В отношении новых модификаций ОБТ Т-72 в последние годы ходит множество слухов, причем некоторые из них откровенно восторженные, а в другом случае доходит дело едва ли не до откровенной ругани. А когда в конце 2013 года было принято решение об отказе закупки Т-72Б3 для нужд армии, сообщение это произвело эффект разорвавшейся гранаты.
Здесь следует упомянуть, что решение это было принято на основании реального опыта эксплуатации опытных образцов в частях, где до того использовались танки Т-80. Танкистам важнее реальная работа техники, а на мнение «экспертов» им откровенно плевать. Итак, чем же хорош или не слишком хорош Т-72Б3? Отличия от предыдущих модификаций – в нашем материале.
Заказ вооружения для армии в настоящее время – громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:
Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?
Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:
В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:
Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать... Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:
Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:
Последнее обстоятельство для основной боевой машины, которой является танк Т-72Б3, – полный сюрреализм. Да, оптику на современных танках следует беречь, но какой ценой? Конечно, крышку гипотетически можно снять перед началом боя… Вот только когда этот самый бой начнется? Или танкисты должны крутить ключом болты, пока противник вежливо согласится их подождать!? Ведь на всех ОБТ мира открытие бронезаслонки происходит дистанционно, с рабочего места наводчика. Да и в отечественных танках такое решение использовалось неоднократно! Что мешало установить такой механизм сюда?
К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.
За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.
Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат - ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?
Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.
Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.
Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» - танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.
Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это - основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять... Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?
До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие - не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.
Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.
Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.
Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.
В этом отношении никаких изменений нет – ПКТ/ПКТм. Была информация о танковых «Печенегах», но подтверждения пока что нет. Вот только до сих пор нет данных о нормальном механизме сбора стрелянных гильз. Дело в том, что разрыв стандартного брезентового мешка с последующим рассыпанием раскаленных гильз на контейнер АЗ (автомата заряжания) может привести к крайне печальным результатам. Видимо, на этом энергия конструкторов (и деньги) полностью закончилась, потому как придумать что-то более неподходящее для боевого танка, нежели открытую всем ветрам ЗПУ, сложно…
Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.
НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:
В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.
Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.
Остается устойчивое впечатление, что модернизацию попросту забросили на полпути. Многие недоработанные элементы можно улучшить, не затрачивая на это феноменальных средств. Вот, в общем-то, и все. В принципе, модернизация танка получилась весьма неплохой, но некоторые моменты откровенно режут глаз.
fb.ru
Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 — прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.
Леопард модификации 2А4. Башня с бронелистами без рационального угла наклона. Даже ребенок определит — танк сделан в Германии.Леопард модификации 2А4. Башня с бронелистами без рационального угла наклона. Даже ребенок определит — танк сделан в Германии.
В животном мире крупная кошка леопард относится к роду пантер, так же как и тигр. Забавно — в немецкой бронетехнике легко прослеживаются эти звериные родовые черты. Леопард-2, как и танки вермахта времен Второй мировой, отличается вертикальной установкой бронелистов. Рациональных углов наклона брони на корпусе и на башне минимум, особенно на ранних модификациях. Мало того, громадный Леопард переразмерен в ширину и достаточно тяжел — типичные «тигриные» проблемы, затрудняющие транспортировку по железной дороге.
Получается, немцы с завидным упорством наступают на те же грабли? Не во всем. Во время войны с СССР были у машин кошачьего племени проблемы с ресурсом, мощностью двигателей и, главное, немцы не смогли наладить ремонт своих сложных танков в полевых условиях. Так вот, пробег Леопарда-2 до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Силовая установка — турбодизель мощностью 1500 л.с., объединенный в единый блок с гидромеханической трансмиссией. Помимо высокой энерговооруженности такое техническое решение дает еще хорошую ремонтопригодность — силовую установку в сборе даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут. Отличный показатель!
www.zr.ru
Как отмечают очевидцы, новый танк Т-72Б3 не вызвал особого ажиотажа среди гостей мероприятия. Куда большее внимание привлек к себе Т-90А, стоявший рядом. Кроме того, вероятно, не все присутствовавшие на показе техники смогли определить модель танка по его внешнему виду. Поскольку Т-72Б3 представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, созданного в конце восьмидесятых, внешний вид этих бронемашин различается лишь несколькими небольшими деталями. Тем не менее, и такие «мелочи» способны оказать заметное влияние на характеристики и возможности боевой машины.
Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б и поэтому имеет ряд характерных черт. Стоимость модернизации одного старого танка до состояния Т-72Б3, по имеющимся данным, не превышает 52 миллионов рублей. При этом большая часть финансов (около 30 млн.) уходит на капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.
В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б при переоборудовании в Т-72Б3 получает ряд новых приборов. Прежде всего необходимо отметить новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Этот прибор позволяет наводчику находить цели при помощи оптического и тепловизионного каналов. Кроме того, «Сосна-У» оснащается лазерным дальномером и системой управления противотанковыми ракетами. Таким образом, при помощи лишь одного прибора наводчик может выполнять несколько необходимых в бою функций. К сожалению, при создании проекта Т-72Б3 конструкторы-танкостроители применили неоднозначное или даже спорное техническое решение. Внешние агрегаты прицела «Сосна-У» размещены внутри легкобронированного кожуха, защищающего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой. Последняя крепится к кожуху при помощи болтов. Из-за этого перед стрельбой экипажу необходимо покидать машину и вручную снимать крышку прицела. Крышки кожуха прицела на отечественных танках обычно оснащаются устройствами, позволяющими открывать их с рабочих мест экипажа. По какой причине в проекте Т-72Б3 применено столь оригинальное, но странное решение – неизвестно.
Что касается прицела наводчика 1А40-1, который использовался на базовой модели Т-72Б, то на новой бронемашине он остался на своем месте, но теперь выполняет функции дополнительного средства наведения орудия. Рабочее место командира танка оснащается прибором ТКН-3МК с системой «Дубль». Благодаря применению этих средств командир также получает возможность наводить орудие и вести огонь.
Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Дело в том, что для удешевления модернизации было принято решение оставить силовую установку без каких-либо изменений. В ходе ремонта и переоборудования Т-72Б3 сохраняет дизельный двигатель В-84-1 мощностью 840 лошадиных сил. В то же время, некоторым изменениям подверглась ходовая часть и гусеницы. Последние теперь имеют параллельный шарнир, что, как ожидается, позволит улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить ресурс.
Специфический характер модернизации танков Т-72Б до уровня «Б3», подразумевающий большие траты на капитальный ремонт техники, сказался на уровне защиты. Так, на корпусе обновленных танков по-прежнему присутствует встроенная динамическая защита типа «Контакт-5». Согласно некоторым данным, Т-72Б3 мог получить новую защиту «Реликт», но в дальнейшем было решено оставить систему, применявшуюся ранее.
Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 немного вырос по сравнению с аналогичными параметрами базовой машины. Ранее на танках Т-72Б применялся активно-пассивный ночной прицел, на некоторых режимах работы использовавший инфракрасный прожектор Л-4А «Луна». На Т-72Б3 прожектор отсутствует ввиду применения нового прицела с ночным каналом. Пространство справа от маски пушки, которое ранее занимал прожектор, на новом танке закрыто модулем динамической защиты. Это позволило решить давно назревшую проблему полноценной защиты лобовой проекции башни танка. Тем не менее, использование старой динамической защиты «Контакт-5» вызывает соответствующие вопросы об общем уровне защиты.
Комплекс вооружения танка Т-72Б3 претерпел минимальные изменения. Орудие-пусковая установка 2А46-5 получила обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Сама пушка, насколько известно, осталась прежней. Также не дорабатывалась зенитная пулеметная установка. Обновленный танк, как и предыдущие модели, оснащается открытой турелью с пулеметом НСВ. По некоторым данным, дистанционно управляемая пулеметная установка, при помощи которой экипаж мог бы вести огонь, не покидая пределов боевого отделения, стала «жертвой» сокращения стоимости модернизации.
В результате переделки танков Т-72Б в Т-72Б3 их боевой потенциал возрастает, но разница в возможностях базовой и доработанной машин может служить поводом для серьезных споров. Капитальный ремонт и установка нового оборудования способны оказать влияние на состояние техники и танковых войск в целом. С другой стороны, использование не самых новых и совершенных приборов в сочетании с рядом неоднозначных решений (крышка окна прицела или открытая пулеметная турель) в некоторых ситуациях способны полностью нивелировать все имеющиеся преимущества. Тем не менее, выбранные приборы и идеи укладываются в определенную заказчиком смету. Таким образом, Т-72Б3 фактически представляет собой компромисс между ценой и возможностями с поправкой на состояние танковых войск и грядущее появление новой техники.
По материалам сайтов:http://vestnik-rm.ru/http://russianarms.mybb.ru/http://armor.kiev.ua/http://otvaga2004.ru/
Автор: Рябов Кирилл
Использованы фотографии: http://vitalykuzmin.net, http://otvaga2004.rutopwar.ru
— Спаренный пулемет:Спаренный пулемет без изменений — надежный ПКТ, ПКТм. Во всяком случае, нет данных о танковой версии «Печенег» и «Печенег-2».
Фото 41: Пулемет ПКТ.
Интересует вопрос, насколько уделили внимание надежному изолированию стреляных гильз. Как показала практика, разрыв мешка и их россыпь на конвейер АЗ может привести к несахарным последствиям.— ЗПУ:Полностью впадаешь в ступор, когда видишь открытую ЗПУ с ручным управлением…
Фото 42: Разобранная ЗПУ Т-72Б3.
Одна недоработка вполне закономерно формирует другую.У командира НЕТ приборов, способных управлять и осуществлять прицеливание. Экономия на установки минимума (ТКН-4С-01) повлекла за собой отказ от дистанционной ЗПУ.
Каким умным надо быть человеком, заказывающим в 2011 году, после всех локальных войн, вариант такой установки??? Правда, я очень мягко сказал? Мне это далось непросто.
Хорошее и эффективное оружие практически простаивает без дела. Его невозможно применить, находясь под стрелковым огнем.
Мало того, что командир буквально бросает управление танком, предоставляя самим себе наводчика и механика, мало того, что он стопудово рискует как сорвиголова, но он еще и играет в цирковое представление под названием: «И почему вы до сих пор меня не изрешетили, мазилы, я тут уже кучу времени околачиваюсь на сцене, исполняя перед вами дурацкий танец под названием «подготовка ЗПУ «Утес» к стрельбе».Смотрите сами:— Откинуть люк на стопор.— Поставить внутренний погон с ТКН-3 на стопор.— Снять со стопора средний погон с ЗПУ и повернуть установку к противнику.
(Для ускорения стреляем без использования прицела и будем считать, что коробка уже пристегнута, лента заложена в приемник, предохранитель снят, пулемет взведен — это мы так нарушаем правила безопасности).
— Расстопориваем люльку.— Правой рукой вращаем маховик вертикальной наводки, застопоривая её пальцами рычагом на ручке маховика.— Левой рукой держась за вытянутый рычаг, с силой поворачиваем установку по горизонтали и стопорим её всей рукой, прижимая данный рычаг вниз, и…
Внимание, барабанная дробь…
Не меняя положения ни одного мускула (!!!) рук, пальцами левой руки прижимаем рычаг электроспуска. Если не дотягиваетесь до желанной «стрелялки», значит, повторяете горизонтальную наводку заново.
Даже тренированный танкист будет возиться достаточно долго, чтобы его гарантированно и несколько раз пришлепнули. А новичок вообще не сможет разобраться в хитросплетениях рычагов, и ему всегда не хватает еще одной, третьей, руки.
Фото 43: Стрельба из ЗПУ «Утес Т-72Б» на полигоне под Чехово.
Если же по каким то непонятным причинам вы остались живы, то вам необходимо произвести данную процеДУРУ в обратном порядке. Иначе ствол «Утеса» взлетит к небесам, и средний погон будет болтаться из стороны в сторону, соответственно, можете забыть про то, чтобы попытаться что-то разглядеть через ТКН-3.В итоге «Утес» танка был любим на блокпостах, когда броню придавали на усиление.
Грамотный танкист из такого пулемета не подпустит никого на эффективную дальность огня из стрелкового оружия. Вот и вся его возможность применения в том ключе, в котором он сейчас находится.
На Тагильской выставке вооружений в 2013 году был показан вариант «городского танка», на котором был установлен защитный короб командира.
Фото 44: Защита командира для стрельбы из ЗПУ.
До сих пор у всех спрашиваю: к какому погону прикреплен этот панцирь? Вроде как ко внутреннему погону с ТКН-3. Иначе нет смысла… У командира явно руки и спина отвалятся через час кручения такого размера металлолома.Конечно, такая защита лучше чем ничего, но: сколько стоит в сумме: ТКН-3 + ЗПУ Утес (Корд) + бочкообразная защита? Эти деньги почти выброшены на ветер.
Может, все же ТКН-4С-01 и не так дорог? И может, пересмотрим наконец доктрину применения выносного оружия, переквалифицировав его с зенитного во вспомогательный для личной защиты от бородатых любителей таскать на плече «семерку»?
Фото 45: Пулеметная установка УДП Т05БВ-1 танка Т-90МС.
Вывод по вооружению:— Замечательная модернизация всего основного комплекса: пушка + АЗ + боеприпасы повышенного могущества. Все вместе это ощутимо повышает возможности танка по точному и быстрому уничтожению противника. — ПКТ, как всегда, рулит.—ЗПУ — полное наплевательство на жизнь танкистов и принижение огневой возможности машины.
4. Изменение в противопожарном оборудовании
Система противопожарного оборудования (ППО) 3ЭЦ13 «Иней» танка Т-72Б3 является разработкой НПО «Электромашина».
Фото 46: Состав комплекта ППО «Иней».
Представляет собой автоматическую систему обнаружения и тушения пожара, обеспечения режима ПАЗ в условиях эксплуатации. Действие: 2-кратное.Для тушения очагов возгорания имеется 4 баллона с огнегасящей смесью «хладон 114В2» и «хладон 13В1».Система включает в себя: блок автоматики В13, пульт управления и сигнализации П13, коробку управления вентиляцией КУВ11-6-1с, коробку динамического торможения К11. Оповещение системы производится 10 оптическими датчиками ОД1-1С и 5 термодатчиками ТД-1 (в моторно-трансмиссионном отделении).Фото 47: схема размещения приборов 3ЭЦ13 в танке.
При срабатывании системы выбрасывается 90% огнетушащего состава за время, не превышающее 150 миллисекунд от сигнала датчика.Принцип действия системы основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов. Система ППО может приводиться в действие автоматически или вручную от кнопок на пультах управления у командира машины или механика-водителя. Кроме того, танк оснащается двумя ручными углекислотными огнетушителями, частенько именуемые среди танкистов «мечта Героя».Ничего нового в системе ППО Т-72Б3 не заметно. «Иней» устанавливался на бронетехнику со времен Т-72БА (хотя помню его прекрасно во второй половине 90-х на Т-72Б). Ставится данное оборудование и на Т-90.Для машин выпуска 1989 года она, конечно, является новинкой… Для сомневающихся — фото, где на заднем плане видны характерные контуры пульта управления и сигнализации П13 системы «Иней». В 3ЭЦ13 возможны подиндексы «1», «2», «11».
Фото 48: Оптический датчик ОД1-1С, установленный в отделении управления. На дальнем плане ПУ системы ППО.
Ранее на Т-72Б устанавливалась система 3ЭЦ11-3 с 14-15 термодатчиками (без оптических) трехразового действия с 3 баллонами, заправленными «Хладоном 114В2».Вывод: данное ППО не является новинкой, но бесспорно лучше старых штатных образцов 80-х годов, замененных при модернизации.
5. Защита
А. Внутренняя:Выявить внутренние изменения в бронировании машины не представляется возможным, и это правильно. Секреты — они и в Африке должны быть секретами. Однако слабо верится в производстве работ данного направления: переделать башню и корпус совсем не так просто.
Бронирование башни танка Т-72 относится к «полуактивному» типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 54-55 градусов к продольной оси орудия. В каждой полости пакет из двадцати 30-мм блоков, каждый из которых состоит из 3 слоев, склеенных вместе. Слои блока: 21-мм броневая плита, 6-мм слой резины, 3-мм металлическая плита. К броневой плите каждого блока приварены 3 тонкие металлические пластинки, обеспечивающие расстояние между блоками 22 мм. Обе полости имеют 45-мм броневую плиту, расположенную между пакетом и внутренней стенкой полости. Общий вес содержимого двух полостей 781 кг.
Фото 49: Пакет наполнителя танка Т-72Б с «отражающими» листами.
Конструкции невзрывной противокумулятивной динамической защиты содержат вместо слоя ВВ между наружными инертными слоями материала с большой плотностью внутренний слой инертного в химическом отношении материала, именуемого "наполнителем", такого, например, как пластмасса, резина, парафин, или смеси на их основе. При проникании КС через "невзрывной" элемент в наполнителе формируется расходящаяся ударная волна, под воздействием которой осуществляется ускорение материала наружных слоев, окружающих место попадания. Из-за быстрого снижения давления в УВ ускорение внешних слоев локализовано вблизи места попадания. Несмотря на ограничение размеров зоны, в которой происходит ускоренное движение внешних слоев ЭДЗ с инертным наполнителем, уменьшение глубины бронепробивного действия за счет разрушения высокоскоростной части КС может доходить до 65-70%.За рубежом такой вид защиты относят к типу NERA (non-energetic reactive armor).Фото 50: Одна из ниш с установленными пакетами наполнителя танка Т-72Б.
Б. Внешняя:Увидев впервые внешнюю защиту Т-72Б3, невольно впадаешь в полный штопор…ТТЗ на неё точно составлял ГШ РФ? Или, может, враги подсуетились?
Попробуем рассмотреть без мата. Почему нет «Реликта»? Или на дворе не конец 2013 года ?
Универсальный комплекс ДЗ «Контакт-5» был принят на вооружение в середине 80-х годов. Как это понимать?
Фото 51: Установка ДЗ «Контакт-5» на Т-72Б3.
Почему боевая машина защищена ХУЖЕ, чем старый Т-72Б ?У НАС, ЧТО, НЕ БЫЛО ГОРЬКОГО ОПЫТА СОВСЕМ НЕДАВНО ?Как бы это парадоксально не звучало, но вариант защиты «Контакт-1» танка Т-72Б выглядит… как-то предпочтительней.Фото 52: Установка ДЗ «Контакт-1» на Т-72Б.
И это сказано не ради красного словца.Многие танкисты, которым довелось «работать» по приказу в разной «тьмутаракани», предпочтут СПЛОШНУЮ защиту старыми блоками ДЗ, чем любое супернавороченное новье (даже «Реликт»), установленное местами и …кусками.Дело в том, что не на каждом углу есть «Джавелины», но всякого рода бородачей, считающих своим национальным оружием «семерку» — хоть пруд пруди. О них даже можно запинаться в некоторых краях на каждом шагу.
Защита башни: Почему во фронтальной проекции она полностью открыта ?С одной стороны, демонтировали «Луну» и… забыли поставить блок ДЗ? От амбразуры ПКТ до ближайшего блока еще футбольное поле лобовой брони.С другой стороны, дыра оставлена в угоду комфорту механика-водителя? Какой заботливый у нас ГШ.
Только почему-то на других моделях боевых машин так не заботятся. Как на той же «Рогатке», например, или Т-90. Значит, это возможно?
Фото 53: Т-90 с ДЗ «Контакт-5» вокруг маски пушки.
Почему на Т-72Б3 Блоки ДЗ размещены с таким пренебрежением?Фото 54: Размещение блоков ДЗ на башне Т-72Б3.
И дело даже не в дырах между блоками, а в открытости погона башни, который на Т-72Б прикрывался дополнительным поясом блоков «Контакт-1».Фото 55: Защита погона башни Т-72Б (Армия Беларуси).
И даже с такой защитой навешивали и накручивали все, что угодно:Фото 56: Ханкала. Апрель 1996г. Г. Жилин.
Почему погон Т-72Б3 открыт всем ветрам?Фото 57: Пробитие башни ниже блоков ДЗ Т-72Б (М). 74 гв. Омсбр. Экипаж погиб. Январь 1995 г.
Почему нельзя сделать максимально сплошную защиту?Фото 58: Вариант фронтальной защиты башни Т-90.
Хотя даже на Т-90 погон защищен хуже, чем на Т-80У.Фото 59: Схема защиты погона башни Т-80 и Т-90.
В защите башни по бокам и сзади Т-72Б3, как всегда, рулят многострадальные ящики ЗИП.Фото 60: Боковая защита башни и корпуса Т-72Б3.
Фото 61: Грозный. Январь 1995 г. Командир танка погиб.
Снова будем самостоятельно лепить защиту из того, что под рукой?Фото 62: Боковая защита башни из ящиков РАВ танка Т-72Б у села Комсомольское. Хорошо виден решетчатый экран с поднятой трубой ОПВТ.
Защита крыши башни — отдельный вопрос.Почему было так на Т-72Б?Фото 63: Защита крыши башни Т-72Б.
Почему стало так?Фото 64: Защита крыши башни Т-72Б3.
Непонятна задумка ГШ…— Если это защита при широкомасштабной войне, то она никак не поможет против кассетных боеприпасов авиации и РСЗО большого калибра режима ВТО. Кстати, противоатомный надбой тоже исчез.— Если это защита от бородачей с «семеркой», то они… просто смеяться будут, глядя на эту защиту!Они именно ИСКАЛИ незащищенные места.Фото 65: г. Грозный. Январь 1995 г. Попадание с верхнего этажа здания в командирскую башенку Т-72Б. Командир погиб.
Эту машину смогли остановить только так…ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ.Защита корпуса:Защита лобовой брони корпуса радует. А боковой? Нет её. Фото 60 и 66.
Фото 66: Боковая защита корпуса Т-72Б3.
В защите боков корпуса во главе угла выступает резинотканевый экран. Даже без коробок ДЗ «Контакт-1».Исходя из реалий применений навесной ДЗ (город), можно сделать некоторые выводы:
Соприкосновение корпуса с НЕбоевым препятствием:Слабое:— Резинотканевый экран с коробками ДЗ хорошо огибает незначительные препятствия БЕЗ повреждения защиты как таковой.— Каркасное навешивание ДЗ сносит.— Тяжелые экраны стоят на месте.Среднее:— Резинотканевый экран сносит поячеечно, если их не закреплять между собой.— Каркасное навешивание сносит.— Тяжелый экран стоит на месте.Сильное:— Резина в хлам.— Каркас в закрутку.— Тяжелый экран сносит на один пролет.
Почему на Т-72Б3 не поставили боковую защиту, как, например у серийной БМО-Т?
Фото 67: Боковая защита БМО-Т. Парад войск в Екатеринбурге.
Защита тыловой проекции остается самой большой бедой серийных машин. Такое ощущение, что танки совсем никогда не поворачиваются тылом к противнику… Вы это «бородачу» с «семеркой» скажите. Он только этого и ждет, потому что ЭТО — его хлеб.Фото 68: Защита тыловой проекции Т-72Б3.
И где тут защита ? Бочки снимают перед «работой». Все голо. Почему нельзя поставить решетчатые экраны, как у БМПТ или варианта городского танка ?Фото: 69. Защита тыловой проекции варианта «городского танка» модификаций Т-72.
Создание простой круговой защиты — это не полет на Марс атомной подводной лодки с баллистическими ракетами на гусеничном ходу. Все намного и намного проще. И недорого. Вопрос — почему так делаем? Почти риторический вопрос, если его танкисты больше 20-ти лет (на моем духу) задают.Вывод по защите Т-72Б3 очень эмоционален. Потому что непонятно, что мешает навесить «коробочки» с «Контактом-5» или «Реликтом» на ВСЮ поверхность? Общая масса снаряженных блоков ДЗ? Но вроде еще имеется достаточный ресурс модернизации без существенных изменений «железа». И даже с движком В-84 удельная мощность не страдает.
Вывод по защите: не отправил бы своих танкистов в «работу» без наваривания дополнительных коробок ДЗ и решеток. С привлечением, соответственно, БРЭМ и с согласованием с зампотехом и… «чм.шниками».
6. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть.
Изменений практически нет.
Двигатель:В-84-1 оставлен на месте. В-92 не ставится. Танкистов, привычных к ГТД, шокируют все движки без различия, но дизелистов это откровенно радует. В-84 проверен временем и надежен. В войсках знают, как с ним обращаться. В-92 нуждается в сборе рекламаций от армейских испытаний.А так, это тот же модернизированный В-46-6. Семейство у него большое: В-46-2С1, В-46-4, В-46-5, В-46-5М, В-84, В-84-1, В-84М, В-84А, В-84МБ1.
Фото: 70. Двигатель В-84 см мощностью 840 л.с.
Трансмиссия:Раз двигл тот же, то и трансмиссия, действительно, та же. Гитара без изменений, БКП без усилений и увеличения числа пар трения во фрикционных элементах управления. Подшипники опоры солнечной шестерни те же. Радиаторы и фрикцион вентилятора те же.
Ходовая часть:Произведена замена гусеницы с последовательным РМШ на гусеницу с параллельным РМШ. Они устанавливаются в данный момент и на Т-90 (с 1996 г.) и на Т-72БА (с 2000 г.) при модернизации с заменой соответствующими деталями ходовой части для возможности эксплуатации данной гусеницы.
Была ли проведена модернизация всей ходовой части до уровня Т-72БА (там были ощутимые изменения в варианте установки двигателя В-92С2), неизвестно.
Фото 71: Гусеница с параллельным РМШ.
Вывод:Без изменений кроме гусеницы и необходимых элементов ходовой части.
Общий вывод:
А) Эмоциональный:Разочарование. За 20 лет почти ничего не изменилось при модернизации Т-72. (Личное мнение, некоторые говорят и о 25- и о 30-летнем опыте).
Б) Объективный (в меру):— Впечатляет модернизация всей совокупности возможностей основного штатного оружия под управлением наводчика: модернизированная танковая пушка с улучшенными параметрами стрельбы, новый прицельный комплекс, модернизированный автомат заряжания с возможностью ведения огня новейшими выстрелами.— Удручает нивелирование этих качеств практически слепым командиром.Для спецов не секрет, что поразить цель… намного проще, чем вовремя её обнаружить и классифицировать опасность. Командир Т-72Б3 сделать это не в состоянии.— Есть надежда о доведении до ума установленных систем связи.— ППО "Иней" неплох, но 2-кратность применения — маловато, желательно увеличить, так же, как и количество баллонов.— Полный шок от защиты корпуса и башни.— Двигатель, трансмиссия и ходовая часть (кроме гусли с РМШ) — те же, что и много лет назад.Общее впечатление — начали модернизацию машины и… не закончили её. Причем дальнейшее улучшение машины НЕ требует дополнительных серьезных денег.
Вдогонку написанному:
На выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013) был представлен натурный образец КАЗ «Арена-Э», смонтированный на Т-72Б3. Современные и дорогостоящие достижения военной промышленности снова соседствуют с… ТКН-3 командира и открытой ЗПУ…
Фото 72: Т-72Б3 с КАЗ «Арена-Э».
P.S.Концепция ГШ в отношении имеющегося парка танков в Вооруженных Силах Российской Федерации видна:— Опора на имеющейся парк Т-90.— Ликвидация машин семейства Т-80.— Модернизация Т-72 до уровня Т-72Б3.Значит:Т-90 около 500 шт.Остальную нишу займут Т-72Б3.
И это будет ДО прихода «Арматы».Но «Армата» еще на стадии проектирования и заводских испытаний.Чтобы она пошла в серию, необходим долгосрочный цикл государственных и войсковых испытаний. И только после этого можно будет говорить о серийных поставках тех объемов, которые сможет предоставлять ВПК и оплачивать МО по госпрограмме перевооружения.
Значит… Вступаем в XXI век, до поступления в линейные бронетанковые подразделения и части, «Арматы» с… действующим вариантом Т-72Б3?
Танкисты не являются критиками. «Мазута» (моего поколения и многих других) думает о том, КАК можно выполнить поставленную задачу и приказ на имеющейся в наличии боевой технике, сохранив при этом жизни бойцов. Танкисты линейных частей не мечтают о будущих обещаниях и не машут буклетами новейших танков. Они служат в армии СЕГОДНЯ на той технике, которая есть в войсках. И прямо сейчас.
Использованная литература:Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. 1988 г.Танк Т-72Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1995 г.
По материалам сайтов:http://otvaga2004.ruhttp://lib.rus.echttp://www.uvz.ruhttp://gurkhan.blogspot.dehttp://www.vestnik-rm.ruhttp://www.arms-expo.ruhttp://vadimvswar.narod.ruhttp://www.uralmixtorg.ruhttp://www.army-guide.comhttp://www.npoelm.ruhttp://otvaga2004.mybb.ruhttp://russianarms.mybb.ruhttp://www.military-informant.comhttp://btvt.narod.ruhttp://www.rg.ru
topwar.ru
Компания участник: Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ОАО
Т-72Б3 — российский основной боевой танк семейства Т-72. Модификация разработана в качестве дешёвой альтернативы Т-90А до получения российской армией танков нового поколения. Представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б.
На танк установлен многоканальный прицел «Сосна-У» разработки белорусского предприятия «Пеленг». ВСУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка — ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.
Гусеничные траки традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливается четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с. с удельной мощностью 18,88 л. с./т., прошедшие капитальный ремонт.
Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5. Пушка получила улучшенные подкалиберные снаряды типа «Свинец». Зенитная пулемётная установка лишилась дистанционного управления и переведена в ручной режим.
В совокупности, из новшеств только белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, всё остальное 30-летней давности от базовой модели. Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5». Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.
В будущем возможно оснащение СУО «Калина», которая устанавливается на танк Т-90СМ и двигателя В-93 мощностью 1130 л.с
Экипаж, чел | 3 |
Боевая масса, т | 46 |
Калибр и марка пушки | 125-мм 2А46М-5 |
Мощность двигателя, л. с. | 840 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Длина корпуса, мм | 6860 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9530 |
Высота, мм | 2226 |
Клиренс, мм | 490 |
www.arms-expo.ru
— Спаренный пулемет:Спаренный пулемет без изменений — надежный ПКТ, ПКТм. Во всяком случае, нет данных о танковой версии «Печенег» и «Печенег-2».
Фото 41: Пулемет ПКТ.
Интересует вопрос, насколько уделили внимание надежному изолированию стреляных гильз. Как показала практика, разрыв мешка и их россыпь на конвейер АЗ может привести к несахарным последствиям.— ЗПУ:Полностью впадаешь в ступор, когда видишь открытую ЗПУ с ручным управлением…
Фото 42: Разобранная ЗПУ Т-72Б3.
Одна недоработка вполне закономерно формирует другую.У командира НЕТ приборов, способных управлять и осуществлять прицеливание. Экономия на установки минимума (ТКН-4С-01) повлекла за собой отказ от дистанционной ЗПУ.
Каким умным надо быть человеком, заказывающим в 2011 году, после всех локальных войн, вариант такой установки??? Правда, я очень мягко сказал? Мне это далось непросто.
Хорошее и эффективное оружие практически простаивает без дела. Его невозможно применить, находясь под стрелковым огнем.
Мало того, что командир буквально бросает управление танком, предоставляя самим себе наводчика и механика, мало того, что он стопудово рискует как сорвиголова, но он еще и играет в цирковое представление под названием: «И почему вы до сих пор меня не изрешетили, мазилы, я тут уже кучу времени околачиваюсь на сцене, исполняя перед вами дурацкий танец под названием «подготовка ЗПУ «Утес» к стрельбе».Смотрите сами:— Откинуть люк на стопор.— Поставить внутренний погон с ТКН-3 на стопор.— Снять со стопора средний погон с ЗПУ и повернуть установку к противнику.
(Для ускорения стреляем без использования прицела и будем считать, что коробка уже пристегнута, лента заложена в приемник, предохранитель снят, пулемет взведен — это мы так нарушаем правила безопасности).
— Расстопориваем люльку.— Правой рукой вращаем маховик вертикальной наводки, застопоривая её пальцами рычагом на ручке маховика.— Левой рукой держась за вытянутый рычаг, с силой поворачиваем установку по горизонтали и стопорим её всей рукой, прижимая данный рычаг вниз, и…
Внимание, барабанная дробь…
Не меняя положения ни одного мускула (!!!) рук, пальцами левой руки прижимаем рычаг электроспуска. Если не дотягиваетесь до желанной «стрелялки», значит, повторяете горизонтальную наводку заново.
Даже тренированный танкист будет возиться достаточно долго, чтобы его гарантированно и несколько раз пришлепнули. А новичок вообще не сможет разобраться в хитросплетениях рычагов, и ему всегда не хватает еще одной, третьей, руки.
Фото 43: Стрельба из ЗПУ «Утес Т-72Б» на полигоне под Чехово.
Если же по каким то непонятным причинам вы остались живы, то вам необходимо произвести данную процеДУРУ в обратном порядке. Иначе ствол «Утеса» взлетит к небесам, и средний погон будет болтаться из стороны в сторону, соответственно, можете забыть про то, чтобы попытаться что-то разглядеть через ТКН-3.В итоге «Утес» танка был любим на блокпостах, когда броню придавали на усиление.
Грамотный танкист из такого пулемета не подпустит никого на эффективную дальность огня из стрелкового оружия. Вот и вся его возможность применения в том ключе, в котором он сейчас находится.
На Тагильской выставке вооружений в 2013 году был показан вариант «городского танка», на котором был установлен защитный короб командира.
Фото 44: Защита командира для стрельбы из ЗПУ.
До сих пор у всех спрашиваю: к какому погону прикреплен этот панцирь? Вроде как ко внутреннему погону с ТКН-3. Иначе нет смысла… У командира явно руки и спина отвалятся через час кручения такого размера металлолома.Конечно, такая защита лучше чем ничего, но: сколько стоит в сумме: ТКН-3 + ЗПУ Утес (Корд) + бочкообразная защита? Эти деньги почти выброшены на ветер.
Может, все же ТКН-4С-01 и не так дорог? И может, пересмотрим наконец доктрину применения выносного оружия, переквалифицировав его с зенитного во вспомогательный для личной защиты от бородатых любителей таскать на плече «семерку»?
Фото 45: Пулеметная установка УДП Т05БВ-1 танка Т-90МС.
Вывод по вооружению:— Замечательная модернизация всего основного комплекса: пушка + АЗ + боеприпасы повышенного могущества. Все вместе это ощутимо повышает возможности танка по точному и быстрому уничтожению противника. — ПКТ, как всегда, рулит.—ЗПУ — полное наплевательство на жизнь танкистов и принижение огневой возможности машины.
4. Изменение в противопожарном оборудовании
Система противопожарного оборудования (ППО) 3ЭЦ13 «Иней» танка Т-72Б3 является разработкой НПО «Электромашина».
Фото 46: Состав комплекта ППО «Иней».
Представляет собой автоматическую систему обнаружения и тушения пожара, обеспечения режима ПАЗ в условиях эксплуатации. Действие: 2-кратное.Для тушения очагов возгорания имеется 4 баллона с огнегасящей смесью «хладон 114В2» и «хладон 13В1».Система включает в себя: блок автоматики В13, пульт управления и сигнализации П13, коробку управления вентиляцией КУВ11-6-1с, коробку динамического торможения К11. Оповещение системы производится 10 оптическими датчиками ОД1-1С и 5 термодатчиками ТД-1 (в моторно-трансмиссионном отделении).Фото 47: схема размещения приборов 3ЭЦ13 в танке.
При срабатывании системы выбрасывается 90% огнетушащего состава за время, не превышающее 150 миллисекунд от сигнала датчика.Принцип действия системы основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов. Система ППО может приводиться в действие автоматически или вручную от кнопок на пультах управления у командира машины или механика-водителя. Кроме того, танк оснащается двумя ручными углекислотными огнетушителями, частенько именуемые среди танкистов «мечта Героя».Ничего нового в системе ППО Т-72Б3 не заметно. «Иней» устанавливался на бронетехнику со времен Т-72БА (хотя помню его прекрасно во второй половине 90-х на Т-72Б). Ставится данное оборудование и на Т-90.Для машин выпуска 1989 года она, конечно, является новинкой… Для сомневающихся — фото, где на заднем плане видны характерные контуры пульта управления и сигнализации П13 системы «Иней». В 3ЭЦ13 возможны подиндексы «1», «2», «11».
Фото 48: Оптический датчик ОД1-1С, установленный в отделении управления. На дальнем плане ПУ системы ППО.
Ранее на Т-72Б устанавливалась система 3ЭЦ11-3 с 14-15 термодатчиками (без оптических) трехразового действия с 3 баллонами, заправленными «Хладоном 114В2».Вывод: данное ППО не является новинкой, но бесспорно лучше старых штатных образцов 80-х годов, замененных при модернизации.
5. Защита
А. Внутренняя:Выявить внутренние изменения в бронировании машины не представляется возможным, и это правильно. Секреты — они и в Африке должны быть секретами. Однако слабо верится в производстве работ данного направления: переделать башню и корпус совсем не так просто.
Бронирование башни танка Т-72 относится к «полуактивному» типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 54-55 градусов к продольной оси орудия. В каждой полости пакет из двадцати 30-мм блоков, каждый из которых состоит из 3 слоев, склеенных вместе. Слои блока: 21-мм броневая плита, 6-мм слой резины, 3-мм металлическая плита. К броневой плите каждого блока приварены 3 тонкие металлические пластинки, обеспечивающие расстояние между блоками 22 мм. Обе полости имеют 45-мм броневую плиту, расположенную между пакетом и внутренней стенкой полости. Общий вес содержимого двух полостей 781 кг.
Фото 49: Пакет наполнителя танка Т-72Б с «отражающими» листами.
Конструкции невзрывной противокумулятивной динамической защиты содержат вместо слоя ВВ между наружными инертными слоями материала с большой плотностью внутренний слой инертного в химическом отношении материала, именуемого "наполнителем", такого, например, как пластмасса, резина, парафин, или смеси на их основе. При проникании КС через "невзрывной" элемент в наполнителе формируется расходящаяся ударная волна, под воздействием которой осуществляется ускорение материала наружных слоев, окружающих место попадания. Из-за быстрого снижения давления в УВ ускорение внешних слоев локализовано вблизи места попадания. Несмотря на ограничение размеров зоны, в которой происходит ускоренное движение внешних слоев ЭДЗ с инертным наполнителем, уменьшение глубины бронепробивного действия за счет разрушения высокоскоростной части КС может доходить до 65-70%.За рубежом такой вид защиты относят к типу NERA (non-energetic reactive armor).Фото 50: Одна из ниш с установленными пакетами наполнителя танка Т-72Б.
Б. Внешняя:Увидев впервые внешнюю защиту Т-72Б3, невольно впадаешь в полный штопор…ТТЗ на неё точно составлял ГШ РФ? Или, может, враги подсуетились?
Попробуем рассмотреть без мата. Почему нет «Реликта»? Или на дворе не конец 2013 года ?
Универсальный комплекс ДЗ «Контакт-5» был принят на вооружение в середине 80-х годов. Как это понимать?
Фото 51: Установка ДЗ «Контакт-5» на Т-72Б3.
Почему боевая машина защищена ХУЖЕ, чем старый Т-72Б ?У НАС, ЧТО, НЕ БЫЛО ГОРЬКОГО ОПЫТА СОВСЕМ НЕДАВНО ?Как бы это парадоксально не звучало, но вариант защиты «Контакт-1» танка Т-72Б выглядит… как-то предпочтительней.Фото 52: Установка ДЗ «Контакт-1» на Т-72Б.
И это сказано не ради красного словца.Многие танкисты, которым довелось «работать» по приказу в разной «тьмутаракани», предпочтут СПЛОШНУЮ защиту старыми блоками ДЗ, чем любое супернавороченное новье (даже «Реликт»), установленное местами и …кусками.Дело в том, что не на каждом углу есть «Джавелины», но всякого рода бородачей, считающих своим национальным оружием «семерку» — хоть пруд пруди. О них даже можно запинаться в некоторых краях на каждом шагу.
Защита башни: Почему во фронтальной проекции она полностью открыта ?С одной стороны, демонтировали «Луну» и… забыли поставить блок ДЗ? От амбразуры ПКТ до ближайшего блока еще футбольное поле лобовой брони.С другой стороны, дыра оставлена в угоду комфорту механика-водителя? Какой заботливый у нас ГШ.
Только почему-то на других моделях боевых машин так не заботятся. Как на той же «Рогатке», например, или Т-90. Значит, это возможно?
Фото 53: Т-90 с ДЗ «Контакт-5» вокруг маски пушки.
Почему на Т-72Б3 Блоки ДЗ размещены с таким пренебрежением?Фото 54: Размещение блоков ДЗ на башне Т-72Б3.
И дело даже не в дырах между блоками, а в открытости погона башни, который на Т-72Б прикрывался дополнительным поясом блоков «Контакт-1».Фото 55: Защита погона башни Т-72Б (Армия Беларуси).
И даже с такой защитой навешивали и накручивали все, что угодно:Фото 56: Ханкала. Апрель 1996г. Г. Жилин.
Почему погон Т-72Б3 открыт всем ветрам?Фото 57: Пробитие башни ниже блоков ДЗ Т-72Б (М). 74 гв. Омсбр. Экипаж погиб. Январь 1995 г.
Почему нельзя сделать максимально сплошную защиту?Фото 58: Вариант фронтальной защиты башни Т-90.
Хотя даже на Т-90 погон защищен хуже, чем на Т-80У.Фото 59: Схема защиты погона башни Т-80 и Т-90.
В защите башни по бокам и сзади Т-72Б3, как всегда, рулят многострадальные ящики ЗИП.Фото 60: Боковая защита башни и корпуса Т-72Б3.
Фото 61: Грозный. Январь 1995 г. Командир танка погиб.
Снова будем самостоятельно лепить защиту из того, что под рукой?Фото 62: Боковая защита башни из ящиков РАВ танка Т-72Б у села Комсомольское. Хорошо виден решетчатый экран с поднятой трубой ОПВТ.
Защита крыши башни — отдельный вопрос.Почему было так на Т-72Б?Фото 63: Защита крыши башни Т-72Б.
Почему стало так?Фото 64: Защита крыши башни Т-72Б3.
Непонятна задумка ГШ…— Если это защита при широкомасштабной войне, то она никак не поможет против кассетных боеприпасов авиации и РСЗО большого калибра режима ВТО. Кстати, противоатомный надбой тоже исчез.— Если это защита от бородачей с «семеркой», то они… просто смеяться будут, глядя на эту защиту!Они именно ИСКАЛИ незащищенные места.Фото 65: г. Грозный. Январь 1995 г. Попадание с верхнего этажа здания в командирскую башенку Т-72Б. Командир погиб.
Эту машину смогли остановить только так…ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ.Защита корпуса:Защита лобовой брони корпуса радует. А боковой? Нет её. Фото 60 и 66.
Фото 66: Боковая защита корпуса Т-72Б3.
В защите боков корпуса во главе угла выступает резинотканевый экран. Даже без коробок ДЗ «Контакт-1».Исходя из реалий применений навесной ДЗ (город), можно сделать некоторые выводы:
Соприкосновение корпуса с НЕбоевым препятствием:Слабое:— Резинотканевый экран с коробками ДЗ хорошо огибает незначительные препятствия БЕЗ повреждения защиты как таковой.— Каркасное навешивание ДЗ сносит.— Тяжелые экраны стоят на месте.Среднее:— Резинотканевый экран сносит поячеечно, если их не закреплять между собой.— Каркасное навешивание сносит.— Тяжелый экран стоит на месте.Сильное:— Резина в хлам.— Каркас в закрутку.— Тяжелый экран сносит на один пролет.
Почему на Т-72Б3 не поставили боковую защиту, как, например у серийной БМО-Т?
Фото 67: Боковая защита БМО-Т. Парад войск в Екатеринбурге.
Защита тыловой проекции остается самой большой бедой серийных машин. Такое ощущение, что танки совсем никогда не поворачиваются тылом к противнику… Вы это «бородачу» с «семеркой» скажите. Он только этого и ждет, потому что ЭТО — его хлеб.Фото 68: Защита тыловой проекции Т-72Б3.
И где тут защита ? Бочки снимают перед «работой». Все голо. Почему нельзя поставить решетчатые экраны, как у БМПТ или варианта городского танка ?Фото: 69. Защита тыловой проекции варианта «городского танка» модификаций Т-72.
Создание простой круговой защиты — это не полет на Марс атомной подводной лодки с баллистическими ракетами на гусеничном ходу. Все намного и намного проще. И недорого. Вопрос — почему так делаем? Почти риторический вопрос, если его танкисты больше 20-ти лет (на моем духу) задают.Вывод по защите Т-72Б3 очень эмоционален. Потому что непонятно, что мешает навесить «коробочки» с «Контактом-5» или «Реликтом» на ВСЮ поверхность? Общая масса снаряженных блоков ДЗ? Но вроде еще имеется достаточный ресурс модернизации без существенных изменений «железа». И даже с движком В-84 удельная мощность не страдает.
Вывод по защите: не отправил бы своих танкистов в «работу» без наваривания дополнительных коробок ДЗ и решеток. С привлечением, соответственно, БРЭМ и с согласованием с зампотехом и… «чм.шниками».
6. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть.
Изменений практически нет.
Двигатель:В-84-1 оставлен на месте. В-92 не ставится. Танкистов, привычных к ГТД, шокируют все движки без различия, но дизелистов это откровенно радует. В-84 проверен временем и надежен. В войсках знают, как с ним обращаться. В-92 нуждается в сборе рекламаций от армейских испытаний.А так, это тот же модернизированный В-46-6. Семейство у него большое: В-46-2С1, В-46-4, В-46-5, В-46-5М, В-84, В-84-1, В-84М, В-84А, В-84МБ1.
Фото: 70. Двигатель В-84 см мощностью 840 л.с.
Трансмиссия:Раз двигл тот же, то и трансмиссия, действительно, та же. Гитара без изменений, БКП без усилений и увеличения числа пар трения во фрикционных элементах управления. Подшипники опоры солнечной шестерни те же. Радиаторы и фрикцион вентилятора те же.
Ходовая часть:Произведена замена гусеницы с последовательным РМШ на гусеницу с параллельным РМШ. Они устанавливаются в данный момент и на Т-90 (с 1996 г.) и на Т-72БА (с 2000 г.) при модернизации с заменой соответствующими деталями ходовой части для возможности эксплуатации данной гусеницы.
Была ли проведена модернизация всей ходовой части до уровня Т-72БА (там были ощутимые изменения в варианте установки двигателя В-92С2), неизвестно.
Фото 71: Гусеница с параллельным РМШ.
Вывод:Без изменений кроме гусеницы и необходимых элементов ходовой части.
Общий вывод:
А) Эмоциональный:Разочарование. За 20 лет почти ничего не изменилось при модернизации Т-72. (Личное мнение, некоторые говорят и о 25- и о 30-летнем опыте).
Б) Объективный (в меру):— Впечатляет модернизация всей совокупности возможностей основного штатного оружия под управлением наводчика: модернизированная танковая пушка с улучшенными параметрами стрельбы, новый прицельный комплекс, модернизированный автомат заряжания с возможностью ведения огня новейшими выстрелами.— Удручает нивелирование этих качеств практически слепым командиром.Для спецов не секрет, что поразить цель… намного проще, чем вовремя её обнаружить и классифицировать опасность. Командир Т-72Б3 сделать это не в состоянии.— Есть надежда о доведении до ума установленных систем связи.— ППО "Иней" неплох, но 2-кратность применения — маловато, желательно увеличить, так же, как и количество баллонов.— Полный шок от защиты корпуса и башни.— Двигатель, трансмиссия и ходовая часть (кроме гусли с РМШ) — те же, что и много лет назад.Общее впечатление — начали модернизацию машины и… не закончили её. Причем дальнейшее улучшение машины НЕ требует дополнительных серьезных денег.
Вдогонку написанному:
На выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013) был представлен натурный образец КАЗ «Арена-Э», смонтированный на Т-72Б3. Современные и дорогостоящие достижения военной промышленности снова соседствуют с… ТКН-3 командира и открытой ЗПУ…
Фото 72: Т-72Б3 с КАЗ «Арена-Э».
P.S.Концепция ГШ в отношении имеющегося парка танков в Вооруженных Силах Российской Федерации видна:— Опора на имеющейся парк Т-90.— Ликвидация машин семейства Т-80.— Модернизация Т-72 до уровня Т-72Б3.Значит:Т-90 около 500 шт.Остальную нишу займут Т-72Б3.
И это будет ДО прихода «Арматы».Но «Армата» еще на стадии проектирования и заводских испытаний.Чтобы она пошла в серию, необходим долгосрочный цикл государственных и войсковых испытаний. И только после этого можно будет говорить о серийных поставках тех объемов, которые сможет предоставлять ВПК и оплачивать МО по госпрограмме перевооружения.
Значит… Вступаем в XXI век, до поступления в линейные бронетанковые подразделения и части, «Арматы» с… действующим вариантом Т-72Б3?
Танкисты не являются критиками. «Мазута» (моего поколения и многих других) думает о том, КАК можно выполнить поставленную задачу и приказ на имеющейся в наличии боевой технике, сохранив при этом жизни бойцов. Танкисты линейных частей не мечтают о будущих обещаниях и не машут буклетами новейших танков. Они служат в армии СЕГОДНЯ на той технике, которая есть в войсках. И прямо сейчас.
Использованная литература:Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. 1988 г.Танк Т-72Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1995 г.
По материалам сайтов:http://otvaga2004.ruhttp://lib.rus.echttp://www.uvz.ruhttp://gurkhan.blogspot.dehttp://www.vestnik-rm.ruhttp://www.arms-expo.ruhttp://vadimvswar.narod.ruhttp://www.uralmixtorg.ruhttp://www.army-guide.comhttp://www.npoelm.ruhttp://otvaga2004.mybb.ruhttp://russianarms.mybb.ruhttp://www.military-informant.comhttp://btvt.narod.ruhttp://www.rg.ru
topwar.ru
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 840 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 65 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 35-45 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 400 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 18,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображения на Викискладе? | Т-72Б3 |
Т-72 · История создания и развития Т-72 · Модификации и варианты Т-72 · Лицензионное производство Т-72 · Эксплуатация и боевое применение Т-72 | |||||||||||||||||
Т-90 · Т-90АМ · PT-91 «Тварды» · М-84 | |||||||||||||||||
Т-72А · Т-72Б · Т-72БА · Т-72Б3 · ( М-84 ⇒ M2001 · M-95 «Дегман» · M-84A4 «Снайпер» · M-84D) · Т-72М4 CZ · Т-72АГ · Т-72УА · Т-72УМ | |||||||||||||||||
Объект 187 · PT-94 Goryl · MBT Ex · «Зульфикар» · ( Тип 90-II ⇒ Тип 96 · Тип 98 · Тип 99 · MBT 2000 «Аль-Халид») · TR-125 | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Курсивом выделены опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; * — шасси на основе компонентов Т-72 и Т-80 |
Т-62Б · Т-64 · Т-72 · Т-72А · M-84 · M-84A4 Snajper · Леопард · OF-40 · Чифтен · Челленджер · Зульфикар · Тип 74 · M60 · TR-85 · Pz 61 · Меркава 1 и 2 · Чхонмахо · Тип 79 · Тип 88 | ||
M1 Abrams · · AMX-56 Леклерк · Altay · K1 · K2 «Чёрная Пантера» · MBT-70 · MBT 3000 · Osório · PT-91 · TR-85M1 · TR-125 · Арджун · · БМ «Оплот» · M2001 · M-84D · M95 Дегман · Аль-Халид · Леопард 2 · C1 Ариете · Сонгун-915 · Челленджер 2 · Т-55-64 · Т-64БВ · Т-64БМ · Т-64Е · Т-72Б · Т-72БА · Т-72Б3 · Т-72М4 CZ · Т-80 · Т-80А · Т-80У · Т-90 · Т-90АМ · Т-84 · Т-84У · Т-84-120 · Меркава 3 и 4 · Тип 90 · Тип 10 · Тип 85 · Тип 96 · Тип 99 · | ||
Т-14 | ||
Курсивом выделены опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
Т-72Б3 Информация Видео
Т-72Б3 Просмотр темы.Т-72Б3 что, Т-72Б3 кто, Т-72Б3 объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com