Содержание

ВАЗ 2114: схема включения вентилятора охлаждения

Перегрев двигателя – нежелательная ситуация для любой модели автомобиля. Проблемы с охлаждением на ВАЗ 2114 должны решаться оперативно, т.к. повышение температуры выше нормы может привести к пробитию прокладки под головкой блока, а далее и к появлению трещин в самом блоке. Причин резкого повышения температуры двигателя бывает несколько, но одна из них – несрабатывание вентилятора охлаждения. Для ремонта своими руками нужно понимать, как выглядит схема вентилятора охлаждения ВАЗ 2114 (инжектор).

Схема вентилятора охлаждения ВАЗ 2114

Принцип работы вентилятора прост: при подаче напряжения на моторчик с крыльчаткой начинается вращение лопастей, из-за чего антифриз или тосол в системе охлаждения остывает. Исправный узел срабатывает только при повышении температуры, поэтому постоянную его работу также можно назвать неисправностью.

При отсутствии признаков «жизни» вентилятора не стоит спешить и ехать в сервис. При наличии навыков и инструкции со схемой подключения моторчика можно определить неисправность самостоятельно.

Ниже на фото представлена подробная схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ 2114. Она включает в себя основные компоненты системы, отвечающие за своевременное включение обдува.

Полезное видео:

Успешная работоспособность и своевременное включение вентилятора зависит от целостности всех компонентов, представленных на схеме:

  • Электромотор вентилятора;
  • Монтажный блок, в котором размещено и ;
  • Проводка и колодки со штекерами;
  • Контроллер системы впрыска;
  • Точка заземления.

Если под рукой есть подробная электросхема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2114, то выявить некоторые неполадки можно самостоятельно. К примеру, при отказе включения электромотора можно проверить состояние реле или предохранитель. Реле, отвечающее за работу обдува двигателя, расположено под панелью в салоне.

Первое по счету (слева направо) реле отвечает за срабатывание вентилятора. Часто хватает его замены для восстановления работы прибора.

Полезно:

Как проверить вентилятор охлаждения на ВАЗ 2114?

Проверить, работает ли вентилятор на ВАЗ 2114 можно несколькими способами. Для начала стоит определить, работает ли основной элемент конструкции – электродвигатель. Из-за удобного расположения моторчика можно легко подобраться к его контактам. При наличии проводов можно подключить мотор напрямую к аккумулятору. Если мотор заработал – причина поломки явно не в нем.

На представленном выше фото отчетлива видна фишка с проводом. В этой фишке есть штекер. Проверку стоит производить путем подключения двух проводов напрямую к аккумулятору.

Часто причиной неисправности и несрабатывания электрического моторчика становится датчик температуры. Система защиты главного компьютера в 2114 такова, что при отключении этого датчика вентилятор должен срабатывать в аварийном режиме. Достаточно прогреть автомобиль до рабочей температуры, после чего отключить датчик. Контролер в этот момент определяет отсутствие датчика как неисправность и в аварийном режиме включает вентилятор. Меняется этот элемент без проблем.

Сняв фишку с разъема датчика, не забудьте после проверки работоспособности прибора обдува установить ее на место.

Полезно:

Причины отказа вентилятора охлаждения

Возникновение неисправностей в автомобиле 2114 – обычное дело, особенно при каждодневном использовании машины. Проблемы с системой охлаждения встречаются на каждом третьем автомобиле. Допускать постоянного перегрева мотора по причине несрабатывания вентилятора нельзя.

Причин отказа обдува бывает несколько:

  1. Обрыв проводки в цепи подключения мотора;
  2. Неисправность реле, отвечающего за включение электродвигателя;
  3. Сгоревший предохранитель в монтажном блоке;
  4. Разрушение механических элементов в корпусе моторчика. Износ обмотки, разрушение корпуса, попадание влаги внутрь – все это ведет к выходу из строя;
  5. Проблема с контактами или колодками проводов. Окисление или обрыв проводов в месте подключения – обычная ситуация.

Проверку причин поломки всегда стоит начинать с подключением электродвигателя напрямую. Далее стоит проверить пред и реле. Если же причина не найдена – «копайте» в сторону проводки.

Предохранитель F5 мощностью в 20 Ампер

Частое срабатывание обдува происходит в теплое время года, тогда как зимой прибор практически . За время передвижения по грязи и лужам могут окисляться контакты на корпус моторчика. Перед наступлением теплой погоды рекомендуется проверять состояние этой системы.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Оглавление:

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки – просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А – к контакту “30” генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1.  датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66. 3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик – включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в “мозгах” или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот “тюнинг” не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео – подключение и проверка ВО

pwm — Как получить рабочие «спецификации» вентиляторов iMac из схем логической платы?

Они взяты из 17-дюймового Apple iMac «Core 2 Duo» 2.0 (конец 2006 г. — iMac5,1 — A1208 — 2114) 0009 яблоко P/N (на наклейке): 603-8690
P/N производителя: BFB0712VHD
Номинальное напряжение: DC12V 0.5A

Цвет кабеля Таблички на плате (под наклейкой)
Черный/Серый ВКЦ
Серый О/П
Черный ЗЕМЛЯ
Коричневый ВИН

Вентилятор жесткого диска

Apple Service Source P/N: 922-7063
Apple P/N (на наклейке): нет
P/N производителя: 900 08 BFB0612HB
Номинальное напряжение: 12 В пост. тока 0,32 А

Цвет кабеля Таблички на плате (под наклейкой)
Черный/Серый Нечитаемый
Серый Нечитаемый
Черный Нечитаемый
Коричневый Нечитаемый

Вентилятор оптического привода

Apple Service Source P/N: 922-7062
Apple P/N (на наклейке): 620-3335
P/N производителя: BG0801-B045-000
Номинальное напряжение: DC12V 0.5A

900 24

Цвет кабеля Таблички на плате (под наклейкой)
Черный/белый СК
Серый С
Черный
Коричневый +

Запросив в поисковых системах, я нашел несколько совпадающих номеров деталей, но ни один из результатов не дал мне точного ответа.

Я нашел некоторую информацию о других вентиляторах iMac, более старом iMac G5 17 дюймов, более новом 27-дюймовом iMac, а также неизвестную распиновку логической платы Apple. Оттуда я узнал больше о компьютерных вентиляторах и PWM-управляемых вентиляторах с 4-проводными спецификациями Intel.

Все это указывает на то, что они управляются ШИМ. Все они имеют маркировку 12 В постоянного тока и соответствуют одному и тому же соглашению о цвете кабеля.

Цвет кабеля Распиновка
Черный с. полоса Входной ШИМ-сигнал
Серый Выходной сигнал ШИМ тахометра
Черный
Коричневый +

Поняв, что такое ШИМ, как он работает, и исходя из того, что я читал, мне стало ясно, что для управления ими с контактов GPIO Raspberry Pi мне нужны спецификации, чтобы иметь возможность генерировать правильный сигнал. То же самое относится и к считыванию сигнала тахометра.

Кстати, я также понял, что должен получить осциллограф.

Из того, что я узнал, без каких-либо спецификаций, ни осциллографа, я решил проверить с разными напряжениями на кабеле ШИМ.

Вентилятор процессора

ШИМ-кабель Vin Поведение вентилятора
Лезвия не двигаются
3,3 В Лезвия пытаются вращаться, но не могут запуститься
Ножи быстро вращаются

Когда вентилятор вращается

Кабель ШИМ Вин Поведение вентилятора
Ножи быстро вращаются
3,3 В Лезвия медленно вращаются
Стопор ножей

Вентилятор высокой четкости

ШИМ-кабель Vin Поведение вентилятора
Лезвия пытаются двигаться и продолжают попытки регулярно
3,3 В Медленное вращение лезвий
Ножи быстро вращаются

Когда вентилятор вращается

Кабель ШИМ Вин Поведение вентилятора
Ножи быстро вращаются
3,3 В Лезвия медленно вращаются
Лезвия вращаются медленнее

Вентилятор оптического привода

ШИМ-кабель Vin Поведение вентилятора
Лезвия не двигаются
3,3 В Медленное вращение лезвий
Ножи быстро вращаются

Когда вентилятор вращается

Кабель ШИМ Вин Поведение вентилятора
Ножи быстро вращаются
3,3 В Лезвия медленно вращаются
Стопор ножей

Я безуспешно пытался измерить напряжение на кабеле тахометра с помощью самого простого мультиметра, но, установив его на проверку непрерывности, я слышу, как он подает звуковой сигнал быстрее или медленнее в зависимости от поставляемого Vin.

Безопасны ли эти тесты для болельщиков?
Можно ли узнать характеристики без прицела?
Можно ли использовать вентиляторы с реле, забыв про ШИМ?
Без спецификаций, есть ли способ попробовать прочитать показания тахометра, не повредив GPIO на плате Raspi?

Я подумал, что, поскольку у меня есть логическая плата, можно будет узнать, какие компоненты задействованы для питания вентиляторов, и было бы еще лучше, если бы у меня были схемы. Я поискал и нашел схемы некоторых устройств Apple. Схема «APPLE IMAC G5 A1058 ISIGHT M38 DVT MLB — 051-69″49 — REV 09 11.16.05.rar» использует те же вентиляторы, что и я.

я использую оригинальный блок питания iMac A1208 для их питания. он служит мне игровой площадкой для изучения электроники, а также для других людей, которые ищут информацию для повторного использования деталей iMac. 🙂

Я также планирую повторно использовать датчики температуры. Я соберу больше информации и обновлю этот пост.

Не имея достаточных знаний об электронике, чтобы понять эти схемы, теперь я спрашиваю: С этими схемами, может ли кто-нибудь сказать мне рабочие значения ШИМ, чтобы безопасно управлять вентиляторами и читать их тахометры с помощью Raspi?

К настоящему времени я провел некоторые испытания и уверен, что смогу управлять ими с помощью реле, переключающихся между 0 В, 3,3 В и 5 В. Пока не проверял показания тахометра.

Поворотный прожектор REDLITHIUM USB ROVER

Французский

Английский

Английский

Эспаньол


2114-21

Наш поворотный прожектор REDLITHIUM™ USB ROVER™ обеспечивает лучший в своем классе световой поток в любом направлении и питается от нашего USB-разъема REDLITHIUM™. Компактный светодиодный прожектор обеспечивает световой поток высокой четкости TRUEVIEW™ 550 люмен. Осветительная головка имеет угол поворота 210°, что позволяет направлять яркий свет на любую рабочую поверхность. Широкое магнитное основание позволяет расположить поворотный прожектор на обычных рабочих поверхностях или закрепить его на металле для рабочего освещения без помощи рук. Его складная конструкция помещается в карманы, а встроенный карабин дает возможность пристегнуть его к органайзерам для инструментов или ремням для удобства транспортировки. Три различных режима вывода позволяют оптимизировать светоотдачу и время работы до 13 часов. Поворотный прожектор REDLITHIUM™ USB ROVER™ питается от аккумулятора REDLITHIUM™ USB 3.0AH, обеспечивающего работу в течение всего дня, большее количество перезарядок и в 3 раза более быстрое время зарядки. USB-аккумулятор Milwaukee REDLITHIUM™ можно заряжать в фонаре через Micro USB или заменять дополнительными USB-аккумуляторами REDLITHIUM™ практически без простоев.