ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Щуп маслоуказателя (двигатели 2F и 3F-E)
Щуп маслоуказателя (1) на двигателях 2F и 3F-E расположен с правой стороны. |
Щуп маслоуказателя (двигатели 1ZF-FE)
Щуп маслоуказателя (указан стрелкой) на двигателях 1ZF-FE расположен с левой стороны. |
Проверка уровня масла - важная профилактическая мера операций технического обслуживания. Если уровень масла постоянно понижается, то причиной являются течь масла через поврежденный сальник, ослабленные соединения, либо через поршневые кольца или направляющие втулки клапанов. Если масло приобретает молочный оттенок или в масле наблюдаются капли воды, то нарушена герметичность прокладки головки цилиндров. Все это указывает на необходимость немедленной проверки двигателя. Следует также регулярно проверять состояние масла. Каждый раз во время проверки уровня масла, перед тем как протереть щуп, зажмите щуп двумя пальцами и проведите по нему вверх. Если видно, что между пальцами и щупом застревают остатки грязи или мелкие металлические частицы, то масло нужно заменить.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||
|
carmanz.com
8-ступенчатая автоматическая коробка передач 8HP пришла на смену довольно успешной АКПП GA6HP. Она передает более высокие крутящие моменты при одновременном росте эффективности и поэтому является важной частью концепции EfficientDynamics.
Трансмиссия ZF 8HP дебютировала на седане BMW 7 серии в кузове F02 на модификации 760Li, оснащенной двигателем V12 — N74. На сегодняшний день данная коробка-автомат установлена не только на роскошные седаны представительского класса, а и на более компактные модели, начиная с автомобилей 1 серии оснащенных как задним так и полным приводом.
Семейство трансмиссий 8HP состоит из нескольких вариантов коробок передач, каждая из которых отличается своими техническими характеристиками:
Как и ее предшественницы, это планетарная коробка передач, но только теперь с четырьмя простыми блоками планетарных шестерен. Зацепление отдельных блоков шестерен дает восемь передач переднего хода и одну передачу заднего хода. Зацепление обеспечивают пять переключающих элементов: два многодисковых тормоза и три многодисковых фрикциона. Блоки планетарных шестерен расположены так, чтобы при включении любой из передач три переключающих элемента смыкались, а два размыкались. Благодаря этому потери, вызванные пробуксовкой, снижаются, что дает заметное преимущество.
Одной из главных целей разработки АКПП семейства 8HP является повышение экономии топлива, в результате чего удалось достичь до 11% экономии по сравнению с 6-ступенчатой коробкой автомат производства ZF и до 14% по сравнению с современными трансмиссиями с 5-ю скоростями
Управление КПП электронно-гидравлическое – через мехатроник, объединяющий в себе гидравлический и электронный блоки управления.
Детали и узлы АКПП GA8HP:1 — Гидротрансформатор; 2 — Цепь привода масляного насоса; 3 — Блок шестерен 1; 4 — Блок шестерен 2; 5 — Блок шестерен 3; 6 — Блок шестерен 4; 7 — Блокировка трансмиссии на стоянке; 8 — Многодисковый фрикцион D; 9 — Многодисковый фрикцион C; 10 — Многодисковый фрикцион E; 11 — Общая солнечная шестерня блоков шестерен 1 и 2; 12 — Многодисковый тормоз B; 13 — Многодисковый тормоз A;
Для дальнейшего снижения расхода топлива в АКПП предусмотрено так называемое «отсоединение гидротрансформатора». Суть его заключается в том, что, когда автомобиль останавливается, его гидротрансформатор с помощью муфты отсоединяется от трансмиссии.
Для коробки передач было разработано новое, в том числе адаптивное, электронное управление.
Гидротрансформатор крутящего момента, так называемый «трехмагистральный ГТ», представляет собой результат усовершенствования предыдущих гидротрансформаторов. Муфта блокировки гидротрансформатора тоже, разумеется, присутствует.
GA6HP | GA8HP | |
I | 4,171 | 4,714 |
II | 2,340 | 3,143 |
III | 1,521 | 2,106 |
IV | 1,143 | 1,667 |
V | 0,867 | 1,285 |
VI | 0,691 | 1,000 |
VII | — | 0,839 |
VIII | — | 0,667 |
R — передача заднего хода | -3,403 | -3,317 |
www.bimmerfest.ru
1) Ориентировочное значение (зависит от вида параметров транспортного средства, а также от условий эксплуатации).
2) Здесь следует также учитывать директивы ZF для монтажа ступенчатых коробок передач (1203 756 010).
3) Подключение переключения вращающегося вала может хорошо согласовываться с условиями монтажа в транспортном средстве.
4) Необходимое давление воздуха = 6,2 до макс. 10 бар, при более высоких давлениях следует предусмотреть редукционный клапан (ZF № 0501 204 036).
3.2 Механизм коробки передач
Коробка передач ZF 8S 1350 состоит из основной коробки передач с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачи заднего хода, а также планетарного ряда - демультипликатора (заднего делителя) на две передачи
Комбинация основной коробки передач и заднего делителя дает возможность переключения 8 передач по схеме «Двойная Н».
Общий вид коробки передач см.Рис. 181.
Рис. 181 Общий вид коробки передач
Переключение передач разделено на 5 рядом лежащих проходов. В проходах 3/4 и 5/6 находится по одному нейтральному подпружиненному положению. Пневматическое переключение заднего делителя осуществляется автоматически при переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот
Блокировка переключения
При переключении передачи, особенно при быстром переходе из одной Н к другой Н, может случиться, что задний делитель заходит не полностью и скользящая муфта остается в среднем положении.
Блокировка «Интерлок» представляет собой механическое устройство, которое предотвращает включение передачи в 4-скоростном блоке пока задний делитель не включен полностью.
1 Описание
1.1 Конструкция
Коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами и демультипликатора.
1.2 Исполнение
Узел с 4 передачами:
- синхронизирован; включение задней скорости осуществляется кулачковой муфтой;
- механическое переключение вращающегося вала;
34 - Пневмоцилиндр; 35 - Клапан переключения |
1.4 Дополнительные агрегаты
В зависимости от конструкции транспортного средства коробка передач может быть оснащена следующими дополнительными агрегатами:
механизмом отбора мощности ZF (N... PL), зависимым от режима работы, с встроенным запасным насосом рулевого управления или насосом рулевого управления с двухконтурной системой усилителя привода; механизмами отбора мощности ZF N1, N4 И N10, зависимыми от сцепления.
2 Управление
Соблюдение следующих указаний для управления поможет обеспечить более экономичный режимы эксплуатации:
Ездите при среднем диапазоне частоты вращения. Используйте максимально возможную высшую передачу.
Учитывайте ситуацию на дороге, будьте дальновидны. Избегайте ненужных торможений и ускорений.
2.1 Пуск двигателя и трогание с места
Закрыть стояночную тормозную систему (препятствует случайному движению автомобиля).
- Установить коробку передач в нейтральное положение. Включить двигатель.
- Установить передачу (преимущественно 1-ю передачу, для того, чтобы не перегружать сцепление).
Ослабить стояночную тормозную систему и мягко включить сцепление. Учитывайте также указания изготовителя транспортного средства.
ОПАСНОСТЬ
При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тормозную систему. Это препятствует случайному движению автомобиля.
2.2 Выключение сцепления
Всегда полностью нажимайте педаль сцепления.
ОСТОРОЖНО
Переключение при не полностью разъединенном сцеплении приводит к износу синхронизаторов коробки передач.
2.3 Переключение коробки передач
Коробка передач ZF Ecosplit является синхронизированной коробкой передач. Синхронизация осуществляется синхронизаторами колес. Благодаря этому можно быстрее и надежнее переключать скорости:
- Без двойного нажатия сцепления при переключении на более высокие передачи, без нажатия на педаль акселератора и двойного нажатия на сцепления при переключении на более низкую передачу, даже на склоне и в трудных ситуациях.
2.3.1 Схема расположения передач Двойная Н
Схема переключения «двойная Н» (Рис. 186) имеет на проходе 3/4 (медленная группа демультипликатора) и 5/6 (быстрая группа демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).
Для выбора проходов 1 /2 или 7/8 необходимо перевести рычаг переключения передач в соответствующем направлении против усилия пружины и при включении противодействовать усилию пружины. Рычаг переключения передач переходит в соответствующе нейтральное положение, если он отпускается в среднем положении прохода. Медленная группа демультипликатора отделяется от быстрой более сильным противодействием пружины («GP-Носкег»).
Проход заднего хода предохраняется фиксатором-упором, и поэтому необходимо большее усилие для его включения.
Различные усилия пружин позволяют хорошую ориентацию в схеме переключения, т.е. более простое нахождение проходов.
Рис. 186 Рычаг переключения передач со схемой переключения «двойная Н»
2.3.2 Переключение передач
ОСТОРОЖНО
Для более бережного отношения к коробке передач всегда полностью нажимайте педаль сцепления.
Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя осуществляйте переключение на следующую более низкую передачу лишь после достижения максимально допустимой скорости предусмотренной передачи, достигнутой в результате торможения.
Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле. Рекомендуется осуществлять перемещение рычага переключения передач открытой рукой, как показано на рис. 5.
- При включении передачи держите рычаг переключения против усилия пружины до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится передача.
Двойная Н
При переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот слегка ударьте ладонью по рычагу и быстро, без большого усилия, переведите рычаг в положение желаемой передачи (Рис. 187).
УКАЗАНИЕ
При холодной коробке передач для переключения передач необходимы большие усилия для переключения. Если при обратном переходе из прохода 5/6 в проход 3/4 демультипликатор не осуществляет переключения, то притормозите автомобиль и установите соответствующую передачу при более низкой скорости.
ОСТОРОЖНО
Недопустим переход между проходами 5/6 и 3/4 или наоборот при скорости автомобиля более 30 км/час.
Переход от одного прохода к другому вызывает синхронизацию демультипликатора, которая при скоростях автомобиля более 30 км/час приводит к преждевременному износу.
Задний ход
ОСТОРОЖНО
Устанавливайте задний ход лишь в том случае, если автомобиль стоит.
Задний ход должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении! Выключение сцепления должно осуществляться лишь при скорости вращения, соответствующей холостому ходу двигателя.
Включайте задний ход лишь после остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточном вал приводит к скрежету при включении заднего хода.
УКАЗАНИЕ
Времена выбега отличаются в зависимости от рабочего состояния и могут быть сокращены за счет короткой синхронизации, предпочтительно 1-ой передачи.
Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (смотрите раздел 3.4). Медленно отпустить сцепление.
2.4 Переключение механизмов отбора мощностиМеханизмы отбора мощности, зависящие от сцепленияРабота при стоящем и едущем автомобилеВкючение/выключение
- Механизм отбора мощности должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!
Выключение сцепления должно осуществляться только, если двигатель работает на холостом ходу
Включайте механизм отбора мощности лишь после полной остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении механизма отбора мощности.
УКАЗАНИЕ
Время выбега зависит от рабочего состояния и может быть сокращено путем короткой асинхронизации, преимущественно 1-ой передачи. Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим.При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (см. раздел 3.4).
Медленно отпустить сцепление и перейти на рабочую частоту вращения двигателя.
ОСТОРОЖНО
При работе механизма отбора мощности смена передачи недопустима. При длительной остановке автомобиля (например, на ночь) механизм отбора мощности всегда должен выключаться.
Блокировка передач (опция)
Блокировка передач необходима, если:
автомобиль при подключенном механизме отбора мощности не в коем случае не должен перемещаться;
- должно предотвращаться включение механизмов отбора мощности во время езды.
2.5 Парковка
Переключите коробку передач на медленную группу демультипликатора (1-4 передачи).
Закройте стояночную тормозную систему. В качестве дополнительного предохранения при стоянке установите передачу:
Если автомобиль стоит на склоне по направлению вверх: передачу переднего хода!
Если автомобиль стоит на склоне по направлению вниз: передачу заднего хода!
Нагруженные автомобили должны дополнительно предохраняться противооткатными упорами для колес.
2.6 Буксировка с целью пуска двигателя
Запустить двигатель путем буксировки при включении быстрой группы демультипликатора.
ОСТОРОЖНО
Для предотвращения повреждения коробки передач можно буксировать автомобиль для пуска двигателя лишь при включении быстрой
группы демультипликатора (5-8 передача).
Также нельзя буксировать автомобиль с установленной задней скоростью.
2.7 Буксировка неисправного автомобиля
Буксировка неисправного автомобиля возможна лишь при выполнении следующих условий:
при встроенном запасном насосе рулевого управления;
при включенной быстрой группе демультипликатора, рычаг переключения передач в нейтральном положении; на расстояние не более 100 км;
максимально допустимая скорость буксировки должна определяться в зависимости от передачи осей и размера шин согласно приведенной диаграмме (Рис. 188).
УКАЗАНИЕ
Обязательно соблюдайте указания изготовителя автомобиля.
ОСТОРОЖНО
Если одно из вышеприведенных условий не выполнено, то следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.
Если имеется подозрение повреждений коробки передач, то тоже следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.
Рис. 188
Пример считывания: ioci>~ 6, Кдин — 0,5 м
Скорость буксировки из диаграммы: VMaKc= 25 км/час
УКАЗАНИЕ
Соблюдайте местные предписания, касающиеся максимальной скорости буксировки
2.8 Управление автомобилем при неисправности
Неисправности при смене группы демультипликатора (например, при переходе из прохода 3/4 в 5/6 и наоборот) могут иметь следующие причины: повреждение труб в пневматической системе,
Рис. 189 34 - Цилиндр переключения для демультипликатора; 35 - Клапан переключения для демультипликатора |
УКАЗАНИЕ
- Дальнейший путь возможен лишь в том случае, если включена медленная группа демультипликатора (1-4 передачи).
Если быстрая группа демультипликатора остается включенной, то следует буксировать автомобиль.
2.9 Ввод автомобиля в эксплуатацию при низких температурах
Коробка передач заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02. При температурах ниже -15 °С следует проверить, подходит ли масло согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач. Альтернативным вариантом является подогрев перед пуском двигателя, это может осуществляться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °С.
ОПАСНОСТЬ При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояноч
ную тормозную систему. Это препятствует случайному укатыванию автомобиля.__________
УКАЗАНИЕ
- Пуск двигателя и трогание с места смотрите раздел 2.1.
- Обязательно соблюдайте предписания изготовителя транспортного средства.
2.9.1 Парковка автомобиля при низких температурах
При температурах ниже О °С при парковке автомобиля следует обратить внимание на то, чтобы коробка передач была включена на медленную группу демультипликатора (рычаг переключения передач в положении 1-ой передачи скорости или в нейтральном положении прохода 3/4).
3 Техобслуживание
Регулярное проведение работ по техобслуживанию повысит надежность работы коробки передач, поэтому особенно важно соблюдение интервалов техобслуживания.
3.1 Трансмиссионное масло
3.1.1 Сорта масла
УКАЗАНИЕ
Для заполнения коробки передач допускаются лишь сорта масла, указанные в действующей спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02.
Спецификация смазочных материалов может быть запрошена во всех отделениях службы сервиса ZF или через интернет www.zf.com.
3.1.2 Заполняемое количество масла
Решающим для определения точного количества масла является правильное заполнение масла (смотрите раздел 3.2.2). Заполняемое количество масла указано на фирменной табличке (размещена сверху на коробке передач) или в таблице технических характеристик (3.1 Техническая характеристика стр.347).
Контроль уровня масла объясняется в разделе 3.3.
Количество масла/ коробка передач | 8S 1350OD |
При первом заполнении | 14 л |
При смене масла | 12 л |
Заполняемые количества при стандартной конструкции (наклон 0° - 3°)
3.1.3 Интервалы смены масла
УКАЗАНИЕ Для обеспечения надежности работы коробки передач следует соблюдать интервалы смены масла, указанные в спецификации!
3.2 Смена масла
3.2.1 Слив масла
ОСТОРОЖНО Предотвращайте попадание масла в землю, грунтовые воды или канали-зацию. Собирайте вытекающее масло в надлежащую емкость и утилизируйте в соответ-ствии с предписаниями по охране окружающей среды._________________________________
УКАЗАНИЕ Принципиально: проводите смену масла после длительной поездки, пока трансмиссионное масло еще имеет рабочую температуру и консистенцию.
ОПАСНОСТЬ Прикасание к коробке передач или к трансмиссионному маслу можетпривести к ожогам!________________________________________________________________
- Вывинтите резьбовые пробки маслосливных отверстий на коробке передач (Рис. 190, поз. 1 и 2) и слейте отработанное масло в подходящую емкость.
Очистите резьбовые пробки маслосливных отверстий (1), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.
Очистите резьбовую пробку Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром (2), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.
Очистите резьбовую пробку Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром (2), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.
3.2.2 Заполнение масла
- Заполнить масло через отверстие для заполнения (Рис. 191).
- Уровень заполнения масла является правильным, если он достигает нижней кромки отверстия для заполнения или если масло уже вытекает из отверстия для заполнения.
Рис. 191 Положение отверстия для заполнения масла и измерение переполнения
3.3 Контроль уровня масла
Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:
Контроль уровня масла должен проводиться, если автомобиль стоит горизонтально.
Не проводите контроль уровня масла непосредственно после поездки (неправильный результат измерения). Проводите проверку после охлаждения трансмиссионного масла (
Вывинтить резьбовую пробку отверстия для заполнения масла (раздел 3.2.2).
- Если уровень масла снизился ниже отверстия для заполнения масла, то необходимо долить масло (раздел 3.2.2).
УКАЗАНИЕ При каждой проверке контролируйте ступенчатую коробку передач на герметичность.
3.4 Контроль сцепления
Безукоризненное разъединение сцепления является гарантией для достижения максимального срока службы синхронизаторов и их готовности к работе.
Это действительно и для переключения интегрированных механизмов отбора мощности, зависящих от сцепления.
Безукоризненное разъединение сцепления проверяется следующим образом:
- Разогретый до рабочей температуры двигатель включен на холостой ход, нажать полностью на педаль сцепления;
- Затем через макс. 20 секунд медленно включить задний ход.
Если при этом раздается «скрежет» зубчатого зацепления механизма переключения передач (скрежет кулачков муфты включения), то необходимо
обязательно отрегулировать или проверить сцепление.
3.5 Удаление воздуха из коробки передач
Трансмиссионное масло нагревается при езде, в результате этого создается избыточное давление, которое разгружается через воздушный клапан. Обращайте внимание на то, чтобы обеспечивалась работоспособность воздушного клапана. Воздушный клапан (Рис. 192) должен быть всегда чистым и не должен закрываться.
3.6 Техобслуживание пневматической системы
В каждой пневматической системе образуется конденсат. Для того, чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из ресивера для сжатого воздуха не попадали в клапаны и цилиндры переключения необходимо регулярное техобслуживание пневматической системы.
Из ресиверов для сжатого воздуха должен один раз в неделю, а зимой каждый день, сливаться конденсат.
УКАЗАНИЕ Вместе с ресиверами для сжатого воздуха необходим отвод конденсата из пневмо-очистителя с водоотделителем, если он не работает автоматически. Учитывайте указания изготовителя транспортного средства.
3.7 Фирменная табличка
Фирменная табличка содержит самые важные данные. Она находится сверху на коробке передач, по направлению движения справа.
Следующие данные необходимо указывать при запросах или ремонте:
1.Спецификационный номер коробки передач
2.Тип коробки передач
3.Серийный номер коробки передач
Рис. 193 Фирменная табличка (пример)
3.3 Синхронизация
На Рис. 194 представлена конструкция устройства инерционного синхронизатора включения передач ZF. Благодаря использованию устройства инерционной синхронизации, служащего для выравнивания частот вращения, водитель может быстро, надежно и бесшумно переключать на более высокую передачу без двойного нажатия сцепления, а также переключать на более низкую передачу без нажатия на педаль акселератора даже при спуске и в сложных дорожных ситуациях.
Благодаря облегчению переключений в результате инерционной синхронизации водитель чаще переключает передачи. Из-за этого улучшается стиль его езды, что в современной дорожной ситуации приносит большую пользу.
Рис. 195
1 - блокирующие кольца синхронизатора; 2-упор; 3 - муфта - блокирующие кольца; 4 - корпус синхронизатора; 5 - скользящая муфтаНа Рис. 195 представлен принцип действия и разрез устройства инерционного синхронизатора включения передач ZF. Разрез и часть А представляют устройство синхронизации в нейтральном положении. Если скользящая муфта перемещается из нейтрального положения влево или вправо (пример на рисунке показывает перемещение вправо), то соответствующее блокирующее кольцо синхронизатора, благодаря прижимам, прижимается к фрикционному конусу муфты. В результате имеющейся разницы частот вращения блокирующее кольцо синхронизатора сразу же радиально поворачивается до упора, расположенного в корпусе синхронизатора, и таким образом препятствует дальнейшему перемещению скользящей муфты. Из-за сохраняющегося давления в скользящей муфте и давления прижима в скосах зубьев включения направление вращения блокирующего кольца синхронизатора изменяется в обратную сторону. Когда частоты вращения выравниваются, и трения больше нет, скользящая муфта может войти в зубчатое зацепление муфты. Таким образом, соответствующая передача включена.
На Рис. 196 представлены отдельные компоненты устройства инерционной синхронизации включения передач ZF.
Форма и конструкция компонентов может отличаться от тех, которые показаны на рисунке.
Рис. 196
1 - шестерня; 2 - муфта; 3 - блокирующее кольцо синхронизатора; 4 - корпус синхронизатора; 5 - нажимная пружина; 6 - упор; 7 - скользящая муфта
ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ
Тщательно очищайте контактные поверхности; остатки уплотнительной массы и уплотнений должны быть полностью удалены.
Проверьте все шестерни, прежде всего зубья и рабочие поверхности подшипников.
Тщательно проверьте ролики и вращающиеся кольца и в случае износа замените их.
Все уплотнительные кольца, уплотнительные шайбы и упорные кольца должны быть заменены.
ПРОВЕРКА ПРЕДЕЛА ИЗНОСА
Перед монтажом устройства инерционной синхронизации проверьте блокирующие кольца синхронизатора и муфту на износ.
Измерьте в двух противоположных точках расстояние между муфтой и блокирующим кольцом синхронизатора с помощью измерительного калибра.
Расстояние (2) (см.Рис. 197)между блокирующим кольцом синхронизатора и муфтой на вторичном валу должно составлять не менее 0,80 мм, а для синхронизации планетарного ряда - 1,20 мм.
УКАЗАНИЕ
Если полученные значения ниже значений, указанных в спецификации, то проверьте износ блокирующего кольца синхронизатора и муфты и при необходимости замените соответствующую деталь или весь узел.
Рис. 197
1 - измерительный калибр; 2 - минимальное расстояние в противоположных точках для передач 1-4 -0,80 мм и для планетарного ряда - 1,20 мм; 3 - блокирующее кольцо синхронизатора; 4 - муфта
www.remkam.ru
|
|
содержание .. 9 10 11 ..
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОДЕЛИ ZF 16S 1820 ТО
Коробка передач модели ZF 16 S 1820 TO производства фирмы «ZF Friedrichshafen AG» (Германия) – механическая, 16-ступенчатая, 3-ходовая, с синхронизаторами передач. Состоит из основной четырехступенчатой коробки передач с делителем и демультипликатора. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач модели ZF 16 S 1820 TO 11 литров. Масса коробки передач модели ZF 16 S 1820 TO без дополнительного оборудования 289 кг.
Порядок, перечень работ и указания по установке коробки передач модели ZF 16 S 1820 TO на двигатель приводится в Руководстве для монтажных работ 1203 765 910h31, которое прикладывается в составе эксплуатационной документации к каждому силовому агрегату, укомплектованному указанной КП. Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла (см. раздел «Эксплуатационные материалы»). Первая замена масла на коробках передач ZF 16S 1820 ТО производится при наработке коробки 7500 км. При эксплуатации в тяжелых условиях менять:
содержание .. 9 10 11 ..
|
|
|
zinref.ru
Сейчас сборочный завод ZF Friedrich-shafen AG – одно из крупнейших промышленных предприятий Германии. Одна из самых сильных сторон деятельности компании ZF – механические и автоматические коробки передач (КПП), которые здесь выпускаются для грузовых автомобилей и автобусов. Разработкой, испытаниями и доводкой КПП занимается исследовательский центр, находящийся рядом с аэродромом, с которого 90 лет назад поднимались первые дирижабли графа Цеппелина. Сложные испытательные стенды, на которых новые КПП ZF проходят многочасовые испытания, работают в автоматическом цикле без участия инженеров. Результаты тестов, по которым разрабатываются программы внесения изменений в конструкцию узлов и агрегатов, обрабатываются также в автоматическом режиме.
В производственной программе компании ZF три семейства КПП для коммерческого транспорта: механические представлены серией Eco, автоматические – AS-Tronic. Автоматические КПП ZF семейства Ecomat-2 предназначены для автомобилей специального назначения и автобусов.
Механические коробки передач выпускаются компанией ZF более 80 лет. Серия Есо признана многими автомобилестроительными компаниями, выпускающими грузовые автомобили всех категорий полной массой от 6 до 60 т.
«Автоматы» тоже не новинки на конвейере во Фридрихсхафене – первая серийная автоматическая коробка появилась здесь 40 лет назад.
Механические КПП ZF Ecolite (самые маленькие в семье ZF), предназначенные для установки на автомобили полной массой до 6 т, – самое новое семейство, последнее поколение. При его разработке использованы результаты длительных поисков конструкторов и технологов. Коробки рассчитаны на передачу крутящего момента в диапазоне 500…1050 Н·м. Модель S5-42 – 5-ступенчатая КП с диапазоном передаточных чисел 8,63…1,00 перекрывает диапазон крутящего момента от 300 до 600 Н·м. Шестиступенчатая коробка S6-36/2 наиболее активно работает с крутящим моментом в диапазоне 350…750 Н·м; другая 6-ступенчатая коробка 6S 850 имеет ряд 6,75…0,78 с одной повышающей передачей и работает с максимальным крутящим моментом 850 Н·м.
Все КПП ZF семейства Ecolite могут дополняться валами отбора мощности серии ZF PTO.
Коробки этого типа устанавливают, например, на автомобили IVECO Daily как обычные бортовые автомобили и фургоны, так и на специализированные, где необходимо использование валов отбора мощности для привода навесного оборудования.
Шестиступенчатая коробка ZF AS-Tronic Lite, которая на конвейере с 2005 г., стала автоматизированным вариантом механической коробки Ecolite. По массогабаритным характеристикам и ряду передаточных чисел коробки AS-Tronic Lite полностью соответствуют механическим аналогам, но передают больший крутящий момент – 1050 Н·м. Они предлагаются на малотоннажные автомобили в качестве опции.
Девятиступенчатые КПП ZF Ecomid – основная механическая трансмиссия среднетоннажных автомобилей полной массой до 16 т. Единственный представитель этого семейства – коробка 9S 75/109 – выпускается в двух версиях.
Ряд передаточных отношений первой – 12,73…1,00, а максимальный крутящий момент около 1100 Н·м. Ее устанавливают на автомобили, работающие в городах, коммунальном хозяйстве, в промышленном транспорте, на строительстве – одним словом, где нужен широкий диапазон рабочих скоростей.
Вторая версия имеет передаточные числа от 9,48 до 0,75 с повышающей передачей и крутящий момент более 1300 Н·м. Ее предназначение – работа на магистральных грузовиках, в составе тягача с прицепом или полуприцепом. «Сжатый» ряд передаточных чисел рассчитан на движение с относительно стабильной скоростью и на большие расстояния.
Двенадцатиступенчатая версия АКП ZF AS-Tronic Mid – автоматический «двойник» механической коробки Ecomid. Ее выпускают с двумя вариантами передаточных чисел: 12,79…1,00 или 10,33…0,81. При этом максимальное передающее усилие AS-Tronic Mid заметно превосходит возможности коробки Ecomid (1600 Н·м против 1300).
Управление коробкой может осуществляться автономно или интегрироваться в общую систему управления автомобилем на основе CAN-шины (CAN-шина – единая медная шина, к которой подключены все электронные компоненты автоматизированной системы управления двигателем, тормозами, подвеской. Образуется единая компьютерная управляющая и диагностическая сеть, контролирующая все основные агрегаты автомобиля). Таким образом, она связана с блоком управлением двигателем EDC и комплексом управления тормозами ABS/ASR.
В семейство самых больших механических КПП ZF Ecosplit входят две модели – 12- и 16-ступенчатая. Первая предназначена для эффективной передачи крутящего момента в диапазоне 1200…2250 Н·м, а более мощная вторая передает до 2750 Н·м. Они выпускаются в версиях direct drive (DD) или overdrive (OD). За 25 лет выпуска коробок этой серии ими оснащено более 1 млн грузовых автомобилей. Шестнадцатискоростные КПП ZF выпускаются четырех типов: 16S151, 16S181, 16S221, 16S251. Коробка передач ZF Ecosplit состоит из 4-скоростного редуктора, делителя передач, установленного спереди, и планетарного демультипликатора, установленного сзади, который служит для удвоения числа передач для движения вперед с 4 до 8. Делитель передач еще раз удваивает эти 8 передач. Он имеет две передачи (низшую и высшую), используя пары шестерен постоянного зацепления – одну или две. Таким образом, коробка всего имеет 16 передач вперед с небольшой разницей передаточных отношений между соседними передачами и 2 – назад. Небольшая разница передаточных отношений соседних пар коробки Ecosplit позволяет выбрать оптимальный режим движения в экономичном диапазоне числа оборотов двигателя. Кроме того, это облегчает управление КП и снижает уровень шума.
При схеме переключения «два Н» каждая из 8 передач для движения вперед и задний ход имеет свое собственное положение, изображенное на схеме. Нейтральные положения на линиях 3...4-й и 5...6-й передач.
Передачи делителя (B или Н) предварительно выбираются переключателем, кран срабатывает при выжимании сцепления. Разные усилия сопротивления пружин позволяют водителю хорошо чувствовать процесс переключения.
Коробки передач Ecosplit третьего поколения отличаются универсальностью применения и совместимостью с большим числом дополнительных агрегатов. Их можно, например, совместить с гидромуфтами WSK 400 или 440 и со встроенным вторичным замедлителем. КПП ZF Ecosplit могут поставляться со встроенными системами замедления Interder-2. Коробки этого семейства, наиболее полно отвечающие условиям эксплуатации грузовых автомобилей отечественного производства, применяются на автомобилях Минского автомобильного и Минского колесных тягачей заводов, «Яровитах», КамаАЗах, УралАЗах.
Разрабатывая автоматические КП (АКП) для тяжелых грузовых автомобилей, компания ZF спроектировала агрегаты, совмещающие отработанную технологию производства трансмиссий и современные электронные средства управления. Семейство автоматических коробок передач для автомобилей полной массой более 16 т называется AS-Tronic. Их конструкция позволяет водителю в любой момент перейти с автоматического режима работы трансмиссии на ручной и обратно.
В семейство входят два типа КПП ZF – 12-ступенчатая 12 AS 2301 и 16-ступенчатая 16 AS 2601. Первая комплектуется с силовыми агрегатами мощностью до 450 л.с. и крутящим моментом до 2300 Н·м. Вторая позволяет передавать момент до 2600 Н·м и мощность до 550 л.с. Конструктивно обе коробки выполнены по схеме с двумя промежуточными валами, встроенным делителем и планетарным демультипликатором.
Электронный блок управления КП постоянно связан с системами EDC, ABS, ASR через шину управления CAN.
В зависимости от замысла конструктора и дизайнера управление трансмиссией может осуществляться либо обычным рычагом, комбинацией рычага и переключателя режимов или рычагом, установленным на рулевой колонке. Оно включает комплекс самодиагностики с отображением состояния трансмиссии и выбранной передачи на информационном дисплее.
Коробки можно комплектовать валами отбора мощности с приводом от сцепления или выходного вала КП. Их также можно дополнять интардером, развивающим тормозную мощность до 500 кВт. В интардере нет вспомогательного контура циркуляции охлаждающей жидкости, а для охлаждения гидравлической жидкости используется встроенный теплообменник.
Марка Ecomat появилась в производственной программе компании ZF четверть века назад. Однако первые планетарные АКП появились еще в 1961 г. под маркой 2 НР 45. Новое поколение КПП ZF Ecomat 2 plus, появившееся пару лет назад, вобрало в себя все лучшее, что вносилось в конструкцию коробки за время ее эволюции.
Ecomat 2 plus – серия автоматических КП для автобусов полной массой до 28 т. В нее входят три ряда 4- (4НР), 5- (5НР) и 6-ступенчатых (6НР) агрегатов. Каждый из них включает три версии в зависимости от максимального передаваемого крутящего момента 1150, 1220 или 1600 Н·м. Механических аналогов «автоматы» Ecomat 2 plus не имеют. Шестиступенчатые коробки агрегатируются с двигателем, оснащенным электронной системой управления ЕЕС 12.
АКП конструктивно состоят из шести блоков, комбинация которых позволяет получать коробки с различными характеристиками. Это блоки гидротрансформатора, подачи масла, тормоза-замедлителя, планетарной передачи, отбора мощности и управления. Кроме этого коробки могут быть дополнены блокировочной муфтой и первичным тормозом-замедлителем.
Для управления АКП Ecomat 2 plus служит электронный блок EST 146/147. Это самообучающаяся система управления с расширенной программой технической диагностики и новым режимом управления «остановка – пуск». Блок способен распознать изменение внешних условий работы, исправить ошибки в процессе переключения режимов коробки, контролировать время прохождения процесса управления. Управление коробками осуществляется с помощью клавишного пульта, который можно устанавливать на панель приборов, в подлокотник кресла водителя или на отдельную консоль.
www.gruzovikpress.ru