Как Казахстан решил оставить Россию без автомобилей — Автомобили

  • Автомобили
  • Автопром

Фото: АвтоВзгляд

Весьма неоднозначный шаг сделал Казахстан, решив ограничить российских потребителей в возможности приобретать тамошние автомобили. Во всяком случае, негласная политика местных властей фактически запретила продажу машин гражданам РФ, а заодно и сузила возможности для покупки и самим аборигенам. Впрочем, это еще не все.

Мирон Горин

Благодаря наплыву россиян в соседний Казахстан, местный авторынок остался практически голым — наши соотечественники выгребли из автосалонов все, что только можно. А что: надо же как-то нивелировать возникший дефицит в России (читай — круто заработать денег). Всем хорошо: и клиентам, и продавцам. И России, и Казахстану. Но сколько ниточке не виться, конец будет всегда. Вот, собственно, и он.

Тамошние власти решили не подвергать себя риску попасть под санкционную удавку США, отгружая на российский рынок различные товары, включая автомобили и даже «Кока-Колу». Впрочем, без последней мы точно проживем. Да и без машин, в общем-то, тоже. Но само по себе «закручивание гаек» с товарооборотом и, в частности, в автосекторе так или иначе говорит о нежелании дружить с соседствующим рынком, долгие годы регулярно помогающим казахам.

Факт: дилерам дали негласные указания не продавать машины лицам, имеющим гражданство РФ, а аборигенам урезать квоты до покупки одного авто в год! Дабы потушить активизировавшихся перекупщиков. Подобные меры — явление может и краткосрочное, но как мы знаем, нет ничего более постоянного, чем временное.

Фото: АвтоВзгляд

Казахстану попросту не выгодно вести торговлю с Россией, дабы не стать жертвой вторичных санкций, о чем не так давно заявил глава местного МИД Мухтар Тлеуберди. Особенно, когда наши (точнее, заграничные производства, организованные в нашей стране) начинают передислоцироваться в Казахстан, позволяя зарабатывать казахам куда больше, чем раньше.

К примеру, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев заявил, что в настоящий момент обсуждается возможность переноса в Казахстан российского завода Toyota, причем вопрос решается принципиально без участия властей обоих государств. Якобы диалог ведется исключительно на уровне бизнесменов. Правда, сдается нам, что власти участие все же принимают, но только казахские.

Едем дальше: питерское предприятие Hyundai, согласно инсайдерским сведениям, полученным «Ведомостями», втихую клепает кузова для легковушек, отправляя их — куда бы вы думали? — в Алма-Ату. На местную площадку Hyundai Trans Kazakhstan. Скажем больше: президент Касым-Жомарт Токаев лично приехал в Костанай, где запустилась линия CKD-производства автомобилей Kia. По данным, полученным «Свободной прессой», именно сюда, скорее всего, вот-вот перетащат оборудование из цехов Санкт-Петербурга, работавших под корейским флагом.

Фото: АвтоВзгляд

Вероятно, корейцы таким образом надеялись не только на покорение крохотного казахского рынка, но и на возобновление продаж на российском. Путем реэкспорта своих автомобилей. Хитро? Да. Но руки, судя по всему, развязать им так и не удастся. Местные дилеры открыто говорят, что для русских машин больше нет. Да и аборигенам, как уже было сказано, купить получится не более одной «повозки» в год.

Похоже, вот-вот в стране ужесточат требования к обязательной регистрации транспортных средств, дабы победить несчетное количество свежеиспеченных посредников. А вместе с тем наверняка и введут ответственность за нарушение этих самых требований. Занавес! Да… Такие вот у соседей с нами рыночные отношения, попахивающие продажностью вместо продаж.

  • Автомобили
  • Автопром

Сравниваем прайсы бюджетных и премиальных машин в странах Таможенного союза

34705

  • Автомобили
  • Автопром

Сравниваем прайсы бюджетных и премиальных машин в странах Таможенного союза

34705

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

автопродажи, авторынок, дилеры, производители, кризис, производство, автозаводы, автосалоны, продать машину, купить машину, санкции

«С каждой машины прибыль — миллион тенге».

Как казахи зарабатывают на крупнейшем постсоветском авторынке

Пропавшие автовозы, перебитые VIN-коды, автохлам вместо новой машины. Такие истории рассказывают на крупнейшем авторынке в городе Рустави (Грузия). Половина его участников  — казахи. Они активно продают и скупают преимущественно битые автомобили, привезенные из США. В первой части репортажа об авторынке корреспондент Tengrinews.kz рассказала о том, с какими повреждениями сюда доставляют автомашины и что думают о казахстанцах другие участники авторынка. Во второй части материала читайте истории наших соотечественников, которые на протяжении многих лет выстраивают здесь бизнес, зарабатывая репутацию, а также о мошенниках из Казахстана, которые сеют смуту на рынке, обманывая клиентов на миллионы тенге. 

Пропавшие автовозы на миллион долларов и автохлам вместо новой машины

Мнения о наших соотечественниках на авторынке разные. Есть ребята, о которых отзываются положительно. О них я расскажу чуть позже. Сейчас речь пойдет о так называемых казахстанских фирмах-однодневках.

Это люди, которые приезжают сюда на несколько дней, ходят по рынку и предлагают свои услуги. Доверчивые покупатели соглашаются, а потом попадают на миллионы тенге. Например, летом прошлого года по пути в Казахстан пропали автовозы с машинами на миллион долларов.

Самое удивительное, что в таких ситуациях практически ничего нельзя сделать. Как мне объяснили продавцы, договор в данном случае не поможет. А в полицию вряд ли кто обратится, так как это самый настоящий криминал, который произошел в транзитной зоне, и раскручивать это дело для покупателя будет попросту небезопасно.

Были и другие случаи. Исполнитель из Казахстана пообещал доставить новый автомобиль, в итоге пришел так называемый автохлам. Или, к примеру, вместо одной марки машина пришла другая. Согласитесь, довольно странно создавать «бизнес» таким образом. Ведь абсолютно понятно, что твоя репутация идет впереди тебя и этому «предпринимателю» уже никто не доверится. Фактически это залетные птицы, приехали-уехали. 

Перебитые VIN-коды

Еще один вид мошенничества — перебитые VIN-коды (индивидуальный шифр транспортного средства, в котором содержатся данные о производителе, параметрах автомобиля и дате схода с конвейера — прим. авт.) на машинах, которые въезжают в Казахстан. Собеседник Руслан дал несколько советов покупателю. 

«Как правило, при ввозе машины в страну ее ставят на учет и тщательно проверяют. При этом каждому автовладельцу нужно вбить VIN-код в поисковик Yandex или Google. Ему выдадут историю обслуживания транспортного средства: какой пробег, год, были ли ДТП.

Все боятся скрученных пробегов, но в Америке за это уголовное наказание. Поэтому им это не нужно, ведь машину в любом случае купят. Скрутить могут уже здесь. Там если только мексиканцы скрутят, да и таких случаев не так много. 

Да, на некоторых авто получается удалять историю. Одна из причин в том, что транспортное средство попало в ДТП, но автовладелец никому ничего не заявил, сам починил. По факту автомобиль битый, но в базу не занесен. Кто-то перебивает VIN-коды намеренно. 

Однако если покопаться, то можно найти всю историю. Сейчас все обращаются к автоподборщикам, так как они уже навострились в этом направлении: у них десятки программ, как VIN-коды посмотреть. Это опытные люди, которые определят, битая машина или небитая.

Добавлю, что если хотите купить здесь машину, то нужно, как говорится, переспать с этой мыслью, может, день-два.

А еще при проверке технического состояния обращайте внимание на ржавчину. К слову, в Америке особо ржавых авто нет, а вот из Европы могут быть».

«Да, есть такое, что в Казахстан поступают машины с перебитым VIN-кодом, — подтвердил один из перевозчиков. — Буквально вчера ко мне обратились казахстанцы, в автоЦОНе выявили несколько таких авто. Мы не заинтересованы в этих автомобилях. Это в интересах перекупщиков». 

По словам еще одного собеседника Давида, проверять нужно тщательно историю еще и потому, что на транспортное средство может быть наложен арест из-за невыплаты штрафов или налогов. Поэтому переоформление лучше делать до передачи денег. 

Впрочем, к советам, как защитить себя от разного рода сомнительных схем, я еще вернусь. А сейчас знакомлюсь с казахстанцем, который уже давно работает на этом рынке.  

Акимхан перебрался в Рустави из Шымкента в 2016 году. Он один из первых казахстанцев, кто начал заниматься здесь автоперевозками. 7 месяцев жил в гостинице, какое-то время даже в долг. Сейчас снимает квартиру, и в работе ему помогают другие сотрудники. 

Говорит, что сильно скучает по родной стране, летает два раза в год — на Наурыз и Новый год. Часто к нему приходят земляки, они готовят бешбармак, куырдак и другие любимые блюда.

 «С каждой машины у клиентов прибыль — миллион тенге»

Рабочий день Акимхана начинается с 10 утра. Выходных у него практически нет, так как автопродажи идут круглый год. 

«Я специально никого не ищу, меня люди сами находят. У меня здесь свой офис, казахи шутя называют его «Қара шаңырақ» (дом, где ваши отец и мать родились). Часто они заходят просто поздороваться. Мы, говорят, про свой очаг не забываем.

Сейчас очень большой наплыв казахстанцев идет. Я связываю это с тем, что у нас за год от 21 до 24 тысяч машин приходят в негодность, по причине тех же ДТП», — рассказывает он. 

В поисках авто люди едут из Актау, Атырау, Алматы и Шымкента. Бывает, из Актобе и совсем немного из Караганды. Чаще берут на перепродажу.

«Месяц-два поездили и продали. С каждой машины у клиентов прибыль — миллион тенге. Два раза в месяц приехали, уже два миллиона заработали».

Бывает, в день к команде Акимхана, компании «Аманат», обращается до 15 человек. А в месяц они могут перевезти до 300 машин.

«Срок прибытия автовоза зависит от пробок на границе. Примерно через 25 дней получаете авто в указанном СВХ. 

Если едем на автовозах с казахстанскими номерами, то маршрут будет проходить так: Азербайджан, Дагестан, Астрахань и Казахстан: Уральск, Актобе или Атырау. А если автовозы будут с грузинскими номерами, то едем до Азербайджана, а оттуда на пароме в Актау». 

По словам Акимхана, клиенты прибывают сюда из Армении, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Украины. Россияне активизировались с весны прошлого года, ввиду закрытия у них иностранных автозаводов. 

«Россияне договорились с казахами и армянами. Они дают им деньги, те здесь скупают машины, едут растаможивать в Армению или Казахстан и сразу же делают реэкспорт в Россию. Сейчас новые джипы уходят в Москву и Санкт-Петербург, в неделю по 10-20 единиц.

Маршрут из Казахстана в Россию несложный, но ответственный. Так как это дорогие машины, там даже маленькая царапина играет роль. Так, когда «трехсотки» только начали выпускать, при перевозке мы мотали их пищевой пленкой».  

О форс-мажорах: в машину врезался верблюд

— У вас часто возникают форс-мажоры? 

— В жизни всякое бывает. Если возникают проблемы, мы компенсируем. Например, появилась царапина или вмятина, тогда говорим, обратитесь в СТО, мы все оплатим. Без этого никак. Представьте, я вам не оплачу, потом другому. А как же мои клиенты? Ведь те, кто со мной работал, рекомендуют меня знакомым. 

Были случаи, когда автовоз с новыми авто из-за гололеда перевернулся или машина в верблюда врезалась. В таких ситуациях говорим: дайте нам два с половиной месяца, мы вам такую же машину доставим либо вернем деньги. Я не кину, потому что давно здесь. 

— Дает ли какие-то гарантии договор, заключенный между перевозчиком и клиентом?

— По сути, на мой взгляд, договор ничего не дает, это другая страна. А если он еще и не заверен нотариально, то и вовсе никакой силы не имеет. 

В моей практике все строится на доверии. Как-то моими услугами воспользовалась семейная пара. Муж тогда сказал: «Я за перевозку не буду платить до Алматы». А я говорю, без проблем, брат. Когда он принял автомобиль, то заплатил, поблагодарил, а еще просил его понять. А его, конечно, понять можно. 

На фото: оформление документов при покупке автомобиля в Рустави (Грузия)

«У казахов была хорошая репутация, но они ее подмочили»

— Правда, что здесь много мошенников среди казахстанцев?

— До 2020 года мы жили дружно, а потом начался бардак. У казахов была хорошая репутация, но они ее в какой-то момент подмочили, начали друг друга кидать. Первым был парень-казах, он два автовоза кинул, убежал. Это увидели местные и подумали, почему бы им тоже не начать так делать.

Началась жесткая конкуренция между казахами, байга. В результате пограничники, чуть что не так, стали разворачивать назад.

По перевозке из наших осталось четыре человека, по-моему (мы сейчас говорим о тех, кто здесь на постоянной основе — прим. авт.). А раньше было много.  

— Со стороны местных есть какая-то ревность, что вы их рабочие места занимаете?

— Логично, что если вы покупатель из Казахстана, то предпочтете перевозить машину через своих же. С этой точки зрения к нам не должно быть вопросов. Наоборот, мы даем местным зарабатывать. Вот молодой человек бездельничает. Мы на него доверенность оформили, он на неделю слетал в Казахстан, переоформил машину на владельца и за это получил 300 долларов. Перелет, проживание — за счет компании. 

Во время разговора к нам подошел Женис. Он тоже из Шымкента. 

«Когда мы знакомимся, то спрашиваем: шымкентский? Да. Значит, начинаем направлять друг к другу. Почему здесь нет атырауских или актауских? Потому что у них менталитет другой. У нас же: делись, выживай, зарабатывай», — говорит Акимхан. 

— Расскажите о себе, — прошу я Жениса.

— А давайте вам все мой старший брат Куаныш расскажет. У нас, у казахов, так принято, в знак уважения. 

Мы идем в офис Куаныша и Жениса Каликовых

Рядом с офисом казахстанцы открыли кафе, где повара готовят национальные блюда. 

«Открывать гостиницу здесь нам рано еще (смеется). А вот кафе открыли. Люди приезжают, один-два дня едят грузинское, а потом начинают искать наше: куырдак, плов», — говорит Женис. 

В самом офисе очень тепло. 

«Тут свой Шымкент, мы любим жару, — улыбается собеседник. — А вообще с Рустави и Тбилиси у нас климат схож. Одно отличие — в Шымкенте снег идет. А так летом здесь жара, и зимой мы ходим в осенне-весенней одежде». 

На фото: Женис и Куаныш (работает с документами клиентов)

«Казахстан занимает первое место по продажам»

«Мы на этом рынке с 2018 года, — начал свой рассказ Куаныш. — Поначалу сами ввозили машины в Казахстан и там продавали. Сейчас вектор нашей работы поменялся. 

В прошлом году появилась дорога «Самоход». Через Россию за четыре дня покупатель сам довозит машину до Алматы по этой дороге. Для этого ему требуется депозит, дающий гарантию, что он никуда не сбежит и доедет до СВХ в Казахстане.

Наши российские партнеры кладут деньги на ваш депозит, а мы со своей стороны оформляем необходимые документы. Далее клиент приезжает на российскую таможню, там он должен предъявить депозит, и только потом ему ставят необходимые печати. 

Затем покупатель приезжает в Алматы, где ему дается срок от 5 до 15 дней. За это время он должен заехать в СВХ. Как только он туда заезжает, наш депозит возвращают обратно. За счет этой дороги в Казахстан в месяц уже заезжает порядка 800 машин».

— Как вы сейчас оцениваете активность казахстанцев здесь?

— Казахстан занимает первое место по продажам. Если берете старую машину в Рустави, то, продав ее в Казахстане, по моим расчетам, можете заработать от одного до двух миллионов тенге. Новые машины здесь также на порядок дешевле, чем в салонах.  

— А что вы можете посоветовать тем, кто впервые сюда приехал, чтобы не напороться на мошенников? 

— Бывают разные случаи, тут, как и везде, есть непорядочные люди. Про пропавшие автовозы вы уже знаете. Или, например, может быть такое. Вы передаете деньги местному, чтобы он оформил на себя машину. Прилетаете в Казахстан и ждете день, два, так проходит месяц. Дальше начинаете беспокоиться, звоните ему, а он телефон отключил. Но в полицию на него нельзя писать заявление, так как по документам он же хозяин машины. Наоборот, этот человек еще и вас может в чем-нибудь обвинить.

Я советую людям самим приезжать и выбирать авто. Что касается перевозчика, то тут нужно смотреть на наличие у него ИП, офиса на рынке, нужно знать, сколько лет он здесь работает, еще желательно, чтобы у этого человека были соцсети и отзывы клиентов. 

А еще многие совершают ошибку при въезде в Казахстан. Некоторым дают на растаможку до 15 дней, и они думают, что время есть, можно еще поездить на машине. А потом может произойти какая-нибудь авария, и их авто СВХ уже не примет.

Мы в данной ситуации страдаем не меньше. Так как если это наши клиенты (компании «Казахавто»), то наш депозит попадает под арест, а самому владельцу выписывают штраф.

Поэтому советую: как приехали в Казахстан, на следующий день поезжайте в СВХ на растаможку. 

А бывает, вы заказываете машину через соцсети, но вас не предупредили насчет этих 15 дней. Вы месяц проездили, а потом вам приходит уведомление из Департамента госдоходов, что у вас уже штраф. Когда хозяин видит машину, он все забывает. 

В офисе Куаныша я познакомилась с ребятами из Казахстана, которые как раз приехали оформлять документы на перевозку. Они рассказали, что приезжают сюда уже четвертый раз. Кто-то берет на продажу, кто-то — для себя.

«Привыкли?» — прощаясь, спрашиваю я Жениса.

«Да, но жаловаться нельзя, надо работать».

«Здесь все торгуются, но казахи больше всех!» Как авторынок в Грузии стал наполовину казахским

Текст и фото: Анастасия Солнцева

 

 

Казахстан – Блог о самых продаваемых автомобилях

Chevrolet Nexia занимает третье место в Казахстане в феврале. Продажи новых автомобилей в Казахстане выросли на 69,2% в годовом исчислении в феврале до 13 115 единиц, что привело к увеличению с начала года на 101,8% до 23 547 единиц. Chevrolet (+330,5%) удерживает первое место среди брендов с долей 27,5%, отставая от Hyundai (+55,4%) и Kia (+122,7%), как и в…

  • 29 марта 2023 г. →

    В этом месяце Haval поднялся на рекордное 6-е место в Казахстане. Казахстанский рынок новых автомобилей снова вырос на 166,4% в годовом исчислении до 10 432 единиц при очень слабых объемах прошлого года, когда продажи упали на 53% по сравнению с предыдущим годом из-за социальных волнений. Более значимым набором для сравнения является…

    • 14 марта 2023
    • Matt Gasnier

    Подробнее→

    Chevrolet Cobalt второй год подряд становится самым популярным автомобилем в Казахстане. Откройте для себя 50 лет истории Казахстана здесь. Продажи новых автомобилей в Казахстане в 2022 году выросли шестой раз подряд в годовом исчислении на +5,3% до 123 779 единиц. Доля местной сборочной компании Chevrolet (+17,8%) увеличилась с 24,8% до 27,7%…

    • 31 января 2023 г.
    • Мэтт Гаснье

    Читать далее→

    Hyundai Tucson в ноябре занимает 12,7% казахстанского рынка. С небольшой задержкой мы можем поделиться с вами данными за ноябрь по Казахстану. Продажи новых автомобилей выросли на 22,1% в годовом исчислении в этом месяце до 12 246, что привело к увеличению с начала года на 2,9% до 109 990 единиц. Hyundai (+259,3%) эффектно превосходит традиционные…

    • 26 января 2023
    • Мэтт Гаснье

    Читать дальше→

    В октябре Chery поднялась на рекордное 4-е место в Казахстане. Продажи новых автомобилей в Казахстане вернулись к отрицательным значениям в ноябре на -11,7% в годовом исчислении до 10 735 единиц. С начала года количество выросло на 2,4% до 9.7737 продаж. Двум ведущим автопроизводителям удается сдерживать свои потери ниже уровня…

    • 15 декабря 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Подробнее→

    В этом месяце Chery Tiggo 7 Pro ворвался в десятку лучших в Казахстане. Продажи новых автомобилей в Казахстане выросли на 14% в годовом исчислении в сентябре до 11 986 единиц, увеличив объем с начала года на положительный +0,4% до 86 959 единиц. Топ-3 автопроизводителя значительно опережают рынок, что указывает на тенденцию к концентрации…

    • 1 ноября 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Подробнее→

    В августе Exeed заняла рекордное 8-е место. Казахстанский рынок новых автомобилей в августе продемонстрировал еще один очень удовлетворительный прирост в годовом исчислении на +25,5% до 11 411 единиц. Объем с начала года снизился на -1,4% до 74 947 и должен стать положительным в следующем месяце, если положительная тенденция сохранится. The…

    • 7 октября 2022
    • Matt Gasnier

    Читать далее→

    Chery Tiggo 7 Pro – самая продаваемая новинка в Казахстане в июле. Продажи новых автомобилей в Казахстане вернулись к положительному уровню в июле, составив 11 637 регистраций, с очень удовлетворительным показателем +9. 0,1% в годовом исчислении, что тем более впечатляет, учитывая, что июль 2021 года уже вырос на 41,9% по сравнению с предыдущим годом. Итоги текущего года…

    • 8 сентября 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Читать далее→

    Exeed снова входит в десятку лучших в Казахстане в июне. В июне на дороги Казахстана выехало 11 854 новых автомобиля, что является минимальным падением на 1,4% в годовом исчислении, что привело к снижению общего количества во втором полугодии 2022 года на 5,1% до 51 841 единицы. Местный производитель Chevrolet (+35%) увеличивает свою долю до 34,6%, а Hyundai (+29,8%) также игнорирует негатив…

    • 27 июля 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Читать далее→

    Exeed попадает прямо в десятку лучших в Казахстане в мае. Продажи новых автомобилей в Казахстане упали на 17,8% в годовом исчислении в мае до 8 295 единиц, что привело к снижению с начала года на 9,9% до 39 987 единиц. Chevrolet (-5,8%) ограничивает свое падение до 31,7% по сравнению с 21,3% с начала года, где он остается на втором месте. Hyundai (+6,6%) плавает…

    • 14 июля 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Подробнее→

    Chevrolet Cobalt занимает 22,9% казахстанского рынка в апреле. В апреле на дороги Казахстана выехало 9 212 новых автомобилей, что на 8,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это приводит к снижению с начала года на -7,7% до 31 582. В рейтинге брендов Chevrolet (+13,3%) легко восстанавливает первое место впервые с прошлого года…

    • 26 мая 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Читать дальше→

    Hyundai Sonata – бестселлер автомобиля в Казахстане в марте. Продажи новых автомобилей в Казахстане выросли на 28% в годовом исчислении в марте до 10 704 единиц, что привело к снижению с начала года на -7% до 22 370 из-за социальных волнений в начале года, которые вызвали падение на -53%. в январе. Хендай…

    • 28 апреля 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Подробнее→

    В этом месяце продажи Hyundai Sonata в Казахстане выросли на 81,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. После социальных волнений в январе (-53%), казахстанский рынок новых автомобилей снова вырос на 3,8% в годовом исчислении в феврале до 7750 продаж, что привело к снижению с начала года на -26,2% до 11 666 продаж. . Hyundai (+8,8%) продолжает свое неумолимое господство…

    • 29 марта 2022 г.
    • Мэтт Гаснье

    Читать далее→

    Hyundai Elantra – самый продаваемый автомобиль в Казахстане в январе. Социальные волнения в стране в январе, вызванные внезапным резким повышением цен на сжиженный газ, привели к 227 смертям и 9900 арестам, очевидно, пострадал авторынок. Продажи в январе 2022 года снизились на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили всего…

    • 5 марта 2022 года
    • Мэтт Гаснье

    Подробнее→

    Chevrolet Cobalt – самый успешный новый автомобиль в Казахстане в 2021 году. 50 лет Казахстану Исторические данные здесь. Продажи новых автомобилей в Казахстане выросли на 26,5% до 117 589 единиц.