Все моторы для второй и третьей ступеней российских ракетоносителей оказались испорченными. Их придется разобрать и собрать заново. Специалистам следует поторопиться, чтобы не сорвать график запусков
Все собранные ранее двигатели для ракет-носителей "Протон-М" оказались бракованными. Их предстоит разобрать и собрать заново. Об этом журналистам заявил гендиректор научно-производственного объединения "Энергомаш" Игорь Арбузов.
Фото: Global Look
Проверкой двигателей для "Протонов" специалисты занялись после того, как в ходе огневых испытаний в январе этого года обнаружились технологические проблемы. В результате Роскосмосу пришлось отложить все запуски ракет на неопределенное время. Двигатели второй и третьей ступени РД-0210/0211 и РД-0213/0214 вернули на Воронежский механический завод (ВМЗ), где они были произведены. Анализ ошибок поручили специалистам "Энергомаша".
Результаты проверки показали, что технологические недоработки имеют массовый характер. "По "Протонам" это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням", - сообщил Арбузов. Все эти двигатели предстоит перебрать. Значительную часть работы проведут в этом году, однако часть отложат на следующий.
Тщательной ревизии будут подвергнуты и двигатели для ракет-носителей "Союз". У них проверят чистоту внутренних полостей, поскольку не исключено нахождение в них посторонних частиц. При этом разрезать готовые камеры сгорания для извлечения возможно находящегося там мусора не потребуется. Инженеры разработали и применяют для перепроверки методы неразрушающего контроля - это ускорит работу и позволит сэкономить немалую долю средств.
"Основная задача при этом - не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартам в интересах Министерства обороны РФ и коммерческим пускам. Что касается двигателей для "Союзов", то требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию", - сказал руководитель объединения.
По мнению Арбузова, воронежский завод небезнадежен. Для возрождения культуры производства и качества сборки на ВМЗ просто нужно навести надлежащий порядок, но без финансовой поддержки предприятию также не обойтись, отметил специалист. Этими вопросами уже занимаются правительство РФ и Роскосмос.
"Необходимо навести элементарный порядок, который ранее на предприятии был, и обеспечить выполнение прописанных в документации технических нормативов. Кроме того, необходимо завершить создание программы техперевооружения", - сказал Арбузов.
В рамках реорганизации производства завод в Воронеже включат в состав новой интегрированной структуры под головным управлением НПО "Энергомаш", который объединит все предприятия ракетного двигателестроения России. Ранее завод подчинялся Космическому центру имени Хруничева.
Двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214 для ракет-носителей "Протон-М" были отозваны после того, как стало известно, что при их производстве использовался припой, не соответствовавший технической документации. Вместо драгоценных металлов применялись менее жаростойкие, которые ставят на другие двигатели, выпускаемые ВМЗ. Была ли эта подмена случайной или намеренной, разбирались ФСБ, прокуратура и Следственный комитет РФ. Их выводы не были обнародованы.
Отзыв двигателей для "Союзов" произошел после того, как 1 декабря 2016 г. произошла авария ракеты "Союз-У", в результате которой был утрачен корабль "Прогресс МС-04" с грузами для экипажа МКС.
utro.ru
Ранее было выявлено хищение необходимых в производстве драгметаллов
30.03.2017 в 11:07, просмотров: 41286Все ранее произведенные двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214, которые устанавливаются на вторую и третью ступени ракеты «Протон-М», ждет повторная сборка. С таким заявлением выступил Научно-производственного объединения «Энергомаш» Игорь Арбузов.
фото: ru.wikipedia.org
Речь идет практически о всем заделе по второй и третьей ступеням — 71 двигателе, передает РИА Новости.
По словам Арбузова, уже подписан график проведения работ, большая часть будет проведена в этом году, однако ремонт некоторых двигателей придется перенести на следующий год.
Собеседник агентства добавил, что необходимо не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, а также стартами в интересах Минобороны, коммерческих заказчиков и МКС.
Двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производит «Воронежский механический завод». В начале года вокруг него разгорелся громкий скандал: СМИ сообщили, что при производстве вместо компонентов, в которых должны были присутствовать драгметаллы, были использованы дешевые и менее жаростойкие, хотя в документах это отражено не было. Предполагается, что такая «экономия» могла стать причиной серии неудачных запусков «Протонов».
После проверки было принято решение перевести предприятие под внешнее управление, завод планируют включить в состав холдинга, подконтрольного «Энергомашу».
В свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что причиной сложившегося бардака могли стать и низкие зарплаты сборщиков двигателей. По его словам, рабочие получают «по12-15» тысяч рублей в месяц и назвал эту ситуацию диверсией.
www.mk.ru
10:0330.03.2017
(обновлено: 11:35 30.03.2017)
8171829
МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Александр Ковалёв. Переборке на Воронежском механическом заводе (ВМЗ) подлежит 71 дефектный двигатель для ракет-носителей "Протон-М", или весь задел предприятия по второй и третьей ступеням, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.
Центр Хруничева объяснил, почему не выполнил контракт по "Протонам-М""По "Протонам" это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням. В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год. Основная задача при этом — не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартами в интересах министерства обороны РФ и коммерческим пускам. Что касается двигателей для "Союзов", то требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию", — сказал глава НПО "Энергомаш".Читайте полный текст интервью с Игорем Арбузовым >>
Фотография Земли с МКС, выполненная с помощью длинной выдержки. Станция облетает Землю за 90 минут, космонавты в среднем могут наблюдать каждые сутки 16 восходов и закатов.
"Пятый оборот вокруг Земли выглядит как День сурка", - так прокомментировал свою фотографию американский астронавт Скотт Келли.
На формирование марсианского ландшафта в большей степени влияет работа ветров, а не движение потоков воды.
Селфи Юрия Маленченко во время выхода в открытый космос.
Полярное сияние, снятое с Международной космической станции.
"Скучаю по песку, с нетерпением жду встречи с песчаным пляжем", - прокомментировал фотографию Африки Скотт Келли.
Вышедший на орбиту Юпитера в начале июля зонд Juno 27 августа достиг ближайшей к поверхности планеты точки - на расстояние 4,2 тысячи километров.
"День 321-й. Прекрасная Земля", - написал в своем Твиттере Скотт Келли.
Фотографии центральных колец Сатурна, которые сделал зонд "Кассини", показывают, что их внушительный и "толстый" вид является оптической иллюзией – на самом деле они содержат в три раза меньше материи, чем считали ученые ранее.
"Заснеженные горы в синем сумраке почти заставляют меня чувствовать холод". Эту фотографию Скотт Келли сделал, когда МКС пролетала над южным Казахстаном.
Выход в открытый космос российских космонавтов.
Кадр компьютерного моделирования столкновения двух черных дыр. Согласно общей теории относительности, две "черные дыры", вращаясь друг вокруг друга, теряют энергию из-за излучения гравитационных волн и постепенно, на протяжении миллиардов лет, сближаются. В результате образуется одна "черная звезда" и излучаются гравитационные волны.
Орбитальная обсерватория "Хаббл" в мае получила новые детальные фотографии Марса, сделанные в тот момент, когда Красная планета начала свой месячный цикл сближения с Землей. В частности, на этой фотографии можно увидеть долину Сирт, представляющую собой гигантский щитовой вулкан длиной в несколько сот километров, Аравийскую равнину, где недавно нашли следы гигантских цунами, когда-то бушевавших в океанах Марса, а также гигантский, 1770-километровый, кратер, равнину Эллада, которая возникла в результате падения астероида 3,5 миллиарда лет назад.
Десантный модуль "Скиапарелли" миссии "Экзомарс-2016" потерпел крушение при посадке на Марс, сообщило 21 октября Европейское космическое агентство. Агентство опубликовали снимки, предоставленные NASA, на которых предположительно видны следы от приземления аппарата.
Астрономы открыли в одной из туманностей в созвездии Киля необычный объект, своеобразный антипод знаменитых "Столпов Творения" в туманности Орла в созвездии Змеи, снимки которых поразили мир своей красотой в 1995 году, сообщила 2 ноября пресс-служба Европейской южной обсерватории.
Фотография Африки, сделанная Сергеем Волковым с борта Международной космической станции.
"Ночь при дневном свете". Снимок Сатурна, сделанный зондом "Кассини" и размещенный НАСА в октябре, показывает, что кольца планеты светятся даже на "ночной" стороне. Исключение составляет та их часть, которая находится в пределах тени Сатурна.
На этом снимке специалисты НАСА рассмотрели странные царапины на дне Каспийского моря в районе архипелага Тюленьи острова. По их мнению, это следы льдин.
Космический снимок зоны строительства моста через Керченский пролив от космонавта Олега Скрипочки. Мост пройдет между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла.
Ученые НАСА получили изображение звездного скопления Westerlund 2, сделанное космическим телескопом "Хаббл". Westerlund 2 - это молодое звездное скопление, расположенное в галактике Млечный Путь. Ученые оценивают его возраст в 1 или 2 миллиона лет.
1 сентября Обсерватория солнечной динамики НАСА запечатлела совместное прохождение Луны и Земли по диску Солнца.
23 октября космический частный грузовик Cygnus ("Лебедь") совершил стыковку с Международной космической станцией. Все процедуры прошли в штатном режиме и лишь с небольшим опозданием от планового времени.
Тибетское нагорье, самое большое и высокое на земном шаре. Снимок спутника Европейского космического агентства Sentinel-2a.
Телескоп "Хаббл" сделал новый снимок гигантской туманности NGC 7635, которая находится на расстоянии 8 тысяч световых лет от Земли в созвездии Кассиопеи. Из-за ее формы ее называют туманностью "Пузырь". Эта фотография была смонтирована из трех снимков, сделанных в феврале этого года.
"Еще больше неземного". Так прокомментировала свой снимок американский астронавт Скотт Келли.
Пылесборники зонда New Horizons передали на Землю данные о собранных ими частичках пыли в окрестностях Плутона, которых оказалось неожиданно мало, что свидетельствует о том, что луны карликовой планеты выступают в качестве своеобразных космических "пылесосов".
Скопление планктона в Баренцевом море. Снимок спутника Европейского космического агентства Sentinel-2a.
Первые данные с зонда Juno указали на то, что характерная многослойная структура Юпитера существует и на больших глубинах, что делает его похожим на гигантскую разноцветную слоеную луковицу.
Подледный океан на Европе, спутнике Юпитера, оказался похож на своих земных собратьев по химическому составу и физическим свойствам, что увеличивает шансы на существование в нем жизни, свидетельствует снимок космического аппарата НАСА "Галилео".
Обсерватория солнечной динамики НАСА получила снимок толчков плазмы на Солнце.
Зонд "Кассини" в апреле передал на Землю новые фотографии Энцелада, спутника Сатурна, на которых можно увидеть своеобразные "щупальца осьминога" – гигантскую Y-образную расселину, протянувшуюся на 504 километра.
"Красная и фиолетовая Terra Australis". Снимок Скотта Келли.
Среди песков Марса специалисты НАСА увидели несколько дюн, напоминающих надписи на азбуке Морзе, сообщил сайт камеры HiRISE. Открытие удалось сделать с помощью камеры, установленной на автоматической межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter.
Фото Млечного пути, сделанная британским астронавтом Тимоти Пиком.
ria.ru
Утрата культуры производства привела к авариям, возврату бракованных двигателей, переносу запусков ракет-носителей "Союз" и "Протон", а также к отставке прежнего руководства знаменитого Воронежского механического завода (ВМЗ). Согласно решению госкорпорации "Роскосмос", предприятие будет модернизировано и до конца 2017 года войдет в состав интегрированной двигателестроительной структуры под управлением НПО "Энергомаш".
О внедряемых технологиях неразрушающего контроля, реализуемой программе преобразований, минимизации негативного фона и снижении уровня социальной напряженности на ВМЗ рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов. Беседовал специальный корреспондент РИА Новости Александр Ковалев.
— С 1 марта 2017 года вступил в должность новый генеральный директор Воронежского механического завода (ФГУП ВМЗ) Игорь Мочалин. Какие первоочередные задачи поставлены перед ним для обеспечения надежности российских ракетных двигателей?
— Наиболее серьезный объем претензий, касающихся ФГУП ВМЗ, это вопросы, связанные с обеспечением качества и надежности двигателей для ракет-носителей "Союз" и "Протон".
Назначен новый глава Воронежского механического заводаПервая задача, стоящая перед новым руководителем, — восстановить утраченную культуру производства, обеспечить выполнение требований нормативно-технической документации, которые по тем или иным причинам действуют не в полной мере, а где-то о них и вообще забыли, хотя мы и понимаем, что некоторая часть этой документации была написана в буквальном смысле кровью. Все это очень важно для решения проблем, накопившихся на ФГУП ВМЗ, которые привели в конечном итоге к отставке прежнего руководства.Задача Игоря Мочалина — восстановить авторитет предприятия и дать уверенность в будущем его работникам. Уверен, что образование, опыт и квалификация Игоря Валерьевича помогут ему прекрасно справиться с этой задачей.
— Основная проблема на ВМЗ сейчас заключается в необходимости переборки большого количества двигателей для ракет-носителей "Протон" и "Союз". Скажите, пожалуйста, сколько всего двигателей предстоит перепроверить?
— По "Протонам" это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням. В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год.
Основная задача при этом — не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, пусками в интересах министерства обороны РФ и коммерческим пускам. Что касается двигателей для "Союзов", то требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию.
— Сколько двигателей к настоящему времени уже перебрано?
— Ожидаем, что первые поставки двигателей с устраненными дефектами для ракет-носителей "Протон-М" ГКНПЦ имени М. В. Хруничева начнутся в мае. Что касается "Союзов", то два двигателя уже доработаны и отправлены в Самару, один доработан и упакован под отгрузку и еще один будет готов к отгрузке в конце марта. Пока Воронежский завод выполняет график, согласованный с партнерами.
— Реально ли обнаружены дефекты в отозванных двигателях для ракет-носителей "Протон" или все проверенные двигательные установки оказались без видимых проблем?
Центр Хруничева объяснил, почему не выполнил контракт по "Протонам-М"— К сожалению, все обнаруженные в двигателях дефекты, связанные с применением не предусмотренного технологией припоя при пайке форсуночных головок газогенераторов, проявились уже после огневых испытаний. По моему мнению, марки припоя были просто перепутаны, и я далек от мысли, что это было вредительство, сознательный злой умысел.Но нарушались правила хранения припоя и был недостаточный контроль за передвижением материалов на предприятии в процессе производства. И хотя на ФГУП ВМЗ в свое время была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки.
Поразительно, что все это было ясно еще в 2015 году. Уже тогда можно было не допустить появления проблемы на двигателях, изготовленных позже этого срока. Однако халатное отношение к своему делу на заводе позволило зайти проблеме очень далеко и дефектные двигатели продолжали массово выпускать в 2015 и 2016 годах. А закончилась эта история только в январе 2017 года. Поэтому полагаю, что все двигатели, выпущенные для "Протонов" с начала 2015 года, могут иметь значительные проблемы и должны быть перебраны.
— Вернемся к "Союзам". Потребует ли переборка двигателей разрезания готовых камер сгорания с целью извлечения возможно находящегося там мусора или будут применены методы неразрушающего контроля?
— Будет проведена работа по оценке чистоты внутренних полостей на всех двигателях. Вероятность нахождения в них посторонних частиц не исключена. Специалисты АО КБХА и ФГУП ВМЗ совместно с Институтом имени М. В. Келдыша разработали специальную методику неразрушающего контроля, благодаря которому можно определить наличие или отсутствие во внутренних полостях посторонних частиц, не разбирая двигатель. Таким образом, двигатели для "Союзов" проходят не переборку, а перепроверку, что значительно сокращает сроки проведения полного объема работ.
— Какие, на ваш взгляд, необходимо принять решения на ВМЗ, чтобы возродить культуру производства и вернуть качество сборки хотя бы на советский уровень?
— Прежде всего необходимо подчеркнуть, что есть много вопросов, не требующих больших финансовых инвестиций. Необходимо навести элементарный порядок, который ранее на предприятии был, и обеспечить выполнение прописанных в документации технических нормативов.
Кроме того, необходимо завершить создание программы техперевооружения, разобраться с источниками финансирования. Частично они уже есть, а по ряду вопросов нужно находить решения, в том числе с помощью правительства РФ и госкорпорации "Роскосмос".
— Как будет решаться вопрос обучения и мотивации работников ВМЗ?
— На Воронежском механическом заводе будут разрабатываться новые методы мотивации персонала, чтобы сотрудники стремились выполнять свою работу качественно и в срок. Есть задача минимизировать последствия негативного фона, сложившегося на ВМЗ под влиянием аварий ракет, и снизить накопившуюся социальную напряженность, связанную с четырехдневной рабочей неделей, низкой заработной платой.
Работа на ВМЗ снова должна стать предметом гордости и высокого социального статуса. Люди должны стремиться попасть на предприятие, а не идти туда работать потому, что больше никуда не берут.
— Планируются ли сокращения сотрудников на Воронежском механическом заводе?
— Никаких сокращений не предполагается. В большей степени наша задача все-таки сохранить коллектив и те профессиональные навыки и компетенции, которые составляли основу некогда процветавшего предприятия.
— Будут ли сохранены социальные гарантии для рабочих и служащих предприятия?
— Об этом было объявлено на собрании трудового коллектива: все соцгарантии, существовавшие до сегодняшнего дня, сохраняются. Вопрос, на мой взгляд, в другом: достаточно ли этих гарантий для поддержания позитивного уровня настроения в коллективе? В этом плане, конечно, руководству ВМЗ предстоит еще поработать.
— Предполагается ли объединять конструкторские бюро АО "НПО Энергомаш", АО КБХА, "КБХМ имени Исаева", ФГУП "ОКБ Факел" и НИИ машиностроения?
Правительство проследит за развитием ситуации с двигателями "Протона-М"— О слиянии КБ речи не идет, наоборот, необходимо сохранить их идентичность. Каждая конструкторская школа прекрасна по-своему и должна продолжать развиваться, сохраняя то лучшее, что было создано ей за многие годы своего существования.Что касается взаимодействия между КБ в рамках интегрированной структуры, то оно должно быть обязательно и предполагается в трех направлениях: первое — это создание площадки для обмена опытом между конструкторскими бюро. Второе — это активное внедрение информационных технологий в процесс разработок. Третье — создание совместных центров компетенций в области уникальных, в том числе аддитивных технологий для оптимизации бюджетных инвестиций.
— Известно, что ВМЗ будет оказана финансовая поддержка. Какой объем средств до какого года планируется вложить в модернизацию предприятия?
— Пока преждевременно говорить о размере финансовой помощи Воронежскому заводу. Работа над программой технического перевооружения предприятий интегрированной структуры ракетного двигателестроения находится на завершающем этапе, и что-то конкретизировать о поддержке ВМЗ можно только после утверждения этого документа.
— Будет ли повышаться зарплата на предприятии и если да, то каким категориям тружеников?
— Этот вопрос сейчас находится в стадии проработки. Работы по проверке двигателей для ракет-носителей "Протон" и Союз" существенно сократят доходы от продаж, и для нас очевидно, что для решения вопроса по зарплатам потребуются нетрадиционные, нестандартные подходы.
Что касается существенного роста оплаты труда, то здесь будут приниматься исключительно индивидуальные решения по отдельным категориям работников.
— Ранее сообщалось об успешных испытаниях на "Энергомаше" нового кислородно-метанового двигателя-демонстратора. Как отмечалось, первое испытание планировалось начать в первой половине 2017 года? Удалось ли их провести, а если нет, то почему?
— Огневые испытания еще не проводились. В соответствии с новой версией Федеральной космической программы (ФКП), они смещены на более поздний срок: скорее всего, пройдут в первой половине 2019 года или в 2020 году.
Но могу вас заверить, работы в этом направлении ведутся. Новая ФКП не предполагает изготовление летного образца в ближайшее время, поэтому еще предстоит определиться с перспективами использования этого двигателя в составе какой-либо ракеты-носителя.
— А в чем преимущества метанового двигателя перед традиционной схемой керосин/кислород?
Комаров: американские двигатели BE-4 в будущем сменят российские РД-180— Этот двигатель в меньшей степени подвергается разрушению в процессе эксплуатации, поэтому может применяться в составе многоразовых ракет-носителей на возвращаемой первой ступени. Выделения сажи в процессе работы на метане практически нет, что позволяет использовать такой двигатель несколько раз. Кроме того, это позволяет сократить время и снизить трудоемкость процесса очистки внутренних полостей, что позволяет готовить метановые двигатели к повторному использованию быстрее, чем классические, работающие с применением керосина и кислорода.Хочу отметить, что в этом направлении активно работает сейчас американская компания Blue Origin. Они уже собрали первую версию двигателя BE-4 и в скором времени поставят ее на испытательный стенд. Посмотрим, что у них получится. Внимательно следим за их деятельностью, но могу заверить, что мы от Blue Origin не отстанем.
— Может ли создание двигателя BE-4 ввести какие-либо коррективы в график поставок двигателей РД-180 производства АО "НПО Энергомаш" для американских ракет Atlas-5?
— График поставки наших РД-180 в США для Atlas-5 согласован с американскими партнерами и неукоснительно соблюдается. Наверное, работы по созданию своих двигателей американскими компаниями могут внести какие-то коррективы в наш график поставок, но только после 2020 года. Все будет зависеть от темпов создания рабочего двигателя, результатов его огневых испытаний и постройки летного образца в составе ракеты.
ria.ru
Дефекты нашли у 71 двигателя для ракет-носителей "Протон-М", или у всего задела по второй и третьей ступеням. Бракованные двигатели подлежат переборке на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), передает РИА "Новости" со ссылкой на генерального директора НПО "Энергомаш" Игоря Арбузова.
"По "Протонам" это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням. В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год", - сообщил Арбузов.
Основная задача при этом, по его словам, - не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартам в интересах Министерства обороны РФ и коммерческим пускам. По двигателям для "Союзов" требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию, добавил гендиректор.
В январе сообщалось, что "Роскосмос" отзывает все двигатели для двух ступеней ракеты-носителя "Протон" после того, как в них при огневых испытаниях были выявлены неполадки. Выяснилось, что при сборке компонентов использовался припой (материал, применяемый при пайке для соединения заготовок. - Прим. NEWSru.com), не соответствовавший технической документации. Эксперты выражали опасение, что отзыв двигателей неминуемо скажется на графике пусков с космодрома Байконур.
По мнению Арбузова, марки припоя при сборке двигателей были перепутаны не сознательно. Однако он отметил, что на предприятии нарушались правила хранения припоя и был недостаточный контроль за передвижением материалов в процессе производства. "И хотя на ВМЗ в свое время была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки. Поразительно, что все это было ясно еще в 2015 году", - констатировал глава "Энергомаша".
По словам Арбузова, уже тогда можно было не допустить появления проблемы на двигателях, изготовленных позже этого срока. Между тем "халатное отношение к своему делу на заводе позволило зайти проблеме очень далеко", и дефектные двигатели продолжали массово выпускать в 2015 и 2016 годах, поэтому все их теперь требуется перебрать, признал гендиректор.
Кроме того, обратно на ВМЗ были отозваны двигатели 11Д55 (РД-0110) - после аварии ракеты "Союз-У" 1 декабря 2016 года, из-за которой был утрачен корабль "Прогресс МС-04" с грузами для экипажа МКС. Госкомиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии стало вскрытие бака третьей ступени "Союза-У" из-за попадания посторонних частиц при сборке в насос окислителя.
Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в разгар обсуждений аварии "Союза-У" и в день известия об отзыве бракованных двигателей для "Протонов" призвал с оптимизмом смотреть в будущее космической отрасли и не зацикливаться на неудачах. "Говорить об одних неудачах вряд ли приходится. Космическая программа рассчитана на длительную перспективу, она состоит из большого количества проектов, и ряд из них выполняется весьма успешно", - подчеркнул он.
www.newsru.com
"Роскосмос" отозвал на Воронежский механический завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М". Агрегаты не прошли технологическую проверку в ходе огневых испытаний, что может сказаться на сроках запуска ракет с космодрома Байконур.
Как сообщает "Коммерсантъ", ссылаясь на источники в ракетно-космической отрасли, неполадки были выявлены в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливаемых на вторую и третью ступени ракеты "Протон-М". Оказалось, что при сборке вместо материалов с использованием драгоценных металлов, которые должны применяться на данном типе двигателей, использовались менее жаростойкие компоненты. Выяснилось, что подобные "неликвидные компоненты" использовались во всех двигателях данного типа уже несколько лет.
При этом контроль качества, осуществляемый на дочернем предприятии "Центра Хруничева", не выявлял нарушений. Сотрудники ФСБ и Следственного комитета уже выясняют, как произошла замена материала, если по документам двигатели в полном порядке.
По данным издания, проверки приведут к переносу сроков запуска "Протон-М". Первый старт носителя в 2017 году произойдет не ранее июня, хотя был намечен на февраль. В "Роскосмосе" указывают, что важнее сроков полная комплексная проверка каждого отдельного изделия.
Напомним, ранее следственный комитет установил, на каком именно этапе двигатель ракеты-носителя "Протон-М", упавшей 16 мая 2015 года получил неисправность, которая привела к аварии. По версии следствия, виновниками крушения ракеты являются сотрудники воронежского филиала центра имени М. В.Хруничева. Их подозревали в изготовлении бракованного рулевого двигателя к ракете-носителю "Протон-М".
Межведомственная комиссия пришла к выводу, что причиной аварии ракеты-носителя стал отказ рулевого двигателя III ступени из-за повышенных вибронагрузок, увеличенных дисбалансом ротора рулевого двигателя, материал которого разрушился под воздействием высоких температур, сообщается на сайте СК РФ. Неполадки имели конструктивный характер.
Представитель СК Владимир Маркин отметил, что неисправный двигатель был выпущен в 2013 году на "Воронежском механическом заводе" — филиале ФГУП "ГКНПЦ имени М. В.Хруничева".
В связи с этим следственные органы возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее причинение крупного ущерба" (ст. 216 УК РФ), по которой предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы. Ущерб в результате уничтожения "Протона" был нанесен на сумму около 57 млн рублей.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
"Протон" подорвал репутацию Роскосмоса
www.pravda.ru