Двигатели всегда были принципиальным вопросом для Ил-96 — именно из-за того что двигатели ПС-90А обеспечивают тягу на взлетном режиме только 16 т, в серию пошла укороченная версия самолета — Ил-96-300. А тот вариант, который сейчас называется удлиненной версией, на самом деле имеет исходный фюзеляж самолета Ил-96М/Т, который предполагалось сделать с двигателями Pratt & Whitney PW2337 с тягой 17 т (впрочем, по словам разработчиков, еще лучше было бы иметь 18-тонные двигатели).
Этот проект по ряду причин не получил развития, вместо него в итоге сделали транспортный Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1 тягой 17,4 т. Повышение тяги заметно сократило время наработки без съема с крыла (при эксплуатации по состоянию), что еще терпимо для транспортного самолета, но совершенно недопустимо для пассажирского лайнера с высокой интенсивностью эксплуатации.
На Ил-96-400М предполагается установить двигатели ПС-90А3М. Как сообщил недавно агентству РБК-Пермь руководитель пермского предприятия Александр Иноземцев, сейчас идет работа над ТЭО этого двигателя, создаваемого на базе ПС-90А1. Существующая версия ПС-90А3 представляет собой развитие варианта ПС-90А2, который разрабатывался совместно с Pratt & Whitney. Основное отличие ПС-90А3 от ПС-90А2 — отсутствие разработок, запатентованных американцами. Он тоже имеет тягу 16 т, но у него значительно повышен ресурс и, по словам разработчиков, есть возможность повышения тяги на взлетном режиме до 18 т. Видимо, именно это должно быть воплощено в ПС-90А3М.
По словам Иноземцева, через 10–15 лет появится двигатель ПД-35 тягой 35 т, и тогда самолет можно будет ремоторизировать под двухдвигательный вариант (разумеется, это потребует полной переделки крыла). На разработку ПД-35 Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) получит 1,5 млрд руб. Предполагается масштабировать газогенератор от ПД-14, который разрабатывается для МС-21, с добавлением дополнительной ступени на выходе из компрессора высокого давления (в результате число ступеней компрессора и турбины ПД-35 составит 9 + 2). Диаметр вентилятора нового мотора составит 3100 мм, длина двигателя — более 8 м, вес — около 8 т.
http://www.ato.ru/content/vozmozhna-li-modernizaciya-il-96?slink=mai&pos=2
rt.vk34.ru
ПС-90А на Ил-96 | |
турбовентиляторный двигатель | |
Россия Россия | |
с 1989 | |
Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ/ТФ, Ил-76МД-90А, Ил-78МК-90 | |
Авиадвигатель | |
Пермский моторный завод | |
~300 штук на 2010 год | |
ПС-90АЕ, ПС-90А(Е)-76, ПС-90А(Е)1, ПС-90А2, ПС-90А3 | |
4160 кг | |
2950 кг | |
4964 мм | |
1900 мм | |
3500 (H=11000 м, M=0,8) кгс | |
0,595 (крейсерский) кг/кгс·ч | |
4,5 |
ПС-90А — российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Производится на ОАО «Пермский Моторный Завод».
По схеме является двухконтурным турбореактивным двигателем со смешением потоков (внутреннего и наружного контуров). Разработан конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель». Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96 (Ил-96-300, Ил-96-400), Ту-204 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214), и семейство самолётов Ил-76 (Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, А-50ЭИ, Ил-76МФ). Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС — Павел Соловьёв.
ПС-90А разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и экологическим характеристикам. ПС-90 демонстрирует существенное превосходство над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным двигателям, производимым вне России.[1][2]
ПС-90 сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в эксплуатации. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12198 ч (з.н. 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель наработал 35503 ч (з.н. 3949042001017)[3].
ПС-90А имеет сертификат о соответствии нормам ИКАО 2008 года по эмиссии[4] и обеспечивает всем самолётам, на которые устанавливается, соответствие нормам ИКАО на шум самолётов, в том числе и последним — по главе 4[4].
Тяга на взлётном режиме, кгс | 16000 | 17400 | 14500 | 16000 |
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8), кгс | 3500 | 3300 | 3500 | |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8), кг/кгс·час: | 0,595 | |||
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 | 29 | 33.5 | |
Степень двухконтурности: | 4,5 | |||
Макс. расход воздуха, кг/с: | 504 | |||
Макс. температура перед турбиной, К: | 1640 | |||
Длина, мм: | 4964 | |||
Диаметр вентилятора, мм: | 1900 | |||
Сухая масса, кг: | 2950 | 2950 | 2950 | 3000 |
Поставочная масса, кг: | 4160 | 4250 | 4160 | 4230 |
Высота полёта, м: | 13100 | |||
Высотность аэродромов, м: | до 3500 | |||
Температура воздуха у земли для запуска и работы, С: | -47…+45 | |||
Ресурс до съёма с крыла, циклов[5] | 1255 | 643 | 2601 (11 тыс. часов) |
Топлива типа Jet A-1 и Jet A по спецификациям ASTM D 1655 и DERD 2494 можно применять для периодических заправок и дозаправок самолётов с двигателями на которых выполнены мероприятия согласно Бюллетеням № 94042-БД-Г, 94117-БЭ-Г.Запуск двигателя без подогрева разрешается при температуре не ниже −16,5°С (ПС-90А, ПС-90А1, ПС-90А-76) или −30 °C (ПС-90АЕ, ПС-90АЕ1, ПС-90АЕ-76).
Специально разработанным для двигателя ПС-90А является масло Нитек Российского производства. Модификация Nitec-10 также широко применяется на других турбореактивных двигателях отечественного и иностранного производства. Масло Nitec часто импортируется и используется на CFM56/F108 — авиационных двигателях, выпускаемых американской корпорацией «General Electric». Для ПС-90А также применяются Turbonicoil 525-2A Mil-L-23699 Nyco, C-7 Чехия, Словакия, Castrol 325 DERD 2468 Castrol.
Существует несколько модификаций двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2. Осваивается производство модифицированного ПС-90А-3.
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96-300, Ил-96-400, и Ту-204, Ту-214. Максимальная тяга — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам быть конкурентоспособными по топливной эффективности[2]. Разработка началась в 1979 году, стендовые испытания — в 1983, лётные испытания на крыле Ил-76 — в 1987, первый полёт Ил-96-300, оснащённого четырьмя предсерийными образцами этого двигателя, состоялся в 1988 году, а сертификат получен в 1992.
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволил устранить эти недостатки. Возможна конвертация в эту модификацию из ранее выпущенных двигателей базовой модификации ПС-90А, что позволяет заметно снизить стоимость. Максимальная тяга — 14 500 кгс.
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащён малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
Модификация ПС-90А. Внедрение лопаток нового сплава ЖС-32 вместо ЖС-26 в ПС-90А, перфорация кромок лопаток турбины высокого давления, около 200 шт. на лопатку, а также керамическое напыление на основе ZrО2, позволило увеличить максимальную температуру газов перед турбиной на 200°К, то есть температура составляет около 1821—1840°К. Керамическое напыление присутствует и в камере сгорания.
Унифицированный двигатель ПС-90А2 предназначен для самолётов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
Некоторые российские узлы, агрегаты и детали заменены на импортные аналоги. В ПС-90А2 использовались технологии двойного назначения, полученные в результате совместной работы с Pratt & Whitney, в результате чего на экспорт двигателя были наложены ограничения Госдепартаментом США. В частности, был сорван контракт на поставку новых самолётов Ту-204СМ в Иран. В начале 2014 года интеллектуальные права на двигатель были выкуплены у американской компании, но самолёты Ту-204СМ так и не были поставлены в Иран.
Разработка двигателя началась в середине 1990-х, из-за перебоев с финансированием сертификат выдан в январе 2010 года[6]
Модификация сертифицированного в 2009 году двигателя ПС-90А2. Главной причиной создания этой модификации послужила невозможность экспорта ПС-90А2 из-за запрета, наложенного Госдепартаментом США.
Сертификат типа выдан в январе 2011 года[7]
encyclopaedia.bid
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель с тягой 16000 кгс для самолётов Ил-96-300 и Ту-204. ОКБ П.А.Соловьёва в рамках конкурса разработало проект турбовентиляторного двигателя Д-90А (с 1987 года - ПС-90А). Его производство организовано на заводе №19 им. Я.М.Свердлова в Перми в 1989 году. В 1992 году двигатель был сертифицирован. С 1993 года он эксплуатируется на пассажирских авиалиниях. В октябре 2000 года ПС-90А первым из отечественных двигателей прошёл сертификацию на птицеустойчивость. ПС-90А выполнен по двухвальной схеме с реверсивным устройством в канале наружного контура. Состоит из 11 модулей. Вентилятор одноступенчатый с дополнительной подпорной ступенью. Компрессор 13-ступенчатый, имеет корпусы кольцевого типа без продольных фланцев, 3 поворотных направляющих аппарата. Турбина высокого давления имеет 2 ступени, низкого - 4. Камера сгорания трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами. ПС-90А стал первым отечественным двигателем, имеющим электронно-цифровую систему управления и диагностики (система "Диагноз-90"). Она автоматически выбирает оптимальный расход топлива при любом режиме и метеоусловиях, уменьшает нагрузку на экипаж при запуске двигателя и наборе высоты, обеспечивает защиту от помпажа. Система имеет два независимых электронных канала управления и резервный гидромеханический. Всего изготовлено 300 двигателей семейства ПС-90. Развал страны и глубокий экономический кризис сказался и на производстве двигателя. В период с 1996 по 2001 год не было произведено ни одного нового ПС-90, а только производился ремонт ранее выпущенных. К сентябрю 2004 года общий налёт двигателей ПС-90А на всех самолётах составил 1000000 часов. 17 октября 2009 года начались лётные испытания модернизированного двигателя ПС-90А2. Модификации двигателя:
Технические харктеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru
ПС-90А-2 с Ил-96 | |
турбореактивный двухконтурный | |
Россия | |
с 1992 | |
Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ | |
ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А-1, ПС-90А-2 | |
16000 кгс |
ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Устанавливается на пассажирских самолётах Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и транспортном Ил-76МФ.
Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».ПС-90 разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и уровню шумового загрязнения. ПС-90 демонстрирует двойное превосходство по всем параметрам над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям. ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации.
Тяга на взлётном режиме: | 16000 кгс |
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8): | 3500 кгс |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8): | 0,595 кг/кгс·час |
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 |
Степень двухконтурности: | 4,5 |
Макс. расход воздуха: | 504 кг/с |
Макс. температура перед турбиной: | 1640 К |
Длина: | 4964 мм |
Диаметр вентилятора: | 1900 мм |
Сухая масса: | 2950 кг |
Существует 4 модификации двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2.
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96 и Ту-204. Номинальная мощность — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности.
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволяет устранить эти недостатки. Номинальная мощность — 14 500 кгс.
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 - дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
Модификация ПС-90А.
Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
— повышение надежности в 1,5…2 раза;
— снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
— уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
— возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
— полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
— сохранение весовых характеристик;
— стабильность параметров в процессе эксплуатации;
— соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолетов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
— разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
— локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
— повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
— возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
— сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам летной годности США FAR 33).
Разработка двигателя ведется совместно с фирмой Pratt & Whitney.
Сертификация двигателя запланирована на 2009 год.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ПС-90А-2 с Ил-96 | |
турбореактивный двухконтурный | |
Россия | |
с 1992 | |
Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ | |
ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А-1, ПС-90А-2 | |
16000 кгс |
ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Устанавливается на пассажирских самолётах Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и транспортном Ил-76МФ.
Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».ПС-90 разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и уровню шумового загрязнения. ПС-90 демонстрирует двойное превосходство по всем параметрам над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям. ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации.
Тяга на взлётном режиме: | 16000 кгс |
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8): | 3500 кгс |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8): | 0,595 кг/кгс·час |
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 |
Степень двухконтурности: | 4,5 |
Макс. расход воздуха: | 504 кг/с |
Макс. температура перед турбиной: | 1640 К |
Длина: | 4964 мм |
Диаметр вентилятора: | 1900 мм |
Сухая масса: | 2950 кг |
Существует 4 модификации двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2.
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96 и Ту-204. Номинальная мощность — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности.
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволяет устранить эти недостатки. Номинальная мощность — 14 500 кгс.
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 - дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
Модификация ПС-90А.
Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
— повышение надежности в 1,5…2 раза;
— снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
— уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
— возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
— полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
— сохранение весовых характеристик;
— стабильность параметров в процессе эксплуатации;
— соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолетов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
— разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
— локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
— повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
— возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
— сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам летной годности США FAR 33).
Разработка двигателя ведется совместно с фирмой Pratt & Whitney.
Сертификация двигателя запланирована на 2009 год.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru