ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

ЗИС-16 - СССР в Масштабе. Двигатель зис 16


ЗИС-16 — Википедия с видео // WIKI 2

Завод-изготовитель Выпускался, гг Экземпляры: Полная масса, т Снаряжённая масса, т Макс. скорость, км/ч Класс автобуса Вместимость, чел. Мест для сидения Полная вместимость (8 чел/м²) Габариты Колея передних колёс, мм Колея задних колёс, мм Длина, мм Ширина, мм Высота по крыше, мм База, мм Двигатель Модель двигателя Мощность, л.с. Объём, см³ Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км Трансмиссия Тип коробки передач Количество передач
Автобус ЗИС-16 на почтовой марке СССР, 1975 год
ЗИС
1938—1941
3250
7,1
5,1
65
высокопольный, средней вместимости
24—26
32—34
1546
1710
8525
2400
2800
4970

ЗИС-16

Производитель:Завод имени Сталина
Марка:ЗИС-16
Тип:Бензиновый
Объём:5550 см3
Максимальная мощность:85 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент:294 Н·м, при 1000—1200 об/мин
Конфигурация:рядный, 6-цилиндр.
Цилиндров:6
Клапанов:12
Макс. скорость:60 км/ч
Расход топлива при городском цикле:37 л/100 км
Расход топлива на трассе:30 л/100 км
Диаметр цилиндра:101,6 мм
Ход поршня:114,3 мм
Степень сжатия:5,7
Система питания:карбюратор МКЗ-6
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:нижнеклапанный
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:чугун
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-3-6-2-4
82 при 2500 об./мин.,88 при 2800 об./мин.
5555
от 30 (транспортная)до 37 (эксплуатационная)
механическая
4
 ЗИС-16 на Викискладе

ЗИС-16 — марка советского автобуса, считавшаяся более совершенной моделью по сравнению с предшественником — ЗИС-8. Производство автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненному на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Автобус вмещал до 34 пассажиров (при 26 местах для сидения). Форсированный примерно до 84 л.с. двигатель ЗИС-16 с алюминиевым блоком цилиндров разгонял машину полной массой 7,13 т до 65 км/ч. С 1939 года ограниченной серией выпускался санитарный автобус ЗИС-16С с отдельной кабиной от ЗИС-5, рассчитанный на перевозку 10 носилок и 12—14 сидячих больных. Всего было выпущено 3250 автобусов ЗИС-16. Часть из них, не мобилизованная в Красную армию в начальный период войны, была снабжена в 1943 году газогенераторными и газобаллонными установками, демонтированными в 1945 году. Благодаря современному и узнаваемому облику ЗИС-16, стал характерной приметой уличного пейзажа Москвы конца 30-х — начала 50-х. Значительная часть автобусов ЗИС-16 после войны была реконструирована на «Аремкуз» и других предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие радикальные меры позволили ЗИС-16 доработать на пригородных маршрутах столицы до середины 50-х, а в ряде городов и дольше.

Энциклопедичный YouTube

Ссылки

Эта страница последний раз была отредактирована 5 июля 2017 в 12:49.

wiki2.org

ЗИС-16: «Переходный» долгожитель

Помните давнишний кинофильм «Подкидыш»? Всякий раз, когда эту кинокомедию показывают по телевидению, сами собой набегают воспоминания о довоенной Москве. Люди в одежде старого покроя, непривычные вывески, необычно мало автомобилей на улице Горького, по которой время от времени проезжают большие серо-голубые, остроносые ЗИС-16 — автобусы с красным флажком над радиатором, по-своему элегантные, сверкающие разноцветными маршрутными огнями над ветровым стеклом…

История этой машины сложилась необычно. Один из авторов автобуса, И. Ф. Герман, писал, что ЗИС-16 создавался как... переходная модель, которой предстояло заменить «коробочки» ЗИС-8. Те к 1938 году морально устарели, перевозки пассажиров росли, а времени и возможностей для создания принципиально новой конструкции не было.

Автобус ЗИС-8

Тогда в обычном для тех лет ударном порядке коллектив конструкторов ЗИСа разработал переходную модель, и к Первомайскому празднику 1938 года был готовы первые 10 автобусов.

ЗИС-16 выглядел необычно. Место традиционно угловатого радиатора, вертикального лобового стекла, заимствованных у грузовика ЗИС-5 (от которого и ЗИС-16 унаследовал немало узлов и деталей), заняли обтекаемые капот двигателя, крылья, облицовка радиатора. Их формы напоминали скорее стремительные легковые автомобили, а не тяжелые автобусы.

Для пассажиров там было 27 мягких сидений, обитых дерматином и выполненных на трубчатых каркасах. Блестящие никелированные поручни, опускаемые стекла, мягкий свет трех плафонов, отражаемый белой обшивкой потолка и стен, создавали уют. Во всяком случае, после порядком изношенных ЗИС-8 новые машины представлялись верхом совершенства.

Салон автобуса ЗИС-16

Но, несмотря на внешний лоск, ЗИС-16 действительно являлся «временным постояльцем» в только что сданном в эксплуатацию кузовном цехе ЗИСа. Подобно своему предшественнику, ЗИС-16 повторял компоновку грузовиков. Автобус имел выступающий вперед капот, высокую лонжеронную раму. Дверные проемы по нынешним нормам были узковатыми, в коридоре, между креслами, было тесно.

Добавим, что основой кузова служил каркас, выполненный из деревянных брусьев, обшитых штампованными из стального листа панелями. В результате кузов получился излишне массивным, на 900 кг превосходивший по весу кузов прежней модели. Для того чтобы шасси выдержало солидный, как тогда говорили, «мертвый вес» автобуса, 27 сидящих и 10 стоящих пассажиров да еще немало «сверхнормативных», новый автобус снабдили шинами увеличенного размера (36X8 дюймов против 34X7 дюймов у ЗИС-8).

Городской автобус, а именно таким проектировался ЗИС-16, должен обладать хорошим запасом тяги. Поэтому машины подобного класса оснащают мощными моторами. Но у нас тогда самым мощным был мотор грузовика ЗИС-5— в 73 л. с. Сегодня двигатели подобной мощности устанавливают на легковушках...

Конструкторы попытались повысить мощность двигателя ЗИС-16, установив головки цилиндров с увеличенной до 5,7 единицы степенью сжатия, применив кулачковый вал с более широкими фазами газораспределения, использовав вместо чугунных алюминиевые поршни. Эти и другие новшества позволили на 20% повысить мощность мотора. Поэтому ЗИС-16 с полной нагрузкой брал крутые подъемы и скоро разгонялся. Отличался новый автобус и экономичностью, расходуя 37—38 л бензина на 100 км пробега.

Современному специалисту было бы нетрудно отыскать у ЗИС-16 немало достойного критики. Но не стоит забывать, что новая модель представляла по тем временам значительный шаг вперед, во всяком случае сравнительно с тем же ЗИС-8.

Несомненно, прогрессивным для тех лет было применение на ЗИС-16 гидравлических рычажных амортизаторов двустороннего действия, вакуумного усилителя в приводе тормозов, отопления пассажирского салона. Водитель следил за работой машины и агрегатов по приборам, размещенным на щитке, подобном тому, который устанавливался в легковом автомобиле ЗИС-101.

Новый автобус московские автомобилестроители выпускали вплоть до начала Великой Отечественной войны. За этот период из ворот ЗИСа вышло несколько сотен автобусов, большую часть которых получил столичный автопарк. Это было как нельзя своевременно: в 1940 году в Москве действовало 64 автобусных маршрута общей протяженностью 985 км, по которым курсировало 1230 машин (в том числе ЗЙС-16).

Городские автобусы ЗИС-16 выпускались в нескольких вариантах. Например, на улицах Москвы можно было увидеть белоснежные санитарные машины «Скорой помощи». В годы Великой Отечественной войны их перекрасили в защитный цвет и стали использовать для транспортировки раненых.

Тогда же близ передовой появлялись ЗИС-16, увенчанные динамиками. Это были передвижные звуковещательные станции. Применялись вместительные зисовские автобусы и штабистами в качестве своего рода передвижных командных пунктов.

Разумеется, далеко не все города удалось обеспечить новыми автобусами. Поэтому некоторые районные и областные авторемонтные предприятия принялись своими силами изготавливать машины, подобные ЗИС-16.

Так, Ленинградское городское управление автомобильного транспорта на своем ремонтном заводе выпускало, исходя из концепции ЗИС-16, городские автобусы собственной конструкции, в том числе трехосные. После Великой Отечественной войны московское предприятие «Аремкуз» наладило производство машин, конструктивно подобных ЗИС-16, но использовав узлы и детали нового мощного грузовика ЗИС-150.

...Приходится сожалеть, что до наших дней не дошло ни одного экземпляра ЗИС-16. Значительная часть их погибла в годы войны, на фронте, где они служили санитарными машинами. Оставшиеся же работали на городских улицах еще долгие годы, пока не были списаны на слом как окончательно изношенные и устаревшие.

На смену «переходной», но оказавшейся весьма долговечной модели пришла новая машина, на сей раз принципиально новой конструкции. Это был городской автобус ЗИС-154, выполненный по вагонной схеме, без выступающего вперед двигателя.

Такая компоновка позволяла резко увеличить размеры салона для пассажиров. Кроме того, улучшились и условия работы водителя, кабина которого была отделена от салона перегородкой, да и оценивать обстановку на улице ему стало удобнее с вынесенного вперед кресла.

Теперь уж немногие помнят высокие, переваливающиеся с боку на бок при поворотах машины, водители которых в жару поднимали половинку левого ветрового стекла. Остались старые фотографии, кадры кинохроники и игровых фильмов, подобных «Подкидышу», на которых были запечатлены ЗИС-16, да и «синьки», хранящиеся в заводских архивах.

Впрочем, нельзя исключать того, что где-то сохранились еще чудом уцелевшие ЗИС-16, переданные столичными автопарками другим предприятиям...

Городской автобус ЗИС-16

Годы выпуска

1938—1941

Число мест для сидения

27

Масса в снаряженном состоянии, т

5,1

База, м

4,97

Длина, м

8,49

Ширина, м

2,43

Высота, м

2,82

Мощность двигателя, л.с.

88

Наибольшая скорость, км/ч

65

Автор:  Лев Шугуров, инженер

  источник

historicaldis.ru

ЗИС-16 - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2016; проверки требует 1 правка. Завод-изготовитель Выпускался, гг Экземпляры: Полная масса, т Снаряжённая масса, т Макс. скорость, км/ч Класс автобуса Вместимость, чел. Мест для сидения Полная вместимость (8 чел/м²) Габариты Колея передних колёс, мм Колея задних колёс, мм Длина, мм Ширина, мм Высота по крыше, мм База, мм Двигатель Модель двигателя Мощность, л.с. Объём, см³ Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км Трансмиссия Тип коробки передач Количество передач
ЗИС-16
Автобус ЗИС-16 на почтовой марке СССР, 1975 год

ЗИС

1938—1941

3250

7,1

5,1

65

высокопольный, средней вместимости

24—26

32—34

1546

1710

8525

2400

2800

4970

ЗИС-16

Производитель: Завод имени Сталина
Марка: ЗИС-16
Тип: Бензиновый
Объём: 5 550 см3
Максимальная мощность: 85 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 294 Н·м, при 1000—1200 об/мин
Конфигурация: рядный, 6-цилиндр.
Цилиндров: 6
Клапанов: 12
Макс. скорость: 60 км/ч
Расход топлива при городском цикле: 37 л/100 км
Расход топлива на трассе: 30 л/100 км
Диаметр цилиндра: 101,6 мм
Ход поршня: 114,3 мм
Степень сжатия: 5,7
Система питания: карбюратор МКЗ-6
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: нижнеклапанный
Материал блока цилиндров: чугун
Материал ГБЦ: чугун
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4

82 при 2500 об./мин.,88 при 2800 об./мин.

5555

от 30 (транспортная)до 37 (эксплуатационная)

механическая

4

ЗИС-16 — марка советского автобуса, считавшаяся более совершенной моделью по сравнению с предшественником — ЗИС-8. Производство автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненному на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Автобус вмещал до 34 пассажиров (при 26 местах для сидения). Форсированный примерно до 84 л.с. двигатель ЗИС-16 с алюминиевым блоком цилиндров разгонял машину полной массой 7,13 т до 65 км/ч. С 1939 года ограниченной серией выпускался санитарный автобус с отдельной кабиной от ЗИС-5, рассчитанный на перевозку 10 носилок и 12—14 сидячих больных. Всего было выпущено 3250 автобусов ЗИС-16. Часть из них, не мобилизованная в Красную армию в начальный период войны, была снабжена в 1943 году газогенераторными и газобаллонными установками, демонтированными в 1945 году. Благодаря современному и узнаваемому облику ЗИС-16, стал характерной приметой уличного пейзажа Москвы конца 30-х — начала 50-х. Значительная часть автобусов ЗИС-16 после войны была реконструирована на «Аремкуз» и других предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие радикальные меры позволили ЗИС-16 доработать на пригородных маршрутах столицы до середины 50-х, а в ряде городов и дольше.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

16 - СССР в Масштабе

Годы производства: 1938 – 1941Производитель оригинала: АМО/ЗИС/ЗИЛПроизводитель модели: Vector-ModelsМасштаб: 1:43

Представим себе довоенную Москву конца 30-х годов: годы репрессий, годы и, в то же время, годы неслыханного оптимизма, энтузиазма и продуктового изобилия на полках магазинов. По улице Горького (ныне – Тверской), ещё не так загруженной потоком автомобилей шныряют чёрные «эмки», дефелируют лимузины ЗИС-101, проползают с электрическим гулом троллейбусы ЯТБ... Вдруг, среди машин проплывает диковинный сине-зелёный автобус, который своими обтекаемыми формами и капотом скорее напоминает увеличенный легковой автомобиль, а не представителя общественного транспорта. Это ЗИС-16 – автобус, который москвичи впервые увидели на улицах своего города 1 мая 1938 г.

Создавать новый автобус, который стал бы достойной заменой «коробочке» ЗИС-8 на заводе им. Сталина начали сразу после окончания его реконструкции, начавшейся в 1936 г. Планировалось создать принципиально новый автобус вагонной компановки, но в срок задание выполнить не получалось. Поэтому было решено создать своего рода переходную модель, которая и получила название ЗИС-16. В основе нового автобуса лежал всё тот же грузовик ЗИС-5, однако мощности обычного «захаровского» мотора в 76 л.с. для ЗИС-16 явно не зхватало. Пришлось мотор несколько модернизировать и, в итоге, кудесники с ЗИСа получили из него 90 л.с. Как результат, ЗИС-16 неплохо одолевал подъёмы и вполне резво набирал скорость. Кроме того, автобус получился довольно экономичным – он расходовал всего 37 – 38 литров бензина на 100 км пробега. Это был очень неплохой показатель для того времени.

Конечно, бесспорным новшеством являлся внешний дизайн ЗИС-16. Автобус получил обтекаемые формы, которые только начинали в то время входить в моду, а так же оформление передней части очень напоминающее капот и радиатор лимузина ЗИС-101А. Нужно отметить, что с обтекаемыми кузовами автобусов уже стали эксперементировать на Авторемонтном заводе транспортного управления Ленинграда (АТУЛ), где в небольших количествах строили автобусы на различных шасси. Каркас ЗИС-16 был деревянным и общивался металлическими листами.

www.ussrtoscale.com