ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Применение АД с улучшенными пусковыми характеристиками. Пусковые характеристики асинхронного двигателя


2.4 Расчет рабочих характеристики асинхронных двигателей

Рабочие характеристики асинхронного двигателя представляют зависимость от полезной мощности Р2 тока статора I1, потребляемой мощности P1, коэффициента полезного действия , коэффициента мощности и частоты вращения n (или скольжения s).

Расчёт рабочих характеристик производится по схеме замещения асинхронного двигателя, представленной на рисунке 2.1.

Коэффициент рассеяния статора:

. (2.1)

Коэффициент сопротивления статора:

. (2.2)

Расчётные значения параметров схемы замещения:

;;

(2.3)

; .

Рисунок 2.1 - Схема замещения асинхронного двигателя

Сопротивления короткого замыкания равны:

;

; (2.4)

.

В соответствии с ГОСТ 183-74 добавочные потери при номинальной грузке для асинхронных двигателей общего применения:

. (2.5)

Механическая мощность на валу двигателя:

. (2.6)

Сопротивление схемы замещения Rн, эквивалентное механической мощности:

. (2.7)

Полное сопротивление рабочего контура схемы замещения:

. (2.8)

Номинальное скольжение:

. (2.9)

Номинальная частота вращения ротора, об/мин:

. (2.10)

Активная и реактивная составляющие тока статора при синхронном вращении ротора:

;

(2.11)

.

Расчётный ток ротора:

. (2.12)

Активная и реактивная составляющие тока статора:

;

(2.13)

.

Фазный ток статора:

. (2.14)

Коэффициент мощности:

. (2.15)

Потери мощности в обмотках статора и ротора:

;

(2.16)

Суммарные потери мощности в двигателе:

. (2.17)

Потребляемая мощность:

;

(2.18)

Коэффициент полезного действия:

(2.19)

3 Практическая часть

Практическая работа выполняется по вариантам, выданным преподавателем.

Для расчёта рабочих характеристик асинхронного двигателя задаются рядом значений полезной мощности на валу двигателя: 0,25, 0,5, 0,75, 0,9, 1.0, 1,25и расчёт производят по выше описанной методике. Результаты расчётов сводят в таблицу.

По результатам расчёта рабочих характеристик уточняют параметры номинального режима работы и строят рабочие характеристики.

Для выполнения практической работы в приложении А приведены технические данные асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором серии РА (привязка мощностей к установочно-присоединительным размерам по стандартам CENELEC, DIN).

4 Структура отчета

По результатам работы составляется отчет, который должен содержать:

1) титульный лист;

2) задание на практическую работу;

3) содержание;

4) выполнение задания;

5) список использованных источников.

5 Список литературы

  1. Асинхронные двигатели общего назначения/ Е. П. Бойко, Ю. В. Гаинцев, Ю.М. Ковалёв и др.; Под ред. В. М. Петрова и А. Э. Кравчика. - М.: Энергия, 1980. - 488с.

  2. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник/ А. Э. Кравчик, М. М. Шлоф, В. И. Афонин, Е. А. Соболевская. - М.: Энергоиздат, 1982. - 504с.

Практическая работа № 2

Расчёт пусковых характеристик асинхронного двигателя

  1. Цель практической работы

Целью расчета пусковых характеристик асинхронного двигателя является практическое применение студентами теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Электромеханические преобразователи энергии в системах управления технологическими процессами» и приобретение навыков расчетов основных элементов в системах управления технологическими процессами.

2 Теоретическая часть

Пусковые свойства асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором оцениваются кратностью пускового момента и пускового тока, а также перегрузочной способностью, которая характеризуется кратностью максимального момента. Для асинхронных двигателей серии 4А и RA кратность пускового и максимального моментов должна быть не ниже, а кратность пускового тока не выше значений, приведённых в приложении А.

Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором самым распространённым способом пуска является прямое включение на номинальное напряжение сети. В процессе пуска частота тока в обмотке ротора изменяется от частоты сети до значений, соответствующих рабочим скольженьям. В диапазоне значений скольжения от

, примерно, до критическогов массивных стержнях обмотки ротора возникает эффект вытеснения тока и ток по сечению стержня распределяется неравномерно. Чем ближе к воздушному зазору, тем плотность тока в стержне оказывается выше.

Действие эффекта вытеснения тока проявляется в увеличении активного сопротивления стержня и снижении удельной проводимости пазового рассеяния короткозамкнутой обмотки ротора. Чем больше частота тока обмотки ротора и чем глубже паз, тем сильнее проявляется действие эффекта вытеснения тока.

Требования, предъявляемые к величине активного сопротивления обмотки ротора, неоднозначны. С целью увеличения пускового момента асинхронного двигателя необходимо увеличивать активное сопротивление обмотки ротора, а с целью повышения коэффициента полезного действия это же сопротивление необходимо снижать. Благодаря эффекту вытеснения тока это противоречие в требованиях к значению одного и того же параметра решается естественным образом.

Во время прямого пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором токи в обмотке статора и ротора в 5 – 7,5 раз превышают номинальные. Это приводит к тому, что в машине, пропорционально токам, возрастают магнитные потоки рассеяния. Ферромагнитные участки магнитной цепи по путям потоков рассеяния насыщаются, а проводимость путей потоков рассеяния снижается. Следовательно, в ходе выполнения расчётов пусковых характеристик необходимо учитывать влияние эффекта вытеснения тока и насыщение путей потоков рассеяния на параметры машины.

Влияние эффекта вытеснения тока на параметры стержней обмотки ротора принято определять с помощью коэффициента увеличения сопротивления и коэффициента демпфирования . Решение задачи о параметрах массивного стержня, расположенного в открытом прямоугольном пазу, даёт следующие выражения для коэффициентов и

:

;

(2.1)

,

где – приведённая высота стержня.

, (2.2)

где – высота стержня в пазу, м;

и –ширина стержня и паза, м;

– частота тока в обмотке ротора, Гц;

– удельное сопротивление материала обмотки ротора при расчётной температуре, Ом ∙ м.

При литой алюминиевой обмотке ротора при расчётной температуре 75 0С

; (2.3)

при расчётной температуре 115 0С

(2.4)

В формулах (2.3) и (2.4) -частота сети.

В расчётах параметров массивных стержней с произвольной конфигурацией поперечного сечения принято определять не коэффициенты и , а коэффициенты и

Высота стержня:

. (2.5)

Коэффициенты иможно определить по значению приведенной высоты стержня по формулам (2.1) - (2.4), а так же по рисункам 2.1 и 2.2.

Практика расчётов показывает, что если < 1 влияние эффекта вытеснения тока на параметры машины можно не учитывать.

Рисунок 2.1 - Зависимость коэффициента от приведённой высоты стержня

По значению коэффициента определяют расчётную глубину проникновения тока в стержень:

. (2.6)

Сечение стержня на расчётной глубине в случаях, когда :

, (2.7)

где– ширина паза ротора на расчётной глубине.

Рисунок 2.2 - Зависимость коэффициента от приведённой высоты стержня

Расчётный коэффициент увеличения сопротивления стержня:

, (2.8)

где – сечение стержня.

Коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки ротора в результате эффекта вытеснения тока:

. (2.9)

Активное сопротивление обмотки ротора, приведённое к обмотке статора, с учётом эффекта вытеснения тока:

. (2.10)

Коэффициент удельной магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учётом эффекта вытеснения тока определяют по формуле (7.15). Если на роторе выполняются закрытые пазы, то для вычисления последнего слагаемого в формуле (7.15) уточняют ток стержня:

, (2.11)

где– приведённый ток обмотки ротора в режиме номинальной нагрузки. Определяется по результатам расчёта рабочих характеристик.

Ток стержня заменяют выражением, где – ожидаемая кратность пускового тока при выбранном значении скольжения, а – уточнённое значение тока стержня в режиме номинальной нагрузки. Выполняя расчёт пусковых характеристик для скольженияs = 1 в качестве начального приближения можно принять равным допустимой кратности пускового тока для машины - аналога. Определив в конечном итоге кратность пускового момента и кратность пускового тока (для выбранного значения скольжения), нужно будет сравнить полученное значение кратности пускового тока с тем значением, которым задавались, определяя параметры машины. Если расхождение в значениях будет превышать 15%, то расчёты необходимо повторить, откорректировав выбранное значение .

Значение индуктивного сопротивления рассеяния обмотки ротора, приведённое к обмотке статора, с учётом эффекта вытеснения тока:

, (2.12)

где

. (2.13)

Влияние насыщения путей потоков рассеяния на параметры машины проявляется в снижении проводимости пазового и дифференциального рассеяния обмоток статора и ротора.

Снижение удельной проводимости пазового рассеяния, вызванное насыщением головок зубцов, учитывают введением дополнительного раскрытия паза . Величина дополнительного раскрытия паза зависит от токов в обмотках машины. В свою очередь токи в обмотках зависят от параметров. Поэтому, задача определения насыщенных значений параметров решается методом последовательных приближений.

Коэффициент рассеяния статора в режиме пуска:

, (2.14)

где – коэффициент насыщения магнитной цепи.

Коэффициент сопротивления статора:

. (2.15)

Параметры схемы замещения в режиме пуска (рисунок 9.1):

;

(2.16)

Полное пусковое сопротивление:

. (2.17)

Расчётный ток ротора при пуске:

. (2.18)

Предварительное значение тока ротора при пуске с учётом влияния на­сыщения:

, (2.19)

где Кн – коэффициент насыщения. Если расчёты пусковой характери­стики выполняются для скольжения s = 1, то можно, предварительно, принять Кн = 1,3 – 1,4. Для режима максимального момента Кн = 1,15 – 1,25.

Расчётная намагничивающая сила пазов статора и ротора:

. (2.20)

Значения коэффициента Кр приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

м

-

-

м

0,5

0,5

1,0

1,0

2,5

Эквивалентное раскрытие паза, мм:

, (2.21)

где b – ширина паза. Размер паза, ближайший к зоне шлица.

Расчёт эквивалентного раскрытия паза производят для пазов статора и полузакрытых пазов ротора. Для закрытых пазов ротора величину и не рассчитывают.

Если , то необходимо принять

Уменьшение проводимости пазового рассеяния:

,

(2.22)

.

Коэффициент удельной магнитной проводимости пазового рассеяния:

; (2.23)

. (2.24)

Коэффициент удельной магнитной проводимости дифференциального рассеяния:

; (2.25)

; (2.26)

где

. (2.27)

Расчётное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора:

. (10.28)

Расчётное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, при­ведённое к обмотке статора, с учётом насыщения и вытеснения тока:

. (2.29)

Полное сопротивление рабочего контура схемы замещения с учётом насыщения и вытеснения тока в обмотке ротора при пуске двигателя:

, (2.30)

где

;

.

Расчётный ток ротора при пуске:

. (2.31)

Активная составляющая тока статора при пуске:

; (2.32)

. (2.33)

Ток статора при пуске:

. (2.34)

Кратность пускового тока:

. (2.35)

Пусковой момент, Н ∙ м:

. (2.36)

Кратность пускового момента:

. (2.37)

studfiles.net

Характеристики асинхронного двигателя | el-dvizhok.ru

У асинхронных двигателей, так же как и у двигателей постоянного тока, имеется 4 вида характеристик, которые позволяют оценить работу двигателя:1. Пусковые;2. Регулировочные;3. Рабочие;4. Тормозные.

Самым распространенным способом пуска является прямой пуск, при котором на зажимы статора сразу подается номинальное напряжение. При этом в цепи статора возникает бросок тока до величины Iп.

Iп = (5÷7)Iном

Затем по мере увеличения скорости происходит снижение тока до величины Iном.

Пусковые характеристики асинхронного двигателя при прямом пускеПусковые характеристики асинхронного двигателя при прямом пуске.

Прямой пуск используется в асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором мощностью до 10 кВт.

Чтобы ограничить величину пускового тока двигателей 10-100 кВт в цепь статора двигателя последовательно включается ограничивающее сопротивление Rп.

Ограничивающее сопротивление в цепи статора

Ограничивающие сопротивления статора выводятся из цепи статора, когда скорость двигателя становится близкой к номинальной путем шунтирования контактами контактора КМ2.

Асинхронные двигатели мощностью свыше 100 кВт пускают с помощью специальных устройств на пониженном напряжении: автотрансформатор, поворотный трансформатор, фазорегулятор. В этом случае пуск осуществляется плавно, но такая схема пуска во-первых очень громоздка, а во-вторых на пусковых устройствах возникают значительные потери.

В настоящее время в связи с развитием полупроводниковой техники разработаны специальные полупроводниковые устройства, позволяющие обеспечивать пуск асинхронного двигателя на пониженном напряжении. Асинхронные двигатели с фазным ротором имеют один единственный способ пуска с введенными сопротивлениями в цепь ротора.

Активные сопротивления в цепи ротора

Похожие материалы:

el-dvizhok.ru

Применение АД с улучшенными пусковыми характеристиками

Улучшение пусковых свойств асинхронных двигателей находится под постоянным вниманием специалистов, занимающихся асинхронным электроприводом. Одним из перспективных конструктивных решений является асинхронный трехфазный двигатель с массивным ферромагнитным или двухслойным ротором. Известны специфические качественные показатели асинхронного двигателя с массивным ротором – хорошие пусковые характеристики, практически отсутствие зубцовой пульсации вращающего момента, высокое электрическое сопротивление роторной цепи. Однако эти двигатели имеют низкие энергетические показатели при номинальной нагрузке. Асинхронные двигатели с двухслойным ротором представляют собой модификацию асинхронного двигателя с массивным ротором и имеют по сравнению с ними приемлемые потери при номинальной мощности и сохраняют хорошие пусковые свойства.

Двухслойный ротор представляет собой полый массивный ферромагнитный цилиндр, выполненный из материала с оптимальным значением магнитной проницаемости, насаженный на цилиндр, набранный из листов обычной электротехнической стали, у которой магнитная проницаемость значительно больше магнитной проницаемости материала цилиндра (рис. 1).Толщина массивного цилиндра приблизительно равна высоте зубца обычного короткозамкнутого ротора. В области больших скольжений электромагнитные процессы в двухслойном роторе не отличаются  от электромагнитных процессов в массивном роторе.

Это объясняется тем, что при больших скольжениях глубина проникновения электромагнитной волны в тело ротора меньше толщины массивного цилиндра (рис.1,а).

В этом случае в шихтованный цилиндр магнитное поле не проникает и он не оказывает влияния на работу двигателя. Следовательно, двигатель с двухслойным ротором, как и двигатель с массивным ротором, будет иметь большой начальный пусковой момент при малом начальном пусковом токе, а также малые потери энергии при пуске.

Конструкция ротора асинхронного двигателя с двухслойным ротором: 1 – рабочий цилиндр; 2 – шихтованный сердечник; 3 – короткозамыкающее кольцо; 4 – вал.

Рис. 1 —  Конструкция ротора асинхронного двигателя с двухслойным ротором: 1 – рабочий цилиндр; 2 – шихтованный сердечник; 3 – короткозамыкающее кольцо; 4 – вал.

В области малых скольжений, когда глубина проникновения электромагнитной волны в тело ротора станет больше толщины массивного цилиндра, работа электродвигателя с двухслойным ротором будет отличаться от работы двигателя с массивным ротором (рис.1,б). Основное магнитное поле в этом случае будет смещено в шихтованную часть, так как магнитное сопротивление ее много меньше, чем магнитное сопротивление массивного рабочего цилиндра. Вследствие этого в массивном цилиндре возрастет нормальная составляющая и уменьшится тангенциальная составляющая магнитной индукции. Увеличение нормальной составлявшей магнитной индукции основного магнитного поля приведет к увеличению ЭДС в массивном цилиндре и, следовательно, вращающего момента двигателя при прочих равных условиях. Таким образом, жесткость механической характеристики возрастет, что приведет к повышению КПД двигателя.

Уменьшение тангенциальной составляющей магнитной индукции основного поля в массивном цилиндре, обусловленное вытеснением поля из области с большим магнитным сопротивлением в область с малым магнитным сопротивлением, приведет к уменьшению намагничивающего тока и, следовательно, к увеличению  сosφ.

В короткозамкнутых асинхронных двигателях общего назначения паз ротора, как правило, имеет овальное сечение и заливается алюминием. Известно, что такие обмотки не всегда обеспечивают требуемые пусковые характеристики, поэтому с целью улучшения пусковых свойств применяются роторы специального исполнения: с литой двойной клеткой, с обычной клеткой и заливкой сплавами алюминия с большим удельным электрическим сопротивлением, со сварной двойной клеткой и различными материалами клеток и т.д.

Механическиехарактеристики АД с различными роторами: 1 – ротор без вытеснения тока в клетке; 2 – ротор с двойной клеткой; 3 – ротор с глубоким пазом; 4 – двухслойный ротор

Рис. 2 - Механические характеристики АД с различными роторами: 1 – ротор без вытеснения тока в клетке; 2 – ротор с двойной клеткой; 3 – ротор с глубоким пазом; 4 – двухслойный ротор

Для сравнительной оценки на рис.2 приведены механические характеристики асинхронного двигателя с различными роторами. Как видно, применение роторов с двойной клеткой или с глубоким пазом не решает полностью проблемы пуска асинхронных двигателей. Кроме того, из–за увеличения пазового рассеяния ротора эти двигатели имеют меньший cosφ при номинальной нагрузке (на 4…6%) и меньшую перегрузочную способность (на 15….25%) по сравнению с двигателем, у которого отсутствует эффект вытеснения тока.

Замена ротора с двойной клеткой двухслойным приводит примерно при том же начальном пусковом токе к увеличению начального пускового момента в среднем в 2,5 раза (рис.2). Добротность пуска двигателя с двухслойным ротором выше в 2…2,5 раза добротности пуска двигателя с двойной клеткой или глубоким пазом ротора и в 3….4 раза по сравнению с двигателем с обычной клеткой ротора без вытеснения тока.

Исходя из опыта эксплуатации, а также положительных качеств двигателей с двухслойным ротором можно рекомендовать их применение в следующих случаях:

— в электроприводах повторно – кратковременного режима работы и в электроприводах с частыми пусками. Исследования показали, что двигатели с двухслойным ротором допускают число пусков подряд 3….5 раз больше, чем двигатели с короткозамкнутым ротором, поэтому они могут обеспечить более высокую надежность работы и более высокую производительность механизма;

— в электроприводах продолжительного режима работы, но с тяжелыми пусками. Это относится к приводам, питание которых осуществляется через длинные линии с повышенным падением напряжения, а также к автономным электроэнергетическим системам, где мощность двигателей соизмерима с мощностью генераторов;

— в электроприводах, требующих большого начального пускового момента и стоянки под током короткого замыкания.

www.radioingener.ru


Смотрите также