Существует мнение, что холодный пуск двигателя становится настоящим испытанием для автомобиля зимой. Насколько это опасно, и как можно предотвратить негативные последствия, АиФ.ru выяснил у автоэкспертов.
«Безусловно, холодный пуск двигателя снижает его ресурс, несмотря на кажущуюся спорность этого заключения, — считает заместитель генерального директора Научно-исследовательского автомобильного института („НАМИ“) Денис Загарин. — Это вопрос чисто физики, потому что на серьезном холоде изменяются размеры металлических частей, зазоры в двигателе. Отдельно, я думаю, все не раз обращали внимание, что густеет масло. Соответственно, масло хуже прокачивается, детали хуже смазываются. Некоторые движущиеся части двигателя испытывают масляное голодание. Отдельно стоит отметить, что за счет больших зазоров часть несгоревшего топлива попадает в масло. Топливо также смывает масло со стенок цилиндров. Поэтому не зря говорят, что холодный пуск равносилен нескольким сотням километров пробега».
Автоэксперт Вячеслав Субботин также отмечает влияние холода на работу двигателя. «Чем холоднее температура, тем больше изменений в геометрии трущихся деталей. Чем больше изменений, тем и, соответственно, больше будет износ двигателя. Двигатель, который работает в Калифорнии или, скажем, Майами, будет служить больше. А тот, который работает на морозе, будет служить меньше. Но мы живём в этих условиях, нам некуда от них деваться», — считает эксперт. При этом он отмечает, что для мотора совершенно естественно запускаться в холодное время. «Холодный пуск при исправном моторе и хороших маслах ничем не грозит», — отмечает Субботин.
Однако существует несколько способов, как можно снизить негативное влияние холодного пуска. «Безусловно, двигатель надо готовить к зиме, — заявляет Денис Загарин. — В первую очередь, подбирать соответствующие региону масла — менее вязкие на холоде. Хороший результат дают предпусковые прогреватели, различного рода утепления подкапотного пространства. Самая простая вещь, которая сейчас доступна автолюбителю — это автозапуск. Чтобы автомобиль в течение холодной ночи несколько раз запускался, пока он еще теплый, и прогревался до рабочей температуры».
— Прогревать мотор нужно, но не более 30-40 секунд. Это касается всех современных автомобилей, — считает Вячеслав Субботин. — Это время, необходимое, чтобы закачать масло в головку цилиндра. Несовременные машины 20-летней давности нужно прогревать дольше. Когда едешь при небольшой нагрузке метров 100-200, всё быстрее прогревается, двигатель работает чётче, а значит, меньше изнашиваемость. Просто не надо сразу давать газу. Если масло не закачалось в двигатель, то могут быть затиры. Также нужно помнить, что прогревать надо не только мотор, но и подвеску.
www.aif.ru
Начнем с прописных истин, а именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел. Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор.
Питание двигателя состоит из: горючего (самое распространенное — бензин) и окислителя (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя.
Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь для различных режимов работы, существенно сложнее примуса. Но одна из его задач та же — держать соотношение топлива и окислителя в «горючих» рамках.
Когда мотор уже прогрет — это просто. Куда сложнее холодный зимний пуск. Промороженный воздух в диффузорах карбюратора еще больше охлаждается, и капельки бензина, смешиваясь с этой струей, испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальная смесь — жидкую каплю горючего искра не воспламенит. Дело усложняется тем, что часть паров бензина, все-таки образовавшихся при карбюрации, по пути в цилиндр вновь конденсируется, соприкасаясь с холодным коллектором, и у свечи вновь один воздух — а он, увы, не горит.
Выход из этой непростой ситуации найден давно — любой карбюратор оснащен тем или иным пусковым устройством, резко увеличивающим подачу бензина, чтобы насыщенность его паров возле свечи стала достаточной для вспышки. Простейшая «полуавтоматика» представляется многим автолюбителям мудреной — хотя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник.
Гораздо более сложная проблема возникает у многих современных зарубежных машин, на которых установлен датчик температуры, который при определенном значении заданной минимальной температуры просто не позволит запуститься вашему двигателю. Бороться с этим недугом можно разными путями, вплоть до установки в машине специальной «платы» с выводом кнопки на панель. При запуске двигателя вы нажимаете кнопку, цепь размыкается и электроника, отвечающая, в том числе за ограничение пуска двигателя, перестает работать. Двигатель завелся, вы отжимаете кнопку, и работа электроники машины вновь восстановлена.
Следующая важная система — зажигание. Так ли уж важна мощность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджигает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор, нормально работающий карбюратор…) сверхмощная искра и не нужна. Иное дело — условия холодного пуска!
Мощная, хлесткая искра, нагревая капельки бензина, способствует их воспламенению. А слабая на это не способна. Кроме того, важно, чтобы искра между электродами проскочила вовремя — в конце такта сжатия, перед положением поршня в верхней мертвой точке. Это — так называемое опережение зажигания или угол опережения зажигания, для каждого двигателя свой, регламентируемый.
Мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Прежде всего — от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запущен — от состояния аккумуляторной батареи.
Последовательно мы подошли к стартеру. Его задача — крутить мотор, да побыстрее, чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цилиндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачивается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.
Зимой стартеру особенно нелегко и тем более, если в двигателе густое летнее масло. Его настолько трудно прокачать по системе смазки, что порой ломается масляный насос, рвется корпус фильтра. Коленвал вращается еле-еле, сжатие в цилиндрах медленное и слабое, карбюратор работает плохо. Но и это не все!
Нагрузка на стартер максимальная — и он сильно «подсаживает» батарею — настолько, что и искры может не быть. Вот почему при зимнем пуске вязкость масла часто играет «первую скрипку». Поскупились, сэкономили на смене масла — неприятности обеспечены.
А теперь перейдем от теории к практике. Как можно заключить из всего вышеописанного самое главное — это общая готовность автомобиля к морозам. «Правильное», более жидкое и потому более подходящее для зимы масло, а также хороший аккумулятор. С маслом все просто — заливайте хорошее масло в проверенных автосервисах. Минеральное или просто старое машинное масло в минус 30 наверняка замерзнет. Поэтому лучше поменять масло, предпочтительно на «синтетику».
В бачке омывателя тоже нужно иметь незамерзайку, причем качественную и не разбавленную. Вода, если вдруг у кого осталась, замерзнув, разорвет детали омывателя. К сожалению, большинство «незамерзаек» предлагаемых на авторынках замерзают уже при -15ºС. Зная этот факт проще на зиму сливать всю жидкость из омывателя и тем самым обезопасить себя от неприятностей. Согласитесь: мало кто из нас пользуется омывателем зимой.
Аккумулятор. Помочь ему пережить ночь или даже несколько дней можно, хорошо прогрев машину «перед сном» — лучше всего поездить хотя бы полчаса не используя мощные электроприборы — обогрев заднего стекла и сидений, сервоприводы, навороченную музыку. Есть еще вариант унести аккумулятор домой, в тепло. Если у вас нет теплого гаража, и стоянка предстоит долгая, скажем недельная, то снять аккумулятор все же стоит.
Даже в обычных теплых условиях в течение месяца каждый аккумулятор нуждается в зарядке, что же говорить о холодах, когда процесс разрядки идет гораздо быстрее. Не забудьте перед установкой аккумулятора, зачистить все контакты, иначе у вас автомобиль либо не станет заводиться, либо при запуске начнет «глючить» сигнализация.
В холодные утра аккумулятор перед запуском нужно прогреть, на несколько секунд включив дальний свет. Мера это довольно действенная. Совет тем, кто пользуется ручной коробкой передач: чтобы не перегружать аккумулятор — не забывайте во время пуска нажать на педаль сцепления. Нейтрального положения рычага в коробке тут мало: ведь при отпущенной педали мотору придется вращать и ведомый диск, и валы в коробке.
И даже после того как двигатель завелся, имеет смысл некоторое время подержать ногу на сцеплении — если резко отпустить, автомобиль может заглохнуть и, по закону подлости, больше не завестись. Не надо крутить стартер слишком долго — лучше дать аккумулятору отдохнуть, а потом повторить операцию.
Если все же вам не удается завести своего железного коня, то в таких случаях мы вспоминаем о существовании особых устройств, носящих в народе название — «провода для прикуривания». Они предназначены для подачи большого стартового тока на клеммы разряженной аккумуляторной батареи от автомобиля-донора.
Но передать этот ток способны только провода, имеющие достаточно большое сечение. Например, чтобы обеспечить прокрутку холодного двигателя с объемом около 1,6 л, площадь поперечного сечения такого провода должна быть не меньше 16 мм?, что соответствует диаметру 4,5 мм.
Некоторые фирмы выпускают провода в резиновой изоляции, которая при отрицательных температурах дубеет и не позволяет проводам сгибаться. У лучших образцов изоляция выполнена из мягкого материала, чаще всего она силиконовая, не теряющая своих свойств на морозе.
Концы проводов обычно заделываются в мощные зажимы типа «крокодил» и отличаются цветом: как правило, плюсовой провод бывает красным, минусовой — черным. Длина проводов редко превышает 2-3 метра, поэтому ставить автомобили следует как можно ближе один к другому. И при этом учитывать расположение аккумуляторных батарей.
Хочу предостеречь: многие автомобили с достаточно сложным электронным обеспечением системы пуска — проще говоря, с компьютерами — не рекомендуется запускать таким способом. Их выпрямительные мосты и компьютеры могут при этом погибнуть. О чем в инструкциях обычно сказано достаточно определенно. Поэтому, прежде чем «прикуривать» — загляните в «мануал»!
Открыв капоты, сначала закрепите наконечник «плюсового» провода на клемме «+» страдающего автомобиля и только после этого соедините второй зажим этого же провода с клеммой «+» АКБ автомобиля-донора. Зажимы должны закрепляться плотно и надежно. После этого в такой же последовательности подключите черный провод.
Убедившись, что провода закреплены правильно и прочно, подождите пару минут и включите зажигание. Включать зажигание и запускать двигатель автомобиля-донора не следует во избежание повреждения его электронных систем. После пуска двигателя и появления признаков его устойчивой работы на оборотах холостого хода провода можно отключить: сначала «минусовой», затем «плюсовой».
Часто машина не заводится из-за плохих или грязных свечей зажигания. Их нужно проверить, очистить от нагара и при необходимости поменять.
На случай морозов в автомагазинах продается большое количество специальных присадок для топлива — например, «быстрый старт», которые заливаются в карбюратор и топливную систему для лучшего запуска двигателя.
Стартером нельзя, да и бессмысленно крутить дольше 20 секунд. Если после трех таких попыток машина не ожила — нужно подождать несколько минут, затем повторить серию. Когда не получилось запустить мотор с трех-пяти попыток и он не подает на это никаких надежд — стоит оставить машину в покое до потепления или вызвать специалиста для поиска причины саботажа техники.
В холод лучше не ставить автомобиль на ручник, чтобы не примерзли колодки. Спокойнее просто поставить машину на передаче. Владельцам дизельных автомобилей вообще не рекомендуется пользоваться машиной в серьезные холода, если она ночует на улице или в неотапливаемом гараже. Шансов на запуск дизеля при минус 30 немного.
Чтобы не копаться с замерзшими дверными замками, лучше заранее залить в «личинки» специальные «размораживалки». Поливать замок кипятком не советую — вода остынет, замерзнет, и открыть машину в следующий раз удастся уже только весной.
Один из спорных вопросов — стоит ли греть машину, если, допустим, она совершенно исправна и может ехать сразу после пуска и не глохнуть. Однозначно: стоит трогаться с места только после того, как обогреватель салона начинает выдавать ощутимо теплый для рук воздух. И, конечно, не газовать, как советуют инструкции.
Помните: один проблемный холодный пуск двигателя в сильный мороз по степени причиненного автомобилю вреда равен 300-500 км пробега. И если поездка не срочная, то лучше ее отложить на потом.
test.acmarshal.ru
Начнем с прописных истин, а именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел. Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор.
Питание двигателя состоит из: горючего (самое распространенное — бензин) и окислителя (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя.
Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь для различных режимов работы, существенно сложнее примуса. Но одна из его задач та же — держать соотношение топлива и окислителя в «горючих» рамках.
Когда мотор уже прогрет — это просто. Куда сложнее холодный зимний пуск. Промороженный воздух в диффузорах карбюратора еще больше охлаждается, и капельки бензина, смешиваясь с этой струей, испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальная смесь — жидкую каплю горючего искра не воспламенит. Дело усложняется тем, что часть паров бензина, все-таки образовавшихся при карбюрации, по пути в цилиндр вновь конденсируется, соприкасаясь с холодным коллектором, и у свечи вновь один воздух — а он, увы, не горит.
Выход из этой непростой ситуации найден давно — любой карбюратор оснащен тем или иным пусковым устройством, резко увеличивающим подачу бензина, чтобы насыщенность его паров возле свечи стала достаточной для вспышки. Простейшая «полуавтоматика» представляется многим автолюбителям мудреной — хотя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник.
Гораздо более сложная проблема возникает у многих современных зарубежных машин, на которых установлен датчик температуры, который при определенном значении заданной минимальной температуры просто не позволит запуститься вашему двигателю. Бороться с этим недугом можно разными путями, вплоть до установки в машине специальной «платы» с выводом кнопки на панель. При запуске двигателя вы нажимаете кнопку, цепь размыкается и электроника, отвечающая, в том числе за ограничение пуска двигателя, перестает работать. Двигатель завелся, вы отжимаете кнопку, и работа электроники машины вновь восстановлена.
Следующая важная система — зажигание. Так ли уж важна мощность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджигает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор, нормально работающий карбюратор…) сверхмощная искра и не нужна. Иное дело — условия холодного пуска!
Мощная, хлесткая искра, нагревая капельки бензина, способствует их воспламенению. А слабая на это не способна. Кроме того, важно, чтобы искра между электродами проскочила вовремя — в конце такта сжатия, перед положением поршня в верхней мертвой точке. Это — так называемое опережение зажигания или угол опережения зажигания, для каждого двигателя свой, регламентируемый.
Мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Прежде всего — от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запущен — от состояния аккумуляторной батареи.
Последовательно мы подошли к стартеру. Его задача — крутить мотор, да побыстрее, чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цилиндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачивается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.
Зимой стартеру особенно нелегко и тем более, если в двигателе густое летнее масло. Его настолько трудно прокачать по системе смазки, что порой ломается масляный насос, рвется корпус фильтра. Коленвал вращается еле-еле, сжатие в цилиндрах медленное и слабое, карбюратор работает плохо. Но и это не все!
Нагрузка на стартер максимальная — и он сильно «подсаживает» батарею — настолько, что и искры может не быть. Вот почему при зимнем пуске вязкость масла часто играет «первую скрипку». Поскупились, сэкономили на смене масла — неприятности обеспечены.
А теперь перейдем от теории к практике. Как можно заключить из всего вышеописанного самое главное — это общая готовность автомобиля к морозам. «Правильное», более жидкое и потому более подходящее для зимы масло, а также хороший аккумулятор. С маслом все просто — заливайте хорошее масло в проверенных автосервисах. Минеральное или просто старое машинное масло в минус 30 наверняка замерзнет. Поэтому лучше поменять масло, предпочтительно на «синтетику».
В бачке омывателя тоже нужно иметь незамерзайку, причем качественную и не разбавленную. Вода, если вдруг у кого осталась, замерзнув, разорвет детали омывателя. К сожалению, большинство «незамерзаек» предлагаемых на авторынках замерзают уже при -15ºС. Зная этот факт проще на зиму сливать всю жидкость из омывателя и тем самым обезопасить себя от неприятностей. Согласитесь: мало кто из нас пользуется омывателем зимой.
Аккумулятор. Помочь ему пережить ночь или даже несколько дней можно, хорошо прогрев машину «перед сном» — лучше всего поездить хотя бы полчаса не используя мощные электроприборы — обогрев заднего стекла и сидений, сервоприводы, навороченную музыку. Есть еще вариант унести аккумулятор домой, в тепло. Если у вас нет теплого гаража, и стоянка предстоит долгая, скажем недельная, то снять аккумулятор все же стоит.
Даже в обычных теплых условиях в течение месяца каждый аккумулятор нуждается в зарядке, что же говорить о холодах, когда процесс разрядки идет гораздо быстрее. Не забудьте перед установкой аккумулятора, зачистить все контакты, иначе у вас автомобиль либо не станет заводиться, либо при запуске начнет «глючить» сигнализация.
В холодные утра аккумулятор перед запуском нужно прогреть, на несколько секунд включив дальний свет. Мера это довольно действенная. Совет тем, кто пользуется ручной коробкой передач: чтобы не перегружать аккумулятор — не забывайте во время пуска нажать на педаль сцепления. Нейтрального положения рычага в коробке тут мало: ведь при отпущенной педали мотору придется вращать и ведомый диск, и валы в коробке.
И даже после того как двигатель завелся, имеет смысл некоторое время подержать ногу на сцеплении — если резко отпустить, автомобиль может заглохнуть и, по закону подлости, больше не завестись. Не надо крутить стартер слишком долго — лучше дать аккумулятору отдохнуть, а потом повторить операцию.
Если все же вам не удается завести своего железного коня, то в таких случаях мы вспоминаем о существовании особых устройств, носящих в народе название — «провода для прикуривания». Они предназначены для подачи большого стартового тока на клеммы разряженной аккумуляторной батареи от автомобиля-донора.
Но передать этот ток способны только провода, имеющие достаточно большое сечение. Например, чтобы обеспечить прокрутку холодного двигателя с объемом около 1,6 л, площадь поперечного сечения такого провода должна быть не меньше 16 мм?, что соответствует диаметру 4,5 мм.
Некоторые фирмы выпускают провода в резиновой изоляции, которая при отрицательных температурах дубеет и не позволяет проводам сгибаться. У лучших образцов изоляция выполнена из мягкого материала, чаще всего она силиконовая, не теряющая своих свойств на морозе.
Концы проводов обычно заделываются в мощные зажимы типа «крокодил» и отличаются цветом: как правило, плюсовой провод бывает красным, минусовой — черным. Длина проводов редко превышает 2-3 метра, поэтому ставить автомобили следует как можно ближе один к другому. И при этом учитывать расположение аккумуляторных батарей.
Хочу предостеречь: многие автомобили с достаточно сложным электронным обеспечением системы пуска — проще говоря, с компьютерами — не рекомендуется запускать таким способом. Их выпрямительные мосты и компьютеры могут при этом погибнуть. О чем в инструкциях обычно сказано достаточно определенно. Поэтому, прежде чем «прикуривать» — загляните в «мануал»!
Открыв капоты, сначала закрепите наконечник «плюсового» провода на клемме «+» страдающего автомобиля и только после этого соедините второй зажим этого же провода с клеммой «+» АКБ автомобиля-донора. Зажимы должны закрепляться плотно и надежно. После этого в такой же последовательности подключите черный провод.
Убедившись, что провода закреплены правильно и прочно, подождите пару минут и включите зажигание. Включать зажигание и запускать двигатель автомобиля-донора не следует во избежание повреждения его электронных систем. После пуска двигателя и появления признаков его устойчивой работы на оборотах холостого хода провода можно отключить: сначала «минусовой», затем «плюсовой».
Часто машина не заводится из-за плохих или грязных свечей зажигания. Их нужно проверить, очистить от нагара и при необходимости поменять.
На случай морозов в автомагазинах продается большое количество специальных присадок для топлива — например, «быстрый старт», которые заливаются в карбюратор и топливную систему для лучшего запуска двигателя.
Стартером нельзя, да и бессмысленно крутить дольше 20 секунд. Если после трех таких попыток машина не ожила — нужно подождать несколько минут, затем повторить серию. Когда не получилось запустить мотор с трех-пяти попыток и он не подает на это никаких надежд — стоит оставить машину в покое до потепления или вызвать специалиста для поиска причины саботажа техники.
В холод лучше не ставить автомобиль на ручник, чтобы не примерзли колодки. Спокойнее просто поставить машину на передаче. Владельцам дизельных автомобилей вообще не рекомендуется пользоваться машиной в серьезные холода, если она ночует на улице или в неотапливаемом гараже. Шансов на запуск дизеля при минус 30 немного.
Чтобы не копаться с замерзшими дверными замками, лучше заранее залить в «личинки» специальные «размораживалки». Поливать замок кипятком не советую — вода остынет, замерзнет, и открыть машину в следующий раз удастся уже только весной.
Один из спорных вопросов — стоит ли греть машину, если, допустим, она совершенно исправна и может ехать сразу после пуска и не глохнуть. Однозначно: стоит трогаться с места только после того, как обогреватель салона начинает выдавать ощутимо теплый для рук воздух. И, конечно, не газовать, как советуют инструкции.
Помните: один проблемный холодный пуск двигателя в сильный мороз по степени причиненного автомобилю вреда равен 300-500 км пробега. И если поездка не срочная, то лучше ее отложить на потом.
www.acmarshal.ru
Холодный пуск двигателя может вызвать большие проблемы, особенно у начинающих водителей. Вообще говоря, готовить сани надо летом. Тогда проблем с пуском не будет. Однако в любом случае при пуске двигателя в холодное время следует выполнять определённые правила. Здесь речь пойдёт о моей Лада-Приора, то есть об автомобиле с бензиновым двигателем, оснащенном электронной системой управления. Впрочем, холодный пуск двигателя ВАЗ не отличается от принципов пуска двигателей автомобилей других марок.
Плохой пуск холодного двигателя обычно вызван не совсем исправным состоянием автомобиля. Эти случаи здесь не рассматриваются. В статье описаны только нюансы холодного пуска абсолютно исправного двигателя.
Прежде всего, забудьте про автозапуск, если на улице ниже -20. Конечно, если вам машину не жалко, то можете заводить. Однако, даже если у вас и в движке и в коробке залита хорошая синтетика, на морозе она тоже не такая уж и текучая. Если не верите, оставьте в багажнике на ночь канистру с маслом, а потом посмотрите, что оно из себя представляет, когда промёрзнет.
Итак, на улице мороз. Садимся в машину. Выжимаем сцепление (даже если у вас в коробке зимнее масло, сцепление лучше выжать, впрочем, это справедливо не для всех моделей – читайте инструкцию по эксплуатации). Вставляем ключ зажигания в замок и поворачиваем, но пока не до конца, то есть не включаем стартер. Нужно выждать 2-3 секунды, чтобы бензонасос нагнал давление. Потом включаем стартер, но не более чем на 10 секунд. Если машина с первого тыка не завелась, не надо её дальше мучить. Подождите 3-5 минут, и только после этого попытайтесь снова запустить двигатель.
Зачем нужна пауза? Дело в том, что зимой бензин очень плохо испаряется. Машина с первого раза не завелась, но бензонасос-то работал в момент запуска и успел налить в цилиндры и на свечи бензина. Таким образом, если сразу же попытаться повторно запустить двигатель, то вторая попытка почти наверняка обречена на провал. Почему? Потому что работа двигателя внутреннего сгорания (ДВС) основана на взрыве топливной-воздушной смеси. Свеча зажигания вырабатывает искру, эта искра поджигает смесь (именно смесь, а не бензин), происходит взрыв, который толкает поршень. Если же бензина слишком много, то взрыв не произойдёт и, соответственно, двигатель не запустится. Поэтому мы и ждём несколько минут, чтобы бензин испарился (как уже было сказано, в холод бензин испаряется плохо).
Если вторая попытка также оказалась неудачной, то снова выдерживаем паузу и делаем третью попытку. Обычно при исправном двигателе и хорошем аккумуляторе трёх попыток достаточно для пуска.
Как узнать, что машина не заводится именно из-за залива свечей бензином? Ну, вообще-то сидя в салоне однозначно на этот вопрос не ответить. Однако, если при первой попытке двигатель схватывал, а при второй даже не пытается, то это один из признаков того, что бензина в цилиндрах слишком много. Тогда однозначно не спешите делать третью попытку – зальёте свечи ещё больше и посадите аккумулятор. Не нервничайте, выдержите паузу несколько минут и почти наверняка третья попытка окажется удачной (если, конечно, аккумулятор ещё жив). А ещё читайте инструкции на автомобиль – там обычно всё описано.
По поводу подогрева масла различными нагревательными элементами – дело это опасное. Много уже машин сгорело вместе с гаражами и прочими постройками. Лучше не рискуйте. Если машина не заводится, можно и пешком пройтись. А если нужно срочно ехать, то лучше «прикурить» от другого аккумулятора. Если не лень, то можно снимать аккумулятор и уносить его домой на ночь, а утром ставить на машину. Обычно это решает проблемы с пуском двигателя.
Я, например, в первый год вообще проблем не знал, пока аккумулятор был новый. Правда, и зима была потеплее, но всё же в -33 градуса заводился без проблем. А в этом году уже при -28 не смог завестись – аккумулятор посадил. Потом зарядил его и с первого тыка завёлся. Однако на следующий день была та же история. Хотя стартер движок крутил, но видно мощи уже не хватало на нормальную искру. Так что двигатель может не завестись и из-за аккумулятора, даже если стартер худо-бедно крутит.
Ну вот, машина завелась. Теперь вопрос – прогревать её или можно сразу ехать? Поскольку движок управляется электроникой и даже непрогретый работает стабильно, появляется соблазн сразу поехать. Чем мотивировано такое желание? Во-первых, экономией времени. Во-вторых, экономией бензина.
Если с первым не поспоришь, то второй аргумент не такой очевидный. С одной стороны, мы не тратим бензин для прогрева двигателя, с другой – не прогрет не только двигатель, но и коробка, поэтому ехать машина будет тяжелее, а это значит, что и бензина она будет съедать больше. Кроме того, если вы как следует дадите газу на холодном двигателе, то густое масло может продавить какой-нибудь сальник – а это уже совсем неприятно и вместо поездки на работу вам придётся ехать в автосервис.
Поэтому, если время есть, советую прогревать хотя бы градусов до 50-60. От движка и коробка немного подогреется, да и двигатель выйдет на более близкий к рабочему режим.
av-mag.ru
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
«ЧАЙНИКУ» НА ЗАМЕТКУ
ХОЛОДНЫЙ ПУСК
Мы знаем, что пуск двигателя на морозе может вызвать проблемы. Но опыт приходит со временем, а как быть тем, для кого эта зима — первая автомобильная?
Виктор СЛЕСАРЕВ
Начнем разговор об особенностях холодного пуска с прописных истин. А именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел...
Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор.
Сперва о питании. Что же «ест» двигатель? Это горючее (в нашем примере — бензин) и окислитель (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. Вспомните, как горит лужа бензина: темное пламя, копоть... и сравнительно мало жару. Отчего так? После первой вспышки бензин в луже, нагреваясь, начинает все интенсивнее испаряться, затрудняя доступ воздуха к ядру пламени. Смесь, как принято говорить, крайне богатая (то есть с избытком горючего). Но вот дунул ветер — сразу пламя ярче, горячее! Ветер добавил недостающего окислителя.
В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя. Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь для различных режимов работы, посложнее примуса. Но одна из его задач та же — держать соотношение топлива и окислителя в «горючих» рамках.
Когда мотор уже прогрет — это просто. Куда сложнее холодный зимний пуск! Промороженный воздух в диффузорах карбюратора еще больше охлаждается, и капельки бензина, смешиваясь с этой струей, испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальная смесь — жидкую каплю горючего искра не воспламенит. Дело усложняется тем, что часть паров бензина, все-таки образовавшихся при карбюрации, по пути в цилиндр вновь конденсируется, соприкасаясь с холодным коллектором, и у свечи вновь один воздух — а он, увы, не горит.
Выход из этой непростой ситуации найден давно — любой карбюратор оснащен тем или иным пусковым устройством, резко увеличивающим подачу бензина, чтобы насыщенность его паров возле свечи стала достаточной для вспышки.
К сожалению, у многих неопытных автолюбителей карбюраторы далеко не в идеальном порядке. И особенно — их пусковые устройства. Простейшая «полуавтоматика» представляется уж больно мудреной — хотя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник.
Еще один фактор успешного пуска — состояние двигателя. Во время такта сжатия «заряд» смеси в цилиндре нагревается, способствуя испарению бензина. Изношенный мотор, нормально пускавшийся летом, зимой может закапризничать! Надеемся, ваш в этой части совершенно исправен, иначе хлопоты с его пуском лучше отложить до теплых дней.
Следующая важная система — зажигание. Так ли уж важна мощность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджигает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор, нормально работающий карбюратор...) сверхмощная искра и не нужна. Именно поэтому мы до поры пренебрегаем явными неполадками в зажигании (например, почти нет зазора между контактами прерывателя). Иное дело — условия холодного пуска!
Мощная, хлесткая искра, нагревая капельки бензина, способствует их воспламенению. А слабая на это не способна. Кроме того, важно, чтобы искра между электродами проскочила вовремя — в конце такта сжатия, перед положением поршня в верхней мертвой точке. Это — так называемое опережение зажигания или угол опережения зажигания, для каждого двигателя свой, регламентируемый.
От чего же зависит мощность искры? В обычной, контактной системе зажигания, например, — от работы прерывателя. Чем дольше замкнуты его контакты, тем лучше. Но и зазор между ними, определяющий надежность и скорость размыкания, не должен быть слишком мал. Нормируемый параметр здесь — угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), который обычно контролируют по величине зазора в прерывателе. Разумеется, для каждой модели двигателя он свой.
Но мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Прежде всего — от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запущен — от состояния аккумуляторной батареи.
...К нам прибыл читатель А. с рассказом о «чудесах». Одна из банок батареи оказалась замкнута, и та, теперь 10-вольтовая, довольно живо крутила двигатель, но без вспышек. В то же время именно в момент выключения стартера мотор неожиданно пускался!
Чуда здесь нет. Включенный стартер «подсаживал» напряжение в сети почти до 7 вольт, — а обычной, контактной системе зажигания этого недостаточно. Стоило выключить стартер — напряжение подскакивало, и при «раскрученных» коленвале с маховиком мотор начинал работать.
Теперь мы подошли к стартеру. Его задача — крутить мотор, да побыстрее, чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цилиндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачивается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.
Зимой стартеру особенно нелегко и тем более, если в двигателе густое летнее масло. Его настолько трудно прокачать по системе смазки, что порой ломается масляный насос, рвется корпус фильтра. Коленвал вращается еле-еле, сжатие в цилиндрах медленное и слабое, карбюратор работает плохо. Но и это не все! Нагрузка на стартер максимальная — и он сильно «подсаживает» батарею — настолько, что и искры может не быть. Вот почему при зимнем пуске вязкость масла часто играет «первую скрипку». Поскупились, сэкономили на смене масла — неприятности обеспечены.
Конечно, и при подходящем масле бывает, что обороты коленвала малы — из-за неполадок в самом стартере или батарее. Чуда не произойдет, если некогда заниматься машиной летом — придется наверстывать в мороз, что для здоровья автомобиля и его хозяина противопоказано.
www.zr.ru
Каждый автомобилист в какой-то мере привязан к своему автомобилю какими-то прозрачными нитками. Кто из наc, автомобилистов, не говорил себе, вот типа, буду садится за руль, когда это действительно необходимо. Первопричины, поездка на работу, выезд с семьей загород, или эксплуатация автомобиля в хозяйских целях. Но на самом деле все приходит к тому, что мы даже за хлебом ездим на нем, как бы это было не смешно. Я один из таких автомобилистов, как только у меня появляется автомобиль, все покупки, или поход на родничок за водичкой осуществляется уже не пешком, а за рулем любимого кара.
Такие постоянные выезды подразумевают частые пуски двигателя, по несколько раз в день. Холодное время года тоже не исключение, так как на улице холодно, снег или слякоть, а хочется чувствовать себя в комфорте. Поэтому вопрос холодного пуска двигателя легкового автомобиля актуальный особенно в зимнее время.
Для начала хочу напомнить всем автомобилистам опасность пренебрежения подготовки автомобиля к зимнему периоду эксплуатации. Не следует испытывать судьбу, соблюдайте рекомендации по эксплуатации автомобиля в зимний период времени. Это не только сбережет основные узлы и агрегаты вашего автомобиля, но и сэкономит ваши нервы и деньги.
Также не стоит забывать о ежедневном осмотре автомобиля на готовность к предстоящей поездке. Если вы уж очень спешите, обратите внимание хотя бы на основные узлы и агрегаты, влияющие на безопасность движения. Если вы ответственный и скурпулезный автомобилист проверьте уровень охлаждающей жидкости, уровень тормозной жидкости, проверьте заправлен ли бачок омывателя подходящей жидкостью, соответствующей температуре окружающей среды. Убедитесь, что в двигателе подходящий уровень масла. Проверьте колеса, шины, убедитесь, что под автомобилем нет никаких следов неизвестных жидкостей.
Кстати, по поводу шин, отдельная история. И тут нужно говорить очень и очень серьезно. Не пренебрегайте советами экспертов, и вовремя переходите на зимнюю резину (температура ниже +7 градусов Цельсия). Не надо ставить себя в неловкое положение на дороге, выбирайте именно зимнюю, не всесезонку, не резину, которая предназначена для шипов, но без них. А хорошую зимнюю резину, в которой вы будете уверены.
А как приятно ехать на автомобиле и не отвлекаться на всякие мелочи, это дорогого стоит. Поэтому советую обратить внимание на аккумуляторную батарею (АКБ). Нормальный АКБ не заставит вас сомневаться заведется утром двигатель или нет.
Итак, продолжим разбирать тему холодного пуска двигателя. Многие слышали о том, что состояние двигателя оценивают по количеству его холодных пусков. Холодные пуски двигателя очень пагубны для мотора и могут привести к негативному воздействию на состояние двигателя.
Прежде чем запускать двигатель стартером, необходимо подготовить аккумуляторную батарею, включив габариты или ближний свет фар на 30-40 секунд, чтобы в ней начала происходить химическая реакция. Так аккумулятор начнет работать постепенно и уверенно. Почему именно так? Спросите вы. Потому что на стартер требуется больший ток. После таких небольших манипуляций можно прокрутить стартер в течении 2-3 секунд. И спустя несколько секунд повторить попытку.
Осталось только завести двигатель. Если ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач не забудьте выжать сцепление. Долго вращать двигатель стартером не рекомендуется, во избежание эффекта залитых свечей. Если свечи зальет, завести мотор уже врядли получиться. Если двигатель не запускается с первого раза дайте стартеру отдохнуть от 5 до 10 секунд. Не следует постоянно его крутить. Время вращение стартера не должно превышать 25-20 секунд.
Двигатель должен запустится, если конечно нет неисправностей системы пуска двигателя, системы питания двигателя или системы зажигания.
Соблюдайте правила эксплуатации, вовремя проходите ТО, следите за уровнем и качеством масла в двигателе, вовремя осуществляйте замену масла. Перед зимним сезоном проверяйте работу АКБ (как правило срок службы АКБ от 3 до 5 лет). Внимательное отношение к вашему автомобилю подарит вам незабываемые ощущения комфорта и надежности. Всем хорошей автомобильной зимы. Ваш заядлый автоездок Леха.
www.autoezda.com
С наступлением морозов у многих автовладельцев возникает проблема запуска холодного двигателя. В данной статье я хочу поделиться опытом запуска двигателя, который еще вчера нормально заводился, а сегодня не подает надежд. Речь пойдет об автомобилях у которых нет явных признаков неисправностей зажигания и системы впрыска топлива (см. статью Если автомобиль не открывается и не заводится в мороз)
Если вы столкнулись с проблемами запуска холодного двигателя в морозную погоду, прежде всего следует определить основной фактор - состав топливной смеси. Для этого достаточно снять с двигателя одну из свечей зажигания и провести ее визуальный осмотр. При наличии на свече отложений черного (или очень темного) цвета, топливная смесь достаточно богата, это значит что на автомобиле не все в полном порядке с системой зажигания. Чаще всего в таких случаях достаточно заменить свечи и запуск двигателя нормализуется.
Если темный нагар на снятой свече отсутствует, речь идет о бедной топливной смеси. В этом случае виновником проблемы часто служит термодатчик охлаждающей жидкости. Нужно отметить, что часто это термодатчики ранее перегреваемых двигателей. Если ранее двигатель был подвергнут перегреву, настоятельно рекомендую проверить термодатчик и заменить его, если есть в этом необходимость, на исправный. В противном случае, у вас постоянно будут проблемы с запуском двигателя в морозную погоду.
При обедненной топливной смеси, некоторые автовладельцы пытаются запускать мотор с помощью разных присадок повышающих октановое число топлива. Иногда это им удается.
Еще один способ, который часто применяют в данной ситуации, это впрыскивание эфирных составов для запуска карбюраторных двигателей. Данный способ можно считать достаточно дорогим, а главное очень проблематичным. На морозе заниматься разгерметизацией впускного тракта, а затем все это производить в обратной последовательности - приятного мало. Кроме того, данная операция не гарантирует вам удачного запуска двигателя, при отсутствии должного опыта.
На мой взгляд, проще всего для запуска холодного двигателя, это имитировать более низкую его температуру с помощью обычного переменного резистора (потенциометра) номиналом в 5.6 - 8.2 кОм. Для этого (при выключенном зажигании) следует отключить разъем штатного термодатчика О.Ж. и подключить потенциометр вместо этого датчика. Уровень сопротивления сначала следует установить около 4 кОм и попытаться запустить двигатель. Если двигатель не запустился, сопротивление нужно увеличить. После запуска двигателя его обороты Х.Х. часто бывают значительно завышены. В этом случае, следует с помощью потенциометра вывести их до необходимого значения. Аналогично и по мере прогрева двигателя. После прогрева лучше выключить зажигание и подключить штатный термодатчик О.Ж.
Еще одной причиной обедненной топливной смеси может стать недостаточное давление топлива в системе. Здесь причин в основном две. Это либо "умирающий" топливный насос, либо регулятор давления топлива. Если неисправность в топливном насосе, запустить мотор может стать невозможно. Иногда давление топлива в системе можно поднять до оптимального если заглушить сливной шланг.
Для этого бывает достаточно просто его пережать. Следует отметить, что пережимать шланг нужно весьма осторожно, т.к. на сильном морозе он может просто лопнуть. После запуска двигателя продолжать пережимать шланг не более 8-10 сек. В противном случае велика вероятность того, что будут забрызганы свечи зажигания слишком богатой топливной смесью. Если после этого двигатель заглох, операцию следует повторять не увеличивая времени пережимания шланга слива топлива в бак. Лучше в этом случае, дать двигателю прогреться на пусковом режиме до тех пор, когда он перестанет останавливаться, если вы возобновили слив топлива.
Самой банальной причиной проблем пуска холодного двигателя, может стать обычная разгерметизация впускного тракта. Чаще всего речь идет о соскочившей (иногда лопнувшей) трубке, которая соединяет регулятор давления топлива в системе с впускным коллектором.
Внимательно осмотрите соединения всех трубок (шлангов и т.д.), которые идут от впускного тракта к другим системам или элементам (тормозная система, адсорбер, вентиляция картера двигателя и др.) и при наличии исправных элементов системы впрыска, проблем с холодным запуском на вашем автомобиле не будет.
В заключении хочу отметить, что некоторые автовладельцы в проблемах холодного пуска двигателя винят лямбда-зонд (датчик содержания кислорода в выхлопных газах). Это ошибка. О2 в пуске холодного двигателя не учитывается, он вступает в работу только после прогрева до рабочей температуры.
www.autosecret.net