Подбор деталей и сборка шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ-402 производится согласно рекомендациям, указанным в разделе Сборка шатунно-поршневой группы, но имеют некоторые особенности. Так, ориентировочный выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 расположен не на стержне шатуна, а на его крышке. При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их в блок так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоскости блока. В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение. В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С. (см. таблицу размерных групп). При установке на поршень новых колец, но сохранении прежних гильз, следует удалить на станке или шабером выступающий буртик в верхней части гильзы. Для мало изношенных гильз цилиндров без их расточки предусмотрен комплект луженых компрессионных и стальных маслосъемных колец. При установке распределительного вала совмещаем риску на его пластмассовой шестерне с меткой “0” на шестерне коленчатого вала. Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и делятся на две группы (см. таблицу размерных групп толкателей). Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика. Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г.см. В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности. Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор. Проверка производится следующим образом: заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя. С помощью щупа определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки. Зазор должен быть в пределах 0,125–0,325 мм. В задний конец коленчатого вала запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами. Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24. Приверните к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала. Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены. Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки смажьте клеем-герметиком “Эластосил 137-83” или пастой УН-25. |
pkfnpo.ru
Поперечный разрез двигателя
1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; |
15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник. |
Расположение основных агрегатов в моторном отсеке
1 – труба подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 2 – воздушный фильтр; 3 – крышка головки блока цилиндров; 4 – датчик-распределитель; 5 – катушка зажигания; 6 – вакуумный усилитель тормозов; |
7 – пробка маслозаливной горловины; 8 – топливный фильтр тонкой очистки; 9 – термостат; 10 – кожух вентилятора; 11 – радиатор. |
manual.countryauto.ru
автор: deda 02.03.2012 2 980 просмотров
Руководства ГАЗ / Gaz
Предлагаем Вам познакомиться с Руководством по ремонту, устройству и техобслуживанию двигателей ЗМЗ 4062.10, 402.10, 4021.10.
О чем эта книга — достаточно прочитать ее название. Изложение материала доступное и информативное. Позволит любому специалисту разобраться с устройством и ремонтом этих двигателей.
Содержание книги:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО ДВИГАТЕЛЯМ 4
Техническая характеристика двигателей и их систем 4
Электрооборудование 5
Основные данные для регулировок и контроля 7
Маркировка двигателей 8
Глава 2. ДВИГАТЕЛЬ мод. 4062.10 9
Конструктивные особенности двигателя 9
Устройство 10
Корпусные детали 11
Кривошипно-шатунный механизм 15
Газораспределительный механизм 20
Система смазки двигателя 29
Система вентиляции картера 35
Система охлаждения двигателя 35
Система питания двигателя 39
Особенности эксплуатации и технического обслуживания двигателя 42
Уход за кривошипно-шатунным и газораспределительным механизмом 43
Уход за системой смазки 43
Уход за системой вентиляции картера 44
Уход за системой охлаждения 45
Уход за системой питания двигателя 46
Периодическое техническое обслуживание 47
Диагностика технического состояния двигателя 47
Техническое обслуживание двигателя мод. 4062.10 48
Возможные неисправности двигателя 52
Ремонт двигателя 54
Снятие двигателя с автомобиля 55
Разборка двигателя 57
Ремонт деталей, узлов и агрегатов двигателя 61
Блок цилиндров, поршни, шатуны, промежуточный вал 61
Коленчатый вал 64
Головка цилиндров, газораспределительный механизм, распределительный вал 64
Гидронатяжитель 69
Водяной насос 69
Масляный насос 72
Сборка двигателя 73
Установка двигателя на автомобиль 85
Глава 3. ДВИГАТЕЛИ мод. 402.10 и 4021.10 97
Устройство 97
Корпусные детали двигателя 98
Кривошипно-шатунный механизм 101
Газораспределительный механизм 107
Система смазки двигателя 112
Система вентиляции картера 117
Система охлаждения 119
Система питания 122
Система рециркуляции отработавших газов 130
Особенности эксплуатации и технического обслуживания двигателя 131
Уход закривошипно — шатунным и газораспределительным механизмом 131
Уход за системой смазки 133
Уход за системой вентиляции 134
Уход за системой охлаждения 134
Уход за системой питания 136
Уход за системой рециркуляции отработавших газов 141
Периодическое техническое обслуживание 141
Диагностика технического состояния двигателя и его возможные неисправности 145
Ремонт двигателя 150
Снятие двигателя с автомобиля 150
Разборка двигателя 152
Ремонт деталей, узлов и агрегатов двигателя 155
Блок цилиндров, гильзы, поршни 155
Коленчатый вал 157
Головка цилиндров, газораспределительный механизм, распределительный вал 158
Водяной насос 160
Масляный насос 161
Привод масляного насоса и датчика- распределителя зажигания 162
Топливный насос 163
Карбюратор 166
Сборка двигателя 167
Установка двигателя на автомобиль 180
Глава 4. ДИАФРАГМЕННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 193
Устройство 193
Ведущий диск 194
Ведомый диск 196
Особенности эксплуатации и техническое обслуживание сцепления 197
Возможные неисправности сцепления и способы их устранения 198
Ремонт сцепления 200
Установка сцепления 202
Глава 5. ПРУЖИННО-РЫЧАЖНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 205
Устройство 205
Особенности эксплуатации и техническое обслуживание сцепления 206
Возможные неисправности сцепления и способы их устранения 207
Ремонт 209
Глава 6. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ мод. 4062.10 213
Система управления работой двигателя 213
Электронный блок управления двигателем 215
Неисправности системы управления двигателем 217
Электромагнитные форсунки 220
Датчик положения коленчатого вала двигателя 221
Датчик положения распределительного вала 222
Датчик массового расхода воздуха 223
Датчик положения дроссельной заслонки 226
Датчик детонации 227
Регулятор дополнительного воздуха 228
Датчик температуры 230
Катушка зажигания 231
Генератор 233
Стартер 236
Свечи зажигания 238
Датчик указателя давления масла 240
Датчик аварийного давления масла 241
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 241
Датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости 241
Глава 7. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ мод. 402.10 и 4021.10 242
Генератор 242
Стартер 245
Система зажигания 247
Датчик-распределитель системы зажигания 247
Установка зажигания 249
Год выхода книги: | 2010 |
Автор книги: | Пичугин В.Б.,коллектив. |
Книжное издательство: | «Атласы автмобилей» |
Размер файла: | 17,07 Мб |
Формат файла | DjVu |
Язык книги | Русский |
Пользовательское соглашение: | правообладателям |
Скачать: Руководство по ремонту двигателей ЗМЗ 4062.10, 402.10, 4021.10 | с Letitbit.net c ShareFlare.net
|
www.pieks.ru
Основные понятия |
1 – стартер; 2 – тяговое реле стартера; 3 – маслопровод; 4 – топливный насос; | 5 – кронштейн опоры двигателя;6 – датчик лампы аварийного давления масла;7 – масляный фильтр;8 – шкив коленчатого вала; 9 – шкив водяного насоса;10 – водяной насос; 11 – термостат; 12 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 – фильтр тонкой очистки топлива; 14 – свеча зажигания; 15 – распределитель зажигания; 16 – крышка толкателей;17 – привод распределения зажигания и масляного насоса |
1 – шкив коленчатого вала; 2 – датчик указателя давления масла;3 – выпускной коллектор; 4 – масляный картер;5 – кран слива охлаждающей жидкости; 6 – головка блока цилиндров; 7 – впускная труба; 8 – карбюратор; 9 – пробка маслозаливной горловины; 10 – крышка коромысел; 11 – термостат;12 – шкив водяного насоса; 13 – генератор |
1 – масляный насос; 2 – масляный картер; 3 – пробка слива масла; | 4 – крышка шатуна; 5 – коленчатый вал; 6 – крышка коренного подшипника; 7 – шатун; 8 – поршень; 9 – гильза цилиндра; 10 – выпускной коллектор; 11 – впускная труба; 12 – направляющая втулка клапана;13 – клапан;14 – маслоочиститель системы вентиляции картера; 15 – крышка оси коромысел; 16 – коромысло клапана; 17 – ось коромысел; 18 – штанга толкателя;19 – распределитель зажигания; 20 – привод распределителя; 21 – толкатель; 22 – распределительный вал; 23 – стартер |
Общий вид и поперечный разрез двигателей показаны на рисунках.Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания. Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна. В нижней части блока выполнены пять опор коренных подшипников. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками. Крышки подшипников обрабатывают совместно с блоком, поэтому их нельзя менять местами. Крышка первого подшипника обработана по торцам совместно с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала. На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера. К переднему торцу блока крепится крышка распределительных шестерен, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставлена манжета коленчатого вала. К заднему торцу блока крепится картер сцепления. Снизу к блоку крепится масляный картер, сверху — головка блока цилиндров. Головка блока отлита из алюминиевого сплава. В ней вертикально установлены впускные и выпускные клапаны. Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, штанги и коромысла. Ось коромысел клапанов установлена в головке блока на стойках. В головке блока с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов. В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания. Головки блоков двигателей мод. 402 и 4021 отличаются по объему камер сгорания и высоте. Высота головки блока двигателя мод. 402 равна 94,4 мм, мод. 4021 — 98 мм. Сверху головка блока закрыта выштампованной из листовой стали крышкой.Поршни отлиты из алюминиевого сплава, донышко поршня плоское. Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед». Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя. На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Верхнее компрессионное кольцо отлито из высокопрочного чугуна. Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для увеличения износостойкости. Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца, отлитого из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку. На внутренней поверхности этого кольца есть проточка. Кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх, к днищу поршня.Маслосъемное кольцо состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального. Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома. Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне. От перемещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней. Шатуны стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из оловянистой бронзы. Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком «Унигерм–9».Крышки шатунов обрабатывают совместно с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На шатунах и крышках шатунов выбиты номера цилиндров. В стержне шатуна у нижней головки выполнено отверстие для смазывания зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено вправо в сторону, противоположную распределительному валу. Масса поршней, собранных с шатуном, не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров. В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные шатунные вкладыши. Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. От осевого перемещения вал удерживается упорными шайбами, установленными на передней шейке. В заднем торце вала есть гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится маховик, отлитый из серого чугуна.
Чтайте также:
190e.ru
avtoliteratura.ru