Содержание
Какое масло жиже? — журнал За рулем
В эпоху былого дефицита боевой клич вроде «Масло дают!» срабатывал мгновенно: заветные банки расхватывали на ура. А что там внутри – летнее, зимнее, всесезонное – да какая разница? Выбирать – нечего, раздумывать – незачем. Это сегодня потребитель страдает от необходимости делать выбор…
В общем-то задача кажется надуманной – лей то, что рекомендует производитель и прописано в сервисной книжке. А если автомобиль выпущен в прошлом веке? Или просто хочется попробовать чего-то «супер»? И, наконец, самое злободневное…
СИНТЕТИКА ИЛИ МИНЕРАЛКА?
Попробуем разобраться. Мнения бытуют разные, вплоть до такого: «для «Волги» синтетика – слишком жидкая, вытекает вся».
Любое масло – это смесь некой основы, называемой базовым маслом, и пакета присадок, благодаря которым формируются заданные свойства масла – вязкостные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, моющие и др. Так вот – именно вид базового масла и определяет, что получится в итоге – минералка, полная синтетика или частичная, в просторечии называемая полусинтетикой.
Минеральное базовое масло – это остаточные продукты перегонки нефти – то, что остается от исходного сырья после того, как получены бензин и дизельное топливо. По сути, это те же комбинации углеводородных соединений, только тяжелых фракций, причем довольно часто с высоким содержанием серы. Добиться стабильного состава такого масла от партии к партии весьма трудно – и нефть может быть разной, и особенности технологии сказываются. А это плохо: вязкость непредсказуема и приходится пускать в ход специальные загущающие присадки. Количество их каждый раз подбирают индивидуально, по результатам входного контроля базового масла.
Присадки – ахиллесова пята минералки, поскольку под влиянием высоких температур они довольно быстро «срабатываются» – масло начинает менять свойства. Это особенно неприятно для изрядно послуживших моторов. Не случайно некоторые фирмы-производители негласно рекомендуют замену минерального масла уже через 5–6 тыс. км пробега.
Синтетическое базовое масло, напротив, «собрано» из необходимых видов углеводородов. В природе такой их комбинации может даже и не существовать, но ничего случайного в данном продукте нет – стабильность его высокая, а свойства – прогнозируемые. При этом загущающие присадки либо не нужны совсем, либо их требуется значительно меньше.
Помимо синтетики углеводородной есть еще полигликолиевая, а также галогенуглеродная. Впрочем, это – экзотика, а основное место на рынке принадлежит той, чьи масла на углеводородной синтетической базе.
Полусинтетическое базовое масло – это смесь обычной основы минерального масла с синтетической: при этом процент последней – обычно 20–30, не более. Этого хватает, чтобы «подтянуть» какие-то свойства слабенькой минералки. Такое масло занимает промежуточное положение между минералкой и синтетикой – этакая «синтетика для небогатых».
Насколько реально тип масла влияет на стабильность его параметров, может дать представление простой эксперимент. Берем два масла одной российской фирмы – минералку и синтетику 5W40 и поочередно проверяем на одном и том же двигателе в течение 50 моточасов. Если пересчитать на пробег, получится где-то 4000 км. По ходу испытаний через каждые 5 моточасов отбираем пробы и измеряем параметры вязкости при разных температурах. Результат – на рисунке.
У минералки вязкость поначалу, как правило, значительно уменьшается – идет разрушение загущающих присадок, но с какого-то момента она начинает расти: сказывается накопление продуктов распада в масле. А вот участка стабильной вязкости практически нет! В определенной степени это, кстати, учитывают и требования SAE: согласно им, для таких масел допускается разброс вязкости при 100°С от 12,5 до 16 сСт (сантистокс – единица измерения вязкости), зато ее колебания укладываются в предел погрешности замера.
ЧТО НАПИСАНО НА БАНКЕ
Главный показатель для любого масла – его вязкость, которую характеризуют цифры на банках. Классифицируют вязкость либо по американскому стандарту SAE, либо по нашему ГОСТ. У нас – все понятно: если на банке, допустим, стоит 5з14, это означает, что в ней – всесезонное масло, о том же говорят и две цифры. Вторая – это вязкость при 100°С в сантистоксах (сСт), точнее – диапазон ее изменения. По ГОСТ для этого масла вязкость может изменяться от 12,5 до 14,5 сСт. А вот первая цифра дает ограничение вязкости при -18°С, обеспечивающей пуск двигателя зимой. Буква «з» показывает, что масло загущено вязкостными присадками.
По SAE все куда сложнее. Там у всесезонного масла тоже две цифры, разделенные буквой W. Но они обозначают температурный диапазон применяемости масла и его вязкость при 100°С. Например, 10W40 означает, что его можно использовать при температуре не ниже -20°С, а при 100°С его вязкость должна быть 12,5–16,3 сСт. 0W40 – значит работает от -30°С, 15W40 – от -10°С. Так что по классификации SAE прошлой зимой вообще в России ничего ездить не могло! Как бы не так! Хорошо, что не все знакомы с SAE…
Самое интересное, что и для синтетики, и для минералки классификация вязкости – одинаковая! Те самые цифры на банке, о которых шла речь, совершенно не зависят от состава масла! И это правильно – двигатель химической формулы масел не различает, ему нужную вязкость подавай.
ГОРЯЧО-ХОЛОДНО…
Но это еще не все. Двигатель работает, можно сказать, в невообразимом диапазоне температур, а вязкость с температурой меняется, да еще как! У того же самого масла 10W40 при 100°С может быть вязкость 14 сСт, а при –18°С – уже около 3500 сСт, то есть больше чем в 200 раз! Вообще же порогом проворачиваемости коленчатого вала считается вязкость около 5000 сСт и вовсе не оттого, что «вал в масло вмерзает». При такой температуре остатки масла, оставшиеся в системе, «дубеют», и ни масляный насос, ни сам вал уже не провернуть.
Поскольку зависимость вязкости от температуры неизбежна, очень бы хотелось иметь при низких температурах вязкость поменьше, а при высоких – побольше, но в меру. Соотношение вязкостей здесь задают два параметра – температурный коэффициент и индекс вязкости. Первый – это отношение разности вязкостей при 0 и 100°С к вязкости при 50°С. Чем он меньше – тем лучше. Для всесезонных минералок он в пределах 5–8, а для синтетик – 4–6.
Второй параметр определяют сопоставлением характеристики испытуемого масла с двумя эталонными. Для одного индекс вязкости принимается равным 100, для другого – 0. Чем выше индекс, тем меньше вязкость при низких температурах! Так вот, у самых лучших минералок этот индекс не поднимается выше 110–115, а для синтетик может доходить до 150! Вот почему двигатель на синтетике зимой завести легче. Кстати, нигде на банках индекс вязкости не указан – его можно найти только в ТУ или других документах на конкретное масло, но помнить о разнице этих параметров, а стало быть, и свойств при низких температурах надо!
Выходит, синтетика действительно «жиже», но только на морозе.
СТРАШИЛКИ НАПОСЛЕДОК
Какое бы масло вы ни предпочли, главным критерием выбора должны служить рекомендации завода–изготовителя двигателя, причем по конкретной марке. Особенно если речь о синтетике: она еще молода и не лишена некоторых болезней роста. Тех, кто этим пренебрегает, могут ожидать обещанные страшилки: примеры – на фото. Один и тот же мотор просто «погоняли» на двух разных маслах – результаты же ой какие разные…
Так что – читайте инструкции! И только затем делайте выбор.
Моторные масла 0W20, 0W30, 5W20, 5W30. Что означает низкая вязкость масла
Выбирая масла, каждый смотрит в первую очередь на показатель вязкости: именно от этих заветных цифр зависит поведение масла на морозе, да и вообще совместимость с двигателем. В последнее время на рынке стало появляться больше масел с низкими показателями вязкости, и они моментально получили признание как «супер-качественные» и «супер-синтетические». На самом деле, как низкая, так и высокая вязкость масла еще не являются показателем качества. Что гораздо важней – понимать, в чём состоит разница между ними.
Низкая вязкость по SAE
Подробней о стандарте SAE и значениях «зимних» и «летних» показателей можно прочитать в статье «Моторное масло средней вязкости». Но даже без углубленного изучения особенностей стандарта понятно, что чем ниже цифры, тем меньше вязкость масла, причем как на холоде, так и при нагреве.
Поскольку абсолютно любая масляная основа, независимо от способа ее получения, загущается на холоде и разжижается при достижении рабочих температур (а это приблизительно 100⁰С), для получения всесезонных масел используют модификаторы вязкости: в изначально вязкие масла добавляют депрессорные (разжижающие) присадки, а в очень «жидкие» – загущающие полимеры. Таким образом масло не превратится в воду при малейшем перегреве.
Загущающая присадка в масло
в нагретом и холодном состоянии
Спецификация ILSAC: для японских автомобилей и не только
Масла для двигателей азиатского производства часто сертифицируются не только по всемирно признанным стандартам API и ACEA, но и по стандарту ILSAC, наиболее точно отражающему рекомендации именно в расчете на азиатский рынок. Этим занимается Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов (International Lubricants Standardization and Approval Committee), созданный на базе японской и американской автомобильных ассоциаций JAMA и AAMA.
По ILSAC определяются стандарты вязкости, энергоэкономичности, стабильности к сдвигу, испаряемости, низкотемпературной фильтруемости, стойкости к вспениванию, процентному содержанию фосфора. В зависимости от этих показателей определяются шесть классов качества масла по ILSAC (из них реально действуют только чотири).
ILSAC GF-1 (1990-1992 год)
Устаревшая спецификация, соответствующая API SH, в которой были сформулированы первые минимальные требования к моторным маслам для японских и американских машин. Сегодня спецификации GF-1 и GF-2 можно встретить только в маслах ретро-линеек, рассчитанных на старые автомобили.
ILSAC GF-2 (1996 год)
Устаревшая спецификация, соответствующая API SJ, в которой были выставлены требования по содержанию фосфора в масле не более 0,1%, повышенной стойкости к образованию высокотемпературных отложений и вспениванию.
ILSAC GF-3 (2001 год)
Соответствует спецификации API SL с увеличенными требованиями к энергосбережению. Требования относятся к экономии топлива, испаряемости, предотвращению высокотемпературных отложений, сохранению стабильной вязкости в течение всего периода эксплуатации. В этом стандарте впервые были выставлены требования к функциональности пакета присадок и его стойкости к термической и механической деструкции.
ILSAC GF-4 (2004 год)
По характеристикам эти масла идентичны стандарту API SM с добавленными дополнительными тестами на топливную экономичность. Под стандарт подпадает SAE 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30, то есть маловязкие смазочные материалы. В сравнении с предыдущим стандартом GF-3 данные масла обладают повышенной топливной экономичностью, меньшей испаряемостью, лучшей стабильностью в течение эксплуатационного периода, улучшенными моющими свойствами, увеличенным процентом модификатора трения в составе, а также содержанием фосфора не более 0,08% для щадящего воздействия на катализатор.
ILSAC GF-5 (2009 год)
Новейший стандарт, отвечающий требованиям современных автомобилей, практически полностью соответствует категории API SN. Такие масла направлены на увеличение производительности не только самого двигателя, но и турбонаддува и выхлопной системы. Они улучшают защиту поршней и турбин от нагара, предотвращают шламообразование в двигателе, совместимы с любыми уплотнителями, поддерживают чистоту двигателей, работающих на низкокачественном топливе. Также эти масла выдерживают продленные интервалы замены при сохранении стабильных характеристик, способствуют экономии топлива и продлевают эксплуатацию катализаторов и сажевых фильтров.
ILSAC GF-6 (2020 год)
Введение нового стандарта, направленного на повышение топливной экономичности и улучшения защиты двигателей, работающих в жестких условиях, планировалось c января 2016 года. Помимо соблюдения экологических требований, в стандарт включены тесты на износ цепей ГРМ и клапанного механизма, скорость окисления и образование отложений в двигателе. Официальный старт стандарта откладывался несколько раз, но с 1 мая 2020 года он наконец-то был принят.
Отличия от предыдущего GF-5 стандарта направлены на защиту новейших двигателей и соблюдение последних экологических стандартов, в том числе в экономии топлива. В частности, масла стандарта GF-6 защищают бензиновые двигатели с прямым впрыском (GDI) от преждевременного воспламенения смеси на низких оборотах (Low Speed Pre Ignition или LSPI). Кроме того, масла этого стандарта защищают от преждевременного износа цепь ГРМ, лучше совместимы с системами доочистки выхлопных газов, эффективно защищают от высокотемпературных отложений поршени и турбокомпрессор, меньше откладывают шлама и лака на деталях двигателя, предназначены для работы с этанол-содержащим топливом.
Данный стандарт включает в себя две спецификации: GF-6A и GF-6B, каждая из которых имеет свои особенности.
ILSAC GF-6A
GF-6A по своим свойствам соответствует спецификации API SP Resource Concerving (API SP RC). Он распространяется на современные маловязкие масла SAE 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Этот стандарт обратно совместим с GF-5, то есть, если вашему автомобилю рекомендованы масла GF-5, то для него можно использовать и масло GF-6A с таким же показателем SAE. Масла, сертифицированные по ILSAC GF-6A, отмечены изображением звезды на упаковке.
ILSAC GF-6B
А вот это полностью новый стандарт, предназначенный пока что только для масел вязкостью SAE 0W-16, без обратной совместимости с другими стандартами и спецификациями. Использовать такие масла нужно только на тех двигателях, где их применение прямо указал автопроизводитель. В остальном требования к продуктам, сертифицированным по ILSAC GF-6B, аналогичны к требованиям стандарта GF-6A. Для обозначения сертификата ILSAC GF-6B разработан новый знак – изображение щита.
Моторное масло Ravenol EFE 0W-16
со щитом на этикетке
Спецификация по ILSAC не является обязательной, тем более для масел на европейские автомобили, но в некоторых случаях она помогает подобрать моторное масло в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Значок стандартизации по ILSAC обычно размещается на лицевой стороне этикетки.
Характеристики SAE 0W16 и 5W16
Одни из самых «жидких» всесезонных масел, доступных на рынке (такие редкости как 0W-8 и 0W-10 от Honda и Toyota в расчет пока можно не принимать). Если посмотреть на ассортимент, видно, что большинство из этих масел предназначены для автомобилей азиатского производства (Тойота, как всегда, впереди планеты всей со своими супер-лёгкими маслами), некоторых американских автомобилей, а также для гибридов. Время диктует свои правила: требования к снижению вредных выбросов привели к не только к развитию электротранспорта, но и к более точной подгонке элементов двигателя (раньше так делали моторы только японские производители). В результате на многих маслах SAE 0W-16 красуется надпись «Hybrid», или, например, «ZERO», как назвал свое масло ZIC.
Моторное масло Motul Hybrid 0W-16
для гибридных двигателей
Все масла вязкостью 0W-16 и 5W-16 изготовлены на синтетической основе, поскольку такой морозоустойчивостью обладают только полностью синтетические базовые масла. Несмотря на непривычно низкую вязкость, это масло отлично справляется со своей задачей и в жару, и в холод, и при рабочей температуре двигателя. При этом масла для гибридных двигателей не используют в автомобилях с обычным ДВС: у гибридов ниже рабочая температура, так что каждому двигателю – своё маслице.
Моторное масло Toyota SP 0W-16 с указанием других
параметров вязкости, в том числе 0W-8
Характеристики масла SAE 0W20
Легкотекучая синтетическая основа позволяет использовать эти масла при очень низких температурах (до -40⁰С согласно стандарту SAE, и даже ниже, если учитывать температуру застывания). А согласно показателю верхнего индекса, данное масло обладает минимальной высокотемпературной вязкостью.
Наиболее часто рекомендации по использованию таких масел можно встретить у Honda: этот концерн первым перешел на тотальное использование минимальной вязкости во всех своих автомобилях с 2001 года выпуска. И при том, что летняя температура в Японии нередко поднимается выше +30⁰С, маловязкие масла безупречно выполняют свои функции.
В нашем регионе моторное масло 0W-20 могут использовать владельцы японских, корейских и некоторых американских автомобилей, причем как зимой, так и летом. И, конечно, такие масла подойдут и для гибридных двигателей с низкими рабочими температурами.
Характеристики масла SAE 5W20
У большинства производителей масел вязкость 5W-20 разработана по заказу концерна Ford для двигателей EcoBoost с турбонаддувом и прямым впрыском, требующих особо надежных масел с высокими показателями экономичности. Благодаря низкому (хоть и не минимальному) «зимнему» показателю SAE 5W масло отлично подходит для холодов и позволит легко завести двигатель без лишней нагрузки на аккумулятор и стартер.
Благодаря низкой вязкости это масло обладает минимальными показателями гидравлического сопротивления, следовательно, экономит топливо и мощность двигателя.
Помимо автомобилей Ford, масла данной спецификации используются для некоторых других американских, а также для японских моторов, в которых необходима минимальная вязкость смазочного материала.
Характеристики масла SAE 0W30
Одна из самых востребованных в зимнее время «всесезонок», подходящая как для холодов, так и для достаточно сильной жары. Масла данной категории имеют высокий индекс вязкости: сохраняют текучесть при низких и плотность при высоких температурах, что позволяет использовать их в любое время года, от -35⁰С.
Моторное масло 0W-30 часто рекомендуются для современных азиатских и американских автомобилей, эксплуатируемых в тяжелых условиях и требующих качественной защиты без потери энергосберегающих свойств. Например, для перевозки грузов, буксировки прицепов, поездок по горной местности с частыми подъемами. Однако использование масел 0W-30 возможно только для моторов, рассчитанных на маловязкие смазки, и только в тех случаях, если масла 0W-30 указаны среди допустимых к использованию.
Характеристики масла SAE 5W30
Это маловязкие масла, сохраняющие рабочие свойства при температуре до -30⁰С, так что их можно считать оптимальным зимним вариантом. Даже если в наших широтах таких морозов не бывает, нужно учитывать не всегда идеальное состояние аккумулятора и стартера, износ двигателя, естественное «старение» и потерю свойств масла в процессе эксплуатации, что затрудняет холодный пуск.
Второй показатель (SAE 30) говорит о том, что масло обладает низким коэффициентом высокотемпературной вязкости, а значит, низким показателем внутреннего трения. Производители часто выпускают энергосберегающие масла именно с вязкостью SAE 5W-30, предназначенные для двигателей со сравнительно маленькими зазорами в парах трения и средними или тонкими масляными каналами.
Для сохранения своих низкотемпературных свойств моторное масло 5W-30 делается на основе синтетики: ни полусинтетика, ни гидрокрекинг не дадут нужных свойств. Некоторые производители предлагают полусинтетические масла, в которых совмещаются свойства низкой вязкости и очень надежной защиты, например полусинтетическое масло VatOil SynTech FE 5W-30, но это редкое исключение из правила.
Моторное масло Motul 8100 Eco-Lite 5W-30,
сертифицированное по ILSAC GF-6A
Специалисты магазина DOK рекомендуют следующие масла вязкости SAE 5W30:
Aral SuperTronic LongLife III 5W30,
Ford Formula F 5W30,
Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5W30,
Total Quartz Ineo MC3 5W-30,
Toyota SN 5W-30,
Aral HighTronic F 5W30,
Elf Evolution 900 SXR 5W30,
Honda Genuine Synthetic Blend 5W30,
Castrol Magnatec Stop-Start A3/B4 5W30,
Total Quartz Ineo Long Life 5W-30,
Toyota Fuel Economy 5W30,
Motul 8100 EcoNergy 5W30,
Total Quartz 9000 Future NFC 5W-30.
Что общего у автомобилей, использующих маловязкие масла?
Соблюдение экологических норм требуется уже во всём цивилизованном мире, однако европейские производители не спешат рекомендовать масла минимальной вязкости (такие как 0W-20) для изделий своего автопрома. И дело не только в условиях эксплуатации, но и в традициях конструирования двигателей.
Маловязкие масла используются в моторах с максимальной подгонкой всех смежных элементов, с тончайшими зазорами в парах трения. Это результат высокой точности сборки.
Второе существенное отличие – мощный масляный насос, создающий нужное давление масла за счет своей высокой производительности. Для такой системы подойдут только очень текучие масла, которые максимально быстро прокачиваются при любой температуре.
Используются широкопрофильные подшипники скольжения, в которые масло поступает немного медленней, чем в стандартные (и нужно учитывать более тонкие зазоры между плоскостями). Для качественной смазки нужно жидкое масло, быстро проникающее между трущимися деталями.
И, наконец, для изготовления двигателя используется менее пористый и более гладкий металл, на котором в определенных местах наносится мельчайшее профилирование, как очень мелкий хон на стенках цилиндров для удержания масляной пленки.
Экономия топлива
Одно из качеств, на которое сегодня начали обращать пристальное внимание – топливная экономичность масла. Жесткие эко-стандарты требуют нового подхода к регулированию выбросов, и маловязкие масла вносят свою лепту в общую систему экономии. Принцип такого снижения затрат очень прост: чем ниже вязкость масла, тем меньше у него показатель внутреннего (гидродинамического) трения. А значит, механизм двигателя расходует меньше энергии на преодоление сопротивления жидкости и требует немного меньше горючего для работы. Экономия на самом деле составляет не более 3% (в редких случаях чуть больше, до 3,1-3,3%), но эта цифра становится более значимой, если в семье два автомобиля, которыми регулярно пользуются. За месяц сумма нерастраченных денег становится вполне ощутимой.
Однако такой расчет верен только для новых или сравнительно новых двигателей, не изношенных, не заросших изнутри нагаром и нормально работающих. Старые моторы показывают намного меньшие результаты.
Использование в автомобилях
Масла самой низкой вязкости (0W-8, 0W-10, 5W-16, 0W-20, 0W-30, 5W-20 и другие) появились сравнительно недавно, и впервые начали применяться на автомобилях японского производства. И сегодня самые маловязкие масла заливают в двигатели азиатских и некоторых американских машин, в то время как европейские конструкторы рекомендуют более привычные нам смазочные материалы 5W-40 и 10W-40.
Сегодня концерны Honda и Toyota рекомендуют использовать масла 0W-20 для своих автомобилей, в том числе и выпущенных раньше, до того как данная вязкость стала привычным на рынке продуктом.
Рекомендации по выбору масла: оптимальная вязкость SAE 0W-20,
в качестве временной замены используется 5W-20 или 5W-30
Отличительные особенности
Основная особенность низковязкостных масел – сохранение текучести при самых низких температурах. В принципе, такой запас холодоустойчивости не нужен ни в Японии или Корее, ни в Украине, ведь температуры ниже -30⁰С в этих регионах случаются раз в пару десятков лет.
Однако это свойство масел нужно для другой цели: при старте двигателя масло должно пройти по системе смазки в самые короткие сроки, чтобы исключить сухое трение металла. Поэтому именно такие масла используют в гибридных моторах, которые при остановке не работают на холостом ходу, а отключаются. То есть старт – момент повышенного риска для двигателя – происходит в десятки раз чаще, чем в традиционных бензиновых или дизельных автомобилях. И при каждом запуске масло должно совершать тот же путь по системе смазки, чтобы достичь всех «горячих точек» за максимально короткое время.
Но выдержит ли такое масло жару? Если посмотреть простую расшифровку стандарта SAE, масла 0W-20 должны использоваться при температурах +15⁰С (если они вообще указаны в списке возможных вязкостей), а ведь в Азии летняя жара ничуть не ниже, чем у нас. Да и в Калифорнии летом намного теплей, чем во Львове, а масла 0W-20 и 5W-20 там используют без проблем…
На самом деле, как уже говорилось, «летний» индекс SAE означает не температуру воздуха, а степень вязкости масла при нагреве. Для улучшения высокотемпературной вязкости в масла вводятся различные модификаторы, предохраняющие критическое разжижение при высоких нагрузках.
«Подводные камни» маловязких масел
Учитывать рекомендации производителя мотора нужно при выборе масла, и это оптимальный способ подобрать смазочные материалы. Но вот другая рекомендация может серьезно повредить двигателю и стоить даже капитального ремонта. Речь идет о сроках замены масла, а именно продленных и экстра-длинных сервисных интервалах. 15, 20, 30 и даже 50 тысяч километров между заменами масла – что может быть заманчивей?! Однако это тот случай, когда нужно очень внимательно читать, что «написано мелким шрифтом».
А написано вот что: сервисные интервалы, конечно, могут быть экстра-длинными, но… только при идеальных условиях эксплуатации. То есть без сильных морозов и жары, без тяжелых нагрузок, без пробок, без резких стартов с места, да еще и при высококачественном топливе с содержанием серы не выше 0,005% (а для стандарта Euro V не выше 0,001%). У нас бензин такого качества найти практически невозможно, сернистость топлива составляет примерно 0,2% – в среднем в 200 раз выше! Сера постепенно проникает в масло и вызывает его деградацию, которую замедляют антиокислительные присадки, но ведь они не бесконечны и со временем срабатываются. На это накладываются сложные условия: холодные влажные зимы, летняя городская жара, вечные пробки, так что сервисные интервалы нужно не продлевать, а сокращать в 2 раза. О чём, собственно, и упоминают автопроизводители в рекомендациях к обслуживанию автомобиля, но упоминают очень мягко и вскользь (никому не хочется пугать потенциальных покупателей!) К сожалению, даже самый «крутой» Long Life двигатель должен обслуживаться через каждые 10, а в идеале 8 тыс. км зимой и 8-5 тыс. км летом.
Вот и весь Long Life.
Именно в таких случаях можно использовать масла, рассчитанные на продленные сервисные интервалы, и быть полностью уверенным, что они добросовестно отработают весь срок эксплуатации.
Справедливости ради нужно сказать, что это относится не только к маловязким, а вообще ко всем маслам, в том числе «спортивным». Короткие интервалы замены масла частично объясняют феномен живучести старых моторов, беспроблемно работающих на «минералке» 200 и более тыс. км, и быстрого износа новейших крутых движков, требующих капремонта уже через 80-100 тыс. км. Просто раньше не было масел Long Life.
Больше информации вы можете найти в статье «Моторное масло: всё, что вы хотели знать».
Помощь при подборе масла для автомобиля: «Как выбрать моторное масло: Гид покупателя».
Тоньше, тоньше, тоньше: Тенденция к моторным маслам с низкой вязкостью
В целях сокращения выбросов CO 2 во всем мире применяются все более строгие требования к легковым автомобилям. Помимо инноваций в технологии двигателей и использовании материалов, снижение расхода топлива может быть достигнуто в области смазочных материалов. Это нашло отражение в тенденции к разработке еще более жидких моторных масел. В этой статье мы рассмотрим эту тенденцию более подробно и остановимся на последних разработках в области вязкости.
Объяснение вязкости
Использование моторного масла с предписанной вязкостью важно для обеспечения надлежащей смазки движущихся частей двигателя. Моторное масло должно образовывать смазочную пленку таким образом, чтобы не было контакта между движущимися частями, предотвращая износ.
Одним из способов снижения риска износа является использование высоковязкого моторного масла. Чем выше вязкость, тем толще смазочная пленка и тем меньше вероятность контакта металла с металлом. Однако слишком толстая смазочная пленка вызовет трение, что приведет к потере энергии. Жидкостное трение приводит к повышенному расходу топлива и, в свою очередь, к более высокому уровню выбросов CO 9 .0004 2 -выбросы. Это привело к поиску правильного баланса: разработка моторных масел с более низкой вязкостью, которые обеспечивают хорошую защиту в сочетании со свойствами экономии топлива.
Тонкий, тоньше, самый тонкий
В этом видео сравниваются три базовых масла с разной вязкостью. Слева направо вязкость увеличивается, и масло становится гуще.
Вязкость масел при температуре 100 ̊C слева направо: 5,9 – 10,6 – 34,4.
Топливосберегающее моторное масло
Чтобы предотвратить расход топлива из-за чрезмерного жидкостного трения, производители автомобилей (OEM) стремятся использовать еще более жидкие моторные масла. Если десять лет назад рынок считал моторное масло 5W-30 революционным, то в настоящее время основной рекомендацией является 0W-20. В номере вязкости первая цифра – в данном случае 0 – обозначает низкотемпературную вязкость. Чем ниже это число, тем легче двигатель запускается при холодном пуске. W обозначает зиму. Второе число – в данном случае 20 – указывает на вязкость при прогретом двигателе (100 ̊C). Чем меньше это число, тем жиже моторное масло (см. видео выше).
Тенденция к снижению вязкости требует разработки новых рецептур моторных масел, соответствующих последним спецификациям OEM. Чем ниже вязкость моторного масла, тем важнее становится химическая защита двигателя. Несмотря на изменение вязкости, использование химических компонентов ограничено для защиты чувствительных систем нейтрализации отработавших газов. В результате становится все более важным стремиться к оптимальному химическому составу моторного масла и следовать рекомендациям OEM.
Поэтому важно выбрать правильное моторное масло, которое соответствует рекомендациям OEM и, следовательно, имеет предписанные характеристики и вязкость. Хотите узнать больше о том, какие смазочные материалы вам нужны для вашего автомобиля? Тогда проконсультируйтесь с нашим консультантом по нефти.
Будущее вязкостей
В настоящее время моторное масло 0W-20 уже предписано несколькими производителями автомобилей. Некоторые автопроизводители даже рекомендуют 0W-16, поэтому Eurol выпускает Eurol Evolence 0W-16. Продолжаются разработки моторных масел 0W-12 и 0W-8. Более низкая вязкость этих моторных масел обеспечивает еще большую эффективность использования топлива.
В нашем Центре исследований и разработок наши инженеры постоянно работают над разработкой и улучшением продуктов и технологий. Мы следим за развитием рынка, чтобы гарантировать, что наши смазочные материалы обеспечивают наилучшие свойства для оптимальной работы.
Плотность и вязкость моторного масла
Выбор подходящего масла может оказаться непосильной задачей, если учесть, сколько вариантов существует.
Секретная группа исследований и разработок Hot Shot
Маунт-Гилеад, Огайо — Выбор подходящего масла для автомобилей ваших клиентов может оказаться непосильной задачей, если учесть, сколько существует вариантов. И понять, что вы покупаете, когда берете бутылку 15W-40 с полки, — это совсем другое дело.
В моторных маслах
используется рейтинговая система, разработанная Обществом автомобильных инженеров (SAE) для классификации масел по вязкости. Существует несколько различных способов классификации моторных масел. Наливные масла имеют заданную вязкость, единый класс. Эти масла редко используются в современных автомобилях, но для некоторых небольших двигателей и автомобилей более старых моделей иногда рекомендуется масло без присадок. Например, масло для рядных восьмицилиндровых двигателей будет называться что-то вроде SAE30.
На этом фото показано, как ведет себя масло при проверке вязкости. Чем меньше вес, тем быстрее раскладывается на этом наклонном столе.
Помимо обычных масел существуют также универсальные масла. Это наиболее распространенный тип масел, используемых в современных автомобильных двигателях. Это означает, что масло течет по-разному при различных температурах. Это может показаться запутанным, но на самом деле это довольно просто понять, если разобрать его.
Первое число в ряду представляет вязкость масла в холодную погоду. Вязкость масла определяет, насколько легко масло льется при заданной температуре. Жидкие масла имеют более низкую вязкость и легче переливаются при низких температурах, чем более густые масла с более высокой вязкостью. «W» означает «Зима», поэтому легко запомнить, что первая часть названия всесезонного масла относится к вязкости в холодную погоду. Второе число представляет вязкость при рабочей температуре. Например, масло 15W-40 имеет класс вязкости 15 при 0°F и класс вязкости 40 при рабочей температуре (212°F). Помните, чем выше число, тем гуще масло. Таким образом, масло 15W-40 будет иметь меньший расход, чем 10W-30.
Важно всегда следовать рекомендациям производителя по весу и использовать всесезонное масло или масло без масла. Рекомендации основаны как на температуре окружающей среды, так и на условиях эксплуатации.
Хорошее, Лучшее, Лучшее
Среди всесезонных и обычных масел существует другой уровень категоризации. Как будто мало вариантов, чтобы вскружить голову!
Например, на упаковке вы часто можете увидеть выноски, такие как «Долгий срок службы, максимальная защита» или даже рекомендации водителей NASCAR. Как и в случае с большинством других продуктов, существуют разные уровни моторного масла — «Хорошее», «Лучшее», «Лучшее».
«Хорошее» — обычное
Имея это в виду, вы, вероятно, можете догадаться, что есть что, когда речь заходит об этих категориях: обычное, синтетическое моторное масло и полностью синтетическое моторное масло. Обычное моторное масло является наиболее часто используемым типом моторного масла, считайте его «хорошим» из уровней. Он доставит вас из пункта А в пункт Б и в основном делает достаточно, чтобы выполнить работу.
Ведь свежее обычное масло лучше окисленного, грязного масла. Обычное масло предназначено для двигателей простой конструкции и автомобилей с малым и средним пробегом. Преимущество обычного масла в том, что оно доступно по цене, поэтому вам не придется тратить тонны на поддержание вашего двигателя в рабочем состоянии с точки зрения графика технического обслуживания.
Можно поспорить, что большинство старых отечественных автомобилей, проезжающих по вашему кварталу, работают на обычном моторном масле. В течение многих лет это был единственный доступный выбор. По мере совершенствования конструкции двигателей для их защиты требуется смазка.
«Лучшее» — Синтетическая смесь
Далее следует «Лучшее» из группы, синтетическое моторное масло. Как следует из названия, это бленд или смесь полностью синтетического и обычного моторного масла. Идея этой смеси состоит в том, чтобы обеспечить лучшую защиту и производительность без такой высокой цены.
Водители, которые используют эту смесь, могут управлять автомобилем, начинающим накапливать большое количество миль, или иметь более длительные поездки на работу. Хотя эта синтетическая смесь не обладает всеми теми же свойствами и преимуществами, что и полностью синтетическая, она предлагает шаг вперед по сравнению с обычным моторным маслом для водителей с ограниченным бюджетом. Лучшее напоследок, верно?
«Лучшее» — полностью синтетическое
Полностью синтетическое моторное масло обеспечивает наилучшие характеристики и смазывание. Часто это требуется для многих новых легковых и грузовых автомобилей в дополнение к высокопроизводительным и роскошным автомобилям из-за требований двигателей.
Полностью синтетическое моторное масло
также обеспечивает устойчивость к окислению и термическому разрушению, а также способствует расщеплению шлама. Даже если двигателю не требуется полностью синтетическое моторное масло, оно того стоит. При этом самым большим препятствием, мешающим людям перейти на полностью синтетическое моторное масло, является стоимость. Full Synthetic может стоить до четырех раз дороже, чем обычное моторное масло.
Вязкость масла проверяется в зависимости от температуры. Масло помещается в эту машину при заданной температуре, после достижения которой можно измерить вязкость.
Взвешивание вариантов того, какой тип моторного масла использовать в вашем автомобиле, может быть ошеломляющим, вам необходимо подумать о балансе между экономической эффективностью и защитой двигателя и его производительностью. Консультируя владельцев о том, какое масло использовать или когда предлагать масло премиум-класса, помните, что если вы хотите получить максимальную отдачу от своего автомобиля, защищая его от износа в будущем, лучше заплатить немного больше сейчас, чтобы избавить вас от головной боли в будущем. .
Высококачественное полностью синтетическое моторное масло часто помогает увеличить экономию топлива, уменьшить износ двигателя и механически обработанных компонентов, одновременно повышая общую эффективность двигателя для повышения производительности.
Это капиллярная трубка, используемая для измерения вязкости. После того, как испытуемый материал достигает температуры испытания, масло вытягивается выше начальной отметки. Затем масло подсчитывается, сколько времени требуется для слива масла до отметки «стоп». Это время используется в формуле для определения вязкости.
- Зона нагрева для тестовой жидкости
- Зона ожидания для испытаний » data-font=»Times New Roman» data-listid=»2″ aria-setsize=»-1″ data-aria-posinset=»1″ data-aria-level=»1″> Начальная метка
- Стоп-метка
Для владельцев-операторов полуприцепов и управляющих коммерческим парком использование полностью синтетического масла является инвестицией в профилактическое обслуживание, позволяющей сократить время простоя, вызванное дорогостоящим ремонтом. От ежедневного водителя до управляющего парком грузовых автомобилей класса 8 преимущество сокращения интервалов замены масла является преимуществом, которое экономит время, расходы и заботится об окружающей среде.
Поддержание чистоты с помощью моющих средств
Моющие средства добавляются в современные масла, чтобы поддерживать масло в рабочем состоянии как новое в течение всего интервала замены. Со временем масло загрязняется, так как собирает мельчайшие частицы песка и грязи, которые могут скапливаться в укромных уголках двигателя и в конечном итоге привести к его заклиниванию.
Моющие средства в масле собирают эти частицы, разрушают их и предотвращают засорение двигателя. Моющие средства также нейтрализуют кислоты сгорания и предотвращают их эрозию металлических частей двигателя с течением времени. В дизельном двигателе для борьбы с жестким процессом сгорания используется пакет тяжелых моющих средств.
Пакеты моющих средств
классифицируются на основе соответствия стандартам API (Американский институт нефти). Новые требования и достижения в трибологии привели к новым рейтингам моющих средств.
Последней спецификацией является CK-4 для дизельных двигателей. «C» — коммерческий (дизельный), «K» — текущая версия, заменяющая J и J-plus, а «4» — четырехтактный двигатель. CK-4 возник из-за потребности в улучшенной защите и устойчивости к окислению и поломке в новых двигателях с более жесткими стандартами выбросов — при этом он полностью обратно совместим со старой категорией CJ-4. Масла CK-4 доступны в виде обычного масла, обычного масла премиум-класса, синтетической смеси и полностью синтетического. Обратитесь к руководству по эксплуатации для получения рекомендаций для вашего автомобиля. Рейтинги обслуживания API обратно совместимы, поэтому более старые автомобили могут использовать текущее обозначение.
В конце концов, всегда лучше следовать рекомендациям производителя по весу масла, категории и упаковке моющих средств. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к необратимому повреждению двигателя, снижению эффективности и, вероятно, к аннулированию всех имеющихся у вас гарантий.
Использование слишком густого масла потребует от двигателя «усиленной работы» для перемещения этого масла по системе, что приведет к снижению эффективности. Использование слишком жидкого масла может привести к падению давления масла и, в конечном итоге, к чрезмерному износу и другим проблемам, которых легко избежать.
О компании Hot Shot’s Secret
Hot Shot’s Secret — самая быстрорастущая компания по производству смазочных материалов в США, выпускающая семейство из более чем 35 топливных и масляных присадок, а также моторных, трансмиссионных и трансмиссионных масел для многих автомобилей.