ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

LJ Magazine. Утд 29 двигатель


Украина поставила Казахстану и Индии контрафактные двигатели для бронетехники

В последние годы власти Украины объявили курс на так называемую модернизацию военно-промышленного комплекса, промежуточные итоги которой оцениваются неоднозначно.

Начиная с событий 2014 года официальный Киев неукоснительно соблюдает принцип «Всегда дружу против кого-то». В ходе расширения военно-политического конфликта вокруг народных республик и Крыма украинские власти форсированными темпами переходят на стандарты НАТО.

Тем не менее имеющиеся производственные мощности, технологическая база, наряду с широкой номенклатурой резервных запасов, относящихся к советскому прошлому и существующий кооперации в рамках СНГ, также как нынешние экономические реалии, связанные со спадом промышленного сектора и всей экономики не позволяют украинской стороне в ближайшие годы перейти на «западные» оружейные и производственные стандарты.

Это напрямую касается украинских экспортных поставок обычных вооружений за 2016 год. БМ «Оплот», Т-64БВ-1, различных модификации БТР-3,БТР-4, БРДМ, комплектующие узлов и агрегатов, стрелкового вооружения, включая крупнокалиберные пулеметы и т.д.

Спектр государств-потребителей куда поставляется данная номенклатура вооружений формируют эксплуататоры располагающие парками комплексов изготовленных по стандартам советского/российского производства.

Аналоги украинского оборонного экспорта, как правило, всегда дешевле чем у конкурентов, в число которых входи и РФ, а значит и более доступны. Правда низкая цена является объективным отражением более низкого качества на международном рынке вооружений. Взять хотя бы нарекания, вызванные низким качеством сплавов и элементной базы, по Т-64 и БМ «Оплот» для нужд ВС Таиланда. Или БТР–4 для ВС Ирака.

К тому же Украина, как конкурент и оппонент, стремится наращивать сотрудничество со странами, имеющими различные ограничения/ препятствия по унификации или импорту комплексов российского производства. Так называемый «отраженный экспортный потенциал». К числу таких сделок многие эксперты относят столь обсуждаемый «Пакистанский контракт» по поставке в эту страну 100 БМ «Оплот». Впрочем остаются вопросы по срокам его реализации.

При этом ВПК Украины и «Укрспецэкспорт» за последние 4 года неоднократно становились фигурантами скандалов связанны с промышленным шпионажем, поставками под видом новой техники/узлов и агрегатов ранее эксплуатирующихся изделий и контрафакта.

В середине декабря 2015 года на индийское предприятие «Engine Factory Avadi» выполняющие государственный контракт по ремонту и модернизации БМП-2, обратились представители «Дизелестроительного завода имени С.М. Кирова» с предложением поставок двигателя УТД-29, в качестве альтернативы замены старых силовых установок УТД-20(силовой агрегат БМП-1,БМП-2) на российские УТД-23.

Позже выяснилось, что силовой агрегат УТД-29 никогда не производился на украинской территории. Для справки, данный двигатель разработан для нужд ВС РФ и серийно выпускается на АО «Барнаултрансмаш», обладающим исключительными правами на выпуск данного изделия.

Как выяснилось позже украинская сторона через подставные организации находящиеся под юрисдикцией США, Великобритании, Индонезии пыталась закупить 50 двигателей УТД-29 с целью налаживания собственного производства и продажи под видом установочной серии «перекупленных» изделий российского производства.

В мае 2017 года история с «украинскими» двигателями для БМП продолжилась. На АО «Барнаултрансмаш» поступил официальный запрос от юридической организации работающий в интересах ВПК Республики Казахстан с целью предоставления сведений о производстве двигателя УТД-20 и его узлов и агрегатов.

Речь шла о том, является ли данное российское предприятие единственным мировым изготовителем двигателей серии УТД-20, выдавало ли предприятие лицензии на производство двигателей за рубежом. В частности, поднимался вопрос обладает ли украинская государственная компания «Укрспецэкспорт» лицензией на производство двигателей семейства специального назначения УТД для легкой бронетехники.

В направленном казахстанской стороне ответе от руководства российского предприятия сообщалось, что с 2008 года в АО «Барнаултрансмаш» не применяется система иностранного представительства и дилеров (дистрибьюторов). Однако в период с 2013-15 год на предприятие неоднократно обращались различные украинские компании с целью получения статуса официального представителя предприятия на территории собственной страны. На все запросы российское предприятие ответило отказом.

Представители Казахстана пояснили, что в 2014 году ГК «Укрспецэкспорт» в соответствии с договором № 31/03-14Д поставила 11 новых двигателей УТД-20 МО РК. Номера двигателей в экспортируемой серии: 2Е01ЮЭПФ4916-2Е01ЮЭПФ4926.

После специальных мероприятий и экспертизы специалистами АО «Барнаултрансмаш» было установлено, что данная серия двигателей на предприятии не изготавливалась. Однако в июне 2006 года завод осуществил поставку 11 двигателей в в/ч 75053 МО РФ (г.Пенза), номера которых по последним 4 цифрам частично совпадают с номерами изделий реализованных в Республике Казахстан.

Также руководство российского предприятия отметило, что в период до 2014 года поступали неоднократные обращения от компаний работающих в интересах МО Республики Казахстан, таких как: АО «Семейинжиниринг» и «Казспецэкспорт» для заключения договора на поставку двигателей серии УТД для машин БМП-1, БМП-2. В последствии казахстанская сторона отказалась от своих намерений, вероятно получив украинские аналоги.

Ранее в 2010-11 гг. Украина поставила грузинским партнерам двигатели ЗД12(силовые установки для военных катеров) якобы имеющие российское происхождение.

Индийская БМП-2

В последние годы Украина пытается противопоставить себя России в самых различных областях. При этом захватившие власть в Киеве националисты руководствуются принципом "если не получается навредить - так хоть нагадить". Гадят с большим энтузиазмом и даже упоением. Пускай не очень получается, для "свидомых" увлекателен сам процесс.

Вот и на азиатском рынке вооружений Украина проявляет себя очень активно, хотя в реальности предложить не может почти ничего. История с танками Т-84 "Оплот", так и не поставленными в Таиланд, уже хорошо известна. Бангкок не дождался "продвинутых" танков с Украины и в итоге заказал танки VT-4 у Китая.

Падение производства на Украине заставляет бандеровских негоциантов искать другие способы проникнуть на азиатские рынки. Известно, что если производить нечего - можно купить и перепродать. И в Киеве таки нашли весьма креативный (как им кажется) способ вытеснения России с самого выгодного для Москвы индийского рынка.

Для Индии самым традиционным партнером (с 1985 г.) по поставке, обслуживанию, ремонту и модернизации боевой техники является СССР/Россия (через "Рособоронэкспорт"). В прошлом году стало известно о планах Минобороны Индии до 2021 года провести комплексную модернизацию приобретенных у нас БМП-2, в том числе заменить двигатели.

Россия предложила индийской стороне заменить стоящие на БМП-2 силовые агрегаты УТД-20 на УТД-23 по довольно низкой цене. Прекрасно осведомленное об этом украинское руководство решило обойти "ватников".

В декабре 2015 года на индийское предприятие "Engine Factory Avadi" Министерства обороны Индии (г.Ченнаи), ответственное за осуществление модернизации силового агрегата БМП-2, вышли с предложением о сотрудничестве представители украинского оборонного предприятия "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" (Украина, Запорожская область, г.Токмак, входил в структуру ОАО "Юждизельмаш").

Суть предложения заключалась в поставках для индийских БМП более совершенных двигателей УТД-29. Представители завода им. Кирова безапелляционно заявили, что УТД-23, которые предлагает Россия, уже не ставятся на БМП в самой России. Зачем, говорили они, вам устаревшие силовые агрегаты, если мы можем вам поставить более совершенные.

В общем, что называется "уделали москалей"... Только вот есть во всем этом один маленький ньюанс - двигатели УТД-29 никогда на Украине не производились и не производятся. Данный силовой агрегат является разработкой российской оборонной промышленности и производится на ОАО "ХК Барнаултрансмаш", которое обладает исключительными правами на изготовление УТД-29.

УТД-29 (фото из выставочного зала завода "Барнаултрансмаш")

Завод ОАО "Барнаултрансмаш"

Вид на Барнаул

Украинский "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" до 2000 года производил двигатели УТД-20, однако в ходе процедуры банкротства в 2007-2009 годах производство было остановлено, имущество и площади распроданы. Известно, что в настоящее время на производственной площадке предприятия находятся отдельные производства, выпускающие номенклатуру изделий для ремонта ранее изготовленной продукции. Все!

Вид на г. Токмак, Запорожская область, Украина (на переднем плане "Дизелестроительный завод им. Кирова"

Один из цехов "Дизелестроительного завода им. Кирова" в г. Токмак

Так какие же двигатели Украина собралась продавать Индии, если у нее самой их нет? Для украинских аферистов здесь все просто - нужно их взять там где они есть - в Барнауле.

В течение 2015 года в коммерческий отдел ОАО "ХК Барнаултрансмаш" неоднократно обращались различные коммерческие предприятия, расположенные в Индонезии, Великобритании, США, с предложениями о приобретении двигателей УТД-29 в количестве до 50 штук. При требовании предоставить сертификат конечного пользования двигателей иностранная сторона отвечала отказом, либо указывала что он будет предоставлен после поставки товара иностранному партнёру.

В ходе проверки выяснилось, что адреса электронной почты, с которых велась деловая переписка, принадлежат украинскому представительству компании "Агрофертранс ЛТД" (крупный международный трейдер минеральных удобрений). Получается, что украинские компании через подставные фирмы в разных странах пытались закупить российские УТД-29 для последующей перепродажи в Индию.

На самом деле планы украинских остапов бендеров даже более амбициозные. Судя по всему на "Дизелестроительном заводе имени С.М. Кирова" были намерены наладить производство контрафактных двигателей УТД-29. А пока инженеры предприятия разберутся с производством впарить индусам якобы украинские УТД-29, закупленные в Барнауле.

Индия уже давно старается диверсифицировать поставки вооружений. Часть военной техники закупается в США, Китае, европейских странах, но вот от украинских "партнеров" индусам стоит бежать подальше. После срыва поставок танков в Таиланд и планов по афере с российскими двигателями для БМП-2 от них можно ждать уже чего угодно.

bmpd.livejournal.com

2С31 — WiKi

2С31 или «Вена» — российская 120-мм самоходная артиллерийско-миномётная установка на шасси БМП-3.

2С31 Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. История Разработчик Производитель Годы разработки Годы производства Годы эксплуатации Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Длина с пушкой вперёд, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Активная защита Вооружение Калибр и марка пушки Тип пушки Боекомплект пушки Углы ВН, град. Углы ГН, град. Дальность стрельбы, км Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Запас хода по пересечённой местности, км Удельная мощность, л. с./т Тип подвески Удельное давление на грунт, кг/см² Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
2С31
ИзображениеСАО 2С31 «Вена» на выставке «Технологии в машиностроении — 2010» в Жуковском
самоходная артиллерийско-миномётная установка
19,08
классическая
4
ЗАО «СКБ»
Россия
с 1980-х по 2007
с 1995
с 2010
Россия Азербайджан
6856
7511
3366
3439
4060
3140
450
противопульная
ТШУ-2 «Штора-1»
120-мм 2А80
нарезная полуавтоматическая пушка-гаубица-миномёт
70
−4…+80°
360°
0,5…14[1][сн 1]
1П50, 1П51, 1Д22С, ПЗУ-5М
1 × 7,62-мм ПКТМ

УТД-29

Марка:УТД-29
Тип:дизельный
Максимальная мощность:331 кВт (450 л. с.), при 2600  об/мин
Максимальный крутящий момент:1460 Н·м, при 1600 об/мин
Конфигурация:V
Цилиндров:10
Система питания:топливный насос
Система смазки:принудительная
Охлаждение:жидкостное
Материал блока цилиндров:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1п-4л-2п-5л-4п- -3л-5п-1л-3п-2л
Максимальные обороты:2900
Рекомендованное топливо:многотопливный
450
70
10 на плаву
600
90 на плаву
26
индивидуальная торсионная
0,61
35
0,8
2,5
плавает
Commons-logo.svg 2С31 на Викискладе

Разработана в городе Перми на Мотовилихинских заводах. Впервые представлена на выставке IDEX-97 в Арабских Эмиратах. Помимо IDEX-97, САО 2С31 демонстрировалось и на других выставках, в частности, на «Expo Ejercito-2006», «Eurosatory-2008», «Технологии в машиностроении — 2010».

2С31 или «Вена» предназначена для подавления живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и пунктов управления на расстоянии до 13 км, при этом способна автоматически корректировать свой огонь по результатам засечки разрывов, самостоятельно осуществлять разведку целей днём и ночью, вести прицельный огонь с закрытых позиций и прямой наводкой без предварительной подготовки огневой позиции.

Основным отличием 2С31 от машин предыдущего поколения семейства «Нона» является наличие орудийно-вычислительного комплекса. Комплекс позволяет получать и передавать информацию с данными для стрельбы по целям, а также отслеживать состояние машины. Вся необходимая информация выводится на монитор командира машины. В памяти комплекса сохраняются необходимые значения позиции, дирекционного угла и угла возвышения орудия. Место командира оборудовано ЭВМ, с помощью которой командир вводит данные для стрельбы по целям, после чего орудийно-вычислительный комплекс определяет необходимые углы наведения орудия и номер заряда.[4] Далее осуществляется наведение орудия с помощью специальных приводов горизонтального наведения башни и вертикального наведения орудия. Бортовая ЭВМ способна хранить информацию одновременно о 30 целях.[7]

Для ускорения процесса подготовки САО к стрельбе на местах наводчика и заряжающего имеются индикаторы информации, на которых выводятся необходимые параметры для артиллерийского прицельного комплекса и применяемый тип боеприпаса. В состав дополнительного оборудования бортовой ЭВМ входят: система гирокурсокреноуказания, модуль GPS/ГЛОНАСС, а также баровысотомер для определения данных окружающей среды при действиях в высокогорных условиях.[7]

Применение вычислительного комплекса позволяет добиться минимального времени подготовки САУ к стрельбе. При необходимости обстрела незапланированной цели осколочно-фугасным снарядом время готовности составляет не более 20 секунд с момента получения информации о цели. При совершении огневого манёвра благодаря применению аппаратуры топопривязки время готовности 2С31 к стрельбе составляет не более 1 минуты.[7]

Броневой корпус и башня

2С31 имеет бронированный корпус, на котором установлена закрытая башня с круговым обзором. В башне установлено основное орудие. Наведение орудия производится с помощью специального следящего привода, который после выстрела способен восстанавливать наводку орудия.[8]

Возможна стрельба с подачей выстрелов с грунта, для этого по правому борту машины имеется люк.

На правой стороне башни установлена башенка командира, в которой установлен пулемёт. Башенка имеет возможность вращения в горизонтальной плоскости. Углы вращения составляют от −90 до +90°.[9]

Вооружение

В качестве основного вооружения используется комбинированное полуавтоматическое нарезное 120-мм орудие 2А80, совмещающее в себе функции пушки-гаубицы и миномёта. Орудие способно вести стрельбы всеми типами мин калибра 120 мм вне зависимости от страны-производителя. Также имеется возможность вести стрельбу снарядами с готовыми нарезами. В перечень используемой номенклатуры боеприпасов входят снаряды от систем предыдущего поколения (2Б16 «Нона-К», 2С9 «Нона-С», 2С23 «Нона-СВК»). Имеется возможность использования управляемого снаряда 3ВОФ112 «Китолов-2». Для предотвращения загазованности боевого отделения орудие 2А80 снабжено системой принудительной продувки ствола.[8]

По своему могуществу осколочно-фугасные снаряды, используемые 2С31, сравнимы со снарядами калибров 152—155 мм, кроме того, обеспечена высокая кучность стрельбы.[9] Возимый боекомплект составляет 70 выстрелов, часть которых размещается в механизированных боеукладках, расположенных в башне САО.[10]

Дополнительно для стрельбы по воздушным и наземным целям на башенке командира имеется дистанционно управляемый пулемёт ПКТМ.[9]

Применяемые выстрелы
Характеристики основных применяемых боеприпасов САО 2С31[6][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][12]
Индекс выстрела Страна-разработчик Масса выстрела, кг Масса , кг Площадь поражения , м² Бронепробиваемость, мм Максимальная дальность стрельбы, км
Кумулятивные
3ВБК14 Союз Советских Социалистических Республик  13,1 600 1,0
Осколочно-фугасные
Нарезные
3ВОФ54(-1) Союз Советских Социалистических Республик  19,8 4,9 2200 12 8,85
3ВОФ55(-1) (активно-реактивный) Союз Советских Социалистических Республик  19,8 3,25 1800 14
3ВОФ110 Россия  26,5 2800 13
3ВОФ111 Россия  23 2800 9
PR-14 Франция  18,6 более 4,0 1290 8,1
PRAB Франция  18,6 8—15 8,135
PRPA (активно-реактивный) Франция  18,6 2,7 13,0
APCM (активно-реактивный) Франция  24,45 17,5
MKE Mod 209 Турция  23,9 8,18
Гладкоствольные
53-ВОФ-843Б Союз Советских Социалистических Республик  16 1,4 1200 5,7
3ВОФ53 Союз Советских Социалистических Республик  16,1 3,43 2250 5,7
3ВОФ57 Союз Советских Социалистических Республик  16,1 3,16 1700 5,6
3ВОФ68 Союз Советских Социалистических Республик  16,1 3,43 2250 7,1
3ВОФ69 Союз Советских Социалистических Республик  16,1 3,16 1700 7,0
3ВОФ79 Союз Советских Социалистических Республик  16 1,4 1200 7,1
PEPA Франция  19,8 2,0 6,55
PEPA-LP Франция  13,42 8,95
M44/66 Франция  13 7,0
Управляемые
Нарезные
«Китолов-2» Россия  28 5,5 12,0
Гладкоствольные
«Грань» Россия  27 5,1 9,0
«Бета» Россия  16 5,0 7,0
Кассетные с КОБЭ
Нарезные
3ВО32[сн 2] Россия  23,3 2800 100 8,0
3ВО34[сн 3] Россия  26,5 2800 100 10,0
ACED[сн 4] Франция  15,8 7,5
MKE Mod 258[сн 5] Турция  23 16×0,044 8,18
Гладкоствольные
MAT-120 (англ.)русск.[сн 6] Испания  17,8 21×0,05 2200 150 5,5
Термобарические
3ВОФ119 Россия  19,5 6,62 8,574
Зажигательные
3ВЗ4 Союз Советских Социалистических Республик  16,3 1,94 1700 5,7
Осветительные
Нарезные
PRECLAIR Франция  18,4 8,15
MKE Mod 236 Турция  16 8,132
Гладкоствольные
3ВС24 Союз Советских Социалистических Республик  16,28 1,28 5,4
Дымовые
Нарезные
MKE Mod 226 Турция  18 8,132
MKE Mod 250 Турция  18 8,132
Гладкоствольные
53-ВД-843 Союз Советских Социалистических Республик  16,44 1,6 5,7
3ВД16 Россия  16,1 5,4
3ВД17 Россия  16,1 6,8
Снаряды для САО 2С31 «Вена»
Выстрелы для французского нарезного миномёта RT-61  

Два термобарических снаряда 3ОФ74 и футляр с двумя зарядами 4-з-9 в ящике.  

ОФ выстрел 3ВОФ110 (слева) и кассетный выстрел 3ВО32 (справа)  
ОФМ 53-ОФ-843Б (справа)  

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия и осуществления разведки местности у командира установлен лазерный прицел-дальномер 1Д22С, сопрягаемый с электронно-оптическим ночным прицелом 1П51. Оба прибора имеют возможность передачи данных на бортовую ЭВМ. Лазерный дальномер позволяет осуществлять наведение управляемых снарядов в диапазоне дальностей от 300 до 7000 метров и корректировать наводку орудия в зоне прямой видимости на расстояниях от 120 до 20 000 метров. На месте наводчика установлен артиллерийский прицельный комплекс 1П50, имеющий панорамный прицел и прицел прямой наводки[7][22].

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-163-50У «Арбалет».[9] Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км.[23][24]

Специальное оборудование

2С31 «Вена» оснащена автоматизированной системой управления наведением орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Также имеется бортовая ЭВМ для вычисления установок стрельбы. Кроме того, имеется система топопривязки, а также система обнаружения лазерных излучений ТШУ-2 «Штора-1», в состав которой входят лазерный детектор и 12 гранатомётов системы 902А для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.[9]

Двигатель и трансмиссия

  САО 2С31 «Вена» во время транспортировки. Хорошо видна ходовая часть машины

Силовая установка 2С31 состоит из четырёхтактного V-образного 10-цилиндрового двигателя УТД-29 с непосредственным впрыском топлива мощностью 450 л. с. Угол развала цилиндров составляет 144°. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине и бензине.[25]

Трансмиссия механическая, имеет четыре передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на четвёртой передней передаче составляет 72 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 21 км/ч.[26] В состав трансмиссии входят планетарная коробка передач, дифференциальный механизм поворота и привод водомётного движителя.[27]

Ходовая часть

Ходовая часть 2С31 представляет собой модифицированное шасси боевой машины пехоты БМП-3 и состоит из шести пар опорных и трёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся ведущие колёса, в передней — направляющие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами. Конструкция каждого звена представляет собой трак с двумя пальцами, на концы которых надеты скобы для соединения с соседним звеном. Ширина каждого трака 380 мм при шаге 150 мм.[28]

Подвеска 2С31 — индивидуальная торсионная. На первом, втором и шестом опорных катках установлены гидроамортизаторы телескопического типа.[28] При этом, в отличие от базовой машины, в ходовой части 2С31 отсутствует механизм регулирования клиренса, поэтому дорожный просвет 2С31 всегда составляет 450 мм.[26]

Сравнительная таблица ТТХ 2С31 с зарубежными аналогами Россия  2С31 «Вена» Китайская Народная Республика  PLL-05[31] Польша  Rak-120[32] Финляндия  Patria NEMO (англ.)русск.[33] Финляндия /Швеция  SSG120[34] Финляндия /Швеция  GRKPBV90120[33][34]Начало серийного производства Тип орудия Шасси Боевая масса, т Углы , град Углы , град Возимый боезапас, выстр. Максимальная дальность стрельбы ОФС, км Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км Дальность прямого выстрела БКС, км Максимальная дальность стрельбы ОФМ, км Боевая скорострельность, выстр/мин.
2010 2008 Опытное 2007 2007 Отменён
нарезное нарезное гладкоствольное гладкоствольное спаренное гладкоствольные спаренное гладкоствольные
2С18 ZSL-92 2С1 Patria Patria CV90
19,2 16,5 16 24 24 27,6
−4…+80 −4…+80 +45…+85 −3…+85 −3…+85 −3…+85
360 −90…+90 −90…+90 360 360 360
70 36 60 60 48 84
13 9,5
14 (17,5[сн 7]) 12,8
0,56 0,6
7,5 8,5 12 10 10 10
8—10 4—10 10—12 7—10 12—16 12—16

САО 2С31 полностью соответствует требованиям, предъявляемым современными условиями общевойскового боя. Артиллерийские дивизионы 2С31 могут выполнять огневые задачи в составе мотострелковых или танковых формирований. Использовать подобную форму организационно-штатной структуры позволяет уровень автономности 2С31 на поле боя, сравнимый с танками или БМП. Дивизионы 2С31 могут быть приданы танковым или мотострелковым батальонам, имеющим в своём составе боевые машины пехоты БМП-3, а также побатарейно осуществлять артиллерийскую поддержку рот в направлении главного удара. По оценкам специалистов, боевой потенциал танкового/мотострелкового полка вырастет в два раза при замене дивизиона буксируемых миномётов на дивизион 2С31.[13]

При сравнении 2С31 с зарубежными аналогами основную конкуренцию составляет самоходный миномёт AMOS, главным преимуществом которого является скорострельность. Однако при этом данное преимущество нивелируется более высокими характеристиками боевого могущества боеприпасов САО «Вена», а также более высокой точностью и кучностью стрельбы. Кроме того, благодаря возможности непосредственной огневой поддержки мотострелковых и танковых подразделений, при поражении малых и площадных целей, САО 2С31 полностью превосходит AMOS.[13] Благодаря сочетанию базовых характеристик и автоматизированности, заявленная выживаемость САО 2С31 на поле боя выше в 3—5 раз, а общая эффективность в 2,7—4,5 раза выше, чем у аналогичных систем зарубежного производства.[12]

ru-wiki.org

Завершены испытания БМП-3 «Драгун» » Военное обозрение

Минобороны РФ и концерн «Тракторные заводы» завершили испытания новейшей боевой машины пехоты БМП-3 «Драгун», сообщают Известия.

В концерне «Тракторные заводы» газете сообщили, что БМП-3 «Драгун» с двигателем УТД-32Т готова к производству, однако от дальнейших комментариев отказались.

По словам военного эксперта в области бронетанковых вооружений Сергея Суворова, в Минобороны обсуждается несколько концепций развития боевых машин пехоты, предлагается установка на них различных комплексов вооружения.

На БМП-3 "Драгун" установлена дополнительная защита корпуса, стоит динамическая и активная защита "Штора". Это привело к увеличению общей массы БМП с 18 до 21 т. Что потребовало создания для нее нового сверхмощного двигателя. При этом "Драгун" не только сохранил подвижность, свойственную БМП, но и возможность самостоятельно преодолевать водные препятствия,

рассказал эксперт.

Он отметил, что «до последнего времени боевые машины пехоты семейства БМП-3 комплектовались двигателями УТД-29 и УТД-32 мощностью от 500 до 660 л.с.». Это атмосферные моторы, в конструкции которых нет турбин. Именно с такими двигателями машины закупались Минобороны РФ, поставлялись на экспорт в Грецию. Двигатель УТД-32Т имеет газотурбинный наддув, из-за чего мощность увеличена на 200 л.с. Это позволяет «Драгуну» развивать скорость на шоссе в 70, а на воде 10 км/ч.

На машину можно установить три типа боевых модулей: стандартный для БМП-3 со 100-мм пушкой 2А70 и сопряженной с ней 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТМ либо 57-мм необитаемый боевой модуль АУ-220 «Байкал», или орудие 125-мм.

Существование нескольких типов БМП-3 говорит о поиске новых концепций их применения на поле боя. В Минобороны хотят видеть ее чуть ли не танком. С другой стороны, БМП – это машина пехоты и не должна идти впереди танков или вместо них. Она всего лишь средство доставки пехоты и ее огневой поддержки. Ее возможности должны быть шире БТР, она должна уметь бороться с танками, но главная задача все-таки подавлять те огневые средства, которые мешают пехоте идти вперед,

сказал Суворов.

Использованы фотографии: commons.wikimedia.org/Vitaly Kuzmin

topwar.ru

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

Российское 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С31 "Вена" предназначено для поражения живой силы противника, артиллерийских и минометных батарей, бронетехники и других целей на расстоянии до 13 км, при этом способна автоматически корректировать свой огонь по результатам засечки разрывов, способна самостоятельно вести разведку целей днём и ночью. Способна вести прицельный огонь с закрытых позиций и прямой наводкой без предварительной подготовки огневой позиции. Первый экземпляр был изготовлен в 1996 году. На данный момент (2010 г.) существует 2 опытных образца, которые прошли предварительные испытания.

Первый образец самоходного артиллерийского орудие 2С31 «Вена» был продемонстрирован на международной выставке вооружения IDEX-93 в Объединенных Арабских Эмиратах в 1993 году. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие популярного в войсках и хорошо зарекомендовавшего себя в боевых действиях в Афганистане САО 2С9 "Нона-С". Новая самоходка, созданная совместными усилиями ЦНИИТОЧМАШ, ПМЗ и НПО Базальт, в конце 80-х годов, вооружалась 120-мм нарезным орудием 2А80, имевшим большую длину ствола, чем установленное на "Ноне-С" орудие 2А51. В качестве базы использовалось шасси опытного лёгкого танка "объект 934", разработанного на ВгТЗ в 1975—1976 годах.

В сварной башне из стальных катаных броневых листов установлено нарезное казнозарядное артиллерийское орудие, способное вести стрельбу прямой наводкой и с закрытых огневых позиций как минами, так и артиллерийскими снарядами.

На выставке IDEX-97 та же артиллерийская часть была представлена уже на шасси Курганмашзавода, созданного на базе БМП-3. Орудие 2А80 установлено в новой трёхместной башне кругового вращения и имеет угол возвышения +80°, склонения -4. Его скорострельность достигает 8—10 выстрелов в минуту. Нарезное казнозарядное артиллерийское орудие, способное вести стрельбу прямой наводкой и с закрытых огневых позиций как минами, так и артиллерийскими снарядами.

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

В боекомплект входят все типы отечественных 120-мм мин, обычные и активно-реактивные осколочно-фугасные снаряды, управляемые снаряды комплекса управляемого вооружения "Китолов-2М". Боекомплект состоит из более чем 70 выстрелов — специальных снарядов и мин, включая управляемые мины "Китолов". Часть боекомплекта — 36 выстрелов — размещена в двух механизированных боеукладках барабанного типа. Из орудия без предварительной подготовки можно вести огонь всеми зарубежными минами калибра 120 мм. Максимальная дальность стрельбы снарядами — 10 км, минами — 7 км. В систему управления огнем входят комбинированный дневной/ночной прицел 1П51 и лазерный дальномер 1Д22С. На командирской башенке установлен 7,62-мм пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны.

Самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена» единственная отечественная самоходная установка, оборудованная комплексом оптико-электронного противодействия "Штора-1", состоящим из станции оптико-электронного подавления (её датчики размещены на лобовой части башни слева и справа от пушки) и системы постановки дымовой завесы 902Б. Для создания последней используются 12 гранатомётов системы запуска дымовых гранат "Туча". Наличие комплекса "Штора" увеличивает защищенность машины при ведении контрбатарейной борьбы, особенно в условиях применения противником боеприпасов с корректируемой траекторией полета. Самоходное орудие оснащено автоматической системой топопривязки, системой восстановления наводки после выстрела, дневным и ночным тепловизионным прицелом.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть САО 2С31 «Вена» заимствованы у боевой машины пехоты БМП-3 практически без изменений. При боевой массе 19,1 т, САО 2С31 «Вена» имеет динамические характеристики, аналогичные БМП-3. Двигатель УТД-29 мощностью 368 кВт позволяет ей развивать скорость до 70 км/ч при движении по шоссе. Движение на плаву осуществляется с помощью водометных движителей шнекового типа или перемотки гусениц.

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

2С31 "Вена". САУ. (Россия)

Характеристики:

modernweapon.ru

Интервью генерального директора ОАО «Барнаултрансмаш»

Дизельный двигатель УТД-29 производства ОАО «Барнаултрансмаш», устанавливаемый на боевые машины пехоты БМП-3 (с) Анна Зайкова / altapress.ru

"До 70% времени я провожу в цехах", — рассказывает Виктор Силивакин, гендиректор завода "Барнаултрансмаш". Привычно перекрикивая шум станков, он рассказывает, как оптимизируют работу: "На участке коленчатого вала мы объединили четыре цеха в одном месте. В результате высвободили 30% площадей, вывели 17 единиц оборудования и на треть сократили число работников". Силивакин пришел на завод в 2013 году, получив в наследство миллионные долги и неповоротливый организм предприятия. Сегодня здесь выполняют гос­оборонзаказ, работают с прибылью, продолжают оптимизацию. С какими трудностями завод при этом сталкивается, директор рассказал altapress.ru.

— Виктор Степанович, есть мнение, что в текущей ситуации шансы сохранить объемы производства имеют в основном предприятия, выполняющие оборонзаказ, или те, кто занимается импортозамещением. Какие козыри сегодня есть у "Барнаул­трансмаша"?

— В нашем случае импортозамещение и гос­оборонзаказ (ГОЗ) связаны. Сейчас "Барнаултрансмаш" имеет стабильный, обеспеченный оборонзаказ. Но в исполнении ГОЗа есть свои особенности: с 1 сентября 2015 года мы должны работать по спецсчетам. Не все предприятия оказались готовы к новой финансовой схеме. Наверно, требовался какой-то переходный период.

— Чем новый порядок работы отличается от прежнего? Как работает система спецсчетов?

— С 1 сентября 2015 года в соответствии с Законом № 275-ФЗ ("О государственном оборонном заказе". — Прим. altapress.ru) каждый контракт сопровождается банком. Деньги из казначейства поступают головному исполнителю на определенный спец­счет. Определены девять банков-участников: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Росбанк и другие. Деньги идут на исполнение ГОЗа комплектаторам, которые получают средства в том банке, который назначен головным исполнителем.

Приведу условный пример. Головной исполнитель открыл счет в банке, чтобы произвести 100 машин. У него есть комплектаторы: мы поставляем моторы, кто-то — пушки, кто-то — электронное оборудование. Это называется первый уровень комплектации. Каждый из нас, соответственно, должен поставить 100 моторов, 100 пушек, 100 систем управления и т. д. Мы открываем счета в этом же банке. У нас, в свою очередь, есть свои поставщики. Мы закупаем подшипники, стартеры, генераторы и т. д. А у наших поставщиков — свои комплектаторы. И так — до сырьевого уровня. В цепочке может быть от четырех до семи уровней.

Новое правило заключается в том, что все средства идут через один банк, и когда мы подаем ему документы на оплату, то должны предоставить всю "подложку" — банк прослеживает цепочку движения средств до последнего комплектатора. Есть и ограничения. Со счета на общие расходы можно взять, например, не более 3 млн рублей в месяц. Эти средства — "меченые", целевые. Не всех поставщиков это устраивает.

— Почему?

— Крупные предприятия, в объеме производства которых наша доля незначительная, говорят: "Зачем мы будем с вами связываться?" К сожалению, не все понимают, что ГОЗ — это для страны. Чтобы пришло это понимание, нужно, наверно, время, а его, к сожалению, очень мало.

С другой стороны, для небольших предприятий ежемесячная доля в те же 3 млн — это очень выгодно и необременительно с точки зрения документационного обеспечения. То есть получается, что нижней линейке поставщиков работать по спецсчетам выгодно и несложно, а таким средним, как мы, у кого ежемесячный оборот составляет более 100 млн рублей, уже труднее.

Когда мы подошли к 1 сентября, закон еще не заработал, а ГОЗ надо было исполнять. В том же законе написано, что отсутствие финансирования не является основанием для неисполнения госзаказа — можно использовать кредитные средства или привлекать другие источники.

— Но деньги в итоге все равно поступают?

— Да, конечно. Нам также выплачиваются авансы, которые могут составлять от 50 до 90% от стоимости заказа. Остаток средств поступает только по факту исполнения ГОЗ. То есть разрывы возникают, и деньги приходится искать. Ведь тем же энергетикам нет никакого дела до наших трудностей — они требуют плату в срок. Здесь тоже существуют правила. В общем объеме нашей платы энергетикам есть коммерческая составляющая, а есть подлежащая госрегулированию. Скажем, тепло оплачивается из бюджетных средств полностью, а электроэнергия — только на 30%.

— Как бы вы охарактеризовали динамику производства за последние год-полтора?

— Начиная с 2013 года объемы производства на "Барнаултрансмаше" поступательно увеличиваются — на 5–7% ежегодно. Мы научились работать в новых условиях, выстраиваем прозрачные производственные потоки: сегодня деталь на предприятии не перемещается хаотически по всей площадке, а планомерно — от станка к станку — приближается к сборке.

В этом году в стране приняты на вооружение новые изделия. Поэтому предприятие имеет хорошие перспективы. Мы понимаем, что можем рассчитывать на эти продукты, а их жизненный цикл составляет 10 лет. Плюс после окончания их производства мы обязаны еще 10 лет поставлять запчасти. Исходя из этого можем надеяться, что завод будет жить еще не менее 20 лет.

— Когда вы стали руководителем предприятия, говорили, что ваша задача — сохранить уникальность продукции завода. Вам удалось решить эту задачу?

— Мы сохранили все продукты и увеличили объемы производства. Если в 2012 году мы изготовили продукции примерно на 900 млн рублей, то сейчас — на 1,5 млрд.

— Появляются ли новые технологические решения? Или достаточно тех характеристик, которые есть?

— Изначально завод был рассчитан на 16 тыс. моторов в год. Сегодня он выпускает 500–600 моторов. Развивать мощности нет никакого смысла. Наша задача — оптимизировать процесс так, чтобы исходя из наличия оборудования, при условии его капитального ремонта и проводя модернизацию, выпускать необходимый объем.

На заводе сейчас широко применяются элементы производственной системы: это содержание в чистоте, создание систем обслуживания, минимизация потерь, исключение лишних звеньев. Это принципы применяются на всех предприятиях "Группы ГАЗ", к которой мы относимся.

— К слову, об оптимизации. Сегодня общая задача для многих предприятий — сокращение затрат. Какие резервы вы видите на "Барнаултрансмаше"?

— У нас идет комплексная оптимизация. Сегодня мы переставили оборудование так, чтобы сократить перемещения, исключить ожидания, уплотнить рабочий день сотрудников. Благодаря этому достигается экономия ресурсов. Ведь что такое лишние перемещения? Это затраты на транспортировки, на топливо, на те же ожидания, когда деталь уже сделана, но не доставлена.

Есть и другие способы. Например, у нас до сих пор некоторые моторы собираются ключами. Одна из задач на этот год — начать применять механизацию при сборке. Пока это не позволяет делать конструкция мотора. Мы должны провести реконструкцию так, чтобы появилась возможность использовать пневматические инструменты. Это и качество позволит повысить.

Улучшение качества в целом — еще одна задача. А она более достижима, когда процессы стабильны и отрегулированы. Тогда мы не тратим энергию, материалы, трудовые ресурсы на изготовление брака.

— Какие еще задачи вы ставите на этот год?

— В первую очередь — закончить те процессы, которые мы начали еще в прошлом году. Так, в 2015-м мы завершили жизненный цикл корпуса 100, который строился еще в 1942 году, во время войны. Корпус долгое время был основным, но уже находился в состоянии, непригодном для работы. В течение семи лет из него выводилось оборудование. Мы это практически сделали, вывели технику в другие цеха. В этом году завершим работу.

Вторая задача состояла в том, чтобы объединить на одной площадке все сборки и испытательные станции. Ее мы тоже выполнили. Благодаря этому не только улучшили производственные процессы, но и сэкономили затраты на инфраструктуру — сократили число водооборотов, градирен, насосных станций с двух до одной. Таким образом мы сэкономили затраты на обслуживание — около 50 млн в год.

Мы также сделали единый участок для стального литья и отливки поршня. Раньше они находились на площадках в разных концах завода. Литейщикам приходилось работать то на одной территории, то на другой. Сюда же мы переместили участок мехобработки поршня. Если возникают какие-то проблемы из-за литейных дефектов, обратная связь возникает тут же, и специалисты делают поправки.

В этом году на очереди — создание объединенных участков шатуна и распредвала. В результате мы сможем сэкономить 17–18 млн рублей. Также на 2016 год запланировано создание сбытовой площадки в непосредственной близости от сборочного цеха. Таким образом мы сможем сэкономить на перемещении моторов по территории около 10 млн рублей. Так что к оптимизации мы идем постепенно, но не сбиваясь с курса.

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Понятие гражданского поступка очень широкое. Можно оказать помощь на пешеходном переходе старушке. И это нужно делать каждый день, не задумываясь. Завтра мы можем оказаться на месте этой бабушки. С другой стороны, сегодня вокруг России идут нестабильные политические процессы. И позиция человека в этом вопросе — это тоже его гражданская позиция. Мой гражданский поступок — это сохранение нашего завода и его коллектива. У нас, трансмашевцев, в крови понимание своего гражданского долга — хотя бы потому, что завод наш заработал в 1942 году.

(Во время экскурсии по цехам Виктор Силивакин, увидев на полу пустой пластиковый стаканчик из-под кофе, сказал: "Вот, поставил кофеавтомат для персонала. Конечно, уборщица пройдет, все уберет. Но это тоже к слову о гражданском поступке". И о причинах трудностей, возникших в 1990-х и 2000-х годах на заводе, он тоже сказал: "не было гражданской позиции").

О чем еще рассказал собеседник

О судьбе свободных площадей

— Высвободившиеся после оптимизации заводские площади мы сдаем в аренду, что позволяет нам решить две задачи. Во-первых, это дополнительный источник дохода. Во-вторых, эти площади сохраняются, не разрушаются. Вдруг завтра придется резко увеличить объемы производства, скажем, из-за введения военного положения или по каким-то другим причинам. Мы понимаем, что это резерв, который поддерживается в нормальном состоянии.

Об экспорте

— В Индии производится лицензионная сборка БМП-2. Соответственно, и сборка моторов. Мы передали технологию. Часть комплектующих индийская сторона производит самостоятельно. Но у них есть проблемы по объемам, по качеству. И в связи с этим часть продукции поставляем мы: форсунки, топливные насосы и т. д. Сотрудничество ведется на тендерной основе. По нашей группе товаров мы торги, как правило, выигрываем — индийскую сторону устраивают соотношение цены и качества, сроки изготовления. И с Индией, и с другими странами мы сотрудничаем не напрямую, а делаем это по линии Рособоронэкспорта. Мы поставляем продукцию в страны, где эксплуатируется наша техника. А она много где есть, например в Финляндии. Может, кто-то и не знает, что на вооружении в этой стране стоят БМП-2, купленные в 1992 году, и БМП-1, которые были переданы ей из ГДР, и финны довольны нашей техникой.

Об объемах ГОЗ

— 98%. В его составе, в свою очередь, есть доля, производимая для Рособоронэкспорта, — порядка 20–25%. Для нас это очень выгодное направление благодаря сегодняшнему курсу доллара. Предприятие получает прибыль, которая и помогает нам закрывать те разрывы, о которых я говорил. Доходы от экспорта помогают нам выжить.

"Дедушка" этого мотора, по словам Виктора Силивакина, стоял на танках Т-34 — главной боевой машине Великой Отечественной вой­ны. Имя Ленина было присвоено заводу за производство 10 тыс. танковых моторов в 1942–1946 годах. Сегодня усовершенствованная модель поставляется в Беларусь, где устанавливается на тягачи.

УТД1

Генеральный директор ОАО «Барнаултрансмаш» (входит в состав "Группы ГАЗ") Виктор Силивакин на фоне образцов продукции предприятия. Слева дизельный двигатель УТД-29, устанавливаемый на боевые машины пехоты БМП-3, за ним двигатель УТД-32Т (с) Анна Зайкова / altapress.ru

Виктор Силивакин. Досье

bmpd.livejournal.com

Украинские аферисты собрались вытеснить Россию с индийского рынка вооружений.

        В последние годы Украина пытается противопоставить себя России в самых различных областях. При этом захватившие власть в Киеве националисты руководствуются принципом "если не получается навредить - так хоть нагадить". Гадят с большим энтузиазмом и даже упоением. Пускай не очень получается, для "свидомых" увлекателен сам процесс. Вот и на азиатском рынке вооружений Украина проявляет себя очень активно, хотя в реальности предложить не может почти ничего. История с танками Т-84 "Оплот", так и не поставленными в Таиланд, уже хорошо известна. Бангкок не дождался "продвинутых" танков с Украины и в итоге заказал танки VT-4 у Китая. Падение производства на Украине заставляет бандеровских негоциантов искать другие способы проникнуть на азиатские рынки. Известно, что если производить нечего - можно купить и перепродать. И в Киеве таки нашли весьма креативный (как им кажется) способ вытеснения России с самого выгодного для Москвы индийского рынка. Для Индии самым традиционным партнером (с 1985 г.) по поставке, обслуживанию, ремонту и модернизации боевой техники является СССР/Россия (через "Рособоронэкспорт"). В прошлом году стало известно о планах Минобороны Индии до 2021 года провести комплексную модернизацию приобретенных у нас БМП-2, в том числе заменить двигатели. Россия предложила индийской стороне заменить стоящие на БМП-2 силовые агрегаты УТД-20 на УТД-23 по довольно низкой цене. Прекрасно осведомленное об этом украинское руководство решило обойти "ватников". В декабре 2015 года на индийское предприятие "Engine Factory Avadi" Министерства обороны Индии (г.Ченнаи), ответственное за осуществление модернизации силового агрегата БМП-2, вышли с предложением о сотрудничестве представители украинского оборонного предприятия "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" (Украина, Запорожская область, г.Токмак, входил в структуру ОАО "Юждизельмаш"). Суть предложения заключалась в поставках для индийских БМП более совершенных двигателей УТД-29. Представители завода им. Кирова безапелляционно заявили, что УТД-23, которые предлагает Россия, уже не ставятся на БМП в самой России. Зачем, говорили они, вам устаревшие силовые агрегаты, если мы можем вам поставить более совершенные. В общем, что называется "уделали москалей"... Только вот есть во всем этом один маленький ньюанс - двигатели УТД-29 никогда на Украине не производились и не производятся. Данный силовой агрегат является разработкой российской оборонной промышленности и производится на ОАО "ХК Барнаултрансмаш", которое обладает исключительными правами на изготовление УТД-29. Украинский "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" до 2000 года производил двигатели УТД-20, однако в ходе процедуры банкротства в 2007-2009 годах производство было остановлено, имущество и площади распроданы. Известно, что в настоящее время на производственной площадке предприятия находятся отдельные производства, выпускающие номенклатуру изделий для ремонта ранее изготовленной продукции. Все! Так какие же двигатели Украина собралась продавать Индии, если у нее самой их нет? Для украинских аферистов здесь все просто - нужно их взять там где они есть - в Барнауле. В течение 2015 года в коммерческий отдел ОАО "ХК Барнаултрансмаш" неоднократно обращались различные коммерческие предприятия, расположенные в Индонезии, Великобритании, США, с предложениями о приобретении двигателей УТД-29 в количестве до 50 штук. При требовании предоставить сертификат конечного пользования двигателей иностранная сторона отвечала отказом, либо указывала что он будет предоставлен после поставки товара иностранному партнёру. В ходе проверки выяснилось, что адреса электронной почты, с которых велась деловая переписка, принадлежат украинскому представительству компании "Агрофертранс ЛТД" (крупный международный трейдер минеральных удобрений). Получается, что украинские компании через подставные фирмы в разных странах пытались закупить российские УТД-29 для последующей перепродажи в Индию. На самом деле планы украинских остапов бендеров даже более амбициозные. Судя по всему на "Дизелестроительном заводе имени С.М. Кирова" были намерены наладить производство контрафактных двигателей УТД-29. А пока инженеры предприятия разберутся с производством впарить индусам якобы украинские УТД-29, закупленные в Барнауле. Индия уже давно старается диверсифицировать поставки вооружений. Часть военной техники закупается в США, Китае, европейских странах, но вот от украинских "партнеров" индусам стоит бежать подальше. После срыва поставок танков в Таиланд и планов по афере с российскими двигателями для БМП-2 от них можно ждать уже чего угодно.                                                                                    Источник: warsonline.info                                       

seryj221221.livejournal.com

Репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка"

Ноябрьский номер журнала "За рулем" публикует статью Вадима Клочкова "Без башни", которая представляет собой репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ "Ракушка". Наш блог приводит текст данного материала.

Бронированный корпус, башня, пушка. По таким признакам даже пацифисту понятно, что перед ним грозная военная техника. А вот эта, безбашенная - то ли коробочка, то ли шкатулка - на гусеничном ходу, что она умеет?

За рулем-1(с) За рулем

Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы, но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в воздушно-десантные войска.

Полное название - БТР-МДМ Ракушка. Специальность: плавающий авиадесантируемый бронетранспортер. Чтобы понять его назначение, нужен краткий экскурс в историю голубых беретов.

В военном деле есть не просто известные люди, а столпы. Современные ВДВ без преувеличения выстроены легендарным «батей» - генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым. Именно он сделал десантные войска высокоманевренными, защищенными броней и обладающими достаточной огневой эффективностью. При нем бронированную технику стали десантировать с экипажем внутри.

За рулем(с) За рулем

Маргеловская идеология применения боевых машин действует и сегодня. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета. Не вдаваясь в подробности: это накладывает ряд ограничений на габариты и массу десантной техники. Только что принятая на вооружение БМД-4М, классическая боевая машина с башней и пушкой, им соответствует. Она берет на борт трех членов экипажа и пять десантников. На унифицированной с ней платформе создана и Ракушка. В транспортный Ил-76 тоже влезает три БТР-МДМ. Что поменялось?Минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест. В Ракушке могут разместиться два члена экипажа и тринадцать десантников! И это не всё. У транспортера масса талантов. Он может быть не только бронированным автобусом, но и двухтонным грузовиком, медицинской, саперной или связной машиной. Способен поддержать пехоту огнем двух пулеметов, но лобовые атаки не его призвание. Зато доставит бойцов к огневым рубежам, подвезет боеприпасы, эвакуирует раненых. Совместные действия соплатформенных БМД-4М и БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для воплощения маргеловской концепции мобильных соединений.

Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит из отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного. Броня противопульная. Двигатель - многотопливный атмосферный дизель УТД-29 мощностью 500 л. с. В ходовой части с каждой стороны по четыре поддерживающих и по пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет - 450 мм, но его можно уменьшить до 130 мм или увеличить до 530 мм. Зачем? Скажем, в некоторые транспортные самолеты машине удается попасть, только основательно «присев».

Наклонный люк в корме рубки открыт - заглядываю в недра Ракушки. Как же здесь просторно! Обычно бронетехника большая снаружи и маленькая внутри, а у нового транспортера всё наоборот. Считаю посадочные места: ага, тринадцать в десантном отделении и четыре в передней части машины. Получилось на два больше заявленного в паспортных данных. Откуда лишние? Это кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья. В бронетранспортере шесть люков, но пробраться от края до края из среднего отделения на место механика-водителя в отделении управления несложно.

Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.

Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД-4М. Вместо руля - штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх, чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.

В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем перископическим приборам наблюдения, причем центральный при необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все параметры - температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее - отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.

В десантном отделении у каждого борта по три двухместных сиденья. Выглядят они простовато, но удобные. Приятно, что колени рослого человека не упираются в спинки передних кресел. Эти сиденья можно откинуть к бортам. Если потребуется перевезти ящики с боеприпасами, бочки с ГСМ, запчасти и другие грузы, их закрепляют с помощью ремней. Вдоль бортов -приспособления для фиксации носилок с ранеными. Носилки могут располагаться в три яруса.

В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.

У БТР-МДМ был предшественник, принятый на вооружение в 1974 году, -десантируемый транспортер. Считался удачной машиной и стал основой бессчетного количества модификаций. Любопытно, что, в отличие от другой советской бронетехники, его никогда не экспортировали. Новинка превосходит старый транспортер по всем статьям: лучше бронирована, двигатель в два раза мощнее. Так что у Ракушки есть все шансы стать столь же универсальной и востребованной машиной. Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов обнародовал планы перевооружения десантников: к 2025 году войска должны получить полторы тысячи новых БМД-4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.

bmpd.livejournal.com


Смотрите также