В 1982 году ВАЗ-2105 ВФТС, известный также как LADA VFTS, прошел омологацию FIA по группе «Б». Нашему автомобилю по многим параметрам было далековато до монстров класса «автомобилей специальной постройки», таких как Lancia 037 Rally. Машина была задумана как полигон для отработки гоночных решений, прежде всего – инженерного порядка. Однако на раллийных полигонах соцлагеря автомобиль заметно потеснил чешские машины и позволил пилотам советской команды несколько раз выиграть кубок соцстран как в командном, так и в личном зачете. Машина имела успех не только в странах Варшавского договора. Через «Автоэкспорт» она поставлялась гонщикам Швеции, Норвегии, Германии, Австрии, Иордании, Финляндии, Колумбии и Панамы. При отпускной цене 20 000 долларов автомобиль было не жалко использовать как тренировочный болид.
down-house.ru
Бывают машины редкие, бывают очень редкие, а бывают такие, которые не ожидаешь увидеть в своей жизни вообще. И "Жигули" вполне могут относиться к последней категории...
История ВФТС
ВФТС (Вильнюсская фабрика транспортных средств) начинает свою историю с конца семидесятых годов, когда в одном из подразделений Вильнюсского авторемзавода обосновывается легендарный советский автогонщик Стасис Брундза. Именно этот факт заставлял автовазовцев отправлять через полстраны партии новеньких "Жигулей" с конвейера на переделку. До 1981 года предприятие готовит для соревнований автомобиль, фигурировавший в протоколах соревнований тех лет как Lada 1600. Это был ВАЗ-21011 с мотором и КПП от ВАЗ-2106. На нем отрабатываются основные узлы и агрегаты для постройки следующего поколения гоночных болидов под названием LADA WFTS.
История 2105VFTS
В 1982 году ВАЗ-2105 ВФТС, известный также как LADA VFTS, прошел омологацию FIA по группе "Б". Нашему автомобилю по многим параметрам было далековато до монстров класса "автомобилей специальной постройки", таких как Lancia 037 Rally. Машина была задумана как полигон для отработки гоночных решений, прежде всего – инженерного порядка. Однако на раллийных полигонах соцлагеря автомобиль заметно потеснил чешские машины и позволил пилотам советской команды несколько раз выиграть кубок соцстран как в командном, так и в личном зачете. Машина имела успех не только в странах Варшавского договора. Через "Автоэкспорт" она поставлялась гонщикам Швеции, Норвегии, Германии, Австрии, Иордании, Финляндии, Колумбии и Панамы. При отпускной цене 20 000 долларов автомобиль было не жалко использовать как тренировочный болид.
Сколько всего было изготовлено таких автомобилей – доподлинно неизвестно. Точно, что более 200 (столько нужно было выпустить для омологации). В настоящее время известно лишь о нескольких живых экземплярах в России. Герой нашей статьи – один из них. Сейчас можно встретить большое количество самоделок "под ВФТС", собранных на просторах бывшего соцлагеря. Моторы там встречаются самые разнообразные, объемом от 1,3 до 2,0 л. Никакого отношения к Вильнюсскойфабрике они не имеют... Герой статьи
Мы упомянули про 98% "оригинальности", остальные 2% – это электрический бензонасос Facet для карбюраторных моторов (который выпускается, кстати, по омологации тех лет, когда была произведена машина – настолько удачной оказалась его конструкция) и салазки спортивных "ковшей", замененные на продукцию OMP. Тебе, конечно, не терпится узнать о спеках мотора: ведь об этом двигателе среди владельцев "Жигулей" ходят легенды. Кто-то предполагает, что там стоял РПД, кто то просто сомневается в возможности снятия такой мощности с классического мотора. И тем и другим пора узнать правду.
За основу брались новенькие стоковые карбюраторные моторы объемом 1600 куб. см. Для начала двигатель разбирали по винтикам. Все детали шатунно-поршневой группы развешивались, все некачественное тут же отбраковывалось. После этого мотор собирали со стальным коленвалом, титановыми шатунами и кованными поршнями. В итоге степень сжатия мотора равнялась 11,5 единицам. В головке блока устанавливались распредвал с подъемом 11,5 и фазой в 320 градусов, титановые тарелки клапанов. Система питания представляет собой два карбюратора WEBER 45 CDOE. На выходе получено 160 л.с. и 8,1 секунды до "сотни". В нагрузку – 200 км/ч максималки. В паре с мотором работает специально разработанная кулачковая коробка передач, которая могла быть четырех- или пятиступенчатой. По кругу устанавливались дисковые тормоза, настраивалась кинематика подвески. Группа "Б" позволяла изменять колею автомобиля – поэтому "пятерка" заметно шире стандартной. Под увеличившуюся колею с помощью стеклопластика раздували арки. Вместо жиденького штатного переднего бампера – огромная губа. Внутри салона два ковша, "переговорник" и аппаратура штурмана. Кстати, все оригинальное и все исправно работает. Каркас в этой машине стальной, но были версии и с алюминиевой "клеткой".
Эта машина – лишь промежуточная стадия в эволюции спортивных автомобилей от ВФТС. В середине 80-х был разработан ВАЗ-2105-T16 с турбированным мотором объемом 1,8 л., накрытым 16-клапанной головкой, мощность которого была под 240 л.с. Ну, а самым известным болидом фабрики и одновременно ее "лебединой песней" стала среднемоторная ЛАДА ЭВА на основе ВАЗ-2108, мощность которой достигала 300 л.с.
Характеристики
Двигатель: Двигатель на основе чугунного блока цилиндров ВАЗ-2106
объем 1588 см куб. геометрия 79,5х80
кованные поршни, титановые шатуны, стальной коленвал
распредвал подъем 11.5, фаза 320
головка блока с геометрией 40х35 титановые клапана
2 карбюратора WEBER 45 CDOE
степень сжатия 11,5 единиц
КПП ВАЗ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения
измененная кинематика подвески
дисковые тормоза по кругу, передние диски диаметром 252,7 мм
Обвес:
Оригинальный обвес из стеклопластика расширители арок антикрыло окна из поликарбоната.
Салон:Каркас безопасности
2 ковша
штурманское оборудование, переговорник
предохранители вынесены на переднюю консоль
motor.ucoz.net
Долго думал в какой же тематический блог поместить материал об эо автомобиле. Ведь с одной стороны строились в основном эти автомобили на завода, но с другой стороны это весьма глубокий тюнинг нашей классики.
Предистория модели Все началось в далеких 70-х, когда легендарный гонщик Статис Брундза построил первый раллийный автомобиль ВАЗ 21011 ВФТС (Лада 1600 Ралли). Автомобиль преставлял собой «Копейку» с доработанными агрегатами от ВАЗ 2106 (двигатель и КПП). На этом автомобиле опробывались различные технические решения, которые впоследствие были применены в авмтомобиле Lada VFTS. Аббревиатура VFTS означает ни что иное как — «Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств». Там строил свои автомобили легендарный советский раллист.
В 1982 году FIA омологировала Lada VFTS по группе Б — автомобили специальной постройки. Автомобиль неплохо себя показал в ралли на трассах бывшего соцлагеря. Также Lada VFTS весьма неплохо продавалась и поставлялась на экспорт. Достоверно известно что выпущено как минмум 200 машин, так как именно это число позволяет считать автомобиль серийным, чтобы можно было пройти омологацию для группы Б.
Чешска фирма MTX выпускала собственную версию Lada VFTS, которая в документах значилась как Lada MTX.
Автомобиль подготовленный для ралли в первую очередь отличался доработанным двигателем(тех. характеристики чуть ниже), кулачковой 4 или 5- ступенчатой КПП (причем пятиступенчатая изготавливалась в корпусе 4-ступенчатой и имела несколько оригинальный механизм переключения передач — 1-ая передача находилась на месте 5, а вторая там, где у обычных автомобилей находится первая), усиленным и облегченным кузовом(доходило до 800 кг!), импортными комплектующими в ходовой, а также кучей тумберов (отключалкой генератора например).
Технические характеристики Lada VFTS:
Для уменщения массы кузова, некоторые элементы были изготовлены целиком из крылатого металла. Автомобиль обладал алюминиевыми дверьми, капотом и крышкой багажника. В результате массу кузова удалось снизить до предельных 800 кг. Поршня диаметром 79,5 мм и ходом 80 мм. Стальные шатуны(136 мм) массой 570 грамм соединяют их с чугунным коленвалом, на котором закреплен облегченный маховик массой 4,2 кг. Распредвал с подъемом клапаном 11,5 мм, фазы: 330(впуск) и 320(выпуск) градусов. Диаметры впускного и выпускного каналов 39,5 и 34,5 мм соответственно, клапанов – 41 и 36 мм. А правильное наполнение цилиндров обеспечивали горизонтальные сдвоенные карюраторы Weber 45 DCOE. При степени сжатия 11,5 двигатель выдавал 160 л.с. при 7000 об/мин и крутящий момент 164,8 Нм при 5500 об/мин.
Как мы видим, советским конструкторам удалось снять с классического двигателя примерно 100 л.с. на литр рабочего объема.
Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ. Рабочий объем 1588 см3. Диаметр поршня – 79,5 мм, ход – 80 мм. Шатун – стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм. Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10,4 кг, диаметр шеек 50,795 мм. Маховик стальной, весом 4,2 кг. Карбюраторы WEBER 45 DCOE. Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11,5 мм/11,5 мм, фазы – впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов. Диаметр впускного канала 39,5 мм, выпускного 34,5 мм. Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм. Степень сжатия 11,5 единиц.
Диаметр передних тормозных дисков – 252,7 мм, задние тормоза барабанные. Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом Передаточное число рулевого механизма – 16,4 Габариты машины – длина 409 см, ширина 172,5 см, высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея спереди/сзади – 136,5 см/132,1 см. (варьировалась в зависимости от типа применяемых колес) На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15. Диски бьли изготоовлены из сверхпрочного сплава «Электрон». Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива — 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом – 920 кг.
Главные пары 4,3; 4,4; 4,77
Максимальная скорость с главной парой 4.3 составляла 192 км/ч на высшей передаче, Разгон до сотни колебался в зависимости от веса машины и типа применяемой главной пары и ряда КПП, но представляется, что с главной парой 4.77 облегченные версии сотню набирали чуть быстрее 7 секунд. КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения.Омологация Lada VFTS действовала до 1991 года, что поспособствовало выпуску большего количества таких автомобилей. Даже сейчас это автомобиль живет благодря энтузиастам строящим автомобили «под VFTS». В сети можно отыскать кучу таких автомобилей. Дело VFTS живет и поныне.
Материалы, которые были использованы:Статья К. Костина о раллийной Ладе 1600Топик на форуме Autoreview с обсуждением Lada VFTSКлуб Lada VFTSФото с сайтов:Автомодельное бюроautoshatterkepek.hu/index.php/lada/maxi-tuning.ru
unique-autos.ru
Известный советский раллист Стасис Брундза в конце 70-х обосновался на подразделении Вильнюсского авторемзавода, позже получившем название «Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств», где начал готовить машины для соревнований.
До 1981 года выпускалась машина, фигурировавшая в протоколах зарубежных ралли как "LADA 1600", которая представляла 21011, но с КПП и мотором от 2106. Фактически на "LADA 1600" были отработаны агрегаты будущей LADA VFTS, которая в 1982 году была омологирована в FIA по группе Б – автомобили специальной постройки.
Конечно, по всем параметрам до автомобилей группы Б (типа Lancia 037 Rally) Ладе было далеко, да и целей таких перед машиной никто не ставил — машина была опытным полигоном для отработки решений, однако на раллийных трассах соцлагеря ВФТС основательно потеснила Шкоды 130 LR и FSO Polonez 2000C. Кроме того, «Автоэкспорт» сделал самую быструю Ладу неплохим товаром, поставляя автомобиль на экспорт. Чешский МТХ готовил совместно с ВФТС машины практически идентичные, только в протоколах ралли они фигурировали как "LADA MTX".
Технические характеристики Lada VFTS из официальных документов FIA:
Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ.Рабочий объем 1588 см3.Диаметр поршня – 79,5 мм, ход – 80 мм.Шатун – стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм.Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10,4 кг, диаметр шеек 50,795 мм.Маховик стальной, весом 4,2 кг.Карбюраторы WEBER 45 DCOE.Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11,5 мм/11,5 мм, фазы – впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов.Диаметр впускного канала 39,5 мм, выпускного 34,5 мм.Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм.Степень сжатия 11,5 единиц.
Силовые характеристики — 160 л.с. при 7000 об/мин, крутящий момент 164,8 Нм при 5500 об/мин. (Имеются упоминания о машине на которой выступал сам Стасис Брундза, развивавшей 180 л.с. при 7500 об/мин. и 182 Нм при 6000 об/мин).
Диаметр передних тормозных дисков – 252,7 мм, задние тормоза барабанные.Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликомПередаточное число рулевого механизма – 16,4Габариты машины – длина 409 см, ширина 172,5 см, высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея спереди/сзади – 136,5 см/132,1 см. (варьировалась в зависимости от типа применяемых колес)На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15.Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива — 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом – 920 кг.
Главные пары 4,3; 4,4; 4,77КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения.
smotra.ru