о лирике и физике . Журнал Карьерная и горная техника

 

 

Действительно, даже тех, кто не наблюдал самый габаритный БелАЗ воочию, а мог видеть его лишь на фото, вид этого чуда техники приводит в восторг и пробуждает гордость. Гордость за людей, которые спроектировали машину, гордость за мир, способный выдерживать такой вес. Что ж, все это, конечно, лирика, рассчитанная на неискушенного автомобильной тематикой читателя. А как же обстоят дела с техническими характеристиками? Остановимся более подробно на этом.

На самом деле, существует не так много производителей, замахнувшихся на maxi-размеры. До этого года тройка лидеров выглядела следующим образом: Caterpillar 797F грузоподъемностью 363 тонны, Liebherr T282B с аналогичной грузоподъемностью, БелАЗ-75601 (75602) – 360 тонн. И вот в этом году выпущен сверхбольшетонник — самый габаритный БелАЗ-75710.

Слева — 450-тонный БелАЗ-75710, справа — БелАЗ-75602 грузоподъемностью 360 тонн

450-тонный БелАЗ принимает на борт 5 600 литров топлива, 538 литров машинного масла, а его вес с грузом составляет 810 тонн! Вообще, все, что касается конструкции и технических характеристик, никаким другим словом, кроме как «уникальность», назвать нельзя. Многие комплектующие самого большого по габаритам самосвала БелАЗ являются оригинальными патентами белорусского предприятия. Силовой привод, рулевой привод, несущая конструкция – вот самые важные элементы новой модели.

Главная составляющая грузовика, конечно, шины. Именно их несущей способностью обусловлена вся конструкция БелАЗ-75710. Машина оснащена шинами размерностью 59/80R63, габариты колеса — 4 метра, марка резины — Bridgestone. Вес каждой покрышки составляет 5,5 тонн. Кстати, многих, наверно, интересует вопрос, сколько же стоит самый большой по габаритам БелАЗ? Ответа на этот вопрос у нас нет, но вот каждая шина стоит более $40 000. Напомним: всего колес 8! То есть на смену покрышек уйдет что-то около $320 000.

450-тонный БелАЗ располагает оригинальной кинематикой движения: поворачиваются не только колеса, но и задний мост. Диаметр подшипника, на который установлен мост, его габариты — около 2 метров. Машина полноприводная, а максимальная скорость гиганта – 64 км/ч.

Теперь о габаритах. Длина гиганта – более 20 метров (представьте себе в ряд 5 легковушек), высота – 8,165 м (это трехэтажный дом), ширина – почти 10 метров. Тем не менее, несмотря на впечатляющие габариты, большегруз может проезжать в те же габариты ремонтного бокса, что и 360-тонник. Самый большой в ряду БелАЗ самосвал оснащен двумя дизельными четырехтактными двигателями MTU с непосредственным впрыском топлива. Номинальная мощность при 1900 об/мин — 2×1715 кВт. Дизели через генератор переменного тока приводят в действие 4 тяговых электродвигателя Siemens общей мощностью более 4700 кВт. Интересна и такая особенность: когда БелАЗ-75710 везет груз – работает два дизеля, когда едет порожний – один.

Конечно, если разбирать подробно технические характеристики этой машины, то может получиться обзор, равный размеру диссертации, но исходя даже из перечисленных выше, смело можно утверждать: БелАЗ-75710 – уникальная машина, достойная быть включенной в Книгу рекордов Гиннеса. На заводе-производителе уже готовят соответствующие документы.

Безусловно, ни один крупный проект не может обойтись без определенных трудностей. По объяснимым причинам, сегодня в мире есть ограниченное число карьеров, где можно использовать детище белорусских конструкторов. Одна из проблем кроется в том, что для эффективной работы в связке с самым большим БелАЗом необходимы карьерные экскаваторы с ковшом емкостью от 75 кубов. По имеющейся у нас информации, разработку землеройных машин такого класса в настоящее время ведут несколько мировых производителей.

Но, несмотря на это, уже сегодня «БелАЗ» продемонстрировал машину, выпущенную для угольщиков Кемеровской области. Первый образец техники пройдет испытания на разрезе «Черниговец». Желаем успехов белорусскому сверхгиганту!

 

 

БелАЗ: как делают самый большой карьерный самосвал в мире?

Срочная новость

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Andrey Pozharskiy / Shutterstock.com

Большой, надежный и безотказный, этот самосвал может годами работать в самых суровых условиях. Когда зимой в Сибири температура опускается до –45 °С, БелАЗы не глушат моторы неделями. Запустить их на морозе — задача не из легких.

Только в одном карьере в Кузбассе ежедневно добывают несколько железнодорожных составов угля. Но прежде, чем добраться до полезного ископаемого, нужно поднять и вывезти сотни тысяч тонн пустой породы. Как раз этой работой и занимаются БелАЗы. Их грузоподъемность зависит от серии — самый большой в мире карьерный самосвал 75710 перевозит до 450 тонн. Вместе с грузом супермашина весит больше, чем Boeing 747, и может в прямом смысле слова свернуть горы.

На угольном разрезе в Западной Сибири работа не прекращается ни на минуту. За одну смену самосвал перевозит столько породы, что ею можно было бы засыпать несколько олимпийских бассейнов. БелАЗы курсируют по карьеру днем и ночью — без выходных и праздников. Во время пересменки водители даже не глушат двигатели, и нередко получается так, что машины работают по несколько дней подряд.

Как делают этих монстров?

Строительство завода торфяного машиностроения под Минском началось 75 лет назад — в 1947 году. Белорусский автомобильный завод возводили в чистом поле — вдали от крупных карьеров, металлургических комбинатов и крупных электростанций. Но со временем ничем не примечательное поселение Жодино стало местом, где расположен крупнейший в мире и единственный на территории бывшего СССР завод карьерной техники.

Большинство деталей для уникального самосвала не закупаются, а делаются на заводе. Технологический процесс был выстроен и отлажен еще в 1960-е годы: детали передаются с одного станка на другой согласно технологической цепочке. Правда, сегодняшние модели требуют нового оборудования и новых подходов к производству. Поэтому внутренности БелАЗа делают не линейно, как раньше, а в одном месте, на современных пятикоординатных станках. Токарю-наладчику нужно всего лишь правильно установить заготовку, а потом компьютер все сделает сам.

После того как готовая деталь снимается со станка, ее отправляют в измерительную лабораторию, где каждое изделие проходит строгий контроль. Специальный щуп с искусственным рубином на конце проводит осмотр и сверяет параметры изделия с электронным чертежом в компьютере. Только если отклонение в пределах нормы (составляет сотые доли миллиметра), деталь получает сертификат соответствия.

Фото: Aliaksandr Kushner / Shutterstock.com

Все новые детали проходят испытания в экспериментальном цехе, где над ними жестоко издеваются, то есть проводят тесты: сжимают, растягивают, проверяют на прочность и износостойкость. Прежде чем шестеренка попадет в серию, испытатели беспощадно уничтожат примерно сотню ее «сестер».

Горняки постоянно требуют от карьерных самосвалов все большую и большую грузоподъемность. Конструкторам приходится придумывать все новые и новые технологические решения, металловедам — постоянно изобретать инновационные материалы. Если 60 лет назад первая модель самосвала могла перевозить лишь 27 тонн, то в 1977 году грузоподъемность составила уже до 110 тонн, а в 2013-м с конвейера вышел гигантский БелАЗ-богатырь, вмещающий 450 тонн.

Самый большой самосвал в мире

БелАЗ-75710 дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса: как самый большой двухосный самосвал в мире, а также благодаря самому крупному кузову карьерного самосвала. На заводе кузов изготавливают из высокопрочной легированной стали. Ее можно разрезать только плазменным либо высокотемпературным газовым резаком. Листам придают нужную форму с помощью огромного пресса, который давит с силой в 1000 тонн. Согнутые детали соединяют на очень больших сварочных аппаратах, но делают кузов не до конца: заказчик получает его в разобранном виде из трех частей и собирает уже у себя с помощью болтов. Иначе кузов бы не поместился ни на одну железнодорожную платформу и его было бы невозможно доставить.

БелАЗ вблизи напоминает двухэтажное здание с лестницей — дом на восьми колесах. Высота каждого колеса — около 4 м. У серии БелАЗ-75710 каждая покрышка весит больше 5 тонн, примерно как африканский слон. Шины 59/80R63 — самые большие в мире.

Фото: AleksSafronov / Shutterstock.com

Кстати, покрышки для БелАЗа делают на другом белорусском заводе — в Бобруйске. При производстве используется несколько сортов резины с различными свойствами. Материала, который уходит на одну покрышку, было бы достаточно для создания более чем 600 шин для легковых автомобилей. Пятитонное колесо устанавливается всего за 10 секунд — достаточно закрутить 24 гайки. К заказчику самосвал едет в разобранном виде, ведь одни только покрышки занимают целый вагон.

Моторный отсек у чудо-машины настолько просторный, что в него может залезть человек. Два тяговых электродвигателя БелАЗа, на которые устанавливаются редукторы, потребляют 1400 кВт. Этого электричества хватило бы, чтобы зажечь 23 000 лампочек. Таким количеством энергии машину снабжает огромный дизель внутреннего сгорания. Принцип его работы такой же, как в обычном автомобиле. Только цилиндров побольше — 16 штук, объем каждого — почти 4 л.

При этом БелАЗ — гигантская передвижная электростанция. Самосвал имеет электромеханическую трансмиссию: он сжигает топливо, вырабатывает электрический ток и передает его по проводам к электродвигателям, которые установлены прямо на колесах, и они приводят в движение всю эту махину.

Кабина у карьерного самосвала тоже очень просторная, но в целом как у обычного автомобиля. Стоит коробка-автомат, но есть три педали. Две из них — это педали тормоза: основной и аварийный. Очень редко, но бывают случаи, когда отказывают оба тормоза. Чтобы избежать катастрофы, все дороги в карьере обсыпаны горами из пустой породы. Если тормоз отказал, водитель отправляет машину в это препятствие и БелАЗ упирается в него, как бык в ограду.

ТО за $100 000

Техническое обслуживание каждого монстра обходится примерно в $100 000 в год. БелАЗ работает в непростых условиях. Порода очень тяжелая, твердая, и у нее острые края. В итоге за несколько лет кузов самосвала стирается об камни чуть ли не до дыр. Примерно раз в четыре года кузов обшивают новыми листами металла.

Любая поломка такого монстра может остановить работу половины карьера. Поэтому за состоянием БелАЗов круглосуточно следят в специальном ситуационном центре. На экран выводятся параметры каждой машины: местоположение, загрузка, запас топлива и даже температура двигателя. Если оператор увидит неисправность, он свяжется с водителем, который находится в кабине. В ТО входит частая чистка воздушных фильтров, через которые самосвал «вдыхает» сотни кубометров воздуха в минуту и вентилирует двигатели. Снаружи они напоминают фары, но на самом деле это «легкие» автомобиля.

Как заявляют производители БелАЗа, каждый третий карьерный самосвал в мире производится у них. Эту белорусскую супермашину можно встретить на сотнях карьерах в десятках стран мира. Он немного неповоротлив, прожорлив и почти всегда грязный, но зато прекрасно добывает уголь, принося людям свет и тепло.

Процесс изготовления БелАЗов можно увидеть на канале «Наука» — в программе «Анатомия монстров».

Как закрыть «Врата ада»

Воспарить над пробками: авиамобили — наша новая реальность

Самые впечатляющие телескопы России

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

  • Техника на грани

  • Остальные теги

Расскажите друзьям

  • Освоение Марса и навигация по Вселенной: канал «Наука» покажет лучшие фильмы про космос

    • После завтра

    Демографы: к середине века население мира перестанет расти. И вот чем все может обернуться

  • Услышать галактику от Санкт-Петербурга до Чувашии: «Наука» покажет фильм про космос в музеях

    • Внеземное

    Холодные и тусклые: обнаружена первая двойная система «недозвезд» — коричневых карликов

    • 42
    • Физика всего

    Физики обнаружили, что гравитация может создавать свет

  • Shutterstock

    По какому времени будут жить земляне на лунной базе?

  • Midjourney

    Конец науки и образования? Все, что нужно знать о ChatGPT

  • Университет Рутгерса

    Химики выявили вещество, которое помогло зародиться жизни на Земле

  • Zijiao Chen et al. /arxiv, 2023

    Нейросеть создала изображения, читая мысли людей

  • Большой адронный коллайдер

    D-VISIONS / Shutterstock.com

    Скандальное измерение массы W-бозона, грозившее перевернуть физику, было ошибочным

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оптовая продажа 59/80R63 Earth Mover Tyres Luan Brand для 400-тонного грузовика CAT 797F, 59/80R63 Earth Mover Tyres Luan Brand для 400-тонного грузовика CAT 797F поставщиков, производителей

59/80R63 Earth Mover Tyres Luan Brand для 400-тонного грузовика Грузовик CAT 797F. Рисунок HA686 имеет большой объем протектора, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и применимо для различных шахтных условий.

    запрос сейчас

    Скачать

    Информация о продукте

    59/80R63 Шины для землеройных машин марки Luan для 400-тонного самосвала CAT 797F. Рисунок HA686 имеет большой объем протектора, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и применимо для различных шахтных условий.

    Особенности:

    1. Более широкий объем протектора обеспечивает лучшее сцепление с дорогой.
    2. Лучшая продолжительность износа.
    3. Подходит для различных шахтных условий.

    Технические данные:

    Технические характеристики

    Размер шин

    Единица

    Размеры новой шины (мм)

    Размеры находящейся в эксплуатации шины

    обод

    ТКВЧ

    Глубина протектора

    Общая ширина секции

    Раздел
    Высота

    Внешний диаметр шины

    Окружность качения

    Интер емкость

    (л)

    Максимальная общая ширина секции

    Максимальный внешний диаметр

    Радиус статической нагрузки

    Ширина статической загруженной секции

    Минимальный двойной интервал

    Стандарт

    Необязательный

    Средний

    59/80R63

    мм
    дюймы

    88
    3,46

    1480
    58,27

    1217
    47,91

    4026
    158,50

    10870
    427,95

    10080

    1650
    64,96

    4145
    163,19

    1730
    68. 11

    1803
    70,98

    1870
    73,62

    44,00/5,0

    **

    1476

    Предел полезной нагрузки при различном давлении воздуха

    59/80R63

    Давление воздуха

    кПа

    450

    475

    500

    525

    550

    575

    600

    пси

    65

    69

    73

    76

    80

    83

    87

    Предел полезной нагрузки

    кг

    80000

    82500

    87500

    92500

    95000

    100 0 00**

    фунтов

    176500

    182000

    193000

    198500

    204000

    209500

    220500**

    Фото:

    Метки :
    59/80R63 Шины для землеройных машин
    шины для самых больших самосвалов
    КАТ 797 шин

    • Предыдущий:

      63-дюймовые шины LUAN Radial OTR 53/80R63 для карьерного самосвала 795F AC

    Так выглядит шина за 42 500 долларов для 59/80R63 XDR

    Так выглядит шина за 42 500 долларов для 59/80R63 XDR

    Перейти к

    1. Основное содержание
    2. Поиск
    3. Аккаунт

    Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск».

    Логотип InsiderСлово «Инсайдер».

    Рынки США Загрузка…

    ЧАС
    М
    С

    В новостях

    Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

    Бизнес-инсайдер

    Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
    Читать в приложении

    Когда в прошлом месяце я ездил на нефтеносные пески Альберты для Business Insider, трудно было не заметить самый большой самосвал в мире: Caterpillar 79. 7Б.

    Одним из многих уникальных аспектов Cat 797 являются его шины: более 13 футов в высоту, вес 11 860 фунтов, каждая шина Michelin или Bridgestone 59/80R63 XDR стоит 42 500 долларов США, и это когда вы покупаете полный комплект из шести необходимых на каждый грузовик стоимостью 5,5 миллионов долларов.

    Это одни из самых больших шин в мире, они были изготовлены для оригинального Caterpillar 797. 

    Дионисий Пурба через Flickr

    59/80R63 XDR:

    • Грузоподъемность 100 тонн на шину
    • Содержит почти 2000 фунтов стали, достаточно для постройки двух небольших автомобилей и достаточно резины для изготовления 600 шин для их установки

    Роберт Джонсон — Business Insider

    Дионисий Пурба через Flickr

    Дионисий Пурба через Flickr

    Подпишитесь на уведомления от Insider! Будьте в курсе того, что вы хотите знать.