Почти все автолюбители знают, что на автомобиле имеется система охлаждения двигателя. УАЗ Буханка или 452 оснащён простой конструкцией силового агрегата, а поэтому и остальные системы имеют простые конструктивные особенности.
Система охлаждения двигателя УАЗ Буханка предназначена для охлаждения двигателя в процессе эксплуатации. Так, элементы охлаждения отводят производимое тепло от блока цилиндров и головки при помощи охлаждающей жидкости и охлаждают её в радиаторе.
В процессе эксплуатации силовой агрегат автомобиля нагревается до запредельных температур и если не будет охлаждения, то детали мотора попросту перегреются и деформируются. Хотя, такие ситуации бывают и при наличии системы ОЖ, в том случае, когда она не в рабочем состоянии или один из важных элементов вышел со строя.
Рабочая температура двигателя на УАЗ Буханка составляет 80-100 градусов Цельсия. Именно в этом интервале термостат открывается на большой круг охлаждения.
Поскольку на данном автомобиле не предусмотрен электровентилятор, а стоит принудительная система охлаждения, то дополнительное остывание радиатора включено постоянно.
Силовой агрегат может перегревать, если один из элементов охлаждения вышел со строя. Сначала наступит лёгкая стадия, при которой мотор попросту закипит. Но, здесь могут быть и тяжёлые последствия, такие как прогиб и деформация головки блока цилиндров. На данном этапе, ситуацию можно исправить обычной шлифовкой поверхности головки блока.
При средней стадии — элементы двигателя могут деформироваться. Сюда можно отнести клапанный механизм. Впоследствии головке блока потребуется капитальный ремонт, а это вылезет в немалую копейку владельцу транспортного средства.
Тяжёлая стадия — это когда разрушается поршневая группа от сильного воздействия тепла. Но, и это не самое худшее, что может произойти, поскольку если охлаждающая жидкость попадёт в цилиндры автомобиля, то двигателя настигнет гидроудар, при котором не всегда и капитальный ремонт спасает.
Схема системы охлаждения двигателя УАЗ достаточно простая, она закрытого типа с принудительным циркулированием охлаждающей жидкости. «Охлаждайка» циркулирует по кругу от радиатора, проходя водяной насос и термостат в рубашку охлаждения, и затем возвращается.
Рассмотрим, схему охлаждения силового агрегата на УАЗиках, а в частности на движке с маркировкой 452:
Основными элементами системы охлаждения силового агрегата УАЗ Буханка 452-й мотор являются всем известные детали: радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры. Также, частью конструкции является отопитель.
Итак, рассмотрим, что собой представляют основные элементы охлаждения двигателя, их устройство и работу, а также ремонт и доработку.
На УАЗиках могут устанавливаться 3-хрядные медные или алюминиевые радиаторы, которые проводят максимальное охлаждение жидкости. Поскольку, эксплуатация элементов достаточно долгая, то процесс остывания силового агрегата не всегда такой, каким ему надлежит быть.
В данном случае, это связано с засорённостью каналов внутри элемента. Зачастую, уже обычная чистка не помогает, а повышенный износ делает щели в трубках, которые активно запаивают владельцы, не желая покупать новые детали. Основное назначение радиатора — охлаждать жидкость, которая циркулирует с двигателя при помощи потока ветра.
Вентилятор системы охлаждения на Буханке стоит принудительный, закреплённый на шкиве и работает постоянно, пока коленчатый вал крутится. Многие автолюбители модернизируют данную систему и устанавливают электровентиляторы, которые зачастую включает сам водитель согласно показаниям температуры на приборной панели.
Помпа у УАЗ механического привода. Основное назначение элемента бесперебойно проводить циркуляцию ОЖ по системе. Так, водяной насос обеспечивает проток жидкости в радиатор для остывания и обратно. Неисправность данного элемента может привести к потере «охлаждайки» и перегреву движка.
Основным из элементов конструкции является — термостат. Он обеспечивает циркуляцию жидкости и служит переключателем между малым и большим кругом в системе. Для прогрева транспортного средства элемент держится в закрытом состоянии. При достижении 80 градусов Цельсия, он начинает открываться, чем обеспечивает циркуляцию жидкости через радиатор.
Основной неисправностью можно считать заклинивание элемента, что может привести к перегреву мотора, поскольку как показывает практика, клинит термостат на малом круге, а соответственно дополнительного охлаждения и протока жидкости через радиатор не будет.
Патрубки — средство передвижения жидкости по системе от двигателя и его элементов к радиатору и обратно. Неисправность этих элементов приводит к потери «охлаждайки», что, в свою очередь, понижает уровень ОЖ в системе, а это — прямой путь к перегреву.
Водяная рубашка — конструктивные особенности головки блока и блока цилиндров. Именно сквозь эти отверстия протекает охлаждающая жидкость, чем забирает тепло для охлаждения. При долгом сроке эксплуатации, особенно на воде, внутри стенок может образовываться коррозия, которая приведёт к течи и потери жидкости.
Датчик температуры на Буханке, не такой, как привыкли видеть большинство автолюбителей. Это элемент старого образца, который не включает электровентилятор, поскольку здесь установлена принудительная система, а просто выводит на приборную панель показатели тепературы.
Как видно схема системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка (452) достаточно простая. Она легко ремонтируется, а сломанные детали меняются без особого труда. Данный узел состоит из компонентов — радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры.
Датчик ОЖ принципиально отличается от современных, поскольку он не включает вентилятор, а просто показывает температуру «охлаждайки».
avtodvigateli.com
Система охлаждения автомобилей УАЗ-31512, 31514, 31519 c двигателями УМЗ-4178, 42188, ЗМЗ-4104 закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
Система состоит из рубашки охлаждения цилиндров, центробежного водяного насоса, термостата, радиатора, вентилятора, расширительного бачка и соединительных шлангов. В системе охлаждения предусмотрены датчики температуры и перегрева охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость подается центробежным водяным насосом в блок цилиндров, проходит по каналам в рубашку головки блока цилиндров и через термостат направляется по большому или малому кругу циркуляции, в зависимости от положения клапанов термостата.
Если жидкость циркулирует по большому кругу, то она после термостата проходит через радиатор двигателя, охлаждается в нем и через нижний шланг радиатора снова поступает к насосу. Малый круг циркуляции исключает радиатор, что способствует быстрому прогреву двигателя после пуска.
Установлен на шпильках в передней части блока. Насос приводится в действие клиноременной передачей от шкива на коленчатом валу. Вал вращается в закрытом шарико-роликовом подшипнике не требующем обслуживания. Герметичность насоса обеспечивается торцовым самоподжимным уплотнением, сальником.
Размещен в отдельном корпусе на головке блока цилиндров. Чувствительный элемент термостата с твердым наполнителем. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости он открывает нижний или верхний клапан, направляя жидкость по большому или малому кругу циркуляции.
Эксплуатация автомобиля со снятым термостатом недопустима, так как при этом жидкость циркулирует в основном по малому кругу, минуя радиатор, что приводит к перегреву двигателя.
Для проверки термостата непосредственно на автомобиле, надо запустить двигатель и контролировать рукой температуру крышки корпуса термостата.
Пока основной клапан термостата закрыт, крышка должна быть холоднее корпуса термостата. По мере прогрева охлаждающей жидкости, основной клапан будет открываться и крышка корпуса термостата быстро нагреется.
При этом начнется циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу через радиатор, о чем свидетельствует прогрев его верхнего бачка. Если это не так, то термостат неисправен и необходима его замена.
Латунный, трубчатопластинчатый, состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных плоскими трубками. Пробка радиатора соединяет систему охлаждения через впускной и выпускной клапаны с расширительным бачком. Это необходимо для компенсации изменения объема жидкости при ее нагревании и охлаждении.
Установлен на ступице насоса охлаждающей жидкости непосредственно или через вискомуфту, которая устанавливается только на часть автомобилей, в зависимости от их комплектации. Вращение крыльчатке вентилятора передается через специальную вязкую силиконовую жидкость, залитую в корпус муфты.
Управление вискомуфтой осуществляется спиральным терморегулятором, установленным спереди на ее корпусе. По мере увеличения температуры воздуха за радиатором проскальзывание муфты на ступице уменьшается, и крыльчатка вентилятора начинает вращаться быстрее. На холодном двигателе и при высокой скорости движения вентилятор вращается медленнее, что сокращает время прогрева до рабочей температуры, уменьшает расход топлива и снижает шум.
Изготовлен из полиэтилена, установлен в моторном отсеке справа в передней части. В его пробке размещена резиновая мембрана с прорезью, играющая роль впускного и выпускного клапанов для сообщения системы охлаждения с атмосферой. На стенке бачка имеется метка минимального уровня жидкости.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен на корпусе термостата, а датчик перегрева жидкости в верхнем бачке радиатора. Информация от датчиков выводится на панель приборов, где размещен стрелочный указатель температуры и сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости. Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры плюс 91–98 градусов Цельсия.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Система охлаждения грузопассажирских автомобилей вагонной компоновки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4218, ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.
В качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения применяется низкозамерзающая жидкость ОЖ-40 или ТОСОЛ-А40М, в исключительных случаях допускается применение воды. При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов в системе нужно применять ОЖ-65 или ТОСОЛ-А65М.
Объем системы охлаждения, включая отопитель, на автомобилях УАЗ-3741, УАЗ-39094, УАЗ-3303 и УАЗ-33036 — 13,2-13,4 литра, на УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206 — 14,4-14,6 литра. На автомобилях УАЗ-37411 и УАЗ-33031 оборудованных предпусковым подогревателем, объем системы охлаждения, включая отопитель и подогреватель — 13,9-14,1 литра, а на УАЗ-39621 — 15,1-15,3 литра.
Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах : для двигателей УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4218 — 70-90 градусов, для двигателей ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 — 80-90 градусов.
Каталожные номера некоторых элементов системы охлаждения УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.Это осуществляется с помощью термостата, который автоматически регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор, и жалюзи, которые регулируют количество воздуха, охлаждающего радиатор. В холодное время систему охлаждения нужно защитить утеплительным чехлом с откидным клапаном.
Температура охлаждающей жидкости контролируется указателем температуры, расположенным на панели приборов и соединенным электропроводом с термодатчиком, ввернутым в корпус термостата. Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует лампа со светофильтром красного цвета, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с термодатчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора.
Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 91-98 градусов для автомобилей, работающих в районах с умеренным климатом, и 102-109 градуса для автомобилей, работающих в районах с тропическим климатом.
Причинами перегрева могут быть : пониженный уровень жидкости в радиаторе, слабое натяжение ремня вентилятора, значительное отложение накипи в рубашке охлаждения двигателя и радиаторе, движение с закрытыми жалюзи и закрытым клапаном утеплительного чехла. В случае загорания сигнальной лампы надо немедленно установить и устранить причину перегрева.
Водяной насос — центробежного типа. В его конструкции применен шарико-роликовый подшипник, изготовленный заодно с валом насоса. Подшипник имеет специальные уплотнения, которые обеспечивают сохранение смазки, заложенной при изготовлении. Дополнительной смазки в процессе эксплуатации подшипник не требует. Подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие, расположенное на корпусе насоса снизу, указывает на неисправность сальникового уплотнения.
С твердым наполнителем, помещается в корпусе. Работа двигателя без термостата недопустима, так как при удалении термостата основной поток жидкости будет циркулировать по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор, что приведет к перегреву двигателя.
Схема работы термостата системы охлаждения.Герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения только с расширительным бачком через выпускной и впускной клапаны. Герметизирующая прокладка исключает выход паров или охлаждающей жидкости через зазор между горловиной радиатора и запорной пружиной пробки радиатора. Для нормальной работы пробки радиатора необходимо, чтобы были исправны прокладки клапанов и прокладка между горловиной радиатора и запорной пружиной.
На часть автомобилей УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 устанавливается вязкостная муфта привода вентилятора предназначенная для снижения расхода топлива, уменьшения шума вентилятора, облегчения прогрева холодного двигателя и поддержания теплового режима двигателя в оптимальных пределах.
В зазоре между ведущей и ведомой частями муфты находится высоковязкая рабочая жидкость, посредством которой вращение передается от вала муфты, установленного на ступице шкива насоса системы охлаждения к корпусу муфты и закрепленному на нем вентилятору. Включение и выключение муфты происходит автоматически в зависимости от температуры воздуха за радиатором. Муфта выполнена не разборной.
Следует иметь ввиду, что соединение вала муфты со ступицей имеет левую резьбу. Для нормальной работы вязкостной муфты, ее наружную поверхность следует содержать в чистоте. Если муфта перестает включаться или выключаться необходимо провести ее осмотр и при необходимости заменить муфту.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
=ПРЕДИСЛОВИЕ=
= ДВИГАТЕЛЬ=
= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=
=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Среди всех остальных систем двигателя, наибольшего внимания к себе требовала система охлаждения. Систематическая эксплуатация на воде и игнорирование такого требования как сохранение и повторное использование воды, приводило к частым напоминаниям о себе.В общем, все сводилось к тому, что перед ежегодным похолоданием, когда вспоминаешь о печке, последняя работать отказывается. Промывка системы охлаждения водопроводной водой (блок, радиатор, отопитель по отдельности) положение исправляло. Кроме того, аналогичная операция проводилась весной. У нас летом бывает 40 и больше.Имелся и второй радиатор. Я не знаю от чего он, но он шире родного на 1 ряд трубок, что вызывает тесную посадку его по ширине. Жалюзи к нему крепятся изнутри кронштейнов на радиаторе (на родном кронштейны ложатся снаружи). Периодически (с какой частотой сказать не смогу) отдавая радиаторы на прочистку и заменяя их, эксплуатировали машину. Благодаря систематическим промывкам, патрубки не прикипали, и система разбиралась легко. Отлично помню ремонт и прочистку шомполами одновременно обоих радиаторов весной 1982 года (машина только вышла с капиталки).До поломки лопасти в 1989 году особых проблем не возникало. Разве только помпа. До 1985 года, на сколько я могу судить, один раз ее точно ремонтировали. Поскольку сохранился корпус помпы с поломанным алюминиевым входным патрубком. По видимому Павел столкнулся с той же проблемой, с какой столкнулся я в 1985 году - ПОМПА ПРИКИПЕЛА НАСМЕРТЬ. Но в отличие от Павла мне удалось снять помпу без потерь. Она до сих пор валяется на даче. На ней отлиты крупно цифры 1972. Поэтому думаю, что она не родная. Снять помпу пришлось по причине течи ее и люфта в подшипниках. Снимать начал где-то около 8 вечера, снял около 4х утра, а в 8 мы уже выехали на работу.Вот тогда и обнаружил, что нет термостата. Спрашиваю Отца - ГДЕ? В ответ я получил с полновесной ссылкой на Павла что термостат ХХХХ и ХХХХХ и вообще что эта деталь лишняя ну как аппендикс.С 1989 года система охлаждения начала выкидывать такие кренделя, что о термостате и вспоминать не хотелось. При замене вентилятора на 6-ти лопастный конечно возросла шумность, но при жаре склонность к перегреву не проходила (малый круг я заглушить не забыл). Нужен был глаз да глаз (на приборе). Так прошло лето. С прохладой стало легче.
Весна 1990 год.Пробой прокладки ГБЦ. Тщательно промыл всю систему. Исхитрился извлечь водораспределительную трубу из головки. Вроде ничего. Но летом опять греется. Менял радиаторы. Промывал их всякой ерундой (сывороткой, муравьиной кислотой еще какой-то мурой - Папаша был химиком) хоть бы что. Летом 1990 года попалась новая помпа. Продавалась как запчасть к 21й. При попытке установить выяснилось, что ей нужны 3, а не 4 шпильки на корпусе. Нашел, купил, установил - без толку. Сделал из полосы полистирола диффузор для вентилятора. Стало шумнее, но хотя бы стал немного помягче тепловой режим. Где доходило до 95 стало 90. Лето кончилось.
Март 1991 год.Удалось купить и установить абсолютно нулевый 21-й радиатор. Настало лето ОПЯТЬ ПЕРЕГРЕВ. При движении по прямой дороге закипает. Пока едешь на дачу один раз, но остановишься остыть. А летом у радиаторщиков очереди. Нашел одного в пригородном автобусном парке. Привез ему обоих и сам стал снимать новый с машины. Слышу, зовет меня. Глянул, в обоих забиты сверху больше 2/3 трубок. Вскрыли новый. А там то же самое только оловом. Ну, кто бы мог подумать??!!. И ещё радиаторщик посоветовал 1 умный вещ. Поставить на верхний патрубок уловитель грязи, буквально обрезок капроновых чулок или колготок. Отрезаем кусок как мужской носок (смотри-ка уже и рифма пошла). Надеваем на верхний патрубок. Обматываем слоем изоленты. Заправляем внутрь радиатора и надеваем резиновый патрубок. Все.
Зима 1992 год.Вот теперь хорошо бы термостат. Я уже припас электрический вентилятор от Жигулей и искал подходящий термостат. Эта УАЗовская помпа не имеет канала малого круга (на новом моторе тоже) и должна иметь одноклапанный термостат (от которого толку очень мало). Хотелось сократить время прогрева и стабилизировать температурный режим. Но на даче враги сожгли родной гараж. Среди прочего добра сгорели и электровентилятор и новый радиатор. Я его отдавал мастеру последним, а потом решил уже ставить по необходимости. Вот он и лежал в гараже. Купил пластмассовый 4-х лопастный вентилятор от М 412. После небольшой доводки дыр под болты поставил. Шума нет. Диффузор выкинул. Привел в порядок жалюзи.
Прогревается лучше и быстрее, но - не то. Отопитель греет вяло. С наступлением теплых денёчков не ленился менять на 6-ти лопастный. Наловчился менять, не снимая радиатор.До установки нового мотора особых проблем не возникало. Ездил себе, промывал, выкидывал из чулка грязь менял по сезону вентиляторы и все. При установке нового мотора впервые залил антифриз. Раствор концентрата в дистиллированной воде. Сюрпризов долго ждать не пришлось.
Февраль 1996 год. 770 тыс. км.Потек широкий радиатор. Поставил родной. Из чулка вышла добрая горсть грязи. Расход антифриза, где-то 0,5 л в месяц.
Июль 1997 год. 785 тыс. км.Из лучших побуждений решил установить новую пробку радиатора. То, что стояло там, уже не было пробкой от 21-й, имело неприглядный вид и травило. Буквально через пару дней обнаруживаю лужу под машиной при только что заглушенном моторе. Самое интересное что капало и из-под эмблемы на капоте. Открываю капот и едва успеваю увернуться от тонкой как игла струи антифриза, вылетающей из стыка верхнего бачка радиатора. Пробка держит систему под давлением (старая этого не делала). Выдрал кольцевую резинку под выпускным клапаном пробки и все. Дырку удалось запаять молоточком не снимая радиатор.
Сентябрь 1997 год. 788 тыс. км.Потек радиатор из-под верхнего бачка. Снял, приволок на кухню и, выслушивая наилучшие пожелания второй половины, стал приводить его в порядок. Обнаружилась большая трещина вдоль нижней части бачка (где ты новый радиатор?). Вырезал латку из консервной банки 350х15мм и перекрыл трещину. Заодно перенес пароотводную трубку на противоположную сторону горловины и устранил еще несколько мелких протечек.
На месте фильтра тонкой очистки масла установил канистрочку из-под растворителя при помощи жигулевского резинового ремешка. Емкость 1л (ну не нравится, как становятся туда стандартные бачки, видел такое). Шлангом подходящего размера соединил его с трубкой на радиаторе. Причем в бачек шланг заходит сверху и опускается до дна. В крышке бачка небольшое отверстие, а в уплотнителе ее, лезвием сделал надрез ,по аналогии с клапаном в стандартных крышках бачков.
В результате того что бачок стоит несколько ниже радиатора, при остывании, в системе создается некоторое разряжение, в некоторой степени препятствующее утечкам.Результат - резкое снижение расхода антифриза. Те же 0,5 л но месяцев этак за 5.
Октябрь 1999 год. 806 тыс. км. Установил Жигулевский термостат. Я не буду приводить подробностей. Так как считаю свой вариант установки неудачным. В первую очередь, потому что пришлось переделывать корпус термостата. Скажу лишь, что остался очень доволен временем прогрева в 5мин и стабилизацией температуры 80. Стрелка точно накрывала метку шкалы и стояла как вкопанная.
Ноябрь 1999 год. 807 тыс. км. Жигулевский термостат накрылся. Заклинил в закрытом положении. Хорошо, что было холодно, и я вовремя заметил. Дальше 95 не прогрелся. Выдрал его и восстановил схему.
Май 2003 год. 825 тыс. км. Докопался до отопителя. Все это время он грел слабо. Даже при 80 в системе, теплый воздух только при малых оборотах его вентилятора. Сколько ни промывал, направление циркуляции менял, штуцер на помпе рассверлил (там дырочка - сигарета не пролезла бы) все без толку. Вскрыл. Забиты 3/4 трубок. Прочистил масляным щупом от ГАЗ 53. Запаял перегородку и собрал. Этой зимой получаю удовольствие. Так печь не работала никогда.
Итак, подведем итоги. АЛЬТЕРНАТИВЫ ШОМПОЛУ НЕТ.Разве что, круглогодичная эксплуатация на антифризе со своевременной его заменой (раз в 3 -4 года или 60 тыс. км).После перехода на антифриз вырабатываемая системой грязь собирается в чулке. Поначалу прочищал его каждый месяц. Потом реже. Количество грязи уменьшилось. Но если в горловину видно что входы в трубки забиты - ТОЛЬКО ШОМПОЛ, химия не поможет. После перехода на антифриз мне пока не понадобилось. Но система охлаждения, хотя и ведет теперь себя хорошо, беспокоит меня больше других - СТОИТ РОДНОЙ РАДИАТОР.
РАДИАТОР-ПЕНСИОНЕР
Пару месяцев назад поставил на ГАЗ 31029 термостат от Нивы. Причем к верхнему патрубку радиатора. Результат прекрасный. Схема включения выглядит примерно так.
Собираюсь делать у себя. Только тесновато у нас в этом месте. Радиатор к мотору близко. Вот к замене антифриза и приурочу.
Лето 2004 г. 835 тыс. км.
В течение июля - августа, занимался машиной. Как упоминалось выше, несовершенство родного УАЗовского термостата требовало мер, препятствующих переохлаждению мотора в зимнее время. Для этого устанавливался вентилятор от М-412.И все равно, с ним и с закрытыми жалюзи, время прогрева оставляло желать лучшего. В то же время, с наступлением весны и по достижении окружающей температуры 25 град и выше, этот вентилятор с охлаждением не справлялся. Приходилось устанавливать шестилопастный металлический от ГАЗ-66. Этот вентилятор тяжел. Поэтому, желая снизить нагрузки на подшипники помпы, и собираясь в перспективе установить термостат ВАЗ, приобрел и установил вентилятор от ГАЗ-3307.
Его установка не сопряжена с какими-нибудь сложностями. Единственное, для монтажа без снятия радиатора, в ступице мною сделаны две симметричные прорези, для прохода конца вала помпы при установке. Одновременно был пересмотрен вариант установки на помпу масленки. В заводском исполнении она труднодоступна и требует удлинителя при смазке. Долгое время там использовался шланг для смазки выжимного. При замене вентилятора, обнаружил что шланг надорван. Придумал установить масленку через два удлинителя (с поворотом 135 градусов). Получилось. Результат виден на фото. Вентилятор конечно шумноват на высоких оборотах, но не так как металлический от ГАЗ-66. Летом, в жару +38-40 град. температура мотора не переваливала за 82-83 град. даже в городских пробках. Но при движении падала до 70 (термостат УАЗ), и время прогрева даже с закрытыми жалюзи составляло 12-15 мин. (успевал доехать до работы и не открыть жалюзи).
Конец августа.
Установил термостат от Нивы по схеме, указанной ранее.
В отличии от схемы, приведенной автором сайта здесь, она требует меньших затрат и разборок. Но из-за меньшего сечения малого круга, скорее всего, обладает несколько большим временем прогрева. Перед установкой термостат был проверен в кастрюле на предмет определения реальной температуры начала открывания. Получилось 84 град. Посчитал что это многовато. Опыт изменения регулировки имелся, а вот регулировочного винта в термостате не было. Была заклепанная опора. Её удалось сдвинуть на 3 мм в направлении термосилового элемента и зафиксировать припоем. Повторная проверка показала начало открытия при 78 град. Для монтажа на машину, кроме термостата, и сантехнического тройника 1/2" с наконечниками под шланги, потребовался верхний патрубок системы охлаждения ВАЗ классики. Прямой кусочек соединен с радиатором, а участок с поворотом - с помпой. Причем крышку термостата УМЗ-417 пришлось сменить на старую от 451м. Иначе патрубок пережимается сильнее. Но и в таком варианте, проездив неделю, температурного перенапряжения не ощутил. Кроме того, потребовалась рессорная втулка от М-412. Она вставляется на герметике в канал малого круга термостата, а в неё вставляется ёлочный наконечник (его еще называют «ёрш»), ввёрнутый в тройник.
Втулка входит достаточно легко, а ёрш потом её изнутри распирает. И хотя втулка неплохо фиксируется в термостате, для страховки, я сделал дополнительный удерживающий упор.
Результат.Прогрев до 80 град за 4-5 мин. Закрытие жалюзи на время не влияет. Диапазон изменения температуры в зависимости от изменения режима движения изменился с 70-83 до 78-82 град. Визуально это выглядит как постоянно перекрытая стрелкой метка шкалы 80. С изменением нагрузки стрелка ползает по метке, но не отрывается от неё. Система охлаждения была промыта и заправлена свежей ОЖ, состоящей из 3-х литров концентрата и остальное дистиллированная вода. На вход радиатора установлен свежий чулок. Кстати грязи в нем при разборке было совсем немного.
=ПРЕДИСЛОВИЕ=
= ДВИГАТЕЛЬ=
= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=
=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=
mygaz21i.narod.ru
_____________________________________________________________________________
Система охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) —жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя - 80— 95° С.
Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.
Рис.1. Схема системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151
1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — выпускной патрубок; 4 — термостат; 5 — водораспределительная труба; 6 — отверстие водораспределительной трубы; 7— головка цилиндров; 8 — прокладка; 9 — блок цилиндров; 10 и 12 — спускные краники; И — крыльчатка водяного насоса; 13 — приемный патрубок; 14 — шкив; 15 — перепускной канал
В системе охлаждения для контроля температуры жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.
Кроме того, в панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С.
Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи.
Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).
Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2) — центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.
Полость насоса уплотняется при помощи резинового манжета 8, плотно прижимающегося пружиной 9 к шайбе 7 и валу 2 насоса.
Рис.2. Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
] — гайка; 2—вал насоса; 3— корпус насоса; 4— контрольное отверстие подшипников; 5 — пресс-масленка; 6 — распорная втулка; 7— текстолитовая шайба; 8 — резиновый манжет; 9 —пружина; 10 — крыльчатка; И — болт; 12 — контрольное отверстие для стока воды; 13 — подшипники
Ремонт помпы (водяного насоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Характерными неисправностями водяного насоса являются: течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой уплотняющей шайбы или разрушения манжета сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки водяного насоса.
Подтекание воды из помпы устраняют заменой текстолитовой уплотняющей шайбы и манжета.
Для замены указанных деталей необходимо снять насос с двигателя, отъединив его от кронштейна, спять съемником крыльчатку и затем вынуть уплотняющую шайбу и манжет сальника.
Собирают сальник в такой последовательности: в крыльчатку вставляют пружину с обоймами пружины, затем манжет и текстолитовую шайбу. Прижав текстолитовую шайбу к манжету, вставить стопорное кольцо.
При этом часть валика помпы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, сопряженную с манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смазывают мылом, а торец корпуса насоса, соприкасающийся с упорной текстолитовой шайбой, — тонким слоем графитной смазки.
Напрессовывать крыльчатку на валик следует на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски. При этом помпа должна опираться передним торцом валика на стол, а нагрузку прикладывают к ступице крыльчатки.
Для замены подшипников или валика водяной насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности: спрессовать с валика насоса крыльчатку, отвернуть гайку крепления ступицы шкива и сиять ее при помощи съемника, вынуть стопорное кольцо подшипников из корпуса насоса и медным молотком (или на прессе) выбить валик с подшипниками из корпуса насоса, оперев передний торец корпуса на подставку с отверстием для прохода подшипников.
Собирают помпу в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессовывают на валик и в корпус одновременно при помощи ручного пресса и оправки.
Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик помпы распорную втулку, запрессовать второй подшипник войлочным сальником наружу.
Термостат УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — запирающего типа, помещается в выпускном патрубке 5 (рис.3), расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона 9, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.
Рис.3. Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
а — при холодном двигателе; б — при разогретом двигателе; 1 — корпус водяного насоса; 2—кронштейн; 3 — прокладка; 4 — корпус термостата; 5 — выпускной патрубок; 6 — клапан термостата; 7 — прокладка термостата; 8 — стержень термостата; 9 — баллон; 10 — отверстие
Клапан 6 термостата автоматически в зависимости от температуры воды в блоке цилиндров двигателя отключает или включает радиатор.
При температуре воды ниже 68° С клапан термостата закрыт (рис.3, а) и вода циркулирует только по «малому кругу»— внутри двигателя, минуя радиатор.
При температуре воды 80—86° С клапан полностью открывается и вода направляется из головки цилиндров в радиатор по «большому кругу» (рис.3, б).
Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда.
Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформированными в виде змейки с шагом 4,5 мм.
Рис.4. Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя
1 — радиатор; 2— пробка радиатора; 3 — стяжной хомут; 4 — соединительный шланг радиатора; 5 — корпус термостата; 6 — термостат; 7 — детали подвески радиатора; 8 — краник слива воды; 9 — тяга управления краником; 10 — кожух вентилятора
Для более эффективного охлаждения воды на радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 со стороны двигателя установлен стальной кожух вентилятора.
Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны 6 и 5.
Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления в системе до 0,45—0,55 кгс/см2. Благодаря такой возможности повышения давления вода в системе начинает закипать только при 109—112° С.
При температурах воды меньше 109—112° С система изолирована от окружающей среды и практически убыли воды не происходит.
Впускной клапан 5 открывается при разрежении в системе 0,01—0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.
Вентилятор УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 — шестилопастный, сборный. Крепится вентилятор вместе со шкивом его привода к ступице водяного насоса.
Приводится вентилятор вместе с водяным насосом клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень используется для привода генератора. В зимнее время кожух вентилятора рекомендуется снимать.
Жалюзи установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при втягивании — открываются.
Уровень воды в радиаторе УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверять ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор только «мягкую» воду.
Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже.
Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса).
Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения этиленгликолевую жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз, ГОСТ 159—52.
При температуре до —40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65.
Воду из системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.
При сливе воды необходимо, спустя некоторое время после открытия краников, открывать пробку радиатора.
Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс.
Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм. Проверять и регулировать (в случае необходимости) натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО-2.
Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.
Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через прес-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия 4 (см. рис.2). Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.
Работу термостата проверяют в случае перегревания двигателя при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения.
Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.
При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке достигнет 60—70° С (по указателю-температуры воды на щитке приборов).
Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют.
Систему охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 промывают 1 раз в год перед летним сезоном эксплуатации.
Двигатель и радиатор промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду. Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора.
Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на автомобиле.
Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения рекомендуется до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.
Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить, в первую очередь, всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.
Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
avtosteh.ru
______________________________________________________________________________
Система охлаждения УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком, с подачей жидкости в блок цилиндров.
Система охлаждения УМЗ-421, УМЗ-4218 включает в себя водяной насос, термостат, водяные рубашки в блоке цилиндров и головке, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, соединительные патрубки, а также радиаторы отопления кузова.
Рис.1. Система охлаждения двигателей УМЗ-421, УМЗ-4218 для автомобилей автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206
1 – радиатор отопителя; 2 – кран отопителя; 3 – головка цилиндров; 4 – прокладка; 5 – межцилиндровые каналы для прохода охлаждающей жидкости; 6 – двухклапанный термостат; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – выпускной трубопровод; 9 – пробка радиатора; 10 – жалюзи; 11 – пробка; 12 – бачок расширительный; 13 – отметка “min”; 14 – корпус термостата; 15 – насос системы охлаждения; 16 – крыльчатка; 17 – патрубок соединительный; 18 – вентилятор; 19 – радиатор; 20 сливной кран радиатора; 21 – впускной трубопровод; 22 – блок цилиндров; 23 – сливной кран блока цилиндров.
Для нормальной работы двигателя УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206) температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах плюс 80°- 90°С. Допустима непродолжительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости 105°С. Такой режим может возникнуть в жаркое время года при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях движения с частыми разгонами и остановками.
Рис. 2. Схема работы термостата УМЗ-421, УМЗ-4218
а – положение клапанов термостата и направление потока охлаждающей жидкости при прогреве двигателя б – после прогрева. 1 – корпус термостата; 2 – термостат; 3 – прокладка; 4 – крышка патрубка термостата; 5 – дроссельное отверстие; 6 – нижний клапан; 7 – пружина нижнего клапана; 8 – баллон; 9 – пружина верхнего клапана; 10 – верхний клапан; 11 – шток.
Поддержание нормальной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 осуществляется при помощи двухклапанного термостата с твердым наполнителем ТС-107-01, установленного в корпус. При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, действует малый круг циркуляции охлаждающей жидкости. Верхний клапан термостата закрыт, нижний клапан открыт.
Охлаждающая жидкость водяным насосом УМЗ-421, УМЗ-4218 нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через нижний клапан термостата и патрубок соединительный (поток охлаждающей жидкости показан пунктирными стрелками) – на вход водяного насоса.
Радиатор УМЗ-421, УМЗ-4218 при этом отключен от основного потока охлаждающей жидкости. Для более эффективного действия системы отопления салона при циркуляции жидкости по малому кругу (такая ситуация может поддерживаться достаточно долго при низких отрицательных температурах окружающего воздуха) в канале выхода жидкости через нижний клапан термостата имеется дроссельное отверстие диаметром 9 мм.
Такое дросселирование приводит к повышению перепада давления на входе и выходе радиатора отопления и более интенсивной циркуляции жидкости через этот радиатор. Кроме того, дросселирование клапана на выходе жидкости через нижний клапан термостата уменьшает вероятность аварийного перегрева двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 в случае отсутствия термостата, т.к. шунтирующее действие малого круга циркуляции жидкости при этом существенно ослабляется, поэтому значительная часть жидкости пойдет через радиатор охлаждения.
Дополнительно для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года на автомобилях УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206 перед радиатором имеются жалюзи, с помощью которых можно регулировать количество воздуха, проходящего через радиатор.
При повышении температуры жидкости до 80°С и более открывается верхний клапан термостата, а нижний клапан закрывается. Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому кругу. Потоки жидкости через насос, корпус термостата, радиатор показаны сплошными стрелками.
Для нормального функционирования система охлаждения УМЗ-421, УМЗ-4218 должна быть полностью заполнена жидкостью. При прогреве двигателя объем жидкости увеличивается, избыток ее выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный бачок. При снижении температуры жидкости (например, после прекращения работы двигателя) жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объем.
Рис. 3. Пробка радиатора автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206
1 – корпус пробки; 2 – пружина выпускного клапана; 3 –запорная пружина; 4 – прокладка выпускного клапана; 5 – впускной клапан; 6 - выпускной клапан; 7 – горловина радиатора; 8 – прокладка.
На автомобилях УАЗ расширительный бачок непосредственно связан с атмосферой. Регулирование обмена жидкости между бачком и замкнутым объемом системы охлаждения регулируется двумя клапанами: впускным и выпускным, находящимися в пробке радиатора.
Термостат УМЗ-421, УМЗ-4218
Термостат УМЗ-421, УМЗ-4218 (рис.2.) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107 расположен в выходном патрубке головке цилиндров и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82°С.
При температуре 94°С он уже полностью открыт. При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт, вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.
Термостат УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206) автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая циркуляцию жидкости через радиатор. В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.
Водяной насос системы охлаждения УМЗ-421, УМЗ-4218
Водяной насос двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 (рис. 4) – центробежного типа, приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Размеры ремня 10,7х8 мм (на автомобилях УАЗ длина ремня 1030мм).
Рис. 4. Водяной насос УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – корпус насоса; 2 – ремень; 3 – фиксатор; 4 – подшипник; 5 – штуцер подачи охлаждающей жидкости в систему отопления; 6 – корпус; 7 – крыльчатка; 8 – сальник; 9 – контрольное отверстие; 10 – шкив; 11 – ступица;
Корпус и крышка водяного насоса УМЗ-421, УМЗ-4218 выполнены из алюминиевого сплава. В конструкции насоса применен специальный двухрядный шарикороликовый подшипник с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутренних колец. Диаметр длинного конца валика, на который насаживается крыльчатка 16-0,018 мм, диаметр короткого конца для напрессовки ступицы – 17-0,018 мм.
Двухстороннее уплотнение обеспечивает сохранение заложенной в него специальной смазки в течение всего срока службы подшипника. Наружный диаметр подшипника 38-0,009 мм. Диаметр гнезда под подшипник в корпусе водяного насоса 38 мм. Установка подшипника в корпус водяного насоса осуществляется после нагрева корпуса до температуры 90-100°С с последующей фиксацией в корпусе специальным винтом с резьбой М6.
Уплотнение по торцу крыльчатки водяного насоса УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206) осуществляется сальником 2108-1307013-03, изготовленного из высококачественной резины марки на основе фторкаучука. Кольцо скольжения изготовлено из специального антифрикционного материала на основе графита.
Сальник легко устанавливается в корпус насоса УМЗ-421, УМЗ-4218 и легко демонтируется из посадочного гнезда. Перед установкой наружная поверхность сальника смазывается герметиком. Натяг сальника в месте контакта кольца скольжения с торцем крыльчатки составляет около 0,8 мм.
На передний конец вала водяного насоса УМЗ-421, УМЗ-4218 напрессовывается ступица, на которую крепится шкив привода, либо вентилятор непосредственно к фланцу ступицы на четыре отверстия с резьбой М8, либо муфта вязкостного трения в сборе с вентилятором через специальную гайку с левой резьбой М27х1,5 к переднему концу ступицы.
Ступица посажена на вал подшипника с натягом 0,032-0,077 мм (внутренний диаметр ступицы 17 мм). Размер от переднего торца фланца ступицы до заднего торца корпуса водяного насоса без крышки после напрессовки ступицы на вал составляет 117,4 мм.
Рис. 5. Муфта привода вентилятора двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – крышка; 2 – корпус; 3 – вал; 4 – диск ведущий; 5 – шпилька крепления вентилятора; 6 – подшипник; 7 – компаунд; 8 – жидкость полиметилсилоксановая; 9 – перепускное отверстие; 10 – клапан; 11 – биметаллическая пружина
На двигатели УМЗ-421 и УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206 может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора (рис. 5), позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.
Наружную поверхность муфты привода вентилятора УМЗ-421, УМЗ-4218 следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.
Если муфта перестает работать, отсоедините муфту от ступицы (соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу), снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином. Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
avtotehkar.ru
_____________________________________________________________________________
Система охлаждения УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком, с подачей жидкости в блок цилиндров.
Система охлаждения включает в себя водяной насос, термостат, водяные рубашки в блоке цилиндров и головке, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, соединительные патрубки, а также радиаторы отопления кузова.
Рис.1. Система охлаждения двигателей УМЗ-421, УМЗ-4218 для автомобилей автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206
1 – радиатор отопителя; 2 – кран отопителя; 3 – головка цилиндров; 4 – прокладка; 5 – межцилиндровые каналы для прохода охлаждающей жидкости; 6 – двухклапанный термостат; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – выпускной трубопровод; 9 – пробка радиатора; 10 – жалюзи; 11 – пробка; 12 – бачок расширительный; 13 – отметка “min”; 14 – корпус термостата; 15 – насос системы охлаждения; 16 – крыльчатка; 17 – патрубок соединительный; 18 – вентилятор; 19 – радиатор; 20 сливной кран радиатора; 21 – впускной трубопровод; 22 – блок цилиндров; 23 – сливной кран блока цилиндров.
Для нормальной работы двигателя УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206) температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах плюс 80°-90°С. Допустима непродолжительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости 105°С.
Такой режим может возникнуть в жаркое время года при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях движения с частыми разгонами и остановками.
Рис. 2. Схема работы термостата УМЗ-421, УМЗ-4218
а – положение клапанов термостата и направление потока охлаждающей жидкости при прогреве двигателя б – после прогрева. 1 – корпус термостата; 2 – термостат; 3 – прокладка; 4 – крышка патрубка термостата; 5 – дроссельное отверстие; 6 – нижний клапан; 7 – пружина нижнего клапана; 8 – баллон; 9 – пружина верхнего клапана; 10 – верхний клапан; 11 – шток.
Поддержание нормальной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя осуществляется при помощи двухклапанного термостата с твердым наполнителем ТС-107-01, установленного в корпус.
При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, действует малый круг циркуляции охлаждающей жидкости. Верхний клапан термостата закрыт, нижний клапан открыт.
Охлаждающая жидкость водяным насосом УМЗ-421, УМЗ-4218 нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через нижний клапан термостата и патрубок соединительный (поток охлаждающей жидкости показан пунктирными стрелками) – на вход водяного насоса.
Радиатор УМЗ-421, УМЗ-4218 при этом отключен от основного потока охлаждающей жидкости.
Для более эффективного действия системы отопления салона при циркуляции жидкости по малому кругу (такая ситуация может поддерживаться достаточно долго при низких отрицательных температурах окружающего воздуха) в канале выхода жидкости через нижний клапан термостата имеется дроссельное отверстие диаметром 9 мм.
Такое дросселирование приводит к повышению перепада давления на входе и выходе радиатора отопления и более интенсивной циркуляции жидкости через этот радиатор.
Кроме того, дросселирование клапана на выходе жидкости через нижний клапан термостата уменьшает вероятность аварийного перегрева двигателя в случае отсутствия термостата, т.к. шунтирующее действие малого круга циркуляции жидкости при этом существенно ослабляется, поэтому значительная часть жидкости пойдет через радиатор охлаждения.
Дополнительно для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года перед радиатором имеются жалюзи, с помощью которых можно регулировать количество воздуха, проходящего через радиатор.
При повышении температуры жидкости до 80°С и более открывается верхний клапан термостата, а нижний клапан закрывается.
Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому кругу. Потоки жидкости через насос, корпус термостата, радиатор показаны сплошными стрелками.
Для нормального функционирования система охлаждения УМЗ-421, УМЗ-4218 должна быть полностью заполнена жидкостью.
При прогреве двигателя объем жидкости увеличивается, избыток ее выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный бачок.
При снижении температуры жидкости (например, после прекращения работы двигателя) жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объем.
Рис. 3. Пробка радиатора автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-3151, УАЗ-3909, 2206
1 – корпус пробки; 2 – пружина выпускного клапана; 3 –запорная пружина; 4 – прокладка выпускного клапана; 5 – впускной клапан; 6 - выпускной клапан; 7 – горловина радиатора; 8 – прокладка.
На автомобилях УАЗ расширительный бачок непосредственно связан с атмосферой.
Регулирование обмена жидкости между бачком и замкнутым объемом системы охлаждения регулируется двумя клапанами: впускным и выпускным, находящимися в пробке радиатора.
Термостат УМЗ-421, УМЗ-4218
Термостат УМЗ-421, УМЗ-4218 (рис.2.) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107 расположен в выходном патрубке головке цилиндров и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.
Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82°С.
При температуре 94°С он уже полностью открыт. При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.
При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт, вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.
Термостат УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206) автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая циркуляцию жидкости через радиатор.
В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.
Водяной насос системы охлаждения УМЗ-421, УМЗ-4218
Водяной насос двигателя (рис. 4) – центробежного типа, приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Размеры ремня 10,7х8 мм (на автомобилях УАЗ длина ремня 1030мм).
Рис. 4. Водяной насос УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – корпус насоса; 2 – ремень; 3 – фиксатор; 4 – подшипник; 5 – штуцер подачи охлаждающей жидкости в систему отопления; 6 – корпус; 7 – крыльчатка; 8 – сальник; 9 – контрольное отверстие; 10 – шкив; 11 – ступица;
Корпус и крышка водяного насоса УМЗ-421, УМЗ-4218 выполнены из алюминиевого сплава.
В конструкции насоса применен специальный двухрядный шарикороликовый подшипник с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутренних колец.
Диаметр длинного конца валика, на который насаживается крыльчатка 16-0,018 мм, диаметр короткого конца для напрессовки ступицы – 17-0,018 мм.
Двухстороннее уплотнение обеспечивает сохранение заложенной в него специальной смазки в течение всего срока службы подшипника. Наружный диаметр подшипника 38-0,009 мм.
Диаметр гнезда под подшипник в корпусе водяного насоса 38 мм. Установка подшипника в корпус водяного насоса осуществляется после нагрева корпуса до температуры 90-100°С с последующей фиксацией в корпусе специальным винтом с резьбой М6.
Уплотнение по торцу крыльчатки водяного насоса УМЗ-421 (УАЗ-31514), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3909, 2206) осуществляется сальником 2108-1307013-03, изготовленного из высококачественной резины марки на основе фторкаучука.
Кольцо скольжения изготовлено из специального антифрикционного материала на основе графита.
Сальник легко устанавливается в корпус насоса и легко демонтируется из посадочного гнезда.
Перед установкой наружная поверхность сальника смазывается герметиком. Натяг сальника в месте контакта кольца скольжения с торцем крыльчатки составляет около 0,8 мм.
На передний конец вала водяного насоса УМЗ-421, УМЗ-4218 напрессовывается ступица, на которую крепится шкив привода, либо вентилятор непосредственно к фланцу ступицы на четыре отверстия с резьбой М8, либо муфта вязкостного трения в сборе с вентилятором через специальную гайку с левой резьбой М27х1,5 к переднему концу ступицы.
Ступица посажена на вал подшипника с натягом 0,032-0,077 мм (внутренний диаметр ступицы 17 мм). Размер от переднего торца фланца ступицы до заднего торца корпуса водяного насоса без крышки после напрессовки ступицы на вал составляет 117,4 мм.
Рис. 5. Муфта привода вентилятора двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – крышка; 2 – корпус; 3 – вал; 4 – диск ведущий; 5 – шпилька крепления вентилятора; 6 – подшипник; 7 – компаунд; 8 – жидкость полиметилсилоксановая; 9 – перепускное отверстие; 10 – клапан; 11 – биметаллическая пружина
На двигатели может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора (рис. 5), позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.
Наружную поверхность муфты привода вентилятора УМЗ-421, УМЗ-4218 следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.
Если муфта перестает работать, отсоедините муфту от ступицы (соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу), снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином.
Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
avtosteh.ru