Балтийский государственный технический университет
БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Красник В.В., Филимонов Ю.Н.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
«Изучение двигателя РД 253»
Утверждено на заседании кафедры К1
Зав.кафедрой К1
____________Ю.Н. Филимонов
Санкт-Петербург
Введение | 3 | |
1. | Общие сведения | 4 |
2. | Общая компоновка | 5 |
3. | Пневмогидравлическая схема двигателя | 5 |
4. | Камера сгорания | 8 |
4.1 | Общие сведения и основные технические данные | 8 |
4.2 | Форсуночная головка | 9 |
4.3 | Нижняя часть камеры сгорания | 10 |
4.4 | Работа камеры сгорания | 11 |
5. | Турбонасосный агрегат | 12 |
5.1 | Общие сведения | 12 |
5.2 | Турбина | 13 |
5.3 | Насос окислителя | 14 |
5.4 | Насос горючего | 14 |
5.5 | Узлы уплотнений | 15 |
5.6 | Работа турбонасосного агрегата | 17 |
6. | Газогенераторы, смеситель | 18 |
6.1 | Газогенератор ТНА | 18 |
6.2 | Газогенератор наддува | 19 |
6.3 | Смеситель | 20 |
7. | Узлы и агрегаты | 21 |
Перечень контрольные вопросы по двигателю РД 253 | 24 | |
Список использованных источников | 24 |
Учебно-методическое пособие по изучению двигателя РД253 (11Д43) предназначено для изучения конструкции, принципа работы и технических данных двигателя и его основных узлов. В пособие включены сведения о назначении двигателя, его основных технических данных, работе пирогидравлической схемы. Также включены разделы по конструкции двигателя и его основных узлов и агрегатов.
АВД | аварийное выключение двигателя |
АС | автомат стабилизации |
БКС | бортовая кабельная сеть |
ВМ | временной механизм |
Г | горючее |
ГГ | газогенератор |
ГСТ | главная ступень |
Д | дросселирование |
ДД | датчик давления |
ДУ | двигательная установка |
КП | контакт подъема |
КС | камера сгорания |
О | окислитель |
ПМК | пиромембранный клапан |
ПРС | привод регулятора скорости |
ПТР | программный токораспределитель |
РКС | регулирование кажущейся скорости |
РМ | рулевая машинка |
СБН | система безопасности носителя |
СД | сигнализатор давления |
СОБ | |
СУ | система управления |
ТНА | турбонасосный агрегат |
Ф | форсирование |
ФГ | форсуночная головка |
ШР | штекерный разъем |
Однокамерный жидкостный ракетный двигатель РД253 (11Д43) разработан ОКБ-ГДЛ в 1961-65 гг. для РН «Протон» (8К82). Используется в двигательной установке первой ступени, состоящей из 6 двигателей РД253.
Двигатель выполнен по схеме с дожиганием рабочего тела турбины в камере сгорания. Двигатель работает на компонентах топлива: Окислитель - азотный тетроксид (АТ). Горючее -диметилгидразин несимметричный (НДМГ)
1. | Тип двигателя | Жидкостный ракетный однокамерный с насосной подачей топлива |
2. | Индекс | 11Д43 (РД253) |
3. | Тяга на предварительной ступени | Не более 0.85 МН |
4. | Номинальные, на главной ступени при атмосферном давлении 750 мм рт. ст.: тяга удельный импульс | 1,474 МН 2795 м/с |
5. | Номинальные в пустоте: тяга удельный импульс | 1,635 МН 3100 м/с |
5. | Вес двигателя сухой залитый | 108025 кг 1260±30 кг |
6. | Габаритные размеры длина максимальный диаметр | Не более 3000 мм 1500 мм. |
Экологические характеристики (ЭХ)
Экологические характеристики двигателя определяются компонентами ракетного топлива. Окислитель - азотный тетроксид (АТ). Горючее – диметилгидразин несимметричный (НДМГ). Высокотоксичные вещества предельно допустимые концентрации паров НДМГ в рабочей зоне составляет 0,1 мг/м3 окислов азота 0,5 мг/м3 . Работа с ними допускается только в защитных средствах, с противогазами, при больших концентрациях изолирующими. Наиболее опасные операции при работе с двигателем-заправка ракеты (с выбросом дренажных паров) и заглушек. Проливы на грунт, технические поверхности должны нейтрализоваться. Загрязнение атмосферы происходит при падении отработавших ступений ракеты «Протон» с невыработанными компонентами.
studfiles.net
ЖРД |
Гептил |
N2O4 |
1 |
Россия |
с 1963 г. |
«Протон» (1-я ступень) |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» |
1963 г |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия |
1 260 кг |
1 080 кг |
3 000 мм |
1 500 мм |
Вакуум: 166-186.8 тс(1.63-1.83 МН)[1]Ур.моря: 150-170.4 тс(1.47-1.67 МН)[1] |
Вакуум: 316 cУр.моря: 285 c |
15-16.9 MPa(148-167 атм.)[1] |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш».
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7.7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5.2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
dic.academic.ru
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат горючее гептил (несимметричный диметилгидразин) и окислитель амил (тетраоксид диазота). Использование высококипящих самовоспламеняющихся компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надёжной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Ракетный двигатель «РД-253» на стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
СССР → Россия | |
с 1963 г. | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» | |
1963 г | |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия | |
1070 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Ур.моря: 170,4 тонн(1,67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тонн(1,83 МН)[1] | |
Ур.моря: 288 cекВакуум: 316 cек | |
168,5 атм[1] | |
2,6 | |
159,2 |
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В. П. Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершён качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надёжных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надёжно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полёты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжёлых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведён до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабжённая соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки выводимой ракетой на одну тонну на низкую орбиту и на 150 кг на стационарную орбиту.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания трёх доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ[4]) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
ru-wiki.org
Ракетный двигатель «РД-253» на стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
СССР → Россия | |
с 1963 г. | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» | |
1963 г | |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия | |
1070 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Ур.моря: 170,4 тс(1,67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тс(1,83 МН)[1] | |
Ур.моря: 288 cекВакуум: 316 cек | |
168,5 атм[1] | |
2,6 | |
159,2 |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат горючее гептил (несимметричный диметилгидразин) и окислитель амил (тетраоксид диазота). Использование высококипящих самовоспламеняющихся компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надёжной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В. П. Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершён качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надёжных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надёжно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полёты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжёлых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведён до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабжённая соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки выводимой ракетой на одну тонну на низкую орбиту и на 150 кг на стационарную орбиту.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания трёх доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ[4]) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
wikiredia.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2013; проверки требуют 27 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2013; проверки требуют 27 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.Ракетный двигатель «РД-253» на стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
СССР → Россия | |
с 1963 г. | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» | |
1963 г | |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия | |
1070 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Ур.моря: 170,4 тс(1,67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тс(1,83 МН)[1] | |
Ур.моря: 288 cекВакуум: 316 cек | |
ru.bywiki.com
Ракетный двигатель «РД-253» на стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
СССР → Россия | |
с 1963 г. | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» | |
1963 г | |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия | |
1070 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Ур.моря: 170,4 тс(1,67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тс(1,83 МН)[1] | |
Ур.моря: 288 cекВакуум: 316 cек | |
168,5 атм[1] | |
2,6 | |
159,2 |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат горючее гептил (несимметричный диметилгидразин) и окислитель амил (тетраоксид диазота). Использование высококипящих самовоспламеняющихся компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надёжной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В. П. Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершён качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надёжных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надёжно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полёты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжёлых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведён до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабжённая соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки выводимой ракетой на одну тонну на низкую орбиту и на 150 кг на стационарную орбиту.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания трёх доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ[4]) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
wikiredia.ru
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован. Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).
НК-9 • НК-15 • НК-31 • НК-33 • НК-39 • РД-107 • РД-108 • РД-171 • РД-173 • РД-175 • РД-180 • РД-191 • РД-193 • РД-253 (РД-275) • РД-270 • РД-701 • С2.253 | |
НК-43 • РД-8 • РД-0110 • РД-0120 • РД-0124 • РД-0237 • РД-210 • РД-211 • РД-213 • РД-214 • РД-120 • РД-301 • КДУ-414 • РД-857 • РД-0146 | |
РД-0410 |
РД-253 Информация Видео
РД-253 Просмотр темы.РД-253 что, РД-253 кто, РД-253 объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com