Содержание
что лучше, плюсы и минусы движителей, сравнение в эксплуатации
Содержание
- Сравнение водометов и винтов
- Таблица плюсов и минусов движителей
- Что для какого случая выбрать
- Полезное видео о том, что лучше водомет или винт. Тестирование на одном и том же моторе и ПВХ лодке
Водомет или винт — что лучше для лодки? Учитывая, что движители работают по принципам простейшей механики, вопрос будет возникать с регулярным постоянством, а споры о механических движках идти вечно.
И все же, попробуем разобраться, может ли водомет конкурировать с традиционными лодочными гребными винтами, в чем плюсы и минусы каждого движка.
Сравнение водометов и винтов
Как и в случае с другими технически сложными устройствами, однозначного ответа на вопрос, что лучше, водомет или винт, до сих пор нет. Тем не менее, оценить целесообразность использования конкретного типа движителя можно. При выборе следует учитывать множество факторов, принимая во внимание характеристики судна.
Также имеют значение предполагаемые условия эксплуатации, во многом зависящие от особенностей водоема.
Управляемость
Водометный мотор дает судну лучшую управляемость и маневренность. Лодка может развернуться на гораздо меньшем диаметре, чем с традиционным винтом, почти мгновенно остановиться без вреда для мотора и даже двигаться бортом вперед. Выбег плавсредства при экстренном торможении минимальный. Винтовой движитель в таких условиях легко выйдет из строя, поскольку подобные маневры создают огромную нагрузку на вал.
При наличии реверсивно-рулевого устройства высокая управляемость водомета сохраняется на минимальных скоростях движения.
Безопасность
Пожалуй, основное преимущество водомета. Система лопаток находится внутри судна и не создает опасности для находящихся рядом людей и животных. Именно этим объясняется использование водометного движителя на спасательных катерах, гидроциклах и буксировщиках воднолыжников.
Тем более, что существует множество водоемов, где использование плавсредств с винтами просто запрещено.
Долговечность и износостойкость
В долговечности и износостойкости водомет может проиграть гребному винту. Судно с водяным насосом легко проходит по мелководью и засоренным участкам акватории, даже преодолевает небольшие препятствия (мель, перекаты). Гребной винт в таких условиях просто разрушится.
Но, вопреки распространенному мнению, водомет легко засасывает всевозможный плавучий мусор и, если не срабатывает как блендер, то выходит из строя.
Такая неприятность может случиться в любой засоренной акватории. Чтобы избавиться от мусора, приходится разбирать насадку. Процедура это нелегкая и, в отличие от очистки винта, продолжительная. Если винт намотал мусор, достаточно включить заднюю скорость для очистки.
Поэтому нужно внимательно следить за состоянием водометного движителя, поскольку разрушение его деталей, особенно при эксплуатации судна в морской воде, представляет большую опасность.
Кстати, при эксплуатации на мелководье у водометов значительно повышается износ пары ротор-статор.
Универсальность
Насчет универсальности водометных лодочных моторов тоже можно поспорить. Да, они легко проходят по мелководью, выигрывают на засоренных, мелких, каменистых участках, но в нормальных условиях уступают винту. Поэтому при выборе — водомет или винт, нужно ориентироваться на характер водоема, где мотор будет эксплуатироваться.
Есть у водомета еще одно неприятное свойство — при редком использовании движитель легко обрастает. Стоит оставить его на пару летних недель без работы — мотор потеряет 10% своих скоростных данных.
Механизм можно покрыть изнутри специальной краской, но это ненадолго.
Вес
Водометы добавляют плавсредству немалую толику веса. Много весит не сам двигатель, а находящаяся в нем вода. Этот момент нужно учитывать при расчете ходкости судна. Винт намного легче.
Таблица плюсов и минусов движителей
Выбирая, что лучше, водомет или винт, нужно помнить, что у каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Остановимся на них подробнее.
Вид движка | Плюсы | Минусы |
Водомет | • Высокий КПД на больших скоростях. • Безопасность для людей и животных, находящихся поблизости. • Защищенность движущихся частей, что делает возможным применение на мелководье. • Меньшую, по сравнению с гребным винтом, шумность | • Низкий КПД на малых скоростях. • Непропорциональное по отношению к частоте вращения импеллера, изменение скорости, затрудняющее управление судном. • Проблемы кавитации, возникающие чаще, нежели у гребных винтов. Одной из причин их возникновения становятся завихрения во всасывающем отверстии. • Высокая стоимость оборудования |
Гребной винт | • Низкая стоимость. • Малое количество деталей. • Простота обслуживания. • Высокий КПД на малых скоростях | • Чувствительность к повреждениям, получаемым при столкновении с твердыми предметами. • Опасность для окружающих. Вращающиеся лопасти способны нанести серьезные травмы. • Снижение КПД по мере увеличения скорости. |
Эти плюсы и минусы следует учитывать, размышляя над тем, что лучше подходит для вашего судна – винт или водомет.
[adv3]
Что для какого случая выбрать
Чем больше водоизмещение, тем меньше смысла в установке водометного движителя. Однако на реках и озерах, где эксплуатируются суда небольших размеров, использование подобного оборудования может оказаться оправданным.
Водомет хорошо зарекомендовал себя в качестве варианта оснащения лодок и катеров:
- Участвующих в спортивных соревнованиях и большую часть времени перемещающихся на высоких скоростях. Здесь ключевую роль играет экономия топлива;
- Используемых для буксировки воднолыжников, сопровождения находящихся в воде спортсменов, проведения спасательных операций. В таких условиях значение имеет относительная безопасность водометного движителя;
- Эксплуатируемых на водоемах малой глубины, где существует риск повреждения вращающихся частей при контакте с каменистым дном.
Если вы еще не определились с тем, что лучше, водомет или винт, имейте в виду, что во всех перечисленных случаях имеет смысл сделать выбор в пользу водомета.
Тем не менее, для любителей путешествий и отдыха на воде, передвигающихся на малых и средних скоростях, винтовой движитель предпочтительнее с экономической точки зрения, сокращая расходы на обслуживание и эксплуатацию техники.
Есть и еще один важный момент. При установке на судно двух и более моторов, работающих на разные валы, КПД винтов не так сильно снижается из-за взаимных влияний, как КПД водометов.
Проводимые специалистами исследования, целью которых было определить, что лучше, водомет или винт, наглядно доказали:
- При одинаковой частоте вращения вала и мощности двигателя малые катера и лодки, оборудованные водометными движителями, способны развивать такую же скорость, что и суда с гребным винтом;
- Малым высокооборотным насосом нельзя заменить низкооборотный гребной винт большого диаметра;
- На судах с резкими изгибами формы корпуса и малокилеватыми обводами воздух, попадающий в водозаборное отверстие насоса, становится причиной снижения тяги;
- Катера, оборудованные водометными движителями, очень хорошо управляются на высоких скоростях.
Но эти исследования далеки от завершения. Новые материалы и технологии, применяемые в судостроении, вносят свои коррективы. И значит окончательный ответ, что предпочтительнее, винт или водомет, мы можем не получить никогда. Придется ориентироваться на собственные предпочтения и особенности акватории.
Автор: Игорь Филиппов,
специально для Motoaria.ru
Полезное видео о том, что лучше водомет или винт. Тестирование на одном и том же моторе и ПВХ лодке
как правильно выбрать и установить
Наличие маневренного и скоростного плавательного средства не только повышает комфортность активного времяпрепровождения на природе, но и увеличивает шансы на хороший улов. Именно для таких целей и ставится водомет на лодку, чтобы заставить ее двигаться на реактивной тяге выбрасываемой струи воды. Зная принцип его устройства и рейтинг лучших моделей, можно сделать правильный выбор этого силового агрегата.
Читайте также: Обзор характеристик и выбор электромотора для лодки
СОДЕРЖАНИЕ
- Устройство и принцип работы
- Область применения водометных лодочных моторов
- Для каких лодок подойдут водометные моторы
- Как правильно установить водомет
- Советы по эксплуатации
- Обзор популярных моделей
- Yamaha 9.9 GMHS Jet
- Mercury 25 ML JE
- Honda-Кальмар-М
- Медуза МС-3,5
Устройство и принцип работы
Под водометным мотором (водометный движитель) подразумевается двигатель, работа которого происходит за счет силы выброса мощных струй воды. Он состоит из:
- Четырехтактного двигателя, работающего на бензине, с воздушным/водяным охлаждением. Количество цилиндров варьируется от 1 до 4 штук. На модель экономкласса мощность двигателя 2,0-2,5 л.с, а на более дорогих 100-150 л.с.
- Системы управления. Основное предназначение румпеля с ручкой газа – изменение скоростного режима и направленности лодки. В усовершенствованных версиях вместо румпеля предусмотрен пульт, который обеспечивает управление мотором дистанционно.
- Дейдвуда. Кожух с валом находится между движителем и двигателем, его задача заключается в передаче вращательных движений от двигателя к импеллеру движителя. Кроме этого, на этой «ноге» имеется фиксатор (струбцина) для установки мотора на транце плавсредства.
- Движителя. Эта часть водометного мотора представлена в виде металлического корпуса, оборудованного узким сопловым элементом и водозаборником с сеткой для фильтрации от разного мусора, водорослей (на разных его концах). Благодаря работе импеллера — гребного винта, обустроенного вертикально либо под углом, образуется мощная струя воды внутри корпуса движителя. В процессе работы мотора водные потоки через водозаборник втягиваются импеллером, и, пройдя по тоннелю внутри движителя, разгоняясь до большой скорости, выходит с напором в противоположную от лодки сторону из узкого сопла. Благодаря реактивному потоку воды, который создается за счет функционирования импеллера, плавательное средство движется в заданном направлении.
Различают несколько винтовых модулей (импеллеров):
- Осевой, отличающийся относительной простотой в изготовлении. Но данная модель за счет низкого коэффициента полезного действия (КПД) способна работать лишь на малых оборотах.
- Шнековый. Эта разновидность импеллера производится по современным технологиям и выделяется повышенным КПД. Используют такие винты, чтобы добиться высоких оборотов на моторах.
- Диагональный. Предназначен данный вид импеллера для получения средних оборотов на двигателе.
Для маневрирования плавательного средства необходимо изменить направление реактивной струи, выходящей из узкого конца трубы. Чтобы сделать поворот, нужно воспользоваться рулевым колесом, при этом важно не допускать превышение угла в 90 °С. Для осуществления заднего хода следует повернуть против направления часовой стрелки на 360 °C. В таком положении происходит столкновение реактивной струи с рулевым пером, в результате чего она направляется под дно плавсредства.
Водометные моторы применяются на лодках и катерах со стационарным двигателем, мощность которого находится в пределах 100-150 л. с. Относительно количества оборотов, то в минуту их должно быть 3700-4200. Допустимое значение крутящего момента вала должно составлять 290. Если придерживаться таких параметров двигателя, то подвесной водомет значительным образом повысит ходовые характеристики плавательного средства, его маневренность.
Фото 1. Водомет Tonatsu M25.
Область применения водометных лодочных моторов
Подвесные водометы, установленные на плавсредство, дают возможность беспрепятственно перемещаться по мелководным участкам водоема. Это отличное решение для прохождения тех мест, которые не преодолимы для винтовых моторов.
Для водометных двигателей нет никаких преград, они способны работать не только на мелководье, но и на болотистой местности, участках с обилием подводной растительности. Водометные лодочные моторы, представленные на Российском рынке, показывают высокую результативность при эксплуатации в труднодоступных для обычного винтового подвесника условиях.
Совет! Если необходимо добраться в точку назначения через болото с ряской, кувшинками либо сильные заросли, то лучше установить на лодку мотор водомет.
Для каких лодок подойдут водометные моторы
Установку водомета чаще всего производят на легких лодках моторного типа, высокоскоростных судах, буксирах. Кроме этого, их могут также использовать в качестве подруливающего механизма для улучшения маневренности плавательных средств.
Устанавливаться подвесные лодочные моторы, работающие по реактивному принципу, могут на катерах. Многие производители двигателей для плавсредств типа Тохатсу, Ямахи, Сузуки, выпускают подвесные моторы, оборудованные водометными движителями или приставочными модулями (для гидроциклов). Активно водометы используются на водной бронетехнике.
Фото 2. Реактивный водомет.
Важно! Лучше всего ходовые характеристики при применении водомета видны на небольших лодках с широким, плоским дном. Плавсредства с глубоким килем, днищем фигурной формы, нуждаются в более серьезной глубине, и у них сопротивление, в результате воздействия высокой реактивной тяги водных потоков, в разы больше.
Одним из востребованных материалов для изготовления лодок является алюминий, отличающийся относительно легким весом и достаточной прочностью. Благодаря плавному подъему дна к носу управлять в местах с быстрым течением во время прохождения порогов, боковых течений, намного проще. Корпус с плоским днищем дает возможность загрузить пассажиров и необходимые вещи, приспособления для рыбалки, а также произвести запуск мотора еще на пляже.
Как правильно установить водомет
Есть два способа установки мотора:
- С наружной стороны плавсредства. Съемные модели пользуются большой популярностью среди потребителей, их ценят за возможность крепления на лодки ПВХ, деревянные и алюминиевые корпуса. В случае повреждения судна нет необходимости в замене мотора.
- С внутренней стороны лодки. Здесь понадобится произвести установку двигателя на донную часть плавсредства с выводом водозаборника наружу. Водомет при таком подходе оказывается внутри лодки, а сопловая часть для выпуска водных потоков – со стороны кормы. Минусом данного варианта установки является ограничения в сборке/разборке плавательного средства.
Советы по эксплуатации
Чтобы водомет, используемый на лодках ПВХ, служил долго и эффективно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций относительно его применения:
- Не стоит производить обкатку мотора при низких температурах. На этом этапе нельзя эксплуатировать двигатель на полных оборотах. Недопустимо также резко проворачивать ручку газа. После обкатки (10 часов работы) рекомендуется выполнить замену масла.
- Перед выходом на водоем нужно обязательно удостовериться в надежности крепления двигателя к транцу плавсредства. Если есть необходимость, то произвести дополнительную фиксацию его при помощи металлического либо капронового тросика.
- Перед каждым использованием мотора следует проверить качество крепления всех его элементов, подтянуть болты, гайки, винты.
- Проконтролировать уровень масла в емкости для масла.
- Произвести проверку топлива в баке.
- Очищать воздушный фильтр рекомендуется через каждые 25 часов работы двигателя, а замену масла делать через каждые 50 часов.
- Если мотор использовался в морской воде, то его необходимо промыть пресной, и вытереть сначала сухой тряпкой, а потом промасленной.
Обзор популярных моделей
Остановимся на нескольких лодочных моторах водометах, которые, на наш взгляд, являются одними из лучших и их стоит отметить.
Yamaha 9.9 GMHS Jet
Этот двухтактный двигатель, работающий на бензине, обладает мощностью в 9,9 л.с. Его выбирают за небольшие габариты, легкость, надежность. Весит данный агрегат от японского производителя всего 45 кг, что позволяет производить установку и регулировку в ручном режиме. За счет качественной сборки мотор способен прослужить довольно долго, у него крепкий корпус, имеющий антикоррозийное покрытие. Укомплектован водомет топливным баком на 24 л, небольшим ремкомплектом. Запуск его осуществляется от ручного стартера, управление – от румпеля.
Фото 3. Yamaha 9.9 GMHS Jet.
Mercury 25 ML JE
Предназначен водометный лодочный мотор для маломерных и средних судов, используется он и для надувных лодок, катеров. Отличается данная модель высокой проходимостью. Благодаря трехпозиционной регулировке угла дифферента мотора на транце, можно выполнить установку двигателя в оптимальном положении согласно конкретным условиям движения, климату и погоды. Именно за счет этого и повышается проходимость плавательного средства.
Мотор имеет прочную двухтактную конструкцию, которая отличается хорошей ремонтопригодностью. За счет эффективной системы охлаждения агрегат надежно защищен от перегрева. Встроенный термостат следит за температурой, при отклонении допустимых показателей срабатывает защита. Также есть вместительный топливный бак на 24 л. Безопасный старт запускает двигатель исключительно в нейтральном режиме.
Honda-Кальмар-М
При эксплуатации водомета никаких сложностей не возникает, он прост в управлении т обслуживании. Устанавливается агрегат на маломерные плавсредства, как с жестким транцем (высотой 250-450 мм), так и с мягким корпусом при помощи навесного транца. Среди преимуществ мотора отмечают: компактность, выносливость, малошумность и практичность. Мощность его 3,5 л.с., объем одного цилиндра составляет 49 куб. см, вес 9,5 кг. Использовать водомет можно и для прохождения болотистой местности, и в качестве дополнительного двигателя для швартовки, и для хождения на заросшем водорослями водоеме.
Медуза МС-3,5
Применяют данную модель не только для осуществления рыбной ловли, но и для охоты. Неоспоримым достоинством является безопасность в эксплуатации за счет отсутствия вращающихся частей. Мотор идеально подходит для прохождения мелководных участков водоема, перекатов, мест с обилием подводной растительности. Помимо этого, этот силовой агрегат эффективно использовать, как насос. Благодаря простой конструкции для управления не требуется никаких особых навыков. Установку водометного движителя можно производить на лодки с навесным транцем и со стационарным. Медуза также отличается высокой экономичностью, 1 л бензина хватает на 10 км пути. Мотор благодаря малошумности хорошо использовать при ловле рыбы на дорожку, троллингом.
Водометный лодочный мотор – достойная альтернатива винтовым агрегатам. Они универсальны в использовании, просты в управлении и абсолютно безопасны. Главное, при выборе двигателя обращать внимание на рабочие характеристики, и отдавать предпочтение проверенным производителям.
https://www.youtube.com/watch?v=3CipNgtMDQsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Тест лодочных моторов: Длинный Хвост- 21 л.с. и Водомёт- 25 л.с. (https://www.youtube.com/watch?v=3CipNgtMDQs)
Поделиться
Jet Boat против Propeller Boat: в чем разница?
Boat Safe — сайт, поддерживаемый сообществом. Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице, но мы уверены во всех рекомендуемых продуктах.
Большинство лодок на воде приводится в движение одной из двух основных систем – водометной или гребной. В гидроциклах используется импеллерный насос, который всасывает воду, а затем выбрасывает ее высокоскоростной струей, которая двигает лодку вперед. Лодки с гребным винтом используют гребной винт, чтобы отталкивать воду от нее, в результате чего лодка перемещается. У каждого типа есть определенные преимущества и недостатки, если сравнивать их с точки зрения того, как они влияют на ваш опыт катания на лодке в целом.
Принцип работы гидроцикла
На любом гидроцикле, включая водные мотоциклы и другие гидроциклы, имеется воздухозаборник в нижней части лодки, находящейся в воде. Насос с крыльчаткой работает как обратная сторона пропеллера и вместо того, чтобы отталкивать воду, он втягивает эту воду в привод. Затем вода вытесняется из сопла в задней части лодки под высоким давлением благодаря струйному насосу. Это позволяет вступить в игру некоторой физике и, в частности, третьему закону Ньютона.
Проще говоря, Третий закон Ньютона гласит, что на каждое действие существует равное и противоположное противодействие. В случае реактивного двигателя из лодки выбрасывается мощная струя воды. В результате равной и противоположной реакции лодка толкается вперед.
Рулевое управление связано с соплом, которое направляет струю из задней части лодки. Когда оператор поворачивается влево или вправо, сопло перемещается соответственно, позволяя сосуду поворачиваться в нужном направлении.
Несмотря на то, что реактивная тяга отлично подходит для движения лодки вперед, она имеет серьезные ограничения для движения задним ходом, поскольку двигатель не предназначен для работы задним ходом. Вместо этого, когда вы захотите двигаться задним ходом, над соплом упадет что-то, называемое ведром, и это перенаправит струю воды обратно к носу лодки. Положительным моментом является то, что вы можете очень быстро переключаться с прямого на задний ход на реактивной лодке. Но недостатком является то, что он уже не такой мощный, поэтому реверс на реактивной лодке не будет работать так же хорошо, как реверс на пропеллерной лодке.
Как работает гребной винт
Традиционные гребные лодки работают с использованием бензинового, дизельного или электрического двигателя, который соединен валом с гребным винтом, который находится в воде либо позади лодки, как в случае с подвесным мотором, или под лодкой с кормовыми приводами или стационарным.
При работе мотора в гребной лодке крутящий момент двигателя преобразуется в тягу. Винт вращается, и три или четыре лопасти винта вращаются в воде. Угол лопастей улавливает воду таким образом, что вода втягивается внутрь, а затем проталкивается за лопасти, создавая перепад давления. Это дает лодке как подъемную силу, так и тягу и продвигает лодку вперед.
Чем меньше лопастей у пропеллера, тем эффективнее он будет, но тем менее мощным он будет. Точно так же большее количество лопастей делает двигатель более мощным, но менее эффективным в целом. Если лопасть гребного винта повреждена и в конечном итоге помята или согнута, это сильно повлияет на работоспособность всего гребного винта, иногда делая его бесполезным.
Типы лодок с водометным приводом
В целом, катера с водометным двигателем менее распространены, чем винтовые. Это связано с несколькими факторами, но главным из них является тот факт, что технология гребных винтов существует гораздо дольше, и это стандарт, по которому работают лодки.
Для многих водные мотоциклы и гидроциклы кажутся единственным видом реактивных лодок, но на самом деле в наши дни существует множество судов, использующих реактивные двигатели. К ним относятся:
- Кадди-кабинки
- Боурайдеры
- Малолитражки
- Лодки Джона
- Лодки
- Рыбацкие лодки
- Буксировочные спортивные катера
Существует очень мало типов лодок, которые не могут, по крайней мере в принципе, работать с водометным двигателем. Более крупные версии, например те, которые используются для буксировочных портов, обычно имеют два реактивных двигателя вместо одного, чтобы обеспечить им необходимую мощность.
Типы винтовых лодок
Почти все лодки, имеющие двигатель для движения вперед, являются винтовыми, поэтому составить список лодок, которые не являются винтовыми, намного проще. По сути, любая лодка, которая использует только ручную или ветровую энергию, не будет пропеллерной лодкой, но даже в этом случае вы все равно можете получить версии, в которых есть возможность использовать мотор.
Такие вещи, как личное плавсредство, не имеют и не могут приводиться в движение гребным винтом, но почти все другие виды лодок могут им управлять.
Преимущества водометных двигателей по сравнению с винтовыми
Многие водители предпочитают гребной винт, но использование водометного катера имеет некоторые преимущества.
- Малая осадка : Одним из самых больших преимуществ реактивного катера является то, что привод полностью внутренний. Это означает, что гидроцикл лучше подходит для мелководья, чем пропеллер. Нет риска, что винт ударится о камни или дно воды, потому что реактивные двигатели не выдвигаются вниз таким образом, поэтому вы можете использовать его в большем количестве мест. Это означает, что рыбалка на многих реках может быть намного проще, и в результате вы найдете больше открытых для вас мест.
- Близость: Поскольку рабочие части водометного привода находятся внутри самой лодки, нет риска получить травму вращающейся лопастью гребного винта. Это делает использование таких вещей, как плавательная платформа или катание на водных лыжах рядом с гидроциклом, более безопасным, чем на пропеллерной лодке.
- Стоимость : я расскажу об этом более подробно в отдельном разделе, но реактивный катер, как правило, лучше, чем винтовой катер того же размера.
- Скорость : Они называют их реактивными катерами, и они соответствуют своему внешнему виду. Реактивные лодки могут разгоняться намного быстрее, чем винтовые лодки. Как только они набирают скорость, реактивному катеру обычно удается поддерживать немного более высокую скорость. Тем не менее, это очень сильно зависит от типа двигателя, который вы используете.
- Пространство : Реактивный двигатель полностью размещен внутри, поэтому он не займет столько же места, сколько винтовой двигатель. Они также легче, что может повлиять на характеристики вашей лодки.
- Трейлер: Поскольку двигатель реактивного катера легче, а также не болтается, как у винтового двигателя, буксировка водометного катера может быть для вас более простым процессом.
- Подготовка к зиме : Водометный двигатель не требует такого же процесса подготовки к зиме, как винтовой двигатель. Как и в двигателе вашего автомобиля, вам нужно, чтобы антифриз протекал через двигатель вашего винта, и подготовка к зиме важна, чтобы блок двигателя не замерз и не треснул. Вам не нужно так много возиться с реактивным двигателем, чтобы подготовить его к холодной погоде.
Недостатки водометных двигателей по сравнению с винтовыми
Есть некоторые проблемы с водометными двигателями, которые, как правило, сдерживают их для некоторых яхтсменов.
- Реверс: Как я упоминал ранее, процесс реверса реактивного катера немного отличается от процесса реверса винтового катера. В результате вы не развиваете хорошую скорость, а иногда проще развернуться на 180 градусов. Пропеллерные лодки намного легче управляются задним ходом.
- Маневрирование: Управлять водометным катером в неспокойной воде может быть немного сложнее, чем лодкой. Точно так же весь процесс маневрирования реактивной лодкой требует немного времени, чтобы освоиться. Это не обязательно недостаток, но для тех, кто привык использовать только опорные лодки, разница может быть неприятной. Кроме того, на более низких скоростях и особенно при попытке состыковаться в ограниченном пространстве проблемой может стать отсутствие руля направления.
- Топливная эффективность : Я расскажу об этом немного подробнее, но водометный двигатель не обеспечит такой же экономии топлива, как винтовой катер.
- Без дифферентовки: Вы не можете дифферентовать двигатель гидроцикла, поэтому если у вас на борту больше пассажиров или больше снаряжения, вы не сможете компенсировать эффект, который они вызывают, что может привести к ухудшению характеристик лодки. Подъем носа на реактивной лодке уже должен быть достаточно низким, так что это не имеет значения, но при некоторых условиях это может стать проблемой.
- Производительность: Некоторые гидроциклы не очень хорошо подходят для таких занятий, как водные виды спорта, но более крупные могут очень хорошо управляться, развивая скорость и волну, подходящие для вейкбординга и катания на водных лыжах. В целом, однако, для занятий водными видами спорта лучше использовать бутафорскую лодку.
- Мощность : Какими бы крутыми ни выглядели водометные лодки на воде, они, как правило, не обладают мощностью винтовых лодок такого же размера.
- Техническое обслуживание : Неприятно чистить винт, если он зацепился за леску или сорняки, но это может быть намного хуже, если пытаться очистить крыльчатку, если она всасывает слишком много песка или сорняков.
- Шум: Каким бы громким ни был подвесной двигатель, реактивные катера иногда могут быть еще громче.
Стоимость реактивных лодок и винтовых лодок
Несмотря на то, что реактивные лодки звучат несколько футуристично, а технология новее, чем винтовые лодки, в целом реактивные лодки, как правило, немного дешевле, где-то между 10 000 и 30 000 долларов в зависимости от стиля. Однако это трудно оценить, так как вы обычно не можете сравнивать две идентичные лодки, которые отличаются только реактивным двигателем и винтом, поскольку на самом деле они не сделаны таким образом. Таким образом, вы должны смотреть на лодки, которые относительно похожи с точки зрения длины и характеристик, а затем определить, какая из них лучше.
Лодка с центральным консольным винтом длиной около 26 футов может стоить вам 115 000 долларов, в то время как аналогичное судно с реактивным двигателем будет стоить от 70 000 до 80 000 долларов.
Даже если рассматривать катера с высокими эксплуатационными характеристиками для таких вещей, как вейкбординг и катание на водных лыжах, гидроцикл, скорее всего, будет дешевле, чем пропеллерный катер с аналогичными характеристиками. Вы можете найти некоторые реактивные лодки более чем на 50 000 долларов дешевле, чем их аналоги.
Цена на наклейку — это всего лишь одна из затрат, которую следует учитывать.
Самолет против винта: топливная экономичность
В то время как реактивный катер может предложить преимущество в стоимости сразу же, расходы на топливо для реактивного катера в целом будут выше. На крейсерских скоростях, если вы сравните водометный катер мощностью 255 л.с. с кормовым приводом Mercury мощностью 220 л.с., реактивный катер потребляет 8,2 галлона в час, а кормовой двигатель потребляет всего 4,7 галлона в час. На высоких скоростях реактивный катер будет использовать 19,6 галлона в час по сравнению с 11,1 галлона в час с двигателями с кормовым приводом.
В зависимости от того, сколько вы планируете использовать реактивный катер, в конечном итоге вы можете заплатить намного больше из-за затрат на топливо, но это действительно зависит от того, сколько он стоит изначально и как вы его используете.
Что лучше: реактивные двигатели или винты?
Итак, когда дело доходит до выбора лодки с лучшей силовой установкой, вам нужно сначала определить, что вы подразумеваете под этим. Гидроцикл лучше ориентируется на мелководье, поэтому, если вы хотите ловить рыбу в таких условиях, вам лучше подойдет гидроцикл. Кроме того, если вы беспокоитесь о своем бюджете и хотите, чтобы лодка стоила значительно меньше, чем аналогичная пропеллерная лодка, то реактивный катер — еще один отличный вариант.
Если вы ищете долгосрочные финансы, то катер может быть лучшим выбором для вас. Стоимость топлива складывается с годами, и в этом отношении винтовая лодка будет дешевле.
Также стоит отметить, что, поскольку винтовые катера гораздо более распространены, у вас будет гораздо больше возможностей с винтовыми катерами, чем с реактивными катерами. Это справедливо как для новых моделей, так и для подержанных моделей. Там просто намного больше с точки зрения реквизита.
С точки зрения технического обслуживания, ни одна из лодок не может похвастаться этим. Техническое обслуживание гидроцикла может быть сложнее и дороже, но если вы понимаете, как это сделать самостоятельно, это может компенсировать эти затраты. Это также может быть проще, поскольку в целом им требуется меньше обслуживания. Без этого большого открытого винта и большего количества движущихся частей меньше шансов, что двигателю потребуется больше внимания. Но в то же время все больше людей знают, как обслуживать двигатель винтовой лодки, и его замена может быть быстрее и дешевле, если дело доходит до этого.
Водные мотоциклы не зря были изобретены для индивидуального использования и пользуются большой популярностью. На самом деле нет никакой опоры, эквивалентной гидроциклу с точки зрения удовольствия и скорости, которыми вы можете наслаждаться, используя лодку самостоятельно. Вы можете попытаться сравнить его с маленькой рыбацкой лодкой или лодкой с подвесным мотором, но это совсем не то же самое.
Производители лодок создают оба типа лодок, гребные лодки и лодки с подвесными двигателями, для прогулочного катания на лодках, рыбалки и круизов.
The Bottom Line
Винтовой катер использует гребной винт, чтобы продвигаться вперед по воде, достигая хороших скоростей и экономя топливо. Реактивный катер использует реактивный двигатель и в целом может быть дешевле, предоставляя вам доступ к более мелким водоемам. Обе лодки предлагают ряд преимуществ и некоторые недостатки при сравнении друг с другом, поэтому лучший вариант — действительно подумать, что вы хотите получить от своей лодки, прежде чем решить, какой тип может быть лучше для вас. В целом, однако, оба работают очень хорошо, и ни один из них не выделяется как превосходный тип судна.
Почему лучше выбрать лодочный водометный двигатель, а не гребной винт?
> > > Почему лучше выбрать лодочный водометный двигатель, а не гребной винт?
Кен Шульц
02.09.2022
Многие люди не знакомы с водометными двигателями на лодках, но они видят их каждый раз, когда мельком видят гидроциклы. PWC используют газовый реактивный двигатель для движения. Тем не менее, та же силовая установка может использоваться на более крупных кораблях. Лодки с реактивным двигателем и подвесным двигателем распространены на многих реках Северной Америки, особенно на северо-западе Тихого океана и на Аляске, а также на Среднем Западе и Северо-Востоке. К ним относятся реактивные катера с румпельным и консольным управлением длиной от 16 до 24 футов и более. В течение многих лет у меня была 17-футовая алюминиевая лодка с реактивным двигателем, поэтому я знаком с плюсами и минусами реактивных двигателей.
Почему вы выбрали лодочный реактивный двигатель, а не пропеллер? В большинстве случаев катания на лодке не по реке, а по открытой воде вы бы этого не сделали. Для целей этого обсуждения давайте сосредоточимся на судах без PWC, что означает более крупные лодки из алюминия и стекловолокна. Также отметим, что слова «реактивный катер», «реактивный двигатель» и «реактивный двигатель» относятся по существу к одной и той же силовой установке.
Как работают водометные двигатели на лодке
Если вас интересует, чем водомет отличается от гребного винта, полезно понять, как работают эти системы. В большинстве газовых двигателей привод или редуктор соединяется с гребным винтом, который вращается при нажатии дроссельной заслонки и хорошо перемещает лодку как вперед, так и назад (задним ходом).
В реактивном двигателе отсутствует пропеллер. Вода движется через насос, который приводится в действие крыльчаткой. Он пропускает воду через сопло, тем самым двигая лодку вперед. Движение назад сильно ограничено, так как эта система не втягивает значительное количество воды для достижения обратного движения.
Преимущества
Все дело в беге по мелководью, чтобы добраться до мест, недоступных для винтовых лодок. Мелкий здесь означает дюймов глубиной. И, наверное, каменистый. Лодка с плоским корпусом и реактивным двигателем, установленным высоко на транце (некоторые используют домкрат), может двигаться вверх или вниз по реке по перекатам и по едва затопленным песчаным отмелям (и добираться до луж, где ловятся стальная голова, форель, лосось, сельдь, судак). , а малоротый окунь лежал). Вот почему вы бы предпочли лодочный реактивный двигатель вместо гребного винта.
Во-вторых, нет гребного винта, чтобы резать людей, ловушки для крабов или другие объекты; замотаться в док-леску или перерезать леску; и деформироваться при контакте с твердыми предметами.
Недостатки
- К поворотам и маневрированию нужно привыкнуть, так как управление лодкой отличается от управления винтом.
- Обратное движение практически отсутствует.
- На бурной воде (большие волны) маневрирование затруднено.
- Расход газа (по крайней мере, с подвесными форсунками) выше, чем у сопоставимого винтового двигателя, а мощность на треть ниже.
- Многие реактивные двигатели шумные.
- Крыльчатка может затягиваться песком (вредно для водяного фильтра) и особенно забиваться травой, что требует от оператора выключения двигателя и наклона далеко над транцем, чтобы удалить траву, прежде чем вы сможете продолжить работу.
Нравится ли вам этот контент? Подпишитесь на нашу рассылку новостей и получайте всю информацию, необходимую для обучения, планирования и снаряжения для вашего следующего рыболовного приключения.
Зарегистрироваться
Основы катания на лодках, рыбацкие лодки
Вам также может понравиться
5 лучших типов морских лодок для начинающих
Читать далее
Как зарегистрировать лодку, новую, подержанную или без права собственности
Читать далее
Кен Шульц
Кен Шульц долгое время работал штатным корреспондентом журнала Field & Stream, а также ранее был редактором журнала ESPNoutdoors.