пять фактов о новом российском двигателе


На прошлой неделе на иркутский авиазавод были доставлены первые турбореактивные двигатели ПД-14 производства ОДК. Они будут впервые установлены на новейший российский лайнер МС-21. Ожидается, что самолет с двигателями ПД-14 поднимется в небо уже в этом году.




Испытания МС-21 с двигателями ПД-14 – знаковое событие для отечественного авиастроения. В чем же их уникальность и почему ПД-14 считают одним из самых прорывных проектов в гражданской авиации за последние десятилетия?

1/ Первый постсоветский авиадвигатель


ПД-14 – первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.


Идея создания двигателя нового поколения появилась в начале 2000-х годов. Российской двигателестроительной отрасли требовался проект, который стимулировал бы ее развитие и помог устранить накопившееся технологическое отставание от стран-лидеров.



Конечно, подобный глобальный проект не мог быть реализован одним конструкторским бюро или заводом. Изначально закладывалось участие практически всех отечественных двигателестроительных предприятий и профильных НИИ. В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель», а головным изготовителем «ОДК-Пермские моторы».


Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные – в 2015-м. В 2018 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к серийному производству и эксплуатации.

 

2/ Новый двигатель для нового самолета


Первым самолетом, который ПД-14 поднимет в воздух, станет перспективный российский лайнер МС-21. Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов − ближне- и среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. Как и новый двигатель, МС-21 является первым самолетом подобного типа, полностью разработанным и выпущенным в современной России.


МС-21 («Магистральный самолет XXI века») – самолет нового поколения, который объединяет в себе передовую аэродинамику, современную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров. МС-21 создавался для замены устаревшего Ту-154.



Работы над самолетом велись параллельно с разработкой двигателя. Недавно первые ПД-14 были переданы компании «Иркут» для установки на МС-21-300. На данный момент собрано четыре опытные машины. Пятый самолет, предназначенный для полетов с ПД-14, находится в сборке. Летные испытания двигателя в составе МС-21-300 должны пройти в 2020 году.


Вместе с такими перспективными моделями отечественного и совместного производства, как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолет МС-21 обеспечит полноценное присутствие нашего авиапрома на мировом рынке гражданских лайнеров. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте.

 

3/ Один из немногих в мире


В мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое из них строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячие части двигателей SaM‑146 только на своей территории.



Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей. В нашей стране такое производство есть. А в декабре 2019 года на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» открылся крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин с годовой мощностью в 2 тыс. комплектов. 


Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент – обеспечение послепродажного обслуживания. Планируется большой объем работы по этому направлению: создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить зарубежные перспективы нового российского двигателя.

 

4/ Новые технологии и материалы


Разработка современного турбореактивного двигателя – более длительный процесс, чем разработка самого самолета. ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать только отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, например, лопатки турбины из легчайшего интерметаллида титана или продвинутая система охлаждения, позволяющая турбине работать при температуре до 2000 °К.



При создании двигателя применяются новые российские сплавы титана и никеля. Конструкция мотогондолы на 65% состоит из отечественных полимерных композитов, благодаря чему достигается необходимый уровень шумоизоляции и снижается масса двигателя. Всего в двигателе задействовано около 20 новых российских материалов, при этом все они прошли сертификацию по международным нормам.  


Внедренные инновации позволили снизить расход топлива, сделав ПД-14 более экологичным и экономичным. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.   

 

5/ Не один двигатель, а целое семейство


Перед конструкторами стояла задача разработать унифицированный газогенератор, ключевой элемент двигателя, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования в авиации и на земле.



ПД-14 – это первый двигатель в будущем семействе, разработанный для авиалайнера МС-21-300. Среди его ближайших «родственников», планируемых к выпуску − модификации ПД-14А для самолета МС-21-200 и ПД-14М для самолета МС-21-400. Двигатель ПД-8 сможет устанавливаться на самолеты Ан-148, Sukhoi Superjet 100, Sukhoi Superjet 75, Ту-334, Бе-200. Для Ил-96 и Ту-204 можно будет использовать ПД-18 тягой 18-20 тонн.


Сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок. 

Рогозин: двигатель ПД-14 решит проблему топливной неэффективности российских самолетов

10 сентября 2016, 15:06,

обновлено 10 сентября 2016, 15:41

ВОРОНЕЖ, 10 сентября. /ТАСС/. Проблему топливной неэффективности отечественных самолетов, в частности Ил-96-400, можно решить путем установки новых двигателей большой мощности на базе ПД-14. Об этом журналистам сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Читайте также

Воздушный пункт управления на базе Ил-96-400 передадут Минобороны РФ в 2016 году

«У нас возникла ситуация, когда наши авиационные компании перестали эксплуатировать отечественные пассажирские самолеты из-за так называемой топливной неэффективности, — пояснил он. — По мере создания и испытания этого двигателя мы выйдем на лайнер пассажирский, который совершенно точно будет более конкурентоспособен, чем Boeing и Airbus.

Зампред правительства отметил, что в бизнесе всегда считается, сколько потрачено топлива на одного конкретного пассажира. В результате получается, что нашим пассажирам, летающим на отечественных самолетах, приходилось бы переплачивать за билет больше, чем если бы они летали на Airbus или Boeing. Рогозин пояснил, что это происходит в силу отсутствия у нас авиадвигателя большой мощности. К примеру самолет Ил-96-300 укомплектован четырьмя двигателями ПС-90А1.

«Сейчас принято президентом решение крайне важное: мы открываем на основе тех инженерно-конструкторских решений, которые заложены в двигателе ПД-14, двигатель большой тяги, — сказал вице-премьер. — Такой двигатель у нас появится. Деньги мы вкладываем из президентского резерва уже и контролируем реализацию регулярно, начиная с этого года».

Читайте также

ОПК: «самолет Судного дня» третьего поколения будет создан на базе Ил-96

Он добавил, что до появления нового двигателя ПД-14 принято решение увеличить планер самолета Ил-96-300 почти на 10 метров за счет инженерных решений. «За счет перекомпоновки пассажирских кресел это приводит к тому, что в экономическом варианте будет более 400 кресел и тогда нагрузка на одно кресло по топливу меняется, и точно мы вписываемся в жесткие требования авиакомпаний», — подчеркнул он.

По словам Дмитрия Рогозина, самолет Ил-96-400 — модернизированная версия Ил-96-300 — закроет потребности РФ до появления нового дальнемагистрального лайнера, который может быть создан совместно с китайскими партнерами на базе МС-21. 

«У нас появляется Ил-96-400, который сможет закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон, куда нужны большие Airbus, — сказал он. — В этом смысл решения, на которое президент выделил большие средства».

В ходе осмотра производственных мощностей воронежского авиационного предприятия вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что считает «чудовищной ошибкой» покупку иностранных комплектующих для авиапромышленности при существующем курсе доллара. 

«Нам нельзя сохранять ситуацию, когда при изменении валютного курса мы сохраняем иностранную комплектацию в самолете. Это чудовищная глупость», — сказал вице-премьер. По его словам, российское авиапроизводство необходимо «немедленно переводить на российские комплектующие». 

Читайте ТАСС

Новости

Дзен

Ил-96

По состоянию на начало 2022 г. планировалось, что в 2024 г. начнется серийное производство модернизированных Ил-96-400 — с удлиненным фюзеляжем и обновленным БРЭО. Ил-96-400М/Т — дальнейшее развитие Ил-96М, отличающееся российскими двигателями и авионикой. Работа над этой версией началась после того, как авиакомпания «Атлант-Союз» объявила о намерении приобрести 5 грузовых самолетов. «Аэрофлот» согласился приобрести в этом году три самолета Ильюшин Ил-96-400Т после того, как компания «Атлант-Союз», предполагаемый стартовый заказчик широкофюзеляжного самолета, пересмотрела свои условия на 2006 год9.0003

Ил-96-400 — это Ил-96М, фюзеляж которого удлинён на 9 метров по сравнению с Ил-96-300. Он может перевозить 375 пассажиров в конфигурации трех классов. Версия Ил-96-400Т (производная от Ил-96Т) предназначена только для перевозки грузов (грузовой лайнер размером 3,6 X несет 2,6 м в передней части фюзеляжа). После завершения проекта вестернизации новый прототип был доработан и оснащен усовершенствованными двигателями Авиадвигателя ПС-90А1 с тягой 171 кН.

Самолет Ил-96-400 разработки Авиационного комплекса имени Ильюшина (г. Москва, Россия) и производства Воронежского авиастроительного завода (г. Воронеж, Россия). Ил-96-400 — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, в котором удачно сочетаются передовые достижения отечественной и зарубежной аэрокосмической техники, опыт конструкторов и производителей, высококвалифицированные специалисты. Самолет оснащен четырьмя турбовентиляторными двухвальными двигателями ПС-90А1 производства Пермского моторного завода (г. Пермь, Россия).

Самолет Ил-96-400 представляет собой модификацию хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-96-300. Самолет разрабатывался с учетом потребностей авиаперевозчиков и теперь соответствует национальным и международным требованиям. Современная аэродинамика самолета Ил-96-400, малорасходные двигатели ПС-90А, впечатляющая коммерческая грузоподъемность, усовершенствованная конструкция рамы, обновленный бортовой комплекс авионики и высоконадежные функциональные бортовые системы позволяют эксплуатировать самолет с максимальная эффективность, не уступающая лучшим зарубежным аналогам.

Преимуществами самолета Ил-96-400 являются: высокие технико-экономические характеристики; наличие полной инфраструктуры в рамках обслуживания самолетов и двигателей, обученного летного и технического персонала для данного типа самолетов; конкурентоспособные цены на самолет и его двигатели по сравнению с зарубежными аналогами.

Самолет Ил-96-400Т является модифицированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-96-300. Ил-96-400Т разработан с учетом потребностей авиаперевозчиков и соответствует национальным и международным требованиям. Ил-9Самолет 6-400Т обладает современной аэродинамикой, малорасходными двигателями ПС-90А, впечатляющей коммерческой грузоподъемностью, усовершенствованной конструкцией рамы, обновленным бортовым комплексом авионики и высоконадежными функциональными системами самолета, что позволяет эксплуатировать самолет с максимальной эффективностью. что не уступает лучшим зарубежным аналогам.

Ил-96-400Т — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, в котором удачно сочетаются передовые достижения отечественной и зарубежной аэрокосмической техники, опыт конструкторов и производителей, высококвалифицированные специалисты. Ил-9Самолет 6-400Т разработки Авиационного комплекса имени Ильюшина (г. Москва, Россия) и производства Воронежского авиастроительного завода (г. Воронеж, Россия). Самолет оснащен четырьмя турбовентиляторными двухвальными двигателями ПС-90А1 производства Пермского моторного завода (г. Пермь, Россия). Ил-96-400Т разработан на базе самолета Ил-96Т, сертифицированного FAA в соответствии с FAR-25.

Предусматривалось в 2001 году по спецификации Ил-96-400Т построить единственный Ил-96Т и сдать его в начале 2002 года в авиакомпанию Атлант-Союз. Этот план не был осуществлен. Столкнувшись с проблемами финансирования, проект пережил почти фатальный шок, когда Аэрофлот решил купить McDonnell Douglas MD-11 вместо ИТ-9.6-400т. В начале 2006 г. началось производство первых Ил-96-400Т, которые должны были быть поставлены в начале 2007 г. двум заказчикам запуска авиакомпании «Атлант-Союз» и AirBridge Cargo (группа компаний «Волга-Днепр»), соответственно заказал из них 2 и 10 экз. Китайская компания Silk Way Airlines также направила письмо о намерениях в отношении 10 самолетов типа Ил-96-400Т. Первые заказы на пассажирскую версию были объявлены в августе 2006 г. , когда правительство Зимбабве заявило о желании закупить пять Ил-9.6-400 для национальной компании Air Zimbabwe.

В августе 2006 года Ильюшин объявил о планах остановить производство Ил-96-300, как только будут доставлены последние заказанные аппараты, и производить только дополнительные версии Ил-96-400 и Ил-96-400Т. Ильюшин надеялся производить ежегодно десять Ил-96, и велись переговоры с Rolls-Royce об использовании двигателей Trent для увеличения шансов на экспорт. Ил-96 был утвержден в плане производства только что созданной Объединенной авиастроительной компании. Ил-96 действительно отстает от зарубежных аналогов по экономическим параметрам и расходу топлива, однако правительство намерено поддерживать его выпуск в ограниченном количестве. Причин несколько, все разные, но одинаково важные. Стратегически такая страна, как Россия, имеющая глобальные интересы, не может остаться без самолета этого типа.

Кроме того, на базе Ил-400Т возможно создание самолетов-заправщиков. Такие исследования проводились ОКБ Ильюшина.

Новый Ил-9Разрабатываемый к 2017 году вариант 6-400М Ильюшина Ил-96 предназначен для замены дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов, находящихся в зарубежном лизинге, срок службы которых подходит к концу. Ожидается, что на следующей неделе ответственные министерства составят график вывода этих иностранных самолетов из состава российских авиакомпаний и замены их новыми ильюшинскими. Решение о возобновлении производства Ил-96, усовершенствованной дальнемагистральной версии советского широкофюзеляжного Ил-86, было принято в мае 2016 года. Тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что Правительство выделит на программу около 50 миллиардов рублей.

Считалось, что у «Аэрофлота» на вооружении было от 8 до 10 самолетов Ил-96. Однако, по словам авиаэксперта, бывшего летного директора «Внуковских авиалиний» Юрия Сытника, все эти самолеты списаны после налета 55 тысяч часов.

Чтобы конструкция конца 1980-х действительно конкурировала с современными зарубежными разработками, почти все подлежит модернизации или замене, включая части фюзеляжа. Поскольку Ил-96 фактически становится принципиально новым самолетом, все, что останется от первоначального проекта, — это концептуальный проект. Основная проблема оригинального Ил-96, как и многие другие отечественные гражданские пассажирские самолеты, отличался большим расходом топлива. Если сопоставимые Boeing или Airbus сжигают в среднем около 17,5 граммов топлива на пассажиро-километр, то их российские аналоги потребляют значительно больше, от 21-28 граммов.

Российские авиадвигатели новейшего поколения отличаются пониженным расходом топлива, а другие, с расходом топлива всего 15,5 граммов топлива на пассажиро-километр, находятся в стадии разработки. Летом 2016 года во время посещения Воронежского авиазавода вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что российские инженеры эффективно решили вопрос расхода топлива с ТРДД нового поколения ПД-14. ПД-14 и его модификации уже нашли спрос в отечественной гражданской авиации и могут устанавливаться на Ил-9.6-300, Туполев-214 и МС-21 в вариантах 200, 300 и 400. Рогозин подчеркнул, что новый двигатель поможет обеспечить конкурентоспособность российских пассажирских лайнеров с Boeing и Airbus, снизив не только затраты на топливо, но и затраты на техническое обслуживание.

Воздушные командные пункты, также называемые самолетами «судного дня», планируется перенести с Ил-80 на Ил-96-400М. Об этом сообщил ТАСС 14 октября 2020 года источник в авиастроительной отрасли. «Планируется заменить его на Ил-9Самолет 6-400М. Это значительно увеличит время боевого дежурства воздушного командного пункта в воздухе и увеличит зону действия системы управления войсками», — сказал он.

Воздушные командные пункты называли в США «самолётами судного дня»: их предполагалось задействовать в случае ядерной войны в случае уничтожения наземных сооружений управления. Наиболее известными моделями таких специализированных самолетов являются американский Е-4В на базе Боинга 747 и российский Ил-80, разработанный на базе пассажирского Ил-86. По данным из открытых источников, всего на вооружение российской армии было принято четыре Ил-80.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Зачем Россия создала двигатель ПД-14 для МС-21

Авиадвигатель ПД-14 — первый ТРДД, созданный в современной России. На этот продукт возлагаются большие надежды, поскольку в этом десятилетии он готовится подняться в небо вместе с «Иркут МС-21». Однако для чего был построен двигатель? Давайте взглянем.

Три десятилетия создания

Самолеты МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1400G уже проходили испытания по программе сертификации по российским и европейским стандартам. Однако самолет также начал испытываться с двигателями ПД-14, которые прошли тесты на выбросы, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) ранее в этом году.

С таким импульсом Ростех, центр российской авиации, стремится подчеркнуть возможности собственного двигателя. Примечательно, что последним в своем роде проектом стал ПС-9 четвертого поколения.0А, построенный в СССР в 1980-х годах.

Вдохновение для создания двигателя нового поколения появилось в 1990-х годах. Уже тогда Россия стремилась связать свою промышленность с отечественной продукцией.

После многолетних предварительных исследований, инициированных отечественными двигателестроительными группами, в 2008 году было подписано соглашение о создании ПД-14. Это название представляет собой русское слово перспективный двигатель и тягу 14 тонн. Таким образом, «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермский мотор» объединились, чтобы возглавить разработку и производство двигателя.

Первый запуск ПД-14 состоялся в 2014 году. Фото: Сумит Сингх | Наземные испытания Simple Flying

начались девять лет назад, прежде чем в 2015 году начались летные испытания. Затем в 2018 году произошел крупный прорыв, когда Росавиация выдала ему сертификат типа. Вслед за этим ПД-14 прошел дополнительные испытания в отношении ограничений по задымлению и выбросу «нелетучих частиц».

Ожидается, что МС-21-300 будет иметь крейсерскую скорость полета 870 км/ч (540 миль/ч) и максимальную высоту полета 12 200 м (40 026 футов). Фото: Сумит Сингх | Простой полет

Возможности средней дальности

Вокруг двигателя много ажиотажа. Примечательно, что российская авиационная промышленность полностью доверяет ему, чтобы установить его на свои основные будущие узкофюзеляжные самолеты.

«Двигатель ПД-14 разработан для российского авиалайнера нового поколения МС-21-310, «Магистрального самолета 21 века». Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов: ближне-среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. МС-21 — самолет будущего поколения, сочетающий в себе передовую аэродинамику, современные материалы, высокоэффективную силовую установку и передовые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров», Ростех констатирует.

«Проектирование самолета велось параллельно с разработкой двигателя. Как и другие перспективные модели отечественного и совместного производства, такие как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолеты МС-21 могут обеспечить российскому авиапрому всестороннее присутствие на мировом рынке гражданской авиации. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте».

Все новые самолеты будут отечественного производства. Фото: Сумит Сингх | Простой полет

Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Предлагая баланс

В целом, MC-21 стремится составить конкуренцию семействам Airbus A320 и Boeing 737 на ближне- и среднемагистральных рейсах. Выпуская его с двумя вариантами двигателей, Ростех может диверсифицировать свои рынки.

Что вы думаете о двигателе ПД-14? Как, по вашему мнению, он отличается от своих конкурентов по всему миру? Дайте нам знать, что вы думаете о продукте и его перспективах в разделе комментариев.