы РФ в планируемых российско-китайских космических проектах, создает правовые основы для предотвращения несанкционированного доступа к охраняемым технологиям и их несанкционированной передачи третьей стороне. Соглашение предусматривает разработку и утверждение планов охраны технологий. Также оно регламентирует объем и порядок доступа сторон к техническим данным и материальной части в совместных проектах.

Зампредседателя комитета Госдумы по экономполитике Денис Кравченко считает, что ратификация соглашения позволит России и Китаю наконец приступить к реализации совместных космических проектов.

— Я считаю такое соглашение очень важным для сотрудничества с нашим ближайшим другом и партнером — Китайской Народной Республикой. Космос — это очень дорогостоящее, затратное направление, которое невозможно тянуть в одиночку, — рассказал «Известиям» Денис Кравченко.

В пресс-службе НПО «Энергомаш» (производитель двигателей, к которым проявляет интерес Китай) «Известиям» пояснили, что ратификация такого соглашения должна предшествовать любым  договоренностям о поставках двигателей.

— Переговоры с Китаем по техническим вопросам в области ракетного двигателестроения возможны только после межправительственного соглашения и получения одобрения со стороны госкорпорации «Роскосмос», — рассказали «Известиям» в пресс-службе предприятия.

В пресс-службе «Роскосмоса» подтвердили, что после ратификации документа стороны перейдут к практическому сотрудничеству, но не стали уточнять, в каких направлениях оно возможно.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что главная цель соглашения — создание юридической основы для сотрудничества в области ракетного двигателестроения.

— Детали идущих не первый год переговоров между Россией и Китаем не раскрываются, но разногласия понятны. Они хотят купить маленькую партию двигателей для изучения и повышения уровня образования своих двигателестроителей. Мы настаиваем на контракте, аналогичном американскому, когда мы продали партию двигателей с опционом в 100 штук, а также технологии и услуги по развертыванию производства в США. Долгие переговоры свидетельствуют о  попытках найти взаимоприемлемое решение. Несколько двигателей мы явно продавать не хотим, а Китай не хочет покупать крупную партию. Соглашение направлено на то, чтобы каждая из сторон дала другой обязательства, но это не снимает всех проблем. Все вопросы защиты интеллектуальной собственности должны быть прописаны в конкретном контракте, — рассказал «Известиям» Иван Моисеев.

В числе прочего, пояснил эксперт, необходима защита от передачи отечественных разработок через Китай в третьи руки. Наша страна — участник соглашения о контроле за ракетными технологиями, а Пекин — нет.

Впервые об интересе Китая к российским двигателям семейства РД-170 производства НПО «Энергомаш» (это в том числе РД-180 для американских ракет Atlas, РД-183 для американских Antares, РД-191 для российской «Ангары» и РД-171 для «Зенита» и перспективной ракеты «Союз-5») стало известно в 2014 году. Сообщалось о заинтересованности КНР в российских технологиях производства ракетных двигателей.

По информации пресс-службы «Роскосмоса», китайская сторона соглашение о защите интеллектуальной собственности уже ратифицировала. В корпорации «Великая стена», осуществляющей от имени Китая международное сотрудничество в космической сфере, не ответили на запрос «Известий».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

iz.ru

Китай испытает гиперзвуковой двигатель нового поколения — Российская газета

В этом году специалисты Исследовательского института машинного оборудования Пекина проведут испытания прототипа новейшего гиперзвукового двигателя для летательных аппаратов и первых ступеней ракет-носителей.

Как сообщает издание Aviation Week, этот прототип станет основой для полноразмерной модели, летные испытания которой пройдут до 2025 года.

Как отмечают специалисты главной проблемой при создании таких двигателей является то обстоятельство, что каждый из них может работать в узком диапазоне скоростей, а вот сконструировать силовую установку, которая разгоняла бы летательный аппарат от нуля до гиперзвуковой скорости (более 5 чисел Маха, или более 6,2 тысячи километров в час), пока не представлялось возможным.

двигатель, над которым работают китайские инженеры, как ожидается, сможет разгонять летательный аппарат с нуля до скоростей более 10 чисел Маха. Разработка получила название TRRE (Turbo-aided Rocket-augmented Ram/scramjet Engine.

Особенность конструкции заключается в том, что под единым кожухом объединены турбореактивный, ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели.

Сопло этой комбинированной силовой машины имеет изменяемый диаметр - в зависимости от скорости полета и того, какой из трех двигателей сейчас работает.

На первом этапе полета в двигателе будет работать его низкоскоростная турбореактивная составляющая.

На следующем этапе, после достижения двух чисел Маха, включаются ракетный и прямоточный двигатель. После шести чисел Маха ракетный двигатель отключается, а прямоточный воздушно-реактивный переходит в гиперзвуковой режим с дополнительной подачей в камеру сгорания жидкого кислорода.

Стоит добавить, что если испытания пройдут успешно, Китай станет первой в мире страной, создавшей силовую установку, способную разгонять аппарат с нуля до глубокого гиперзвука - более 10 чисел Маха.

rg.ru

Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

9:29 / 13.10.14

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США) / Фото: upload.wikimedia.org

Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

Модель РД-171 / Фото: upload.wikimedia.org

"Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит А.Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы."

Техническая справка

РД-170 — жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976 г). Является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных. Он на 2,1-5,65 % мощнее однокамерного двигателя F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза.

Двигатель для РН «Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для 10-кратного использования. Базовый вариант использовался на первой ступени ракеты-носителя «Энергия» и «Зенит», на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на РН «Атлас») и РД-191 (РН «Ангара»). 

Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Мощность РД-170 — около 20 млн лошадиных сил. Стоимость последней модификации двигателя РД-171М, по состоянию на 2010 год, составляет около 13,5 млн долл.

До РД-170 в 1973—1974 гг., по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 г. были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме). 

Технические характеристики

Масса, кг9750
Камеры сгорания4
Сопло4
Газогенератор, работающий на одну турбину 2
Тяга в вакууме, тс 806,4
Тяга на уровне моря, тс 740
Удельный импульс в вакууме, с337,2
Энергомассовое совершенство (отношение тяга/вес) 82

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ  www.arms-expo.ru 21

www.arms-expo.ru