ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-41Ф-1С TURBOFAN ENGINE AL-41F-1S 15.05.2015Переговоры по поставке Китаю российских истребителей Су-35С идут «очень сложно», сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn.Китай заинтересован в этих истребителях в первую очередь из-за получения доступа к технологиям ТРДДФ АЛ-41Ф-1С с тягой на форсаже 14500 кг, и впоследствии желает оснастить более мощными двигателями истребители собственного производства.АЛ-41Ф-1С разработан на базе АЛ-31Ф, но 80% компонентов спроектированы и созданы заново, в том числе компрессоры высокого и низкого давления, камера сгорания и форсажная камера, диаметр вентилятора увеличен от 0,905 до 0,932 м, электронная система управления двигателем позволяет улучшить характеристики силовой установки на разных режимах полета. Расчетный срок службы 4000 часов по сравнению со всего лишь 900 часов у АЛ-31Ф (первый ремонт после 300 часов, тяга на форсаже всего 12500 кг).Пришло время, когда истребители Су-30МКК начали нуждаться в более мощных двигателях, так как масса пустого самолета на 1000 кг больше чем у базового образца, а силовая установка остается прежней. Характеристики ускорения, скороподъемности, длина разбега и пробега не удовлетворяют требования военных. Эти недостатки будут еще более заметны на разрабатываемом двухместном ударном самолете J-16.В более мощной силовой установке для улучшения взлетно-посадочных характеристик нуждаются и палубные истребители J-15.Наконец, АЛ-41Ф-1С необходимо оснастить и истребители нового поколения J-20 во время переходного периода к ТРДДФ национального производства.Военный Паритет МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35С ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ26.08.2015Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) представило на авиакосмическом салоне МАКС в Жуковском авиадвигатель АЛ-41Ф-1С для многоцелевых истребителей Су-35С, сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе предприятия.«На авиасалоне мы представляем свою продукцию в рамках экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации, — отметили в пресс-службе. — УМПО демонстрирует полноразмерный разрезной макет двигателя АЛ-41Ф-1С». На предприятии организовано серийное производство данных двигателей, они поставляются для истребителей Су-35С ВВС России в рамках выполнения обязательств по государственному оборонному заказу, уточнили на предприятии.ТАСС 12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-201503.03.2016Основные усилия предприятий ВПК, связанных с созданием истребителя пятого поколения Т-50 (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА), сейчас сосредоточены на изготовлении нового штатного двигателя для истребителя, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в среду в ходе совещания по вопросам развития боевой авиации.«Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50, по сути дела самолёт летающий. Сейчас работа конструкторов над самолётом второго этапа: мы ждём его двигатель», — сказал Рогозин.РИА Новости ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-5029.03.2016Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») представит на выставке Defexpo India — 2016 двигатель для истребителей Су-35. Об этом сообщили в понедельник в пресс-службе компании.Речь идет о двухконтурном турбореактивном двигателе АЛ-41Ф-1С, снабженном форсажной камерой и обладающем управляемым вектором тяги.«Изделие, разработанное на основе АЛ-31Ф, отличается от предшествующего увеличенной тягой, большим межремонтным ресурсом, повышенной надежностью, низкими эксплуатационными затратами. Его особенностью является управляемый вектор тяги, что в сочетании с продвинутой электронной системой управления типа FADEC дает истребителю сверхманевренные возможности», — подчеркнули в корпорации.Кроме того, корпорация представит на выставке в Индии промышленный газотурбинный двигатель E70/8РД, предназначенный для судов-газовозов и скоростных паромов. Его особенностью является двухтопливная камера сгорания с функцией автоматического перехода с газового на дизельное топливо и наоборот, пояснили в пресс-службе. DEFEXPO 2016 — 9-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СУХОПУТНЫХ И ВОЕННО-МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ 03.11.2016Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») представляет на международной выставке вооружений и военной техники Indo Defense 2016, которая проходит со 2 по 5 ноября в столице Индонезии Джакарте, современные российские двигатели для боевой авиации и вертолетов, в том числе турбореактивный двигатель АЛ-41Ф-1С для многоцелевого истребителя Су-35, сообщил РИА Новости в среду официальный представитель ОДК.Особенностью АЛ-41Ф-1С является управляемый вектор тяги, что в сочетании с современной электронной системой управления типа FADEC дает истребителю Су-35 сверхманевренные возможности.«ОДК представляет на выставке Indo Defense 2016 современные российские двигатели для боевой авиации и вертолетов, в том числе турбореактивный двигатель АЛ-41Ф-1С для многоцелевого истребителя Су-35. В ходе выставки планируется провести ряд переговоров и встреч с эксплуатирующими организациями и потенциальными заказчиками», — сказал представитель корпорации.По его информации, ОДК проведет в Джакарте мультимедийные презентации двигателей АЛ-41Ф-1С (для многоцелевых истребителей Су-35/35С), АИ-222-25 (для учебно-боевой авиации) и вертолетного двигателя ВК-2500.РИА Новости INDO DEFENCE EXPO AND FORUM 2016 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА И ФОРУМ ТРЕХ ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНДОНЕЗИИ18.02.2017ВВС Индии планируют модернизировать 230 из 270 истребителей Су-30МКИ, в частности, оснастив их новыми двигателями АЛ-41Ф1С (117С, фото) вместо АЛ-31ФП, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на китайские СМИ.АЛ-31ФП имеет тягу всего 12500 кг, в то время как АЛ-41ФС1 до 14500 кг. АЛ-41ФС1 является глубокой модернизацией АЛ-31Ф, выполненной дочерней компанией «Объединенной двигателестроительной корпорации» — Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО). Эти двигатели составляют силовую установку проданных в Китай истребителей Су-35СК.Другим ответвлением АЛ-31Ф является «изделие 99М» производства компании «Салют», которое в виде АЛ-31ФН серии 3 поставляется в Китай для оснащения истребителей J-10B. Тяга этого двигателя доведена до 13700 кг.Появляются слухи, что Россия согласилась продать Китаю двигатели АЛ-41ФС1 отдельной партией с передачей технологий. Тем не менее, в настоящее время оба производителя двигателей — «Сатурн» и «Салют» — страдают от снижения качества выпускаемой продукции из-за большой текучести кадров, качество этих двигателей завышено «пропагандой», сообщает китайский источник.Военный паритет МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ (СУ-30К) ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО18.04.2018Итоговое заседание Государственной комиссии по турбореактивному двигателю АЛ-41Ф-1 завершилось торжественным вручением ПАО «ОДК-УМПО» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) акта о завершении государственных стендовых испытаний опытного двигателя. Церемония прошла в московском филиале предприятия — Опытно-конструкторском бюро им. А. Люльки.Председатель Государственной комиссии полковник В.А. Брусков передал генеральному конструктору-директору ОКБ им. А. Люльки Е.Ю. Марчукову документ, свидетельствующий об окончании важнейшего этапа в разработке АЛ-41Ф-1.Таким образом, завершены 14-летние опытно-конструкторские работы. АЛ-41Ф-1 выполняет функцию двигателя первого этапа для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). Первый испытательный полет ПАК ФА с АЛ-41Ф-1 состоялся 29 января 2010 года.В настоящее время ОДК ведет работу над двигателем второго этапа для Су-57. 5 декабря 2017 г. самолет с двигателем второго этапа впервые поднялся в небо, полет прошел в штатном режиме. При создании перспективного двигателя применены новейшие технологии и материалы, использование которых позволило достичь технических требований, предъявляемых к силовой установке пятого поколения.Объединенная двигателестроительная корпорация ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-41Ф-1С В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С.9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААЗ имени Ю.А. Гагарина, до 2015 года заключен контракт на поставку 96 двигателей, на 2015—2020 годы планируется закупка еще 96 двигателей.Устанавливается на истребители Су-35С.АЛ-41Ф-1С — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117».Двигатели АЛ-41Ф1С отличаются от АЛ-31Ф увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо?льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.Разработчик: ОАО «УМПО» (ОКБ имени А. Люльки) МОДИФИКАЦИИ:• АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — для многоцелевого истребителя пятого поколения ПАК ФА• АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) — для многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С Габаритные размеры, мм:• длина — 4990;• диаметр входа — 932;Параметры в земных условиях:• тяга на полном форсированном режиме, кгс — 14500;• тяга на максимальном режиме, кгс — 8800. Источники: http://www.umpo.ru ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-41Ф-1С НА МАКС-2013УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМПО)НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН» |
bastion-karpenko.ru
Разработка двигателя для истребителей пятого поколения началась в 1982 году. Двигатель прошел испытания, было построено 28 штук, 17 из которых поддерживаются в рабочем состоянии.
Изначально двигатель предназначался для истребителей проекта МиГ 1.44 и удовлетворяет всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения — легкий, экономичный, надежный, имеет высокую тягу и позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, для чего была реализована изменяемая степень двухконтурности. Проект МиГ 1.44 был закрыт, поэтому в серию двигатель так и не вошел.
Для новых истребителей пятого поколения ПАК ФА двигатель АЛ-41Ф не подошел из-за слишком больших габаритов, поэтому на основе АЛ-41Ф, а также АЛ-31Ф и АЛ-31ФП был создан двигатель так называемого «первого этапа» — «Изделие 117» с меньшими размерами и, как следствие, меньшей тягой — 15000 кгс против 18000 кгс у АЛ-41Ф, однако, по сравнению с АЛ-31Ф и АЛ-31ФП, тяга выросла на 2500 кгс. Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель на 80% состоит из новых деталей. Из отличительных особенностей двигателя «Изделие 117» стоит отметить плазменную систему зажигания, всеракурсное управление вектором тяги (±20° в плоскости, ±16° в любом направлении) и полностью цифровую систему управления, включающую в себя лишь один гидравлический центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники, самолет сможет вернуться на базу на пониженном режиме.
Ошибка в сносках?: Invalid <ref> tag; name "fomin_5gen" defined multiple times with different content
ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
Ил-46 | |
АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1) |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-224 · М-250 · М-251ТК · М-501 · МБ-100 · МГ-31 · ММ-1 · П-032 | ||||||||||||||||
АЛ-7 · АЛ-21 (АЛ-21Ф-3) · АМ-3 (РД-3) · ВД-7 (РД-7) · ВК-1 (РД-45) · РД-9 (АМ-9) · РД-36 · РД-41 · РД-60 · РД-500 · Р-11-300 · Р-13 · Р-15 · Р-25-300 · Р27В-300 · Р28В-300 · Р-29-300 · Р-35 · Р-95Ш · Р-195 · ТР-1 | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
АИ-20 · АИ-20М · АИ-24 · АИ-450 · ВК-2 · ВК-1300 · ГТД-350 · Д-25 · Д-27 · Д-136 · Д-236 · НК-12 · РД-600 · ТВа-3000 · ТВ2-117 · ТВ3-117 · ТВ7-117 · ТВД-10 · ТВД-20 · ТВД-150 · ТВ-0-100 · ГТД-3 · ТВД-1500 · ТВ-Д · ТВ-О · ТВ-128 | ||||||||||||||||
АИ-8 · АИ-9 · АИ-450-МС · ВГТД-2 · ВГТД-43 · ВСУ-10 · ГТД-1 · ГТД-5 · ГТДЭ-117 · РУ-19А-300 · ТА-4ФЕ · ТА-6 · ТА-8 · ТА-12 · ТА-14 · ТА18-100 |
АЛ-41Ф Информация Видео
АЛ-41Ф Просмотр темы.АЛ-41Ф что, АЛ-41Ф кто, АЛ-41Ф объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
ТРДДФ | |
Россия Россия | |
с 2010 года | |
Су-57 (АЛ-41Ф1), Су-35С (АЛ-41Ф1С) | |
АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] | |
Тип 30 (Изделие 30) — двигатель «второго этапа»[2] | |
НПО «Сатурн» | |
УМПО | |
Изделие 117 | |
с 2008 года | |
АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) | |
1608 кг | |
4990 мм | |
1180 мм | |
АЛ-41Ф1 — 8800 кгс АЛ-41Ф1С — 8800 кгс | |
АЛ-41Ф1 — особый режим 15000 кгс АЛ-41Ф1С — 14000 (особый режим 14500 кгс) кгс | |
4000 ч | |
плазменное | |
цифровое (АЛ-41Ф1) электромеханическое (АЛ-41Ф1С) |
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не пошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых узлов. Основные из них:
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании Су-57 была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьёзное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом Су-57 двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С, начали поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
Ил-46 · Ла-190 · 150 (опытный бомбардировщик) | |
АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), Су-57 (АЛ-41Ф1) |
wikiredia.ru
АО А.Люлька-Сатурн
"Вестник авиации и космонавтики" уже писал об авиационном двигателе пятого поколения АЛ-41Ф, созданном АО "А.Люлька-Сатурн" и внедряемом в серийное производство на Рыбинском моторостроительном заводе. ТРДДФ, не имеющим в настоящее время мировых аналогов в своем классе, предполагается оснастить основные боевые самолеты России начала XXI века. Работы над ТРДДФ пятого поколения продолжаются и есть надежда, что первый серийный АЛ-41Ф будет выпущен уже в 2003-04 гг.
Сегодня разговор о прошлом, настоящем и будущем отечественного авиадвигателестроения продолжает руководитель работ по АЛ-41Ф, Генеральный конструктор АО "А.Люлька-Сатурн" Виктор Чепкин
Наше предприятие образовано в 1946 году. Его основателем и первым руководителем стал Генеральный конструктор Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Архип Михайлович Люлька. В 1947 г. под его руководством был создан первый отечественный турбореактивный двигатель первого поколения ТР-1, имевший тягу 1350 кгс. Он был установлен на реактивном истребителе Су-11, созданном под руководством П.О.Сухого. Это положило начало плодотворному сотрудничеству между прославленными конструкторскими коллективами, продолжающемуся уже более 50 лет и вписавшему много славных страниц в историю отечественной военной авиации.
В конце 1940-х начале 1950-х годов под руководством А. М.Люльки был создан один из самых мощных в мире для своего времени двигателей второго поколения -АЛ-5, установленный на первом сверхзвуковом истребителе П.О.Сухого Су-17 (первом самолете с таким названием).
В 1950-х годах были разработаны двигатели АЛ-7Ф и АЛ-7Ф2, нашедшие применение на фронтовом истребителе Су-7, истребителе-перехватчике Су-9, истребителях-бомбардировщиках Су-7Б и Су-17. Несколько тысяч этих самолетов составляли основу парка фронтовой авиации и авиации ПВО СССР и ряда стран в 1960-е годы. На самолете Су-9 с двигателем А. М.Люльки было установлено четыре мировых рекорда высоты и скорости. Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза В.С.Ильюшин писал: "Мировые рекорды, установленные мною и моими товарищами по работе Б.М.Андрияновым и А.А.Козновым на самолетах конструкции П.О.Сухого с двигателями А. М.Люльки, явились итогом большой многолетней совместной работы двух коллективов конструкторских бюро. Я считаю, что в те времена самолеты П.О.Сухого с двигателями А.М.Люльки были лучшими в мире".
В 1967 г. в серию был передан двигатель третьего поколения АЛ-21Ф, а в начале 1970-х его модификация АЛ-21ФЗ. ТРДЦФ этого типа, развивавшие тягу более 11000 кгс, устанавливались на самолеты Су-17, Су-20 и Су-24, разработанные в ОКБ П.О.Сухого, истребители-бомбардировщики МиГ-23Б ОКБ А.И.Микояна.
В 1976 г. началось создание двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф (12500 кгс), предназначенного для перспективного истребителя Су-27. В 1985 г. завершились государственные испытания этого ТРДЦФ, по признанию многих ведущих специалистов как в нашей стране, так и за рубежом, являющегося лучшим в мире в своем классе.
В настоящее время АЛ-31Ф находится в серийном производстве на Уфимском моторостроительном заводе и ММПП "Салют".
Ведутся работы по модернизации этого уникального двигателя. В частности, с 1988 г. коллектив фирмы успешно проводит работы по двигателю с системой управления вектором тяги АЛ-31ФП. Самолет Су-27 (бортовой номер 711), оснащенный двумя такими ТРДДФ, стал "звездой" многих авиасалонов. В дальнейшем усовершенствованный вариант двигателя был установлен на многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК.
В перспективе предполагается увеличить тягу двигателя, внедрить двухмерную систему управления вектором тяги, новую систему управления, улучшить эксплуатационные характеристики и т.п.
В 1982 г. по инициативе А.М.Люльки организуется научно-производственное объединение "Сатурн". К машиностроительному заводу "Сатурн" головному предприятию объединения присоединяется ряд предприятий, обладающих большим научно-техническим потенциалом и опытом работ по созданию газотурбинных двигателей.
С конца 1980-х гг. в АО "А.Люлька-Сатурн" по заказу Министерства обороны ведутся работы по созданию "истребительного" двигателя пятого поколения АЛ-41Ф. Предполагается, что этим ТРДДФ будет оснащено большинство перспективных российских боевых самолетов нового поколения. Это значит, что АЛ-41Ф станет основой для развития отечественного газотурбостроения в течение ближайших 25-30 лет, причем не только для боевых машин Министерства обороны, но и для самолетов гражданского или "двойного" назначения.
Реализация столь широкомасштабной программы невозможна без создания высокоэффективной организационной структуры, которая объединила бы разработчиков и производителей. Такая структура родилась после долгих размышлений, дискуссий, всестороннего анализа опыта отечественных и зарубежных двигателестроителей. В результате мы пришли к выводу о том, что создавать жестко структурированное финансово-промышленное объединение традиционного типа нет необходимости: центральным "стержнем" интеграции в рамках работ над двигателем АЛ-41Ф должна стать сама крупномасштабная программа. Когда вокруг нее объединятся все заинтересованные организации и предприятия, их роль станет общепонятной, а структура взаимоотношений -логичной. Работа над единым конечным продуктом даст предприятиям "кислород", возможность выгодно продавать результаты своего труда, позволит занять выигрышные позиции в конкурентной борьбе.
Структура кооперации при реализации проекта АЛ-41Ф возникла, разумеется, не на пустом месте. Участники программы знали друг друга достаточно давно. Перед тем, как 15 лет назад занять должность Генерального конструктора фирмы "А.Люлька-Сатурн", работая в МКБ (г.Пермь), я много и плотно сотрудничал с Рыбинским моторостроительным заводом, где в те годы шло освоение производства "пермских" двигателей типа Д-30КУ и Д-30КП для самолетов Ил-62М, Ил-76 и Ту-154. В свою очередь, рыбинцы были тесно связаны с Уфой, куда в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано большое число специалистов Рыбинского моторного завода, в дальнейшем в значительной мере определивших "лицо" Уфимского производственного объединения.
АЛ-41Ф должен стать базой для разработки целого семейства двигателей для гражданских военных самолетов в диапазоне тяги от 16000 до 44000 кгс. В отличие от прежних программ в области авиационного двигателестроения, в программу АЛ-41Ф заложен новый важнейший элемент: с самого начала этот двигатель рассматривается и как основа для создания силовых установок наземного применения газоперекачивающих станций и электростанций.
"Истребительные" двигатели основная, хотя и далеко не единственная область деятельности фирмы. В конце 1970-х годов здесь был создан и испытан многоразовый жидкостный ракетный двигатель Д-57 на высокоэнергетическом топливе жидком водороде и жидком кислороде. Этот "мотор" предполагалось использовать на третьей ступени ракетно-космического комплекса Н-1 для полетов на Луну.
В начале 1980-х годов началась разработка ракетно-турбовального двигателя РГВД-14 и турбопривода ТП-22. Эти энергоисточники гидросистем управления мощностью от 10 до 150 кВт успешно прошли испытания в составе комплекса универсальной ракетно-космической системы "Энергия" с ВКС "Буран".
Глава РАО "Газпром" Р.И.Вяхирев, посетивший в 1999 году выставку газоперекачивающего оборудования в Уфе, заявил: "Уфимский завод приступил к серийному выпуску важнейшего, интереснейшего, самого современного двигателя АЛ-31СТ. Признаю: мотор современный по всем характеристикам, в том числе и по экологии, ресурсу".
Принято решение о выпуске с конца 1999 -начала 2000 гг. 50-70 установок данного типа.
Структура, созданная для реализации программы ТРДДФ АЛ-41Ф, может послужить основой для создания аналогичных объединений и в рамках других программ. Заслуживает внимания идея объединения Бауманского и Московского авиационного технических университетов, ВИАМ, НИИАТ и ЦИАМ с производством "Салюта". То есть предполагается образовать некий "куст", в котором будут отрабатываться и реализовываться передовые научные идеи.
Если в конструировании получение отрицательного результата плохо, то в науке отрицательный результат это тоже результат: не получилось, значит знаем, что данный путь тупиковый. Имеющийся у нас научный задел позволяет значительно экономить время и деньги.
В Ле Бурже испанцы продемонстрировали чуть ли не восьмимерное управляемое сопло, а на мой вопрос: "Зачем вы его сделали? " простодушно ответили: "Не знаем. У нас под него и самолета нет...." В области кооперации следует разделить проблему разграничения сфер деятельности и организации взаимодействия на составляющие: все, что создается в Москве совместно с "Салютом", относится, в первую очередь к перспективным технологиям, а то, что мы создаем совместно с Уфой и Рыбинском, имеет отношение к конкретным проектам с конкретными сроками реализации, где жестко просчитаны расходы и финансовая отдача.
www.oborudka.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
ТРДДФ | |
Россия Россия | |
с 2010 года | |
Су-57 (АЛ-41Ф1), Су-35С (АЛ-41Ф1С) | |
АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] | |
Тип 30 (Изделие 30) — двигатель «второго этапа»[2] | |
НПО «Сатурн» | |
УМПО | |
Изделие 117 | |
с 2008 года | |
АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) | |
1608 кг | |
4990 мм | |
1180 мм | |
АЛ-41Ф1 — 8800 кгс АЛ-41Ф1С — 8800 кгс | |
АЛ-41Ф1 — особый режим 15000 кгс АЛ-41Ф1С — 14000 (особый режим 14500 кгс) кгс | |
4000 ч | |
плазменное | |
цифровое (АЛ-41Ф1) электромеханическое (АЛ-41Ф1С) |
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не пошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых узлов. Основные из них:
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом ПАК ФА двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С начнут поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
Ил-46 · Ла-190 · 150 (опытный бомбардировщик) | |
АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), Су-57 (АЛ-41Ф1) |
wikipedia.green
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
ТРДДФ | |
Россия Россия | |
с 2010 года | |
Су-57 (АЛ-41Ф1), Су-35С (АЛ-41Ф1С) | |
АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] | |
Тип 30 (Изделие 30) — двигатель «второго этапа»[2] | |
НПО «Сатурн» | |
УМПО | |
Изделие 117 | |
с 2008 года | |
АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) | |
1608 кг | |
4990 мм | |
1180 мм | |
АЛ-41Ф1 — 8800 кгс АЛ-41Ф1С — 8800 кгс | |
АЛ-41Ф1 — особый режим 15000 кгс АЛ-41Ф1С — 14000 (особый режим 14500 кгс) |
www.wikiplanet.click
«АЛ-41Ф1» российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей 4 поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП и не вошедшим в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданным для проекта МиГ 1.44.
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, «АЛ-41Ф1» на 80 % состоит из новых деталей. Основные из них:
Благодаря этим мерам удалось значительно повысить силу тяги, увеличить ресурс, надежность и снизить расход топлива. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании ПАК ФА была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьезное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.
Система управления двигателя цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный генератор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники, двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу.
Перед первым полетом ПАК ФА двигатели «АЛ-41Ф1» прошли летные испытания на летающей лаборатории Су-35. 29 января 2010 года начались летные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями «АЛ-41Ф1». На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полетов.
Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги поколения 4++, созданный ОАО «НПО „Сатурн“» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117».
Двигатели АЛ-41Ф1С отличаются от АЛ-31Ф увеличенной тягой, большим межремонтным ресурсом, сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения. От «АЛ-41Ф1» двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С. Первые Су-35С, оснащенные двигателями «Изделие 117С» начнут поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключен контракт на поставку 96 двигателей, на 2015—2020 годы планируется закупка еще 96 двигателей.
Просмотров: 1838
www.vonovke.ru