Дизельные двигатели серии ЯМЗ 238 появились еще в 60 годах прошлого века. Они использованы в грузовых автомобилях Урал, МАЗ, КАМАЗ, КрАЗ, в тракторах К-700. Необходимость регулировки клапанов на ЯМЗ 238 обусловлена высокими температурами и нагрузками, сочетание которых изменяет положение элементов ГРМ относительно друг друга.
Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя ЯМЗ 238 обеспечивает своевременный и полноценный впуск рабочей свечи в цилиндры и выпуск из камеры сгорания отработанных газов. Специфика ГРМ состоит в верхнем расположении системы клапанов, нижней установке распредвала и наличии регулировочного механизма на передающих рычагах (коромыслах). В состав ГРМ входят:
Газораспределительный механизм ЯМЗ 238
Основным рабочим элементом системы является распределительный вал, кулачки которого передают импульсы на толкатели. Те, в свою очередь, воздействуют на клапаны, возвращаемые на исходную позицию при помощи пружин. Регулировка клапанов дизеля ЯМЗ-238 обеспечивает оптимальный режим подачи топливной смеси и полный вывод отработанных газов, что позволяет продлить срок службы двигателя, получить оптимальный расход топлива.
Работа элементов механизма газораспределения происходит в сложных условиях. Помимо высоких механических нагрузок, все детали подвергаются значительному нагреву, вызывающему соответствующее тепловое расширение материала.
Система собрана из нескольких элементов, при изготовлении которых используется металл разных марок. Термическая обработка и химический состав деталей неоднородны, при нагревании точность подгонки искажается. Изменение размеров деталей приводит к нарушению настройки механизма, изменяются параметры тепловых зазоров. При их увеличении появляется специфический стук, режим работы камеры сгорания ухудшается.
Уменьшение зазоров нарушает герметичность контакта клапана и седла, что в конечном счете приводит к прогару. Эти причины приводят к необходимости постоянного наблюдения за состоянием ГРМ и регулировки клапанного механизма при изменении тепловых компенсаторов.
Лимб для контроля и регулировки тепловых зазоров клапанов двигателя ЯМЗ 238
Прежде, чем приступить к проверке величин зазоров, следует выполнить некоторые подготовительные действия:
Из чего состоит клапан
Проверка зазора производится в определенном положении цилиндра — на такте сжатия. Номера цилиндров определяются при взгляде со стороны вентилятора (с передней части автомобиля). Ближний цилиндр слева будет первый, справа — пятый.
Положение клапанов регулируется поворотом коленвала по часовой стрелке, если смотреть со стороны передка машины. Движение вала необходимо продолжать до момента полного закрытия впускного клапана. Торец клапана, взаимодействующий с коромыслом, максимально поднимается вверх. После достижения нужного положения необходимо довернуть коленвал еще на треть оборота.
Проворачивание коленчатого вала — один из этапов регулировки клапанов ЯМЗ-238
Паспортная величина зазора составляет 0,25–0,30 мм. Для измерения используются специальные щупы, которые вставляются в зазоры. По усилию, с которым щуп входит в щель, определяется ее размер. При нормальной настройке щуп 0,25 входит достаточно легко, а 0,30 — с усилием.
Проверка и настройка тепловых компенсаторов производится поочередно на всех цилиндрах в последовательности 1–5–4–2–6–3–7–8. Необходимость регулировки зазоров клапанного механизма выявляется путем тщательного обследования каждого из них. Возможно, что вмешательство понадобится лишь на некоторых узлах.
Обнаруженные несоответствия в величинах тепловых компенсаторов требуют немедленного исправления. Порядок регулировки клапанов на ЯМЗ 238:
Регулятор числа оборотов ЯМЗ-238
Во время настройки необходимо прижать коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, а впускных — к торцу оси (по левой стороне), или в обратном порядке, если регулируются зазоры по правому ряду цилиндров.
После настройки следует еще раз проверить состояние зазоров, запустить двигатель и определить качество работы на слух. При обнаружении характерного стука клапанов всю процедуру необходимо произвести заново.
Регулировка клапанного механизма сводится к регулировке теплового зазора. Величина теплового зазора у впускных и выпускных клапанов одинакова и равна 0,25-0,3 мм при замере на холодном двигателе.
Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ служат для обеспечения герметичной посадки клапана на седло, при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей газораспределительного механизма, что является допустимым.
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.
Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.
www.yamz-motors.ru
• Проворачиваем коленвал по часовой стрелке до того момента, пока не закроются клапана первого цилиндра. • От этого момента доворачиваем вал еще на 90о, и при этом следим, чтобы клапана оставались закрытыми. • Регулируем зазоры в обоих клапанах – они должны быть в пределах 0.25-0.30 мм. Проверить это можно соответствующими щупами.
Для двигателей ЯМЗ 238 регулировка клапанов упрощается тем, что все ходы равномерны. То есть, после того, как разобрались с первым цилиндром, коленвал проворачиваем ровно на 90 градусов и можно регулировать клапана на пятом цилиндре. Дальше, повторяя все ту же величину поворота, принимаемся за цилиндр № 4. Еще поворот на 90о и можно регулировать зазоры на втором цилиндре. После в той же последовательности «провернул – довел зазор до ума» делаем 6-ой, 3-ий, 7-ой и, наконец, 8-ой цилиндры.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Но не забудьте, что помимо клапанов в двигателе предостаточно и других элементов, и от их настройки тоже многое зависит. Правда, еще больше зависит от качества составляющих мотора. Поэтому, если так уж случилось, и какая-нибудь деталь износилась или сломалась, то для замены используйте только качественные запчасти, не хуже, а то и лучше штатных. В общем, такие, как вам предлагает наша компания «СпецМаш» - очень качественные, и совсем не дорогие!
www.kspecmash.ru
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
В процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками стержней клапанов вследствие износа деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах нарушается герметичность камеры сгорания, уменьшаются компрессия и мощность дизеля. Клапаны перегреваются, и фаски их могут прогореть.
При значительных зазорах уменьшается высота подъема клапанов (менее 13,5 мм), вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров.
Для восстановления плотности посадки клапанов на седла следует периодически проверять и при необходимости притирать клапаны, регулировать тепловые зазоры.
Тепловые зазоры в газораспределительном механизме проверяют и регулируют через одно ТО-2 (через 480 м/ч). При необходимости, но не реже чем через 2000 м/ч выполняют притирку клапанов.
Зазоры клапанов регулируют на холодном дизеле ЯМЗ-240 или по истечении 15 мин после его остановки.
Это выполняют в такой последовательности:
- Выключают подачу топлива скобой регулятора частоты вращения.
- Отворачивают барашковые гайки и снимают крышки головок цилиндров.
- Тарированным ключом подтягивают гайки крепления головок цилиндров и проверяют момент затяжки болтов крепления осей коромысел.
- Снимают крышку лючка с передней крышки корпуса.
- Цифры, нанесенные на корпусе гасителя крутильных колебаний около рисок, указывают номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанном механизме при данном положении коленчатого вала.
- В этом случае оба клапана цилиндра ЯМЗ-240 должны быть закрыты.
- Зазор рекомендуется регулировать одновременно (при одном положении коленчатого вала) в трех цилиндрах в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7 и 4—9—11.
- Ослабляют контргайку регулировочного винта, вставляют в зазор между торцом клапана и бойком коромысла щуп и, вращая винт отверткой, устанавливают зазор 0,25-0,3 мм.
- Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и еще раз проверяют щупом зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а щуп толщиной 0,3 мм с усилием.
Чтобы отрегулировать зазоры в следующих трех цилиндрах, проворачивают коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующих цилиндров с указателем.
При этом используют механизм проворота, установленный на картере маховика с правой стороны, или ломик, вставленный в одно из радиальных отверстий маховика через нижний люк его картера.
После регулирования пускают дизель и прослушивают его работу. При появлении стука клапанов вновь проверяют и регулируют зазоры.
Устанавливают крышки люка и головок цилиндров, пускают дизель и проверяют, есть ли подтекание масла из-под прокладок.
Ниже приведены различия приспособлений для демонтажа клапанов дизелей типа ЯМЗ.
Для снятия клапана ЯМЗ-240 крючок приспособления вводят в отверстие переходника или упорный винт ввинчивают в отверстие головки цилиндров.
Нажимную тарелку 3 устанавливают на тарелку пружины клапана, с помощью рукоятки 4 рычага приспособления отжимают пружины клапана, вынимают сухари и снимают приспособление.
На седла и тарелки клапанов наносят метки, чтобы при сборке установить их на свои места. Снимают пружины, поднимают головку цилиндров и вынимают клапаны.
Клапаны и седла очищают от нагара, промывают в керосине и дефектуют. Клапаны с покоробленными тарелками (или стержнями) и нагарами на фасках, а также седла с нагарами восстанавливают шлифовкой или заменяют новыми.
Не рекомендуется устанавливать на дизель выпускные клапаны с индексом КБ, имеющие недостаточную прочность наплавки рабочей фаски.
Герметичность пар клапан - седло восстанавливают притиркой при незначительных износах их и мелких раковинах на фасках.
Приготавливают притирочную пасту, тщательно перемешивая до сметанообразного состояния микропорошок зеленого карбида кремния 63С-М28, моторное масло и дизельное топливо в соотношении 1,5:1:0,5 (по объему).
Перед применением смесь следует тщательно перемешать, так как микропорошок осаждается.
Для притирки на фаску клапана наносят тонкий равномерный слой указанной выше пасты, стержень клапана смазывают моторным маслом и клапан устанавливают на место.
Притирочную пасту можно наносить в выточки на головке цилиндров (в них запрессованы седла) не менее чем на 90 градусов по их окружности. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов не допускается.
Устанавливают на клапан дрель с присосом или специальное приспособление и производят притирку пары клапан — седло следующим образом: нажимая на клапан с усилием 20-30 Н, поворачивают его на 1/3 оборота, а затем в обратном направлении на 1/4 оборота.
После пяти двойных ходов клапан ЯМЗ-240 приподнимают для лучшего доступа притирочной пасты.
Притирку продолжают до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. При правильной притирке матовый поясок на седле должен начинаться у основания большого конуса седла.
Не допускаются разрывы матового пояска и наличие на нем рисок. Во избежание получения кольцевых рисок нельзя производить притирку круговыми движениями.
После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и вытирают насухо. Устанавливают клапаны и пружины.
Проверяют герметичность пар седло — клапан, заливая керосин или дизельное топливо поочередно во впускные и выпускные окна.
Качество притирки считается хорошим, если залитая жидкость не просочится в течение одной минуты через клапан при его повороте на любой угол.
Качество притирки можно проверить с помощью мягкого графитового карандаша.
Для этого наносят через равные промежутки 10-15 черточек поперек фаски клапана, осторожно вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, поворачивают его на 1/4 оборота. Все черточки на хорошо притертом клапане будут стерты.
avtodisel.ru
Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло, при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25.. .0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20.. .0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.
рис. 1 |
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.
Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:
• на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов — к упорной шайбе;
• на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов — к торцу оси.
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.
Последовательность регулировки:
1. Выключить подачу топлива.
2. Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
3. Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120... 150 Нм (12... 15 кгсм).
4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 1), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на ⅓ оборота (120°). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.
рис. 2 |
5. Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.
6. для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 2), установить зазор 0,25.. .0,30 мм. Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм — с усилием.
7. для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на ⅓ оборота. Зазоры регулировать как указано выше (см. п. 6).
Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1—4—2—5—3—6. Схема нумерации цилиндров приведена в разделе «Особенности двигателя».
8. После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.
9. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
autoruk.ru
ЯМЗ-238 может считаться одним из самых распространенных двигателей на тяжелых коммерческих грузовиках. А для подобного транспорта сохранение мощности и приемлемый расход топлива на всех режимах одни из главных условий эффективности эксплуатации. Соблюдение этих условий во многом зависит от такого малозаметного для неопытного водителя нюанса, как тепловой зазор в паре клапан-цилиндр. С течением времени заводские установки теряются, и потому регулировка клапанов ЯМЗ является необходимой и регулярной процедурой…
Принцип работы
Впрочем, начать стоит с того, когда необходима данное вмешательство. Обычно, сигналом к проверке зазоров служит увеличение расхода, а также шумы в газораспределительном механизме. Кроме этого проверка-регулировка может быть необходимой частью протяжки ГБЦ, а также ремонта (после обкатки). Что касается регулярности работ по пробегу, то тут однозначных терминов быть не может – все зависит от интенсивности езды, нагрузок, стиля вождения и собственно состояния самого дизель-мотора. Так что для разных автомобилей одной модификации и с одинаковой комплектацией сама разница по пройденным километрам до потери регулировок может измеряться тысячами, а то и десятком тысяч километров.
Сама регулировка заключается в выставлении определенного расстояния между торцом клапана и носком коромысла в моменте закрытия. С более современными агрегатами действия владельца в случае потери регулировок практически очевидны – обращение в специализированный сервис. Для более простых технически 238-ых, даже если речь идет о последних модификациях, этот вариант восстановления выбирают в основном малоопытные, не обладающие нужным инструментарием или имеющие лишние деньги (что весьма сомнительно для тех грузовиков, где имеется подобная комплектация) люди. Основная же масса «ЯМЗоводов» предпочитает обходиться своими силами.
Высшим пилотажем будет, безусловно, вариант с регулировкой «на слух» - некоторые мастера предпочитает настраивать зазоры, ориентируясь на звуки (стук) при выборе клапаном свободного хода. Есть и те, кто пользуется другим огранном чувств – глазами, выставляя положение деталей буквально «на глазок». Как это не странно, оба способа имеют право на жизнь хотя бы из-за того, что находятся индивидуумы, способные действительно сделать все качественно. Может и не с микроскопической точностью, но куда лучше, чем это делают горе-слесаря «с корочками» и кучей нужного современного оборудования, но с абсолютным непониманием того, что и для чего он делает.
И это при том, что самой конструкцией ЯМЗэшных моторов предусмотрено наличие специальных регулировочных винтов, а также установлены оптимальные нормы – правильным положением является «щель» в промежутке торец-носок 0.25-0.30 мм.
Очередность и вариативность
Существует также и стандарт очередности, по которой проводится регулировка клапанов ЯМЗ 238, а также ряд правил, соблюдение которых гарантирует качественный результат. На нашем сайте вы можете найти статьи, где описаны основные нюансы, поэтому, чтобы не повторятся, мы предлагаем вам некое дополнение к ним, позволяющее обойтись минимумом ненормативной лексики и избежать потерь времени. Для начала вспомним, что подобная работа предполагает наличие определенных инструментов, а именно:
• Ключ на 30 – им мы будем поворачивать коленвал в нужные моменты (можно дополнительно снабдить его «усилителем» рычага из куска подходящей трубы)
• Ключ на 17 – потребуется для работы с гайками регулировочных винтов
• Плоская отвертка с широким жалом – для самого винта
• Шупы на 0.3 и 0.25 мм для проверки теплозазоров (реально обойтись и одним, поджимая винт до крайнего положения по щупу, а потом чуть дотягивать или ослаблять его в зависимости от ситуации)
• Трехгранный напильник – для обустройства градусной разметки шкива (это для тех, машин, где подобные отметки еще не поставлены)
Напоминаем, что работать с двигателем стоит лишь после того, как он остыл, а машина должна стоять на ровном месте. Желательно, чтобы это было на яме или эстакаде – конечно, с большим грузовиком и так до мотора добраться можно, но это не слишком удобно.
А теперь об обещанной хитрости. «Классическая» схема предполагает начало регулировок с 1 цилиндра (если кто забыл, то это первый слева, если смотреть от вентилятора). Для этого крутят коленчатый вал до момента, когда впускной клапан на первом «баняке» закроется, а затем доворачивают его еще на 120 градусов, что будет обозначать момент закрытия обоих клапанов. Так вот, именно этого дополнительного прокручивания можно не делать, ведь существует определенная цикличность всего кривошипно-шатунного, следовательно и газораспределительного механизма…
В момент начала впрыска на 1-ом цилиндре, на шестом (второй справа при том же направлении взгляда), как раз закрылись оба клапана. А это значит, что можно начинать с него, просто схема очередности будет не 1/5/4/2/6/3/7/8, а 6/3/7/8/1/5/4/2!
Естественно, если у вас есть помощник, и кручение вала происходит параллельно с наблюдением за клапанами, то это не имеет большого значения, но если вы работаете в одиночку, то даже небольшие сокращения количества операций способны сберечь вам такой полезный «набор», как нервы-время.
А еще, время и нервы, плюс к ним деньги замечательно можно «защитить» посредством сотрудничества с нашим торговым домом «СпецМаш». Ведь у нас по приемлемым ценам можно купить очень качественные запчасти для ярославских дизелей (и не только), проверенные и сертифицированные.
Клапаны и толкатели
1 236-1007244 Втулка оси толкателей передняя
2 236-1007236 Ось толкателей крайняя
3 236-1007186 Втулка толкателя
4 236-1007242 Ось толкателя средняя
5 236-1007247-Б Втулка оси толкателей задняя
6 236-1007248 Втулка толкателей распорная
7 236-1007246 Втулка оси толкателей промежуточная
8 236-1007180 Толкатель коромысла в сборе
9 236-1007176-А Штанга толкателя
10 236-1007148-Б Винт регулировочный
11 311516-П15 Гайка
12 236-1007144-В Коромысло клапана с втулкой в сборе
12 236-1007144-В Коромысло клапана с втулкой в сборе
13 236-1007118-В Втулка коромысла клапана
14 236-1007103-А Кольцо пружинное упорное
15 312392-П2 Шайба упорная
16 236-1007024-В Тарелка пружины клапана
17 236-1007015-В4 Клапан выпускной в сборе
18 236-1007028-А Сухарь клапана
19 236-1007026-Б Втулка тарелки пружины клапана
20 310124-П2 Болт
21 236-1007091-Б2 Ось коромысла в сборе
22 236-1007020 Пружина клапана наружная
23 236-1007021 Пружина клапана внутренняя
24 236-1007010-В Клапан впускной
25 236-1007025-Б Шайба пружин клапана
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Посмотреть ассортимент можно в каталоге нашего интернет-магазина, но помните, что не все позиции могут быть отмечены как «в наличии» из-за ряда причин. Поэтому уточняйте присутствие отсутствующих, но таких нужных вам деталей у операторов. Связаться с ними для уточнения, а также заказа, вам поможет телефон, спецформа на сайте или Е-мэйл. Принимаем безнал и наличные, возможны отсрочки, при опте скидки. Организовываем доставку покупок во все регионы России.
www.kspecmash.ru
Регулировка клапанного механизма сводится к регулировке теплового зазора. Величина теплового зазора у впускных и выпускных клапанов одинакова и равна 0,25-0,3 мм при замере на холодном двигателе.
Для большей точности при регулировке и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижимать: на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов - к стопорному кольцу; на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, впускных клапанов - к торцу оси.
Последовательность регулировки клапанного механизма такая:
регулировка клапанов
maz-auto.info