Представлены моменты затяжек резьбовых соединений моделей Chrysler выпускавшиеся в 90-ых годах : Voyager 2,5i / 3,0i / 3,3i / Caravan 2,5i / 3,0i / 3,3i / Jeep 2,5i / 4,0i / Cherokee / Wrangler. Несмотря на переход концерна под контроль итальянского Фиата, автомобили самого высокого качества по-прежнему продолжают выходить на рынок. Они завоевали заслуженное уважение своей неувядающей надёжностью, может потому так и популярны на дорогах России.
Внимание!
На нашем сайте в разделе «Технические данные / Бензиновые модели» — полные технические данные на все узлы представляемых моделей. Кроме того в вашем распоряжении в разделах :
Все моменты приведены в Нм, если не указано другое
Требуется точное соблюдение длин болтов, если это указывается отдельно.
Внимание!
Все модели специально настраивались производителем для работы с катализатором.
Двигатели на всех моделях имеют простую конфигурацию болтов головки блока цилиндров, но важно отметить, что у всех моделях она разная.
Обращаем внимание на порядок затяжки болтов головки блока цилиндров у моделей Chrysler Jeep 2,5i / 4,0i / Cherokee / Wrangler.
N | Параметр |
|
|
|
|
|
1 | Модель | Voyager 2,5i / Caravan 2,5i | Voyager 3,0i / Caravan 3,0i | Voyager 3,3i / Caravan 3,3i | Jeep 2,5i / Cherokee / Wrangler | Jeep 4,0i / Cherokee / Wrangler |
2 | (**) | (**) | (**) | (**) | (**) | |
3 | Года выпуска | 1992-1994 | 1992-1994 | 1992-1994 | 1992-1994 | 1992-1994 |
4 | Код двигателя | 150 CID | 242 CID | |||
5 | Тип двигателя | OHC | OHC | OHV | OHV | OHV |
6 | Количество цилиндров | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 |
7 | Емкость (куб.см)(*) | 2501 (2484) | 2972 (2945) | 3301 (3278) | 2464 (2427) | 3960 (3887) |
8 | Свечи зажигания – производитель | Champion | Champion | Champion | Champion | Champion |
| - тип | RN12 YC | RN11 YC4 | RN16 YC5 | RC12 LYC | RC12 LYC |
| Моменты затяжек |
|
|
| (***) | (***) |
10 | Головка цилиндров – 1 стадия | 61 | 40 | 61 | 30 | 30 |
11 | - 2 стадия | 88 | | 88 | 61 | 61 |
12 | - 3 стадия | 88 | 108 | 88 | проверить затяжку до 61 | проверить затяжку до 61 |
13 | - 4 стадия | 90 градусов | 90 градусов | болты 1-6 (1-10 для 6-цилиндрового двигателя) : 149; болт 7 (11) : 136 болты 8-10 (12-14) : 149 | болты 1-6 (1-10 для 6-цилиндрового двигателя) : 149; болт 7 (11) : 136 болты 8-10 (12-14) : 149 | |
14 | 41 + 90 градусов | 80 | 41 + 90 градусов | (****) 54 | (****) 54 | |
15 | - 2 стадия | 95 | 95 | |||
16 | - 3 стадия | 108 | 108 | |||
17 | Шатунные подшипники | 54 + 90 градусов | 52 | 54 + | 45 | 45 |
18 | Маховик | 95 | 38 / 75 | 38 / 75 | ||
19 | Шкив коленвала | 115 | 151 | 54 | 108 | 108 |
20 | Свечи зажигания | 28 | 28 | 27 | 37 | 37 |
21 | Передняя ступица | 244 | 244 | 244 | 237 | 237 |
22 | Задняя ступица | 4WD : 244 | 4WD : 244 | |||
23 | Колеса | 110 – 135 | 110 – 135 | 110 — 135 | 109 — 150 | 109 – 150 |
Рис.1. Последовательность затяжек болтов головки блока цилиндров моделейChrysler Voyager / Caravan 2,5i
(**) Все модели выпускались со специальной настройкой производителя под использование катализатора.
(***) Производитель настоятельно не рекомендует использовать болты повторно для головки блока цилиндров более одного раза. Перед установкой 7-го болта (11-го для 6-цилиндрового двигателя) покрыть его сначала пастой Loctite PST или аналгичной.
(****) Приведены моменты для болтов крышек 1, 3, 4, 5 (1, 2, 4, 5, 6, 7 – для 6-цилиндрового двигателя). По завершении затяжек данных болтов – протолкнуть коленвал вперед и назад, нагрузить его спереди или сзади и затянуть болты крышки 2 (3 для 6-цилиндрового) с теми же моментами.
OHV – OverHead Valve — Верхнеклапанные двигатели с приводом клапанов толкателями, клапаны в головке цилиндров, распредвал — в блоке.
OHC / SOHC – Overhead Camshaft / Single OverHead Camshaft — Двигатели с распредвалом в головке цилиндров.
DOHC — Double OverHead Camshaft — Двигатель с двумя распредвалами в головке цилиндров
autoremka.ru
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
Двигатель |
||
ґБолт крепления крышки коренного подшипника |
М10x1,25 |
68,31-84,38 (6,97-8,61) |
ґБолт крепления масляного насоса |
М8 |
21,66-26,75 (2,21-2,73) |
ґБолт крепления поддона картера |
М6 |
5,10-8,20 (0,50-0,85) |
ґШпилька крепления крышки маслоотделителя |
М8 |
12,7-20,6 (1,3-2,1) |
ґГайка крепления крышки масллоотделителя |
М8 |
12,7-20,06 (1,3-2,1) |
ґБолты крепления головки блока цилиндров: |
М12x1,25 |
см. гл. Двигатель |
ґБолт крепления головки блока цилиндров |
М8 |
31,36-39,1 (3,2-3,99) |
ґГайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора |
М8 |
20,87-25,77 (2,13-2,6) |
ґГайка болта крышки шатуна |
М9x1 |
43,32-53,51 (4,42-5,4) |
ґБолт крепления маховика |
М10x1,25 |
60,95-87,42 (6,22-8,92) |
ґБолт крепления башмака натяжителя цепи |
М10x1,25 |
41,2-51,0 (4,2-5,2) |
ґГайка крепления крышки головки блока цилиндров |
М6 |
1,96-4,60 (0,20-0,47) |
ґГайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала |
М8 |
18,33-22,6 (1,87-2,3) |
ґБолт крепления звездочки распределительного вала |
М10x1,25 |
41,2-51,0 (4,2-5,2) |
ґБолт крепления звездочки вала привода масляного насоса |
М10x1,25 |
41,2-51,0 (4,2-5,2) |
ґГайка регулировочного болта клапана |
М12x1,25 |
43,3-53,5 (4,42-5,46) |
ґВтулка регулировочного болта клапана |
М18x1,5 |
83,3-102,9 (8,5-10,5) |
ґСвеча зажигания |
М14x1,25 |
30,67-39,0 (3,13-3,99) |
ґБолт крепления насоса охлаждающей жидкости |
М8 |
21,66-26,75 (2,21-2,73) |
ґГайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения |
М8 |
15,97-22,64 (1,63-2,31) |
ґГайка крепления шкива коленчатого вала |
М20x1,5 |
101,3-125,6 (10,3-12,8) |
ґБолт крепления кронштейна генератора |
М10x1,25 |
44,1-64,7 (4,5-6,6) |
ґГайка крепления установочной планки генератора |
М10x1,25 |
28,63-45,27 (2,86-4,62) |
ґГайка болта крепления генератора к кронштейну дв. 21213 |
М12x1,25 |
58,3-72,0 (5,95-7,35) |
ґГайка крепления натяжной планки к генератору дв. 21213 |
М10x1,25 |
28,03-45,27 (2,86-4,62) |
ґГайка болта крепления генератора к кронштейну дв. 21214 |
М8 |
21,66-26,75 (2,21-2,73) |
ґГайка крепления натяжной планки к генератору дв. 21214 |
М8 |
21,66-26,75 (2,21-2,73) |
ґГайка крепления кронштейна боковой опоры силового агрегата |
М8 |
10,4-24,2 (1,1-2,5) |
ґГайка крепления подушки боковой опоры к кронштейну поперечины |
М10x1,25 |
27,4-34,0 (2,8-3,46) |
ґГайка крепления поперечины задней опоры силового агрегата к кузову |
М8 |
28,3-28,8 (2,38-2,94) |
ґГайка крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач |
М8 |
28,3-28,8 (2,38-2,94) |
ґБолт крепления опоры задней подвески силового агрегата к поперечине |
М10x1,25 |
28,03-45,27 (2,86-4,62) |
Сцепление | ||
ґБолт крепления нажимного диска сцепления к маховику |
М8 |
19,1-30,91 (1,95-3,15) |
ґГайка болта-оси крепления педалей сцепления и тормоза к кронштейну |
М12x1,25 |
58,3-72,0 (5,95-7,35) |
ґГайка крепления главного цилиндра сцепления к кронштейну педального узла |
М8 |
9,8-15,7 (1,0-1,6) |
ґГайка соединительной трубки гидропривода сцепления |
М12 |
24,5-31,4 (2,5-3,2) |
ґБолт крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления |
М8 |
15,0-18,6 (1,53-1,9) |
Коробка передач | ||
ґВыключатель фонаря света заднего хода |
М14x1,5 |
28,4-45,1 (2,9-4,6) |
ґБолт крепления картера сцепления к двигателю |
М12x1,25 |
53,9-87,2 (5,5-8,9) |
ґГайка крепления картера сцепления к коробке передач |
М10x1,25 |
31,8-51,4 (3,25-5,25) |
ґГайка крепления картера сцепления к коробке передач |
М8 |
15,7-25,5 (1,6-2,6) |
ґБолт крепления крышки фиксаторов штоков |
М8 |
15,7-25,5 (1,6-2,6) |
ґГайка крепления задней крышки |
М8 |
15,7-25,5 (1,6-2,6) |
ґГайка крепления корпуса рычага переключения передач к задней крышке |
М6 |
11,7-18,6 (1,2-1,9) |
ґГайка крепления нижней крышки |
М6 |
11,7-18,6 (1,2-1,9) |
ґГайка крепления фланца эластичной муфты к вторичному валу |
М20x1,0 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґБолт крепления зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала |
М12x1,25 |
79,4-98 (8,1-10,0) |
ґБолт крепления блока шестерен пятой и задней передачи к промежуточному валу |
М10x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґБолт крепления вилки к штоку переключения передач |
М6 |
11,7-18,6 (1,2-1,9) |
Промежуточный вал | ||
ґГайка болта крепления эластичной муфты к фланцам |
М12x1,25 |
57,8-71,5 (5,9-7,3) |
ґГайка крепления корпуса шарнира к фланцу ведущего вала раздаточной коробки |
М8 |
27,4-34,3 (2,8-3,5) |
Раздаточная коробка | ||
ґГайка крепления кронштейна подвески на оси |
М10x1,25 |
26,5-32,3 (2,7-3,3) |
ґГайка крепления кронштейна подвески к кузову |
М8 |
15,0-18,6 (1,53-1,9) |
ґГайки крепления крышки картера раздаточной коробки, картера привода переднего моста, корпуса привода спидометра, кронштейна рычага управления |
М8 |
14,7-24,5 (1,5-2,5) |
ґВыключатель контрольной лампы блокировки дифференциала |
М16x1,5 |
28,4-45 (2,9-4,6) |
ґБолт крепления вилки к штоку включения передач |
М6 |
11,8-18,6 (1,2-1,9) |
ґБолт крепления вилки к штоку блокировки дифференциала |
М6 |
11,7-18,6 (1,2-1,9) |
ґБолт крепления ведомой шестерни |
М10x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґГайка крепления заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника промежуточного вала |
М18x1,5 |
96-117,6 (9,8-12,0) |
ґГайки крепления фланца карданного вала к ведущему валу и к валам привода переднего и заднего мостов |
М16x1,5 |
96-117,6 (9,8-12,0) |
Карданная передача | ||
ґГайка болта крепления фланца карданного вала к фланцам редуктора переднего и заднего мостов и раздаточной коробки |
М8 |
27,4-34,3 (2,8-3,5) |
Передний мост | ||
ґБолт крепления переднего моста к двигателю |
М12x1,25 |
74,5-92 (7,6-9,4) |
ґГайка крепления переднего моста к двигателю |
М12x1,25 |
60,8-75 (6,2-7,66) |
ґГайка крепления крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира |
М8x1,25 |
19,6-24,5 (2,0-2,5) |
ґГайка крепления крышки подшипника дифференциала |
М12x1,25 |
62,7-75,4 (6,3-7,7) |
ґБолт крепления стопорной пластины регулировочной гайки |
М6x1 |
3,8-6,2 (0,39-0,63) |
ґБолт крепления ведомой шестерни |
М10x1,25 |
83,3-102,9 (8,5-10,5) |
Задний мост | ||
ґБолт крепления картера редуктора к балке заднего моста |
М8 |
35-43,2 (3,57-4,41) |
ґБолт крепления крышки подшипника дифференциала |
М10x1,25 |
43,3-53,5 (4,42-5,46) |
ґБолт крепления ведомой шестерни |
М10x1,25 |
83,3-102,9 (8,5-10,5) |
ґГайка крепления фланца к ведущей шестерне |
М16x1,5 |
См. главу Задний мост |
ґГайка болта крепления упорной пластины подшипника полуоси |
М10x1,25 |
41,6-51,4 (4,25-5,25) |
Рулевое управление | ||
ґГайка болта крепления картера рулевого управления |
М10x1,25 |
33,3-41,2 (3,4-4,2) |
ґГайка болта крепления кронштейна маятникового рычага |
М10x1,25 |
33,3-41,2 (3,4-4,2) |
ґГайка шарового пальца тяг рулевого привода* |
М14x1,5 |
42,1-53 (4,3-5,4) |
ґГайка стяжного болта вилки карданного шарнира |
М8 |
22,5-27,4 (2,3-2,8) |
ґГайка крепления рулевого колеса |
М16x1,5 |
31,4-51 (3,2-5,2) |
ґГайка крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову |
М8 |
15-18,6 (1,53-1,9) |
ґГайка крепления сошки |
М20x1,5 |
199,9-247 (20,4-25,2) |
ґГайка оси маятникового рычага |
М14x1,5 |
63,7-102,9 (6,5-10,5) |
Тормозная система | ||
ґШтуцер соединительных трубок гидропривода тормозов |
М10x1,25 |
14,7-18,6 (1,5-1,9) |
ґПерепускной болт переднего тормозного шланга |
М10x1,25 |
26,5-32,3 (2,7-3,3) |
ґГайка крепления главного тормозного цилиндра к корпусу вакуумного усилителя |
М10x1,25 |
33,3-41,2 (3,4-4,2) |
ґГайка крепления корпуса вакуумного усилителя к кронштейну |
М10x1,25 |
33,3-41,2 (3,4-4,2) |
ґГайка крепления кронштейнов вакуумного усилителя и педального узла к щитку передка кузова |
М8 |
22,5-27,4 (2,3-2,8) |
ґГайка болта-оси крепления педалей тормоза и сцепления к кронштейну |
М12x1,25 |
58,3-72,0 (5,95-7,35) |
ґБолт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку |
М10x1,25 |
41,6-51,4 (4,25-5,25) |
ґБолт крепления заднего колесного цилиндра к тормозному щиту |
М6 |
11,8-18,6 (1,2-1,9) |
ґБолт крепления держателя оболочки троса ручного тормоза к тормозному щиту |
М6 |
11,8-18,6 (1,2-1,9) |
ґБолт крепления регулятора давления задних тормозов к кронштейну кузова |
М8 |
22,5-27,4 (2,3-2,8) |
Передняя подвеска | ||
ґГайка нижнего крепления поперечины к лонжеронам кузова |
М12x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґГайка болта верхнего крепления поперечины к лонжеронам кузова |
М12x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґГайка крепления кронштейна буфера хода отбоя к поперечине |
М10x1,25 |
27,4-34 (2,8-3,46) |
ґГайка болта крепления оси верхнего рычага |
М12x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґГайка оси верхнего рычага |
М14x1,5 |
63,7-102,9 (6,5-10,5) |
ґГайка крепления верхнего конца амортизатора |
М10x1,25 |
27,4-34 (2,8-3,46) |
ґГайка болта крепления нижнего конца амортизатора |
М10x1,25 |
27,4-34,0 (2,8-3,46) |
ґГайка подшипников ступицы переднего колеса |
М18x1,5 |
См. Передняя подвеска |
ґГайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости |
М8 |
15-18,6 (1,53-1,9) |
ґГайка крепления шаровой опоры к поворотному кулаку |
М14x1,5 |
83,3-102,9 (8,5-10,5) |
ґГайка болта крепления шаровой опоры к рычагу |
М8 |
20,6-25,75 (2,1-2,63) |
ґБолт крепления растяжки к поперечине подвески |
М12x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
ґГайка крепления растяжки к кузову |
М16x1,5 |
104,9-169,5 (10,7-17,3) |
ґГайка оси нижнего рычага |
М16x1.5 |
114,7-185,2 (11,7-18,9) |
ґГайка болта крепления опорной чашки пружины к нижнему рычагу |
М10x1,25 |
50-61,7 (5,1-6,3) |
ґГайка крепления колеса |
М12x1,25 |
62,4-77,1 (6,37-7,87) |
ґГайка болта крепления поворотного рычага к кулаку |
М12x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
Задняя подвеска | ||
ґГайка болта крепления амортизатора |
М12x1,25 |
38,2-61,7 (3,9-6,3) |
ґГайки болтов крепления поперечной и продольной штанг |
М12x1,25 |
66,6-82,3 (6,8-8,4) |
automn.ru
12. Головка блока цилиндров — снятие и установка
Предупреждение! Подождите, пока двигатель полностью остынет, прежде чем приступать к выполнению данной процедуры.Снятие
Смотрите иллюстрацию 12.14. 1. Установите поршень цилиндра №1 в верхнюю мертвую точку (смотрите раздел 3). 2. Сбросьте давление в системе питания (смотрите раздел 4), затем отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи (смотрите главу 5, раздел 1). 3. Слейте жидкость из системы охлаждения (смотрите главу 1). 4. Снимите катушки зажигания, провода свечей зажигания и свечи зажигания (смотрите главы 1 и 5). 5. Снимите впускной коллектор (смотрите раздел 4). Закройте каналы на коллекторе и головке блока цилиндров специальной пленкой, чтобы избежать попадания загрязнений. 6. Снимите расширительный бачок усилителя рулевого управления и шланги, убрав их в сторону (смотрите главу 10). 12.19. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. 7. Снимите выпускной коллектор (смотрите раздел 6).Примечание Выпускной коллектор легче снять после снятия головки блока цилиндров. По возможности, не отсоединяйте его. 8. Отсоедините верхний шланг радиатора от корпуса термостата (смотрите главу 3). 9. Отсоедините электрический разъем от датчика положения распредвала и положите провода в сторону (смотрите главу 4). 10. Снимите ремень привода ГРМ (смотрите раздел 7). 11. Снимите звездочки распредвала, паразитный шкив и заднюю крышку ремня привода ГРМ. 12. Снимите распредвалы, коромысла и гидрокомпенсаторы (смотрите разделы 9 и 10). 13. Ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за один подходе последовательности, обратной затяжке (смотрите иллюстрацию 12.19), пока не сможете отвернуть их от руки.Примечание Запишите расположение болтов различной длины, чтобы затем установить их в исходное положение. 14. Осторожно снимите головку блока цилиндров и поместите ее на деревянные бруски, чтобы избежать повреждения уплотнительных поверхностей. Если головка блока цилиндров прилипла к блоку цилиндров, отсоедините ее, поместив деревянный брусок и постучав по дереву молотком. Вы также можете поддеть головку блока цилиндров при помощи монтировки, установленной под выступ в головке блока цилиндров.Примечание Рекомендуется также проверить неплоскостность головки блока цилиндров, даже если вы просто заменяете прокладку головки блока цилиндров. 13.8а. Если поддон картера прилип к блоку цилиндров, постучите по его поверхности молотком с мягким бойком, чтобы отсоединить его. 15. Удалите все следы старой прокладки с блока и головки цилиндров. Вы можете использовать специальные растворители и размягчители для удаления прокладок, которые можно приобрести в специализированных магазинах.Внимание! Головка блока цилиндров изготовлена из алюминия. Будьте предельно осторожны. Не поцарапайте контактные поверхности. Поместите чистые тряпки в цилиндры, чтобы избежать попадания загрязнений при выполнении работ с блоком цилиндров. Используйте пылесос, чтобы удалить загрязнения из двигателя. Используйте метчик подходящего размера, чтобы очистить резьбу в блоке цилиндров. Очистите и проверьте все элементы крепления с резьбой на наличие повреждений. Проверьте резьбу болтов крепления головки блока цилиндров на наличие следов сокращения площади поперечного сечения вследствие растяжения. Если болты крепления головки блока цилиндров повреждены, их необходимо заменить.Примечание Рекомендуется заменять болты крепления головки блока цилиндров каждый раз при ее снятии. 16. Обратитесь на станцию технического обслуживания для проверки и очистки болтов крепления и головки блока цилиндров.
Установка
Смотрите иллюстрацию 12.19. 17. Установите новую прокладку, затем установите головку блока цилиндров на место. 18. Нанесите чистое моторное масло на резьбу болтов крепления головки блока цилиндров, затем установите их в исходное положение. 19. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в указанной на иллюстрации последовательности (смотрите иллюстрацию) затри этапа моментом затяжки, приведенным в спецификациях. После третьего этапа затяжки дотяните болты крепления на угол 90° (1/4 оборота). 13.8b. Снимите поддон картера с блока цилиндров — будьте осторожны, не пролейте остатки моторного масла, которое может собраться внутри.Примечание Вам не понадобится динамометрический ключ для последнего этапа. Отметьте положение болтов крепления по отношению к головке блока цилиндров и нанесите еще одну установочную метку под углом 90°. При помощи насадки и монтировки дотяните болты крепления в указанной последовательности на угол 90°. 20. Установите коромысла и толкатели (смотрите раздел 10). 21. Установите заднюю крышку ремня привода ГРМ, распредвалы и звездочки распредвалов (смотрите раздел 11). 22. Установите ремень привода ГРМ (смотрите раздел 7). После установки медленно проверните коленвал вручную по часовой стрелке на два полных оборота. Проверьте установочные метки фаз газораспределения распредвала. 23. Установка остальных компонентов выполняется в порядке, обратном снятию. 24. Заправьте систему охлаждения и проверьте уровень рабочих жидкостей (смотрите раздел 1). 25. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей температуры. Проверьте систему на наличие утечек и убедитесь, что она работает должным образом.monolith.in.ua
Болты головки блока цилиндров: | |
- 1-й этап (болты М11 - очередность 1 - 10) |
25 Нм |
- 2-й этап (болты М11 - очередность 1 - 10) |
55 Нм |
- 3-й этап (болты М11 - очередность 1 - 10) |
затянуть на 90˚ |
- 4-й этап (болты М11 - очередность 1 - 10) |
затянуть на 90˚ |
- 5-й этап (болты М8 - очередность 1 - 13) |
24 - 27 Нм |
Крышка головки блока цилиндров |
6 - 8 Нм |
Кожух системы газораспределения |
65 - 95 Нм |
Направляющие цепи привода системы газораспределения: | |
- верхняя |
10 - 13 Нм |
- нижняя |
24 - 28 Нм |
Звездочки распредвалов |
55 - 63 Нм |
Крышки подшипников распредвалов |
22 - 26 Нм |
Крышки коренных подшипников |
90 - 104 Нм |
Крышки шатунов |
26 - 34 Нм |
- 1-й этап |
6 - 8 Нм |
- 2-й этап |
15 - 17 Нм |
- 3-й этап |
затянуть на 85˚ - 95˚ |
Демпфер крутильных колебаний коленчатого вала |
110 - 130 Нм |
- 1-й этап |
45 - 58 Нм |
- 2-й этап |
затянуть на 80˚ - 90˚ |
Масляный насос к блоку цилиндров |
8,5 - 11,5 Нм |
Шкив масляного насоса |
16 - 19 Нм |
Натяжное устройство карданной цепи масляного насоса |
10 - 13 Нм |
Насос охлаждающей жидкости |
21 - 28 Нм |
Шкив насоса охлаждающей жидкости |
21 - 28 Нм |
Корпус термостата |
9 - 12 Нм |
carmanz.com
При разборе и ремонте двигателя транспортного средства возникает необходимость затяжки болтов головки блока цилиндров. Но не каждый автолюбитель осознает, что это такое. Что такое момент затяжки болтов ГБЦ, для чего он нужен и как проходит этот процесс?
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Некоторые автомобилисты понятия не имеют, зачем соблюдать последовательность и регулировку момента затяжки болтов ГБЦ. Автомобилист должен понимать, что использование неподходящей технологии в результате станет причиной появления проблем в работе мотора. Это очень важно, и значит, что ему следует уделить внимание. Особенно если привыкли сами заниматься ремонтом своего «железного коня», а не обращаться за помощью на СТО.
Цифрами отмечены элементы мотора, которые следует затянутьПока не приступили к вопросу порядка натяжения элементов ГБЦ, отметим, что каждый двигатель имеет свой момент затяжки. Соответственно, для каждого автомобиля коэффициент различен.
Некоторые автомобилисты считают, если они занимались ремонтом двигателя или затягиванием его винтов, то они имеют достаточно опыта. Но следует учитывать, что данную процедуру надо проводить только в соответствии с определенными параметрами двигателя. Эту информацию можно найти в мануале по эксплуатации к вашему авто.
Процедура затяжки нужна тогда, когда следует предотвратить появление конденсата и влаги в местах соединения ГБЦ с блоком.
Или, если происходит утечка масла. Эта причина распространенная. Кроме того, необходимость затягивания болтов возникает, когда автомобилист выполняет ремонт мотора или производит замену прокладки ДВС. Также регулировка нужна, когда нарушена структура БЦ.
Утечка масла — одна из причин необходимости натяжки компонентов ДВСОтметим, что на момент натяжения влияют несколько факторов. Если сделать это самостоятельно, то нужно знать, что влияет:
Итак, если решили заняться затяжкой винтов ГБЦ и регулировкой момента, то нужно соблюдать определенный порядок и последовательность. Болты крепления ГБЦ не должны быть слишком затянуты или не дотянуты. Усилие нужно прикладывать, но не увлекаться. Если не имеете опыта, то за помощью лучше обратиться к профессионалам.
Несмотря на то что этот процесс ремонтных работ требует особенного индивидуального подхода, подготовка к нему проходит быстро. Все потому что для этого не надо подготавливать целый набор инструментов. Если решили заняться этим самостоятельно, то понадобится приготовить только динамометрический ключ.
В хозяйстве такой ключ вряд ли получится найти, придется его приобретать в магазине. Сегодня средняя стоимость такого инструмента составляет около 800 рублей (250 гривен). Это более дешевый вариант. Можно приобрести и профессиональный ключ, его стоимость составляет около 1 500 рублей (500 гривен) и больше.
Загрузка ...Рассмотрим схему процесса. Сразу же отметим, процедура затяжки осуществляется в несколько этапов, каждый имеет определенные шаги. При первом этапе порядок действий такой:
Что касается второго этапа работ, то он осуществляется в несколько шагов:
Рассмотрим поэтапную инструкцию по затягиванию болтов. Как сказано выше, она будет индивидуальна для каждого транспортного средства. Поэтому, если хотите заняться этим делом самостоятельно, то вам в любом случае необходима сервисная книжка к своему авто. В частности, вам потребуется:
Как сказано выше, процедура по затягиванию штифтов ГБЦ происходит в несколько этапов. Рассмотрим этот процесс на примере автомобиля ВАЗ 2109:
avtozam.com
От правильной затяжки головки блока цилиндров (ГБЦ) зависит мощность и состояние двигателя. Ведь ГБЦ – неотъемлемая часть камеры сгорания, поэтому влияет на все процессы, связанные работой мотора. Если ГБЦ затянута неплотно, во время работы двигателя выхлопные газы будут прорываться в системы смазки и охлаждения, меняя качества масла и тосола или антифриза. Это приведет к тому, что начнут смешиваться масло и охлаждающая жидкость. Если такое произошло, двигатель необходимо немедленно ремонтировать, в противном случае велика вероятность таких повреждений, после которых дешевле будет установить другой мотор.
На любом типе двигателя ГБЦ устроена одинаково. Она состоит из:
Корпус – основной элемент ГБЦ. Он обеспечивает циркуляцию смазки и охлаждающей жидкости, является основанием для распределительных валов и клапанов. Если корпус ГБЦ правильно закреплен на блоке двигателя, то все системы мотора работают штатно. Если ГБЦ затянута неравномерно, то велика вероятность образования трещин в корпусе головки. ГБЦ изготовлена из алюминия, а болты крепления из стали. Поэтому температурное расширение головки и болтов не одинаково. Если какая-то часть ГБЦ затянута плохо, это приведет к появлению напряжений в ней, ведь одна часть головки увеличится сильней, чем другая.
Основное правило при затяжке головки – делать все равномерно и не переусердствовать. Поэтому, прежде чем закручивать болты крепления ГБЦ, необходимо внимательно прочитать инструкцию по ремонту (мануал) вашего автомобиля. Ведь усилие (момент) затяжки для блоков из чугуна и алюминия различаются. Нередко момент затяжки отличается даже на разных моделях двигателя одного производителя.
Для затяжки вам понадобятся немножко моторного или трансмиссионного масла, динамометрический ключ и насадка (переходник) соответствующая головке болтов. Вне зависимости от того, устанавливаете вы полностью собранную головку или только корпус, затяжка производится одинаково. Вставьте все болты (предварительно смазав резьбу моторным маслом) в отверстия головки и блока и вкрутите рукой насколько возможно. Затем с помощью динамометрического ключа начинайте затягивать болты до усилия в 1 – 2 кг.м. Затем до 5 – 8 кг.м. Порядок затяжки болтов указан на фотографии. Если вы устанавливаете ГБЦ на рядный двигатель с 5 – 8 цилиндрами, то вначале закручиваете середину, затем постепенно движетесь к краям. Это позволит избежать повреждения ГБЦ и прокладки.
После того, как затянули все болты с усилием 5 – 8 кг.м, в том же порядке протяните их еще 1 – 2 раза, поворачивая на ¼ оборота. Головка затянута. После того, как автомобиль пробежит 500 км, необходимо еще раз довернуть все болты на ¼ оборота (не на всех машинах). Если вы установили головку на пружинные болты, то эта операция не нужна.
Наиболее частые ошибки, которые приводят к повреждению блока цилиндров или ГБЦ:
Если резьбовой колодец блока цилиндров не удалось очистить от ржавчины, окалины и грязи, то болт без смазки очень трудно закрутить. Поэтому затяжка получается слабей, чем должна. Большинство мотористов смазывают болты, но неопытный автолюбитель может, для лучшей смазки, налить масла в колодец. В результате произойдет разрушение колодца и блок цилиндров придется менять.
Если затягивать ГБЦ без динамометрического ключа, то усилие определяется «на глазок». В результате вместо 16 – 19 кг.м. накручивают и 25 – 30. Это нередко приводит к поломке болтов и необходимости дорогостоящего ремонта блока цилиндров. Головки большинства болтов ГБЦ изготовлены под внутренний или наружный шестигранник (иногда квадрат). Если насадка на ключ со слизанными гранями, то при затяжке болта ее может провернуть. В результате грани шляпки болта также окажутся слизанными и его будет сложно не только закрутить, но и выкрутить.
Использование другого порядка затяжки болтов приводит к появлению напряжений в корпусе ГБЦ. Поскольку алюминий, из которого выполнена головка, плохо переносит такие нагрузки, то в корпусе ГБЦ появляются трещины.
Через эти трещины происходит утечка продуктов сгорания топлива, что приводит к падению мощности и приемистости мотора, увеличению расхода топлива и снижению ресурса двигателя. Также через трещины происходит смешивание масла и охлаждающей жидкости. Когда антифриз, вода или тосол попадают в масло, они резко ухудшают его смазывающие свойства, в результате чего возрастает износ всех трущихся деталей двигателя. Нередко это приводит к проворачиванию вкладышей коленчатого вала и заклиниванию мотора.
Хотя большинство инструкций по ремонту допускают повторное использование болтов, желательно каждый раз использовать новые. Ведь в процессе затяжки длина болта увеличивается. Поэтому в мануале прописана максимальная длина болта, при которой еще возможно его использование. Если же болт окажется чуть длинней, то упрется в дно резьбового колодца блока цилиндров, в результате чего или сломается или расколет блок.
vipwash.ru
Затяжка головки блока цилиндров необходима при сборке двигателя внутреннего сгорания, после того, как было произведено снятие ГБЦ. Если головка была затянута неправильно, может ухудшиться качество работы всего ДВС, поскольку головка входит в систему камеры сгорания. После того, как была произведена затяжка болтов ГБЦ, получается единая система с блоком цилиндров. При установке ГБЦ не следует забывать про уплотнительную прокладку, которая монтируется между головкой и самим блоком. Если протяжка ГБЦ сопровождалась ошибками, имеется большая вероятность повреждений уплотнительной прокладки, болтов ГБЦ, а также отверстий под них.
Иногда на месте уплотнительной прокладки возникают течи, помимо этого, если головка блока цилиндра была затянута не до конца, возможен прорыв газообразных смесей в систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Также имеется вероятность проникновения охлаждающей жидкости в масло. В итоге свойства антифриза и масла теряются, что приводит к поломке двигателя внутреннего сгорания. По этой причине следует знать порядок протяжки ГБЦ при помощи динамометрического ключа, а также знать и уметь правильно рассчитывать силу в момент затяжки ГБЦ.
Вне зависимости от того, какой двигатель внутреннего сгорания используется в транспортном средстве, дизельный или бензиновый, устройство головки блока цилиндра и порядок затяжки его одинаковый. В двигателе внутреннего сгорания монтирован механизм ГРМ, который состоит из клапанов и распределительных валов. Отличительной чертой головки блока цилиндра является тот факт, что в ней находится часть камеры сгорания. В корпусе ГБЦ монтированы специальные каналы, через которые проходит охладительная жидкость и моторное масло.
Если был соблюден порядок протяжки ГБЦ, то обеспечивается полная герметизация камеры сгорания и всех её каналов. В итоге двигатель внутреннего сгорания работает на полную мощность, тем самым экономится бензин. Если же разборка ГБЦ была произведена с неправильным усилием затяжки, имеется риск возникновения трещин на самой головке. Объясняется это тем, что головка болта изготавливается из сплавов алюминия, сами же болты создаются из стали.
Учитывая тот факт, что ДВС во время функционирования сильно разогревается, его детали под воздействием высоких температур увеличиваются в размерах. Не стоит забывать, что сталь и алюминий будут расширяться в разной степени. По этой причине, если порядок разборки был нарушен, во время работы двигателя внутреннего сгорания создаётся неравномерное напряжение. Этим и объясняется необходимость уметь правильно протягивать ГБЦ.
Чтобы снять ГБЦ, необходим динамометрический ключ. Помимо этого, в наличии должны иметься специальные насади для инструмента и небольшое количества моторного масла. Перед тем, как снять головку блока цилиндра, настоятельно рекомендуется ознакомиться с инструкцией по ремонты и использования конкретного транспортного средства. Объясняется такая необходимость тем, что степень усилия затяжки на разных моторах имеет разные значения. Некоторые блоки цилиндра изготавливаются из алюминия, в некоторых двигатели внутреннего сгорания полностью сделаны из чугуна.
Степень усилия затяжки может отличаться даже на двигателях внутреннего сгорания от одного производителя. В мануле также содержится информация о порядке затяжки ГБЦ. Перед тем, как протянуть головку блока цилиндра, следует помнить о последовательности каждого шага.
Главное при затяжке ГБЦ – это помнить о том, что процесс должен осуществляться равномерно. Есть несколько рекомендаций, которые помогут осуществить сборку ГБЦ без ошибок.
Ошибки и просчёты, которые будут описаны ниже, приводят к серьёзным повреждениям уплотнительной прокладки и других элементов мотора. Также после затяжки могут возникнут проблемы с мотором, которые в будущем могут привести к выходу из строя ДВС. Однако такое возможно в исключительных случаях.
Нередко отверстие для крепления цилиндров может быть загрязнено или быть в ржавчине. Не всегда получается избавиться от нежелательных загрязнений, которые в дальнейшем могут помешать протяжки ГБЦ с необходимым усилием. Именно для этого рекомендуется обрабатывать резьбу маслом, однако не следует допускать проникновения масла в само отверстие. Этот процесс может привести к разрушению колодца после того, как болт будет вкручен. Из-за этого весь блок цилиндров придётся отдать в ремонт или даже заменить.
Принести дополнительные проблемы может попытка протянуть головку блока цилиндра без использования динамометрического ключа. Объясняется это тем, что без этого инструмента правильно рассчитать момент затяжки довольно трудно. Последствия бывают различные, но в большинстве случаев болты ГБЦ ломаются, в итоге приходится ещё раз снимать ГБЦ, чтобы удалить обломки и восстановить работу блока цилиндров.
Болты для протяжки ГБЦ, как правило, с головкой под шестигранник. Значительно реже они имеют головку квадратной формы. Если уплотнительная насадка износилась, при затяжке болтов она может провернуться. Тем самым грани болта будут «слизаны». В вышеописанной ситуации снимая болты обратно следует быть особенно аккуратным. Данный процесс может быть сильно осложнен «слизыванием». В мануале по ремонту ДВС говорится о том, что разрешается повторно эксплуатировать болты. Но практика показала обратное. Настоятельно рекомендуется менять элементы крепления при каждом снятии головки блока цилиндров.
Объясняется это тем, что после затяжки элементов крепления, они несколько вытягиваются и увеличиваются в длине. По этой причине необходимо проверить допустимую длину болта, информацию можно найти в мануале по эксплуатации ТС. Если норма была превышена, болт будет упираться в дно отверстия, тем самым произойдёт поломка либо самого элемента крепления, либо блока цилиндров.
Если рекомендуемый порядок затяжки элементов крепления не был соблюден, в системе создается перенапряжение, к которым не приспособлена алюминиевая головка блока цилиндров. Тем самым нарушается герметичность системы сгорания и ДВС теряет свою мощность, также увеличивается расход горючего. В той ситуации, когда повреждения касаются системы охлаждения или смазки, в камеру сгорания в ДВС может попасть рабочая жидкость, а это может привести к поломке мотора.
Не стоит исключать вероятность попадания масло в систему охлаждения или обратную ситуацию. Данная неисправность требует немедленного внимания, поскольку может привести к перегреву двигателя внутреннего сгорания, что ускорит износ запчастей и приведёт к заклиниванию мотора.
Соблюдать алгоритм протяжки ГБЦ следует для того, чтобы защитить блок цилиндров от мокроты, которая объясняется утечкой моторного масла.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
swapmotor.ru