ВДН-10 - это дутьевой вентилятор одностороннего всасывания, который предназначен для подачи воздуха в топки паровых котлов (с уравновешенной тягой и производительностью по пару от 1 до 25 т/ч) или газомазутных водогрейных котлов (производительностью по теплу от 0,5 до 16 Гкал/ч). Возможно применение вентиляторов ВДН-10 в технологических установках различных отраслей народного хозяйства для перемещения чистого воздуха, а также в качестве вентиляторов дымоудаления на газомазутных котлах с уравновешенной тягой. Температура рабочей среды не должна превышать +200°С. Дутьевые вентиляторы ВДН-10 оснащены рабочим колесом с 16-ью назад загнутыми лопатками, направление вращения колеса - правое или левое. Улитка изготавливается с углом разворота от 0° до 270°, с интервалом в 15°.
Конструкция вентиляторов состоит из рабочего колеса, улитки, всасывающей воронки, осевого направляющего аппарата и установочной рамы. Рабочее колесо состоит из крыльчатки и ступицы. Крыльчатка представляет собой системную конструкцию из загнутых назад лопаток, которые покрыты специальным сплавом для большей устойчивости к абразивной золе.
Стандартное исполнение в умеренном климатическом исполнении (У), категорией размещения 2 (ГОСТ 15150-69). Применяются машины как в помещениях, так и на открытом воздухе (под навесом). Температура окружающего воздуха от -30°С до +40°С. Возможно изготовление в нестандартном исполнении (см. здесь)
В нашей производственной компании вы можете купить вентиляторы ВДН-10 по лучшей цене.
Вентиляторы дутьевые ВДН-10 выпускаются тремя схемами (исполнениями) :
Схема 1 (исполнение 1) - рабочее колесо вентилятора расположено на валу электродвигателя.Схема 3 (исполнение 3) - рабочее колесо вентилятора соединяется с электродвигателем через подшипниковый узел посредством упругой втулочно-пальцевой муфты.Схема 5 (исполнение 5) - рабочее колесо вентилятора расположено на валу подшипникового узла. Вал подшипникового узла соединен с электродвигателем клиноременной передачей, позволяющей изменять обороты рабочего колеса шкивами.
Технические характеристики
Электродвигатель | Параметры в рабочей зоне | Масса, кг | ||||
Мощность,кВт | Частота вращения,об./мин. | Производительность, м3/ч | Полное давление,Па | Схема 1 | Схема 3 | Схема 5 |
11 | 1000 | 13620 | 1550 | 620 | 885 | 925 |
30 | 1500 | 20450 | 3450 | 700 | 950 | 990 |
Варианты углов разворота корпуса вентиляторов ВДН-10
Левое вращение
Правое вращение
Габаритные и присоединительные размеры вентиляторов ВДН-10 схема 1
A | A1 | A2 | C | C1 | C2 | D | D1 | L | H | B | a1 | a2 |
620 | 576 | 440 | 336 | 610 | 330 | 667 | 702 | 1360 | 1483 | 1616 | 375 |
d | d1 | h | h2 | n | n1 | n3 | n4 | t1 | t2 | l |
14 | 15 | 600 | 700 | 12 | 28 | 9 | 5 | 64 | 88 | 548 |
Габаритные и присоединительные размеры вентиляторов ВДН-10 схема 3 (в мм)
A max | a | B | b | D | D1 | d | h | h2 | C | E | L1 | L2 | L3 | t1 | t2 | T1 | T2 | N | N2 | n1 | n2 | |
2175 | 555 | 1650 | 650 | 660 | 702 | 14 | 1473 | 663 | 600 | 500 | 375 | 315 | 550 | 610 | 92 | 85 | 552 | 425 | 12 | 22 | 6 | 5 |
Примечание: N и N2 - количество отверстий , n1 и n2 - число отрезков t1 и t2 соответственно
Габаритные и присоединительные размеры вентиляторов ВДН-10 схема 5 (в мм)
А | а | В | В2 | b | D | D1 | d | Н | h | h2 | С | Е |
1530 | 555 | 1650 | 2139 | 650 | 702 | 14 | 1473 | 663 | 600 | 500 | 375 |
L1 | L2 | L3 | L4 | L5 | t1 | t2 | Т1 | Т2 | N | N2 | N3 | n1 | n2 |
315 | 450 | 245 | 1422 | 92 | 85 | 552 | 425 | 12 | 22 | 5 | 6 | 5 |
Аэродинамические характеристики вентиляторов ВДН-10
Акустические характеристики
Частота вращения,об/мин | Зона измерений | Значение Lpl, дБ в октавных полосах f, Гц | Lpa, дБА | ||||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |||
1000 | Нагнетание | 96 | 100 | 98 | 95 | 93 | 87 | 80 | 100 |
Всасывание | 92 | 96 | 94 | 91 | 89 | 83 | 76 | 96 | |
Вокруг корпуса | 89 | 92 | 90 | 87 | 84 | 77 | 70 | 91 | |
1500 | Нагнетание | 103 | 106 | 111 | 108 | 105 | 100 | 95 | 113 |
Всасывание | 99 | 102 | 107 | 104 | 101 | 96 | 91 | 109 | |
Вокруг корпуса | 94 | 97 | 101 | 98 | 94 | 88 | 83 | 102 |
Заказать вентиляторы ВДН-10
armavent.ru
Термометр ТУЭ-48 служит для замера температуры масла в главном редукторе.
В комплект ТУЭ-48 входят:
указатель ТУЭ-48, установленный на правой приборной доске;: приемник температуры П-1, установленный на главном редукторе. Принцип действия прибора основан на измерении величины сопротивления никелевой проволоки приемника П-1, которая изменяется при изменении температуры масла в ВР-8.
Шкала указателя отградуирована от —70 до +150°С, оцифровка через 50° С, цена деления 10° С.
Прибор питается постоянным током напряжением 27В±10%. Включается перед запуском АЗС «Индикаторы редукторов».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Лабораторная работа №6
Цель работы
Изучение устройства и функционирование пилотажно – навигационное оборудование вертолета МИ – 8.
1.Изучить работу системы электроснабжения переменного и постоянного тока по электрическим схемам.
2.Изучить состав электрооборудования входящих в системы переменного и постоянного тока.
3.Дать описание работы агрегатов систем переменного и постоянного тока.
4.Составить отчет по работе.
ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И АВТОПИЛОТ
Общие сведения
Вертолет Ми-8 оборудован полным комплектом пилотажно-на- вигационных приборов, приборов контроля работы двигателей, трансмиссии, систем вертолета, позволяющих выполнять пилотирование и решать задачи навигации при полете вертолета днем, ночью и в сложных метеорологических условиях.
К приборному оборудованию вертолета предъявляются следующие требования:
-высокая надежность и точность работы в течение установленного ресурсом срока;
-высокая механическая, электрическая, термическая стойкость;
-минимальная масса и габариты;
-удобство эксплуатации;
-минимальное время готовности к работе;
-отсутствие помех на работу бортового радиооборудования и других систем вертолета (рис. 15; рис. 16).
К группе ПНП относятся приборы, позволяющие определять и контролировать положение вертолета относительно земли и осуществлять навигацию.
Барометрический двухстрелочный высотомер ВД-10К предназначен для измерения высоты полета вертолета относительно той поверхности, атмосферное давление которой установлено на барометрической шкале прибора (места взлета, посадки или другого пункта).
Принцип действия ВД-10 (рис. 17) основан на измерении статического (атмосферного) давления, которое закономерно изменяется с изменением высоты полета вертолета. Чувствительным элементом прибора является блок анероидных коробок.
Рис. 15. Левая приборная доска
Рис. 16. Правая приборная доска
Рис. 17. К принципу действия ВД-10
Остаточное давление воздуха в коробках 0,15—0,2 мм рт. ст. В герметичный корпус высотомера со статической камеры ПВД подводится статическое давление. С поднятием на высоту давление в корпусе прибора уменьшается, что вызывает деформацию анероидных коробок. Через передающий механизм ход анероидных коробок перелается на стрелки прибора.
Шкала высоты ВД-10 отградуирована от 0 до 10000 м, оцифровка через каждую 1000 м. Цена деления для малой стрелки 100 м, для большой — 10 м. Прибор имеет барометрическую шкалу в пределах от 670 до 790 мм рт, ст., оцифровка шкалы через 5 мм рт. ст., цена деления 1 мм рт. ст. Шкала барометрического давления дает возможность вносить поправку в показания высотомера, когда давление в месте посадки не совпадает с давлением у земли в момент вылета.
На лицевой части прибора имеется кремальера, которая служит для установки стрелок на «0» на земле, а также для внесения поправки на давление воздуха в районе аэродрома посадки.
Ошибки ВД-10К
Расчет и тарировка прибора выполнены по формуле стандартной атмосферы для следующих данных: давление 760 мм рт. ст.; температура +15° С; плотность 0,125 (кгс2)/м4. В реальных условиях расчетные данные не совпадают с действительными, что вызывает ошибки в работе прибора.
Высотомер ВД-10 имеет инструментальные и методические ошибки.
Инструментальные ошибки возникают из-за несовершенства обработки деталей прибора, неточности сборки, регулировки, качества материалов, из которых изготовлены детали прибора, износа деталей в процессе эксплуатации.
мм. рт, ст.
Рис. 18. К определению методической погрешности ВД-10 от изменения атмосферного давления
Инструментальные ошибки определяются при проверке высотомера в лабораторных условиях на специальной установке. Допустимые погрешности прибора от инструментальной ошибки заносятся в специальную таблицу показаний по эшелонам, которая установлена в кабине экипажа.
С этой таблицы летчик учитывает поправки в показаниях прибора при пилотировании вертолета. Методические ошибки ВД-10 возникают из-за несовершенства метода измерения, который положен в основу принципа работы прибора. ВД-10 имеет 3 методических ошибки:
-ошибка из-за изменения атмосферного давления у земли;
-температурная ошибка;
-ошибка из-за изменения рельефа местности.
Ошибка из-за изменения атмосферного давления у земли
Известно, что ВД-10 измеряет высоту относительно той изобарической поверхности, атмосферное давление которой установлено на приборе, поэтому при всяком изменении давления у земли в показаниях высотомера будет возникать ошибка. Величина этой ошибки будет тем больше, чем будет больше разница в атмосферном давлении относительно установленного на приборе. Если по маршруту полета давление у земли будет увеличиваться, то прибор будет давать заниженные показания, а вертолет будет лететь с набором высоты. При уменьшении давления у земли показания прибора будут завышены, а вертолет будет лететь со снижением (рис. 18). При полетах в сложных метеоусловиях это может привести к столкновениям вертолета с землей. Для учета этой ошибки перед взлетом стрелки высотомера устанавливаются на «0» шкалы, при этом одновременно на приборе устанавливается атмосферное давление места взлета.
Перед посадкой устанавливается давление аэродрома посадки.
Температурная ошибка
При изменении температуры у земли относительно расчетной (+15°С) показания высотомера будут неправильные. При повышении температуры у земли воздух расширяется и его плотность уменьшается. При этом столб воздуха над данной поверхностью увеличивается, что вызывает изменение атмосферного
Рис. 19. К определению температурной методической погрешности ВД-10
давления на высоте. Показания высотомера будут заниженными и вертолет будет лететь с набором высоты. При понижении температуры у земли воздух сжимается и его столб наЭ данной поверхностью опускается вниз. Высотомер будет завышать показания высоты, а вертолет будет лететь со снижением. Методическая температурная ошибка учитывается с помощью навигационной счетной линейки НЛ-10 (рис. 19).
Ошибка из-за изменения рельефа местности
Барометрический высотомер не учитывает при полете изменения рельефа пролетаемой местности, поэтому в полете необходимо учитывать изменение рельефа
Рис. 20. К определению погрешности ВД-10 от изменения рельефа местности
рельефа по полетной карте, а также для отдельных участков маршрута рассчитать безопасную высоту полета (рис. 20).
Пользование ВД-10
Перед полетом внешним осмотром убедиться в креплении прибора на приборной доске, целости стекла, окраске шкалы и стрелок. Проверить наличие в кабине летчиков таблицы поправок показаний высотомера. Проверить путем вращения работу кремальеры и плавность хода стрелок. Кремальера должна вращаться без заеданий, а стрелки должны перемещаться плавно, без рывков и колебаний. Перед взлетом проверить регулировку прибора, для чего по шкале барометрического давления установить давление 760 мм рт. ст. При этом подвижные треугольные индексы на шкале прибора должны установиться против «0» шкалы. Допустимое отклонение внешнего индекса от «0»±10 м от метки шкалы, при большем отклонении индекса прибор необходимо заменить.
Перед взлетом кремальерой установить стрелки прибора на «0», при этом барометрическая шкала высотомера должна показывать давление на аэродроме взлета, сверить его с давлением, полученным от метеостанции (диспетчера).
Допустимое расхождение в давлении перед взлетом не должно превышать +1,5 мм рт. ст., при большем расхождении этих показаний необходимо вызвать специалиста по приборному оборудованию. При выполнении полета, по правилам визуального полета, ниже нижнего эшелона и при выходе из зоны взлета и посадки шкала барометрического давления должна быть установлена по минимальному приведенному давлению по данному маршруту.
Если полет производится по ППП и по эшелонам, необходимо, набрав высоту перехода, установить шкалу барометрического давления на значение 760 мм рт. ст. При посадке, по правилам визуального полета шкала барометрического давления устанавливается на значение давления аэродрома посадки после того, как получено разрешение на вход в круг от диспетчера службы движения.
При полетах с высокогорных аэродромов, высота которых превышает 1000 м, необходимо с помощью треугольных индексов устанавливать высоту этих аэродромов относительно уровня моря.
studfiles.net
Высотомер барометрический ВД-10 Предназначен для определения и выдерживания высоты полета относительно уровня той изобарической поверхности, атмосферное давление которой установлено на барометрической шкале.
Основными узлами высотомера являются чувствительный элемент(анероидная коробка), передаточно-множительный механизм, индикаторная часть, механизм установки начального давления, герметический корпус.
На лицевой части прибора расположены два подвижных треугольных индекса, указывающие на шкале высот высоту, соответствующую измерению барометрического давления относительно давления на уровне моря (760 мм.рт.ст.). Показания индексов читаются также, как показания стрелок высотомера. Один индекс показывает высоту в километрах, второй - в метрах.
Шкала высот отградуирована для узкой стрелки от 0 до 1000м с оцифровкой 100 м и ценой деления 10 м. Для широкой стрелки используется та же шкала, отградуированная от 0 до 10000 м, с оцифровкой 1000 м и ценой шкалы 100 м.
Шкала барометрического давления отградуирована от 670 до 790 мм.рт.ст. Оцифровка через 5 мм.рт.ст. с ценой деления 1 мм.рт.ст. Шкала барометрического давления даёт возможность вносить поправку в показания высотомера, когда атмосферное давление в месте посадки не совпадает с атмосферным давлением у земли в момент вылета.
Перед выруливанием на старт необходимо установить при помощи кремальеры стрелки высотомера на нулевую отметку высоты. При этом атмосферное давление аэродрома должно совпадать с давлением на барометрической шкале, а подвижные индексы должны показывать высоту относительно давления 760 мм.рт.ст. Затем на предварительном старте следует убедиться, что стрелки высотомеров установлены на нуль высоты, и проверить соответствия показания шкал барометрического давления высотомеров атмосферному давлению на аэродроме вылета.
После взлёта и пересечения высоты перехода установить на барометрических шкалах высотомеров давление 760 мм.рт.ст. Выход на заданную высоту эшелона необходимо осуществлять по показанию высотомера левого пилота с использованием таблицы эшелонов. Высоту заданного эшелона следует выдерживать по давлению 760 мм.рт.ст. с учётом суммарной поправки (аэродинамической и инструментальной), указанной в таблице эшелонов.
При посадке необходимо установить давление аэродрома при пересечении высоты эшелона перехода, указываемого диспетчером.
На самолётах, летающих по ПВП ниже нижнего эшелона, барометрические шкалы высотомеров устанавливаются на минимальное атмосферное давление по маршруту (участку) полёта, приведённого к уровню моря, при выходе самолёта из круга аэродрома взлёта.
При посадке по ПВП ниже нижнего эшелона необходимо установить давление аэродрома посадки при входе самолёта в круг аэродрома посадки, а затем совершать посадку.
Если посадка совершается на высокогорном аэродроме, где атмосферное давление меньше 670 мм.рт.ст., диспетчер сообщает экипажу экипажу заходящего на посадку самолёта кроме атмосферного давления на ВПП барометрическую высоту ВПП. Эта высота определяется диспетчером по высотомеру, у которого барометрическая высота установлена 760 мм.рт.ст. Полученную высоту экипаж устанавливает на высотомерах при помощи подвижных треугольных индексов. В этом случае при касании самолёта о землю высотомеры должны показать нулевую высоту.
Барометрический метод измерения высоты предполагает, что каждой высоте соответствует своя температура, которая при подъёме на каждые 1000 метров высоты уменьшается на 6.5 градусов Цельсия. В действительности температура воздуха на любой высоте меняется в довольно широких пределах в зависимости от времени года и суток. Особенно опасна температурная ошибка при полётах на малых высотах и в горных районах в холодное время года.
Если по маршруту полёта температура воздуха у земли будет повышаться, то самолёт будет совершать полёт с набором высоты, а показания высотомера будут заниженными. И наоборот. Это требует от экипажа внимательного контроля за фактической высотой полёта, особенно при выходе самолёта из облачности. Поправка на изменение температуры воздуха с поднятием на высоту рассчитывается на НЛ-10М. При обычных полётах на заданном эшелоне поправка к высотомеру на изменение температуры не принимается во внимание. Эта поправка принимается во внимание при расчёте истинной воздушной скорость или высоты полёта, а также при специальных полётах (аэрофотосъёмка, исследование струйных течений и др.)
Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
www.avsim.su
Ту-22 с двигателями РД-7М | |
турбореактивный | |
СССР | |
КМ, Ту-22, ВМ-Т, 3М | |
Владимир Добрынин | |
1952 | |
1952-1956 | |
4850 мм | |
1330 мм | |
10300 кгс | |
15690 кгс | |
200 часов | |
осевой | |
39,92[1]; 14.2[2] | |
0,73-0,8 (крейсерский) кг/кгс·ч |
РД-7 (ВД-7) - советский одновальный турбореактивный двигатель, производившийся малой серией.
Первоначальное обозначение — ВД-7.Двигатель, разработанный конструктором Владимиром Алексеевичем Добрыниным, был предназначен для установки на стратегический бомбардировщик Мясищева Тип 103 (M-4, позже КМ.
При выборе двигателей для модернизации самолета М-4 ставку сделали на ВД-7, взлётная тяга которых превышала 11000 кгс, а крейсерский расход топлива составлял 0,73-0,8 кг/кгс*ч (у РД-3 — до 1,03), как у лучших зарубежных образцов. Применив эти двигатели, увеличив количество топлива на борту, установив систему дозаправки в полёте, а также улучшив аэродинамику, новый самолет, получивший обозначение 3М мог достичь самой удалённой точки США.
Однако эти двигатели затянули сроки окончания государственных испытаний самолета — на взлётном режиме наблюдались опасные автоколебания лопаток первых ступеней компрессора. Для решения этой проблемы на ВД-7Б ограничили обороты, при этом максимальная тяга уменьшилась на 2000 кгс, и пришлось снижать взлётный вес за счёт уменьшения запаса топлива. Так как ВД-7Б выпускались в ограниченном количестве и в невысоком темпе, то с ними построили примерно половину бомбардировщиков, получивших обозначение ЗМН («Н» — новый двигатель). Остальные машины, получившие обозначение ЗМС («С» — старый двигатель), оснастили РД-ЗМ.
При взлёте верным признаком «эмок» с двигателями ВД-7Б был мощный коптящий выхлоп. Серийные ВД-7Б производства уфимского завода № 26 после кропотливой доводки имели ресурс всего 200 ч — в 6,5 раза меньше, чем РД-ЗМ-500. Надёжность их также была хуже, что вкупе с отсутствием чрезвычайного режима значительно снижало безопасность эксплуатации самолёта и вызывало обоснованное недовольство заказчика. В 1960-е гг. часть ЗМН переоснастили РД-ЗМ-500.
3М, КМ | 3МН, 3МД | 3МЕ | Ту-22 | Ту-22 | ВМ-Т |
1965-1977 | |||||
4850 | |||||
1330 | |||||
>11000 | 9320 | 11080 | 10300 | 10750 | |
13000 | 15690 | 16180 | - |
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Назначение и принцип действия.Высотомер ВД-10К предназначен для измерения высоты полета. Различают высоты: абсолютную, относительную и истинную.
Абсолютной высотой (Набс) называется расстояние по вертикали от уровня моря до самолета, относительной высотой (Нот) —расстояние по вертикали от уровня места взлета (или посадки) до самолета, истинной высо-той (Нист) — расстояние по вертикали от пролетаемой местности до самолета (рис. 10). Существует связь между высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Она характеризуется стандартной атмосферой (СА) —условным законом изменения давления, температуры, плотности и других параметров с изменением высоты.
Величина атмосферного давления определяется весом столба воздуха, приходящегося на единицу площади земной поверх-
Рис. 10. Классификация высот |
ности, и измеряется высотой уравновешивающего это давление столба ртути или воды. Согласно стандартной атмосфере, на уровне моря такое давление считают равным 760 мм рт. ст. (101,3 кПа). С поднятием на высоту давление падает неравномерно, но пропорционально высоте полета самолета. Таким образом, высоту полета можно определить по атмосферному давлению окружающего самолет воздуха.
Рис. 11. Приемник воздушных давлений |
Приемник воздушных давлений ПВД-6М. На самолете параллельно продольной оси самолета на левой консоли крыла установлен приемник воздушных давлений ОВД (трубка Пито), который имеет две камеры: статическую и динамическую (рис. 11). Статическая камера сообщается с атмосферой через ряд отверстий. Отверстия расположены по окружности приемника на определенном расстоянии от носка, поэтому давление внутри статической камеры всегда равно атмосферному давлению воздуха, находящегося в состоянии покоя. Камера полного давления (динамическая) имеет отверстие в носке приемника воздушных давлений. Поэтому трубкой воспринимается не только атмосферное давление, но и скоростной напор. Сумма этих давлений образует полное давление.
Устройство высотомера ВД-10К. Прибор (рис. 12) состоит из корпуса внутри которого помещен блок из двух анероидных коробок. Корпус сообщается через штуцер со статической камерой приемника воздушных давлений. С подъемом на высоту атмосферное давление уменьшается. Это приводит к расширению анероидных коробок. Движение их передается с помощью передаточного механизма стрелкам, которые указывают ,по шкале высоту.
Анероидные коробки и передаточный механизм смонтированы на поворотном основании, которое вращается в корпусе прибора при помощи кремальеры и переводит большую и малую стрелки высотомера. Стрелки связаны друг с другом при помощи зубчатой передачи с отношением 10 : 1. Одновременно при
вращении кремальеры вращаются шкала барометрического давления со шторкой и два треугольных индекса. Индексы указывают высоту, соответствующую изменению барометрического давления относительно 760 мм рт. ст. и перемещаются в направлении, противоположном движению стрелок. Внешний индекс показывает высоту в метрах, а внутренний в километрах.
Шкала барометрического давления позволяет вносить поправку в показания высотомера, когда давление в месте посадки не совпадает с давлением у земли в момент вылета. Она имеет градуировку от 670 до 790 мм рт. ст. с оцифровкой через 10 мм рт. ст. и ценой деления 1 мм рт. ст. Для согласования показаний барометрической шкалы с нулевым положением стрелок и положением треугольных индексов в высотомере предусмотрена возможность вращения при помощи кремальеры одной только барометрической шкалы. Для этого на кремальере имеется гайка. С поднятием на высоту перемещаются только стрелки, а шкала барометрического давления остается на месте, так как с анероидами она не связана. Согласование барометрической шкалы с нулевым положением стрелок производится только в лаборатории.
Рис. 12- Высотомер: ВД-10К:
1 — 4, 13, 14 — шестерни; 5 — кремальера; 6 — шкала барометрического давления; 7 — малая стрелка; 8—шкала; 9 — большая стрелка; 10 и 11 — индексы; 12 — шестерня малой стрелки; 15 — зубчатый сектор; 16 — ось сектора; 17 — тяга; 18 — биметаллический компенсатор; 19 — верхний центр; 20 — нижний центр; 21 и 22 — анероидные
коробки
Шкала высот имеет градуировку от 0 до 10000 м (рис. 13). Цена деления для большой стрелки 10 м, для малой 100 м.
Для компенсации инструментальных ошибок прибора, возникающих из-за несбалансированности механизма при наклоне прибора, в высотомере установлен пружинный балансир. Температурная погрешность устраняется при помощи биметаллических компенсаторов.
Рис. 13. Шкала высотомера ВД-10К |
Методические ошибки являются следствием несовершенства метода измерения высоты.
Погрешность, вызванная отличием фактического атмосферного давления у земли от расчетного. Согласно стандартной атмосфере каждой точке земной поверхности соответствует определенное значение атмосферного давления и температуры воздуха. На самом деле на аэродроме в разные дни давление и температура бывают различны. Поэтому, хотя самолет находится на том же месте, высотомеры показывают каждый раз другую высоту. Эту ошибку можно устранить установкой стрелок прибора на нуль. При этом давление на шкале давлений должно совпадать с давлением на аэродроме в данный момент. Максимально допустимое отклонение давления не должно превышать +1,5 мм рт. ст. (2 ГПа).
Погрешности, вызванные изменениемдавле-нияуземли в пункте вылета за время полета. Если после взлета самолета с аэродрома давление на нем изменится, то оно изменится на всех высотах. Если высоту выдерживать по высотомеру, не делая поправки, то можно допустить ошибку. Для учета этой погрешности пилоту нужно запросить давление у диспетчера пункта посадки и установить его на приборе с помощью кремальеры.
Погрешность, вызванная изменением барического рельефа. Барическим рельефом называется распределение барометрического давления в плотности горизонта. В один и тот же момент в различных точках барометрическое давление различно. Если самолет будет лететь по изобаре — линии равных давлений, то прибор будет показывать одну и ту же высоту. На самом деле высота полета самолета будет меняться. Для учета этой ошибки необходимо перед отсчетом установить на барометрической шкале высотомера фактическое давление у земли в пункте пролета. Эту величину можно определить ,по карте погоды или путем запроса по радио.
Температурная погрешность. Метод измерения высоты предполагает, что каждой высоте соответствует своя температура, которая при подъеме на каждые 1000 м высоты умень-
шается на 6,5°. В действительности температура меняется неравномерно. Зимой температурный градиент доходит до 4, а летом — до 8° С. Изменение температуры у земли приводит к перераспределению давления по высотам, что вызывает неправильные показания высотомера. Даже если давление у земли остается неизменным, на высоте оно будет меняться. При повышении температуры у земли более плотные слои воздуха поднимаются вверх и показания занижаются. При понижении тем-пературы у земли более плотные слои воздуха опускаются вниз и высотомер будет завышать показания. Пример зависимости показаний высотомера от изменения температуры воздуха показан на рис. 14. Температурная ошибка учитывается по навигационной линейке путем введения поправки на температуру.
Погрешности, вызванные изменением топографического рельефа местности. Чтобы знать истинную высоту полета, нужно определить превышение или понижение рельефа пролетаемой местности относительно аэдро-ма взлета. Превышения или понижения рельефа местности относительно уровня моря обозначены на навигационные картах. При определении истинной высоты необходимо из показания высотомера вычесть превышение или прибавить понижение местности, над которой пролетает самолет.
Инструментальные ошибки возникают в результате запаздывания показаний вследствие гистерезиса анерондных коробок, трения в передаточном механизме, неточности градуировки шкалы.
Рис. 14. Зависимость показаний высотомера от изменения температуры воздуха |
Эти погрешности частично компенсируются элементами конструкции прибора. Остаточные инструментальные погрешности учитываются по графику, который составляется при проверке прибора в лаборатории. Проверка должна проводиться не реже 1 раза в 3 мес. Зависимость показаний высотомера от изменения
Рис. 15. График инструментальных ошибок высотомера ВД-10К
температуры воздуха показана па рис. 15. График устанавливается справа в нижней части центральной панели приборной доски (см. рис. 1).
Работа с высотомером ВД-10К. Перед вылетом осматривают прибор и убеждаются в его исправности. Стрелки прибора при помощи кремальеры устанавливают на нуль. При этом давление на шкале должно совпадать с давлением на аэродроме в момент вылета. Максимально допустимое отклонение давления не должно превышать ±1,5 мм рт. ст. При расхождении давления не более чем на ±1,5 мм рт. ст. прибор подлежит проверке в лаборатории. Отворачивать гайку кремальеры и согласовывать барометрическую шкалу на самолете пилоту не разрешается.
Для определения истинной высоты необходимо учесть методические и инструментальные ошибки. Для этого при подходе к аэродрому посадки запрашивают по радию данные о погоде и с помощью кремальеры вводят поправку в показания прибора, установив на барометрической шкале давление аэродрома.
При посадке на высокогорном или низменном аэродроме, где давление выходит за пределы 670—790 мм рт. ст„ необходимо запросить высоту данного аэродрома относительно уровня моря, с помощью кремальеры установить треугольные индексы на эту высоту. Стрелки покажут высоту относительно уровня моря. В момент посадки стрелки покажут нуль. Если поставить треугольные индексы на высоту аэродрома взлета, то в момент посадки стрелки покажут превышение высоты аэродрома посадки над высотой аэродрома взлета.
6. Указатель скорости УС-450
Назначение и принцип действия. Указатель скорости предназначен для определения скорости полета самолета относительно воздушной среды. Следует различать скорости истинную, приборную и путевую. Истинной скорстью называется скорость полета относительно воздушной среды. Приборной скоростью называется скорость, которую указывает прибор. Путевой скоростью называется скорость полета самолета относительно земной поверхности.
Принцип работы указателя скорости основан на измерении скоростного напора воздуха, создаваемого при движении самолета в приемнике воздушных давлений. Скоростным напором называется сила встречного сопротивления воздуха, действующая на единицу поверхности тела, движущегося в нем. Устройство указателя скорости представлено на рис. 16. В корпусе прибора помещен чувствительный элемент в виде мембранной коробки, которая соединяется с помощью медной трубки со штуцером и через трубопровод с камерой динамического давления приемника воздушных давлений. Корпус прибора соединяется с камерой статического давления ПВД.
При движении самолета давление внутри мембранной коробки увеличивается на значение скоростного напора и под действием его мембранная коробка расширяется. Движение передается через передаточный механизм на стрелку, которая покажет значение скоростного напора. Скоростной напор пропорционален квадрату скорости </ = р1/2/2, поэтому, измеряя скоростной напор, прибор измеряет воздушную скорость. Шкала прибора, представленная на рис. 17, имеет градуировку от 0 до 450 км/ч с оцифровкой через 50 км/ч и ценой деления 10 км/ч.
Методические ошибкиуказателя скорости возникают вследствие изменения плотности воздуха, с поднятием на высоту. При определении скорости по скоростному напору считалось, что плотность воздуха — величина постоянная. На самом деле с поднятием на высоту плотность воздуха уменьшается, следовательно, одной и той же скорости на большой высоте будет соответствовать меньший скоростной напор, а следовательно, и меньшие показания прибора. Градуировка прибора производилась при плотности воздуха, соответствующей давлению 760 мм рт. ст., поэтому с поднятием на высоту показания прибора занижаются.
При наборе высоты температура уменьшается, что приводит к увеличению плотности воздуха. Градуировка прибора производилась при температуре 15° С, поэтому при меньшей температуре прибор дает завышенные показатели. Но с подъемом на высоту давление падает быстрее, чем температура, поэтому по-
Рис. 16- Указатель скорости УС-450К Рис- 17. Шкала указателя скорости УС-450К
Рис. 18. График инструментальных ошибок указателя скорости УС-450К
казания прибора становятся все более заниженными. Методические ошибки учитываются при помощи навигационной линейки, путем введения поправки на давление и температуру.
Инструментальные ошибки возникают вследствие упругого последействия и гистерезиса мембранной коробки, трения в передаточном механизме и неточности градуировки шкалы. Инструментальные ошибки учитываются по графику, который составляется при проверке прибора в лаборатории (рис. 18). Проверка должна проводиться не реже 1 раза в 3 мес. График устанавливается слева в нижней части центральной панели приборной доски (см. рис. 1). Инструментальные ошибки не должны превышать ±5 км/ч.
На самолете Як-18Т предусмотрена сигнализация опас-ной скорости, осуществляемая с помощью сигнализатора опасной скорости ССА-0,7—2,2 и лампы сигнализации (рис. 19). Сигнализатор замыкает электрическую цепь при скорости, установленной на шкале прибора. Включение сигнализации осуществляется автоматом защиты сети на правом электрощитке. Принцип действия сигнализатора приборной скорости ССА-0,7— 2,2 основан на манометрическом методе измерения давления воздуха, которое соответствует скорости полета самолета.
Рис. 19. Сигнализатор скорости Рис. 20. Принципиальная схема сигнализатора скорости:
1—установочный винт; 2 — пружина верхняя; 3 и 4 - контакты; 5 — пружина нижняя; 6 —центр; 7 —мембрана; 8 — штуцер статического давления С; 9 — штуцер полного-
давления Д
Принципиальная схема сигнализатора скорости показана на рис. 20. Полное давление р передается через штуцер 9 в полость чувствительного элемента. Через штуцер 8 в корпус прибора передается статическое давление рст. Под действием динамического давления рдин=рп - рстцентр 6 мембраны 7 перемещает нижнюю пружину 5 с контактом 4 до замыкания с контактом 3, укрепленным на верхней пружине. Междуконтактное расстояние, соответствующее данной скорости, устанавливается с помощью винта 1, опирающегося на верхнюю пружину 2. Заданная скорость отсчитывается по шкале, отпарированной от 70 до 200 км/ч. В электрическую цепь прибор включается с помощью штепсельного разъема. Установлен сигнализатор в отсеке радиооборудования между шпангоутами 11 и 13.
Работа с указателем скорости. Перед вылетом необходимо произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности, включить АЗС «Опасная скорость»; для определения истинной скорости учесть методические ошибки по НЛ-10 и инструментальные ошибки по графику; при полетах в зонах обледе-нпя, снегопада, при низкой температуре включать электрообогрев трубки ПВД.
Вариометр ВР-10М
Назначение и устройство. Вариометр предназначен для измерения и указания вертикальных скоростей полета самолета, т. е. скорости подъема и снижения. Принцип действия его основан на измерении перепада между атмосферным давлением и давлением внутри корпуса прибора, который сообщается с атмосферой через капилляр.
Чувствительным элементом прибора (рис. 21) является мембранная коробка, внутренняя полость которой соединяется при помощи медной трубки со статической камерой приемника воздушных давлений. Корпус прибора сообщается со статической камерой ПВД при помощи капилляра.
Если самолет летит горизонтально, давление внутри мемб-ранной коробки и корпуса прибора равно атмосферному давлению на данной высоте. Мембранная коробка не испытывает при этом никакой разности давлений и стрелка стоит на нуле.
При подъеме самолета атмосферное давление уменьшается. Воздух из корпуса начинает выходить наружу через капилляр, одновременно выходит воздух и из мембранной коробки. Капилляр имеет малое сечение, поэтому давлений воздуха внутри корпуса не успевает выравниваться до атмосферного давления, вследствие чего возникает разность между давлениями в корпусе прибора и мембранной коробке. Она пропорциональна скорости подъема самолета. В результате мембранная коробка начнет сжиматься. Движение ее передается через передаточный механизм на стрелку, которая показывает подъем.
Рис- 21. Устройство вариометра ВР-10М:
1 — передаточный механизм; 2 — штуцер; 3 — капиллярная трубка; 4 — пружина; 5 — мембранная коробка; 6—юстировочное устройство
Рис. 22. Шкала вариометра ВР-10К
При снижении самолета давление быстрее увеличится внутри мембранной коробки, мембранная коробка расширится. Движение ее передастся на стрелку, которая покажет снижение.
Шкала прибора имеет градуировку от 0 до 10 м/с, цену деления 1 м/с, оцифровку через 5 м/с (рис. 22). На лицевой стороне имеется юстировочный винт, с помощью которого перед полетом устанавливают стрелку на нуль, если она смещена (см. рис. 21). Для этого сначала выворачивают котировочный винт, вытягивают на себя. При этом котировочное приспособление перемещает мембранную коробку вверх или вниз, вызывая поворот стрелки. Во время полета винт отворачивать нельзя.
Методические и инструментальные ошибки возникают вследствие запаздывания показаний прибора из-за наличия капилляра и изменения вязкости воздуха. Эти ошибки не превышают 0,5 м/с и практического значения не имеют.
Инструментальные ошибки вариометра такие же, как и у указателя скорости, и практически не учитываются. Допустимые ошибки при температуре 15° С равны 0,3 м/с на нулевом делении шкалы и 1 м/с на остальных делениях. При температуре от +50 до —45° С ошибки могут возрастать в 1,5 раза.
Работа с вариометром. Перед вылетом следует произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности. Стрелка должна стоять на нуле. Если она отклонена от нулевого положения больше, чем на одно деление, прибор следует проверить в лаборатории, если меньше, то надо установить стрелку на нуль. Для этого нужно отвернуть юстировочный винт, повернуть стрелку, нажать на винт и завернуть его.
При отказе указателя скорости с помощью вариометра можно поддерживать определенную скорость полета. Если стрелка отклоняется вверх, значит скорость полета уменьшается, если стрелка отклоняется вниз, скорость полета увеличивается.
8. Акселерометр АМ-10
Понятие о перегрузках. При любом изменении скорости и направления полета самолета организм человека и части самолета подвергаются воздействию перегрузок. Перегрузкой называется число, показывающее, во сколько раз подъемная сила больше веса самолета. Перегрузка может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная перегрузка возникает при направлении подъемной силы вверх, отрицательная перегрузка — три направлении подъемной силы вниз (например, при входе в пикирование). В горизонтальном полете вес самолета уравновешивается подъемной силой. Перегрузка в этом случае равна единице и считается нормальной. В криволинейном полете к силам, действующим на самолете в горизонтальном полете, добавляются инерционные силы — нормальные и касательные, которые увеличивают перегрузки.
При выполнении фигур высшего пилотажа перегрузки могут достигать 6—8 g, а продолжительность их воздействия может колебаться от нескольких секунд до нескольких минут. В это время вес пилота равен его массе, умноженной на величину перегрузки. Так, человек массой 70 кг при восьмикратной перегрузке «весит» 560 кгс.
Когда перегрузки действуют в направлении голова — таз, голова стремится прижаться к грудной клетке и возникает ощущение сильного давления на плечи, затрудняется дыхание. При значительной перегрузке вначале сужается поле зрения, затем появляется сероватый туман и, наконец, «черная пелена». Зрение в этот период полностью утрачивается, даже красных сигнальных ламп пилот не видит. Если в этот период он не уменьшит перегрузки, то через несколько секунд может потерять сознание из-за временного расстройства кровоснабжения головного мозга. Кроме того, большие перегрузки вызывают значительные напряжения конструкции самолета (для каждого типа самолета допускается определенная перегрузка). Для измерения перегрузок на самолете устанавливается специальный прибор — акселерометр.
Акселерометр предназначен для определения перегрузок, действующих в направлении, перпендикулярном к плоскости крыла. Его действие основано на измерении сил инерции (равных перегружающим) с помощью уравновешенного маятника.
В акселерометре АМ-10 уравновешенный маятник состоит из двух грузов и двух противодействующих пружин (рис. 23). Грузы через рычаги жестко связаны с валиками, которые несут на себе жестко связанные с ними кривошипы, секторы и сектор трибки. Сектор 12 находится в постоянном зацеплении с секторам 10 валика 9, и их поворот происходит одновременно и на один и тот же угол. Поворот валика передается через сектор 5 трибке и стрелке 1. Рабочие концы пружин связаны с помощью
Рис. 23. Акселерометр АМ-10:
/ — стрелка; 2 и 3 — фиксирующие стрелки; 4, 18 и 19 — шестерни; 5, 10, 12 — секторы; 6 н 15 — кривошипы; 7, 17, 20. 23 —- пружины; 8 и 13 — рычаги; 9 и 16 -- валики; 11 и 14 — грузы; 21— секторы сброса;. 22 — кулачки; 24 — кнопка; 25 ч 26 — поводки
наконечников с кривошипами валиков, а другие их концы через наконечники свободно перемещаются ло удлинителям.
Для фиксации максимальных перегрузок, возникающих при различных эволюциях самолета, прибор имеет стрелки: стрелка 3 указывает максимальное положительное ускорение, стрелка 2 — максимальное отрицательное ускорение. Стрелки удерживаются в любом положении силой трения, создаваемой пружинной шайбой. Перемещает фиксирующие стрелки указывающая стрелка, увлекая соответствующую стрелку поводком 25. Возврат фиксирующих стрелок из любого положения в начальное производится нажатием кнопки 24. При этом секторы сброса 21 под действием пружин 20 перемещаются и поворачивают в разные направления шестерни 4 и 19 и возвращают фиксирующие стрелки в начальное положение. При отпускании кнопки пружина 23, перемещая кулачок 22, раздвигает секторы сброса и возвращает поводки в нерабочую зону шкалы.
Рис. 24. Шкала АМ-10 |
В криволинейном полете грузы 11 и 14 под действием сил инерции отклоняются. Отклонение их передается на стрелку, 1, которая показывает перегрузку по шкале прибора. Фиксирующие стрелки укажут максимальные ускорения. В нормальном гори-
зонталыюм полете грузики под действием силы тяжести опускаются. Деления шкалы от 0 до 10 (в направлении движения часовой стрелки) соответствуют положительным ускорениям, а от 0 до —5 — отрицательным. Цена одного деления 0,5 g, оцифровка — через 2 g(рис. 24).
Авиационные часы АЧС-1
В авиации важную роль играют измерения и учет времени. В самолетовождении время является одним из важнейших навигационных элементов. Точный расчет и учет его в полете — одно из основных условий успешного решения задач, поставленных перед экипажем.
Авиационные часы предназначены для определения декретного времени и времени полета самолета. Они представляют собой три пружинных механизма. Механизм декретного време-ни работает непрерывно, а механизмы времени полета и секундомера могут включаться и выключаться, т. е. работать порознь или одновременно. Шкала прибора представлена на рис. 25. Текущее время суток отсчитывается по внешней большой шкале. При работе механизма времени суток часовая, минутная и секундная стрелки движутся непрерывно.
Верхняя шкала является шкалой времени полета, а нижняя— шкалой секундомера. Управление осуществляется двумя ручками. Заводят часы вращением левой ручки против хода часовой стрелки до отказа. Обратного вращения заводная ручка не имеет. Полный завод пружины обеспечивает работу механизма в течение 3 сут. Для точности хода часы нужно заводить 1 раз в 2 сут. Точность хода часов в течение суток ±20 с.
Для приведения в действие механизма времени полета необходимо нажать на левую ручку, в сигнальном отверстии появится красный бленкер (или серый), и стрелки часов начнут двигаться. При втором нажатии на эту ручку механизм времени полета выключается, стрелки на шкале «Время полета» показывают путевое время. При третьем нажатии на левую ручку стрелки возвращаются в нулевое положение и в сигнальном отверстии появится белый бленкер.
Рис. 25- • Авиационные часы АЧС-1 |
Секундомер управляется правой ручкой. При первом нажатии на нее меха-низм секундомера приходит в действие, для остановки его нужно нажать на ручку второй раз. При нажатии ручки в третий раз стрелки возвращаются в нулевое положение. Для установки стрелок на точное время необходимо в момент прохождения секундной стрелки
цифры 12 повернуть правую ручку по часовой стрелке, при этом стрелки часов останавливаются. Затем вытянуть левую ручку на себя до упора и, вращая ее против часовой стрелки, перевести стрелки на текущее время. Затем нажать на ручку и установить ее в исходное положение. Для пуска в ход необходимо правую ручку повернуть против часовой стрелки.
Часы снабжены электрообогревателем с терморегулятором, который следует включать при температуре окружающей среды +10° С и ниже. При температуре ниже +10° С следует перед установкой стрелок на точное время включить электрообогреватель и прогреть часы в течение 5—7 мин. Терморегулятор служит для отключения электрообогревателя при температуре окружающей среды выше +25° С. Электрообогреватель питается от бортовой сети напряжением 28В±10%. Включение его производится АЗС, расположенным на правом электрощитке.
Гироскоп
Краткие сведения. Гироскопом называется быстровращаю-щееся тело, ось вращения которого имеет возможность изменять свое направление в пространстве. Если ось ротора поместить в
Рис- 26. Гироскоп с тремя степенями свободы: 1 — ротор;2 — внутренняя рамка; 3 — внешняя рамка; оси: 22 —ротора; хх — внутренней рамки; уу — внешней рамки |
раму, которая, в свою очередь, тоже может вращаться вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения ротора, то говорят, что гироскоп имеет две степени свободы (двухстепенной гироскоп). Если ось этой рамы будет помещена еще в одну раму, которая также имеет возможность вращаться вокруг оси, перпендикулярной к осям ротора и первой рамы, то такой гироскоп имеет три степени свободы и называется трехстепенным (рис. 26). Ось вращения ротора гироскопа есть его главная ось. В современных гироскопах ротор приводится во вращение электрическим способом и является вращающейся частью электродвигателя постоянного тока или электродвигателя переменного трехфазного тока.
В настоящее время гиро скопы и гироскопические си-
стемы используют в различных областях техники: в авиации, на ракетах и морских судах, в артиллерии, танках, при бурении нефтяных скважин, для прокладки шахт и тоннелей, при запуске искусственных спутников Земли, космических кораблей и т. д.
Основные свойства гироскопа.Для облегчения изучения свойств гироскопа принято понятие свободный гироскоп. Свободным гироскопом называется гироскоп с тремя степенями свободы, на который не действуют никакие внешние силы, поэтому главная ось гироскопа остается неподвижной в пространстве. Для того чтобы на гироскоп не действовали внешние силы, центр его тяжести должен находиться в точке пересечения осей карданного подвеса, трение в подшипниках которого должно быть равно нулю.
Однако практически получить свободный гироскоп невозможно, так как нельзя свести моменты (внешних сил ,к нулю, нельзя достигнуть полного совпадения центра тяжести гироскопа и точки пересечения его осей, т. е. невозможно достигнуть его сбалансированности, а также полиостью освободиться от трения в подшипниках осей гироскопа, можно только его уменьшить Поэтому наряду с понятием свободный существует понятие технический гироскоп.
Технический гироскоп — это такой, в котором, хотя и в незначительной мере, проявляется несбалансированность и трение в подшипниках. В практике приходится иметь дело только с техническим гироскопом. Отклонение главной оси гироскопа от заданного направления приводит к возникновению ошибок в показаниях прибора.
Для поддержания главной оси гироскопа в заданном направлении в приборах имеются корректирующие устройства. Свободный гироскоп обладает следующими свойствами: главная ось zzсохраняет неизменным свое направление в пространстве; если к главной оси приложить внешнюю силу, то она отклонится не в том направлении, в котором действует сила, а в направлении, перпендикулярном к действию силы. Это движение главной оси гироскопа называется прецессией.
Свойство устойчивости гироскопа позволило применять его при измерениях угловых положений самолета, а прецессия используется для управления им. На базе гироскопа с тремя степенями свободы создан целый ряд приборов, которые применяются при самолетовождении и пилотировании. К ним относятся авиагоризонты и курсовые системы.
Широкое применение в авиационных приборах нашли и двухстепенные гироскопы, на базе которых построены такие приборы, как указатели поворота, выключатели коррекции и другие гироскопические приборы.
Авиагоризонт АГД-1К
Назначение и принцип действия.Авиагоризонт дистанционный АГД-1К предназначен для определения положения самолета в пространстве относительно плоскости истинного горизонта, т. е. для определения углов крена и тангажа при выполнении самолетом любых эволюции, встречающихся в практике пилотирования. Он является комбинированным прибором.
Указатель скольжения, укрепленный на лицевой части авиагоризонта, служит для определения наличия и направления скольжения при разворотах самолета.
Принцип действия авиагоризонта основан на свойстве гироскопа с тремя степенями свободы сохранять неизменным направление главной оси в пространстве. На самолете гироскоп (карданный узел) располагается таким образом, что ось его внешней рамы уу направлена вдоль продольной оси, а ось внутрен-ней рамы хх — вдоль поперечной оси самолета (рис. 27). При эволюциях самолета гироскоп сохранит положение своей главной оси неизменным относительно плоскости истинного горизонта (т. е. перпендикулярно к плоскости истинного горизонта),а корпус самолета изменит свое положение относительно гироскопа. Изменение углов тангажа самолета производится относительно оси внутренней рамы гироскопа хх, а углов крена — относительно оси внешней рамы гироскопа.
Рис. 27. Направление осей авиагоризонта |
В комплект авиагоризонта АГД-1К входят (рис. 28) гиро-датчик и указатель. Авиагоризонт работает совместно с выключателем коррекции ВК-53РШ. Гиродатчик установлен в багажном отсеке между шпангоутами № 10 и 11 у правого борта. Указатель находится в центральной части средней панели приборной доски (см. рис. 1).
Рис. 28. Комплект авиагоризонта АГД-1:
1 — гидродатчик; 2 — указатель
Основные агрегаты авиагоризонта АГД-1К. Гиродатчик представляет собой гироскоп с вертикально расположенной осью. Упрощенная функциональная схема представлена на рис. 29. Гиромотор 4 заключен вю внутреннюю раму 3 карданного подвеса, которая может вращаться вокруг оси уу в подшипниках наружной рамы 2. Наружная рама 2, подвешена к следящей раме 1 и имеет возможность поворачиваться вокруг оси хх. Для удержания главной оси гироскопа перпендикулярно к плоскости истинного горизонта имеется система коррекции, состоящая из маятникового жидкостного переключателя МЖП, который управляет работой исполнительных двигателей поперечной ПК и продольной коррекции ПрК. При работе авиагоризонта главная ось гироскоша должна удерживаться перпендикулярно к оси наружной рамы уу.
Выполнение этого условия обеспечивается следящей системой, состоящей из индукционного датчика ЯД, усилителя У и отрабатывающего двигателя ДГ. В качестве отрабатывающего двигателя используется двигатель-генератор ДГ-1.
При поворотах главной оси гироскопа относительно оси уу вследствие действия внешних сил ротор индукционного датчика поворачивается относительно своего статора и электрический сигнал, пропорциональный повороту главной оси, подается на вход усилителя. Усилитель управляет работой отрабатывающего двигателя, который через редуктор поворачивает следящую раму до тех пор, пока главная ось гироскопа не займет положение, перпендикулярное к оси наружной рамы. Система рассчитана таким образом, что скорость отработки следящей ремы больше, чем возможная скорость поворота главной оси
Рис. 29. Упрощенная функциональная схема авиагоризонта |
гироскопа относительно оси наружной рамы, вследствие чего происходит быстрый возврат главной оси гироскопа к первоначальному положению, что обеспечивает правильные показания авиагоризонта после выполнения фигур высшего пилотажа.
stydopedia.ru
Барометрический двухстрелочный высотомер ВД-10К (рис. 6) предназначен для определения относительной высоты полета вертолета (относительно места взлета, посадки или другого пункта, в котором известно барометрическое давление воздуха).
Принцип действия высотомера основан на измерении статического давления воздуха, окружающего вертолет.
Рис.6. Высотомер ВД-10К
Чувствительным элементом высотомера служит блок анероидных коробок, помещенный в герметический корпус, полость которого соединена со статической системой ПВД.
Отсчет высоты ведется по показаниям двух стрелок на шкале: большая стрелка показывает высоту в метрах, малая — высоту в километрах.
На лицевой стороне прибора имеется ручка кремальеры, с помощью которой можно устанавливать стрелки прибора в нулевое положение, если высоту полета необходимо измерять относительно места взлета, или в положение, соответствующее статическому давлению в месте посадки, если высоту полета нужно измерить относительно конечного пункта полета.
Высотомер имеет погрешность в показаниях, поэтому к прибору прилагается поправочный график, который вкладывается в специальную кассету, закрепленную на профиле остекления кабины летчиков.
Диапазон измеряемых высот ………………………………О—10 000 м
Вариация показаний прибора при температуре +20°С
на высотах от О до 4000 м.......... ………………………….не более 30 м
Вариация показаний прибора на
высотах от 5000 м и выше…………………………………. не более 50 м
Неплавность хода стрелок при плавном изменении давления на всем диапазоне измрения при температуре от +20 до –60 0С не привышает 4мм для большой стрелки и 3мм для малой.
Герметичность прибора должна обеспечить смещение стрелки за 1мин не более чем на 100метров при разрежении, соответствующим высоте 5000м по прибору.
Рассогласование между стрелками высот и шкалой барометрического давления не должно превышать 1,5 мм.рт.ст или 10 м по шкале высот.
Допустимые погрешности при изменении температур приведены в табл. 1.
Таблица 1
Указатель скорости УС-35К (рис. 7) предназначен для измерения воздушной скорости вертолета в направлении «вперед». Действие прибора основано на измерении разности между динамическим и статическим давлениями набегающей струи воздуха в полете.
Рис. 7. Указатель скорости УС-35К
Чувствительным элементом прибора является манометрическая (анероидная) коробка, мембрана которой под действием воздуха, поступающего под давлением, деформируется и передает через движущийся механизм на стрелку.
На задней стенке корпуса указателя имеются два штуцера, из которых один соединяется с системой полного давления приемника ПВД, другой служит для присоединения к камере статического давления ПВД. Это соединение осуществляется трубками АМГ при помощи дюритовых шлангов.
К указателям скорости приложены поправрчные графики, которые расположены в специальных кассетах, закрепленных на профилях остекления кабины летчиков.
Погрешность прибора при нормальной
температуре на всех оцифрованных
отметках шкалы…………………………………………...не более ±6 км/ч
Смещение стрелки с нулевой отметки
при нормальной температуре и при
нормальном положении шкалы……………….….не более ±2 мм по дуге
Вариация показаний при нормальной
температуре на всех оцифрованных
отметках шкалы…………………………………………….не более 6 км/ч
Герметичность статической системы прибора такова, что при разрежении соответствующей скорости 350 км/ч, уменьшение показания стрелки за 1 мин в показаниях не должно превышать 15 км/ч.
studfiles.net
Дымососы типа Д и вентиляторы дутьевые ВД используются для утилизации дымовых газов из рабочей зоны паровых и водогрейных котлов. Эксплуатация данных установок возможна при температуре рабочей среды -30…+200°C, при максимально допустимой запыленности газовоздушных смесей 2 г/м³.
Концерн «МЕДВЕДЬ», являясь надежным поставщиком, может предложить вентиляторы и дымососы, характеристики которых отличаются от стандартных. Подобные заявки рассматриваются в индивидуальном порядке на основании опросного листа. У нас Вы можете приобрести оборудование, подходящее под Ваши условия эксплуатации.
Все тягодутьевые машины сертифицированы и в случае правильной эксплуатации будут работать бесперебойно и долгосрочно. Купить вентилятор и дымосос-цена, которых указана в прайс-листе, Вы можете оформив заявку на сайте или позвонив по тел.: (4942) 496‑777, 496‑888 или писать на эл. почту: [email protected].
Типоразмер машины | Произво-дительность, Q, м3/ч | Полное давление, Pa, Па | Макси-мальный КПД, η, % | Частота вращения, мин-1 | Электродвигатель | Масса без эл. дв., кг | |||||
Типоразмер | Мощ-ность, кВт | Частота вращения, мин-1 | Напря-жение, В | ||||||||
исп-1 | исп-3 | исп-5 | |||||||||
ВД-2,5 | 3 360 | 2 090 | 61 | 3 000 | АИР100S2 | 4 | 3 000 | 380/660 | 45 | ─ | ─ |
АИР100L2 | 5,5 | 3 000 | 380/660 | 50 | ─ | ─ | |||||
ВД-2,7 | 980 | 1 500 | 66 | 3 000 | 5А80MA2 | 1,5 | 3 000 | 380/660 | 42 | ─ | ─ |
ВД-3,5 | 2 220 | 2 840 | 68 | 3 000 | АИР100L2 | 5,5 | 3 000 | 380/660 | 88 | 131 | ─ |
ВД-6 | 4 400 | 2 070 | 61 | 1 000 | А112MB6 | 4 | 1 000 | 380/660 | 253 | 322 | 303 |
А132S6 | 5,5 | 1 000 | 380/660 | 264 | 333 | 314 | |||||
6 500 | 920 | 1 500 | А132S4 | 7,5 | 1 500 | 380/660 | 260 | 329 | 310 | ||
А132M4 | 11 | 1 500 | 380/660 | 272 | 341 | 322 | |||||
АИР160S4 | 15 | 1 500 | 380/660 | 305 | 374 | 355 | |||||
ВД-8 | 8 000 | 935 | 61 | 750 | АИР132M8 | 5,5 | 750 | 380/660 | 412 | 542 | 522 |
АИР160S8 | 7,5 | 750 | 380/660 | 475 | 605 | 585 | |||||
10 000 | 1 635 | 1 000 | АИР100М6 | 15 | 1 000 | 380/660 | 495 | 625 | 605 | ||
А180M6 | 18,5 | 1 000 | 380/660 | 510 | 640 | 620 | |||||
А200M6 | 22 | 1 000 | 380/660 | 560 | 690 | 670 | |||||
ВД-10 | 15 000 | 1 460 | 61 | 750 | А200M8 | 18,5 | 750 | 380/660 | 830 | 1 080 | 1 010 |
А200L8 | 22 | 750 | 380/660 | 855 | 1 105 | 1 245 | |||||
20 000 | 2 565 | 1 000 | А225M6 | 37 | 1 000 | 380/660 | 928 | 1 178 | 1 108 | ||
А250S6 | 45 | 1 000 | 380/660 | 1 060 | 1 310 | 1 240 | |||||
А250M6 | 55 | 1 000 | 380/660 | 1 100 | 1 350 | 1 280 | |||||
ВД-12 | 27 500 | 2 105 | 61 | 750 | А250S8 | 37 | 750 | 380/660 | 1 333 | 1 700 | 1 600 |
А250M8 | 45 | 750 | 380/660 | 1 378 | 1 745 | 1 645 | |||||
А280S8 | 55 | 750 | 380/660 | 1 468 | 1 835 | 1 735 | |||||
35 000 | 3 680 | 1 000 | А280M6 | 90 | 1 000 | 380/660 | 1 603 | 1 970 | 1 870 | ||
А315S6 | 110 | 1 000 | 380/660 | 1 813 | 2 180 | 2 080 |
Характеристики приведены в режиме максимального КПД для перемещаемой среды с параметрами: Pбар=760 мм рт. ст. и t=30°С.
Типоразмер машины | Произво-дительность, Q, м3/ч | Полное давление, Pa, Па | Макси-мальный КПД, η, % | Частота вращения, мин-1 | Электродвигатель | Масса без эл. дв., кг | |||
Типоразмер | Мощность, кВт | Частота вращения, мин-1 | Напря-жение, В | ||||||
ВД‑13,5 | 44 850 | 2 880 | 72 | 750 | АИР315S8У2 | 90 | 750 | 380/660 | 2 150 |
АИР355S8У2 | 132 | 750 | 380/660 | ||||||
59 000 | 4 990 | 1 000 | АИР315S6У2 | 110 | 1 000 | 380/660 | |||
АИР355M6У2 | 200 | 1 000 | 380/660 | ||||||
ВД‑15,5 | 68 420 | 3 810 | 72 | 750 | АИР355S8У2 | 132 | 750 | 380/660 | 2 310 |
90 000 | 6 590 | 1 000 | АИР355M6У2 | 200 | 1 000 | 380/660 | |||
ДАЗО4‑400У‑4У1 | 500 | 1 000 | 6 000 | ||||||
ВД‑15,5Ф‑1500 | 135 000 | 16 800 | 73 | 1 500 | АОД‑1250‑4У1 | 1250 | 1 500 | 6 000 | ─ |
ВД‑17,5Ф | 78 000 | 16 000 | 73 | 1 500 | ДАЗО4‑400У‑4У1 | 500 | 1 500 | 6 000 | 3 000 |
Характеристики приведены в режиме максимального КПД для перемещаемой среды с параметрами: Pбар=760 мм рт. ст. и t=30°С.
Типоразмер машины | Произво-дительность, Q, м3/ч | Полное давление, Pa, Па | Макси-мальный КПД, η, % | Частота вращения, мин-1 | Электродвигатель | Масса без эл. дв., кг | |||||
Типоразмер | Мощ-ность, кВт | Частота вращения, мин-1 | Напря-жение, В | ||||||||
исп-1 | исп-3 | исп-5 | |||||||||
Д-3,5 | 3 810 | 650 | 63 | 1 500 | 5А100S4 | 3 | 1 500 | 380/660 | 77 | 120 | ─ |
Д-8 | 8 000 | 750 | 61 | 750 | 5АМ112MB8 | 3 | 750 | 380/660 | 419 | 579 | 539 |
5АМХ132S8 | 4 | 750 | 380/660 | 432 | 592 | 552 | |||||
10 000 | 1 345 | 1 000 | 5АМХ132S6 | 5,5 | 1 000 | 380/660 | 459 | 619 | 579 | ||
5АМХ132M6 | 7,5 | 1 000 | 380/660 | 472 | 632 | 592 | |||||
Д-10 | 15 000 | 1 195 | 61 | 750 | 5А160S8 | 7,5 | 750 | 380/660 | 740 | 985 | 925 |
5А160М8 | 11 | 750 | 380/660 | 765 | 1 010 | 950 | |||||
20 000 | 2 090 | 1 000 | 5А160M6 | 15 | 1 000 | 380/660 | 760 | 1005 | 945 | ||
АИР180M6 | 18,5 | 1 000 | 380/660 | 775 | 1 020 | 960 | |||||
Д-12 | 35 000 | 1 690 | 61 | 750 | 5А200L8 | 22 | 750 | 380/660 | 1 133 | 1 500 | 1 400 |
37 500 | 2 960 | 1 000 | 5А225M6 | 37 | 1 000 | 380/660 | 1 206 | 1 573 | 1 473 |
Характеристики приведены в режиме максимального КПД для перемещаемой среды с параметрами: Pбар=760 мм рт. ст. и t=100°С.
Типоразмер машины | Произво-дительность, Q, м3/ч | Полное давление, Pa, Па | Макси-мальный КПД, η, % | Частота вращения, мин-1 | Электродвигатель | Масса без эл. дв., кг | |||
Типоразмер | Мощность, кВт | Частота вращения, мин-1 | Напря-жение, В | ||||||
Д‑13,5(Д‑13,5ГМ) | 35 820 | 1 485 | 72 | 600 | 5АМ280S10e | 37 | 600 | 380/660 | 1 850(1 790) |
44 850 | 2 340 | 750 | 5АМ280M8e | 75 | 750 | 380/660 | |||
АИР315S8У2 | 200 | 1 000 | 380/660 | ||||||
59 000 | 4 050 | 1 000 | АИР315S6У2 | 110 | 1 000 | 380/660 | |||
5АМ315M6 | 132 | 1 000 | 380/660 | ||||||
А355SMB8 | 160 | 1 000 | 380/660 | ||||||
Д‑15,5(Д‑15,5ГМ) | 54 640 | 1 970 | 72 | 600 | 5АМ315MA10e | 75 | 600 | 380/660 | 2 360(2 280) |
68 420 | 3 090 | 750 | АИР355S8У2 | 132 | 750 | 380/660 | |||
59 000 | 4 050 | 1 000 | АИР355M6У2 | 200 | 1 000 | 380/660 | |||
ДАЗО4‑400ХК‑6У1 | 250 | 1 000 | 6 000 | ||||||
Д‑18(Д‑18ГМ) | 83 860 | 3 195 | 72 | 600 | АИР‑355M‑10У3 | 110 | 600 | 380/660 | 4 050(3 850) |
105 000 | 4 000 | 750 | ДАЗО4‑400Х‑8У1 | 200 | 750 | 6 000 | |||
ДАЗО4‑400У‑8У1 | 250 | 750 | 6 000 | ||||||
ДАЗО4‑450Х‑8У1 | 315 | 750 | 6 000 | ||||||
138 120 | 6 920 | 1 000 | ДАЗО4‑400У‑6У1 | 400 | 1 000 | 6 000 | |||
ДАЗО4‑450Х‑6У1 | 500 | 1 000 | 6 000 | ||||||
Д‑20(Д‑20ГМ) | 109 480 | 2 965 | 72 | 600 | ДАЗО4‑400У‑10У1 | 200 | 600 | 6 000 | 4 590(4 320) |
137 080 | 4 649 | 750 | ДАЗО4‑400У‑8У1 | 250 | 750 | 6 000 | |||
ДАЗО4‑450Х‑8У1 | 315 | 750 | 6 000 |
Характеристики приведены в режиме максимального КПД для перемещаемой среды с параметрами: Pбар=760 мм рт. ст. и t=100°С.
kalorifer.net