Содержание

Легендарная «Шишига»: что придет на смену ГАЗ-66 в российской армии

«Шишига» ведет свою родословную от семейства опытных автомобилей повышенной проходимости под общим названием ГАЗ-62, проектировать которые на Горьковском автозаводе начали в 50-х годах. Источником вдохновения послужил знаменитый американский Dodge «Три Четверти» (модель WC-51) в большом количестве поставлявшийся в CCCР по ленд-лизу. Такое прозвище он заслужил из-за грузоподъемности в 3/4 тонны, 750 кг. Занимая нишу между джипом и полноценным грузовиком, эта легкая машина славилась своей «многозадачностью», а также отличной ремонтопригодностью и проходимостью.

Роковой индекс

Внешне ГАЗ-62 напоминает несколько раздавшийся вездеход ГАЗ-69, работа над которым велась параллельно. Экспериментальный грузовик мог перевозить 11 человек или брать на борт 1,2 тонны груза. В 1952 году начались заводские испытания – фактически, сравнительный тест-драйв с Dodge WC-51 протяженностью 15000 км. В чем-то советский автомобиль превзошел (грузоподъемность), в чем-то уступил американскому (в основном, по динамике). Затем были армейские, и, наконец, государственные испытания, после которых межведомственная комиссия дала заключение о целесообразности производства ГАЗ-62.

За 7 лет, в течение которых машину «вылизывали», на ней было отработано множество новаторских решений – например, герметичные барабанные тормоза, позже нашедшие применение на плавающей спецтехнике (БРДМ, БТР). И тем удивительнее, что вездеход так и не пошел в серию.

 
Другой 62-й создавался с явной оглядкой на немецкий грузовик-вездеход Mercedes Unimog, выпуск которого был налажен концерном Daimler-Benz в 1951 году. Отечественная машина должна была буксировать батальонные противотанковые пушки, иметь возможность перевозить миномет с боеприпасами и расчетом, транспортировать 12 человек или 1,1 тонну груза. В облике этого 62-го уже отчетливо проглядывает будущая «Шишига»: безкапотная компоновка, откидывающаяся на шарнирах кабина, лебедка самовытаскивания, складная крыша и откидная рамка стекла в авиадесантном варианте.

Грузовик успешно выдержал все испытания и был поставлен в производство в 1959 году, но век его оказался недолог – спустя три года его сняли с конвейера, была собрана мизерная партия в 100 единиц. Причины этого не вполне ясны, однако индекс «62» словно злой рок преследует – в 40-е годы под тем же индексом ГАЗ разработал грузовик, который тоже не попал к потребителям.
 
В среднем весе

 
Работы над ГАЗ-66 начались в начале 60-х годов. Основной полноприводный грузовик армии и народного хозяйства, ГАЗ-63, к этому времени уже требовал замены: отсутствие элементарной печки (горячий воздух подавался в кабину только при движении, самотеком), необходимость паяльной лампы для зимнего запуска двигателя – технологический уровень 30-х годов стал неприемлем. Руководил созданием новой машины выдающийся конструктор Александр Просвирнин – лауреат Сталинской премии, которой он удостоился за создание одного из самых массовых советских грузовиков – ГАЗ-51.

 
Просвирнин предложил расположить на платформе с самоблокирующимися дифференциалами переднего и заднего мостов кабину с двигателем под ней. Это давало массу преимуществ: во-первых, увеличивало площадь грузовой платформы при сохранении минимальной длинны. Во-вторых, сбалансированное распределение масс делало машину устойчивой, причем не только на дорогах, но и в воздухе: при десантировании она приземлялась на 4 колеса, без завала кабины. Во всем этом сказывался опыт, полученный по время работ над ГАЗ-62, но по сравнению с ним грузовик перешел в другую весовую категорию: грузоподъемность выросла вдвое, увеличились и габариты. Конечно, это расширило возможности машины, с другой стороны – легкого универсального вездехода, вроде Unimog, советская армия так и не дождалась.

Для 60-х годов машина получилась исключительно продвинутой: тяговитый двигатель V8 ЗМЗ-53 производился с использованием алюминиевых сплавов и снабжался предпусковым обогревателем. В качестве, как бы сейчас сказали, дополнительного оборудования – гидроусилитель руля и тормозов, отопитель салона, омыватель стекла, возможность разместить в кабине подвесное спальное место. ГАЗ-66 стал первой отечественной военной машиной, предоставляющей водителю такой комфорт. Конечно, без нареканий не обошлось – больше всего жалоб вызывает рычаг КПП, расположенный справа-сзади водителя. При езде приходится буквально выворачивать руку.

 
Испытатели проехали на «Шишигах» по Забайкалью, Дальнему Востоку и Сибири – не просто по бездорожью, а буквально там, где еще не ступала нога человека. Выдающиеся внедорожные качество ГАЗ-66 обеспечивает одинаковая колея задних и передних колес, 315 мм дорожного просвета, система автоматической подкачки шин, позволявшая менять давление в зависимости от состояния поверхности. Ну и лебедка самовытаскивания, отработанная на ГАЗ-62. Машина может преодолевать 37-градусный подъем и форсировать метровый брод.

Война и мир
 
ГАЗ-66 – превосходный образец инженерной мысли своего времени, грузовик завоевал ряд престижных зарубежных наград: например, золотую медаль международной выставки сельскохозяйственной техники в Лейпциге 1967 года. Он продержался на конвейере 35 лет, всего было выпущено около миллиона машин всевозможных модификаций: от самосвала для сельского хозяйства до десантируемого понтонного парка ДПП-40. Производились как «заполярные» грузовики с двойным остеклением и дополнительным отопителем кабины, так и машины, приспособленные для работы в тропиках.

 
К настоящему времени военная служба ГАЗ-66 по большей части окончена, хотя в Военно-Воздушных войсках она еще используется. «Шишига», по-прежнему, ценится геологами, нефтяниками – всем, кому нужен неприхотливый и выносливый «проходимец». Расконсервированные армейские грузовики пользуются спросом и на гражданском рынке, энтузиасты переделывают их в комфортабельные машины для охоты и рыбалки.

И пусть это требует времени, технических знаний и немалых вложений – ни один внедорожник, даже самый родовитый, не сравниться на бездорожье с простым советским «ГАЗом».

Замена для «Шишиги»

Сегодня вооруженные силы России обновляют парк техники: на смену с детства всем знакомым «Буханкам» и «Козликам» идут другие машины, с завода имеющие более звучные названия – «Тайфун», «Тигр», «Торнадо».

Последний – бронезащищенный грузовик – начнет поступать в войска уже в этом году. Он сменит армейские «Уралы» и «КамАЗы», заменит и «Шишигу».

Уходит в прошлое целое поколение техники: большая часть этих машин была отмечена государственными наградами, но на долю 66-го выпало только народное признание.

После окончания выпуска в 1999 году о «Шишиге» почти не слышно, хотя эти грузовики продолжают тянуть лямку в самых тяжелых условиях – от тропиков до вечных снегов.

Военные исполнения на шасси ГАЗ-66. Автомобили Советской Армии 1946-1991

Военные исполнения на шасси ГАЗ-66. Автомобили Советской Армии 1946-1991

ВикиЧтение

Автомобили Советской Армии 1946-1991
Кочнев Евгений Дмитриевич

Содержание

Военные исполнения на шасси ГАЗ-66

Главными военными исполнениями автомобилей ГАЗ-66 являлись серийные тентованные бортовые машины для перевозки личного состава, мелких грузов и буксировки прицепов или легких орудий, минометов и летательных аппаратов. Они применялись также в подразделениях ВАИ и комендантской службе, где их дополнительно оборудовали специальной сигнализацией, проблесковыми фонарями, громкоговорителями и легкими радиостанциями. При доставке радиоактивных веществ и оборудования в специальных контейнерах, требовавших создания особых условий хранения, перевозки и проведения погрузочно-разгрузочных операций, на обычной грузовой платформе устанавливались узлы для их крепления и особо прочные стяжки.

С конца 1960-х годов проводились опыты с парашютным десантированием стандартных грузовых автомобилей ГАЗ-66 с «нормальной» цельнометаллической кабиной. Для этого на десантной платформе устанавливали специальные расширители, выходившие за ее габариты. При наезде на них автомобиль чуть проседал, что позволяло понизить его высоту и разместить в фюзеляже транспортного самолета. С принятием на вооружение в 1976 году более вместительного транспортного самолета Ил-76 на смену специальной авиадесантируемой версии ГАЗ-66Б окончательно пришли обычные серийные грузовики 66-й серии с закрытыми цельнометаллическими кабинами, приспособленные к парашютному десантированию на десантных платформах. Одновременно на основе семейства ГАЗ-66 завод проводил комплекс работ по дальнейшему повышению проходимости по труднопроходимой местности, а также в опытных экземплярах собрал и испытал грузовики на комбинированном ходу с двумя парами направляющих катков для передвижения по железнодорожным рельсам.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Варианты и военные исполнения ГАЗ-51

Варианты и военные исполнения ГАЗ-51
Во всех видах советских Вооруженных Сил и в ряде социалистических стран применялись все серийные бортовые грузовики ГАЗ-51 и их варианты, в том числе инженерно-строительные самосвалы ГАЗ-93 и седельные тягачи ГАЗ-51П. В Советской Армии

Варианты и специальные исполнения ГАЗ-63

Варианты и специальные исполнения ГАЗ-63
В Советских Вооруженных Силах бортовые автомобили ГАЗ-63 выполняли транспортные функции по доставке грузов или 9 – 12 военнослужащих на местности и по дорогам общего пользования, являлись легкими артиллерийскими и аэродромными

Военные варианты и оснащение на шасси ЗИС-150

Военные варианты и оснащение на шасси ЗИС-150
Изначально ЗИС-150 проектировался для военных нужд, но вскоре по окончании войны было принято правительственное решение о переходе советской промышленности на мирные рельсы. Так формально он превратился в народнохозяйственный

Военные варианты ЗИС-151

Военные варианты ЗИС-151
В 1950-е годы автомобили ЗИС-151 являлись основными средними грузовиками всех видов Вооруженных Сил СССР и стран Варшавского договора. Они имели всего несколько исполнений военного назначения. Базовые грузовые версии ЗИС-151 снабжались кабинами с

Военные варианты и оснащение на шасси серии ЗИЛ-164

Военные варианты и оснащение на шасси серии ЗИЛ-164
Эти грузовики, как и их предшественник ЗИС-150, также состояли в Советских Вооруженных Силах и отправлялись на экспорт в союзные страны. Их также использовали в бортовых исполнениях и в составе автопоездов на общих

Военные варианты и оснащение на шасси МАЗ-200

Военные варианты и оснащение на шасси МАЗ-200
Все без исключения грузовые автомобили МАЗ находились на вооружении различных подразделений Советской Армии и поставлялись в ограниченных количествах в страны Варшавского договора. Серийные доработанные грузовики МАЗ-200

Военные исполнения ГАЗ-53 и ГАЗ-52

Военные исполнения ГАЗ-53 и ГАЗ-52
Основную массу специальных армейских исполнений на автомобилях серий 52 и 53 составляли простые фургоны для доставки в воинские формирования и городки горячего хлеба и охлажденных продуктов. Из серийной продукции с 1970 года в войска

Военные варианты и оснащение на шасси ЗИЛ-130

Военные варианты и оснащение на шасси ЗИЛ-130
В Советских Вооруженных Силах и в армиях социалистических и союзных стран все серийные автомобили ЗИЛ-130 применялись в достаточно больших количествах как замена прежним грузовикам ЗИС-150 и ЗИЛ-164. Они также использовались в

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131
В Вооруженных Силах СССР, государств Варшавского договора и дружественных стран грузовик ЗИЛ-131 стал основным транспортным средством средней грузоподъемности с повышенными тягово-динамическими качествами и большим

Военные варианты и оснащение на шасси МАЗ-500

Военные варианты и оснащение на шасси МАЗ-500
Буквально все серийные исполнения автомобилей серии МАЗ-500 и их шасси применялись в Советской Армии и в некоторых странах Варшавского договора, где служили на транспортных операциях, перевозили до 30 человек личного состава или

Военные варианты «Урал-375»

Военные варианты «Урал-375»
С началом серийного выпуска более мощных и грузоподъемных автомобилей «Урал-375» Советские Вооруженные Силы получили в свое распоряжение надежную полноприводную базу для создания обширного семейства специализированных и специальных военных

Военные варианты и оснащение на шасси КамАЗ-5320

Военные варианты и оснащение на шасси КамАЗ-5320
Самым распространенным в армии народнохозяйственным бортовым автомобилем оказался серийный 8-тонный КамАЗ-5320 (6×4) полной массой 15,3 т с металлической грузовой платформой и тентом на съемном металлическом каркасе, который

Варианты исполнения МАЗ-537

Варианты исполнения МАЗ-537
Различные версии достаточно простого базового седельного тягача МАЗ-537 можно разделить на два поколения. В первое входили специализированные автомобили МАЗ-537А, 537Г и 537Д, разработанные в СКБ-1 и собранные в прототипах или выпущенные пробными

Военные роботы

Военные роботы
Если государство оказывается вовлеченным в военный конфликт, то для достижения скорейшей победы при минимальных потерях использование роботов имеет исключительно важное значение, особенно в современных условиях. Например, использование беспилотной

Раздел 4. Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения

Раздел 4. Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения
Вопрос 1. Каковы основные обязательства гарантирующего поставщика?Ответ. Гарантирующий поставщик

IV. Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения

IV. Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения
61. Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки)

Армия отступает, объявляя о введении обогревательных шапок и других мерах по сокращению энергопотребления в Европе

Здание в Клебер-Казерне в Кайзерслаутерне, Германия, освещено единственным светом в среду, 26 октября 2022 года. Новые армейские меры по энергосбережению на европейских базах предусматривают использование обогревательных колпачков и отказ от использования наружного освещения, что не обеспечивает безопасности. (Филипп Уолтер Веллман/Звезды и полосы)

Купить фото

КАЙЗЕРСЛАУТЕРН, Германия — Этой зимой в гарнизонах армии США в Европе будет холоднее и темнее из-за новых мер по консервации, принятых в связи с энергетическим кризисом на континенте.

Сокращения энергопотребления были представлены в служебной записке от 21 октября, но опубликованной на этой неделе. Они вступили в силу немедленно и будут соблюдаться до апреля.

«Мы должны снизить потребление топлива и энергии; в противном случае наши расходы будут продолжать расти», — заявил в служебной записке директор Installation Management Command-Europe Томми Мизе.

В рамках мер необходимо отапливать здания не более чем до 66 градусов по Фаренгейту, отключать ненужное наружное освещение.

Этот шаг был сделан менее чем через два месяца после того, как Армия сообщила Stars and Stripes, что не планирует устанавливать ограничения на отопление на своих европейских объектах.

Официальные лица заявили тогда, что служба не связана правилами принимающей страны и попытается снизить потребление энергии другими способами.

Ранее в этом году Европейский союз обязался сократить общее потребление природного газа на 15% в связи с сокращением российского импорта в результате реакции Кремля на западные санкции, наказывающие Россию за ее агрессивную войну в Украине.

Армейские меры по консервации помогут обеспечить «часть решения» энергетических проблем, стоящих перед европейскими союзниками, сказал Миз.

Армейские чиновники говорят, что этой осенью и зимой здания на объектах в Европе не должны нагреваться выше 66 градусов по Фаренгейту. Это чуть ниже уровня нагрева 3 на многих европейских радиаторах. (Филипп Уолтер Веллман/Звезды и полосы)

Купить Фото

Ограничение 66 градусов, которое на многих европейских радиаторах немного ниже уровня нагрева 3, будет применяться ко всем рабочим местам в рабочее время и будет снижено до 50 градусов, или уровня нагрева 1, в нерабочее время, в соответствии с новые руководящие принципы.

В нерабочих зонах, таких как коридоры и ванные комнаты, в течение дня будет поддерживаться 50-градусная температура. Такие учреждения, как больницы, школы и детские развивающие центры, освобождены от этих мер, но их рекомендуется принять, если это возможно.

В служебной записке также говорится, что наружное освещение во всех зданиях, где установлены установки, должно быть выключено, если оно не обеспечивает безопасности.

Кроме того, он предписывает военнослужащим избавиться от обогревателей, держать двери и окна закрытыми, за исключением вентиляции, и открывать ставни в течение дня, чтобы впустить солнечный свет, и закрывать их ночью, чтобы удерживать тепло.

Хотя в служебной записке не указан механизм принуждения, командиры гарнизонов считают, что у них будет личный стимул соблюдать меры, сказал представитель командования Марк Хитер.

«Люди рассматривают собственное потребление энергии как способ помочь себе, а также внести свой вклад в решение более крупной проблемы», — сказал Хитер.

Должностные лица говорят, что солдаты, живущие в казармах и жилых домах армейских семей, также должны уменьшить отопление дома. В меморандуме отсутствует стандартная максимальная температура в доме, но говорится, что сотрудники Министерства обороны, уезжающие в отпуск, должны поддерживать в своем доме температуру не выше 50 градусов.

Несмотря на недавнее снижение цен на энергию, сохраняющиеся опасения по поводу цен на природный газ, которые этим летом подскочили на 300% в некоторых военных поселениях в Германии и Италии, по-видимому, являются главной причиной разворота командования.

В результате необычайно теплой осенней погоды и продолжающихся усилий ЕС цены на природный газ по европейскому ориентиру TTF в понедельник упали ниже 100 долларов за мегаватт-час впервые с июня. Это на 70% меньше по сравнению с максимумами конца августа, составлявшими около 350 долларов за мегаватт-час.

Европейские хранилища также заполнены более чем на 90%, согласно данным Gas Infrastructure Europe.

Тем не менее, цены могут снова резко вырасти, когда погода похолодает, считают эксперты, которые также выразили обеспокоенность по поводу угрозы саботажа и его влияния на рынок.

Крупнейшее авиакрыло ВВС в Европе и Африке также пытается соответствовать общему сокращению выбросов газа в ЕС на 15%. 86-е воздушное крыло авиабазы ​​Рамштайн объявило об этом решении в меморандуме от 26 сентября, опубликованном в воскресенье, почти месяц спустя.

В служебной записке ВВС говорится, что здания не должны нагреваться выше 68 градусов по Фаренгейту, в отличие от 66 градусов в армии.

Армия полагается на местные энергосистемы для большей части электричества, которое она использует для питания своих европейских гарнизонов.

В 2021 финансовом году армия только в Германии потратила 6,6 млн долларов на природный газ для своих гарнизонов, а в 2022 финансовом году, который закончился в прошлом месяце, по оценкам, она потратила около 10 млн долларов, сообщает IMCOM-Europe Stars and Stripes. в августе.

Армия передаст в суд из-за нервно-паралитического газа

Армия передаст в суд из-за нервно-паралитического газа

https://www. nytimes.com/1970/08/13/archives/army-to-defer-to-court- on-nerve-gas.html

Реклама

Продолжить чтение основного материала

Билл Ковач Специально для The New York Times

Архивы Таймс

См. статью в ее первоначальном контексте от
13 августа 1970 г., стр. 4Купить репринты

Посмотреть на Timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

Об архиве

Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

ВОЕННЫЙ ТЕРМИНАЛ САННИ-ПОЙНТ, Северная Каролина, 12 августа. Полковник Джон Осик заявил сегодня, что если суд запретит армии сбрасывать партию смертоносного нервно-паралитического газа в океан, суд должен будет приказать армейским подразделениям избавиться от груз.

Полковник Осик, который представляет здесь министерство армии во время загрузки газа на корабль «Либерти» для утилизации в море, сказал, что армия будет ждать решения суда, но добавил:

«Если суды разрешат а в связи с этим мы обратимся к судам за инструкциями, как избавиться от этого опасного груза».

Федеральный суд в Вашингтоне заслушает аргументы в 10 утра. завтра по ходатайству губернатора Клода Р. Кирка-младшего предписать армии потопить корабль и его груз из 66 тонн газа у побережья Флориды. Загрузка газа должна быть завершена к воскресенью, а сброс запланирован на вторник.

Тем временем переброска стальных и бетонных «гробов», содержащих 12 540 ракет, три артиллерийских снаряда и один фугас с нервно-паралитическим газом GB и VX, сегодня была прервана затяжным дождем.

Работы, начавшиеся сегодня в 9:45 утра, были приостановлены около полудня после того, как 32 специально обученных грузчика поместили 22 из 418 гробов в трюм LeBaron Russell Briggs.

Судно пришвартовано к погрузочным докам на реке Мыс Страха. Это ветхий корабль «Либерти» времен Второй мировой войны, который был отбуксирован сюда с нафталинового флота, стоявшего на якоре в реке Гудзон недалеко от Нью-Йорка.

Два поезда с газом прибыли сюда вчера поздно вечером и рано утром после медленных, ничем не примечательных поездок с армейских арсеналов в Аннистоне, Алабама, и Лексингтоне, Кентукки.

В Джонсон-Сити, штат Теннеси, поезд Кентукки прошел в пределах видимости госпиталя ветеранов Маунтин-Хоум, где все еще находились стареющие ветераны Первой мировой войны, страдающие от последствий единственного в современной истории крупномасштабного применения ядовитого газа. обработанный.

Поблизости, студенты Университета штата Восточный Теннесси ненадолго протестовали против движения газа, размахивая флагами Организации Объединенных Наций в поезде.

Саутпорт и Уилмингтон, два города рядом с армейским военным океанским терминалом, невозмутимы.

«Мы не слишком обеспокоены», — сказала молодая официантка, которая, казалось, резюмировала местные настроения. «Они говорят мне, что боеприпасы, с которыми они обычно обращаются на складе, более опасны, чем этот».

Легкие деньги

Грузчики, выполняющие погрузку, согласились.

«Черт возьми, — сказал один, — это самые легкие деньги, которые я когда-либо зарабатывал. Мы получаем за это двойную плату, и это совсем несложно».

Два ярко-красных флага Бейкера — международные кодовые флаги, обозначающие опасность — развевались на мачте грузового корабля. Основное опасение состоит в том, что нестабильные метательные заряды могут взорваться и выпустить газ в воздух.

Газ, разработанный немцами в конце Второй мировой войны, представляет собой соединение, воздействующее на ферменты, участвующие в передаче нервных импульсов по телу.

Военные утверждают, что сброс газа в океан — самый безопасный способ избавиться от газа. Полковник Осик сказал, что материал «гидролизуется в нетоксичные соединения».