www.zr.ru
Снятие и разборка двигателя
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Снимаем капот, аккумуляторную батарею, сливаем масло из двигателя и жидкость из системы охлаждения.Снимаем коробку передач, сцепление, распределитель зажигания с высоковольтными проводами.Отсоединяем от блока цилиндров провод «массы» и провода от генератора, стартера, датчиков давления масла и температуры охлаждающей жидкости.Снимаем воздушный фильтр с воздухозаборными рукавами, подводящий фланец карбюратора.От выпускного коллектора отсоединяем приемную трубу, а от впускного коллектора — шланг усилителя тормозов.Отсоединяем от карбюратора тросы привода дроссельной и воздушной заслонок. Снимаем подводящий шланг топливного насоса.Отсоединяем от двигателя шланги системы охлаждения, препятствующие демонтажу двигателя.Закрепляем трос подъемного устройства за впускной и выпускной коллекторы, натягиваем трос.Отворачиваем болты крепления кронштейнов к подушкам передних опор. Извлекаем двигатель из моторного отсека.Снимаем генератор, маховик, головку блока цилиндров, насос охлаждающей жидкости, поддон картера, нижнюю крышку распределительных звездочек. Операции по разборке отдельных узлов двигателя приведены в соответствующих разделах.
Ключами «на 13» и «17» отворачиваем гайки крепления правого кронштейна передней опоры и снимаем его.Ключом «на 13» отворачиваем две гайки нижнего кронштейна генератора……и снимаем кронштейн.
Зажимаем шатун в тиски с мягкими губками.Осторожно разжимая руками замки поршневых колец, снимаем их.
Снимаем коренные крышки с вкладышами.На средней коренной крышке установлены два упорных полукольца.
Канавки на полукольцах обращены к щекам коленчатого вала.
Сборку двигателя производим в обратной последовательности.Вкладыши коренных и шатунных подшипников, полукольца упорного подшипника, поршневые пальцы, кольца и поршни перед установкой на двигатель смазываем моторным маслом.Сборку и установку поршней с шатунами, коренных и шатунных крышек производим в соответствии с метками.При установке поршневых колец на поршень замки располагаем под углом 120° друг к другу.Чтобы при сборке не повредить зеркало гильзы цилиндров нижней головкой шатуна, шатунно-поршневую группу устанавливаем в гильзу со стороны ее нижнего центрирующего пояска. Гильзы устанавливаем в блок вместе с поршнями и шатунами, предварительно очистив и смазав герметиком посадочные места гильзы.
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
avtolyubiteli.com
Двигатель УЗАМ-3317
1 – шкив коленчатого вала;2 – стопорная шайба;3 – шпонки;4 – храповик;5 – цепь привода распределительного вала;6 – звездочка натяжного устройства;7 – поршневое маслосъемное кольцо;8 – поршневое компрессионное кольцо;9 – распределитель зажигания;10 – трубка вакуумного регулятора;11 – крышка распределительных звездочек;12 – поршень;13 – натяжное устройство;14 – ведомая звездочка;15 – провода высокого напряжения;16 – коромысло;17 – распределительный вал;18 – гайка крепления головки блока цилиндров;19 – крышка головки блока цилиндров;20 – регулировочный винт;21 – стопорная гайка регулировочного винта;22 – впускной клапан;23 – шпилька крепления впускной трубы;24 – гильза цилиндра;25 – блок цилиндров;26 – упорное полукольцо;27 – крышка шатуна;28 – крышка среднего подшипника;
29 – маслоприемник;30 – кронштейн крепления маслоприемника;31, 32 – нижний и верхний вкладыши коренного подшипника;33 – коленчатый вал;34 – ведущая звездочка;35 – распорная втулка;36 – зубчатая пара привода вала распределителя зажигания и масляного насоса;37 – крышка масляного насоса;38 – ведущая шестерня масляного насоса;39 – выпускной коллектор;40 – крышка водяной рубашки;41 – седло выпускного клапана;42 – опорная шайба пружины клапана;43 – направляющая втулка клапана;44 – внутренняя и наружная пружины клапана;45 – тарелка пружины клапана;46 – сухарь клапана;47 – ось коромысел;48 – пробка маслоналивного патрубка;49 – карбюратор;50 – указатель уровня масла;51 – поршневой палец;52 – шатун;53 – шпилька крепления крышки коренного подшипника;54 – установочная втулка;55 – поддон картера;56 – вкладыш шатунного подшипника.
Описание конструкции
Двигатель — бензиновый, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от привода распределительного вала. Блок цилиндров — с мокрыми чугунными гильзами, головка блока — из алюминиевого сплава. В передней части двигателя (по ходу автомобиля) расположены: привод распределительного вала (цепью), привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем), масляный насос и фильтр, датчик давления масла, распределитель зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости. Справа на двигателе расположены: выпускной коллектор и свечи зажигания. Слева расположены: карбюратор, бензонасос, стартер, генератор, насос охлаждающей жидкости, термостат, впускной коллектор, указатель уровня масла, подводящие и отводящие шланги системы охлаждения. К задней приваленной плоскости блока цилиндров крепится коробка передач. Силовой агрегат автомобиля «Святогор» крепится к кузову на четырех резинометаллических опорах (по две на двигателе и коробке передач), в отличие от модели с кузовом 2141, где применялась трехопорная схема (две опоры — на двигателе и одна — на коробке передач).
Коленчатый вал — стальной, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения, осевое перемещение вала ограничено двумя упорными полукольцами.
Шатуны — стальные, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники (скольжения), верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец вращается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установленными в проточки бобышек поршня.
Поршни — литые, алюминиевые, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом.
В головку цилиндров запрессованы седла клапанов и направляющие стержней клапанов. Впускные клапаны расположены слева от распределительного вала, а выпускные — справа. Привод клапанов от кулачков распределительного вала — через коромысла, регулировочные винты, ввернутые в концы коромысел, и наконечники стержней. Клапан закрывается под действием двух пружин. Зазоры в приводе клапанов регулируются вращением регулировочного винта коромысла.
Распределительный вал — литой, чугунный, вращается в пяти подшипниках скольжения.
Масляный насос — шестеренчатый, с приводом от шестерни на коленчатом валу. Привод масляного насоса является одновременно и приводом распределителя зажигания, поэтому вал масляного насоса вращается вдвое медленнее коленчатого вала.
Смазка двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, оси коромысел; разбрызгиванием масло подается на стенки гильз цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к коромыслам и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в головке блока)
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
avtolyubiteli.com
Двигатель УЗАМ-3317
1 – шкив коленчатого вала;2 – стопорная шайба;3 – шпонки;4 – храповик;5 – цепь привода распределительного вала;6 – звездочка натяжного устройства;7 – поршневое маслосъемное кольцо;8 – поршневое компрессионное кольцо;9 – распределитель зажигания;10 – трубка вакуумного регулятора;11 – крышка распределительных звездочек;12 – поршень;13 – натяжное устройство;14 – ведомая звездочка;15 – провода высокого напряжения;16 – коромысло;17 – распределительный вал;18 – гайка крепления головки блока цилиндров;19 – крышка головки блока цилиндров;20 – регулировочный винт;21 – стопорная гайка регулировочного винта;22 – впускной клапан;23 – шпилька крепления впускной трубы;24 – гильза цилиндра;25 – блок цилиндров;26 – упорное полукольцо;27 – крышка шатуна;28 – крышка среднего подшипника;
29 – маслоприемник;30 – кронштейн крепления маслоприемника;31, 32 – нижний и верхний вкладыши коренного подшипника;33 – коленчатый вал;34 – ведущая звездочка;35 – распорная втулка;36 – зубчатая пара привода вала распределителя зажигания и масляного насоса;37 – крышка масляного насоса;38 – ведущая шестерня масляного насоса;39 – выпускной коллектор;40 – крышка водяной рубашки;41 – седло выпускного клапана;42 – опорная шайба пружины клапана;43 – направляющая втулка клапана;44 – внутренняя и наружная пружины клапана;45 – тарелка пружины клапана;46 – сухарь клапана;47 – ось коромысел;48 – пробка маслоналивного патрубка;49 – карбюратор;50 – указатель уровня масла;51 – поршневой палец;52 – шатун;53 – шпилька крепления крышки коренного подшипника;54 – установочная втулка;55 – поддон картера;56 – вкладыш шатунного подшипника.
Описание конструкции
Двигатель — бензиновый, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от привода распределительного вала. Блок цилиндров — с мокрыми чугунными гильзами, головка блока — из алюминиевого сплава. В передней части двигателя (по ходу автомобиля) расположены: привод распределительного вала (цепью), привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем), масляный насос и фильтр, датчик давления масла, распределитель зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости. Справа на двигателе расположены: выпускной коллектор и свечи зажигания. Слева расположены: карбюратор, бензонасос, стартер, генератор, насос охлаждающей жидкости, термостат, впускной коллектор, указатель уровня масла, подводящие и отводящие шланги системы охлаждения. К задней приваленной плоскости блока цилиндров крепится коробка передач. Силовой агрегат автомобиля «Святогор» крепится к кузову на четырех резинометаллических опорах (по две на двигателе и коробке передач), в отличие от модели с кузовом 2141, где применялась трехопорная схема (две опоры — на двигателе и одна — на коробке передач).
Коленчатый вал — стальной, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения, осевое перемещение вала ограничено двумя упорными полукольцами.
Шатуны — стальные, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники (скольжения), верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец вращается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установленными в проточки бобышек поршня.
Поршни — литые, алюминиевые, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом.
В головку цилиндров запрессованы седла клапанов и направляющие стержней клапанов. Впускные клапаны расположены слева от распределительного вала, а выпускные — справа. Привод клапанов от кулачков распределительного вала — через коромысла, регулировочные винты, ввернутые в концы коромысел, и наконечники стержней. Клапан закрывается под действием двух пружин. Зазоры в приводе клапанов регулируются вращением регулировочного винта коромысла.
Распределительный вал — литой, чугунный, вращается в пяти подшипниках скольжения.
Масляный насос — шестеренчатый, с приводом от шестерни на коленчатом валу. Привод масляного насоса является одновременно и приводом распределителя зажигания, поэтому вал масляного насоса вращается вдвое медленнее коленчатого вала.
Смазка двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, оси коромысел; разбрызгиванием масло подается на стенки гильз цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к коромыслам и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в головке блока).
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
avtolyubiteli.com
Система охлаждения двигателей ВАЗ-2106 и УЗАМ-3317
Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106
1 – радиатор отопителя;2 – пробка расширительного бачка;3 – шов соединения верхней и нижней половин бачка;4 – расширительный бачок;5 – пароотводящая трубка;6 – радиатор системы охлаждения;7 – электровентилятор;8 – датчик включения электровентилятора;
9 – двигатель;10 – пробка для выпуска воздуха из системы при заправке;11 – впускной коллектор двигателя;12 – насос охлаждающей жидкости;13 – термостат;14 – пробка для слива жидкости из двигателя;15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;16 – кран отопителя.
Система охлаждения двигателя УЗАМ-3317
1 – радиатор отопителя;2 – пробка расширительного бачка;3 – шов соединения верхней и нижней половин бачка;4 – расширительный бачок;5 – пароотводящая трубка;6 – радиатор системы охлаждения;7 – электровентилятор;8 – датчик включения электровентилятора;
9 – термостат;10 – насос охлаждающей жидкости;11 – двигатель;12 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;13 – пробка для слива жидкости из двигателя;14 – впускной коллектор;15 – кран отопителя.
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются потери на испарение. Клапан также открывается при пониженном давлении в системе (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя задается параметрами термостата и термовыключателя электровентилятора радиатора. Для контроля температуры охлаждающей жидкости на двигателе установлен датчик, а на щитке приборов — соответствующий указатель. На двигателе ВАЗ-2106 датчик ввернут в головку блока цилиндров с левой стороны, на двигателе 3317 — в выпускной патрубок водяной рубашки.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, установлен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала через клиновой ремень.
Перераспределением потоков управляет термостат, который имеет два клапана: основной и байпасный. На холодном двигателе основной клапан закрыт, и жидкость циркулирует по малому контуру, а также через отопитель и блок подогрева смесительной камеры карбюратора (двигатель мод. 3317 с карбюратором «Солекс»), минуя радиатор. При температуре около 80°С основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому контуру, через радиатор, а байпасный — закрываться. При дальнейшем повышении температуры основной клапан открывается полностью, а байпасный — полностью закрывается. Таким образом, на прогретом двигателе (температура >94°С) вся жидкость циркулирует по большому контуру. Поток жидкости через отопитель не зависит от термостата и регулируется краном отопителя, расположенным в моторном отсеке. Радиатор состоит из двух пластмассовых бачков (один — с перегородкой) и двух рядов круглых латунных трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Радиатор отопителя — латунный.
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
avtolyubiteli.com