УЗАМ-412 — бензиновый двигатель производства Уфимского завода автомобильных моторов. Выпускался в 1967—2001 гг, устанавливался на все модели АЗЛК, начиная с Москвич-412 и автомобили Ижевского автозавода.
Являлся первым в СССР[источник не указан 323 дня] массовым автомобильным двигателем с верхним расположением распределительного вала и триметаллическими вкладышами коленчатого вала.
Выпуск двигателя было поручено Уфимскому заводу авиационных моторов, куда было передана техническая документация разработчика агрегата — АЗЛК. Конструктором двигателя являлся И. И. Окунев.
12 декабря 1966 года на Ижевском автозаводе с конвейера сошли первые экземпляры Москвич-408, укомплектованные новым двигателем[1].
С появлением к 1987 году новой модели Москвич-2141 стало ясно, что мощности данного мотора уже недостаточно. Поэтому в начале 1990-х гг. на базе 1,5-литрового УЗАМ-412 стали выпускаться модификации 1,6, 1,7 и 1,8 литров. В 1995 году появилась самая мощная 2-литровая модификация с индексом 3320[2]. Позже появились образцы с системой впрыска, однако их массовый выпуск так и не был начат. В планах также было освоение выпуска 16-клапанной модификации с гидротолкателями клапанов и гидронатяжителем цепи, с турбонаддувом,[3] что в итоге также не было осуществлено.
Четырёхцилиндровый рядный верхнеклапанный (SOHC) двигатель с «мокрыми» гильзами, запрессованными в алюминиевый блок. Коленвал стальной кованый, с резиновыми сальниками-манжетами на обоих концах. Привод ГРМ осуществлялся двухрядной роликовой цепью с натяжителем-звёздочкой, клапаны размещались V-образно под углом 52° по бокам распредвала[4]. Картер двигателя для улучшения охлаждения масла имеет как наружнее, так и внутреннее оребрение, что позволило отказаться от установки масляного радиатора.
Для удобства обслуживания навесного оборудования посредством лап двигатель устанавливается в моторный отсек с завалом на 20° вправо, что также несколько уменьшило его высоту в подкапотном пространстве[5].
Ниже приведены автомобили, на которые ставился данный двигатель (в скобках — годы производства автомобиля):
wikiredia.ru
ТЕХНИКА
О СИЛЬНОМ УЗАМЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Юрий НЕЧЕТОВ
До недавних пор конструкция отечественных малолитражек вписывалась в строгий канон: двигатель рабочим объемом 1,2–1,4 л для стандартной и 1,5–1,6 л — для люксовой комплектации. Считалось, что советскому человеку больше ни к чему. Однако с появлением на дорогах автомобильной продукции стран, которые мы собирались «догнать и перегнать», неожиданно выяснилось, что наши соотечественники с удовольствием могут ездить на машинах с двух-, трех- и более литровыми моторами. Практика показывает, что, выбирая российский автомобиль, покупатель тоже отдает предпочтение более мощным.
Идя «навстречу пожеланиям трудящихся», автозаводы выдают «на-гора» двигатели все больших кубатур. Так, на классические ВАЗы сегодня ставят мотор объемом 1,7 л, на пятидверную «Ниву» — 1,8 л, а для переднеприводных создан спортивный 1,6-литровый. Да и на базе старого доброго УЗАМ-412 появились модификации в 1,6, 1,7 и 1,8 л. Вершина же модельного ряда уфимских двигателей — созданный в 1995 году, образно говоря, «УЗАМ Сильный» — двухлитровый 3320.
За прошедшее с той поры время он непрерывно совершенствовался. Шла установка на него микропроцессорного зажигания, распределительных валов с измененными фазами, системы распределенного впрыска. На сегодняшний день это, пожалуй, один из наиболее интересных для нас моторов. Нет-нет, он привлекателен не какими-то сверхвысокими характеристиками (по мировым меркам, они более чем скромны) и не конструктивными изысками — его базовая конструкция, мягко говоря, «пожилая». Сильней-
ший козырь двухлитрового
УЗАМа в том, что его можно выпускать уже сегодня, да еще на основном сборочном конвейере. А что касается совершенства... Форсированный современный силовой агрегат требует применения соответствующих масел и бензина, предполагает компьютерную диагностику и высокотехнологичный сервис. А где все это можно найти в какой-нибудь Нижней Таракановке? Да и при наличии современного сервиса выложить 30–50 долларов за нормо-час работы далеко не каждому по карману. Так что у обновленного мотора найдется немало поклонников.
По сравнению с исходным полуторалитровым рабочий объем двигателя увеличен на 25%. При этом мощность возросла на 30%, а крутящий момент — почти на 50%! Мотор получился очень тяговитым и отлично себя показал при установке, например, на пятидверную «Ниву» VAZ 2131. Но в Тольятти доводят «до ума» свой двигатель, объемом 1,8 л, и, по всей вероятности, именно для него и сохраняется «вакансия» в моторном отсеке вседорожника. А вот куда двухлитровый просто просится, так это под капот «Орбиты» Izh 2126 и «Москвича-2141».
«Просьба» была услышана, и «УЗАМ Сильный» поселился в редакционном «Москвиче-2141», о чем мы уже писали (ЗР, 1996, № 2). Сказать, что машина стала другой — это просто ничего не сказать. Обычный полуторалитровый «Москвич» подсознательно ассоциируется с двумя определениями — неповоротливый и тихоходный. Но уже после нескольких поездок с новым мотором восприятие автомобиля радикально меняется: теперь это, скорее, мощный, быстроходный. «Под педалью» акселератора постоянно ощущаешь запас, чего был напрочь лишен прародитель. Разгон до «сотни» с места занимает 13,4 секунды, а от 60 км/ч на четвертой передаче — 13,1 секунды. Как видите, показатели совсем не плохие. Да и максимальная скорость 155 км/ч способна пощекотать самолюбие.
Что же касается расхода топлива, то он, естественно, вырос. Хотя в значительной мере увеличение на литр-полтора объясняется тем, что стало возможно реализовать более динамичный стиль езды. При равномерном же движении где-нибудь по шоссе увеличение расхода практически незаметно.
ПОМЕЧТАЕМ?
Новый мотор для АЗЛК может оказаться своеобразной палочкой-выручалочкой. Ведь чем хорош «сорок первый»? Большая машина за сравнительно небольшие деньги. А чем плох? Низкое качество изготовления и сборки, слабый, надсадно звенящий мотор. «Пересадка сердца», скажем, от «Рено», бесспорно, снимет последний минус, но она же уничтожит и единственный плюс — цену. А вот без малого сотня сил от привычного УЗАМа — это уже кое-что.
Само собой ходовую часть напрягать он будет посильнее. Но ведь и со старым двигателем она не отличалась долголетием. Может попробовать привести ее в божеский вид? В конце концов, если уж так сложно самостоятельно изготовить высококачественные узлы, есть ведь надежные амортизаторы и диски сцепления «Сакс», специальные «москвичовские» приводы «Гло». Стоимость всей этой роскоши от силы вдвое больше, чем штатных комплектующих. Так что цена машины в такой комплектации хотя и возрастет, но, скорее всего, лишь на полтора-два миллиона. Что же касается сборки, здесь уже заводу придется рассчитывать только на свои силы.
Вот такой сравнительно большой, мощный, надежный и, самое главное, недорогой автомобиль имел бы шансы стать народным. За примером далеко ходить не надо — гораздо более почтенного возраста «волги» сегодня расхватывают, как пончики. И не стоит обращать внимания на снисходительные взгляды владельцев современных иномарок. На нашей исторической родине функциональность машины чаще всего определяется количеством мешков картошки, которые можно надежно перевезти с дачи домой.
ДВА ЛИТРА НА «ОРБИТЕ» — ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ...
Недавно в редакции появился и Izh 2126 с двухлитровым мотором. Новая машина внешне никак не отличается от своего менее мощного собрата с двигателем объемом 1,7 л (ЗР, 1997, № 2). Нет даже таблички с указанием литража мотора на крышке багажника. А жаль, такую не грех и на люди показать, все-таки «2,0» — звучит гордо. Внутри также никаких изменений, за одним исключением — слева от рулевой колонки появился октан-корректор. В среднем положении его переключатель упирается носком в число «92». Слева надпись «газ», справа — «76» — все предельно ясно, никакие инструкции не требуются.
www.zr.ru
moskvich.net