Двигатель — это наиболее сложный и важный агрегат автомобиля, от состояния которого зависят многие технические, экономические и надежностные показатели работы.
Во время работы элементы двигателя подвергаются износу (нарушение герметичности надпоршневого пространства, уплотнение головки блока цилиндров и т.д.). В результате ухудшается наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, снижается давление сжатия и, как следствие, изменяется объемный КПД двигателя, уменьшаются развиваемая мощность и крутящий момент, ухудшается топливная экономичность, увеличивается расход моторного масла, повышается токсичность отработавших газов.
Неисправности и отказы по двигателю в основной возникают в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах, системах питания, зажигания, охлаждения и смазки.
Таблица. Распределение неисправностей двигателя и трудоемкость их устранения, %
Механизмы и системы | Неисправности | Трудоемкость |
Кривошипно-шатунный механизм | 19 | 45 |
Газораспределительный механизм | 4 | 7 |
Система охлаждения | 10 | 6 |
Система смазки | 2 | 2 |
Система питания | 14 | 14 |
Система зажигания | 51 | 26 |
В целом количество отказов и неисправностей двигателей в общей структуре отказов автомобиля может достигать для отдельных моделей до 35…55 %.
Таблица. Распределение отказов и неисправностей по автомобилю MA3-5432, %
Наименование узла, агрегата | Отказы и неисправности |
Двигатель и его системы | 46,9 |
Подвеска, колеса, шины | 12,4 |
Тормозная система | 10,4 |
Рулевое управление | 7,4 |
Коробка передач | 6,6 |
Центральный редуктор | 4,9 |
Сцепление | 4,4 |
Колесная передача | 2,7 |
Аккумуляторная батарея | 2,3 |
Карданная передача | 2,0 |
В связи со случайным характером возникновения отказов невозможно точно предугадать момент их наступления, поэтому целесообразно регулярно контролировать техническое состояние двигателя.
ДЛЯ проверки работоспособности и прогнозирования безотказности работы автомобильного двигателя в соответствии с ГОСТ 23435-79 «Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров» используются следующие параметры:
ustroistvo-avtomobilya.ru
Надежность современных дизелей настолько высока, что при своевременном выполнении ТО вероятность внезапного их отказа крайне мала. Отказы редко происходят спонтанно и обычно являются следствием продолжительного развития дефекта. Своевременная диагностика дизельных двигателей позволяет намного упростить и удешевить ремонт агрегатов, а иногда и избежать его, своевременно применяя технологии безразборного ремонта (модификаторы трения), различные очистители узлов двигателя и топливной системы, а также используя качественную смазку и топливо.
Главное при выявлении причины любого отказа дизельного двигателя — выбор точки начала поисков. Часто причина оказывается лежащей на поверхности, однако в некоторых случаях приходится потрудиться, проводя небольшое исследование. Автолюбитель, произведший полдюжины случайных проверок, замен и исправлений вполне имеет шанс обнаружить причину отказа (или его симптом), однако такой подход никак нельзя назвать разумным, ввиду его трудоемкости и бесцельности затрат времени и средств. Гораздо эффективнее оказывается спокойный логический подход к поиску вышедшего из строя узла или компонента.
Чаще всего автовладелец обращается с неисправностью дизельного двигателя, вызванной плохим техническим состоянием (упала компрессия, потеря герметичности цилиндров), неисправности в электрических цепях (датчиках, исполнительных механизмах) или неправильной регулировкой начала впрыска топлива, плохой работой ТНВД и форсунок. Первым действием для оценки работы двигателя необходима косвенная информация об условиях в которых проявляется неисправность:
• Неисправность появляется всегда или периодически.• В каких условиях эксплуатации проявляется неисправность: при запуске двигателя, при ускорении или торможении двигателем, при движении с постоянной скоростью, при определенных оборотах двигателя, на холостом ходу, на холодном или горячем двигателе.• Какой расход топлива.• Выдает ли двигатель требуемую мощность.• Дымит ли двигатель.
Двигатель не запускается: подкачивающий насос не подает топливо, слишком ранний или поздний впрыск, неисправности форсунки, неисправные свечи накаливания, неисправен ТНВД.
Потеря мощности двигателя: слишком малая доза впрыска, повреждение распылителя форсунки, утечки топлива из трубок высокого давления.
Стуки в двигателе: слишком ранний впрыск, слишком большее давление открытия форсунок, люфт поршневых колец, износ поршневых или шатунных вкладышей, заниженная компрессия.
Черный дым: слишком поздний впрыск топлива, слишком низкое давление открытия форсунок, заклинивание иглы в распылителе, лопнувшая пружина форсунки, нагнетательный клапан ТНВД не закрывается, слишком низкая компрессия.
Неравномерная работа двигателя: завоздушивание топливной системы, «льющий» распылитель, трещина в топливопроводе высокого давления, лопнувшая пружина форсунки, повышенное давление открытия форсунки, износ газораспределительного механизма.
Следующее действие это детальный осмотр и сама диагностика дизельного двигателя, его агрегатов и топливной аппаратуры.
Мы рекомендуем приборы, применение которых позволяет максимально эффективно производить диагностику «железа» двигателя и топливной аппаратуры как импортного так и отечественного производства. Данное оборудование позволяет выявить неисправность и профессионально провести регулировочные и ремонтные работы.
В современных дизелях большое значение уделяется диагностике электроники узлов автомобиля. На данный момент на рынке диагностики грузового транспорта, автобусов и спецтехники существуют два основных производителя оборудования: итальянская «TEXA» и испанский «JALTEST».
JalTest — является одним из лучших в мире комплексных решений для диагностики электрических и пневматических систем грузовиков, прицепов, автобусов и легкого коммерческого транспорта. Подключается к персональному компьютеру кабелем через usb-порт или через беспроводное соединение Bluetooth.
Cканер Jaltest Link позволяет работать с абсолютным большинством марок грузового и пассажирского транспорта: MERCEDES-BENZ, IVECO, SCANIA, VOLVO, MAN, RENAULT, DAF, SCHMITS и остальным коммерческим транспортом, на котором используются блоки BOSCH, MENS, WABCO, LUCAS, ZF, VOITH, HALDEX, KNORR и др. Список диагностируемых систем у автосканера очень обширен и ежеквартально пополняется.
Для более достоверной оценки текущего состояния «железа» двигателя и топливной аппаратуры рекомендуем перед проведением диагностики предварительно применить АКТИВНУЮ ПРОМЫВКУ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ЭДИАЛ для дизелей или РАСКОКСОВКУ ЭДИАЛ. Применение этих препаратов позволяет почистить и промыть ТНВД, форсунки, детали камеры сгорания двигателя, впускные и выпускные клапана от нагара и лаковых отложений, раскоксовать поршневые кольца. Все это поможет провести более достоверную диагностику дизельного двигателя или топливной аппаратуры и оценить текущее состояние диагностируемого узла.
До 70% отказов дизелей приходится на топливоподающую аппаратуру высокого давления, с нее и начинаем. В систему питания дизельного двигателя входят приборы, оказывающие влияние на расход топлива, такие как воздухоочиститель, фильтры предварительной и тонкой очистки топлива, подкачивающий насос, топливный насос высокого давления и форсунки, регулятор частоты вращения двигателя и привод.
Наиболее интенсивному изнашиванию подвергаются плунжерные пары топливного насоса и форсунок, теряют свою упругость пружины. Нарушение герметичности и засорение элементов топливной системы приводит к перебоям в работе двигателя, а нарушение регулировок начала, величины и равномерности подачи топлива, угла опережения впрыска, давления начала подъема иглы форсунки, а также минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – к повышению расхода топлива и дымному выпуску отработавших газов.
Внешние признаки неисправной работы приборов топливной системы дизельных двигателей приведены в табл. 1.Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы | Структурные изменения взаимодействующих элементов | Необходимые диагностические,профилактические и ремонтные воздействия |
Затрудненный пуск двигателя. Неустойчивая работа двигателя | Нарушение герметичности топливной системы | Проверить герметичность, при необходимости закрепить элементы |
Двигатель глохнет или не развивает достаточной мощности | Засорение фильтрующих элементов топливных фильтров | Промыть или заменить фильтрующие элементы |
Двигатель глохнет, не развивает достаточной частоты вращения коленчатого вала | Отказ в работе топливного насоса | Снять и разобрать насос, при необходимости заменить детали |
Засорение фильтров форсунок | Проверить состояниефильтров | |
Двигатель не развивает необходимой мощности, дымный выпуск | Закоксовывание продувочных окон в гильзах цилиндров | Проверить и прочистить окна |
Затрудненный пуск и неравномерная работа двигателя | Нарушение нормальной работы форсунок | Снять форсунки и проверить на приборе |
Неравномерная и«жесткая» работа двигателя, выпуск черного цвета | Нарушение угла опережения впрыска топлива | Проверить и отрегулировать установку угла опережения впрыска |
Неравномерная работа двигателя со стуками и дымным выпуском | Нарушение регулировки реек топливного насоса | Проверить и отрегулировать равномерность подачи топлива в цилиндры |
Двигатель чрезмерно увеличивает частоту вращения, идет «вразнос» | Нарушение работы регулятора | Проверить и отрегулировать регулятор или отремонтировать |
Двигатель не развивает мощности, в воздухоочистителе темное масло | Загрязнение воздухоочистителя | Промыть фильтрующий элемент, залить масло |
Контроль работы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и технические воздействия заключаются в ежедневном сливе отстоя, промывке фильтрующих элементов при ТО-1 и замене их при выполнении операций ТО-2.
Засорение воздухоочистителя приводит к понижению мощности двигателя и перерасходу топлива. Воздухоочиститель проверяют при работе на запыленных дорогах при ТО-1, в условиях зимнего периода при ТО-2.
Давление топлива в магистрали низкого давления проверяют подключением контрольного манометра между фильтром тонкой очистки и топливным насосом; при частоте вращения кулачкового вала 1050 об/мин максимальное давление должно быть не менее 4 кгс/см2.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) должен обеспечивать равномерную подачу дозированных порций топлива к форсункам под высоким давлением в порядке работы двигателя в момент, соответствующий концу такта сжатия в цилиндрах.
При выполнении ТО-2 в случае повышенного расхода топлива насос высокого давления рекомендуется снимать с места и диагностировать на стенде. Проверка и регулировка начала подачи топлива производится с помощью моментоскопа (рис. 1) в следующей последовательности:– отключить автоматическую муфту опережения впрыска;– повернуть кулачковый вал насоса по часовой стрелке (со стороны привода). Первая секция отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 38–39° до оси симметрии профиля кулачка;– определить профиль симметрии кулачка первой секции, для чего установить моментоскоп на секции и, поворачивая вал насоса по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа;– момент начала движения топлива в моментоскопе зафиксировать на градуированном диске, закрепленном на валу насоса;– повернуть вал по часовой стрелке на 90°. Затем повернуть вал против часовой стрелки до начала движения топлива в моментоскопе и зафиксировать это положение на диске;– отметить на градуированном диске середину между зафиксированными точками, которая определяет ось симметрии профиля кулачка первой секции;– приняв угол, при котором первая секция начинает подачу топлива условно за 0°, определить начало подачи топлива в остальных секциях двигателя ЯМЗ-236 в следующем порядке: для четвертой секции 45°, второй – 120, пятой – 165, третьей – 240 и шестой – 285°.
Рис. 1. Моментоскоп1 – стеклянная трубка; 2 – переходная трубка;3 – топливопровод высокого давления;4 – шайба; 5 – накидная гайка
|
Неточность угла между началом подачи топлива любой секции насоса относительно первой не более 20°. Регулировка начала подачи топлива производится регулировочным болтом толкателя. При вывертывании болта – подача ранняя, при ввертывании – поздняя. Для двигателя ЯМЗ-238 начало подачи каждой последующей секции в соответствии с порядком работы секции должно происходить через 45° по отношению к предыдущей.
Техническое состояние дизельных форсунок определяют при выполнении ТО-2. Неисправную форсунку можно определить путем последовательного отключения цилиндров двигателя из работы. Для этого необходимо ослабить гайку у топливопровода высокого давления проверяемой форсунки так, чтобы топливо выходило наружу, минуя форсунку, что вызовет выключение цилиндра двигателя. Если при выключении цилиндра изменения в работе двигателя не будет – форсунка неисправна, если же увеличатся перебои и неравномерность работы – форсунка исправна.
Для точной проверки технического состояния форсунки с целью определения ее герметичности, давления начала подъема иглы форсунки и качества распыливания топлива используют прибор Механотестер МТА-2 (ДД-2120).
Для диагностики состояния форсунок с электронным управлением впрыска применяется ТЕСТЕР ОБРАТНОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА Common Rail. При помощи этого прибора можно оценить визуально работоспособность каждой форсунки по наполняемости колб или при помощи трубчатых мензурок. Диагностика производится прямо на двигателе и позволяет выявить неисправную форсунку.
Оборудования для диагностики дизельного двигателя с механическими форсунками
Наименование | Применимость |
Диагностика состояния цилиндропоршневой группы двигателя | |
Компрессометры дизельные (индикаторы пневмоплотности цилиндров). | Компрессометры предназначены для сервисного обслуживания ДВС и поиска неисправностей. Замер компрессии дизеля позволяет оценить работоспособность отдельных цилиндров двигателя путем измерения максимального давления сжатия (компрессии) в режиме стартерного пуска. Модели компрессометров различаются только наличием фальш-форсунок для измерения компрессии в различных типах автомобилей. |
Анализатор герметичности цилиндров(АГЦ, АГЦ-2),моделейДД-4100, ДД-4120 | В основе работы АГЦ (АГЦ-2) лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. При диагностике двигателя при помощи АГЦ производится замер следующих параметров:Р1 – значение полного вакуума в цилиндреР2 – значение остаточного вакуума в цилиндреЗамеры производятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двигателя стартером. По величине значения полного вакуума в цилиндре Р 1 оценивается степень износа гильзы цилиндра, а так же герметичность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние поршневых колец, их закоксовка, залегание, поломка колец или перегородок в кольцевой канавке поршня. |
Диагностика топливной аппаратуры дизеля | |
Прибор для проверки дизельных форсунок ДД-2110 | Прибор позволяет провести диагностику практически всех типов дизельных форсунок. Диагностируемые параметры: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылителя), гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части. Аналогичен механотестеру МТА-2, только выполнен в стационарном исполнении. |
Механотестер (МТА-2) ДД-2120 | Прибор предназначен для экспресс оценки текущего состояния форсунок без снятия их с двигателя и оценки состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД. Можно сделать экспресс диагностику всех форсунок на двигателе, а потом снять выявленные проблемные и основательно продиагностировать их, установив МТА-2 на верстак. При установке на верстак превращается в стационарный прибор типа ДД-2110, S-60H. Zeca 470/600B. |
ПриборДД-2115 (ПО-9691) | Прибор для оценки технического состояния плунжерных пар снятых с ТНВД или приобретенных для замены. |
Принцип работы: При прокручивании коленвала пусковым устройством клапан индикатора фиксирует максимальное давление сжатия (компрессию) проверяемого цилиндра.Зафиксированная манометром величина максимального давления свидетельствует о наличии или частичной потере пневмоплотности цилиндра. Последнее является следствием появления неисправностей (отказов) компрессионных колец, поршня, гильзы, клапанного механизма. При этом необходимо учитывать, что индикатор не может различать причины потери пневмоплотности.
Перед проведением замера компрессии следует отключить подачу топлива в дизельных двигателях. Нужно либо отжать вниз рычаг отсечки, расположенный на насосе высокого давления, либо обесточить электромагнитный клапан прекращения подачи топлива, расположенный на топливной магистрали.
Подключение компрессометра к камере сгорания осуществляется через отверстия для вворачивания форсунок или свечей накаливания (в зависимости от удобства доступа или рекомендаций «Руководства по ремонту…»).
37-45 — компрессия отличная; 32-36 — компрессия хорошая; 30-32 — компрессия нормальная; 28-30 — компрессия удовлетворительная; менее 28 — компрессия слабая, обычно при таких значениях двигатель с трудом запускается.
Зависимость возможности запуска дизельного двигателя при различных температурах, в зависимости от компрессии в цилиндрах (замер компрессии на остывшем двигателе при температуре около 20С): менее 18 атм — не заводится даже на горячую; 22-23 атм — горячий, теплый двигатель заводится без проблем; после длительной стоянки заводится только в теплом боксе; 25 атм — горячий, теплый двигатель заводится без проблем; после длительной стоянки заводится до температуры -10С; 28 атм- горячий, теплый двигатель заводится без проблем; после длительной стоянки заводится до температуры -15С; 32 атм — горячий, теплый двигатель заводится без проблем; после длительной стоянки заводится до температуры -25С; 36 атм — -горячий, теплый двигатель заводится без проблем; после длительной стоянки заводится до температуры -30С; 40 атм — горячий, теплый двигатель заводится без проблем; после длительной стоянки заводится до температуры -35С. При условии, что остальные системы исправны, и двигатель заводится от штатного аккумулятора. Для отдельных видов двигателей возможны отклонения значений + — 5 градусов.
Также стоит проверить работоспособность свечей накаливания. Это можно сделать с помощью Тестера свечи накаливания ADD280. Диагностика производится прямо на двигателе, без его запуска и позволяет оценить состояние свеч накаливания (стальных или керамических).
Комплект «Стандарт–дизель» артикул СТ-ДР ДД-4100, Комплект «Стандарт–дизель» артикул СТ-ДР, анализатор герметичности цилиндров отечественных автомобилей.В основе работы АГЦ (АГЦ-2) лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. Диагностика двигателя при помощи АГЦ включает в себя замер следующих параметров:Р1 – значение полного вакуума в цилиндреР2 – значение остаточного вакуума в цилиндреЗамеры параметров Р1, Р2 проводятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двигателя стартером КВ (3–4 сек.). По величине значения полного вакуума в цилиндре Р1 оценивается степень износа гильзы цилиндра, а та же плотность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние износа поршневых, выявляется закоксовка поршневых колец, поломка колец или перегородок в кольцевой канавке поршня.
www.edial.ru
В современном автомобилестроении, все больше автомобилей оснащаются дизельной топливной системой. Дизельное топливо, известно как одно из наиболее экономичных и продуктивных видов рабочей смеси. Несмотря на все положительные стороны рассматриваемой аппаратуры, дизельный двигатель, способен приходить в неисправность. Для выявления причин неисправностей топливной системы и правильного порядка действий, необходимо точно понимать основные принципы диагностики.
Диагностика дизельного двигателя и топливной системы, подразумевает немалый рад работ по выявлению состояния — рабочей системы автомобиля. Для того, чтобы точно выявить неисправность топливной системы и ее масштабы, может потребоваться профессиональная диагностика. Определение состояния движка и топливной системы осуществляется в специализированных мастерских, с использованием дорогостоящей аппаратуры. Проверка топливной аппаратуры и двигателя автомобиля, является сложной процедурой, требующей определенных навыков и хорошего опыта. Выявить причину неисправности и устранить ее, по силам далеко не каждому. Во избежание нанесения урона рабочим элементам авто, не рекомендуется проводить данную процедуру в условиях гаража. Имея достаточную квалификация и уверенность в себе, все же, можно разобраться с характером неисправности. Тем самым, вы можете подробней ознакомиться с устройством автомобиля и сэкономить определенное количество средств.
Для качественной диагностики дизельного двигателя, потребуются — специальное компьютерное оборудование и хороший опыт в ремонте топливной системы автомобиля. Для проверки устройства, применяют стенд, на котором можно подробно рассмотреть работу двигателя. Даже, при достаточном количестве навыков и опыта, без специализированной аппаратуры, диагностировать устройство невозможно. Проверка топливной системы, сопровождается определенным риском, поэтому рекомендуем доверить это дело профессионалам. Во избежание повторного ремонта или увеличения масштабов неисправности, необходимо обращаться к профессионалам на ранней стадии неисправности. Таким образом, вы значительно уменьшите риск рецидива неисправности и продлите срок эксплуатации рабочих частей автомобиля.
Для четкого понимания дела, автолюбитель должен понимать основные принципы работы механизма и устройство топливной системы. При изучении предоставленной информации, можно понять причину неисправности и определение ее масштаба, передать специалистам. Рассмотрим характерные неисправности топливной системы и сопутствующей аппаратуры, для того, чтобы с понимание дела обратиться в сервис.
Рассмотренные неисправности, наиболее частые для дизельного двигателя. При появлении любой из них, стоит обратиться к специалистам. Не стоит эксплуатировать автомобиль, при неправильной работе двигателя или топливной аппаратуры, во избежание масштабных поломок и значительных затрат денежных средств. Современные мастерские, располагают всем необходимым оборудованием и помогут восстановить правильную работу автомобиля. Не стоит экономить на ремонте важнейшей части автомобиля. Качественный ремонт, гарантирует долгую и исправную работу двигателя.
Качественная диагностика аппаратуры, подразумевает широкий ряд работ, среди которых:
Для того, чтобы выяснить причину поломки, необходимо слить рабочие жидкости (ОЖ и масло).
Теперь, необходимо снять с топливной системы все проводники и крышки. Далее, снимаем голову ГБЦ. Следующим шагом, осматриваем автомобиль снизу. Если поршни повреждены, необходимо отдать блок цилиндров в ремонт. В случае, если на поршнях обнаружены незначительные царапины, рекомендуется поменять прокладку ГБЦ. Так же, можно самостоятельно диагностировать двигатель на предмет внешних повреждений. Возможно, проблема в нарушении герметичности — одной из систем. При выявлении неисправного устройства, необходимо подвергнуть его ремонту в специализированной мастерской. К сожалению, масштаб неисправности можно определить, только с использование профессионального оборудования. Собираем двигатель в обратном порядке и обращаемся к профессионалам. При проведении работ, лучше обратиться за помощью к проверенному напарнику. Работы сопровождаются большими физическими усилиями. Выполняя работу вдвоем, вы избежите нежелательных травм. При демонтаже и установке головки гидро блока, необходимо помнить о важнейших требованиях техники безопасности.
Дизельный двигатель, является сложным устройство и требует немалого внимания. Регулярный уход за топливной системой и соблюдение требований эксплуатации автомобиля, помогут продлить срок службы вашего автомобиля. При появлении неисправностей, необходимо оперативно обратиться в сервис. Устранив проблему на раннем этапе, вы предотвратите масштабную поломку и сэкономите значительное количество средств и времени. Эксплуатируйте и обслуживайте двигатель, согласно рекомендациям производителя.
Использование качественной топливной смеси и своевременная замена рабочих жидкостей, так же, повлияют на правильную и долгосрочную работу топливной аппаратуры.
Обращаясь за помощью к профессионалам, используйте услуги проверенных авто мастерских. Хороший сервис, всегда точно определит неисправность и предложит лучшее решение по ее устранению. Ремонт плохого качества, может разладить работу автомобиля и потребовать дорогостоящего обслуживания. Изучайте полезный материал и будьте бдительны обращаясь в сервис. Удачи в диагностике любимого автомобиля.carmend.ru
Потребность в диагностике силовой установки автомобиля может возникать по разным причинам. Перебои в работе двигателя, покупка машины с рук, диагностика параметров работы двигателя для определения неисправностей коробки передач и т.п. – вот лишь часть таких причин.
Особенно актуальна комплектная диагностика бензиновых двигателей при приобретении автомобиля с пробегом. Техническое обследование в этом случае покажет состояние системы зажигания, впуска, управления двигателем и поможет определить реальное состояние машины. На основе диагностических данных можно оценить объем капиталовложений в приобретаемый автомобиль, что определенно поможет при вынесении решения о покупке.
[photo 1]
Различают два основных вида диагностики состояния бензинового двигателя: инструментальную и компьютерную. В первом случае измеряются контролируемые параметры работы двигателя, во втором – снимаются показания датчиков.
К измеряемым техническим параметрам относятся такие показатели, как: давление масла, давление в цилиндрах, давление газов в картере, газоанализ и другие параметры.
Измерение компрессии – давления в цилиндрах, - наиболее популярный, быстрый и простой вид диагностики состояния поршневой системы. С помощью манометра производится поочередное измерение давления, создаваемого поршнем в процессе сжатия рабочей смеси. Для каждого автомобиля существуют нормы этого показателя, отклонение от которых позволяет говорить о различных неисправностях поршневой системы.
Для проведения точного измерения компрессии двигатель разогревают до рабочих температур и проводят замер давления. Если за 2-3 такта двигателя давление вышло на рекомендуемый производителем уровень, значит, необходимости ремонта поршневой группы нет. При отклонении параметров давления в цилиндрах, их состояние проверяют при помощи эндоскопа на предмет прогара рабочей поверхности.
К инструментальным видам диагностики также можно отнести и выявление неполадок с помощью мотортерстера. Это - довольно сложный прибор, подключаемый к компьютеру и способный диагностировать многие параметры работы карбюраторных и впрысковых двигателей. С помощью мотортестера возможно определить неисправности системы зажигания, топливной системы, электрических компонентов и т.д.
Компьютерная диагностика бензиновых двигателей стала возможной, благодаря появлению электронных блоков управления: которые посылают соответствующие команды в систему впрыска и записывают ошибки, поступающие с различных датчиков. В отличие от инструментальной диагностики, считывание показателей работы систем требует специального оборудования - сканера, а также опыта: так как блоки управления разных автомобилей могут существенно отличаться, и интерпретация показаний приборов в этом случае имеет решающее значение.
Принцип компьютерной диагностики основывается на том, что современный бензиновый двигатель оснащается множеством датчиков, включенных в систему самодиагностики. При каждом запуске двигателя система проводит самодиагностику: при появлении ошибок информация о них будет записана в память устройства. При наличии специального диагностического оборудования, имеющегося в сервисном центре, специалисты считывают показания работы и самодиагностики, расшифровывают данные, а затем уже определяют причину неисправности.
Интерпретация показаний самодиагностики – одна из самых сложных процедур, требующая опыта мастера. Нельзя же ведь установить датчики на каждую деталь двигателя, тогда как очень часто сообщение об отсутствии сигнала с одного из датчиков не обязательно означает, что датчик или узел не работают. В качестве уточняющих измерений мастера автосервиса часто прибегают к дополнительным тестам с помощью инструментов: амперметров, вольтметров, омметров и т.д. Таким образом, комплексная диагностика сочетает в себе компьютерную и инструментальную.
[photo 3]
Системный сканер – более продвинутое устройство, нежели сканер кодов ошибок, снабженное дисплеем - для визуализации параметров работы двигателя, а также встроенным мини-принтером - для распечатки результатов диагностики. Это устройство может стирать ошибки из памяти, воздействовать на блок управления и датчики, вносить изменение в программу блока управления двигателем и т.д.
www.autodrive.ru
Диагностика дизельного двигателя является неотъемлемой частью периодического техобслуживания любого подержанного автомобиля и позволяет выявить различные неисправности на раннем этапе. Но современное диагностическое оборудование есть далеко не у всех, а система самодиагностики устанавливается только на самые свежие машины. Можно конечно же обратиться в грамотный автосервис, оснащённый диагностическим стендом, но для большинства водителей, живущих где нибудь в глубинке, до ближайшего автосервиса несколько десятков, а то и сотен километров, да и стоить в некоторых автоцентрах полная диагностика будет не мало. Поэтому есть смысл узнать, как и с помощью чего можно провести диагностику своего дизеля самостоятельно, что и будет описано в этой статье.
Конечно же некоторые электронные компоненты самых современных дизелей (Common Rail) не получится диагностировать без специального оборудования и соответствующих знаний. Но большинство деталей даже современного двигателя, а тем более на более старых дизельных иномарках до сих пор бегающих по нашим дорогам, можно проверить и без сложного оборудования, что и будет описано в этой статье.
Впрочем, кто хочет научиться грамотной диагностике самых современных дизелей и зарабатывать на этом неплохие деньги, советую кликнуть на баннер чуть ниже и изучить специальный подробный видеокурс. Ведь все тонкости и нюансы этого дела невозможно описать в одной статье.
Самостоятельная диагностика дизельного двигателя.
Но вернёмся к самостоятельной диагностике дизеля своими силами. Даже на самых свежих дизельных иномарках состояние двигателя и его деталей можно проверить и без сложного оборудования, а на более старых дизелях тем более.
Первое с чего советую начать проверку — это с мойки вашего мотора и с банального внешнего осмотра. Ведь на чистом двигателе, сразу после его мойки и запуска, ну и прогрева, сразу выявляются различные утечки (см. фото слева). Разумеется, все они могут быть незначительными, но со временем они могут перерасти в более серьзные утечки и к повышенному расходу масла, антифриза и топлива. Серьёзный расход жидкостей может быть и при небольших утечках, если их много.
Выявить и устранить утечки масла, или топлива не так уж сложно (меняем прокладку клапанной крышки, или поддона, а также по необходимости меняем сальники коленвала, или сальники распредвала), а вот некоторые утечки охлаждающей жидкости выявить не так просто. Например если антифриз уходит где то внутри по порванной прокладке блока (как её заменить читаем тут), или просто где нибудь вытекает и тут же испаряется. То есть антифриз куда то уходит, его приходится постоянно доливать, но где он уходит визуально определить не так то просто, а порой и невозможно.
В первом случае утечка антифриза выявляется по признакам эмульсии на щупе для проверки уровня масла, или по выходящим пузырькам воздуха и следам масла в расширительном бачке (при работающем двигателе). Устранять эту неисправность нужно немедленно, иначе ваш мотор ждут серьёзные неприятности (подробно об этом читаем тут).
Как в первом, так и во втором случае определить незаметные утечки антифриза совсем несложно, с помощью самодельного приспособления описанного вот в этой статье, которая называется «Куда уходит охлаждающая жидкость?».
После внешнего осмотра, выявления и устранения утечек жидкостей (замены сальника коленвала, или сальника распредвала, замены прокладки клапанной крышки, поддона, или после замены прокладки блока, замены порванных патрубков, шлангов) можно переходить к диагностике деталей двигателя, точнее к проверке технического состояния (износа) главных деталей мотора — поршневой группы, коленвала и других деталей.
Проверку технического состояния этих деталей можно сделать двумя основными способами: с помощью замера компрессии и с помощью прослушивания работы мотора (ну ещё и пусковую частоту желательно проверить).
Проверка компрессии.
Начнём с проверки показателя компрессии, так как для надёжного запуска дизельного двигателя (особенно при минусовой температуре) очень важна необходимая норма компрессии. Какая норма нужна и при какой температуре окружающего воздуха? об этом я очень подробно написал в статье «Компрессия дизельного двигателя — всё о ней», которая находится вот тут. Там подробно описано при какой компрессии и какой температуре окружающего воздуха дизельный мотор способен запуститься, а при какой компрессии вы только зря посадите аккумулятор. Также там описано и как замерить компрессию.
Замер компрессии проводим с помощью компрессиметра, который сейчас несложно купить и стоит он не дорого. Только не покупайте компрессиметр с длинным шлангом (а лучше без шланга, как мой самодельный компрессиметр на фото слева), иначе показатель компрессии будет неверный. О том как замерять компрессию я уже неоднократно писал, например в статье » Что делать, если дизель плохо пускается при похолодании» вот тут, ну и вот здесь.
Если компрессия недостаточная, сначала нужно определить от чего она пропала — от износа поршневой группы, или от неисправностей в клапанном механизме. Чтобы проверить это, следует залить медицинским шприцем примерно по 25 — 50 кубиков моторного масла в каждый цилиндр (через отверстия свечей накаливания) и заново замерить компрессию компрессиметром.
Если после заливки моторного масла показатель компрессии увеличился, то тогда проблема в поршневой группе и её следует ремонтировать с помощью капремонта (но перед ремонтом сначала желательно попробовать восстановить компрессию без разборки мотора, с помощью специальной химии — подробно об этом вот тут, если уж не поможет, тогда предстоит расточка блока и замена изношенных поршней и поршневых колец).
Если же показатель компрессии после заливки масла не изменился, то тогда следует проверить клапанный механизм, сначала проверяем и регулируем клапанные тепловые зазоры, если это не поможет, тогда следует притереть клапаны, если и это не поможет, тогда восстанавливаем сёдла клапанов.
Замер пусковой частоты.
Ещё для надёжного запуска дизельного мотора важен такой показатель, как пусковая частота. Чем она выше (то есть выше обороты стартера и соответственно коленвала двигателя), тем легче запустить любой дизель. Проверить пусковую частоту можно с помощью секундомера и таблицы чуть ниже.
Для проверки нормальной пусковой частоты на вашем дизеле, кроме таблицы слева потребуется ещё и секундомер, ну и друг помощник (можно и помощница). Так же советую хорошенько зарядить аккумуляторную батарею (как правильно заряжать аккумулятор и как выбрать чем заряжать, новички могут почитать вот здесь). Далее открутим и отсоединим трубопровод высокого давления от любой форсунки на вашем двигателе и направим его в какую то прозрачную ёмкость (например в пластиковую бутылку).
Ну и теперь просим помощника (или помощницу) прокручивать с помощью электро-стартера коленвал вашего двигателя, а сами включаем секундомер и наблюдаем за пульсациями топлива, выходящим из трубопровода высокого давления. Следует засечь, за какое время в секундах топливный насос (ТНВД) вашего двигателя выдаст шесть подач топлива в бутылку.
И когда вы точно засечёте, за сколько секунд ТНВД выдаст 6 подач, останется посмотреть в таблице, какая получится у вас пусковая частота. Если топливный насос выдаст шесть подач не более чем за 4 секунды, значит пусковая частота у вашего дизеля нормальная и он заведётся даже при минусовой температуре (конечно же если ещё и компрессия нормальная). Если же насос выдаёт 6 подач топлива более чем за 4 секунды, значит пусковая частота не достаточна и дизель будет плохо заводиться в мороз (или совсем не заведётся).
В таком случае следует перебрать электростартер, возможно он не развивает нужные обороты из-за потерь тока на контактах реле (так же полезно почистить все клеммы), а если это не поможет, тогда следует установить на вашу машину более ёмкую батарею (например вместо батареи на 65 А/h следует приобрести и установить на 75-80 А/h).
Бывает, что пусковой ток теряется из-за плохого контакта силовых проводов с кузовом, или двигателем — я об этом уже писал и почитать об этом можно вот тут.
Диагностика дизельного двигателя по механическим шумам.
Диагностику дизельного двигателя, а точнее износ мотора можно проверить с помощью прослушивания работающего двигателя. Как определить состояние мотора по механическим шумам я уже писал (подробно об этом вот тут). Но и здесь следует написать о проверке основных деталей дизельного мотора, и если какие то детали изношены — это несложно определить по характерному шуму.
Для прослушивания желательно использовать стетоскоп, но у кого его нет, то можно приложить к двигателю и деревянную палочку (один конец палочки упираем в место прослушиваемой детали на моторе, а второй конец обхватываем кистью руки и кулак прижимаем к уху). Но большинство шумов изношенных деталей хорошо слышны даже в салоне машины при поездках — то есть под нагрузкой, но об этом ниже.
Кроме диагностики дизельного двигателя с помощью компрессии и по механическим шумам, определить состояние вашего мотора можно ещё по цвету выхлопных газов. Как определить состояние двигателя по цвету выхлопа и что означает цвет выхлопных газов, можно подробно почитать вот в этой статье. А здесь будет описан простейший тест, позволяющий проверить техническое состояние двигателя даже новичку.
Для этого возьмите чистый белый лист бумаги, затем поднесите его близко к выхлопной трубе и попросите помощника резко увеличить обороты работающего на холостом ходу двигателя. У технически исправного двигателя, при резкой подаче газа, на листе бумаги ничего не должно появиться (масляных пятен, сажи и т.п.).
Проверка давления, создаваемого плунжерной парой.
Если ваш изрядно поработавший дизельный двигатель нормально запускается в холодном состоянии, а когда он прогреется, то запустить его очень тяжело или невозможно, значит следует проверить давление топлива, которое развивает плунжерная пара в ТНВД, скорей всего она изношена и её следует менять.
Причина трудного запуска двигателя с изношенной плунжерной парой довольно проста. Пока мотор холодный, дизельное топливо густое, тоесть имеет повышенную вязкость, чем на горячем двигателе. А при движении плунжера в своём цилиндре, при прокачке топлива, с более густым топливом гораздо легче создать нужное высокое давление, чем с более жидким горячим топливом.
Поэтому горячий мотор с изношенной плунжерной парой можно запустить только если полить ТНВД холодной водой, то есть охладить его и сделать топливо в нём более холодным и вязким.
Для того, чтобы узнать какое давление создаёт плунжерная пара вашего насоса высокого давления (минимальное давление плунжерной пары должно быть не менее 300 кг/см²), и узнать пора ли менять плунжерную пару или нет, потребуется прибор типа КИ 48-02 (или ТАД как на фото) или ему подобный более современный прибор, с манометром рассчитанным на давление не менее 400 кг/см².
Прибор можно приобрести в магазине — см фото, сейчас они уже начали появляться в продаже, или изготовить самому, если купить манометр, краник, резьбовые штуцеры и шланг высокого давления. Далее следует подключить его к тнвд, вместо болта под номером 7 — смотрите фото.
Остается прокручивать холодный двигатель электростартером и наблюдать на манометре давление, создаваемое плунжерной парой. Если давление ниже 300 кг/см², значит пора менять плунжерную пару. Стоит она недёшево, но это лучше, чем менять ТНВД целиком, который стоит более 1000$.
Кстати, о диагностике и ремонте ТНВД я подробно написал вот тут и желающие смогут кликнуть и почитать. Кто не хочет заморачиваться с замером давления и заменой плунжерной пары, то разумеется ищем адекватный сервис с грамотными специалистами.
Диагностика и ремонт форсунок дизельного двигателя.
Бывает, что какая то из форсунок выходит из строя и дизельный двигатель начинает троить. Выявить неисправную форсунку довольно просто: следует поочерёдно отключать трубопроводы от форсунок (достаточно немного открутить гайку трубопровода высокого давления) и если при отключении какой то форсунки работа мотора не изменится (обороты двигателя не изменятся) значит это и есть неисправная форсунка.
Неисправную форсунку следует снять с двигателя и уже дальше провести её диагностику с помощью специального приспособления, показанного на фото слева, ну и отремонтировать неисправную форсунку, как описано вот здесь.
Приспособление для проверки форсунок можно сделать самостоятельно из гидроцилиндра и манометра. Подробно о таком приспособлении я уже писал в статье про ремонт дизельных форсунок, ссылка чуть выше. И такое приспособление показано в видеоролике чуть ниже.Для кого ремонт форсунок покажется сложным, следует выявить неисправную форсунку, как описано чуть выше и отвести её на ремонт в специализированный центр. То же касается и самых современных форсунок, ремонт которых в домашних условиях не так уж прост, а стоят они очень дорого.
Диагностика турбины дизельного двигателя.
Диагностика турбокомпрессора современного турбо-дизеля позволит избежать серьёзных проблем с двигателем в дальнейшем. Так как при неисправностях турбины возможен повышенный расход моторного масла, образование сильного нагара на внутренних деталях мотора, закоксовка поршневых колец, ну и забитый сажевый фильтр, который стоит не мало. А при разрушениях деталей изношенной турбины возможна и поломка двигателя. Поэтому проверка технического состояния турбины и замена её изношенных деталей является важным этапом всей диагностики дизельного двигателя.
О диагностике и ремонте дизельного турбокомпрессора я уже написал подробную статью, которая находится вот здесь, а в этой статье будут затронуты лишь самые важные нюансы. Для начала отсоединяем впускной патрубок от улитки турбины и внимательно осматриваем полость улитки внутри и вал крыльчатки. Если будут обнаружены следы масла, на крыльчатке, стенках корпуса или в районе вала и крыльчатки, то значит уплотнения вала изношены и требуется купить ремкомплект и заменить изношенные уплотнения (кольца).
Ещё полезно отделить турбину от выпускного патрубка и заглянуть в высокотемпературную чугунную улитку, так как здесь условия работы более жёсткие и детали турбины с этой стороны выходят из строя гораздо чаще, чем со стороны воздушной улитки.
Также не помешает взяться рукой за крыльчатку и попробовать пошатать вал , при этом не должно чувствоваться никаких люфтов. Если же люфт вала чувствуется рукой, то необходима замена подшипников турбины (проще заменить катридж, но об этом подробнее в статье про ремонт турбин — ссылка чуть выше), так как при повышенном зазоре в подшипниках, даже новые уплотнения долго не протянут, ну и возможно задевание крыльчатки за корпус и разрушение деталей.
Кстати повышенный люфт легко обнаружить и осмотром крыльчатки и корпуса — если на них есть следы задевания друг о друга (может сопровождаться посторонним шумом при работе), то по любому подшипники изношены и требуют замены.
Повышенные зазоры в подшипниках скольжения как правило появляются от применения моторного масла не того класса, которое рекомендует производитель дизельной иномарки, а так же от резкой подачи газа на не прогретом двигателе, особенно после долгого простоя машины (ведь масло не сразу попадает по системе смазки к подшипникам скольжения турбины).
К выходу из строя подшипников турбины приводит выход из строя турбо-таймера, который проверить достаточно легко — мотор не должен глохнуть сразу, после выключения замка зажигания. На более старых машинах, не имеющих турбо-таймер, не рекомендуется глушить двигатель сразу после окончания поездки, нужно дать ему поработать на холостых оборотах хотя бы минуту.
Выход из строя турбокомперссора определить довольно легко по причинам, описанным ниже:
После выявления неисправностей турбины следует произвести её ремонт, как описано в статье «Ремонт турбин» — ссылка на статью выше.
Диагностика более современных дизелей может осложниться, так как такие двигатели напичканы современной электроникой, оснащены различными датчиками, турбина управляется электронными компонентами, а давление в топливной рейке постоянно контролируется электронным блоком управления. Разумеется описать все тонкости диагностики таких современных дизелей и оборудования, предназначенного для этого дела в одной статье нереально. Для получения соответствующих знаний, которые сейчас высоко ценятся и высоко оплачиваются в любом автосервисе, потребуется время и поэтому желательно изучить подробнейший видеокурс, кликнув на баннер в начале статьи.
О диагностике дизельного двигателя, более современных дизелей Common Rail, можно посмотреть видеоролик чуть ниже, а для очень подробного изучения, как было сказано выше, кликнуть на баннер в начале статьи, и изучив видео-курс, стать грамотным диагностом, успехов всем.
suvorov-castom.ru