1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.
2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.
3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку. Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.
рис. 1 |
4. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить. Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой. Порядок притирки клапанов смотрим в статье – «Разборка и сборка ГБЦ».
5. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.
6. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой. При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке. После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм. После шлифовки седел притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.
7. Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм. Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку. Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания. Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175 °С. Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм. Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием. После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0+0,022 мм. Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.
8. Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом. Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.
9. Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах. Проверить плотность посадки втулок в коромыслах. Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.
Размеры и посадки деталей головки блока цилиндров указаны в таблицах.
Наименование детали |
Номинальный диаметр, мм |
Наименование сопрягаемых деталей |
Номинальный диаметр, мм |
Направляющая втулка клапана |
17,0 +0,066 17,0 +0,047 |
Головка блока цилиндров |
17,0 +0,025 17,0 -0,010 |
Впускной клапан |
9,0 -0,050 9,0 -0,075 |
Направляющая втулка |
9,0 +0,022 |
Выпускной клапан |
9,0 -0,090 |
Направляющая втулка |
9,0 +0,022 |
Седло впускного клапана |
49,0 +0,125 49,0 +0,100 |
Головка блока |
49,0 +0,017 49,0 +0,010 |
Седло выпускного клапана |
42,0 +0,125 42,0 +0,100 |
Головка блока |
42,0 +0,017 42,0 +0,010 |
Ось коромысел клапанов |
22,0 -0,007 22,0 -0,021 |
Стойка оси коромысел |
22,0 +0,030 22,0 +0,008 |
Ось коромысел клапанов |
22,0 -0,007 22,0 -0,021 |
Втулка коромысла |
22,0 +0,028 22,0 +0,007 |
Втулка коромысла |
23,4 +0,07 23,4 +0,04 |
Коромысло клапана |
23,25 +0,045 |
Заглушка |
17,0 +0,115 17,0 +0,080 |
Ось коромысел клапанов |
17,0 ±0,035 |
Наименование детали |
Зазор, мм |
Натяг, мм |
||
min |
max |
min |
max |
|
Направляющая втулка клапана |
— |
|
0,022 |
0,076 |
Впускной клапан |
0,05 |
0,97 |
— |
— |
Выпускной клапан |
0,075 |
0,117 |
— |
— |
Седло впускного клапана |
— |
— |
0,083 |
0,135 |
Седло выпускного клапана |
— |
— |
0,083 |
0,135 |
Ось коромысел клапанов |
0,015 |
0,051 |
— |
— |
Ось коромысел клапанов |
0,014 |
0,049 |
— |
— |
Втулка коромысла |
— |
— |
0,145 |
0,220 |
Заглушка |
— |
— |
0,145 |
0,150 |
aubito.ru
Страница 1 из 3
Разбираем головку блока для последующего ремонта или для замены.
При разборке нужно раскладывать запчасти головки по порядку с учетом их дальнейшего использования.
Снятие головки цилиндров было рассмотрено в статье – «Разборка двигателя».
|
2. Снимаем с головки корпус термостата |
3. Ключом на 12 отворачиваем четыре болта крепления задней крышки головки |
4. Снимаем заднюю крышку головки блока цилиндров. |
5. Снимаем клапаны с помощью съемника. В этом съемнике предусмотрен упор для клапана. |
6. Если такого съемника нет, то подкладываем под клапан подходящий упор, можно плотную резиновую шайбу или деревянный брусочек. |
Клапана нужно пометить или разложить по порядку, чтобы при сборке установить их на свои места.
Устанавливаем на головку специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.
aubito.ru
Страница 1 из 2
Снятие
Головку блока можно снять с впускной трубой и выпускным коллектором. Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:
- слить жидкость из системы охлаждения;
- снять воздушный фильтр с карбюратора;
- отсоединить шланги от термостата;
- отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
- отсоединить провода от микровыключателя на карбюраторе;
- отсоединить от карбюратора тягу воздушной заслонки и тягу привода акселератора;
- отсоединить от карбюратора шланг слива топлива;
- отсоединить шланги от электромагнитного клапана ЭПХХ, установленного на щите передка;
- отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе;
- отсоединить отводящий шланг отопителя от штуцера на задней крышке головки блока.
Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.
1. Снять наконечники с проводами со свечей зажигания и вывернуть свечи 1. Отсоединить шланг 3 от фильтра тонкой очистки топлива.
Отсоединить от карбюратора вакуумный шланг 2 вакуум-корректора распределителя зажигания.
2. Отсоединить шланг 3 вентиляции картера от патрубка на крышке коромысел. Отвернуть шесть болтов 1 и снять крышку 2 коромысел вместе с прокладкой. |
3. Отвернуть гайки 1 и снять ось 2 с коромыслами клапанов и стойками в сборе. Вынуть штанги 4 толкателей клапанов. Отвернуть гайки 3 и снять головку блока 5 и прокладку головки. При этом не рекомендуется забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертку или какой-либо другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку, или поверхность блока цилиндров.
|
4. Зафиксировать гильзы цилиндров, надев на шпильки крепления головки широкие шайбы так, чтобы они перекрывали соседние гильзы.
Затем надеть на шпильки подходящие отрезки трубок и притянуть их гайками крепления головки блока.
1. Отвернуть гайки 1 и снять корпус 2 термостата с крышкой в сборе.
|
2. Отвернуть шесть гаек 1 и снять впускную трубу 2 с выпускным коллектором 3 1-го и 4-го цилиндров
|
3. Отвернуть гайку 1 и снять выпускной коллектор 2 2-го и 3-го цилиндров с головки блока цилиндров.
|
4. Отвернуть болты 1 и снять крышку 2 с прокладкой с заднего торца головки блока цилиндров.
|
5. Пометить клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке головки блока цилиндров установить их на свое место.
|
6. Установить на головку блока специальное приспособление для сжатия пружин клапанов. Сжав пружины клапана с помощью приспособления, вынуть сухари 1 клапана. Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, по лностью разжать пружины клапана. Снять приспособление с головки блока. Снять пружины 3 клапана с тарелкой 2 пружин. |
7. Перевернуть головку блока цилиндров и вынуть клапан со стороны камеры сгорания.
8. Снять маслоотражательные колпачки 1 с направляющих втулок клапанов и опорные тарелки
2 пружин клапанов
9. Вынуть шплинты 1 и снять с оси 5 коромысел стойки 3 оси, коромысла 2 клапанов и распорную пружину 4.
Бывают случаи когда головка цилиндров плохо отделяется от блока. Обычно это случается из-за того, что происходит окисление аллюминиевой головки в месте крепления шпилек. В этом случае нужно воспользоваться или керосином или уксусной кислотой. Залить в промежуток между шпильками и корпусом и подождать некоторое время. Потом раскачкой, воспользовавшись монтажками пытаться отделять и осаживать обратно расшевелить головку. Ни в коем разе не надо загонять отвертки и другой инструмент между блоком и головкой, этим самым можно испортить головку.
Еще можно посмотреть статью по снятию головки блока цилиндров - "Замена прокладки ГБЦ"
autoruk.ru