ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Американцы создают БМП с гибридным двигателем. Двигатель бмп


БМП-1 Боевая Машина Пехоты, Описание и Технические Характеристики ТТХ Пушки, Вооружение и Эксплуатация Двигателя, Вес Боекомплекта

БМП 1

Технические характеристики БМП-1 1966 года

Фото БМП-1

БМП1

Фото БМП-1

Боевые машины пехоты (БМП) – это довольно широкий класс боевой техники, основной задачей которой является доставка военнослужащих на поле боя, повышение их мобильности, усиление защиты и огневой мощи пехоты. Современные БМП могут выполнять множество функций, они обучены поддерживать танки на поле боя, а если надо, то и успешно бороться с ними. Эти боевые машины имеют весьма богатую историю.

Мысль о том, что пехота также нуждается в броневой защите впервые пришла в голову англичанам еще во времена Первой мировой войны. Однако, техника того времени была очень тихоходной и крайне ненадежной. Танки были не слишком стремительны, и пехотинцы легко поспевали за ними и без всяких БМП.

Но уже в тридцатых годах прошлого века, в эпоху стремительного развития танковой техники, о боевых машинах пехоты вспомнили опять. Советский Союз создал большое количество танков и бронеавтомобилей, но средство доставки пехоты на поле боя и ее поддержки так и не было сделано. Единственное, что можно вспомнить, это полугусеничный бронетранспортер Б-3, который был создан перед войной. Он мог перевозить до 15 пехотинцев. Его так и не приняли на вооружение.

БМП-1

В гитлеровской Германии работы в этом направлении продвигались куда более активно. Немецкие полководцы, которые разрабатывали концепцию молниеносной войны, понимали, что скорость передвижения важна не только для бронетехники, но и для пехоты, идущей следом за ней. К началу войны немцы создали и запустили в серийное производство полугусеничный бронетранспортер «Panzergrenadir», который не только доставлял бойцов на поле боя, но и часто принимал участие в сражениях, двигаясь рядом с танками.

Второе рождение этот вид боевой техники получил в середине прошлого столетия. Военная доктрина того времени предусматривала широкое применение тактического ядерного оружия. Нужна была машина, которая могла бы защитить пехоту от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяла солдатам поражать противника, находясь внутри боевой машины.

Так определилась концепция создания БМП. Это боевая машина с высокой проходимостью, полностью закрытая, которая способна не только привести пехотинцев на поле боя, но и пойти с ними в атаку. Броня БМП должна была надежно защищать экипаж от стрелкового оружия, от осколков артиллерийских снарядов и от поражающих факторов оружия массового поражения.

БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Переходя к описанию БМП-1, следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.

Схема БМП-1

Концепция БМП-1 и история ее создания

В середине 60-х годов прошлого века стало понятно, что бронетранспортер БТР-50П устарел и ему необходимо искать замену. Сразу несколько советских конструкторских бюро принялись за работу. В КБ Челябинского завода была разработана новая боевая машина БМП-1. Она стала первой в мире БМП, которую запустили в серийное производство. Главным конструктором этого проекта был Исаков. Челябинцы представили сразу несколько вариантов будущей машины.

В 1966 году БМП-1 приняли на вооружение, а в 1967 – она была впервые показана широкой публике во время парада в Москве.

БМП-1, в отличие от бронетранспортера, должна была не только доставлять пехоту, но и поддерживать ее в бою. Конструкция машины предусматривала решения подобных задач. На БМП-1 была установлена 73-мм пушка «Гром», пулемет, а также ПТУР «Малютка». На машину был установлен очень удачный дизельный двигатель В-2.

Следует сказать, что обычно на БМП устанавливают системы стабилизации вооружения, более совершенные прицелы и системы управления огнем, чем на бронетранспортеры. На БМП часто устанавливают системы пожаротушения, средства постановки дымовых завес. Хотя, по уровню броневой защиты БТР и БМП равнозначны. БТР обычно вооружен пулеметом, а на БМП чаще устанавливают пушечное вооружение.

БМП-1

БМП-1 выпускался в СССР, Польше, Чехии и Индии. Выпуск этих машин был прекращен в 1988 году.

Создание и начало эксплуатации этой бронемашины пришелся на период стремительного развития противотанковых средств. Основные претензии к этой машине, в первую очередь, связаны со степенью ее защищенности.

Несколько стран НАТО приняли на вооружение новые подкалиберные снаряды, которые могли поражать лобовую броню БМП-1 на расстоянии 1000 метров. Пушка «Бушмастер», установленная на основную американскую БМП «Бредли», могла пробить броню БМП-1 на расстоянии до 2000 метров.

Опыт афганской войны и арабо-израильского конфликта показал, что бортовая броня пробивается даже пулей калибра 12,7 миллиметров. Попадание же противотанковой гранаты приводило к возгоранию машины и подрыву боекомплекта.

БМП-1 состоял на вооружении нескольких десятков стран. Кое-где он находится в строю и сегодня. Эта бронемашина участвовала в конфликтах в разных частях мира. Были многочисленные попытки модернизации машины. Их основной целью было усиление вооружения и улучшение броневой защиты. Часто вместо гладкоствольной пушки «Гром» устанавливалась автоматическая пушка, гранатомет или противотанковый комплекс. В настоящий момент известны около двух десятков различных модификаций БМП-1. Кроме этого, на ее базе созданы многочисленные машины, которые выполняют различные специальные задачи. Описание их заняло бы много времени. Это и штабные машины, разведывательные, санитарные и даже машины, которые используются в народном хозяйстве для сугубо мирных целей.

БМП-1

Описание БМП-1

Двигатель на этой машине находится в передней части (справа), рядом с ним (слева) расположено отделение управления. Боевое отделение занимает центральную часть БМП, а сзади расположен десантный отсек, который вмещает восемь десантников.

Броня сделана из стальных катаных листов, которые установлены под большим углом. По бортам БМП расположены бойницы, которые закрыты специальными заслонками. Всю заднюю часть машины занимают десантные двери, которые выполняют еще и функции топливных баков. Башня БМП литая, круглой формы. В ней установлена 73-мм пушка «Гром» и пулемет. Также БМП вооружена противотанковыми ракетами «Малютка».

БМП-1 умеет плавать. Благодаря форме корпуса и специальным щиткам она может плыть со скоростью 7 км/ч. Передвижение в воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Опорные катки сделаны полыми, что улучшает плавучесть машины.

На машину установлен шестицилиндровый дизельный двигатель, который обеспечивает ей высокую подвижность. Ниже дано описание технических характеристик БМП-1.

ТТХ БМП-1

Боевая масса, кг12 600
Экипаж, чел.3+8
Основные размеры, мм
Длина6460
Ширина2940
Высота2068
Вооружение
73-мм пушка «Гром», ПТРК «Малютка»
Механизм заряжанияэлектромеханический
Прицельное приспособление1ПН22М1
ИК-прожекторОУ-3ГА2
Средства постановки завесыТДА
Двигательдизель УТД-20
Максимальная мощность, л. с.300
Количество цилиндров6
Удельная мощность23,8
Емкость топливных баков, л462
Максимальная скорость, км/ч65
Запас хода, км600
Бронирование, ммиюня.26
РадиостанцияР-123М
Навигационная аппаратураГПК-59

Видео о машине

militaryarms.ru

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ "БМП-2"

 

 

 

 

Чертежи БМП-2 во всех проекциях   Чертежи БМП-2 во всех проекциях

Чертежи БМП-2 во всех проекциях

 

Подробнее про модернизацию БМП-2 "Бережок"

О МОДЕРНИЗАЦИИ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ БМП-2 Бережок Российская тяжелая БМП Т-15 (Объект 149)

 

БМП-2 вооруженных сил Финляндии

БМП-2 вооруженных сил Финляндии

Индийская БМП-2

Индийская БМП-2

 

БМП-2 вооруженных сил Индонезии

БМП-2 вооруженных сил Индонезии

 

 БМП-2 вооруженных сил Ирака

Выведенная из строя БМП-2 вооруженных сил Ирака

 

 

Устройство БМП-2

Устройство БМП-2: 1 – двигатель; 2 – прибор наблюдения механика-водителя; 3 – прибор наблюдения стрелка-десантника; 4 – пушка 2А42; 5 – башня; 6 – спаренный пулемёт; 7 – кожух прицела; 8 – пусковая установка ПТУР «Конкурс»; 9 – укладка ПТУР в боевом отделении; 10 – антенна; 11 – укрывочный брезент; 12 – спинка сиденья десанта; 13 – шаровые опоры для автоматов; 14 – кормовая дверь; 15 – опорный каток; 16 – магазин для 30-мм снарядов; 17 – укладка ПТУР механика-водителя; 18 – сиденье стрелка-десантника; 19 – сиденье механика-водителя; 20 – направляющее колесо; 21 – крыло-поплавок; 22 – бронекрышки; 23 – дымовые гранатомёты; 24 – фара; 25 – прибор заднего вида

 

ФОТОГРАФИИ БМП-2 И ЕЕ МОДИФИКАЦИЙ

 

 

 

БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

БМП-2 с ПТУР «Корнет» установлена новая СУО с ТВП, дополнительное ракетное вооружение – 4 ПТРК «Корнет»

 

БМП-2 с противокумулятивными решетчатыми экранами производства НИИ Стали.

 

 

Модификации:

• БМП-2 (установлен автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя»)

• БМП-2Д («афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. 1981 г .)

БМП-2Д

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-2Д

 

 

• БМП-2К (командирская БМП, дополнительные средства связи)

• БМП-2М (новый боевой модуль «Бахча-У» с 100-мм пушкой, 2000 г .)

 

БМП-2М

БМП-2М

 

• БМП-2 с ПТУР «Корнет» (новая СУО, дополнительное ракетное вооружение – 4 ПТРК «Корнет», 2000 г .)

Зарубежные модификации:

• BVP-2 (БМП-2 Чехословакского производства)

• «Sarath» (БМП-2 производившаяся в Индии)

Машины созданные на базе БМП-2:

• БРЭМ-4

 

БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА БРЭМ-4

БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА БРЭМ-4

 

 

• БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

  БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)       БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

 

• МАШИНА ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ РХМК

МАШИНА ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ РХМК

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг

13 800...14 000

Экипаж (десант), чел.

3 (7)

Основные размерения, мм:

 

– Длина по корпусу (с пушкой вперед)

6735 (-)

– Ширина

3150

– Высота

2059...2450

– Клиренс

420

– Ширина гусеницы (шаг трака)

300 (140)

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

0,63

Преодолеваемые препятствия:

 

– подъем, град.

35

– крен, град.

?

– ров, м

2,5

– стенка, м

0,7

– брод, м

плавает

Вооружение (боезапас):

 

– 30-мм пушка 2А42– 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ– ПУ ПТРК 9М111«Фагот»/9М113«Конкурс»– ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7

1 (500)1 (2 000)1 (4)2

Углы вертикального наведения, град.

+74

Стабилизатор вооружения

2Э36-1

Механизм заряжания

2-ленточное питание

Приборы прицеливания

2 х БПК-1-42 (перископич., днев./ноч.), 1П3-3 (зенитн.)

ИК-прожектор

ОУ-3ГА2

Приборы наблюдения

16

Количество амбразур (из них для пулеметов)

8 (3)

Средства постановки дымзавесы

6 х 902В «Туча», ТДА

Тип и марка двигателя

дизель УТД-20С1

Максимальная мощность, л.с.(кВт)

300 (220,8)

Количество цилиндров

6 (V-обр.)

Количество оборотов/мин

2 600

Удельная мощность, л.с./т

21,8

Емкость топливных баков, л

460

Трансмиссия

многодисковый главный фрикцион сухого трения, 5-скоростная механическая коробка передач, планетарные 2-ступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи

Максимальная скорость (на плаву), км/ч:

65 (7)

Запас хода, км

550...600

Бронирование, мм

6...26

Радиостанция

Р-123М

ТПУ

Р-124

Навигационная аппаратура

ГПК-59

 

www.btvt.narod.ru

Будущее Машин Пехоты » Военное обозрение

Большинство современных концепций бронетехники, как танков, так и более легких машин, формировались в годы Холодной войны. В то время, когда всерьез рассматривалась возможность реального использования в бою ядерного оружия со всеми последствиями его применения. К примеру, именно для действий в таких условиях конструировалась БМП-1. Последующие модели отечественных боевых машин пехоты уже имели некоторые концептуальные изменения, но все равно делались с оглядкой на действия в условиях применения тактических ядерных зарядов. Только реальность показала, что никто не будет посыпать вражеские окопы атомными бомбами, а крупных войн «от океана до океана» также не предвидится. В то же время БМП довелось участвовать в ряде локальных войн, в которых стало ясно: существующая концепция боевой машины пехоты не совсем удовлетворяет условиям небольших конфликтов.

БМП-3 с комплексом активной защиты «Арена»

Проблемы защиты

Боевые машины пехоты должны были перевозиться в том числе и транспортными самолетами. Отсюда вытекала необходимость сравнительно небольших габаритов и массы. Все это не могло не сказываться на боевых характеристиках. И если для сохранения более-менее нормальной брони при уменьшении линейных размеров можно было пожертвовать внутренним объемом и комфортом экипажа, то малый вес требовал либо менять материалы, либо ухудшать защиту. Вопрос габаритов, надо заметить, оказался менее больным – все-таки в тесноте, но с хорошей броней лучше и безопасней, чем с плохой защитой, но большим количеством свободного места. А ведь внутренние объемы машины занимает не только экипаж, но и двигатель, трансмиссия, вооружение и т.д.Немного обнадеживающе на этом фоне выглядела практика применения БМП. Эти машины должны были действовать в одном строю с танками, а значит, можно было пожертвовать, как минимум, плавучестью: танки преодолевать водные преграды не могут и требуют наведения переправ. Так почему бы их не применять и для БМП? Что же до плавучести, то ее стоит оставить легким разведывательным машинам, БМД и технике, применяемой в морской пехоте. А если машина не должна плавать, можно немного упростить конструкцию и/или уделить большее внимание защите.

В то же время никто не отменял требования по авиаперевозкам техники. Немецкие конструкторы и военные нашли компромисс между весом и защитой. На их БМП «Пума» предусмотрена навеска дополнительных модулей бронирования. Если их снять, машину вполне можно перевозить при помощи перспективного транспортника Airbus A400. Соответственно, по прибытии на место можно навесить отдельно доставленные модули и идти в бой. Оригинально и элегантно, особенно в свете боевой массы «Пумы» в сорок с лишним тонн.

БМП: Будущее Машин Пехоты

Установка модульной бронезащиты на немецкий перспективный БМП «Пума»

Подробнее можно почитать здесь: БМП "Пума"

Немецкий подход к бронированию позволяет БМП, идя в одном строю с танками, рисковать меньше, чем при традиционной «однослойной» броне. В то же время разрабатываемые модули защиты класса «C» для «Пумы» смогут защищать машину от бронебойных оперенных снарядов только относительно малых калибров – до 50 мм. Иными словами, БМП с модульной защитой рискует меньше, но все равно не так живуча, как танки. Вполне возможно, что конструкторы боевых машин начнут более активно оснащать свою продукцию системами активной защиты, подобными российской «Арене».

Особняком в сфере защиты боевых машин стоит проблема мин. Если с фугасными бороться относительно легко – сделать днище крепче и толще, то с кумулятивными дело обстоит гораздо сложнее. К тому же БМП может повредить не «брюхо», а гусеницу, что также не добавляет шансов выжить на поле боя. За те десятки лет, которые бронетехника вынуждена бороться с противотанковыми минами, лучше средств, чем минные тралы, придумано не было. Хотя, надо признать, навеска на БМП конструкции с колесами или ножами выглядит несколько сомнительно. Будем надеяться, конструкторы найдут более удобный и эффективный способ сохранить жизнь тех, кто будет воевать на их творениях.

БМП-1 Модернизированный

Вопросы нападения

Помимо защиты – активной или пассивной – боевая машина должна иметь и средства нападения, проще говоря, оружие. Рассмотрим основные классы вооружения, применяемые на современных БМП:

- Пулеметы. Старое и проверенное оружие. Может устанавливаться и как основное оружие, и как спаренное с пушкой, и как зенитное (с некоторыми оговорками), и как только противопехотное. Плюсы пулемета/ов - экономия места в пользу десанта за счет самого оружия и боеприпасов. Главный минус – низкая огневая мощь. Считается, что пулемет не может полностью закрыть все потребности БМП, но это не мешает Израилю спокойно пользоваться машинами «Ахзарит», вооруженными четырьмя 7,62-мм пулеметами FN MAG.

- Автоматические гранатометы. Требуют немного больше места, чем пулемет, но имеют значительное преимущество перед ним в огневой мощи. В то же время автоматический гранатомет не может подбить танк или хотя бы БМП, но низкая начальная скорость гранаты позволяет с большим эффектом обстреливать окопы и небольшие фортификационные сооружения (ДОТы и т.п.).

- Малокалиберная автоматическая пушка (около 30 мм). Достаточно компактное оружие с немалой мощью. Однако его нельзя использовать против серьезной бронетехники противника. Зато против легкобронированной или «голой» техники либо живой силы – удобно и эффективно.

- Пушки калибра 30-75 мм. Более серьезное оружие, возможно использование бронебойных оперенных снарядов. Но и габариты имеет значительные, что уменьшает десантные объемы.

- Танковые пушки. На первый взгляд, идеальный «гибрид» танка и БМП. Но только на первый – десант и боекомплект будут серьезно конкурировать за место в машине. Так, например, польский легкий танк «Андерс» имеет 120-мм пушку. Выглядит серьезно. Но только до тех пор, пока не узнаешь, что ее боекомплект составляет всего 12 снарядов. Можно, конечно, загрузить в десантное отделение еще два десятка, но тогда четверо солдат пойдут в бой пешком. Одним словом, крайне невыгодное оружие для БМП.

- Универсальная пушка-пусковая установка. Уже опробована на отечественной БМП-3. Требует относительно больших объемов для смешанного боекомплекта, но в случае с «Тройкой» не мешает перевозить семерых десантников. Использование ПТУР позволяет машине атаковать вражескую бронетехнику, не входя в ее зону поражения, и этим поддерживать пехоту. Но одной 100-мм пушки недостаточно, поэтому БМП-3 имеет спаренную 30-мм пушку.

- Противотанковые ракеты (на отдельной пусковой установке). Одно из самых спорных вооружений для боевых машин пехоты. Сторонники ПТУР считают, что это оружие значительно увеличивает огневую мощь машины, позволяет атаковать противника с больших дистанций и не требует затрат внутренних объемов, кроме необходимых для боекомплекта. Противники противотанковых ракет, в свою очередь, полагают, что БМП, атаковав танк ракетой, может привлечь его внимание и вскоре получить ответ в виде снаряда. Противники ПТУР указывают, что выгоднее будет вооружить ракетами пехоту, которую везет БМП: пусть они, высадившись и замаскировавшись, обстреливают танки. И все же большинство конструкторов и военных придерживается мнения, согласно которому ПТУР боевой машине пехоты нужны как собственное оружие.

Башня «Кливер» производства КБП

Суета вокруг концепции

Внимательные читатели, наверное, уже заметили, что вооружение и защита БМП жестко связаны с габаритами машины и порой даже «страдают» от них. Оружие, боекомплект, десант – все требует места, а оно ограничено. И одновременно с этим в глаза бросается некая универсальность БМП: пулеметы для вражеской пехоты, пушки для легкобронированных целей, ПТУРы – для танков. Может быть, перестать пробовать запихать в один корпус столько всего и сразу? Стоит ли к такой массе оружия, патронов и снарядов добавлять еще и десант? К тому же первоначально БМП создавались как дешевое, но эффективное средство поддержки пехоты, а современные машины с их оружием и системами управления им по цене уже наступают на пятки «полноценным» танкам. Что, если вместо одной универсальной машины сделать несколько узконаправленных? И такие работы уже ведутся. Швеция делает свою линейку CV-90, Польша – «Андерс», Россия начала работу над «Арматой». Согласно концепции унифицированных боевых машин, единую БМП должны заменить следующие машины:

- Собственно боевая машина пехоты – перевозит личный состав и не вступает в конфликт с серьезной вражеской техникой. Должна иметь хорошую защиту и вооружение, состоящее из пулеметов (в т.ч. крупнокалиберных) и автоматических гранатометов. Иными словами, максимум внутреннего объема нужно отдать солдатам.

- Машина огневой поддержки. Должна иметь пушку калибра 35-75 мм (в зависимости от воззрений военных на применение машины) и защиту, схожую с предыдущей машиной. На поле боя должна прикрывать машину с личным составом и, в соответствующей обстановке, сопровождать танки. Экипаж машины огневой поддержки может быть сокращен до минимума, например, до трех человек, что даст разместить на машине пушку с солидным боезапасом без ущерба для других «пунктов». Также боевой машине не помешает необитаемая башня: это не только снизит потенциальную опасность для экипажа, но и позволит уменьшить силуэт всей машины.

- Боевая машина с ракетным комплексом. Собирает в себе все плюсы собственно ПТУРов и машины огневой поддержки.

Возможно также создание машины, вооруженной ствольным и ракетным оружием сразу. Однако она будет и дороже, и сложнее, и, вероятно, тяжелее. Вряд ли это будет целесообразным. Зато на базе унифицированной ходовой части можно будет создать еще несколько несомненно полезных машин: ремонтно-эвакуационную, разведывательно-дозорную и т.д.

Хитрая унификация

В 1943 году в Канаде предприняли попытку сделать из танка Ram тяжелый бронетранспортер. Результат получил название Kangaroo. Надо признать, что конструкторы сняли с «Рэма» башню и убрали все тяжелое оружие не для повышения защиты личного состава, а для улучшения проходимости. Но удалось им и то, и другое. В 80-х израильские военные вспомнили канадский опыт. Из устаревших «Центурионов» делался тяжелый БТР «Пума» (не путать с современным немецким) с местами для десяти солдат. В 1988 году Израиль начал переоборудовать трофейные танки Т-54 и Т-55 советского производства в уже упоминавшиеся тяжелые БТР «Ахзарит», а с 2008-го «Меркаву-4» стали переделывать в БТР «Намер».

БТР «Ахзарит

Вместе с соответствующей боевой массой все перечисленные машины получили и солидное бронирование. Конечно, они не могут перевозиться самолетами, но израильский ЦАХАЛ не участвует в операциях на большом удалении от родины. Можно сказать, «Пума», «Ахзарит» и «Намер» являются полностью приспособленными к условиям, в которых приходится воевать израильской армии.

Выходит, при определенных оговорках, концепция тяжелой БМП на базе основного боевого танка имеет право на жизнь. Причем, в отличие от 40-х годов, сейчас экономическая сторона такой машины будет куда более интересной для заказчика. Более половины стоимости современного основного боевого танка (ОБТ) приходится на вооружение, системы управления вооружением и прочую аппаратуру. Соответственно, БМП, сделанная из ходовой части танка, будет ощутимо дешевле последнего. Еще один плюс БМП из ОБТ – большое количество уже сделанных танков, по разным причинам ждущих свою утилизацию. Переоборудование их в боевые машины пехоты позволит продлить жизнь машин и в некотором смысле обновить парк бронетехники.

Правда, переделка танка в БМП может вызвать ряд вопросов. К примеру, все советские и российские танки имеют моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части. В свою очередь, у отечественных БМП люки для десанта также расположены на корме. Израиль решил эту проблему следующим образом: «Ахзарит», сделанный из Т-54, получил новый более компактный дизельный двигатель, за счет чего удалось сделать в кормовой части машины довольно широкий лаз для десанта. Что интересно, панель-крыша лаза при открытии двери уходит вверх и дает солдатам возможность выходить из машины, а не выползать.

Еще интереснее решили проблемы перекомпоновки танка в Иордании. Тамошние конструкторы не стали мудрить с новым двигателем и просто «развернули» старые «Центурионы». Передняя часть танка стала кормой БМП и наоборот. Как следствие, двигатель оказался в носовом отделении машины. В дополнение к этому пришлось немного доработать рабочие места экипажа.

БМТ-72 рядом с боевой машиной пехоты БМП-2

БМП будущего

Какие бы споры не шли относительно облика перспективных боевых машин пехоты, все сходятся на одном: они нужны. В последние несколько лет в сфере строительства БМП наметилось двоякое отношение к универсальности боевой машины. С одной стороны, идут работы над модульными системами, позволяющими в минимальные сроки переоборудовать машину для конкретны целей. С другой - регулярно стали появляться проекты, подразумевающие создание нескольких отдельных машин на единой основе. Переработка танков в БМП, в свою очередь, пока особой популярностью не пользуется. Так что на данный момент можно сделать вывод, что по полям будущих сражений будет ездить множество небольших, но хорошо защищенных машин. При этом они, за исключением некоторых деталей, будут похожи друг на друга, как близкие родственники. Но почему «как»? Машины, построенные на базе унифицированной платформы, действительно являются самыми настоящими «родственниками».

topwar.ru

БМП с газотурбинным двигателем для Арктики

БМП с газотурбинным двигателем для Арктики

Минобороны определилось с тактико-техническими требованиями для перспективной боевой машины пехоты (БМП) с газотурбинным двигателем. Этими машинами будут оснащаться мотострелковые бригады в Заполярье. Информированный источник в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) Минобороны сообщил «Известиям», что первые эскизные проекты и конструкторская документация должны появиться в течение 2013 года.

«Работы по «Рыцарю» уже начались на «Курганмашзаводе». Газотурбинная БМП — принципиально новое изделие для нас, поэтому неизбежны сложности. А главная проблема — в создании малогабаритного газотурбинного двигателя. Во всем мире они существуют только в опытных экземплярах, а мы планируем для серийных машин», — сказал источник.

БМП с газотурбинным двигателем для Арктики

В газотурбинном двигателе продукты сгорания топлива вращают турбину, а не поршень, что увеличивает мощность, снижает шумность и вибрацию, а заодно повышает расход топлива из-за низкого по сравнению с поршневыми двигателями коэффициента полезного действия.

Перспективная БМП пока известна под шифром опытно-конструкторской работы «Рыцарь». По всей видимости, она будет габаритнее и тяжелее современных БМП-3 — более 20 т против 18,7 т. Двигатель создается в Калужском опытном бюро моторостроения. Собеседник пояснил, что газотурбинными двигателями оснащаются отечественные танки Т-80 и американские танки «Абрамс», однако для БМП они не подходят.

«БМП меньше размерами и легче танков, много места под двигатель и трансмиссию выделить нельзя, так как основное внимание уделяется отделению для перевозки личного состава. У калужан есть определенные успехи, разглашать которые рано», — продолжил офицер ГАБТУ.

По информации из оборонно-промышленного комплекса (ОПК), базовый двигатель уже готов, но мощность ниже проектной. Для 20-тонного «Рыцаря» необходим мотор как минимум 400 л.с., согласно отечественному нормативу 22 л.с. на тонну веса. В Калуге обещают создать двигатель через 2–2,5 года, и ему найдется применение и в гражданской промышленности.

Офицер ГАБТУ считает естественным выбор газовой турбины для арктической БМП. В поршневых бензиновых и дизельных двигателях при температурах ниже минус 10 начинают замерзать расходные жидкости. При минус 40 они работают нестабильно, говорит он.

Второй довод: приполярный регион слабо заселен, между военными базами и населенными пунктами большие расстояния. Боевые машины должны быть более автономными, чем в южных широтах, со всеми признаками «дома на гусеницах» с просторным десантным отделением. Одновременно необходимо учитывать возросшую мощь современных противотанковых средства, а значит, машина должна иметь усиленное бронирование и активные системы защиты.

Огромную и тяжелую БМП с большим энергопотреблением вывезет только особо мощный двигатель. То есть газотурбинный, резюмирует собеседник «Известий». Двигатель стабильно запускается и работает даже в минус 50.

Высокий расход топлива будет компенсирован электрической трансмиссией. В ней усилие от двигателя передается не напрямую на гусеницы, а в генератор, который приводит в действие электродвигатели, вращающие ведущие колеса, поделился с изданием представитель ОПК. По его словам, проблем с электрической трансмиссией нет, ее технология уже отработана отечественными оружейниками.

Однако газотурбинные двигатели нравятся далеко не всем военным. Так, многие офицеры служб материально-технического обеспечения, с которыми пообщался корреспондент «Известий», отстаивают «старый добрый дизель».

«В Арктике он не так уж и плох. 200-я мотострелковая бригада в Печенге оснащена испытанными МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный). Если аккумуляторы заряжены и вообще машина обслуживается как положено, то дизеля легко запускаются в любой мороз. «Рыцарь» со своей электрической трансмиссией, генератором, электродвигателями, турбиной является очень сложной в эксплуатации машиной. Кто и где подготовит специалистов для нее, как ремонтировать в полевых условиях? На Т-80 турбинами занимаются специальные заводские бригады, а что будет с «Рыцарем»?» — спрашивает один из строевых техников.

Высокопоставленный представитель ОПК в свою очередь назвал газотурбинный двигатель идеальным для низких температур. «В нем используются подшипники качения, а в поршневых двигателях подшипники скольжения. Если вкратце, то первым в замерзшем состоянии не нужна значительная энергия для проворачивания, а вторым — нужна. Не случайно, что большая часть военной техники у нас оснащена котлами-подогревателями», — пояснил он.

Арктический регион занимает особое место в планах Минобороны. В прошлом году там прошли масштабные морские учения с боевой стрельбой и высадкой морского десанта, активно ведет себя Дальняя авиация и Главное управление глубоководных работ (ГУГИ) со знаменитым подводным аппаратом «Лошарик».

/Алексей Михайлов, izvestia.ru/

army-news.ru

Американцы создают БМП с гибридным двигателем » Военное обозрение

Топливосберегающие технологии начинают приходить и на рынок вооружений. В частности в США во всю идут работы по созданию первых образцов боевых машин пехоты, которые приводились бы в действие с помощью гибридных силовых установок. Несколько сотен литров топлива на каждую сотню километров пути – это роскошь, которую не могут себе позволить даже самые богатые армии и страны мира. В настоящее время для американской армии активно разрабатываются гибридные двигатели, которые в зависимости от типа местности, по которой движется техника, могут снизить расход топлива на 10-20%.

Данная цифра на первый взгляд не особо впечатляет обывателя, но если участь, что на вооружении американской армии находится более 6 тысяч БМП, а боевые действия данная армия в последнее время ведет достаточно активно, можно предположить какое количество денег сжигают эти бронированные монстры ежедневно. Новые гибридные боевые машины пехоты являются разработкой компаний BAE Systems и Northrop Grumman Corporation, которые совместно работают над перспективным проектом GCV – Ground Combat Vehicle. Помимо уже указанного снижения потребления топлива новые БМП обладают и рядом других преимуществ, которые приглянулись американским военным: новые машины обладают лучшей защищенностью, динамикой, менее капризны в обслуживании, издают меньший уровень шума, а главное – они проще и дешевле в процессе эксплуатации. Это немаловажно, если учесть, что озвученные цены на новые гибридные БМП составят 10,5 млн. долларов (вместе с расходами на их эксплуатацию). Данная сумма примерно в 5 раз выше стоимости находящихся на вооружении армии США боевых машин пехоты M2 Bradley.

Впервые о том, что армия США начала формировать стратегию и требования закупок по новой программе Ground Combat Vehicle, было объявлено 3 декабря 2009 года. По словам генерал-майора Джона Бартли (руководителя армейской программы интеграции), первым продуктом новой программы станет БМП. Предполагалось, что ее разработка будет окончена в течение 7 лет. Новая американская программа Ground Combat Vehicle сменила программу Future Combat Systems, которая была полностью закрыта Минобороны США.

Американцы создают БМП с гибридным двигателем

Проект боевой машины пехоты, предлагаемой BAE Systems

Новая группа создаваемых боевых и транспортных машин должна наилучшим образом удовлетворять таким важным критериям, как обеспечение живучести, защита, мобильность (system survivability, protection and mobility) с учетом появления в будущем новых технологий, отметил Бартли. При этом большая часть требований к новой технике была признана «технологически достижимой». Пол Менхэй – представитель армейской программы интеграции отметил, что к перспективным боевым машинам не будут предъявлять каких-то определенных весовых ограничений, в то же время сами разработчики должны будут обеспечить транспортировку новых БМП морским, железнодорожным и воздушным транспортом (с помощью грузовых самолетов С-17). Аналогичным образом армия отказалась от права диктовать условия по выбору базы новой техники – гусеничная или колесная.

С учетом того, что перспективные боевые системы должны были обладать достаточно хорошей мобильностью в городских условиях, высказывалось мнение, что масса новых БМП не превзойдет массы современных образцов основных боевых танков. Достаточно серьезные требования по достижению высокой огневой мощи машины могут подтолкнуть ее создателей к применению 30 или 40-мм автоматических орудий и спаренных с ними пулеметов М-240 калибра 7,62 мм. Помимо этого машина должна оснащаться независимой станцией оружия для командира БМП и беспроводной системой управления вооружением. По крайней мере, информация об этом содержалась на слайдах, которые демонстрировались во время брифинга.

Следует отметить, что разработка БМП не является единственной целью программы GCV. Помимо непосредственно боевой машины пехоты подразумевается разработка на ее базе современной САУ и т.н. вторичной машины. Относительно самоходной артиллерийской установки известно, что калибр ее орудия не будет меньше 100-мм, а вот по вторичной машине информации практически нет. На данный момент инженеры и военные не публиковали какой-то определенной информации на этот счет. Скорее всего, под этим достаточно странным термином скрывается некая универсальная платформа для ремонтно-эвакуационных, командно-штабных, санитарных, транспортных и других подобного рода машин.

Проект боевой машины пехоты, предлагаемой BAE Systems

По планам Пентагона новая БМП должна заменить в армии БМП Bradley, созданную еще под впечатлением от советской БМП-1 и поступившую на вооружение в 1981 году. В августе 2011 года армия США предоставила 2 двухлетних контракта на создание, постройку и последующие испытания двух технических демонстрантов в рамках программы GCV. Контракты выданы двум альянсам BAE Systems и Northrop Grumman (450 млн. долларов) и General Dynamics и Lockheed Martin (440 млн. долларов). На 2012 год в военном бюджете на НИОКР в рамках программы GCV было предусмотрено еще 449,4 млн. долларов. Уже в следующем 2013 году армия США должна определиться с тем, кому из двух альянсов выделить деньги на перспективную платформу с предоставлением четырехлетнего контракта на полноценную разработку и испытания БМП. Серийное производство выбранной боевой машины планируется развернуть с 2018 года.

Предполагаемый экипаж новой БМП составит 3 человека, при этом машина сможет взять на борт 9 человек десанта. Помимо этого было выдвинуто требование о проработке использования «нелетального оружия» (non-lethal weapons) и оснащения ее новой боевой информационной системой (Ground Soldier System), которая обеспечивала бы и экипаж, и десантников высоким уровнем «ситуационной осведомленности». При этом представители американской армии отметили, что требования к БМП могут изменяться. В свою очередь, по словам разработчиков, программа GCV изначально предусматривает возможность будущей модернизации, а ее концепция и основа останутся неизменными на срок до 40 лет.

Разработка альянса ВАЕ Systems и Northrop Grumman предполагает использование вместо обычного двигателя новой гибридной установки – Hybrid Electric Drive (HED) мощностью в 1100 кВт. Данная установка создана компанией QinetiQ и позволяет сэкономить до 20% топлива. Данный двигатель отличается меньшим числом деталей, более простой конструкцией, малым весом и объемом, а также низким уровнем шума в сравнении с другими гибридными установками. Фактически его можно назвать бесшумным, что достаточно важно для скрытного перемещения и маскировки. На холостом ходу он потребляет 17,5 литров топлива в час, что на 20-22 литра меньше, чем требовалось бы при работе обычного двигателя БМП аналогичной массы. Стоит отметить, что БМП проводят в данном режиме большое количество времени, ожидая подходящего момента или команды и держа в боевой готовности все бортовые системы и устройства. Так что низкий расход топлива в режиме холостого хода является серьезным преимуществом.

Проект боевой машины пехоты, предлагаемой BAE Systems

Действительно предложенный гибридный электродвигатель снижает расходы БМП на топливо, но ее достаточно внушительный вес в 63,5 тонны не позволяет говорить об «автомобильном» расходе топлива. Объем баков БМП составляет порядка 965 литров, а запас хода машины – 300 км, что говорит о том, что она «съедает» около 320 литров топлива на каждые 100 км. Да, вы не ослышались, вес бронемашины превышает 60 тонн, что больше подходит для основного боевого танка. К примеру, та же БМП Bradley весит порядка 30 тонн, хотя вмещает при этом на 3-х человек меньше и представляет экипажу и десанту меньший уровень защиты. В то же время бронирование БМП, создаваемой в рамках программы GCV должно быть на уровне. В заявке Пентагона максимальный вес будущей БМП указан не был и, похоже, разработчики в этом вопросе постарались безмерно.

Предполагается, что БМП получит систему беспроводной цифровой связи, а также мощную технику искусственного интеллекта для ведения наблюдения и разведки. Благодаря применению гибридного двигателя бронемашина сможет плавно менять скорость и достаточно тихо двигаться, что является еще одним преимуществом БМП, особенно во время проведения маневров в ночное время суток. При этом заявленная максимальная скорость машины должна составить 70 км/ч, а с 0 до 30 км/ч она способна разогнаться всего за 7,8 секунды.

Источники информации:-http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/390-http://www.popmech.ru/article/12180-elektrobronya-http://www.zr.ru/a/413961-http://deadland.ru/node/8503-http://readweb.org/2978-bae-systems-opublikovala-proekt-bronemashiny-s-gibridnoy-dvigatelnoy-ustanovkoy.html

Автор: Юферев Сергей

topwar.ru

В Арктике появится БМП «Рыцарь» с газотурбинным двигателем » Военное обозрение

В последнее время арктический регион занимает все большее место в планах Минобороны РФ. В прошлом году в Арктике состоялись масштабные морские учения с боевыми стрельбами и высадкой морского десанта. Помимо этого до конца 2013 года на архипелаге Новая Земля планируется развернуть эскадрилью истребителей-перехватчиков МиГ-31. Также на Новой Земле были возобновлены подкритические ядерные испытания (проводятся для оценки состояния имеющихся ядерных зарядов). Наряду с этим в сентябре 2012 года в Арктике специальное задание выполняла российская глубоководная станция 1-го ранга АС-12 «Лошарик».

Повышение интереса военного ведомства к данному региону неслучайно. Арктика имеет для России стратегическое значение. Здесь находятся огромные природные богатства, от разумного использования которых зависит будущее всего человечества. Согласно имеющимся прогнозам в Арктике находится порядка 90 млрд. баррелей нефти, практически 47,3 трлн. кубометров природного газа и 44 млрд. баррелей газового конденсата. По оценкам экспертов это составляет порядка 25% от неразведанных запасов углеводородного топлива на планете.

Уже сейчас Арктическая зона России (АЗР) обеспечивает практически 11% национального дохода нашей страны, хотя здесь проживает всего 1,95 млн. человек – около 1,4% от всего населения России. Именно в Арктике ведется добыча большого количества полезных ископаемых, которые представляют для российского государства стратегическое значение. Так на АЗР приходится более 50% всех российских запасов апатитового концентрата, меди, вольфрама, никеля, платиноидов, ртути, олова, серебра, золота, алмазов, хрома, титана, марганца. При этом регион обладает еще и огромными биоресурсами. Сегодня рыбное хозяйство российской Арктики обеспечивает порядка 15% всего вылова морепродуктов в стране.

В Арктике появится БМП «Рыцарь» с газотурбинным двигателем В АРЗ по-прежнему сосредоточен огромный промышленный потенциал. Здесь находятся многочисленные магистральные трубопроводы, объекты нефтегазового комплекса, шахты, электростанции, аэродромы, железные дороги, морские и речные порты. В перспективе Арктика может стать важным транспортным коридором, имеющим мировое значение. Так как он позволит существенно сократить маршруты морских перевозок грузов между Азиатско-тихоокеанским регионом и Европой. По Северному морскому пути (СМП) груз от Гамбурга до Иокогамы идет всего 6 600 морских миль, тогда как доставка грузов через Суэцкий канал занимает 11 400 морских миль.

Учитывая это, интерес Минобороны к данному региону понятен и обоснован. Российская Арктическая зона должна быть хорошо защищена. На этом фоне не так давно в прессе появилась информация о том, что Минобороны России определилось с тактико-техническими требованиями для перспективной БМП с газотурбинным двигателем. Сообщается, что данная боевая машина поступит на вооружение мотострелковых бригад, расположенных в Заполярье. Газета «Известия» со ссылкой на свои источники в ГАБТУ – Главном автобронетанковом управлении Минобороны сообщает о том, что первые эскизные проекты новой БМП, а также конструкторская документация по ней будут готовы в течение текущего года.

Работы по новой «БМП», которая предположительно будет называться «Рыцарь» уже начались на «Курганмашзаводе». Источник издания отметил, что газотурбинная БМП – это принципиально новое для оборонного предприятия изделие, поэтому в процессе создания машины могут возникнуть неизбежные проблемы. Главная из них заключается в разработке малогабаритного газотурбинного двигателя. На сегодняшний день такой двигатель во всем мире существует лишь в опытных экземплярах, в то время как военные заинтересованы в его массовом выпуске для оснащения серийных машин.

200-я отдельная мотострелковая бригада

Перспективная БМП, разрабатываемая на «Курганмашзаводе», проходит под шифром «Рыцарь», но это может быть не окончательным ее названием. По всей видимости, новая боевая машина пехоты будет тяжелее и габаритнее существующих БМП-3, ее вес составит более 20 т. против 18,7 т. Созданием двигателя для новой БМП занимается Калужское опытное бюро моторостроения. В настоящее время газотурбинными двигателями оснащаются американские танки «Абрамс» и отечественные Т-80, при этом именно Т-80 стал первым в мире танком, оснащенным ГТД. Однако танковые двигатели для БМП не годятся. БМП гораздо легче и меньше современных танков, много места под установку трансмиссии и двигателя в них выделить нельзя. Основное внимание в БМП уделяется перевозке личного состава. БМП требуется более компактный двигатель и у калужан уже есть определенные успехи в его создании, однако говорить о конкретных деталях еще рано.

ГТД, которые устанавливаются на танки, обладают при схожих с дизельными двигателями габаритах, большей мощностью, меньшей шумностью и меньшим весом, однако из-за низкого КПД подобные двигатели нуждаются в большем объеме возимого топлива по сравнению с дизельными двигателями, в противном случае пострадает запас хода машины. В советском ОБТ Т-80 в силовую установку танка был дополнительно введен вспомогательный энергоагрегат малой мощности, который обеспечивал работу систем наблюдения, оповещения, связи т.п. во время стоянки машины или во время нахождения в состоянии «ожидания». Оригинальность реализованного на танке технического решения состояла в том, что вспомогательный двигатель мощностью в 22 кВт (30 л.с.) был вмонтирован в общую систему работы основного ГТД и не требовал каких-либо дополнительных устройств для своей работы.

ГТД-1000Т танка Т-80

За счет такого решения танк Т-80 обладал общим расходом топлива, который был сопоставим с расходом топлива танка с дизельным двигателем в расчете на 1 условный «боевой день». Не следует отбрасывать со счетов и другие преимущества подобной силовой установки. Использование ГТД на танке обеспечивало меньший объем силовой установки, а значит и меньший вес танка. Помимо этого был возможен быстрый пуск двигателя без предварительного его прогрева на температурах до -40 градусов Цельсия, отсутствие жидкостной системы охлаждения, низкий расход масла и высокий ресурс самой силовой установки.

По информации газеты «Известия», базовый ГТД в Калуге уже готов, но его мощность ниже проектной. Для «Рыцаря», который весит более 20 тонн, понадобиться двигатель, мощность которого составит не менее 400 л.с. Согласно российским нормативам на одну тонну веса должно приходиться не менее 22 л.с. В Калуге заявляют о том, что работы по новому компактному двигателю будут завершены в течение 2-2,5 лет и в будущем ему найдется применение и в гражданской сфере. В ГАБТУ выбор газотурбинной силовой установки для действий в условиях Арктики считают естественным, так как в поршневых дизельных и бензиновых двигателях при температурах окружающего воздуха меньше -10 градусов начинают замерзать расходные жидкости, а при температуре в -40 градусов такие двигатели работают нестабильно.

Помимо этого арктический регион очень слабо заселен, расстояние между населенными пунктами и военными базами очень большое, а это значит, что БМП должны обладать большей автономностью по сравнению с боевыми машинами, используемыми в более южных широтах. Арктические БМП должны обладать признаками «дома на гусеницах», иметь просторное десантное отделение. Одновременно с этим необходимо принимать во внимание и возросшую мощь современных противотанковых средств. Следовательно БМП должна обладать активными системами защиты и усиленным бронированием. Всего этого можно достичь при использовании газотурбинного двигателя. Большую и тяжелую БМП с большим энергопотреблением сможет вывести только ГТД. Такие двигатели способны запускаться даже при температурах окружающего воздуха до -50 градусов и наилучшим образом подходят для действий в Арктике. Высокий расход топлива таких двигателей может быть компенсирован применением на БМП электрической трансмиссии. В такой трансмиссии усилие от силовой установки передается не напрямую на гусеницы, а сперва на генератор, который приводит в действие электродвигатели, вращающие ведущие колеса. Сообщается, что технология электрической трансмиссии уже отработана российскими оружейниками.

200-я отдельная мотострелковая бригада

При этом ГТД нравятся далеко не всем военным специалистам. Многие офицеры служб материально-технического обеспечения, с которыми успел пообщаться корреспондент «Известий», защищают старые, проверенные дизели. Машины с дизельными двигателями в настоящее время эксплуатируются в 200-й мотострелковой бригаде, которая дислоцирована в Печенге. Основную проблему специалисты служб материально-технического обеспечения видят в сложности «Рыцаря». БМП с электродвигателями, электрической трансмиссией, генератором, турбиной является достаточно сложной в эксплуатации. Кто и как сможет подготовить специалистов, которые смогли бы провести ее ремонт в полевых условиях. В настоящее время ремонтом ГТД на танках Т-80 занимаются специальные заводские бригады.

В свою очередь высокопоставленный представитель ОПК отметил, что ГТД является идеальным решением для работы при низких температурах. В таких двигателях применяются подшипники качения, в то время как в поршневых – подшипники скольжения. Если коротко, то первым случае в замерзшем состоянии не надо большого количества энергии для проворачивания, а вторым – надо. Не случайно большая часть боевой техники сейчас оснащена котлами-подогревателями, пояснил специалист.

Источники информации:-http://izvestia.ru/news/542887-http://mir-politika.ru/233-arkticheskiy-vyzov-rossii.html-http://lenta.ru/news/2013/01/16/polar/-http://alexfiles99.narod.ru/library/0001/t-80_history.htm

topwar.ru

Боевая машина пехоты БМП-2

После ряда модернизаций, проведенных на БМП-1, встал вопрос о глубокой модернизации машины или создании новой БМП. в начале 70-х годов, в СССР была объявлена конкурсная ОКР "Бокс", которая стала началом создания БМП-2. В конкурсе приняли участие два конструкторских бюро - СКБ ЧТЗ и СКБ "Курганмашзавода".Опытная БМП об. 768

Опытная БМП "Объект 768"

Конструкторы челябинского завода пошли по пути повышения огневой мощи БМП-1 за счет установки на машину 73-мм гладкоствольного орудия "Зарница". Комплекс вооружения монтировался в одноместной башне. С орудием "Зарница" был спарен 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 "Утес". Оружие было стабилизировано в двух плоскостях электромеханическим стабилизатором. На крыше башни был установлен ПТРК второго поколения. Опытная машина СКБ "ЧТЗ" получила обозначение "Объект 768". Она создавалась на базе узлов и агрегатов БМП-1. Опытный образец был готов в 1972 г. Башня была переконструирована и стала несколько большего диаметра. Масса боевого отделения увеличилась, увеличив и общую массу БМП. Для сохранения запаса плавучести было принято решение увеличить водоизмещающий объем корпуса машины за счет его удлинения и добавить на каждый борт дополнительно по одному узлу подвески. Так БМП "Объект 768" стала семикатковой. Были дополнительно установлены гидроамортизаторы на вторые узлы подвески, а гидроамортизаторы с шестого узла подвески переместили на 7-й каток. Масса машины выросла на тонну и достигла 13,6 т. Передняя часть корпуса машины также претерпела изменения: нижний лобовой броневой лист стал не сплошным, а был сварен из двух частей под некоторым углом друг к другу.Опытная БМП об. 769

Опытная БМП "Объект 769"

Параллельно с "Объектом 768" в Челябинске также был разработан опытный вариант БМП "Объект 769". Разработку этого варианта челябинские конструкторы производили после того, как в Кургане было сделано боевое отделение БМП с 30-мм пушкой. Машина "Объект 769" разрабатывалась на шасси "Объекта 768" и имела другой комплекс вооружения, в составе которого имелись 30-мм автоматическая пушка 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ уже в двухместной башне и на ней сверху монтировался ПТРК "Конкурс". Пуск ПТУР производился без выхода оператора из башни. Еще один 7,62-мм пулемет ПКТ устанавливался во вращающейся башенке на люке на крыше корпуса за люком механика-водителя. В Кургане конструкторы подошли к вопросу модернизации БМП за счет установки на прежнее шасси новой двухместной башни с комплексом вооружения, в котором в качестве основного оружия были: стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А42 со спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. ПТРК второго поколения "Конкурс" устанавливался на башне сверху. Машина была создана в 1972 г. и получила обозначение "Объект 675".Опытная БМП об. 675

Опытная БМП "Объект 675"

Работу по созданию новой башни с 30-мм автоматической пушкой машиностроители Кургана выполняли совместно с конструкторами оружия тульского КБП. Пушка 2А42 конструктивно была весьма простая. Первоначально для пушки выбрали патрон с электрокапсюлем, однако вскоре способ подрыва снаряда с электрического заменился на ударный. Темп стрельбы пушки стал изменяемый - стрельба одиночными выстрелами, очередями с темпом 250 и 600 выстр./мин. с отсечкой по восемь выстрелов. Был изготовлен опытный образец башни, который после испытания стрельбой из пушки потребовал серьезной работы по устранению недостатков, одним из которых было сильная загазованность боевого отделения при стрельбе из пушки. В Кургане эту проблему пытались решить выносом основного вооружения БМП - 30-мм автоматической пушки на крышу башни. Такую башню в Кургане сделали, машина с этой башней получила наименование "Объект 680". Но при таком расположении оружия необходимо было решить тоже немало технических проблем. Эта машина дальнейшей разработки не имела.Опытная БМП об. 680

Опытная БМП "Объект 680"

Только в 1975 г. были решены основные проблемы, связанные с боевым отделением. Новая башня "Объекта 675" с новым комплексом вооружения стала тяжелее на 1370 кг. Для сохранения плавучести на машину решили установить пенозаполненные крылья, увеличивающие водоизмещение. Также снизили массу машины за счет отказа от от пулеметной башенки, располагавшейся за люком механика-водителя, применения новой броневой стали с термомеханической обработкой, использования новых балансиров ходовой части машины из новой, более прочной стали, установки более прочных дисков опорных катков без увеличения их массы, применения в гусеничной ленте соединения пальцев соседних траков клеммного типа вместо клинового. В октябре 1975 г. в Кубинке состоялся показ министру обороны Маршалу Советского Союза А.А. Гречко волгоградского легкого плавающего танка, курганской БМП "Объект 675" и челябинской БМП "Объект 768".Опытная БМП об. 681

Опытная БМП "Объект 681"

В результате этого показа КМЗ должен был разработать и изготовить опытные образцы еще опытной БМП, вооруженной орудием 2А41 "Зарница" и 12,7-мм пулеметом НСВТ "Утес". На заводе машина получила индекс "Объект 681". В 1975 - 1978 годах СКБ КМЗ пришлось провести полный цикл ОКР по боевому отделению с 73-мм орудием - от разработки конструкции, изготовления опытных образцов машины, их испытания до изготовления трех машин для сравнительных испытаний. Сравнительные испытания БМП-1, "Объект 675" и "Объект 681" (по три машины) проводились в 1978 г. в течение месяца. В результате этих испытаний было принято решение производить БМП с 30-мм пушкой. Первые десять предсерийных БМП с 30-мм пушкой на КМЗ изготовили в 1977 г. В 1980 г. на территории СКВО и ТуркВО были проведены первые войсковые испытания десяти машин "Объект 675", будущих БМП-2, которые продолжались в течение 6 месяцев. Позднее еще дважды - в 1982 г. в Средней Азии, в 1983 г. в СибВО роты БМП-2 проходили аналогичные войсковые испытания. Несмотря на хорошие результаты, показанные на испытаниях, все же принятие на вооружение и в серийное производство "Объекта 675" задерживалось. Но на Курганмашзаводе, тем не менее, стали постепенно переходить с БМП-1 на новую машину, несколько лет выпуская их параллельно в разных количествах. Точку в окончательном решении относительно приема на вооружение "Объекта 675" с 30-мм автоматической пушкой поставила война в Афганистане. Прибывшая туда в 1980 г. опытная партия из 20 машин показала в бою неоспоримое преимущество перед БМП-1. В 1981 г. машина "Объект 675" была принята на вооружение под обозначением БМП-2.БМП-2

Боевая машина пехоты БМП-2

Компоновка БМП-2 сохранена такой же, как у БМП-1, и имеет 4 отделения. Отделение управления с рабочими местами механика-водителя и стрелка-десантника расположено впереди машины слева. Справа от отделения управления размещено силовое отделение. В средней части машины установлена двухместная башня с комплексом вооружения и рабочими местами командира и наводчика-оператора, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним расположено десантное отделение. В отделении управления спереди размещено рабочее место механика-водителя, над которым находится люк со сдвижной крышкой. Там же расположены приборы наблюдения, гирополукомпас ГПК-59, приборная доска, штурвал, три педали, рычаги управления различными системами и трансмиссией и другие органы управления агрегатами машины. Рабочее место десантника расположено за местом механика-водителя, имеется собственный люк прямоугольной формы с крышкой, открывающейся вперед. Оно оборудовано сиденьем, амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства (ТПУ).БМП-2К

Боевая машина пехоты БМП-2К командирская

В силовом отделении расположены агрегаты силовой установки и силовой передачи с обслуживающими их системами. Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за силовым отделением. Оно включает в себя двухместную башню и часть корпуса. В башне установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. В крыше башни установлена пусковая установка для ПТУР. В башне оборудованы рабочие места оператора и командира, на которых установлены прицелы, пульты управления стабилизатором, приборы наблюдения, средства связи и др. оборудование. В десантном отделении размещено шесть рабочих мест для стрелков-десантников, по три с каждого борта. Каждое рабочее место десантника оборудовано прибором наблюдения и амбразурой для стрельбы из личного оружия. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные - под установку автоматов. Амбразуры оборудованы шаровыми опорами. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов. Для выхода и входа десанта в корме машины имеются две двери. Над сиденьями десантников в крыше расположены два люка для выхода десанта на плаву, ведения огня по воздушным целям и наблюдения за местностью на марше.БМП-2Д

Боевая машина пехоты БМП-2Д с дополнительным бронированием бортов

Корпус БМП-2 внешне очень похожий на корпус БМП-1, собирался из катанных броневых листов, изготовленных методом термомеханической обработки. В верхней лобовой детали корпуса, имеющей угол наклона более 70°, имеется большой люк, закрывающийся откидным ребристым листом, выполненным из алюминиевой брони. Снаружи по бортам корпуса БМП-2 крепятся специальные крылья. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии алюминиевых листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены специальным легким полимерным материалом. Коническая низкопрофильная башня сварная из катаных листов броневой стали. Передние броневые детали машины имеют большие углы наклона для повышения защищенности от кинетических поражающих элементов.БМП-2МПС

Боевая машина пехоты БМП-2МПС

Основным оружием комплекса вооружения БМП-2 является 30-мм автоматическая пушка 2А42. Питание пушки - двухленточное. Стрельба из пушки ведется 30-мм унитарными патронами с бронебойными трассирующими, осколочно-фугасными зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами. Стрельба может вестись одиночными выстрелами и очередями с малым (200-300 выстр./мин.) и большим (не мене 550 выстр./мин.) темпом стрельбы с отсечкой по восемь выстрелов или непрерывно. Прицельная дальность стрельбы по наземным целям БТ снарядами составляет 2000 м, а ОФЗ и ОТ снарядами - 4000 м. Стрельбу по воздушным целям, летящим с дозвуковыми скоростями можно вести на дальностях до 2500 м и на высотах до 2000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Его боекомплект - 2000 патронов, снаряженных в одну ленту и уложенных в магазин, расположенный под пулеметом в боевом отделении. В целях обеспечения эффективной стрельбы на БМП-2 был установлен электромеханический стабилизатор вооружения 2Э36-1, который в режиме "Автомат" обеспечивает ведение огня по наземным целям, в режиме "Полуавтомат" - по воздушным целям, а также возможность ведения огня командиру со своего места из основного вооружения БМП.БМ1-1

Боевая машина огнеметчиков БМО-1

Для борьбы с танками на БМП-2 установлен противотанковый комплекс в составе пусковой установки машины, ПТУР 9М111 "Фагот" или 9М113 "Конкурс", аппаратуры управления с возможностью запускать ПТУР с грунта. Дальность стрельбы ракетами составляет 75 - 4000 м. Бронепробиваемость - 550 - 650 мм. В качестве силового агрегата силовой установки БМП-2 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20С1 мощностью 300 л.с. Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Механическая трансмиссия БМП-2 осталась той же, что и у БМП-1. Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть одинарных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту. Подвеска БМП-2 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. БМП-2 способна двигаться по сухой грунтовой дороге с небольшими ухабами со средней скоростью 40-50 км/ч. Максимальная скорость по шоссе составляет 65 км/ч. Скорость движения БМП-2 на плаву составляет 7 км/ч вперед и 2 км/ч назад.ПРП-4

Подвижный разведывательный пункт ПРП-4

Для обеспечения действий машины вместе с экипажем в условиях применения оружия массового поражения (ОМП) в конструкции предусмотрена система коллективной защиты экипажа и десанта от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия. Такая защита обеспечивается за счет прочности, жесткости и герметичности корпуса и башни, применения специальных поглощающих материалов (подбоя), а также фильтровентиляционной установки (ФВУ). Для тушения пожара в силовом отделении БМП-2 оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО). На базе БМП-2 были разработаны и производились несколько модификаций машин. Командирска БМП-2К используется в качестве командирской машины в мотострелковых и танковых полках и батальонах. От базовой модели отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы рабочие места для штабных работников, место для радиста, а также установлены дополнительные средства связи. Рабочие места оборудованы складывающимися столиками и подсветкой для ведения штабных карт. Основное отличие от обычной БМП-2 - наличие второй антенны.БРЭМ-4

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4

Машина с усиленной защитой БМП-2Д, которая поставлялась в Афганистан. Защита была усилена за счет установки по бортам дополнительных экранов, а также устанавливалась дополнительная плита из броневой стали на днище под местом механика водителя и десантника в отделении управления. БМП-2МПС - стандартный БМП-2, приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10. БРМ-2 - боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм пушка 2А42. Боевая машина огнеметчиков БМО-1 создана на базе БМП-2. В результате модернизации на башне машины с обеих сторон были установлены специальные секции с зажигательно-дымовыми патронами, в каждой секции находится по 12 патронов. Запуск может осуществляться со специального кнопочного пульта. Благодаря наличию таких секций имеется возможность задымления и дезориентации наступающих вражеских подразделений, а также в случае необходимости можно произвести перегруппировку собственных сил. В десантном отделении размещены от 18 до 22 одноразовых огнемётов или гранатомётов. В результате такого размещения было сокращено общее количество десанта с 7 до 4 человек. Добавлен так же комплект комфортного жизнеобеспечения экипажа машины.БМП-2 модернизированная

Одна из первых модернизаций БМП-2, произведенных в Кургане (установка АГС-17)

Подвижный разведывательный пункт ПРП-4 создан на базе шасси БМП-2. В отличие от ПРП-3 на этой машине был установлен тепловизор, поэтому была снята пусковая установка для осветительных реактивных снарядов. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина "БРЭМ-4" создана на базе БМП-2. Вместо основного вооружения установлена тяговая лебедка с усилием 6,5 т, кран-стрела с грузоподъемностью 1,5 т и другое вспомогательное и техническое оборудование. В последние годы БМП-2 постоянно модернизируется для для повышения основных показателей боевой эффективности. Так, например, для повышения огневых возможностей этой машины белорусской компанией "Пеленг" разработана круглосуточная система управления огнем на основе прицельного комплекса "Рубеж". Все блоки комплекса устанавливаются взамен штатных приборов, что позволяет производить модернизацию машин непосредственно на ремонтной базе заказчика. Прицельный комплекс "Рубеж", установленный на БМП-2, обеспечивает более эффективное поражение цели за счет точного измерения дальности и автоматического угла прицеливания в стабилизатор основного управления, позволяет вести стрельбу ПТУР "Конкурс" днем и ночью через основной прицел наводчика.БМП-2 модернизированная

БМП-2 с модернизированной СУО и прицелом "Рубеж" (Беларусь)

В качестве дополнительного оружия для борьбы с живой силой противника в комплекс вооружения БМП-2 стали включать автоматический гранатомет АГ-17. Предусматривается установка на БМП-2 и нового комплекса управляемого вооружения. Так, например, разработан вариант установки на машину четырех пусковых установок ПТУР "Корнет", по две с каждой стороны башни. Новый комплекс противотанкового управляемого вооружения позволяет увеличить дальность поражения танков противника до 5500 м, при этом обеспечивается поражение всех типов современных танков, в том числе, оснащенных динамической защитой. БМП-2 с БМ "Бахча-У" - опытная модификация БМП-3. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Тема ОКР по модернизации БМП-2 получила шифр "Бережок". На конкурсной основе разработкой программы модернизации БМП-2 занялись ОАО "Курганмашзавод" и ГУП "КБП".БМП-2 модернизированная

Модернизированная в Белоруси БМП-2 с прицелом "Рубеж-М" и усиленным бронированием бортов

Модернизированная БМП-2 по теме "Бережок", разработанная на "КМЗ", будет иметь тепловизионный прицельный комплекс ПНК-2-42 с независимой стабилизацией линии визирования, каналом управления ПТУР и лазерным дальномером или прицел наводчика-оператора БПК-3-42 с ЭОП третьего поколения, а также улучшенный прибор наблюдения командира ТКН-АИ. Для усиления комплекса вооружения на модернизированную БМП-2 может быть установлен 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. В качестве КУВ устанавливается спаренная пусковая установка ПТУР "Атака-Т" с дальностью стрельбы до 6 км. Для повышения подвижности на модернизированную БМП-2 установлен двигатель с турбонаддувом УТД-23 (мощностью 360 л.с.) и модернизированная ходовая часть с улучшенными эксплуатационными характеристиками (опорный каток повышенной грузоподъемности, торсионные валы повышенной жесткости, энергоемкие амортизаторы и гусеницы с асфальтоходными башмаками). Для повышения защиты машины на борта установлены дополнительные броневые экраны и противокумулятивные решетки. Защиту днища в моторно-трансмиссионном отделении и в отделении управления от поражающего воздействия мин обеспечивают противоминные поддоны.БМП-2 модернизированная

Тульский вариант модернизации БМП-2 с комплексом вооружения "Бережок"

Повышение огневых возможностей БМП-2 может быть достигнуто за счет установки на нее унифицированного боевого отделения, разработанного в ГУП "КБП", который включает новую автоматизированную СУО с современными прицельными комплексами наводчика и командира, четыре пусковые установки ПТРК "Корнет-Э" и 30-мм автоматического гранатомета АГ-30М. Комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика (объединены оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ПТУР каналы) и панорамический комбинированный прицел командира (имеет в своем составе оптический, тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) позволяют увеличить точность стрельбы всеми видами оружия и типами боеприпасов, в том числе с ходу, и вести круглосуточную боевую работу на дальностях не менее 3,5 км. За границей БМП-2 производилась в Чехословакии и Индии. В Индии БМП-2 называетмя Sarath, и на ее базе возникло больше всего модификаций.БМП-2 модернизированная

Модернизация БМП-2 установкой АГС-17, двигателя УТД-23, новой СУО, усиленным бронированием (Курган)

Одной из таких машин является бронированная санитарная машина AAV. Она обладает отличной подвижностью в любых условиях местности и имеет возможность преодолевать различные заграждения и водные преграды вплавь. Как и БМП она оборудована системой коллективной защиты от ОМП. Машина может быстро переоборудоваться для перевозки четырех раненых на носилках или двух раненых на носилках и четырех сидячих, либо для восьми сидячих раненых. Она имеет экипаж из четырех человек, включающий водителя, командира и двух медиков. Полная масса машины 12200 кг. Машина инженерной разведки ERV имеет корпус и башню БМП-2, но кроме пусковых установок дымовых гранатометов все вооружение снято. ERV сохранила возможность плавать. Машина оснащена всем необходимым оборудованием для получения разведывательной информации, ее записи и передачи на командный пункт, давая возможность иметь необходимые сведения о характере препятствий и водных преград.БМП-2 модернизированная

Модернизация БМП-2 установкой 2 ПТУР Конкурс-М, новой СУО, усилением бронирования (Курган)

Бронированный плавающий бульдозер AAD представляет собой шасси БМП-2 со снятой башней и большим количеством дополнительного оборудования, позволяющего выполнять новые специфические задачи. Машина имеет экипаж из двух человек, состоящий из водителя и оператора. Оборудование включает гидравлический ковш на корме машины емкостью 1,5 м3, лебедку с тяговым усилием 8 тс, ножевой минный трал, установленный спереди, и анкер с ракетным двигателем для самовытаскивания. Машина имеет максимальную скорость по шоссе 60 км/ч и на плаву 7 км/ч. Она оборудована системой коллективной защиты от ОМП. На базе БМП созданы ЗРК Akash и Trishul. Для них шасси было несколько удлиненно и имеет по семь опорных катков с каждого борта. На крыше машин установлены вращающиеся пусковые установки с тремя ракетами "земля-воздух". На этой же базе выполнена и многофункциональная трехкоординатная РЛС, используемая с ЗРК Akash. На шасси БМП-2 в Индии началось производство боевой машины самоходного ПТРК Namica с ПТУР Nag (Кобра). Комплекс Namica имеет пусковую установку с восемью готовыми к запуску ракетами Nag, размещенную на бронемашине, выполненной на шасси БМП Sarath. В состав ПУ входит комбинированный оптический/тепловизионный прицел и лазерный дальномер. Шасси БМП Sarath было использовано и для создания 81-мм самоходного миномета. Огонь из него ведется изнутри машины. Углы наведения миномета по вертикали составляют от 40 до 85°, по горизонту - 24° в каждую сторону. В комплект машины входит и опорная плита миномета для его использования в выносном варианте. Возимый боекомплект составляет 108 выстрелов. В состав комплекса вооружения самоходного миномета включены 84-мм противотанковый гранатомет "Karl Gustaf" с 12 выстрелами и 7,62-мхм пулемет MAG Tk-71 с боекомплектом 2350 патронов. Экипаж машины составляет пять человек.

sermonak.narod.ru


Смотрите также