boeing, stratojet, бомбардировщик, самолёт, стратоджет, лётно-технические характеристики, модификации

В середине 20 века авиация развивалась не так молниеносно, как в годы Первой Мировой Войны, но всё же очень быстро. В середине 30-х годов Европу поразил советский тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. А спустя десять лет американцы запустили в производство самолёт B-29, на фоне которого ТБ-3 выглядел таким же раритетом, как бомбардировщики эпохи первой мировой.

А на подходе была новая эпоха – реактивных двигателей. Разработать первый реактивный бомбардировщик для американской авиации пришлось фирме «Боинг», работы по нему начались до окончания Второй Мировой Войны. Самолёт получит имя «Стратоджет», отсылающее к высоте полёта и типу двигателей.

История создания

Военная авиация США ещё в 1943 году выразила желание иметь лёгкий реактивный разведчик-бомбардировщик (проект, чем-то схожий с немецким Ar.234). Требование было неформальным, но конструкторские работы стимулировало. А в следующем году было сформулировано официальное техзадание. В его рамках предполагалось разработать бомбардировщик с дальностью около 6000 км и крейсерской скоростью в пределах 700 км/ч. Нести самолёт должен был не ниже 3600 кг бомб.

Фирма «Боинг» попыталась выбрать «путь наименьшего сопротивления» и переоборудовать бомбардировщик B-29, заменив поршневые моторы реактивными в сдвоенных мотогондолах. Продувка макета бомбардировщика, однако, показала слишком высокое лобовое сопротивление у такой конструкции. Следующий проект – «модель 432» – получил полностью переработанный фюзеляж, с утопленными в него двигателями.

Тем временем настал 1945 год, и в руки союзников попали немецкие наработки по реактивным самолётам – в том числе исследования стреловидных крыльев. После этого прямые крылья «модели 432» заменили стреловидными, и она получила индекс «модель 448». Количество двигателей, которым не хватало тяги, с согласия заказчика увеличили до шести.

Два дополнительных мотора поместили в задней части фюзеляжа самолёта.

Результаты продувок, впрочем, оставались неудовлетворительными, а двигатели, утопленные в фюзеляж бомбардировщика, были сложны в обслуживании.

Так появился проект «модель 450», у которой четыре двигателя находились в сдвоенных подкрыльевых гондолах, а пятый и шестой – на законцовках крыла. Позже их перенесли под крыло самолёта. Весной 1946 года ВВС одобрило проект – так и появился «Стратоджет». В следующем году началась постройка двух прототипов бомбардировщика под обозначением XB-47.

Конструкция

B-47 «Стратоджет» строился по «нормальной» аэродинамической схеме. Основным конструкционным материалом для бомбардировщика служили алюминиевые сплавы, в точках, подвергавшихся высокому нагреву, использовали сталь и титан. Крыло тонкое, стреловидное, имело в передней кромке канал для поступления горячего воздуха от противообледенительной системы. В законцовках крыла – антенны систем радиоэлектронной борьбы. Топливных баков в крыле самолёта не было.

Под крыльями бомбардировщика B-47 находились двигатели J47 производства «Дженерал Электрик» – турбореактивные, с осевым компрессором.

Размещение двигателей «Стратоджета» в подкрыльевых гондолах имело и побочные эффекты – во-первых, они служили грузами, защищающими крыло от флаттера. Во-вторых, глядя в отполированные до зеркального блеска панели гондол, пилоты B-47 могли контролировать положение шасси и створок бомболюка.

В сдвоенные гондолы также встраивались посадочные фары и дополнительные опоры шасси бомбардировщика. Для обеспечения пожарной безопасности гондолы оснащались предохранителями, перекрывающими подачу топлива в случае пожара.

Так как тяги не хватало даже шести двигателям J47, на взлёте в них впрыскивался раствор спирта – это был как бы «форсаж». Баки со спиртом находились в крыле самолёта. Дополнительно взлёт бомбардировщика облегчали твердотопливные ускорители, первоначально размещаемые прямо в фюзеляже «Стратоджета», а позже – на сбрасываемых рамах.

Топливные баки B-47, выполненные из нейлона и резины, находились внутри фюзеляжа самолёта, их десять. Дополнительный бак подвешивался в бомболюке «Стратоджета» вместо части боевой нагрузки. Предусматривались и сбрасываемые подкрыльевые баки.

В носу бомбардировщика находилась убирающаяся штанга для дозаправки в воздухе.

В хвосте «Стратоджета» разместили два тормозных парашюта – один основной, а другой так называемый «парашют подхода», позволяющий снижаться при максимальном режиме работы моторов. Если «подход» получался неудачным, парашют сбрасывался.

Самолёт B-47 получил «велосипедное» шасси с двумя стойками – тонкое крыло не давало возможности поместить стойки в крыле. Вспомогательные стойки, как уже указывалось, установили в мотогондолах бомбардировщика.

Кабина экипажа «Стратоджета» находилась в двух герметичных секциях фюзеляжа. В самом носу сидел штурман-бомбардир, работающий с бомбовым прицелом, радаром и фотоаппаратами. Люк для катапультирования находился внизу.

Пилоты B-47 сидели, как в истребителе, друг за другом под общим фонарём. Управлялся бомбардировщик традиционными штурвалами, а рычаги управления двигателем разместили нетипично – справа. Объяснялось это просто – в левом борту был проём для удобства посадки в кабину, приборам и органам управления места не было. Перед катапультированием фонарь отстреливался.

Оборонительное вооружение «Стратоджета» состояло из одной дистанционно управляемой турели в хвосте. Ей управлял второй пилот, для чего ему требовалось развернуть кресло вокруг своей оси – пульт управления находился на задней стенке. Турель наводилась на цель радиолокационным прицелом – отметку от цели пилот наблюдал на экране.

На первых бомбардировщиках устанавливались два пулемёта Браунинга калибра 12,7мм, позже их заменили на спаренную установку 20мм пушек М24.

Эти пушки – один из лицензионных вариантов орудия «Испано-Сюиза» HS.404 конструкции Марка Биркигта. «Стратоджеты» поздних серий получили установку с увеличенным боезапасом – не по 350, а по 450 выстрелов для каждой пушки.

Автопилот бомбардировщика работал в комплексе с системой прицеливания и при сбросе бомб производил стабилизацию самолёта для более точного сброса. Прицельно-навигационный комплекс «Стратоджета» включал в себя радар, оптический бомбовый прицел, генератор марки цели и аналоговый компьютер на радиолампах. Оборудование размещалось на «нижней палубе» B-47, под полом пилотской кабины. Фотоаппараты, которые бомбардир использовал для фиксации попаданий, находились в хвосте бомбардировщика.

Самолёт имел антенны для предупреждения об облучении радаром, антенны постановки помех размещались по всей поверхности фюзеляжа «Стратоджета». Под управлением второго пилота находились два устройства отстрела дипольных отражателей.

Модификации

B-47A – предсерийная партия из 10 самолётов. Они отличались друг от друга оборудованием, на них производились испытания различных систем стартовых ускорителей. Вместо твердотопливных пытались применить и жидкостные ракетные двигатели.

B-47B – первая модификация «Стратоджета», принятая на вооружение.

Бомбардировщики получили новые моторы J47-GE-23. На них устанавливали прицельно-навигационные комплексы. Катапультируемые кресла на первых самолётах серии отсутствовали. Экипаж должен был покидать бомбардировщик через люк. Позже катапульты на самолёт вернули. Стартовые ускорители оставались встроенными.

B-47E – самая массовая серия бомбардировщиков, пошедшая в производство в 1953 году. На них появились двигатели J47-GE-25A с впрыском спирта, подвесные стартовые ускорители. Это был первый «Стратоджет», приспособленный для доставки ядерных бомб.

RB-47B и RB-74E – «Стратоджеты»-разведчики. В их удлинённом носу могли устанавливать до 11 фотоаппаратов различного назначения (панорамные, телескопические и т. д.), а в бомболюке размещали осветительные бомбы.

EB-47E – «Стратоджет»-помехопостановщик. В бывшем бомболюке устанавливали герметичный модуль, в котором сидели два оператора помехопостановщиков. Некоторые самолёты использовались для разведки запусков советских ракет.

RB-47H – вариант самолёта для радиоразведки. Тоже имел герметичную капсулу для операторов аппаратуры, но его главной задачей был сбор информации о работе радаров противника.

WB-47E – самолёт-метеоразведчик, полностью лишённый вооружения, зато способный передавать данные о состоянии атмосферы по телетайпу.

QB-47E – беспилотный «Стратоджет» – мишень. Этот самолёт предполагали использовать для испытаний зенитных ракет. Причём мишень задумывалась, как многоразовая – обстреливать её должны были ракеты без боевой части, а на борту самолёта находились многочисленные камеры, фиксирующие момент срабатывания взрывателя. Однако ошибочные запуски боевых ракет в итоге привели к тому, что из 12 построенных мишеней осталось две.

Помимо этих, существовали «Стратоджеты», которые пытались переделать в носители крылатых ракет.

Был проект бомбардировщика с турбовинтовыми двигателями. Некоторое время рассматривали возможность использования B-47, как самолётов-снарядов. Первый проект вызвали к жизни большие габариты первых термоядерных бомб.

Возникла идея встроить заряд в самолёт, а выводить на курс либо дистанционно, либо с помощью заблаговременно катапультирующегося экипажа. Идея отпала, когда появились бомбы приемлемых габаритов. Позже, в годы Вьетнамской войны, предлагали заполнить часть топливных баков беспилотных QB-74 объёмно-детонирующей смесью. Проект развития не получил.

История службы

Первые самолёты B-47 Стратегическое Авиационное Командование получило в 1951 году. Осваивался новый бомбардировщик трудно, некоторые лётчики, привыкшие к сравнительно тихоходным (но с приёмистыми моторами) поршневым самолётам, отсеивались. Дополнительные сложности создавала необходимость использовать на старте «Стратоджета» ускорители. Велико было число аварий и катастроф. С 1953 года «Стратоджеты» стали развёртывать на передовых аэродромах в Европе и Северной Африке.

При дальних перелётах бомбардировщики дозаправлялись в воздухе, причём, если танкером был поршневой KC-97, заправка могла кончиться аварией. Ситуацию изменило появление реактивного самолёта-заправщика KC-135, имеющего меньшую разницу в скорости и высоте.

С 1955 года B-47 решили перевести из высотных бомбардировщиков в низковысотные – радары совершенствовались, и прорывать ПВО на большой высоте становилось затруднительно. А уже к концу десятилетия у самолётов стали обнаруживать усталостные трещины. Кроме того, основной силой стратегической авиации было решено сделать новые сверхтяжёлые B-52. Количество «Стратоджетов» в частях стало сокращаться, а в 1963 году самолёты B-47 стали окончательно списывать.

Богаче оказалась карьера разведывательных «Стратоджетов» – в 50-е годы они неоднократно летали вдоль границ СССР, иногда вступая в бой с поднятыми на перехват истребителями. Иногда самолётам RB-87 удавалось уйти, иногда они несли потери.

Во время Карибского кризиса именно «Стратоджеты» проводили облёты Кубы и контролировали вывоз советских ракет.

Самолёты электронной разведки EB-47 задержались в строю дольше прочих модификаций, и в 1967 наблюдали за ходом арабо-израильской войны. Но в конце того же года с вооружения сняли и их. Годом позже списали метеоразведчики WB-47, которые применяли во Вьетнаме и для разведки погоды перед запусками космических ракет. Последний полёт бомбардировщика B-47 состоялся в 1986 году, когда восстановленный самолёт перегнали своим ходом в музей.

Лётно-технические характеристики

B-74 «Стратоджет» стал первым в истории средним реактивным бомбардировщиком.

Единственным «Стратоджет» был недолго – вскоре подоспели аналоги. Ими были британский «Виккерс Валиант» и советский Ту-16.

B-47E StratojetVickers ValiantТу-16
Размах крыльев, м.35,534,833
Длина, м.32,63334,8
Максимальная взлётная масса, т10063,679
Дальность, км74787245 (с ПТБ)7200
Потолок, км12,316,512,8
Максимальная скорость, км/ч977913992
Боевая нагрузка (максимальная), т11,39,49

Британский бомбардировщик, уступающий аналогам о скорости и дальности, буквально повторил судьбу «Стратоджета» – с середины 50-х годов его попытались использовать для полётов на малой высоте. После этого были выявлены усталостные трещины и в итоге самолёты решили списать.

«Виккерсы» успели поучаствовать в Суэцком кризисе, где бомбили египетские позиции. Результативность их налётов, как сообщалась, была низкой. А вот советский Ту-16 оказался очень удачной машиной, и стоял на вооружении до 90-х годов, а в Китае и по сей день несёт боевую службу.

Интересно, что если B-47 имел хвостовую турель, то британцы вообще отказались от оборонительного вооружения, а вот Ту-16 был вооружен не хуже бомбардировщиков периода Второй Мировой. Он имел три турели со спаренными пушками калибра 23мм. Кроме того, ни одному из аналогичных бомбардировщиков при взлёте не требовались дополнительные ускорители.

Несмотря на короткую карьеру, самолёт B-47 успел заметно «засветиться» в фильме 1955 года «Стратегическое Авиационное Командование».

Герой фильма, в исполнении Джеймса Стюарта – офицер резерва ВВС США, проходящий переподготовку. В том числе, и на «Стратоджете». При этом сам Джеймс Стюарт действительно служил в резерве ВВС в звании полковника и действительно переучивался на B-47.

«Стратоджет» стал одним из тех ранних реактивных самолётов, которым была уготована очень краткая жизнь. B-47 даже поршневые B-29 пережил ненадолго – модификацию B-50 сняли с вооружения в 1965 году, почти одновременно с B-47. У самолёта оказался невысокий модернизационный потенциал, а низкая усталостная прочность вообще вывела «Стратоджет» из игры.

В то же время самолёт успел неплохо послужить в качестве летающей лаборатории – на нём, в частности, обкатывались хвостовые турели с экспериментальной тогда пушкой М61. На B-47 также проводились длительные исследования эргономики кабины и испытания электродистанционной системы управления. Сложно назвать «Стратоджет» совсем неудачным самолётом. Но выдающимися качествами он тоже не блистал.

Видео

Боинг B-47 Стратоджет | это… Что такое Боинг B-47 Стратоджет?

Толкование

Боинг B-47 Стратоджет
B-47E
Описание
НазначениеДальний бомбардировщик
Экипаж, чел.3
Первый полёт17 декабря 1947
Начало эксплуатации1951
ПроизводительBoeing
Размеры
Длина32,6 м
Размах крыльев35,4 м
Высота8,5 м
Площадь крыльев132,7 м²
Масса
Пустой35 867 кг
Снаряжённый60 340 кг
Макс. взлётная100 000 кг
Силовая установка
ДвигателиДженерал Электрик J47-GE-25
Тяга (мощность)
Характеристики
Макс. скорость977 км/ч
Боевой радиус3240 км
Дальность полёта6494 км
Практический потолок10 100 м
Скороподъёмность1422 м/мин
Вооружение
2 ядерные бомбы или обычные массой 6440 кг

Оборонительное вооружение: 2 пушки M24A1 (20 мм)

Боинг B-47 «Стратоджет» (англ. Boeing B-47 Stratojet) — американский дальний бомбардировщик, разработанный компанией Боинг в середине 1940-х годов. Использованная на B-47 аэродинамическая схема (размещение двигателей в пилонах под крылом) впоследствии стала традиционной для многих пассажирских самолётов. «Стратоджет» оставался основным американским бомбардировщиком вплоть до появления B-52 «Стратофортресс», а его разведывательные модификации совершили большое число полётов над СССР.

Проекции B-47

Wikimedia Foundation.
2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

  • Боинг 757-200
  • Боинг 757-300

Полезное

Боинг WB-47E Stratojet | Музей авиации

B-47 Stratojet — один из самых важных самолетов, когда-либо разработанных компанией Boeing. Это был первый в мире большой самолет со стреловидным крылом, положивший начало длинной череде реактивных бомбардировщиков и гражданских транспортных средств. Во время холодной войны в 1950-х годах B-47 стали основой флота средних бомбардировщиков Стратегического авиационного командования (SAC) ВВС США, основным средством сдерживания ядерной войны в то время, когда эта возможность была наиболее угрожающей.

В конце Второй мировой войны инженеры Boeing исследовали немецкие авиационные технологии, и стало очевидно, что конфигурация со стреловидным крылом улучшит характеристики околозвуковых самолетов. Сделав смелый шаг, компания Boeing быстро протестировала и внедрила эту концепцию в конструкцию своего реактивного бомбардировщика XB-47. В 1947 году B-47 стал первым в мире большим многомоторным самолетом со стреловидным крылом — конфигурация конструкции, которая стала стандартом для всех современных реактивных лайнеров. В дополнение к крыльям со стреловидностью 35 градусов, B-47 отличался двигателями в гондолах и «велосипедным» шасси, что резко отличалось от существующих конструкций самолетов. Всего было произведено 2032 B-47 компанией Boeing и по лицензии компаниями Lockheed и Douglas.

B-47 был разработан для сброса ядерного оружия с большой высоты, но позже был адаптирован для использования техники «броска бомбы» истребительного типа на малой высоте. Большое тонкое стреловидное крыло было источником новых проблем, таких как высокоскоростное реверсирование элеронов и тангаж, которые были решены за счет включения спойлеров и вихревых генераторов. Экипаж B-47 состоял из трех человек: пилота, второго пилота и бомбардира-штурмана. Сдвоенные хвостовые орудия калибра .50 могли управляться автоматически с помощью специального радара или вручную вторым пилотом. В ходе производства B-47 претерпело множество доработок и модификаций, а также модификаций.

Музейный B-47 был доставлен в ВВС США как B-47E с завода Boeing в Уичито, штат Канзас. После службы в SAC с 1953 по 1963 год музейный Stratojet был одним из тридцати четырех B-47E, переоборудованных в WB-47E, и выполнял миссии по разведке погоды до выхода на пенсию в 1969 году. Самолет был последним B-47, который летал на разведку погоды. миссия 29 октября 1969 года. На следующий день он был доставлен в Боинг-Филд, Сиэтл, для возможной демонстрации. Там его десятилетиями можно было увидеть на открытом воздухе. После восстановления до конфигурации SAC B-47E он был перемещен на постоянное место жительства в Авиационный павильон музея.

Хотя этот самолет служил в ВВС США на протяжении всей своей карьеры, административная собственность на некоторые списанные B-47 была передана ВМС США. Этот самолет предоставлен Национальным музеем морской авиации в Пенсаколе, Флорида.

Последовательный номер:

51-7066

WingsPan:

116,00 футов

Длина:

108ft

Высота:

28 футов

Крыла.0003

80,756 фунтов

Валовый вес:

206,700 фунтов

Максимальная скорость:

606MPH

Круиз Скорость:

557MPH

Электростанция:

Шесть General Electric Electric J47-25, 70003

.

Диапазон:

4035 миль

B-47 Stratojet — один из самых важных самолетов, когда-либо разработанных компанией Boeing. Это был первый в мире большой самолет со стреловидным крылом, положивший начало длинной череде реактивных бомбардировщиков и гражданских транспортных средств. Во время холодной войны в 19В 50-х годах B-47 стали основой флота средних бомбардировщиков Стратегического авиационного командования (САК) ВВС США, основным средством сдерживания ядерной войны в то время, когда такая возможность была наиболее угрожающей.

В конце Второй мировой войны инженеры Boeing исследовали немецкие авиационные технологии, и стало очевидно, что конфигурация со стреловидным крылом улучшит характеристики околозвуковых самолетов. Сделав смелый шаг, компания Boeing быстро протестировала и внедрила эту концепцию в конструкцию своего реактивного бомбардировщика XB-47. В 1947, B-47 стал первым в мире большим многомоторным самолетом со стреловидным крылом — конфигурация конструкции, которая стала стандартом для всех современных реактивных лайнеров. В дополнение к крыльям со стреловидностью 35 градусов, B-47 отличался двигателями в гондолах и «велосипедным» шасси, что резко отличалось от существующих конструкций самолетов. Всего было произведено 2032 B-47 компанией Boeing и по лицензии компаниями Lockheed и Douglas.

B-47 был разработан для сброса ядерного оружия с большой высоты, но позже был адаптирован для использования техники «броска бомбы» истребительного типа на малой высоте. Большое тонкое стреловидное крыло было источником новых проблем, таких как высокоскоростное реверсирование элеронов и тангаж, которые были решены за счет включения спойлеров и вихревых генераторов. Экипаж B-47 состоял из трех человек: пилота, второго пилота и бомбардира-штурмана. Сдвоенные хвостовые орудия калибра .50 могли управляться автоматически с помощью специального радара или вручную вторым пилотом. В ходе производства B-47 претерпело множество доработок и модификаций, а также модификаций.

Музейный B-47 был доставлен в ВВС США как B-47E с завода Boeing в Уичито, штат Канзас. После службы в SAC с 1953 по 1963 год музейный Stratojet был одним из тридцати четырех B-47E, переоборудованных в WB-47E, и выполнял миссии по разведке погоды до выхода на пенсию в 1969 году. Самолет был последним B-47, который летал на разведку погоды. миссия 29 октября 1969 года. На следующий день он был доставлен в Боинг-Филд, Сиэтл, для возможной демонстрации. Там его десятилетиями можно было увидеть на открытом воздухе. После восстановления до конфигурации SAC B-47E он был перемещен на постоянное место жительства в Авиационный павильон музея.

Хотя этот самолет служил в ВВС США на протяжении всей своей карьеры, административная собственность на некоторые списанные B-47 была передана ВМС США. Этот самолет предоставлен Национальным музеем морской авиации в Пенсаколе, Флорида.

Последовательный номер:

51-7066

WingsPan:

116,00 футов

Длина:

108ft

Высота:

28 футов

Крыла.0003

80 756 фунтов

Валовый вес:

206 700 фунтов

Максимальная скорость:

606MPH

Круиз Скорость:

557MPH

Электростанция:

Six General Electric Electric J47-25, 70003

.

Диапазон:

4035 миль

Посетитель, который летал на B-47 для метеорологических исследований, сказал, что когда Россия или Китай взорвали ядерные бомбы, ему было поручено пролететь через облака и взять пробы воздуха, которые определят тип взорвавшейся бомбы и геологию местности. После одного из таких полетов сквозь бомбовые облака пилот прошел мимо навеса со счетчиками Гейгера и включил все сигналы тревоги, обнаружив, что его летный костюм превратился в радиоактивный костюм. .

Производитель:

Авиакомпания Боинг

Модель:

WB-47E Стратоджет

Год:

1951

Взаймы от:

Национальный музей морской авиации в Пенсаколе, Флорида

Расположение музея:

Авиационный павильон

Факт полета № 14

Boeing B-47 Stratojet летал очень высоко и быстро для своего времени и использовался для длительных поездок, хотя его конструкция была сопряжена с некоторыми проблемами. Если нос B-47 поднимался вверх, угол крыла увеличивался, и пилот подвергался риску сваливания, потому что воздух на высоте полета был очень разреженным. Однако, если бы нос был опущен, самолет приблизился бы к скорости звука, которая составляла всего несколько узлов в час, кроме скорости сваливания. Поскольку автопилот не был способен обеспечить такой уровень точности управления скоростью, эти самолеты управлялись вручную для полетов, которые длились много часов, что создавало утомительную проблему для пилотов, которые не могли изменять скорость более чем на 10–15 узлов.

Узнать больше Факты

Boeing B-47 Stratojet ВВС США, дизайн, серийные номера, технические характеристики, слом и фотографии уцелевших B-47


Меню B-47

Концепция, дизайн и характеристики

Производственные и сборочные предприятия

Развертывание

Утилизация

Выжившие B-47: список и фотографии

Boeing B-47 Stratojet был первым реактивным бомбардировщиком со стреловидным крылом и первым, предназначенным для перевозки ядерного оружия. При проектировании B-47 использовались данные о стреловидности крыла, полученные в Германии после Второй мировой войны.

Инженеры Boeing предполагали создание самолета с реактивным двигателем еще в 1943 году. Однако испытания реактивного самолета с прямым крылом в аэродинамической трубе показали, что прямое крыло не использует весь потенциал мощности реактивного двигателя.

Этот средний бомбардировщик оснащен шестью реактивными двигателями, что позволяет ему летать на больших дозвуковых скоростях и на больших высотах. B-47 нуждался в оборонительном вооружении только сзади, потому что ни один истребитель не был достаточно быстр, чтобы атаковать с любого другого угла. Первый XB-47 сошел с конвейера в сентябре 1947 года. Stratojet поступил на вооружение в 1951 году. 18 малых ракетных блоков в фюзеляже для реактивного взлета (JATO).

Ленточный тормозной парашют и противоюзовые тормоза снизили посадочную скорость B-47.

Боинг ХВ-47 Стратоджет

Размещение крыльев: 116 футов
Длина: 108 футов
. 0135 Мощность: Шесть турбореактивных двигателей General Electric J-47-GE-25 с тягой 7200 фунтов на двигатель; Реактивный взлет с использованием вспомогательных ракетных двигателей, которые сбрасываются после взлета
Численность экипажа: 3
Вооружение: Две пушки калибра 0,20 мм в выносной хвостовой турели; 10 000–22 000 фунтов бомб

 

Всего было построено 2042 B-47, составивших костяк Стратегического авиационного командования (САК) в середине 1950-х годов. Boeing построил большую часть B-47, но другие были собраны Douglas Aircraft Co. и Lockheed Aircraft Corp. Ниже показано производство B-47 по номеру модели.

Модель

№ Построен

ХВ-47

2

Б-47А

10

Б-47Б

399

Б-47Е

1 341

РБ-47Е

240

РБ-47Н

32

ЭРБ-47Н

3

РБ-47К

15

Всего

2 042

Фотографии сборочной линии B-47 Stratojet

Сборочной линии Boeing B-47 Stratojet Крыло Stratojet в сборе

Сборочная линия Boeing B-47 Stratojet

Сборочная линия Boeing B-47 Stratojet

Завершенные бомбардировщики B-47 у сборочного завода Boeing в Уичито, Канзас

 

 

Boeing B-47 показан на базе ВВС Пайн-Касл, Орландо, Флорида

B-47 вместе с B-52 Stratofortress заменил поршневой Convair B-36 во флоте SAC.

B-47A поступил на вооружение в мае 1951 года в составе 306-го бомбардировочного крыла (среднее), базировавшегося на авиабазе Макдилл во Флориде. 306-й предназначался для обучения будущих экипажей B-47.

На пике своего использования в 1958 году ВВС США эксплуатировали 28 бомбардировщиков B-47 и четыре разведывательных крыла RB-47, всего 1357 B-47 и 175 RB-47. Несколько версий были высотными самолетами-разведчиками, и многие из них использовались для радиотехнической разведки.

ВВС США вывели из эксплуатации свои последние бомбардировщики B-47 в 1965 году, а ВВС США сняли с вооружения свой последний Stratojet, WB-47E, в 1969 году.

B-47 ВВС США в полете

B-47 Stratojet S/N 12225 на базе ВВС Макдилл в 1950-е годы

B-47 Stratojets ВВС США на перроне базы ВВС Макдилл, Тампа, Флорида

Boeing RB-47E на фоне B-47E в полете . .. самый быстрый в мире бомбардировщик дальнего действия днем ​​и ночью

 

 

В середине 1960-х B-47 начали прибывать на базу ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона, для хранения и окончательной утилизации.

Окончательный отказ от крыльев бомбардировщиков B-47 начался в 1963 году. В октябре 1965 года ВВС инициировали проект Fast Fly для координации вывода из строя последних пяти крыльев B-47 и вспомогательных эскадрилий заправщиков. Последние варианты бомбардировщиков В-47 были сняты с вооружения САК к 1966.

Последний действующий самолет ВВС США, WB-47E, приписанный к Службе воздушной погоды, был выведен в сентябре 1969 г.

К концу июня 1966 г. на базе хранилось более 1000 B-47. Сотни B-47 все еще оставались на хранении в Дэвис-Монтан в 1967 году, аккуратно припаркованные рядами (см. фото ниже).

Последний полет B-47 произошел в июне 1986 года, когда B-47E S/N 52-0166 был доставлен из Центра военно-морского вооружения в Чайна-Лейк в Музей авиации Касл в Этуотере, Калифорния.

База AMARG на авиабазе Дэвис-Монтан

Вид с воздуха на ряды самолетов Boeing B-47 Stratojets на авиабазе Дэвис-Монтан, ожидающих утилизации в январе 1967 г.

На этой фотографии показаны штабеля слитков от списанных самолетов Boeing B-47 Stratojets на авиабазе Дэвис-Монтан в апреле 1962 года.
B-47B S/N 51-2284 стоит на заднем плане, ожидая своей очереди на плавильном заводе, 51-2321 виден слева на фото. (Фото ВВС США)

Из более чем 2000 самолетов, построенных для флота Stratojet, в общей сложности только 21 самолет B-47 уцелел, был восстановлен и выставлен на обозрение в разных местах Соединенных Штатов. Еще один B-47 ожидает реставрации в Музее летных испытаний ВВС на авиабазе Эдвардс, Калифорния.

Ниже приведен список уцелевших B-47 Stratojets с номерами моделей, серийными номерами и местонахождением.

Серийный номер

Модель

Местоположение

Фото

53-2135 ЭБ-47Е Музей авиации и космонавтики Пима, расположенный рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне, Аризона
52-0166 Б-47Е Castle Air Museum рядом с бывшей авиабазой Castle, Этуотер, Калифорния
53-2275 Б-47Е March Field Air Museum
March ARB, Riverside, CA
53-2104 Б-47Е Музей авиации Пуэбло Вайсброд, Пуэбло, Колорадо
53-2276 Б-47Е Музей мировой энергетики
База ВВС Барксдейл, Боссье-Сити, Лос-Анджелес
53-4299 РБ-47Н Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, Дейтон, Огайо
53-4257 РБ-47Е Charles B. Hall Airpark
База ВВС Тинкер, Оклахома-Сити, OK
51-2360 ВБ-47Е Аэрокосмический музей Хилла
Авиабаза Хилл, Огден, Юта
53-4296 РБ-47Н Музей вооружения ВВС США
Авиабаза Эглин, Форт-Уолтон, Флорида
51-7066 ВБ-47Е Музей авиации Павильон
Сиэтл, Вашингтон
51-2187 Б-47Е Канзасский музей авиации, Уичито, Канзас
51-2315 Б-47Б Музей авиации Гриссом, Перу, IN
52-1412 Б-47Е Стратегическое авиационное командование и аэрокосмический музей, Ашленд, NE
53-4213 Б-47Е База ВВС МакКоннелл, Уичито, Канзас  
51-2120 Б-47Б База ВВС Уайтмен, Ручка Ностер, Миссури
Нет общего доступа — проверьте с помощью базы
 
53-2280 Б-47Е Национальный музей ядерной истории
Альбукерке, Нью-Мексико
 
50-0062 Б-47Б Mighty Eighty Air Force Museum, Саванна, Джорджия  
51-7071 Б-47Е Парк Хайтауэр, Альтус, Оклахома  
52-0412 ЭБ-47Е Линейный аэродром авиабазы ​​Дайс, Абилин, Техас
Нет общего доступа — уточните на базе
 
52-0595 Б-47Е Авиабаза Литл-Рок, Джексонвилл, AR  
53-2385 Б-47Е Парк Клайда Льюиса, Платтсбург, Нью-Йорк  
46-066 ХВ-47

Ожидание реставрации в Музее летных испытаний ВВС, авиабаза Эдвардс, Калифорния
Нет публичного доступа — уточните на авиабазе Эдвардс

 

 

 

Boeing EB-47E Stratojet, серийный номер 53-2135, в Музее авиации и космонавтики Пима, Тусон, Аризона

Boeing EB-47E Stratojet Стратегического авиационного командования

B-47 в Castle Air Museum

Boeing B-47E Stratojet, серийный номер 52-0166, в Castle Air Museum
16 июня 1986 г. этот самолет совершил последний в истории полет B-47, перелетев с базы China Lake на авиабазу Castle для размещения в аэропарке

Boeing B-47 Stratojet 0166

B-47 в Музее ВВС США

Boeing RB-47H, серийный номер 34299, на выставке в Музее ВВС США, Дейтон, Огайо

B-47 в Музее авиации в Сиэтле

Boeing WB-47E Stratojet S/N 51-7066 на выставке в Музее авиации, Сиэтл, Вашингтон

ВВС США WB-47E Stratojet

 

B-47 в Аэрокосмическом музее Хилла

Boeing WB-47E Stratojet S/N 51-2360
на авиабазе Хилл в Огдене, штат Юта

B-47 в Аэрокосмическом музее Пуэбло Вайсброд

Boeing B-47 Stratojet 32104 в Аэрокосмическом музее Пуэбло Вайсброд в Пуэбло, Колорадо

Boeing B-47 Stratojet в Пуэбло, Колорадо

Хвостовая часть Boeing B-47 Stratojet S/N 32104

B-47 в Музее вооружения ВВС на авиабазе Эглин

RB-47H Stratojet 53-4296 в Музее вооружения ВВС, авиабаза Эглин, Флорида

B-47 в аэропорту Чарльза Б. Холла на авиабазе Тинкер

Boeing RB-47E Stratojet S/N 53-4257
в аэропорту Чарльза Б. Холла
, расположенном
на базе ВВС Тинкер, Оклахома-Сити, Оклахома

B-47E в Музее мировой энергетики авиабазы ​​Барксдейл

Boeing B-47E Stratojet, серийный номер 53-2276, в Музее мировой энергетики авиабазы ​​Барксдейл в Боссьер-Сити, штат Луизиана

B-47 в Музее авиации Марч-Филд

B-47 Stratojet, серийный номер 2275, на выставке в Музее авиации Марч-Филд в Калифорнии

 

B-47 в Музее стратегической авиации и космонавтики

ВВС США Boeing B-47E Stratojet S/N 52-1412
в Стратегическом воздушном командовании и аэрокосмическом музее в Ашленде, NE

ВВС США B-47E Stratojet, серийный номер 52-1412,
в Стратегическом воздушном командовании и аэрокосмическом музее

B-47 в музее авиации Гриссома

B-47 Stratojet, серийный номер 51-2315, выставлен в музее авиации Гриссома в Перу, штат Индиана (фото предоставлено Дугласом Кларком)

Другие фотографии B-47

B-47 Stratojet, City of Lincoln (Фото подполковника Фрэнка Дж.