Каждый человек, живущий в условиях цивилизации, хотя бы иногда сталкивается с отсутствием электроэнергии. Причины могут быть разные — от кратковременной аварии до поездки на дачу или переездом в загородный дом. Если отсутствие электроэнергии длится несколько минут и защитить от этого нужно компьютер, телевизор и несколько лампочек, то идеальным выбором будет ИБП, о чем рассказано в статье «ИБП для дома«. Но если электроэнергия отсутствует несколько дней, а в доме установлено электроотопление или нужно наладить автономное электроснабжение дачи или загородного дома, то без генератора для дома и дачи не обойтись. О том, как выбрать генератор для частного дома, расскажет эта статья.
Портативный генератор представляет собой стальную раму, на которой установлен бензиновый или дизельный двигатель и генератор переменного тока, асинхронный или синхронный. Иногда ставят газовый генератор, но широкого распространения они не получили из-за больших габаритов и необходимости постоянного подключения к газовой магистрали.
Предназначен для временного или постоянного электроснабжения домов, квартир или других объектов с потребляемой мощностью до 20кВт. Если необходима большая мощность, то генератор устанавливается на фундаменте или автомобильном прицепе.
В зависимости от исполнения топливный генератор может быть открытым или в железном ящике, с водяным и с воздушным охлаждением. Возможна установка дополнительной автоматики и ручного или электрического стартера.
Прежде всего, портативные генераторы отличаются тем, какой двигатель на них установлен — бензиновый или дизельный.
Бензиновые двигатели устанавливаются на генераторы мощностью до 10кВт. Они отличаются меньшей ценой, чем дизельные, но бензин дороже солярки. Производители наработку на отказ обычно гарантируют не более 500 моточасов для двухтактных двигателей, мощностью до 1кВт и 2500 моточасов в генераторах до 10кВт. В генераторах большей мощности устанавливаются дизельные двигатели. Двигатели малой мощности запускаются вручную, шнурком. В двигателях большей мощности ставится стартер.
Генератор с бензиновым двигателем подходит для поездки на рыбалку, выездов на дачу и как источник резервного питания, на случай отсутствия электроэнергии.
Дизельный двигатель надежнее бензинового. Наработка на отказ у них достигает 4000 часов. Это больше, чем у бензинового. Поэтому генераторы с дизельным двигателем более пригодны для длительной эксплуатации.
Выхлопные газы более токсичные. Это нужно учесть перед тем, как как выбрать дизель генератор для загородного дома.
На самые мощные генераторы ставится жидкостное охлаждение. Эти генераторы самые дорогие и имеют самый большой вес. Они монтируются не на раме, а на специальном фундаменте или автомобильном прицепе, но из-за моторесурса, достигающего 40000 часов, только они используются в качестве электрогенератора для загородного дома.
Генераторы устанавливают двух типов — асинхронные и синхронные.
Асинхронные проще, дешевле, но не могут обеспечить частоту в сети 50Гц. Из-за этого к ним нельзя подключать котлы, насосы, холодильники и технику, в блоке питания которых есть трансформатор. Целесообразно использовать как генератор для света, компьютера и телевизора.
Синхронные генераторы дороже, но только они могут обеспечить в сети 220V и 50Гц. Поэтому, если необходим электрогенератор для загородного дома, неважно, временное или постоянное, нужен именно синхронный генератор. На это нужно обратить внимание в паспорте аппарата при его выборе.
Если вам нужен генератор для поездки на охоту или рыбалку, то однозначно нужен бензиновый одноцилиндровый двухтактный двигатель. Такие двигатели устанавливаются почти на все генераторы мощностью до 5кВт. Даже если он нужен в качестве домашнего генератора электричества, дешевле чаще менять двигатель, чем приобретать более серьезную модель.
При необходимой мощности от 5 до 10кВт и использовании генератора в качестве аварийного, лучшим выбором будет двух и четырех цилиндровый бензиновый двигатель с воздушным охлаждением.
Если же нужен автономный генератор электроэнергии для дачи или загородного дома и используется больше 2000 часов в год, то лучше выбрать стационарную модель с жидкостным охлаждением. Выбор между бензиновым и дизельным двигателем зависит от разных моментов. Генератор на солярке дороже, но надежнее. Расход солярки меньше стоит она дешевле. Бензиновый двигатель лучше заводится на морозе, выхлопные газы менее токсичные.
При мощности более 10кВт практически единственный вариант это стационарная модель с дизельным двигателем и жидкостным охлаждением.
Подключаться генератор должен только с помощью перекидного рубильника или аналогичного переключателя, исключающего возможность параллельного включения сети и генератора. При несовпадении частоты или сдвиге фаз генератор может просто сгореть вместе с проводкой. Ноль из-за некоторых особенностей работы небольших генераторов также необходимо отключать от сети.
Ноль генератора необходимо заземлять через резистор 1-10мОм. Если этого не сделать, то некоторая аппаратура не будет работать. Особенно часто это бывает с газовыми котлами отопления. Ноль в розетках при питании от генератора должен совпадать с нолем сети.
Генераторы бывают одно- и трехфазные. Если оборудование в доме только однофазное, то нет необходимости приобретать трехфазный генератор. Это приведет к завышению требуемой мощности в три раза.
Мощность проще всего определить по току вводного автомата. Для этого ток автомата умножают на напряжение сети — 220V. Результат получается в ваттах. Для получения киловатт (если он больше 1000) его делят на 1000. Приобретать нужно генератор ближайшей большей мощности.
Обычно генератор для частного дома без электроотопления и электроплит выбирают переносной генератор мощностью 5кВт. Если же в доме установлено электроотопление и (или) электроплита, то к 5 киловаттам прибавляют мощность плиты.
Для обеспечения бесперебойного электроснабжения бензиновые генераторы для дома лучше использовать в комплекте с источником бесперебойного питания (ИБП) и комплектом автоматики. ИБП будет питать необходимый минимум электроприборов, а автоматика в это время включит генератор.
Как выбрать ИБП рассказывается в статье «ИБП для дома«.
Для обеспечения постоянной работы электрооборудования и электроприборов требуется снабжение их электроэнергией. Однако не всегда есть возможность подключения к основной электросети, либо подача электроэнергии производятся с регулярными перебоями, что приводит к простою оборудования и убыткам в производстве. Именно в таких случаях используются электрогенераторы, которые обеспечивают непрерывную работу электрооборудования.
Основным и самым важным элементом любой электростанции является двигатель. Именно он поставляет механическую энергию, которая преобразуется в альтернаторе в энергию электрическую. Именно от качества и надежности двигателя будет зависеть, насколько долго и эффективно будет работать бензиновая или дизельная электростанция. Когда речь идет о моторесурсе того или иного генератора, то в первую очередь имеется в виду моторесурс самого двигателя, поскольку от того, в течение какого срока будет неисправно работать мотор, столько времени будет функционировать и сама электростанция. Прежде чем купить дизельный генератор, следует обратить внимание на то, каким двигателем он оснащен. Именно характеристики дизельного двигателя определяют качество работы дизельгенератора, который предназначен для обеспечения энергией электрооборудования и электроприборов.
Одним из наиболее известных производителей дизельных двигателей для ДГУ является английская компания Perkins. Данный производитель поставляет на мировой рынок качественные двигатели мощностью 10 – 2000 кВт. Основными преимуществами данных двигателей являются:
Двигатели Perkins известны во всем мире, и многие производители выпускают электростанции именно на данных двигателях. Среди них можно назвать компании GenPower, GESAN, Pramac и другие.
Продукция шведской компании Volvo широко известна своим высоким качеством и надежностью. Двигатели Volvo Penta, используемые для оснащения дизельных электрогенераторов, являются модификациями двигателей, разработанных для дизельных трейлеров Volvo Truck.
Основными преимуществами двигателей Volvo Penta являются:
В настоящее время двигатели Volvo Penta поставляются в более 100 стран мира. Эти двигатели используют для оснащения ДЭС такие известные производители, как GenPower, Gesan, SDMO, Pramac и другие.
<< Перейти в раздел публикаций
www.elektrodisel.ru
Для этого понадобится сложить потребляемую мощность всех приборов, нуждающихся в одновременном питании. Узнать потребляемую мощность каждого электроприбора можно с инструкции или с таблички, которая обычно крепится на тыльной стороне приборов. Но, что очень важно, если питаемый прибор содержит электродвигатель, то, вполне вероятно, что вы увидите количество потребляемой мощности отдельно от коэффициента реактивности – cosѰ. Допустим, вы видите на табличке какого-либо прибора номинальную мощность 700ВТ и cosѰ= 0,8, это означает, что полная мощность потребления электроэнергии составит 700ВТ/0.8=875ВТ.
Другой нюанс, который необходимо учесть – пусковые точки электрических двигателей. Они в момент своего запуска затрачивают мощность во много раз больше, чем в своем обычном рабочем режиме. Поэтому настоятельно рекомендуется не включать разные приборы в одночасье.
Большинство электрических двигателей требует стартовую мощность, которая выше обычной в 3 раза. Погружной насос по этому признаку является неоспоримым «победителем», стартовая мощность которого выше обычной до 9 раз. Генераторы так устроены, что они способны выдерживать различные не продолжительные перегрузки, но не такой большой величины.
Не следует оставлять без внимания тот факт, что бензиновые и газовые генераторы не рассчитаны для продолжительной работы на своей максимальной мощности. Наилучший режим непрерывной мощности находится в пределах 75% от максимальной своей производительности. В отличие от этих двух типов генераторов, дизельные вполне отлично справляются с непрерывной работой даже на пределе своих возможностей.
Устройство генератораГлавные узлы генератора – альтернатор и двигатель (называют еще генератором тока). Именно характеристики этих составных частей обуславливают мощность, срок эксплуатации и целого ряда прочих важных характеристик генератора.
Другими не менее важными компонентами являются панель управления, глушитель, бензобак, система стартера и прочие. От надежности и качества каждого из них зависит эффективность и стоимость генератора.
ДвигательЭта составляющая самая дорогая и габаритная в генераторе. Важной характеристикой двигателя является его мощность, так как ему необходимо вращать увесистый ротор альтернатора. Его габариты и вес влияет на мощность производимого им тока. Так для большого альтернатора необходим более мощный двигатель, чтобы ему по силам было его вращать. Также ресурс генератора и срок его эксплуатации напрямую зависит от мощности двигателя.
Двухтактные и четырехтактные двигателиНа отдельных маломощных бензиновых модификациях генераторов ставят двухтактные двигатели. В изготовлении такие двигатели гораздо дешевле, но имеют в сравнении с четырехтактными двигателями намного меньший ресурс.«Lifan»: Из всего ассортимента компании только генератор 1200-A обладает двухтактным двигателем.
Подавляющее большинство генераторов, которые производят хотя бы 1кВт электроэнергии, применяют четырехтактные двигатели. Преимущества таких типов двигателей предельно убедительны. Кроме большого ресурса, в использовании они очень удобны: в них нет необходимости смешивать бензин с маслом, ведь масло заливается в картер, которое в дальнейшем заменяется через некоторое время работы. Сегодня наибольшей популярностью пользуются двигатели с верхним расположением клапанов – они обладают наибольшим рабочим ресурсом.«Lifan»: Весь модельный ряд генераторов компании «Lifan» имеет верхнее месторасположение клапанов двигателя.
Число цилиндров и рабочий объемДовольно важной и значительной характеристикой двигателя является число цилиндров и их объем. Двигатель с большим рабочим объемом прослужит гораздо дольше (Потребление топлива, конечно, у него несколько выше). Число цилиндров также не маловажный параметр. Двухцилиндровый двигатель наделен большим сроком эксплуатации при интенсивной работе, чем одноцилиндровая модель двигателя. Даже интервал мощности, в котором «встречаются» оба типа двигателей достаточно не большой. «Lifan»: генераторы свыше 6 кВт, наделены двухцилиндровым двигателем мощностью 24 л.с.. Большинство генераторов компании «Lifan» оснащены одноцилиндровыми двигателями различной мощности и объема.
Оборотистость двигателяПодавляющее большинство генераторных двигателей, которые предназначены для бытового и полупрофессионального использования, рассчитаны на 3000 об/мин. Производственные же двигатели рассчитаны на 1500 об/мин. Но низко-оборотистые двигатели только в очень редких случаях могут иметь мощность ниже 20 л/с. Это позволяет двигателям такой мощности выдавать до 10кВт. «Lifan»: Все модели генераторов компании «Lifan» имеют рабочую оборотистость двигателя в 3000 об/мин.
Применяемые системы охлажденияВ бытовых и полупрофессиональных модификациях генераторов применяется воздушное охлаждение. В отдельных промышленных дизельных генераторах применяется водяное охлаждение, которое нуждается в специальном оборудовании. Зачастую это низко-оборотистые электростанции. Рентабельность профессиональных станций довольно высока, так как срок их службы намного больше бытового генератора с воздушным охлаждением. «Lifan»: Генераторы «Lifan» наделены воздушным охлаждением.
Какой лучше: дизельный, бензиновый или газовый?Двигатели делятся по типам приспособлений и по виду применяемого сырья. Практически все бензиновые и газовые аналоги имеют искровой тип зажигания. Принцип действия этого способа работы состоит в том, что в цилиндр помещается свеча зажигания, которая вызывает воспламенение попадающую внутрь сырьевую смесь. А в дизельных двигателях воспламенение топливной смеси происходит от его сжатия. Это приводит к тому, что дизельный двигатель намного сложнее завести. Однако это обуславливает его большой срок эксплуатации.
Бензиновые генераторы являются самыми используемыми и востребованными среди потребителей. Большинство моделей данного типа в качестве топлива используют марку бензина А92. Они имеют ряд преимуществ: они не «привередливы», легко заводятся (даже при довольно низкой температуре), имеют конкурентоспособную стоимость, в отличие от газовых и дизельных аналогов. Имеют также и определенные недостатки: меньший срок эксплуатации и производят более «дорогую» электроэнергию. Бесперебойное использование на максимально допустимой мощности приводит к быстрой потери работоспособности такого типа двигателя.Генераторы пользуются большой популярностью и широко распространенны при каких либо потребностях в аварийном источнике электроэнергии на загородном доме и т.п.«Lifan»: Бензиновые генераторы компании «Lifan» маркируются аббревиатурой «GF». Дизельные генераторы настоящие «труженики». Главной отличительной чертой этого типа оборудования является то, что они могут практически все время работать на максимально возможной своей нагрузке. Для дизельных генераторов даже очень вредно работать ниже 25% своей рабочей мощности. Срок эксплуатации у них гораздо выше и производимая электроэнергия дешевле в разы. Главным минусом является большой уровень шума (существуют малошумные дизельные генераторы в кожухе, но их стоимость несколько выше), высокая цена и большой выхлоп. Для бытовых потребностей этот тип генераторов не наилучший вариант.«Lifan»: Дизельные генераторы компании «Lifan» маркируются аббревиатурой «DG».Газовые генераторы довольно схожи с бензиновыми аналогами. Главная отличительная черта – газосместитель вместо карбюратора. Роль бака выполняет газовый баллон. Газовые генераторы имеют несколько больший срок службы, что достигается за счет ровности сгорания рабочего сырья, менее вредный выхлоп, меньшая «шумность» и меньшая себестоимость производимой электроэнергии. Основным минусом является затруднительная работа при отрицательных температурах – газ в таких условиях сжижается, и давление внутри баллона опускается до ниже допустимого уровня. Ко всему прочему газовые модели сложнее транспортировать, так как с ним прикреплен газовый баллон.«Lifan»: Газовые генераторы компании «Lifan» маркируются аббревиатурой «LPG».
Система защиты от низкого уровня масла в картереСамая широко встречаемая неисправность у генераторов – заклинивание двигающихся частей двигателя. Главная причина возникновение данной весьма серьезной поломки – попытка завести двигатель без необходимого количества масла в картере. Выход из строя генератора по этой причине гарантией не окупается. Оттого очень важно, чтобы каждый четырехтактный двигатель был наделен автоматической системой защиты, которая будет не допускать начало работы генератора при низком уровне масла.Техническая зашита реализуется благодаря помещения «поплавкового» датчика в картер. Достаточно важным аспектом является то, чтобы система защиты могла блокировать начало запуска генератора, а не просто лишь оповещала о недостаточном уровне масла.«Lifan» Весь модельный ряд генераторов «Lifan» наделен автоматической системой защиты, блокирующей двигатель при малом уровне масла в картере.
Генератор тока (альтернатор) Эта составляющая часть генератора вторая по цене и значимости, после двигателя. Применяет принцип наведения тока в проводнике при вступлении проводника в область магнитного поля. Чем крупнее проводник, тем большую мощность может производить альтернатор.
Алюминиевый или медный?Немаловажным параметром альтернатора есть материал, из которого выполнены его обмотки. Ведущие производители изготавливают обмотки исключительно из меди. Малые фирмы при производстве альтернатора могут применять алюминий, который гораздо дешевле. Но алюминий «проигрывает» меди по качеству свойств. Генератор, оборудованный альтернатором из алюминиевых обмоток, выдает менее стабильное напряжение. Еще одним недостатком алюминия является его быстрый износ, так как со временем он выгорает и теряет свои свойства. За счёт этого процесс «старения» происходит намного быстрее. Медь, напротив, при остывании возобновляет свои свойства до прежнего уровня.«Lifan»: Весь модельный ряд генераторов компании «Lifan» наделен только медными обмотками альтернатора.
Какой лучше: синхронный или асинхронный?Сегодня уже довольно сложно найти бытовой генератор с асинхронным альтернатором. Конечно, у него также есть свои положительные стороны, к примеру, отличная приспособленность к перегрузкам. Но все же для бытового применения намного лучше подойдет синхронный генератор тока, так как у него гораздо стабильней параметры выдаваемого напряжения.«Lifan»: Весь модельный ряд генераторов компании «Lifan» оснащен только качественными синхронными альтернаторами.
Какой выбрать: щеточный или бесщеточный?Теоретически бесщеточный генератор в меньшей степени подвержен поломкам, так как лишен подвижных частей. Также он достаточно не привередлив в обслуживании. Но на практике для бытовых модификаций это особой роли не играет – щетка не самая быстроизнашеваемая деталь.«Lifan»: Большинство генераторов компании «Lifan» оснащены щеточными синхронными альтернаторами.
Автомат защитыТак как выходное напряжение генератора стабильно (220В), его мощность меняется соответственно генерируемому току. Если на протяжении длительного времени генератор выдает мощность, которая превышает его рабочую, происходит нагрев обмоток, что приводит к их сгоранию. Не допустить перегрева обмоток помогает автомат защиты, который работает по принципу автоматического предохранителя. При достижении обмотками недопустимо высокой температуры, автомат защиты срабатывает, переводя двигатель в режим холостого хода.От уровня перегрузки зависит скорость реагирования автомата защиты. Но стоит учитывать, что при сильной перегрузке двигатель «захлебнется» раньше, чем успеет сработать автомат защиты. Он должен обязательно быть установленным на генератор, ведь это не только защита генератора от возможных перегрузок, но и условие безопасной его работы.«Lifan»: Весь модельный ряд генераторов компании «Lifan» наделен автоматом защиты 220-вольтовой цепи переменного тока, а также плавкий предохранитель, который предохраняет 12-вольтовую цепь постоянного тока.
Цепь прямого тока, если, конечно, она присутствует на генераторе, обязана защищаться специальным предохранителем, при этом также предохраняя обмотку от перегрева. «Lifan»: Весь модельный ряд компании «Lifan» наделен 12-вольтовой цепью постоянного тока, которая защищена специальным плавким предохранителем.
Другие детали, узлы и системы генератораНа конечную стоимость генератора влияет его комплектация. Две абсолютно одинаковые модели, которые укомплектованы однотипными альтернаторами и двигателями выдают идентичные параметры мощности. Но один будет иметь комплектацию «люкс» (вместительный топливный бак, системы защиты от малого уровня масла и перегрузок, счетчик рабочих весов и другие). А второй в комплектации «робуст» (малых размеров бак, минимальное количество защитных систем или даже их отсутствие и пр.) Последний вариант будет дешевле первого до 40%. «Lifan»: На сегодняшний день компания «Lifan» предлагает генераторы в комплектации «люкс».
Топливный бакЧем больше вместительность, тем реже будет требоваться доливать топливо (а чтобы пополнить бак топливом необходимо генератор выключать!) Соответственно, чем вместительнее топливный бак, тем больше генератор может продолжать работать без остановки. Залить 6 литров в 20 литровый бак не представиться сложным процессом, а вот если наоборот? Вместительный бак – неоспоримое преимущество для генератора в целом.«Lifan»: На сегодняшний день весь модельный ряд стандартных генераторов компании «Lifan» наделен баками максимальной вместительностью (15-25 литров).
Электрический/ручной стартерПрактически все одноцилиндровые и отдельные двухцилиндровые двигатели наделены системой ручного запуска (стартер на тросе). Но запустить генератор (особенно дизельный) мощностью от 3кВТ и выше в условиях минусовой температуры, будет сложной задачей даже для крепкого мужчины. Для недопущения таких ситуаций на более-менее мощных модификациях генераторов устанавливается электрический стартер.
Система зимнего стартаРяд производителей реализуют для генераторов с аккумуляторными батареями систему первоначального подогрева. Нагревательный элемент размещается на входе в воздухозаборник. Перед самим началом работы этот элемент включается. После на теплом воздухе запускается и двигатель.«Lifan»: Все дизельные модели наделены системой зимнего старта . Счетчик рабочих весов Этот элемент многократно упрощает работу с генератором, так как показывает интервалы обслуживания (промывку или смену фильтров, заменк масла и т.п.). «Lifan»: Все модели укомплектованы.
Дистанционное управлениеНа генератор, у которого установлен электрический стартер с батареей может быть оборудована система дистанционного управления с пульта (запуск и выключение).
Система автоматического запуска На генератор, который оборудован электрическим стартером с батареей, возможна установка системы автоматического запуска. Эта система безупречно подойдет для применения ее в качестве резервного питания – при возможном исчезновении электроэнергии в сети, генератор будет автоматически запущен в течение нескольких мгновений. Когда в сети напряжение возобновится, генератор автоматически отключится.
Снижение производимого уровня шума посредством «кожуха»Главным недостатком в использовании генераторов является производимый ими высокий уровень шума. Многие производители занижают настоящий уровень шума, воспроизводимый их моделями. Необходимо понимать, что Дб – нелинейная величина. Поэтому разница уровня шума в 20Дб будет восприниматься человеком, как будто уровень шума возрос в 2 раза.Действительный уровень шума для дизельных генераторов мощностью 4-6кВт будет достигать 100Дб. Это достаточно много, так как вести разговор вблизи с работающим генератором такого уровня шума будет довольно проблематично, а в помещении и вовсе нереально. К тому же владельцы близлежащих дач от такого соседства будут далеко не в восторге. Поэтому, чтобы максимально снизить производимый шум применяют звукоизолирующие панели, которые образуют плотный кожух. Мобильность генератораОчень важным нюансом для генератора является его мобильность, так как большинство генераторов имеют слишком большой вес и перемещать его одному человеку непосильная задача. К тому же некоторые модели генераторов не оснащены колесами для передвижения. Приобретая ту или иную модель, следуют уточнить у продавца его характеристики мобильности.
Гарантия, обслуживание и сервисКак и любое другое оборудование, состоящее из двигателя, нуждается в специальном сервисном обслуживании и надлежащем уходе. Со стечением времени и длительной эксплуатацией некоторые детали должны быть заменены для продолжения стабильной и бесперебойной работы. Поэтому для потребителя очень важно, чтобы производитель обладал авторизированным сервисом и обеспечивал необходимыми запасными частями для генераторов.«Lifan»: Компания «Lifan» имеет разветвленную сеть сервисных центров, обслуживающие весь модельный ряд своих генераторов. На каждую модель генераторов «Lifan» есть свой срок гарантийного срок
lifan-rf.ru
Двигателями, вращающими электрические генераторы гидроэлектростанций, являются гидравлические (водяные) турбины. В качестве двигателей для тепловых электростанций применяются паровые турбины, паровые машины и двигатели внутреннего сгорания.
Паровые машины и двигатели внутреннего сгорания мы не рассматриваем. Заметим только, что как те, так и другие являются поршневыми машинами. Они сравнительно тихоходны и не могут строиться для больших мощностей. А для современных крупных и даже средних электростанций необходимы двигатели, которые могут давать равномерное и быстрое вращение и развивать возможно большие мощности. Иначе для создания крупной электростанции потребуется устанавливать очень много машин. Так, например, мощность 8—10 тыс. кВт для двигателя внутреннего сгорания может считаться предельно достигнутой. При этом двигатель получается непомерно дорогим, сложным и недостаточно надежным для постоянной длительной работы. Но даже таких крупных двигателей для оборудования электростанции мощностью, например, 300 тыс. кВт необходимо установить не менее 30 штук! Для размещения и эксплуатации такого числа крупных машин потребовалось бы строительство огромных зданий, большое количество обслуживающего персонала, большие затраты на ремонт.
Такой крупный двигатель внутреннего сгорания был бы сравнительно тихоходен; поэтому и генератор для него .должен быть тихоходным, а значит, громоздким, тяжелым и дорогим.При применении же быстроходных, МОЩНЫХ паровых турбин, для которых 8—10 тыс. кВт — средняя или даже малая мощность, на указанной в качестве примера электростанции могут быть установлены всего 3 турбины по 100 тыс. кВт. Такие турбины вовсе не являются предельными и изготовляются в большом количестве.Турбина — двигатель быстроходный, поэтому и генератор к ней нужен также быстроходный. Значит, он будет меньше по размерам, более легкий, потребует меньше места для установки и меньше затрат металла и труда на свое изготовление.
Благодаря своей быстроходности, надежности, непосредственному получению вращательного движения и возможности получения большой мощности в одном двигателе паровая турбина является в настоящее время единственным двигателем для крупных тепловых электростанций и почти единственным для средних и даже мелких электростанций.
Только на очень мелких тепловых электростанциях паровая турбина в большинстве случаев оказывается менее удобной и выгодной, чем паровая машина или двигатель внутреннего сгорания, и уступает им место.Благодаря тем же преимуществам, а также мало занимаемому месту и ряду других положительных сторон паровая турбина является также наиболее распространенным двигателем для крупных и быстроходных морских судов.
Процесс выработки электрической энергии на тепловой электростанции с паровыми турбинами схематически выглядит Следующим образом.В топках паровых котлов сжигается топливо—исходный материал, служащий для производства электроэнергии. Сгорание топлива—это химический процесс, сопровождающийся выделением тепла. Это — первое превращение энергии.
Полученная при этом тепловая энергия передается, за исключением неизбежных потерь, водяному пару, который образуется в котлах при испарении воды. Этот пар, содержащий в себе запас тепловой энергии, поступает в паровую турбину. Там он отдает часть заключенной в нем тепловой энергии, которая переходит в механическую энергию вращения ротора турбины. Это — второе превращение энергии.В генераторе механическая энергия вращения преобразуется в электрическую энергию, т. е. в конечный продукт производства электростанции. Это — третье и последнее превращение энергии, происходящее в процессе получения электрической энергии из топлива.
Таким образом, полученная электроэнергия — продукт трех превращений энергии из одного вида в другой. Первое превращение происходит в топке парового котла, второе осуществляется в турбине, третье — в электрическом генераторе. Соответственно этим трем превращениям и оборудование паротурбинной электростанции состоит из трех основных частей: котла, турбины, генератора.
Как же выглядит такая электростанция, в частности ее машинный зал, где установлены турбины? Совершим мысленно предварительную экскурсию в машинный зал современной паротурбинной электростанции.
imetal.in.ua