В НПО «Энергомаш» сообщили о разработке «принципиально нового ракетного двигателя на метане», испытания которого в полноценном виде начнутся в 2021-2022 годах. Силовая установка получила обозначение РД-169.
Как пояснили разработчики, в проекте использован накопленный опыт по метановым технологиям при создании двигателя РД-0146 кислородно-водородного разгонного блока для ракет-носителей типов «Протон-М» и «Ангара». На РД-0146 была успешно проверена на практике возможность работы с метановой смесью.Также сообщается, что метан (природный газ) в качестве ракетного топлива имеет большие перспективы, он стоит недорого, а по таким параметрам, как плотность и эффективность, «находится между керосином и водородом».
Впервые о метане как о ракетном горючем упоминалось 60 лет назад в книге Валентина Глушко и Георгия Лангемака, однако применение метана (как и водорода) сдерживалось его низкой плотностью и приоритетом военных разработок на долгохранимом топливе. В ракетно-космической отрасли исследования двигателей на топливе «кислород — метан» впервые начались в НПО «Энергомаш» в 1981 г для ракет тяжелого, легкого и среднего классов. При этом рассматривались разные типы двигателей как по тяге (от 1 кгс до 200 те), так и по различным энергетическим схемам (без дожигания генераторного газа, с дожиганием окислительного или восстановительного генераторного газа).
РД-169 как проект НПО Энергомаш впервые появился в открытых источниках в 1998 году как перспективный метановый ЖРД для несостоявшегося проекта ракеты-носителя "Рикша". Тогда в проектных характеристиках указывалось, что он будет иметь тягу у Земли 15 тс, в невесомости - 17 тс. Габариты были обозначены как 0,5 х 1,7 метра. Связка из 6 двигателей РД-169 получила название РД-190. Предполагалось, что создание метанового ракетного двигателя потребует до 4 лет при должном финансировании. Проект не получил должной поддержки в период ельцинского развала промышленности и не вышел из стадии эскизного.
tehnoomsk.ru
В НПО «Энергомаш» сообщили о разработке «принципиально нового ракетного двигателя на метане», испытания которого в полноценном виде начнутся в 2021-2022 годах. Силовая установка получила обозначение РД-169.
Как пояснили разработчики, в проекте использован накопленный опыт по метановым технологиям при создании двигателя РД-0146 кислородно-водородного разгонного блока для ракет-носителей типов «Протон-М» и «Ангара». На РД-0146 была успешно проверена на практике возможность работы с метановой смесью.
Также сообщается, что метан (природный газ) в качестве ракетного топлива имеет большие перспективы, он стоит недорого, а по таким параметрам, как плотность и эффективность, «находится между керосином и водородом».
РД-169 как проект НПО Энергомаш впервые появился в открытых источниках в 1998 году как перспективный метановый ЖРД для несостоявшегося проекта ракеты-носителя «Рикша». Тогда в проектных характеристиках указывалось, что он будет иметь тягу у Земли 15 тс, в невесомости — 17 тс. Габариты были обозначены как 0,5 х 1,7 метра. Связка из 6 двигателей РД-169 получила название РД-190. Предполагалось, что создание метанового ракетного двигателя потребует до 4 лет при должном финансировании. Проект не получил должной поддержки в период ельцинского развала промышленности и не вышел из стадии эскизного.
http://tehnoomsk.ru
comments powered by HyperCommentswww.nasha-strana.info
В НПО «Энергомаш» сообщили о разработке «принципиально нового ракетного двигателя на метане», испытания которого в полноценном виде начнутся в 2021-2022 годах. Силовая установка получила обозначение РД-169.
Как пояснили разработчики, в проекте использован накопленный опыт по метановым технологиям при создании двигателя РД-0146 кислородно-водородного разгонного блока для ракет-носителей типов «Протон-М» и «Ангара». На РД-0146 была успешно проверена на практике возможность работы с метановой смесью.
Также сообщается, что метан (природный газ) в качестве ракетного топлива имеет большие перспективы, он стоит недорого, а по таким параметрам, как плотность и эффективность, «находится между керосином и водородом».
Впервые о метане как о ракетном горючем упоминалось 60 лет назад в книге Валентина Глушко и Георгия Лангемака, однако применение метана (как и водорода) сдерживалось его низкой плотностью и приоритетом военных разработок на долгохранимом топливе. В ракетно-космической отрасли исследования двигателей на топливе «кислород — метан» впервые начались в НПО «Энергомаш» в 1981 г для ракет тяжелого, легкого и среднего классов. При этом рассматривались разные типы двигателей как по тяге (от 1 кгс до 200 те), так и по различным энергетическим схемам (без дожигания генераторного газа, с дожиганием окислительного или восстановительного генераторного газа).+
РД-169 как проект НПО Энергомаш впервые появился в открытых источниках в 1998 году как перспективный метановый ЖРД для несостоявшегося проекта ракеты-носителя “Рикша”. Тогда в проектных характеристиках указывалось, что он будет иметь тягу у Земли 15 тс, в невесомости - 17 тс. Габариты были обозначены как 0,5 х 1,7 метра. Связка из 6 двигателей РД-169 получила название РД-190. Предполагалось, что создание метанового ракетного двигателя потребует до 4 лет при должном финансировании. Проект не получил должной поддержки в период ельцинского развала промышленности и не вышел из стадии эскизного.
http://tehnoomsk.ru/node/3283
russianpulse.ru
В НПО «Энергомаш» сообщили о разработке «принципиально нового ракетного двигателя на метане», испытания которого в полноценном виде начнутся в 2021-2022 годах. Силовая установка получила обозначение РД-169.
Как пояснили разработчики, в проекте использован накопленный опыт по метановым технологиям при создании двигателя РД-0146 кислородно-водородного разгонного блока для ракет-носителей типов «Протон-М» и «Ангара». На РД-0146 была успешно проверена на практике возможность работы с метановой смесью.
Также сообщается, что метан (природный газ) в качестве ракетного топлива имеет большие перспективы, он стоит недорого, а по таким параметрам, как плотность и эффективность, «находится между керосином и водородом».
Впервые о метане как о ракетном горючем упоминалось 60 лет назад в книге Валентина Глушко и Георгия Лангемака, однако применение метана (как и водорода) сдерживалось его низкой плотностью и приоритетом военных разработок на долгохранимом топливе. В ракетно-космической отрасли исследования двигателей на топливе «кислород — метан» впервые начались в НПО «Энергомаш» в 1981 г для ракет тяжелого, легкого и среднего классов. При этом рассматривались разные типы двигателей как по тяге (от 1 кгс до 200 те), так и по различным энергетическим схемам (без дожигания генераторного газа, с дожиганием окислительного или восстановительного генераторного газа).+
РД-169 как проект НПО Энергомаш впервые появился в открытых источниках в 1998 году как перспективный метановый ЖРД для несостоявшегося проекта ракеты-носителя "Рикша". Тогда в проектных характеристиках указывалось, что он будет иметь тягу у Земли 15 тс, в невесомости - 17 тс. Габариты были обозначены как 0,5 х 1,7 метра. Связка из 6 двигателей РД-169 получила название РД-190. Предполагалось, что создание метанового ракетного двигателя потребует до 4 лет при должном финансировании. Проект не получил должной поддержки в период ельцинского развала промышленности и не вышел из стадии эскизного.
http://tehnoomsk.ru/node/3283
cont.ws
01.08.2018Российский ракетный двигателестроительный холдинг приступил к разработке силового агрегата на метане. Испытания изделия, получившего название РД-169, должны пройти через 3-4 года, сообщил РИА Новости генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.«Двигатель получил название РД-169. Это фактически новый двигатель, создающийся на основе тех знаний, которые мы формировали с начала 2000-х годов», — рассказал он.По его словам, «работу некоторых двигателей с метановой смесью, например, РД-0146, мы даже испытали на практике». «Подтверждена сама возможность и эффективность такой схемы. На сегодняшний день в Воронеже создан стенд для проведения испытаний, имеется соответствующий конструкторский задел. Нам нужно 3-4 года, и мы сможем приступить к испытаниям полноценного метанового двигателя», — заявил глава компании.Концепцию ракетного комплекса, основанного на РД-169, НПО «Энергомаш» и РКЦ «Прогресс» должны представить к концу 2018 года.Лента.ру
МЕТАНОВЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-169Кислородно-метановый ракетный двигатель РД-0162 разрабатывается в КБХА с 1997 года в рамках Федеральный космической программы на 2016-2025 гг, главный конструктор — Горохов Виктор Дмитриевич. В качестве горючего используется сжиженный природный газ, в качестве окислителя используется жидкий кислород. Предназначен для использования в качестве маршевого двигателя в многоразовых ракетах-носителях. Преимуществами являются: удобство в эксплуатации, экологическая чистота, возможность многоразового использования. Планируется тяга в 200 тонн.
Для экспериментальных работ по исследованию новой комбинации топлива – кислород и сжиженный природный газ (СПГ) для ЖРД перспективных многоразовых ракет-носителей разработан и испытан демонстрационный ЖРД РД0110МД на метановом горючем, изготовленный на базе серийного двигателя РД0110.Успешно проведены огневые испытания РД0146М на компонетах кислород-СПГ.С 2002 по 2005 г.г. велись работы совместные с западноевропейскими партнерами по созданию европейского метанового многоразового ЖРД тягой 200 тс (проект «Волга»). С 2006 г. ведется работа по созданию отечественного метанового многоразового ЖРД РД0162 тягой 203,9 тс для МРКС-1.Двигатель РД0162 СД предназначен для проведения летной отработки системного демонстратора возвращаемого ракетного блока (первой многоразовой ступени) ракетно-космического комплекса МРКС-1. Двигатель РД0162СД планируется также использовать в составе маршевой двигательной установки новой малогабаритной космической ракеты.В декабре 2016 года состоялись успешные испытания двигателя-демонстратора. Испытание первого завершенного экземпляра запланировано на 2020 год.
По состоянию на конец октября 2017 года состоялась серия огневых испытаний кислородно-метанового двигателя РД-0162Д2А тягой 40 тонн; разработан эскизный проект на кислородно-метановый двигатель тягой 85 тонн. Следующий этап предусматривает выпуск конструкторской документации на двигатель тягой 85 тонн, а также продолжение подготовки производства и изготовление энергетических установок для отработки отдельных систем двигателя.Новый жидкостной ракетный двигатель на природном газе должен заменить керосиновые. Главное его преимущество — возможность использования в многоразовых ракетах-носителях. В отличие от керосинового аппарата, полости двигателя на сжиженном природном газе (СПГ) легко очищать после использования — достаточно провести лишь цикл испарения. Кроме того, по мнению специалистов Ракетно-космического центра «Прогресс» (г. Самара) — разработчиков ракет-носителей среднего класса, — использование новых двигателей уменьшит в 1,5—2 раза стоимость пуска космических аппаратов, упростит наземную инфраструктуру за счёт единого типа двигателя и топлива «СПГ + жидкий кислород».Важный «плюс» кислородно-метанового двигателя — экологичность. Как сами компоненты топлива, так и продукты, образующиеся при его работе (моноокись, двуокись углерода и вода), не загрязняют окружающую среду в той степени, как используемый ныне керосин и продукты его горения. Пятна проливов жидкого природного газа, в отличие от керосина, быстро испаряются. Разработчики напоминают и о прогнозируемых проблемах производства ракетного керосина через 30—50 лет, которые ощущаются уже сейчас. Если раньше для производства ракетного керосина использовали только определённые сорта нефти из конкретных скважин, то теперь из-за истощения месторождений в ракетах «Союз» применяется композиция, полученная из смеси нефти, добытой из нескольких скважин.Кислородно-метановый ракетный двигатель пройдёт первое испытание в 2019—2020 годах.Российский ракетный двигателестроительный холдинг приступил к разработке силового агрегата на метане. Испытания изделия, получившего название РД-169, должны пройти через 3-4 года, сообщил 1 августа 2018 года генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.Концепцию ракетного комплекса, основанного на РД-169, НПО «Энергомаш» и РКЦ «Прогресс» должны представить к концу 2018 года.РД-169 как проект НПО Энергомаш впервые появился в открытых источниках в 1998 году как перспективный метановый ЖРД для несостоявшегося проекта ракеты-носителя «Рикша». Тогда в проектных характеристиках указывалось, что он будет иметь тягу у Земли 15 тс, в невесомости — 17 тс. Габариты были обозначены как 0,5 х 1,7 метра. Связка из 6 двигателей РД-169 получила название РД-190. Предполагалось, что создание метанового ракетного двигателя потребует до 4 лет при должном финансировании. Проект не получил должной поддержки в период ельцинского развала промышленности и не вышел из стадии эскизного.Испытания перспективного метанового ЖРД РД-169 в полноценном виде начнутся в 2021-2022 годах
Источники: www.kbkha.ru, ru.wikipedia.org, www.nkj.ru, РИА Новости, tehnoomsk.ru и др.
НПО ЭНЕРГОМАШ
bastion-karpenko.ru
Генеральный директор самарского Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин рассказал о сроках создания новой ракеты-носителя «Союз-5»: летный образец планируется создать к 2022 году, эскизно-технический проект должен быть завершен в конце 2015 — начале 2016 года.
«Ракета-носитель „Союз-5.1“ — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить „Союз-2“. В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам — Роскосмосу и министерству обороны», — сказал журналистам Кириллин.
«Ракета-носитель проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени. Преимущество нового „Союза-5.1“ в его технологической простоте: деталей и сборочных единиц там будет примерно в два раза меньше, чем на „Союзе-2“. Уменьшение количества деталей — это и снижение трудоемкости, и, соответственно, цены», — добавил он.
По словам гендиректора, для выхода на «защиту» проекта, нужно провести экспертизу. Дата экспертизы пока не определена: это либо конец 2015, либо 2016 год.
По словам Кириллина, разрабатываемая ракета-носитель «Союз-5» будет работать на экологически чистом топливе и специально созданном с нуля двигателе. «Отличительная особенность „Союза-5“ — использование в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Ракетный двигатель на сжиженном природном газе необходимо создавать с нуля, и мы имеем возможность заложить при его проектировании определенные технические и экономические характеристики, которые в конечном итоге позволят „Союзу-5“ конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетной техники», — сказал Кирилин.
Он пояснил, что на первую ступень ракеты планируется двигатель под проектным номером РД-0164, на вторую ступень РД-0169. Работа над двигателями находится на стадии эскизного проектирования. Они будут работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде: «Если говорить о преимуществах топлива, СПГ — самое чистое топливо, которое только можно найти на планете, не считая водорода», — отметил гендиректор.При этом он подчеркнул, что о конкуренции «Союза-5.1» с «Ангарой», на которой также используется экологически-чистое топливо, говорить некорректно. Разработка носителей среднего класса — основная специализация РКЦ «Прогресс», и выбранная размерность позволит избежать «излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения», подчеркнул Кирилин.
«В принципе, конструкция позволяет добавить боковые блоки и получить ракету сверхтяжелого класса, но в данный момент мы работаем над проектом 9-тонного носителя», — отметил он.
Отвечая на вопрос журналистов о том, предполагается ли участие новой ракеты-носителя в проекте «Морской старт», генеральный директор РКЦ «Прогресс» ответил отрицательно. «Сегодня любое средство выведения мы разрабатываем так, чтобы в любой момент его можно было предложить на международном рынке пусковых услуг. Что касается проекта „Морской старт“, то этот проект технически очень интересен, но участие „Союза-5.1“ в нем не предполагается», — сказал Кирилин.
По словам гендиректора РКЦ «Прогресс», самарское предприятие сможет ежегодно производить около 20 новейших ракет-носителей «Союз-5». «В настоящее время предприятие производит около 20 ракет-носителей („Союз-У“, „Союз-ФГ“, „Союз-2“, „Союз-СТ“) в год. Примерно столько же ракет „Союз-5.1“ мы сможем производить, если она заменит все эти ракеты», — сказал Кирилин, отметив, что это приблизительная цифра, а в реальности все будет зависеть от конкретных заказов. Он пояснил, что в Федеральной космической программе на 2016–2025 годы прописана опытная конструкторская работа «Феникс» на создание перспективной ракеты среднего класса, способной выводить 9 тонн на низкую круговую орбиту. Именно в этой нише в инициативном порядке РКЦ разрабатывает «Союз-5». «В соответствии с федеральным законодательством на эту работу будет проведен конкурс, в котором смогут участвовать различные предприятия. Победитель конкурса получит государственное финансирование. Мы намерены принять участие в конкурсе и рассчитываем на успех», — добавил он.Ракета-носитель «Союз-5.1» сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (~200 километров) «Союз-5.1» будет выводить груз массой 9 тонн, что несколько больше, чем ныне эксплуатируемый «Союз-2.1б».
rusvesna.su
В рамках проекта по созданию отечественных тяжелых ракет-носителей начаты опытно-конструкторские работы по новому однокамерному водородному ракетному двигателю РД-0150. Разработку ведет Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА, город Воронеж, дочерняя структура ГКНПЦ им. М.В. Хруничева).
В сообщении ТАСС приводятся слова вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, что новый двигатель в составе третьей ступени поднимет грузоподъемность ракеты "Ангара-А5" версии "Ангара-А5В" до 37 тонн (с 25 тонн — прим.ред), а позже - будет использован в третьей ступени сверхтяжелой ракеты-носителя.
Ранее сообщалось, что основой для сверхтяжелой ракеты нового типа, способной обеспечить выполнение российской лунной программы и проектов по исследованию Солнечной системы станет семейство ракет-носителей «Союз-5» (см. http://tehnoomsk.ru/node/2740). В еще одном источнике — специализированной статье «Основные требования к маршевым двигателям перспективных ракет-носителей сверхтяжелого класса с жидкостными ракетными двигателями» (2015 год, РКК «Энергия») упомянуто еще одно семейство носителей - «Энергия-5» (см. http://www.tehnoomsk.ru/archives/Energia5-2015.pdf). При этом в последнем источнике также упомянут РД-0150 как новый однокамерный двигатель, планируемый для установки на 3-ю ступень РН «Энергия-5КВ» в количестве 4 штук. Проект РКК «Энергия» во многом объединяет наработки по тяжелой «Ангаре» и перспективному тяжелому «Союзу».
Обилие имеющихся данных по проектам говорит о сложности реализации российской программы по созданию сверхтяжелого носителя, первый пуск которой пока довольно размыт по срокам: от 2025 года в наиболее оптимистическом сценарии до 2035 года - в самом долгом. Добавим, что при всём этом Президентом России перед Роскосмосом поставлена задача «обеспечить ускорение работ по созданию сверхтяжелой ракеты».
tehnoomsk.ru