Содержание

Размерность шин – массовые заблуждения и реальность

  • Главная
  • Статьи
  • Размерность шин – массовые заблуждения и реальность

Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.

Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.

Не бывает у шины радиуса

Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.


Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!

На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.

Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.

Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!



R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…

Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…

Какие шины можно ставить, а какие нельзя?

А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.

Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.

Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).

Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить… Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.



Увеличивая размер диска, мы должны уменьшить высоту профиля, иначе колесо банально начнет цепляться за арку, не говоря уж о таких более фундаментальных качествах, как управляемость. Конечно, запас часто остается и бывает так, что «поиграв» шириной покрышки и высотой профиля, можно действительно получить пару миллиметров клиренса, не жертвуя ничем другим.

Несложный подсчет покажет, что в рамках одного диаметра — 14 — применимы 175-70 и 185-65 и 205-60, если есть желание и возможность поставить резину пошире… Машина на колесах с меньшей высотой профиля будет управляться резче и точнее, но неминуемо пострадает плавность хода. И сохранность дисков может оказаться под вопросом, особенно при попадании в глубокую ямку с острыми краями. Невысокий профиль просто не в состоянии будет «впитать» в себя энергию удара и он пойдет дальше — в диск. Всегда имейте это в виду, покупая колеса, и не забывайте простых истин.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:


Читайте также:


Конкурс авторов
практика

 

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы

Как правильно парковаться на уклоне и почему это важно

Мы уже не раз говорили о парковке: о том, где можно и нельзя парковаться, что будет, если встать на месте для инвалидов, и как быть, если вам мешает припаркованная на тротуаре машина. Сег…

342

1

0

24.04.2023

Статьи / Новые авто

Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus

Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн…

1603

2

3

23.04.2023

Статьи / История

Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным

Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W. ..

1512

0

2

22.04.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53

Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан  газировки за одну копейку (с сиропом…

9877

9

878

09.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella

Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…

8714

3

864

29.11.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?

В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…

8385

8

9

07.04.2023

Как узнать размер диска колеса автомобиля: определяем ширину диска

По всему миру автолюбители часто сталкиваются с трудностями замены колесных дисков. Случается это в силу вынужденных обстоятельств – при их дефектах, износе, неисправности или по желанию самого владельца из-за их не слишком презентабельного внешнего вида, неподходящей размерности или на других основаниях.

Автомобильный рынок всегда рад предложить своим клиентам аксессуары в широком ассортименте на разный вкус и кошелек. Рассмотрим, как узнать размер диска колеса автомобиля, чтобы подобрать подходящие конфигурации и избежать сложностей подбором.

Базовый размер дисков. Какой он?

Базовый размер дисков представляет собой определенный набор конфигураций колес, которые надеваются на транспортное средство на автомобильном заводе согласно соответствию всем условиям технологии, классу автомобиля, а также проведенным исследованиям на прочность инженерами концерна.


Выпускаясь с предприятия, машина обретает следующие штатные характеристики колесных дисков:

  1. Параметры кромки обода, необходимого для надежного крепления шины, обозначаются буквенными символами J или JJ. Эта маркировка подходит для дисков всех легковых авто, независимо от марки и модели.

  2. Толщина обода изделия просчитывается в дюймах с расстоянием 0.5 ед. От нее зависит окончательная размерность резины. В стандартных модификациях автомобилей этот размер равняется от 4 до 12 дюймов, что отвечает шине вылетом 145-345 мм.

  3. Максимально значимая величина – радиальность диска, которая обуславливается без учета кромок диаметром обода и просчитывается в дюймах от 12 до 24. Записывается она, как R12, R13… R21, R22, R23 и т.д. От этой величины зависит радиальность покрышки, которая должна соответствовать этому параметру, а также ее профиль, зависящий от конфигурации колесной арки и технических параметров производителя.

  4. Также на заводе учитывается необходимый для определенной марки спектр вылетов колес, то есть величина вылета диска ЕТ, которая будет указывать расстояние от места крепления диска к ступице до его внутренней привалочной плоскости диска. Чем больше вылет ЕТ, тем глубже шина будет фиксироваться под колесной аркой.

Если вышеуказанные показатели позволяют указывать небольшой разброс в размерности колес, то такие параметры, как разболтовка диска и сверловка, должны оставаться едиными, в противоположном случае резина не наденется на ступицу. Итак:

  • разболтовка диска – это величина, которая рассчитывает число и длину шпилек на ступице. Предназначается для фиксации колеса. Например, в малолитражках обычно шпильки делаются с вылетом 4*98, 4*100, то есть диск закрепляется на 4 анкера, длиной 98 или 100 мм каждый. В автомобилях бизнес-класса или внедорожников число крепежей составляет от 4 до 10 шт., а их длина расширяется до 140 мм.

  • сверловка (PCD) – показатель посадочного отверстия диска, благодаря которому он устанавливается на ось. Ее размеры насчитывают от 50 до 120 мм, зависят от марки, модели и класса авто.

Как определить размеры литых дисков и штамповки?


Каждый заводской диск на машине, безусловно, промаркирован, и при визуальном осмотре на нем можно найти строку с перечисленными выше показателями. Если в силу обстоятельств, к примеру, в случае износа диска, данные параметры не просматриваются, то колесо можно измерить самостоятельно и установить его маркировку. Действовать надо следующим образом:

  1. Для определения ширины диска его замеряют рулеткой или линейкой обод изделия в миллиметрах, а затем полученное расстояние делят на 25.4 мм для перевода в дюймы.

  2. Похожим способом определяется радиальность дисков, только здесь измеряют их диаметр. Некоторые считают, что значок R означает радиус диска, но это неверно, так как это необходимый промежуток между двумя расстояниями на колесном ободе от центра диска. Полученные данные следует поделить на 25.4 мм для получения результата в дюймах.

  1. Наибольшую сложность представляет измерение колесного вылета, то есть показатель ЕТ. Чтобы это осуществить, нужно снять колесо, положить его на землю плашмя, наложить на него рейку из дерева, равную диаметру металлической части диска. Затем замерить промежуток до привалочной плоскости изделия в мм. Колесо перевернуть на 180° и повторить процедуру с обратной стороны. Данные подставить в формулу нахождения ЕТ= (Х+Y):2, где Х – это первый показатель, Y – второй показатель, а ЕТ – искомый размер вылета. Все результаты будут указываться в миллиметрах.

  2. Для определения PCD или диаметра центрального отверстия диска (DIA), автолюбителю необходимо лишь измерить максимальное расстояние между краями перфораций, после чего найти ближайшее значение по таблице отклонений и соответствий. Показатель отверстий диска колеса имеет зависимость от строения ступицы для определенной марки машины
    .

Как расшифровать параметры колесного диска? Конкретные примеры


На всех оригинальных заводских дисках автовладельцу доступна маркировка, где прописана размерность этого изделия. Для правильности действий стоит ознакомиться с некоторыми показательными примерами:

  1. При смене колес на более привлекательные хозяин «Лады» видит надпись на диске 5. 5J*15 ET 42 d56.1 4*98, которая означает: колесный диск 5.5 дюймов шириной обода, конфигурацией кромки J, не разбираемый (маркировка «х»), радиальностью 15 дюймов, колесным вылетом в 42 мм, сверловкой (диаметром вылетного отверстия) 56.1 мм, разболтовкой на 4 шпильки по 98 мм каждая.

  1. Обозначение J зависит от класса, модели и массы автомобиля, может заменяться на JJ, K, JK, B, P и D, что соответствует маркировки купленного диска.

  2. Также на колесе находятся маркировки хампа или Н, к примеру 6.0J*17 h3 ET38 d65.1 5*112. Данный хамп представляет собой вдоль бортов особые выступы, усиливающие прочность крепления к диску резины. Этот параметр может маркироваться как Н – одинарный, с одной колесной стороны, Н2 – двойной, с обоев краев или Х – усеченный.

  3. Для водителей пикапов, минивенов и других, предназначенных для транспортировки грузов автомобилей, указываются величины наибольшей загруженности, которые маркируются следующим образом – Max Load 2000Lb. Этот показатель будет обозначать наибольшую нагрузку в 2000 фунтов (910 кг. при переводе).

  1. Важным параметром прочности является маркировка давления в шинах и на диске, которая выражается, как Max PSI 50 Cold, где наибольший показатель давления в шинах не должен превышать 3.5 кг на каждый см².

  2. В последнюю очередь, что можно найти на колесном диске – это буквенную надпись SAE. TUV, ISO или Ростест, обозначающие то, что изделие прошло необходимую сертификацию после ряда испытаний и в полном объеме отвечает предъявляемым международным и российским требованиям стандартов.

Другие способы установления размеров дисков


Довольно часто автовладелец не стремится отходить от прописанных автомобильным производителем конфигурации дисков. Тогда ему достаточно приобрести колесные диски по тем же параметрам, которые задал производитель. Важно заметить, что ошибочно подобранный размер изделий зачастую приводит к скорому изнашиванию ступиц, суппортов, системы тормозов и др. частей подвески, что способствует трате существенных сумм при ремонте.

Наиболее предпочтительный и грамотный выбор колесных дисков для той или иной модели машины – это покупка в дилерском центре от дистрибьютора бренда. К примеру, официальные автопредприятия часто предоставляют колесные диски не только собственного производства, но и аккредитованные аналоги.


В большинстве крупных центрах продаж у консультантов установлено особое программное обеспечение, помогающее легко определиться с заданными размерами дисков. При обращении к менеджеру центра, который заполнит на компьютере соответствующие поля в программе – бренд, модель и вариацию ТС, год выпуска и др. данные, можно получить целый перечень подходящих дисков, соответствующих геометрическим характеристикам авто клиента.

Обычно такое программное обеспечение связано со складской системой и позволяет также информировать клиента о наличие товара на складе, о марках, выпускающих данные колесные диски, а также о цене и внешнем виде. Покупатель на основании этих сведений может определиться с дизайном решетки диска, типоразмером, материалом, а также рассчитать свой бюджет.


Таким способом, клиент может быть уверен в качестве колес, а также в правильности подбора размерности дисков, к тому же, с его транспортного средства не будет снято гарантийное обязательство. Многих автовладельцев может не устраивать жесткая расценочная политика дилеров, но полученная гарантия продолжительного, надежного и безопасного срока службы с лихвой оправдывает возможные переплаты.

Изучение эволюции внутреннего радиуса диска и других внутренних параметров в промежуточных состояниях двойной системы GX 339-_4 «Черная дыра» с использованием рентгеновской спектроскопии отражения

Изучение эволюции внутреннего радиуса диска и других внутренних параметров в промежуточных состояниях двойной системы GX 339-_4 «Черная дыра» с использованием рентгеновской спектроскопии отражения.

  • Шридхар, Навин
  • ;

  • Гринберг, Виктория
  • ;

  • Штайнер, Джеймс
  • ;

  • Гарсия, Хавьер
Аннотация

Одним из нерешенных вопросов, касающихся рентгеновских двойных систем черных дыр, является происхождение переходов состояний и эволюция различных внутренних физических параметров аккреционного диска во время вспышек. Чтобы исследовать то же самое, мы анализируем несколько наблюдений RXTE из двух разных вспышек двойной звезды GX 339 в черной дыре.-4, и провести последовательное исследование отраженного спектра в его ярких промежуточных состояниях. Мы используем самую последнюю версию семейства релятивистских моделей отражения Relxill и выполняем одновременную спектральную аппроксимацию наблюдений каждой вспышки, чтобы исследовать эволюцию свойств аккреционного диска, включая внутренний радиус диска (R_{in}), параметр ионизации (ξ) и температура внутреннего диска. Чтобы проверить способность RXTE/PCA обнаруживать узкие линии излучения, соответствующие большому усечению диска, выполняется несколько симуляций с использованием моделей Гаусса и отражения (relxill) для различных случаев вращения черной дыры (a_{*}) и доли отражения. . Соотношения данные/модель не обнаруживают явного релятивистского уширения характеристик отражения с уменьшением значений коэффициента твердости, качественно предполагая отсутствие существенного изменения R_{in} в ярких промежуточных состояниях. Наш анализ с релятивистскими моделями отражения показывает, что внутренний край диска достигает ∼ R_{isco} во время яркого жесткого состояния, а усечение остается на уровне 1 ∼ 5 × R_{isco} на протяжении всей яркой горизонтальной ветви поперек промежуточные состояния.

Публикация:

42-я Научная ассамблея КОСПАР

Дата публикации:
июль 2018 г.
Биб-код:

2018cosp…42E3229S

Награды Кинематика вращения

Радианы и градусы

Обычно люди обсуждают вращательное движение в градусах, где один полный оборот вокруг окружности равен 360°. При работе с вращательным движением с точки зрения физики гораздо эффективнее измерять вращательное движение в единицах, известных как радианы (рады). Радиан измеряет расстояние вокруг дуги, равное длине радиуса дуги.

До этого момента вы описывали расстояния и смещения в терминах Δx и Δy. При обсуждении угловых смещений вы должны перейти к описанию поступательного смещения по дуге в терминах переменной s, продолжая использовать символ θ (тета) для обозначения углов и углового смещения.

Полное расстояние вокруг кругового пути (360°), известное как окружность C, можно найти, используя ∆s = C = 2𝜋r = 2𝜋 радиан. Таким образом, вы можете использовать это как коэффициент преобразования для перехода между градусами и радианами.

Вопрос: Преобразование 90° в радианы.

Ответ:

 

Вопрос: Преобразование 6 радиан в градусы.

Ответ:

Углы также измеряются в оборотах (полных обходах по окружности). Полный один оборот равен 360°, поэтому вы можете записать коэффициенты преобразования для угловых расстояний и перемещений как 360° = 2𝜋 радиан = 1 оборот.

Вопрос: Преобразуйте 1,5 оборота в радианы и градусы.

Ответ:

 

Скорость и ускорение

Вращательная кинематика очень похожа на поступательную кинематику, все, что вам нужно сделать, это изучить вращательные версии кинематических переменных и уравнений. Когда вы изучали кинематику переноса, смещение обсуждалось с точки зрения Δx. В кинематике вращения вместо этого вы будете использовать угловую координату θ. Когда в поступательном мире была введена средняя скорость, вы использовали формулу:

Изучая вращательное движение, вы будете говорить об угловой скорости ω (омега), выраженной в радианах в секунду (рад/с). Поскольку угловая (вращательная) скорость является вектором, задайте положительное направление вращения как вращение против часовой стрелки по круговой траектории, а отрицательное направление как по часовой стрелке по траектории.

ПРИМЕЧАНИЕ. Формально направление угловых векторов определяется по правилу правой руки. Оберните пальцы правой руки в направлении вращательного смещения, скорости или ускорения, и ваш большой палец будет указывать в направлении вектора.

 

Вопрос: Пластинка вращается на фонографе со скоростью 33 об/мин (оборотов в минуту) по часовой стрелке. Найдите угловую скорость пластинки.

Ответ:

Обратите внимание, что вектор угловой скорости отрицательный, поскольку пластинка вращается по часовой стрелке.

 

Вопрос: Найдите величину угловой скорости Земли в радианах в секунду.

Ответ: Зная, что Земля совершает один полный оборот за 24 часа, мы можем оценить величину угловой скорости Земли как:

Аналогичным образом, когда вы узнали о поступательном ускорении, вы нашли ускорение как скорость изменения поступательной скорости объекта:

Угловое ускорение α (альфа), выраженное в радианах в секунду скорость изменения угловой скорости объекта. Поскольку угловое ускорение также является вектором, вы можете определить его направление как положительное для увеличения угловой скорости в направлении против часовой стрелки и отрицательное для увеличения угловой скорости в направлении по часовой стрелке.

Вопрос: Лягушка едет на одноколесном велосипеде. Если одноколесное колесо сначала находится в состоянии покоя, а затем равномерно ускоряется против часовой стрелки до угловой скорости 15 об/мин за время 6 с, найдите угловое ускорение одноколесного велосипеда.

Ответ: Сначала переведите 15 об/мин в рад/с.

Далее используйте определение углового ускорения.

 

Опять же, обратите внимание на положительное угловое ускорение, поскольку велосипедное колесо ускоряется против часовой стрелки.

 

Переменные вращения

Объединив эти определения, вы увидите очень сильную параллель между кинематическими величинами поступательного движения и кинематическими величинами вращения.

Переменная Трансляционное Угловой
Рабочий объем

Δs

Δθ

Скорость

v

ω

Ускорение

и

α

Время

т

т

 

Перевод между поступательными и угловыми переменными также довольно прост, если известен радиус (r) точки интереса на вращающемся объекте.

 

Вопрос: Рыцарь делает два полных оборота булавой радиусом 1 м. Чему равно поступательное перемещение булавы?

Ответ:

 

 

Вопрос: Проигрыватель компакт-дисков предназначен для изменения скорости вращения диска таким образом, чтобы точка, считываемая лазером, перемещалась с линейной скоростью 1,25 м/с. Какова скорость вращения диска в об/с, когда лазер считывает информацию с внутренней части диска радиусом 0,03 м?

Ответ:

Вопрос: Какова скорость вращения компакт-диска в предыдущей задаче, когда лазер считывает крайнюю часть диска (радиус = 0,06 м)?

Ответ:

 

Уравнения кинематики вращения

Параллели между поступательным и вращательным движением идут еще дальше. Вы разработали набор кинематических уравнений для поступательного движения, который позволил вам исследовать взаимосвязь между смещением, скоростью и ускорением. Вы можете разработать соответствующий набор отношений для углового смещения, угловой скорости и углового ускорения. Уравнения имеют ту же форму, что и уравнения поступательного движения, все, что вам нужно сделать, это заменить переменные поступательного движения переменными вращения, как показано в следующей таблице.

Уравнения кинематики вращения можно использовать так же, как вы использовали уравнения кинематики поступательного движения для решения задач. Зная три кинематические переменные, вы всегда можете использовать уравнения для решения двух других.

 

Вопрос: Плотник распиливает кусок дерева мощной циркулярной пилой. Пильный диск разгоняется из состояния покоя с угловым ускорением 14 рад/с 2 до максимальной скорости 15000 об/мин. Какова максимальная скорость пилы в радианах в секунду?

Ответ:

Вопрос: Сколько времени требуется пиле для достижения максимальной скорости?

Ответ: Вы можете использовать кинематические уравнения вращения для решения этой задачи:

Вопрос: Сколько полных оборотов делает пила при разгоне до максимальной скорости?

Ответ:

Вопрос: Предохранительный механизм остановит пильный диск за 0,3 секунды, если рука плотника оторвется от органов управления пилой.