МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Контракты Научно-производственного объединения (НПО) "Энергомаш" на поставку в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181 рассчитаны на период до конца 2019 года, о дальнейших поставках ведутся переговоры.
Об этом сообщил в интервью ТАСС глава предприятия Игорь Арбузов.
"Да, есть подписанные контракты по 2019 год включительно, но количество поставляемых двигателей - вопрос коммерческий, я не хотел бы его обсуждать. Что касается дальнейшего сотрудничества, то сейчас мы в процессе переговоров", - сказал он.
Арбузов отметил, что основной объем отгрузки двигателей РД-180 и РД-181 в США приходятся на 2017 год. "Мы поставляем в этом году рекордное по сравнению с предыдущими годами количество двигателей. Работы идут по графику, часть двигателей уже отправлена заказчику, до конца года все наши обязательства будут выполнены", - отметил он.
Как сообщалось в июне, НПО "Энергомаш" отправило в США четыре двигателя РД-180 для использования на ракетах-носителях Atlas 5. В октябре в США были отправлены два двигателя РД-181 (используется на первой ступени ракеты-носителя Antares).
Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 и оценивалось примерно в $1 млрд, было заключено в 1997 году. Ранее Конгресс из-за обострения отношений с РФ ввел запрет на использование двигателей после 2019 года, но затем отменил его, когда стало ясно, что свои двигатели в течение ближайших лет в США созданы не будут. Сразу же после этого США заказали у НПО "Энергомаш" дополнительно еще 20 РД-180 до 2020 года.
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
tass.ru
Российский ракетный двигатель РД-181 подтвердил возможность многоразового использования, сообщает пресс-служба НПО «Энергомаш».
«Двигатели РД-181 для первой ступени ракеты-носителя (РН) Antares, стартовавшей 21 мая 2018 года с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния), ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РН», — сообщает «Энергомаш».
Испытания, при которых проверялась совместная работа всех систем и двигателя, продолжались 30 секунд и прошли на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в Вирджинии.
«После испытания был проведен анализ параметров работы всех систем РН, в том числе и двигателей (на первой ступени РН Antares стоят два двигателя РД-181), проведена диагностика состояния материальной части. Эти работы показали, что ступень РН может быть использована для пуска. 21 мая 2018 года этот пуск состоялся», — пояснили в пресс-службе.
Как сообщил главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин, эти работы проводились в рамках контрактных обязательств с американской компанией Orbital ATK.
«Так что благодаря нашим зарубежным партнерам и ракете-носителю «Антарес», весь мир смог наглядно убедиться в возможности многоразового использования наших двигателей. И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», — сказал П.Левочкин.
Двигатель РД-181 разработан и сертифицирован для использования в РН Antares. Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород. В 2014 году была выпущена конструкторская документация, а уже в мае 2015 года успешно завершена сертификация этого двигателя.
Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США, а 18 октября 2016 года, ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 разработки и производства АО «НПО Энергомаш» в составе ее первой ступени успешно стартовала с космодрома на острове Уоллопс. К настоящему времени проведено три успешных пуска РН Antares с двигателями РД-181. РН Antares используется для запуска корабля Cygnus в рамках обслуживания МКС.
k-politika.ru
— Мы обязались всего поставить 60 двигателей, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе. — То есть сейчас есть твердый контракт на 20 двигателей, к реализации которого мы уже приступили, поскольку первые две машины должны поставить уже в июне следующего года. Плюс есть два опциона, каждый на 20 штук. Контракт заключен напрямую между Orbital Sciences Corp. и НПО «Энергомаш».
Сумма контракта близка к $1 млрд. В эту сумму входит не только стоимость двигателя, но и целый набор услуг: летная подготовка, инсталляция двигателя на ракету, проведение испытаний.
Собеседник «Известий» в космическом агентстве отметил, что разработка двигателя РД-181 велась специально для Antares силами самого предприятия.
— За основу был взят двигатель от «Ангары» РД-191, хотя новая ракета — это всегда новый двигатель, — говорит представитель Роскосмоса. — Давление в камере сгорания РД-181 — 262 атмосферы. Температура в критической точке — 3500 °C. Мало какой металл может выдерживать такие температуры, поэтому было найдено и применено оригинальное решение по охлаждению стенок камеры сгорания, обеспечивающее сохранность агрегатов. Если двигатель РД-191 для управления вектором тяги качается целиком, то у РД-181 качаются только камеры сгорания, что улучшает характеристики как самого двигателя, так и носителя в целом.
Вице-президент Orbital Баррон Бенески от комментариев воздержался. В НПО «Энергомаш» поступили так же. Отметим, что на прошлой неделе Orbital Sciences официально объявила о подписании контракта с новым поставщиком двигателей для Antares. В пресс-релизе сообщается, что первые два двигателя прибудут в США в середине 2015 года. Но имя поставщика двигателей при этом не называется.
— Американцы в большом затруднении — их настораживает политическая ситуация, — пояснил источник в Роскосмосе. — В те дни, когда подписывался контракт, в палате представителей конгресса США рассматривался отказ от закупки ракетных двигателей РД-180, сделанных тем же НПО «Энергомаш». Запрет на использование РД-180 в военных программах был в итоге конгрессом поддержан, что очень широко освещалось американскими СМИ как «отказ от российских двигателей». В Orbital, вероятно, не захотели на следующий день сообщать о подписании с НПО «Энергомаш» контракта на $1 млрд. Они объявили, что двигатели есть, контракт заключен, а с кем — не сказали, поскольку специалисты и так всё знают, а широкой общественности это не так и важно.
Собеседник в Роскосмосе отметил, что контракт с Orbital предусматривает ограничения по использованию двигателей РД-181 только в программах, связанных с оборонной тематикой. Antares главным образом используется для доставки грузов на МКС.
До сих пор ракеты Antares комплектовались двигателями AJ-26, сделанными на основе советских НК-33, законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по $1 млн за штуку. Американцы довольно долго адаптировали их под свои нужды, осовременивали, в результате появился модифицированный двигатель AJ-26. Авария со взрывом ракеты Antares на старте, случившаяся в конце октября этого года, возможно, произошла именно из-за двигателя AJ-26 — эта версия озвучивалась как основная. После взрыва Antares с AJ-26 больше не полетит, однако переговоры об использовании в составе ракеты РД-181 начались задолго до аварии. Более того, до аварии уже были подведены итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш».
— Конструкторское бюро НПО «Энергомаш» — лучшее в мире по жидкостным ракетным двигателям, — констатирует Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — А американцы демонстрируют прагматичность. Санкции санкциями, а там, где им это выгодно, они сотрудничество с нами только расширяют. И контракт с Orbital тут не единственный пример: предложения о новых проектах звучат от Boeing, Lockheed Martin, кроме того, NASA желает продлить сотрудничество по МКС... Понятно, что заявления в духе «не будем покупать у русских, а взамен создадим свой двигатель» — это чистой воды популизм. Никто не даст несколько миллиардов долларов на то, чтобы попытаться повторить русский двигатель.
Заключенное с Orbital соглашение — уже второй крупный контракт НПО «Энергомаш» с американской компанией. В конце 1990-х годов химкинское НПО выиграло контракт, дающий право поставлять американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing) двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к $1 млрд, действует и сегодня. Наложенные конгрессом ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. ULA продолжит закупать РД-180 для невоенных программ.
bmpd.livejournal.com
6 июня 2018 г., AEX.RU – Российский ракетный двигатель РД-181 подтвердил возможность многоразового использования, сообщает пресс-служба НПО "Энергомаш". Об этом пишет Интерфакс-АВН. "Двигатели РД-181 для первой ступени ракеты-носителя (РН) Antares, стартовавшей 21 мая 2018 года с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния), ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РН", - сообщает "Энергомаш". Испытания, при которых проверялась совместная работа всех систем и двигателя, продолжались 30 секунд и прошли на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в Вирджинии. "После испытания был проведен анализ параметров работы всех систем РН, в том числе и двигателей (на первой ступени РН Antares стоят два двигателя РД-181), проведена диагностика состояния материальной части. Эти работы показали, что ступень РН может быть использована для пуска. 21 мая 2018 года этот пуск состоялся", - пояснили в пресс-службе. Как сообщил главный конструктор НПО "Энергомаш" Петр Левочкин, эти работы проводились в рамках контрактных обязательств с американской компанией Orbital ATK. "Так что благодаря нашим зарубежным партнерам и ракете-носителю "Антарес", весь мир смог наглядно убедиться в возможности многоразового использования наших двигателей. И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя", - сказал П.Левочкин. Двигатель РД-181 разработан и сертифицирован для использования в РН Antares. Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Горючее - керосин, окислитель - жидкий кислород. В 2014 году была выпущена конструкторская документация, а уже в мае 2015 года успешно завершена сертификация этого двигателя. Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США, а 18 октября 2016 года, ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 разработки и производства АО "НПО Энергомаш" в составе ее первой ступени успешно стартовала с космодрома на острове Уоллопс. К настоящему времени проведено три успешных пуска РН Antares с двигателями РД-181. РН Antares используется для запуска корабля Cygnus в рамках обслуживания МКС.
www.aex.ru
Двигатели РД-181 для первой ступени ракеты-носителя «Antares», стартовавшей 21 мая 2018 года с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния), ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РН. Испытания, при которых проверялась совместная работа всех систем и двигателя, продолжались 30 секунд и прошли на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) (штат Вирджиния, США). После испытания был проведен анализ параметров работы всех систем РН, в том числе и двигателей (на первой ступени РН «Antares» стоят два двигателя РД-181), проведена диагностика состояния материальной части. Эти работы показали, что ступень РН может быть использована для пуска. 21 мая 2018 года этот пуск состоялся. «Мы провели эти работы в рамках наших контрактных обязательств с Orbital ATK», - сказал главный конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкин. – «Так что благодаря нашим зарубежным партнерам и ракете-носителю Антарес, весь мир смог наглядно убедиться в возможности многоразового использования наших двигателей. И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», - добавил П.С. Левочкин.
Напомним, что двигатель РД-181 разработан и сертифицирован для использования в РН «Antares». Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород. В 2014 году была выпущена конструкторская документация, а уже в мае 2015 года успешно завершена сертификация этого двигателя. Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США, а 18 октября 2016 года, ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 разработки и производства АО «НПО Энергомаш» в составе ее первой ступени успешно стартовала с космодрома на острове Уоллопс. К настоящему времени проведено три успешных пуска РН «Antares» с двигателями РД-181. РН «Antares» используется для запуска корабля Cygnus в рамках обслуживания МКС.
aviator.guru
Российский ракетный двигатель РД-181 подтвердил возможность многоразового использования, сообщает пресс-служба НПО «Энергомаш».
«Двигатели РД-181 для первой ступени ракеты-носителя (РН) Antares, стартовавшей 21 мая 2018 года с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния), ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РН», — сообщает «Энергомаш».
Испытания, при которых проверялась совместная работа всех систем и двигателя, продолжались 30 секунд и прошли на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в Вирджинии.
«После испытания был проведен анализ параметров работы всех систем РН, в том числе и двигателей (на первой ступени РН Antares стоят два двигателя РД-181), проведена диагностика состояния материальной части. Эти работы показали, что ступень РН может быть использована для пуска. 21 мая 2018 года этот пуск состоялся», — пояснили в пресс-службе.
Как сообщил главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин, эти работы проводились в рамках контрактных обязательств с американской компанией Orbital ATK.
«Так что благодаря нашим зарубежным партнерам и ракете-носителю «Антарес», весь мир смог наглядно убедиться в возможности многоразового использования наших двигателей. И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», — сказал П.Левочкин.
Двигатель РД-181 разработан и сертифицирован для использования в РН Antares. Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород. В 2014 году была выпущена конструкторская документация, а уже в мае 2015 года успешно завершена сертификация этого двигателя.
Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США, а 18 октября 2016 года, ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 разработки и производства АО «НПО Энергомаш» в составе ее первой ступени успешно стартовала с космодрома на острове Уоллопс. К настоящему времени проведено три успешных пуска РН Antares с двигателями РД-181. РН Antares используется для запуска корабля Cygnus в рамках обслуживания МКС.
tehnowar.ru
Совет Федерации занимается окончательной доработкой законопроекта об антиамериканских санкциях. Наш ответ может быть и таким, что американская программа освоения космического пространства окажется сорванной на многие годы вперед.
В январе 2016 года конгрессмен Кевин Маккарти и сенатор Джон Маккейн обратились к конгрессу США с требованием запретить использование ракетных двигателей российского производства РД-180/181. Они производятся RD Amross (совместным российско-американским предприятием, объединяющим НПО "Энергомаш" и американскую компанию-посредника Pratt & Whitney Rocketdyne, поставляющую комплектующие).
Уже четыре года за запрет на использование российских изделий ратует американское промышленное лобби во главе с United Launch Alliance (ULA), совместным предприятием двух гигантов в области тяжелого машиностроения — Boeing и Lockheed Martin.
В июне 2013 года Федеральная комиссия США по вопросам торговли инициировала соответствующее расследование, целью которого является проверка версии сговора в вопросе запрета поставки на американский рынок конкурентоспособной продукции из России.
Известный своими русофобскими настроениями сенатор Маккейн особо настаивал на том, что один из учредителей RD Amross — НПО "Энергомаш" — "контролируется российским правительством и приближенными Владимира Путина". Пентагон занял сторону Федеральной комиссии по вопросам торговли и стал рьяно отстаивать право Москвы на поставку своих изделий.
Дело в том, что пока альтернативы российским РД-181, которые монтируются на американские ракеты-носители Antares и Atlas 5, не существует. А ведь только при помощи этих ракет американцам удается выводить на орбиту свои спутники, в том числе, военного назначения.
У истории совместной с американцами разработки и поставки РД-180 есть подоплека, которую редко рассказывают широкой публике.
РД-180 был разработан в рамках тендера, объявленного американской компанией General Dynamic в 1995 году. Тогда тендер выиграло НПО "Энергомаш", использовавшее советские технологии. Фактически НПО должно было "упростить" уже существовавший у нее мощный четырехкамерный двигатель ракеты "Энергия", с чем с блеском и справилось.
Тем не менее с точки зрения коммерческого права двигатель был разработан в рамках тендера, согласно техническим требованиям заказчика. Соответственно, вся документация и право на дальнейшее использование двигателя принадлежит американо-российской совместной компании, а не только российской стороне.
Как всегда, в подобных случаях существует и соответствующая защита патентным правом. На РД-180 были оформлены следующие американские патенты: US Patent 6226980, 6244041, 6442931. Также на двигателе использованы и американские инженерные решения в области управляющей механики и автоматики.
Разумеется, за прошедшие два с лишним десятилетия американские исследователи хорошо изучили российское высокотехнологичное изделие, но все же так и не сумели воспроизвести его самую важную часть. Речь идет о камере сгорания. Она имеет диаметр всего 380 миллиметров, и в ней сгорает около 600 килограммов топлива в секунду. В камере применены специальные пояса защиты от мощных тепловых потоков. Причем технология предполагает не только внешнее охлаждение стенок камеры, но и создание пленки горючего в момент сгорания за счет эффекта испарения, позволяющего дополнительно понижать температуру "рубашки" камеры.
Все эти годы НПО "Энергомаш" не стояло на месте и разработало новую модификацию РД-181, поставка которых была подтверждена американской стороной в рамках общего рамочного договора.
РД-181 — однокамерный жидкостной ракетный двигатель с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. В 2014 году на новую модификацию двигателя была выпущена конструкторская документация. Сертификация нового изделия была полностью завершена в мае 2015 года. Соответственно, речь идет о новом виде, сертифицированном отдельно от базового РД-180.
В начале ноября руководство АО "НПО "Энергомаш" заявило о завершении программы поставок двух РД-181 американской компании Orbital Sciences ATK, что было предусмотрено в рамках очередного контракта от декабря 2014 года. В сообщении особо подчеркивается полномасштабное выполнение всех взятых на себя российской стороной обязательств. На предприятии отмечают, что двигатели успешно прошли испытания на научно-испытательном комплексе "НПО Энергомаш".
Между тем холдинг General Dynamic уже провел новый тендер, который выиграли две американские компании. Причем одна из них — та самая United Launch Alliance, попавшая четыре года назад под расследование. С 2019 года эта компания должна начать поставлять уже чисто американский двигатель Vulcan BE-4, призванный заменить славный РД-180.
Американский аналог должен работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде, а не на керосине, как РД-180. Но в мае стало известно о прекращении на несколько лет стендовых испытаний двигателя в связи с целым рядом неудач, постигших американских исследователей. Информация поступила от компании Blue Origin и была подтверждена изданием Space News.
Таким образом, новый американский двигатель пока еще не существует даже в качестве экспериментального прототипа. Именно в этой связи конгресс США все же одобрил поставку дополнительных 18 РД-181 аж до 2022 года.
Получается, что NASA рассчитывает использовать российские двигатели еще как минимум пять лет!
Также надо учесть, что интеллектуальный потенциал посредника Pratt & Whitney Rocketdyne невелик: фактически он обеспечен именно российскими космическими специалистами в рамках совместного предприятия RD Amross. Выйди завтра "Энергомаш" из режима сотрудничества, дальнейшая разработка американского аналогового продукта может оказаться под вопросом, а американская программа освоения космического пространства будет сорвана на многие годы вперед.
Как известно, в настоящее время Совет Федерации занимается окончательной доработкой законопроекта об антиамериканских санкциях, в частности, предусматривающих запрет на поставку в США как космических ракетных технологий, так и титана, необходимого в области авиастроения и изготовления спутников и ракет.
Возможно, эти запутанные обстоятельства сотрудничества в области высоких технологий и имел в виду зампред комитета Совфеда по международным делам Андрей Климов. В конце октября он сообщил, что решение об антиамериканских санкциях нельзя принимать, не просчитав все возможные последствия для самой России. "В этой сфере работают наши сограждане, и мы не можем оборвать нужные контакты", — отметил сенатор.
"США не смогут обойтись без России в космосе"
www.pravda.ru