ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания. Масляный поддон двс


Почему сгнил масляный поддон двигателя (вариатора)?

1. Неожиданные повреждения

Практически каждый владелец Додж Калибр задумывается о приобретении защиты поддонов двигателя и вариатора: дорожное полотно далеко не везде в хорошем состоянии, да и «прилететь» может что угодно (пусть клиренс и позволяет ездить без проблем на дачу, переваливаться через препятствия). Возникает естественное желание обезопасить свой автомобиль, особенно когда покупают его новый, в салоне. Защита куплена, установлена, владелец где-то на подсознании ставит отметку, что можно не беспокоиться и… спустя определённое время меняет как минимум поддон двигателя, а как максимум – ещё и поддон вариатора. Бедствие не повальное, но встречается достаточно часто и касается в первую очередь машин с 2006 по 2008 год выпуска (дорестайл), предназначенных для российского рынка. И виной тому, как ни странно, именно защита.

2. Как это выглядит

Защита поддона принимает на себя все невзгоды, набирает слой грязи, ржавеет, закисает и далеко не каждый мастер откручивает её во время диагностики. К тому же это стоит денег, в половине случаев ломается крепёж, иногда защиту приходится срезать, да и человеческий фактор в виде лени или спешки накладывает отпечаток. Приплюсуем сюда количество рук, через которые проходит автомобиль: на выходе имеем с десяток причин почему спустя 3-5 лет с момента выпуска имеем ржавый поддон и не ясно с кого спрашивать.Коррозия масляного поддона двигателя

Коррозия масляного поддона двигателяВ львиной доле случаев страдает правая сторона поддона (со стороны навесного оборудования).Многочисленные очаги коррозииМногочисленные очаги коррозииНародные средства «обработать восстановителем ржавчины» или «зачистить и покрасить» могут служить в качестве временной меры и только в самом начале процесса коррозии, иначе он переходит в скрытую фазу и идёт не по поверхности, а сразу вовнутрь.Очаги коррозии продолжают шириться даже под защитным составом
Очаги коррозии продолжают шириться даже под защитным составомВ крайних случаях коррозия поддона настолько сильная, что масло начинает сочиться сквозь образовавшиеся каверны, и от беды отделяет самая малость: даже слабый удар или вибрация чреваты дырой. Если вовремя не заметить течь, двигатель получает необратимые повреждения, после которых приходится менять его в сборе.Гнилой насквозь поддон двигателяГнилой насквозь поддон двигателя

3. Конструктивные недоработки

Количество прошедших через наш сервис Додж Калибр исчисляется сотнями, коллектив мастеров постоянный, сработанный, что и позволило выявить причину, вызывающие такие повреждения – «дилерскую» защиту поддона (название условное, по месту приобретения и установки). Для большей наглядности «родную» защиту будем сравнивать с такой же от компании Sheriff из города Санкт-Петербург, рекомендованную к установке по итогам собранной статистики.Sheriff имеет сложную геометрию, учитывающую устройство и особенности автомобиля, векторы приложения сил и боковые грани для защиты агрегатов, «родная» – практически прямой кусок стали.Сравнение защит: внешняя сторона

Сравнение защит: внешняя сторонаС внутренней стороны у Sheriff есть три упора: два в подрамник возле передних нижних рычагов, один – в центральный кронштейн под переднюю опору двигателя. «Дилерская» – прямая и без упоров, в чём и кроется подвох. Каждый автомобиль с завода комплектуется угловым пластиковым кожухом, прикрывающим приводной ремень и навесное оборудование от грязи, реагентов и камней. Сам по себе кожух не взаимодействует с поддоном двигателя, но после установки «дилерской» защиты его плотно прижимает к поддону и в месте стыка начинает скапливаться вся грязь, выступая в качестве агрессора. Сочетание вибрации, реагентов и абразива как раз и приводят к коррозии. В машинах с вариатором ситуация повторяется зеркально, но несколько реже: «спасает» что самой низкой точкой выступает всё же поддон двигателя и кожух со стороны вариатора не настолько плотно прилегает.Сравнение защит: внутренняя сторона
Сравнение защит: внутренняя сторонаКроме отсутствующих упоров, обеспечивающих правильное расположение угловых пластиковых кожухов, «дилерская» защита по своей сути одноразовая, «установил и не открутил».У Sheriff крепёж свой, но становится на штатные места: слева спереди прикручивается к балке радиатора, справа спереди – к буксировочной проуишне, сзади – к подрамнику при помощи закладных. Плюсы несомненные: защита откручивается без проблем одной рукой при помощи ключа или пневмопистолета.Точки крепления защиты картера SheriffТочки крепления защиты картера Sheriff«Родная» защита спереди притягивается тремя болтами, удерживающими нижнюю пластиковую панель бампера (в народе «губа»), сзади – обыкновенными болтами, шляпка прячется в подрамнике. Если с передними болтами особых проблем нет, то для откручивания задних понадобятся две руки: одной ключом фиксируется шляпка болта, второй – откручивается гайка, удерживающая защиту. В дополнение к этому болты расположены крайне неудачно, возле заднего сайлентблока переднего нижнего рычага: пока рычаг новый, добраться до шляпки болта можно без препятствий, но если пострадал сам сайлентблок (а он принимает на себя основную долю продольной нагрузки), рычаг ложится на подрамник и зажимает болт. Выручает только болгарка. В итоге солидная потеря времени и дополнительные расходы на рядовые операции.Точки крепления дилерской защиты картера
Точки крепления дилерской защиты картераКазалось бы, такой простой элемент как лист стали, но в нашем случае стоит предпочесть качественные отечественные разработки и отказаться от поставленной в автосалоне: и надёжней, и безопасней, и существенно облегчает ремонт.

4. Решение

По собранной статистике 7-8 машин из 10 с «дилерской» защитой рано или поздно сталкиваются с коррозией поддонов. Чтобы быть полностью уверенным в своём автомобиле, достаточно вывесить машину на подъёмнике и тщательно обследовать агрегаты с фонариком, либо заехать к нам на диагностику, которая учитывает очень много узкоспецифичных проверок, выработанных специально для Додж Калибр. Если следов коррозии нет – снимите защиту или поставьте Sheriff, если появилась – лучше сразу поменять поддон, потому что ни один сервис не может дать гарантию на заведомо дефектный элемент.При замене поддонов следует учитывать, что хоть все двигатели Додж Калибр и относятся к одному семейству, мотор 1.8 с внутренней маркировкой [EBA] отличается меньшим масляным насосом от 2.0 [ECN], 2.4 [ED3] и 2.4 Turbo [ED4].Масляный поддон двигателя Додж Калибр (1.8 литра)

Масляный поддон двигателя Додж Калибр (1.8 литра)В процентном соотношении машин с двигателем 1.8 существенно меньше на рынке, тем не менее поддоны на них найти легче и стоимость в 3-4 раза ниже, в то время как на поддоны львиной доли Додж Калибр с двигателями от двух литров наблюдается острый дефицит.Масляный поддон двигателя Додж Калибр (2,0 литра)Масляный поддон двигателя Додж Калибр (2,0 литра)

Для каких машин подходит?

trs-motors.ru

Замена прокладки масляного поддона (поддон картера) двигателя в Санкт-Петербурге

Масляный поддон, или иначе поддон картера, расположенный в нижней части мотора выполняет несколько функций:

О нем вспоминают намного реже, нежели о других частях двигателя, но если он выйдет из строя, то силовому агрегату придется очень нехорошо.

Причины повреждения масляного поддона.

Поддон не очень прочный элемент автомобиля. Если он не защищен защитой в виде металлического листа, который крепится на днище автомобиля, то шанс повредить его достаточно высок. Основные причины поломки поддона картера:

  1. Механические повреждения из-за ударов о камни или бордюры
  2. Деформация поддона на стыке с картером вследствие перегрева двигателя.
  3. Деформация фланца из-за перетяжки болтов крепления.

Если поддон поврежден, то масло будет подтекать. Конечно же при таких условиях использовать автомобиль просто нельзя – масляное голодание двигателя может привести к заклиниванию ДВС.

Когда нужно демонтировать поддон?

Снятие масляного поддона необходимо проводить в следующих случаях. Признаки этих неисправностей можно легко определить:

Самостоятельный ремонт масляного поддона в неподготовленных условиях может привести к проблемам. В условиях плохой освещённости, в картер может попасть мелкий посторонний предмет. Для двигателя такое событие губительно. Важно обратить внимание на уплотнитель. Поставите криво, слабо прижмёте - масло будет подтекать, как и раньше. Доверьте работы по замене поддона или его прокладки профессионалам СТАЙЕР.

www.stostayer.ru

Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания.

Известны масляные поддоны двигателей, содержащие боковые стенки и днище со сливной и магнитной пробкой, маслозаборник, конструкция которых очень проста, но не предотвращает расплескивания масла, которое подается в систему смазки вместе с механическими примесями, вымываемыми из пар трения, а магнитный фильтр способен удерживать лишь примеси магнитных металлов (Михайловский Е.М. и др. Устройство автомобилей-М., 1987, С. 23-27, Болотов А.К. и др. Конструкция тракторов и автомобилей-М., 2008, С. 106).

Известен также масляный поддон ДВС, содержащий боковые стенки и днище со сборником масла в виде углубления, сливную пробку, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на две полости, и направляющий щиток, установленный между картером двигателя и поддоном с наклоном в сторону неочищенного масла (RU №2067200, опубл. 27.09.1996).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранный в качестве прототипа масляный поддон двигателя внутреннего сгорания, содержащий боковые стенки, днище со сборником масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на полость очищенного и неочищенного масла, направляющий щиток установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, в котором фильтрующая перегородка установлена в горизонтальных направляющих с зазором между днищем, а в нижней направляющей установлена регулирующая зазор заслонка (RU №2597731 опуб. 24.08.2016).

Недостатком известного поддона является то, что при проведении технического обслуживания и замене масла обязательна выемка регулирующей заслонки, так как она препятствует сливу отработанного масла из поддона.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является снижение трудоемкости и повышение удобства при проведении технического обслуживания двигателя внутреннего сгорания.

Настоящая задача решается тем, что в масляном поддоне двигателя внутреннего сгорания, содержащем боковые стенки, днище со сборником масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на полость очищенного и неочищенного масла, направляющий щиток, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, регулирующую заслонку под вертикальной фильтрующей перегородкой, установленную в нижней горизонтальной направляющей, последняя дополнительно выполнена с продольной прорезью и снабжена упругими элементами в виде выгнутых пластин, закрепленных верхней кромкой на стенках прорези, а основание регулирующей заслонки выполнено конусным.

Выполнение горизонтальной направляющей с продольной прорезью, снабженной упругими элементами, дает возможность регулирующей заслонки при удалении вертикальной фильтрующей перегородки самопроизвольно, то есть под действием упругих элементов, приподниматься, образуя зазор между днищем поддона и обеспечивая полный слив масла при его замене. К тому же, выполнение упругих элементов в виде выгнутых пластин, закрепленных верхней кромкой на стенках прорези, а основания регулирующей заслонки конусным, надежно обеспечивает требуемую и равномерную по высоте величину зазора .

Сравнение заявляемого решения с аналогами и другими известными техническими решениями в данной области позволило выявить признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

На фиг. 1 изображен масляный поддон, разрез.

На фиг. 2 - разрез В-В на фиг. 1.

На фиг. 3 - сечение Г-Г на фиг. 2, где а, б - вертикальная регулирующая заслонка в прижатом и поднятом состоянии соответственно.

Масляный поддон содержит направляющий щиток 1, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, боковые стенки 2, днище 3, сливную магнитную пробку 4, заборное устройство 5, вертикальную фильтрующую перегородку 6, установленную в верхней 7 и нижней 8 горизонтальных направляющих и разделяющую поддон на полость неочищенного А и очищенного Б масла, регулирующую заслонку 9 с конусным основанием 10, размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой 6 в продольной прорези 11 в нижней направляющей 8 и плотно прилегающую к боковым стенкам 2 (фиг. 1).

На вертикальных стенках 12 прорези 11 закреплены верхним концом 13 выгнутые упругие элементы 14 (фиг. 3).

В боковой стенке 2 выполнен паз 15 для установки вертикальной фильтрующей перегородки 6 и регулирующей заслонки 9. На наружной стороне боковой стенки 2 над пазом 15 винтами 16 крепится пластина 17 с уплотнением 18, прижимающая вертикальную фильтрующую перегородку 6 к внутренней поверхности противоположной боковой стенки 2 (фиг. 2).

При работе двигателя масло, сливаемое из пар трения, попадает на направляющий щиток 1 и стекает в полость, образованную боковыми стенками 2, днищем 3 и вертикальной фильтрующей перегородкой 8, в полость неочищенного масла А (фиг. 1). При этом регулирующая заслонка 9 находится между стенками прорези 11, расположена вертикально и перекрывает зазор между нижней направляющей 8 и днищем 3 (фиг. 3а). Из полости А масло, проходя через вертикальную фильтрующую перегородку 6, очищается от легких примесей и попадает в полость очищенного масла Б, а тяжелые примеси оседают на днище 3 в полости А. Из полости Б очищенное масло попадает в заборное устройство 5.

Во время проведения технического обслуживания двигателя магнитная сливная пробка 4 выкручиваются, и масло сливается из полости Б поддона.

Затем выкручивают винты 16, снимают пластину 17 и уплотнение 18 и через паз 15 в боковой стенке 2 по верхней 7 и нижней 8 горизонтальным направляющим вынимают вертикальную фильтрующую перегородку 6. При этом упругие элементы 14, в виде пластин, выгнутых и закрепленных верхней кромкой 13 на вертикальных стенках 12 нижней прорези 8, поднимают регулирующую заслонку 9 на высоту (фиг. 3б). Скольжение упругих элементов 14 выгнутой поверхностью по конусной поверхности 10 регулирующей заслонки 9 происходит в масленой среде легко (без трения). Затем оставшееся масло (находящиеся ниже уровне нижней направляющей 8 и нижней кромки паза 15) из полости А через образовавшийся зазор между днищем 3 и регулирующей заслонкой 6 (без ее выемки) сливается из поддона.

После слива масла поддон приводится в рабочее состояние.

По верхней 7 и нижней 8 горизонтальным направляющим через паз 15 вставляют вертикальную фильтрующую перегородку 6, оказывая давление на регулирующую заслонку 9, которая, находясь между стенок прорези 11 нижней направляющей 8 и преодолевая конусным основанием 10 сопротивление упругих элементов 14, опускается и прижимается к днищу 3. Паз 15 герметизируют, закрепляя винтами 16 пластину 17 с уплотнением 18.

Таким образом, замена масла производится без выемки, а следовательно, и без установки регулирующей заслонки 9 в паз 11 нижней направляющей 8. Исключение этих операций, особенно установки регулирующей зазор заслонки, не только сокращает время, но и повышает удобство технического обслуживания двигателя. К тому же применение предложенного технического решения позволяет использовать поддон и без вертикальной фильтрующей перегородки.

Масляный поддон двигателя внутреннего сгоранияМасляный поддон двигателя внутреннего сгоранияМасляный поддон двигателя внутреннего сгорания

edrid.ru

Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания содержит боковые стенки (2), днище (3) со сборником (4) масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки (5) и (6), заборное устройство (7) и вертикальную фильтрующую перегородку (8), разделяющую поддон на полость (Б) очищенного и полость (А) неочищенного масла. В масляном поддоне имеется направляющий щиток (1), установленный с наклоном в сторону полости (А) неочищенного масла. Масляный поддон содержит регулирующую заслонку (10), выполненную из упругого материала и размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой (8). Фильтрующая перегородка (8) установлена в горизонтальных направляющих (9) и (11) с зазором относительно днища (3). Технический результат заключается в повышении степени очистки масла. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания.

Известны масляные поддоны двигателей, содержащие боковые стенки и днище со сливной и магнитной пробками, маслозаборник, конструкция которых очень проста, но не предотвращает расплескивания масла, которое подается в систему смазки вместе с механическими примесями, вымываемыми из пар трения, а магнитный фильтр способен удерживать лишь примеси магнитных металлов (Михайловский Е.М. и др. Устройство автомобилей - М. 1987. С. 23-27, Болотов А.К. и др. Конструкция тракторов и автомобилей - М. 2008. С. 106).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранный в качестве прототипа масляный поддон ДВС, содержащий боковые стенки и днище со сборником масла в виде углубления, сливную пробку, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на две полости, и направляющий щиток, установленный между картером двигателя и поддоном с наклоном в сторону неочищенного масла (RU №2067200 опуб. 27.09.1996).

Недостатком известного поддона является то, что пропускная способность фильтрующей перегородки и степень очистки масла ограничены необходимостью обеспечения достаточного уровня в полости очищенного масла, необходимого для работы заборного устройства. При этом снижение пропускной способности фильтрующей перегородки, в результате засорения в процессе работы примесями, может вызвать сбой в работе системы смазки двигателя внутреннего сгорания, так как масло перестанет поступать к насосу.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является повышение степени очистки масла и надежности работы двигателя внутреннего сгорания.

Настоящая задача решается тем, что масляный поддон двигателя внутреннего сгорания, содержащий боковые стенки, днище со сборником масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на полость очищенного и неочищенного масла, направляющий щиток, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, дополнительно содержит регулирующую заслонку, выполненную из упругого материала и размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, при этом последняя установлена в горизонтальных направляющих с зазором относительно днища. Регулирующая зазор заслонка содержит, по крайней мере, три вертикальные прорези, высота которых уменьшается от центра к краям.

Выполнение заслонки из упругого материала обеспечивает саморегулирование поднятия заслонки и спуск масла с осевшими примесями по наклонной части днища в углубление сборника масла. При этом наличие, по крайней мере, трех вертикальных прорезей на нижней кромке регулирующей заслонки с высотой, уменьшающейся от центра к ее краям, позволяет направить поток масла, сливаемого через зазор к магнитной пробке, что обеспечит задержку металлических примесей и работу заборного устройства с чистым маслом. К тому же, разные по высоте прорези разделяют заслонку на пластины, отклоняющиеся под углом не только в вертикальной, но и горизонтальной плоскости, обеспечивая направление и слив именно нижних слоев масла из полости А в полость Б. Кроме того, изменение количества прорезей и их высоты, а следовательно, и размеров полос заслонки позволяет добиться требуемой ее чувствительности на изменение уровня в полости неочищенного масла и обеспечить поднятие полос на различную высоту и под различным углом к днищу.

Сравнение заявляемого решения с аналогами и другими известными техническими решениями в данной области позволило выявить признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

На фиг. 1 изображен масляный поддон, разрез.

На фиг. 2 - разрез В-В на фиг. 1.

Масляный поддон содержит направляющий щиток 1, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, боковые стенки 2, днище 3 со сборником масла 4 в виде углубления, сливную 5 и магнитную 6 пробки, заборное устройство 7, вертикальную фильтрующую перегородку 8, установленную в верхней 9 и нижней 11 горизонтальных направляющих и разделяющую поддон на полость неочищенного А и очищенного Б масла, регулирующую зазор заслонку 10, выполненную из упругого материала, размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, установленную верхним концом в нижней направляющей 11 и плотно прилегающую к боковым стенкам 2.

Нижняя часть регулирующей зазор заслонки 10 снабжена, по меньшей мере, тремя вертикальными прорезями 11, высота которых уменьшается от ее центра к краям, разделяющими ее на полосы 12, а в боковой стенке 2 выполнен паз 13 для установки фильтрующей перегородки 8 и регулирующей зазор заслонки 10. На наружной стороне боковой стенки 2 над пазом 13 винтами 14 крепится пластина 15 с уплотнением 16, прижимающая вертикальную фильтрующую перегородку 8 к внутренней поверхности противоположной боковой стенки 2.

При работе двигателя масло, сливаемое из пар трения, попадает на направляющий щиток 1 и стекает в полость, образованную боковыми стенками 2, днищем 3 и вертикальной фильтрующей перегородкой 8, в полость неочищенного масла А (фиг. 1). При этом регулирующая зазор заслонка 10 расположена вертикально и перекрывает зазор между нижней направляющей 11 и днищем 3. Из полости А масло, проходя через фильтрующую перегородку 8, очищается от легких примесей и попадает в полость очищенного масла Б, а тяжелые примеси оседают на днище 3 в полости А.

При засорении и нарушении проникающей способности фильтрующей перегородки 8 неочищенное масло скапливается в полости А выше определенного уровня и под действием сил давления преодолевает силу упругости регулирующей зазор заслонки 10, поднимает ее и по наклонной поверхности днища 3 и вместе с тяжелыми примесями стекает в сборник масла 4 в полости Б.

При этом полосы 12 регулирующей зазор заслонки 10, образованные вертикальными прорезями 11, отклоняются под углом, образуя зазор между днищем 3, уменьшающийся от центральной его части к боковым стенкам 2 (фиг. 2), что позволяет направить поток стекающего масла в сборник масла 4 в направлении к магнитной пробке 6 и задержать тяжелые, как правило, магнитные, примеси, обеспечив достаточный для работы заборного устройства 7 уровень масла в полости Б.

После слива избыточного количества масла из полости А регулирующая зазор заслонка 10 под действием сил упругости принимает вертикальное положение, перекрывая зазор.

. Во время проведения технического обслуживания двигателя магнитная 6 и сливная 5 пробки выкручиваются, и масло сливается из поддона.

Затем выкручивают винты 14, снимают пластину 15 и уплотнение 16 и через паз 13 в боковой стенке 2 по горизонтальным направляющим 9 вынимают фильтрующую перегородку 8, а регулирующую зазор заслонку 10 поднимают до уровня паза 13 и вынимают ее из поддона. При этом оставшееся масло из полости А поступает в сборник масла 4 и сливается.

Использование регулирующей зазор заслонки из упругого материала, например из резины или пружинной стали, позволит не только обеспечить саморегулирование достаточного уровня очищенного масла в полости Б и надежную работу системы смазки, но и не позволит маслу с легкими примесями из полости А переливаться в полость Б через верхний край фильтрующей перегородки.

Таким образом, установка фильтрующей перегородки с зазором и использование регулирующей зазор заслонки позволит повысить качество очистки масла двигателя внутреннего сгорания при сохранении стабильной работы системы смазки.

1. Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания, содержащий боковые стенки, днище со сборником масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки, заборное устройство и вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на полость очищенного и неочищенного масла, направляющий щиток, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, отличающийся тем, что он дополнительно содержит регулирующую заслонку, выполненную из упругого материала и размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, при этом последняя установлена в горизонтальных направляющих с зазором относительно днища.

2. Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания по п. 1, отличающийся тем, что регулирующая зазор заслонка содержит, по крайней мере, три вертикальные прорези.

3. Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания по п. 2, отличающийся тем, что высота прорезей регулирующей зазор заслонки уменьшается от центра к краям.

www.findpatent.ru

МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания.

Известны масляные поддоны двигателей, содержащие боковые стенки и днище со сливной и магнитной пробками, маслозаборник, конструкция которых очень проста, но не предотвращает расплескивания масла, которое подается в систему смазки вместе с механическими примесями, вымываемыми из пар трения, а магнитный фильтр способен удерживать лишь примеси магнитных металлов (Михайловский Е.М. и др. Устройство автомобилей - М. 1987. С. 23-27, Болотов А.К. и др. Конструкция тракторов и автомобилей - М. 2008. С. 106).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранный в качестве прототипа масляный поддон ДВС, содержащий боковые стенки и днище со сборником масла в виде углубления, сливную пробку, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на две полости, и направляющий щиток, установленный между картером двигателя и поддоном с наклоном в сторону неочищенного масла (RU №2067200 опуб. 27.09.1996).

Недостатком известного поддона является то, что пропускная способность фильтрующей перегородки и степень очистки масла ограничены необходимостью обеспечения достаточного уровня в полости очищенного масла, необходимого для работы заборного устройства. При этом снижение пропускной способности фильтрующей перегородки, в результате засорения в процессе работы примесями, может вызвать сбой в работе системы смазки двигателя внутреннего сгорания, так как масло перестанет поступать к насосу.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является повышение степени очистки масла и надежности работы двигателя внутреннего сгорания.

Настоящая задача решается тем, что масляный поддон двигателя внутреннего сгорания, содержащий боковые стенки, днище со сборником масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на полость очищенного и неочищенного масла, направляющий щиток, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, дополнительно содержит регулирующую заслонку, выполненную из упругого материала и размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, при этом последняя установлена в горизонтальных направляющих с зазором относительно днища. Регулирующая зазор заслонка содержит, по крайней мере, три вертикальные прорези, высота которых уменьшается от центра к краям.

Выполнение заслонки из упругого материала обеспечивает саморегулирование поднятия заслонки и спуск масла с осевшими примесями по наклонной части днища в углубление сборника масла. При этом наличие, по крайней мере, трех вертикальных прорезей на нижней кромке регулирующей заслонки с высотой, уменьшающейся от центра к ее краям, позволяет направить поток масла, сливаемого через зазор к магнитной пробке, что обеспечит задержку металлических примесей и работу заборного устройства с чистым маслом. К тому же, разные по высоте прорези разделяют заслонку на пластины, отклоняющиеся под углом не только в вертикальной, но и горизонтальной плоскости, обеспечивая направление и слив именно нижних слоев масла из полости А в полость Б. Кроме того, изменение количества прорезей и их высоты, а следовательно, и размеров полос заслонки позволяет добиться требуемой ее чувствительности на изменение уровня в полости неочищенного масла и обеспечить поднятие полос на различную высоту и под различным углом к днищу.

Сравнение заявляемого решения с аналогами и другими известными техническими решениями в данной области позволило выявить признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

На фиг. 1 изображен масляный поддон, разрез.

На фиг. 2 - разрез В-В на фиг. 1.

Масляный поддон содержит направляющий щиток 1, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, боковые стенки 2, днище 3 со сборником масла 4 в виде углубления, сливную 5 и магнитную 6 пробки, заборное устройство 7, вертикальную фильтрующую перегородку 8, установленную в верхней 9 и нижней 11 горизонтальных направляющих и разделяющую поддон на полость неочищенного А и очищенного Б масла, регулирующую зазор заслонку 10, выполненную из упругого материала, размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, установленную верхним концом в нижней направляющей 11 и плотно прилегающую к боковым стенкам 2.

Нижняя часть регулирующей зазор заслонки 10 снабжена, по меньшей мере, тремя вертикальными прорезями 11, высота которых уменьшается от ее центра к краям, разделяющими ее на полосы 12, а в боковой стенке 2 выполнен паз 13 для установки фильтрующей перегородки 8 и регулирующей зазор заслонки 10. На наружной стороне боковой стенки 2 над пазом 13 винтами 14 крепится пластина 15 с уплотнением 16, прижимающая вертикальную фильтрующую перегородку 8 к внутренней поверхности противоположной боковой стенки 2.

При работе двигателя масло, сливаемое из пар трения, попадает на направляющий щиток 1 и стекает в полость, образованную боковыми стенками 2, днищем 3 и вертикальной фильтрующей перегородкой 8, в полость неочищенного масла А (фиг. 1). При этом регулирующая зазор заслонка 10 расположена вертикально и перекрывает зазор между нижней направляющей 11 и днищем 3. Из полости А масло, проходя через фильтрующую перегородку 8, очищается от легких примесей и попадает в полость очищенного масла Б, а тяжелые примеси оседают на днище 3 в полости А.

При засорении и нарушении проникающей способности фильтрующей перегородки 8 неочищенное масло скапливается в полости А выше определенного уровня и под действием сил давления преодолевает силу упругости регулирующей зазор заслонки 10, поднимает ее и по наклонной поверхности днища 3 и вместе с тяжелыми примесями стекает в сборник масла 4 в полости Б.

При этом полосы 12 регулирующей зазор заслонки 10, образованные вертикальными прорезями 11, отклоняются под углом, образуя зазор между днищем 3, уменьшающийся от центральной его части к боковым стенкам 2 (фиг. 2), что позволяет направить поток стекающего масла в сборник масла 4 в направлении к магнитной пробке 6 и задержать тяжелые, как правило, магнитные, примеси, обеспечив достаточный для работы заборного устройства 7 уровень масла в полости Б.

После слива избыточного количества масла из полости А регулирующая зазор заслонка 10 под действием сил упругости принимает вертикальное положение, перекрывая зазор.

. Во время проведения технического обслуживания двигателя магнитная 6 и сливная 5 пробки выкручиваются, и масло сливается из поддона.

Затем выкручивают винты 14, снимают пластину 15 и уплотнение 16 и через паз 13 в боковой стенке 2 по горизонтальным направляющим 9 вынимают фильтрующую перегородку 8, а регулирующую зазор заслонку 10 поднимают до уровня паза 13 и вынимают ее из поддона. При этом оставшееся масло из полости А поступает в сборник масла 4 и сливается.

Использование регулирующей зазор заслонки из упругого материала, например из резины или пружинной стали, позволит не только обеспечить саморегулирование достаточного уровня очищенного масла в полости Б и надежную работу системы смазки, но и не позволит маслу с легкими примесями из полости А переливаться в полость Б через верхний край фильтрующей перегородки.

Таким образом, установка фильтрующей перегородки с зазором и использование регулирующей зазор заслонки позволит повысить качество очистки масла двигателя внутреннего сгорания при сохранении стабильной работы системы смазки.

МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯМАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯМАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

edrid.ru

Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в корпусных деталях ДВС. Mасляный поддон закреплен на блок-картере и содержит соединенные между собой донную и верхнюю части. Донная часть выполнена из однослойного тонколистового металла, а верхняя часть - из трехслойного материала металл-пластик-металл. Прямой жесткий контакт между частями может отсутствовать за счет установки в соединительном стыке вибродемпфирующего элемента, Взаимное крепление частей поддона может быть как разъемным, так и неразъемным. Изобретение позволяет снижать шум автомобиля и улучшать его эксплуатационные качества. 6 з.п.ф-лы. 5 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Как правило масляный поддон ДВС выполняется в виде единой детали - литой, воспринимающей часть нагрузок, деформирующих нижнюю часть блока цилиндров (блок-картер), и увеличивающих его жесткость, или легкой тонкостенной цельноштампованной детали из листовой стали, закрепленной через уплотнительную прокладку к блоку-картеру двигателя и динамически легкодеформируемой в зоне присоединения к монтажной зоне блок-картера.

Конструкции масляных поддонов (МП), являющиеся сборниками масла, должны удовлетворять по крайней мере двум основным требованиям: быть хорошим теплоотводом наружной поверхности для охлаждения масла и обладать малым уровнем шума, излучаемого вибрирующими стенками поддона в окружающую среду (низким корпусным звуком). Известен масляный поддон ДВС ВА3-2108, В.А. Вершигора и др. Автомобиль ВА3-2108 М., ДОСААФ СССР, 1986, с.67, рис.32, поз. 20, который представляет собой однослойную тонкостенную, цельноштампованную из металлического листа деталь, снабженную фланцами крепления к блоку цилиндров ДВС. Картер имеет необходимую площадь поверхности теплосъема, а внутри его полости размещено моторное масло. Конструкция описанного масляного поддона обеспечивает достаточно эффективный теплоотвод, однако подверженный сильным вибрационным воздействиям, динамически деформируемый, колеблющийся тонкостенный металлический поддон, имеющий развитую поверхность, является достаточно эффективным излучателем звуковой энергии в окружающую среду, что является существенным к конструктивным недостатком. Этот недостаток частично устраняется в техническом решении, описанном в заявке Франции 2398887, кл. F 02 F 11/00, опублик. 13.03.79, где поддон крепится к блоку-картеру через специальные промежуточные эластичные виброизолирующие элементы, частично ослабляющие динамическое возбуждение стенок и соответственно уменьшающие излучаемый поддоном структурный звук. Однако конструктивно это достаточно сложное решение, увеличивающее материалоемкость и номенклатуру изделия, при недостаточно эффективном подавлении корпусного звука вследствие ограниченных виброизолирующих качеств эластичных элементов и потери этих качеств в процессе эксплуатации из-за воздействия высокотемпературных и динамических нагрузок. Из заявки Японии 63-18019, кл. F 02 F 7/00, опублик. 15.04.88, БИ 5- 451, известен масляный картер, выполненный из композиционного трехслойного материала металл-пластик-металл (МПМ). Благодаря достаточно-высоким вибродемпфирующим свойствам углеродных нитей и упруговязким свойствам пластикового слоя с низкой температурой размягчения обеспечивается рассеивание энергии вибраций и снижение корпусного шума ДВС в области средних и высоких частот звукового спектра. Являясь эффективным с точки зрения улучшения шумовибродемпфирующих качеств, материал МПМ является достаточные дорогим в изготовлении, технологически плохо подвержен глубокой вытяжке (трудности имеют место в производстве масляных поддонов), что увеличивает количество брака при изготовлении поддонов из МПМ, а также обладает ухудшенным теплоотводом вследствие наличия в материале пластикового слоя, что вынуждает либо увеличивать производительность масляного радиатора, либо использовать дополнительные средства для охлаждения моторного масла, например направленный принудительный обдув поддона. Известны многочисленные технические решения, в которых в той или иной мере одновременно решаются обе обозначенные проблемы, в частности это улучшение теплоотвода от стенок поддона и уменьшение вибровозбудимости стенок поддона и, таким образом, снижение корпусного шума, излучаемого масляным картером в окружающую среду. В частности, для уменьшения вибровозбудимости применяют различного рода упоры-демпферы и усиливающие элементы (см. заявку Германии 4027242, кл. P 02 B 77/13, опублик. 05.03.92, ЕПВ 0497753, кл. F 02 F 7/00, опублик. 05.08.92, заявку Японии 63-61757, кл. F 02 F 1/00, опублик. 17.03.88. Либо панель поддона снабжают специальными ребрами жесткости, как это известно из заявки Японии 1-247746, кл. F 02 F 7/00, опублик. 0З. 10.89, или в авт. св. СССР 1083923 кл. F 02 F 7/00, опублик.1984. В техническом решении по заявке Японии 63-2101С, кл. F 02 B 77/13, опублик. 16.06.80, дно масляного картера выполнено из двух, размещенных с зазором и виброизолированных друг от друга панелей (стенок). Однако описанные технические решения сложны и материалоемкости. Известно устройство уменьшения шума масляного поддона ДВС, заявка Японии 3-25.330, кл. F 02 F 7/00, опублик. 08.04.91, содержащее прорези, выполненные в боковых стенках поддона, прикрепленного к нижней части блок-картера ДВС. В прорезях смонтированы специальные упругие элементы. Отличительной особенностью указанного технического решения является то, что между соседними прорезями выполнены ребра, вытянутые от поверхности крепления поддона до его днища. Такая конструкция обеспечивает повышение изгибной жесткости стенок поддона и, как следствие, снижение его виброактивности и корпусного звука. Дальнейшим совершенствованием описанного выше устройства является техническое решение, описанное в заявке Японии 3-48338, кл. F 02 B 77/13, опублик. 24.07.91, в котором на упругих элементах с обеих сторон сквозных отверстий (прорезей) выполнены выпуклые участки. Кроме того, устройство содержит прижимы, которые, благодаря давлению на боковые поверхности упругих элементов, прижимают участки к боковой кромке кожуха. Устройство характеризуется простотой монтажа упругих элементов и обеспечивает надежное уплотнение. Однако и в этих технических решениях вибрации от сопрягающейся зоны блок-картера двигателя передаются недостаточно ослабленными на присоединительную донную часть масляного картера, что прямо влияет на усиление излучения корпусного шума. В качестве прототипа выбран масляный поддон блок-картера ДВС разъемного типа, описанный в заявке Германии 4242513, кл. F 02 F 7/00, опублик. 23.06.94, выполненный в виде двух, соединенных между собой деталей, одна из которых представляет собой донную часть поддона, а другая - верхнюю часть, посредством которой поддон крепится к блок-картеру двигателя. В плоскости разъема, донной и верхней частей установлен кассетный масляный фильтр, который наряду со своей прямой функцией (очистки масла) дополнительно способствует и некоторому демпфированию вибраций структуры поддона, что в некоторой степени позволяет уменьшить его виброактивность и корпусной звук. Однако этому техническому решению свойственны в той или иной степени уже отмеченные выше конструктивные, технологические и эксплуатационные недостатки. В частности, это повышенная вибровозбудимость структуры поддона и передача соответствующего структурного шума в окружающую среду. Задача изобретения - снижение шума, излучаемого структурой поддона в окружающую среду, при одновременном обеспечении эффективного теплоотвода от стенок картера, а также обеспечение простоты и высокой технологичности конструкции. Поставленная задача достигается тем, что в масляном поддоне, содержащем соединенные между собой донную и верхнюю часть, герметично смонтированную на торцевой присоединительной части блок-картера ДВС, верхняя часть поддона выполнена из трехслойного материала металл-пластик-металл, а донная часть выполнена из однослойного листового материала. При этом донная и верхняя части поддона смонтированы с возможностью отсутствия между собой жесткого контакта в соединительном стыке за счет размещения в сопряжении торцов донной и верхней частей вибродемпфирующего элемента (например, прокладки из маслостойкой резины). При таком конструктивном исполнении верхняя часть поддона, как самая динамически нагруженная, выполненная из композитного материала МПМ (обладающего высокой вибродемпфирующей способностью), становится задемпфированной с низким корпусным звуком, высокотехнологичной в изготовлении (т.к. отсутствует операция глухой и глубокой вытяжки), что практически исключает брак, что весьма существенно, поскольку материал МПМ является дорогостоящим. Донная часть поддона заполнена и задемпфирована находящимся в ней маслом и, в этой связи, слабо излучает шум. Этому дополнительно способствует и незначительная передача вибраций на донную часть от боковой части блок-картера двигателя, поскольку верхняя часть из МПМ и дополнительный вибродемпфирующий элемент, установленный в стыке донной части с верхней частью, значительно ослабляют вибрационный поток, передающийся от блок-картера двигателя к донной части картера. Одновременно с этим тонкий металлический лист, из которого изготовлена донная часть и в которой находится разогретое моторное масло, эффективно отводит тепло в окружающую среду, особенно при преднамеренно организованном обдуве его направленным воздушным потоком, что по крайней мере в легковых автомобилях может быть специально предусмотрено. Донная и верхняя части поддона могут быть смонтированы разъемно (с помощью крепежных элементов, например, винтов), или неразъемно, например завальцовкой, сваркой, пайкой и т.п. Плоскость стыка донной и верхней частей поддона размещена выше максимального уровня моторного масла, размещенного в донной части поддона. Проходное сечение верхней части поддона выполнено зауженным по сравнению с приемным сечением донной части поддона. На фиг. 1 показана часть блок-картера, двигателя, на которой закреплен масляный поддон; на фиг. 2 и 3 - неразъемное соединение донной и верней частей масляного поддона; на фиг. 4 - разъемное соединение донной и верхней частей масляного поддона; на фиг. 5 - вид I на фиг. 1. Масляный поддон (фиг. 1) закреплен на блок-картере 1 ДВС и содержит герметично соединенные между собой донную 2 и верхнюю части 3. Донная часть 2 поддона выполнена из тонкостенного однослойного листового металла, например стали 08кп. Верхняя часть 3 выполнена из трехслойного материала металл-пластик-металл, обладающего высокой степенью виброшумодемпфирования. Крепление поддона к блок-картеру 1 осуществляется через уплотнительную прокладку. Прямой контакт между частями 2 и 3 может отсутствовать за счет размещения в их соединении вибродемпфирующего элемента 4 (фиг. 2 - 4). Само соединение донной 2 и верхней частей 3 может быть неразъемным (фиг. 2 - 3), например завальцованным, или разъемным, (фиг. 4) с применением традиционных крепежных элементов 5 (болты, винты, и др.). На фиг. 1 показан предпочтительный вариант конструктивного исполнения предлагаемого технического решения, когда плоскость стыка донной 2 и верхней 3 частей поддона находится выше максимального уровня масла, находящегося в донной части 2. Кроме того, в зоне стыка частей 2 и 3 проходное сечение верхней части 3 выполнено зауженным в сравнении с приемным сечением донной части 2. Дополнительно на фиг. 5 показан соединительный стык 5 донной 2 и верхней 3 частей поддона, масло 7, размещенное в поддоне, уплотнительная прокладка 8 крепления поддона к блок-картеру 1. Показан фрагмент стенки (вид I) верхней части 3, где по обеим сторонам пластикового слоя 9 размещены металлические слои 10 и 11. На фиг. 4 прямой контакт элементов 2 и 3 через болт 5 отсутствует за счет введения дополнительных вибродемпфирующих резиновых шайб 12. Динамические процессы в ходе реализации рабочих процессов в ДВС в виде газовых, неуравновешенных сил и моментов инерции кривошипно- шатунного механизма вызывают динамические деформации блок-картера 1 ДВС с соответствующим возбуждением и передачей колебательных процессов и изгибных динамических деформаций в присоединенных к нему корпусных деталях и смонтированных навесных узлах ДВС с соответствующим переизлучением этой колебательной энергии в энергию упругих звуковых волн, излучаемых в окружающую среду в виде корпусного звука, являющегося нежелательным шумовым загрязнением окружающей среды. В предлагаемом масляном поддоне значительная часть вибрационной энергии преобразуется в тепловую, а не в звуковую, за счет эффективного демпфирования потока вибраций от блок-картера 1, сначала верхней частью 3 поддона, которая выполнена из высокоэффективного шумовибродемпфирующего материала МПМ, затем вибродемпфирующим элементом 4, который к тому же прерывает поток вибраций за счет исключения прямого контакта верхней части 3 с донной частью 2. Последняя слабо подвержена вибрациям, поскольку находящееся: внутри донной части 2 масло одновременно выполняет функцию вибродемпфирования. Одновременно с этим, донная часть 2, выполненная из тонкого металлического листа, эффективно отводит тепло от своих стенок. Соединение частей 2 и 3 может быть самым различным, некоторые варианты показаны на фиг.2-4. Размещение стыка 6 выше уровня масла и выполнение проходного сечения верхней части 3 зауженным в сравнении с приемным сечением донной части 2 позволит исключить возможные утечки масла через стык 6. Таким образом, применение конструктивно простого и высокотехнологичного технического решения позволяет эффективно решать одновременно две существующие в двигателестроении проблемы, а именно - снижение шума автомобиля и улучшение его эксплуатационных качеств за счет обеспечения эффективного теплоотвода от элементов, нуждающихся в принудительном охлаждении.

Формула изобретения

1. Масляный поддон, содержащий герметично соединенные между собой донную и верхнюю части, герметично смонтированную на торцевой присоединительной части блок-картера двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что верхняя часть поддона выполнена из трехслойного материала металл-пластик-металл, а донная часть выполнена из однослойного листового металла. 2. Поддон по п.1, отличающийся тем, что донная и верхняя часть поддона смонтированы с возможностью отсутствия между собой жесткого контакта в соединительном стыке. 3. Поддон по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в сопряжении торцов донной и верхней частей размещен вибродемпфирующий элемент. 4. Поддон по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что донная и верхняя части смонтированы неразъемно. 5. Поддон по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что донная и верхняя части смонтированы разъемно. 6. Поддон по пп.1 - 5, отличающийся тем, что плоскость стыка донной и верхней частей поддона размещена выше максимального уровня масла, размещенного в донной части поддона. 7. Поддон по пп.1 - 6, отличающийся тем, что проходное сечение верхней части поддона выполнено зауженным по сравнению с приемным сечением донной части поддона.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

www.findpatent.ru

Масляный поддон двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям ДВС. Масляный поддон закреплен на блоккартере ДВС и выполнен в виде тонколистового корытообразного узла, содержащего донную и присоединительную части, между которыми размещен успокоитель, выполненный в виде развитой конструкции, покрывающей присоединительную часть поддона и, по крайней мере, с одной из сторон облицован двухслойным покрытием, включающим прилегающий к поверхности успокоителя слой виброшумодемпфирующего адгезионного материала, на котором закреплен слой жесткой фольги, имеющий форму встречной поверхности панели успокоителя. Двухслойное покрытие может быть распространено частично и на поверхности присоединительной и/или донной части поддона. Изобретение позволяет снизить шум. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Как правило, масляный поддон ДВС выполняется в виде единой детали - литой, воспринимающей часть нагрузок, деформирующих нижнюю часть блока цилиндров (блок-картер), и увеличивающих его (блок-картера) жесткость, или легкой тонкостенной цельноштампованной детали из листовой стали, закрепленной через уплотнительную прокладку к блок-картеру двигателя, и динамически легкодеформируемой в зоне присоединения к монтажной зоне блок-картера. Конструкции масляных поддонов (МП), являющиеся сборниками масла, должны удовлетворять, по крайней мере, двум основным требованиям: хорошим теплоотводом наружной поверхности для охлаждения масла и малым уровнем шума, излучаемого вибрирующими стенками поддона в окружающую среду (низким корпусным звуком). Известен масляный поддон ДВС ВАЗ-2108, (Вершигора В.А. и др. Автомобиль ВАЗ-2108, -М. : ДОСААФ СССР, 1986, с. 67, рис. 32, поз. 20), который представляет собой однослойный тонкостенный, цельноштампованный из металлического листа узел, снабженный фланцем крепления к блоку цилиндров ДВС. Поддон имеет необходимую площадь поверхности теплосъема, а внутри его полости содержится моторное масло. Конструкция описанного масляного поддона обеспечивает достаточно эффективный теплоотвод, однако, подверженный сильным вибрационным воздействиям, динамически деформируемый, колеблющийся тонкостенный металлический поддон, имеющий развитую поверхность, является достаточно эффективным излучателем звуковой энергии в окружающую среду, что является его существенным конструктивным недостатком. Этот недостаток частично устраняется в техническом решении (заявка Франции, 2398887, МКИ F 02 F 11/00, опублик. 13.03.79), где поддон крепится к блок-картеру через специальные промежуточные эластичные виброизолирующие элементы, частично ослабляющие динамическое возбуждение стенок и соответственно уменьшающие излучаемый поддоном структурный звук. Однако, конструктивно это достаточно сложное решение, увеличивающее материалоемкость и номенклатуру изделия при недостаточно эффективном подавлении корпусного звука вследствие ограниченных виброизолирующих качеств эластичных элементов и потери этих качеств в процессе эксплуатации из-за воздействия высокотемпературных и динамических нагрузок. Из заявки Японии 63-18019, МКИ F 02 F 7/00, опублик. 15.04.88 известен масляный картер, выполненный из композиционного трехслойного материала "металл-пластик-металл" (МПМ). Благодаря достаточно высоким вибродемпфирующим свойствам углеродных нитей и упруговязким свойствам пластикового слоя с низкой температурой размягчения обеспечивается рассеивание энергии вибраций и снижение корпусного шума ДВС в области средних и высоких частот звукового спектра. Являясь эффективным с точки зрения улучшения шумовибродемпфирующих качеств, материал МПМ в то же время является достаточно дорогим в изготовлении, технологически плохо подвержен глубокой вытяжке (известные трудности имеют место в производстве масляных поддонов), что может увеличивать количество брака при изготовлении поддонов из МПМ, а также обладает ухудшенным теплоотводом вследствие наличия в материале изоляционного пластикового слоя, что вынуждает либо увеличивать производительность масляного радиатора, либо использовать дополнительные средства для охлаждения моторного масла, например, направленный интенсивный принудительный обдув поддона, либо дополнительно увеличивать размеры (площадь поверхности) непосредственно масляного поддона. Известны многочисленные технические решения, в которых в той или иной мере одновременно решаются обе обозначенные проблемы, в частности, это улучшение теплоотвода от стенок поддона и уменьшение вибровозбудимости стенок поддона и таким образом снижение корпусного шума, излучаемого масляным картером в окружающую среду. В частности, для уменьшения вибровозбудимости применяют различного рода упоры-демпферы и усиливающие элементы заявка Германии, 4027242, МКИ F 02 B 77/13, опублик. 05.03.92; ЕПВ, 0497753, МКИ F 02 F 7/00, опублик. 05.08.92; заявка Японии, 63-61757, МКИ F 02 F 1/00, опублик. 17.03.88). Либо панель поддона снабжают специальными ребрами жесткости, как это известно (заявка Японии 1-247746, МКИ F 02 F 7/00, опублик. 03.10.89), или (патент СССР, 1083923 F 02 F 7/00, опублик. 30.03.84). В техническом решении (заявка Японии, 63-21010, МКИ F 02 B 77/13, опублик. 16.08.80), дно масляного картера выполнено из двух размещенных с зазором и виброизолированных друг от друга панелей (стенок). Однако, описанные технические решения достаточно сложны и материалоемки. Известно устройство уменьшения шума, излучаемого масляным поддоном ДВС (заявка Японии 3-25630, МКИ F 02 F 7/00, опублик. 08.04.91), содержащее прорези, выполненные в боковых стенках поддона, прикрепленного к нижней части блок-картера ДВС. В прорезях смонтированы специальные упругие элементы. Отличительной особенностью указанного технического решения является то, что между соседними прорезями выполнены ребра, вытянутые от поверхности крепления поддона до его днища. Такая конструкция обеспечивает повышение изгибной жесткости стенок поддона и, как следствие, снижение его виброактивности и уменьшение корпусного звука. Дальнейшим совершествованием описанного выше устройства является техническое решение (заявка Японии, 3-48338, МКИ F 02 B 77/13, опублик. 24. 07.91), в котором на упругих элементах с обеих сторон сквозных отверстий (прорезей) выполнены ужесточающие, выпуклые участки. Кроме того, устройство содержит прижимы, которые благодаря создаваемому или статическому давлению на боковые поверхности упругих элементов прижимают эти участки к боковой кромке кожуха. Устройство характеризуется достаточной простотой монтажа упругих элементов и обеспечивает надежное уплотнение. Однако, и в этих технических решениях вибрации от сопрягающейся зоны блок-картера двигателя передаются недостаточно ослабленными на присоединительную и донную часть масляного картера, что прямо влияет на усиление излучения им корпусного звука. Известен масляный поддон блок-картера ДВС разъемного типа (заявка Германии, 4242513, МКИ F 02 F 7/00, опублик. 23.06.94), выполненный в виде двух соединенных между собой деталей, одна из которых представляет собой донную часть поддона, а другая - верхнюю часть, посредством которой поддон крепится к блок-картеру двигателя. В плоскости разъема донной и верхней частей установлен кассетный масляный фильтр, который наряду со своей прямой функцией (очистки масла) дополнительно способствует и некоторому демпфированию вибраций структуры поддона, что в некоторой степени позволяет уменьшить его виброактивность и снизить корпусной звук. Однако, этому техническому решению свойственны в той или иной степени уже отмеченные выше конструктивные, технологические и эксплуатационные недостатки. В частности, это достаточно высокая вибровозбудимость структуры поддона и передача соответствующего структурного шума в окружающую среду ввиду недостаточной и весьма ограниченной демпфирующей способности данной конструкции кассетного масляного фильтра. В качестве прототипа выбран масляный поддон двигателя (авт. св. СССР N 1474294, кл. F 01 M 1/10, 23.04.83), из которого известен масляный поддон ДВС, выполненный в виде тонколистового корытообразного узла, содержащего донную и присоединительную части, между которыми размещен пластинчатый успокоитель-пеногаситель, выполненный в виде развитой конструкции (пластина, снабженная поперечными гофрами и продольными каналами), покрывающей присоединительную часть. Однако, увеличение площади поверхности успокоителя-пеногасителя приводит к соответствующему увеличению звуковой энергии, генерируемой этой поверхностью и излучаемой в окружающую среду. Задача изобретения - снижение шума, излучаемого структурой поддона в окружающую среду, при одновременном обеспечении благоприятных условий охлаждения смазывающего масла путем эффективного теплоотвода от стенок зоны полости поддона, заполненной маслом, а также обеспечение простоты и высокой технологичности конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что в масляном поддоне, выполненном в виде единого тонколистового корытообразного узла, содержащего донную и присоединительную части, между которыми размещен пластинчатый успокоитель, выполненный в виде развитой конструкции, покрывающей присоединительную часть, успокоитель по крайней мере, с одной из сторон облицован двухслойным покрытием, включающим прилегающий к поверхности успокоителя слой вибродемпфирующего адгезионного материала, на котором закреплен слой жесткой фольги (или тонкостенной листовой панели), имеющий форму встречной поверхности панели успокоителя. Это двухслойное покрытие может быть с нахлестом неразъемно смонтировано и распространено частично по поверхности присоединительной и/или донной части поддона. При таком конструктивном исполнении успокоитель представляет собой эффективную с развитой поверхностью шумовибродемпфирующую трехслойную конструкцию, включающую металлический слой (собственно стенку панели успокоителя), примыкающий к нему с высокой адгезией слой липкого вибродемпфирующего вязкоупругого вещества, на котором закреплен слой жесткой фольги (металлической или полимерной). Такая трехслойная конструкция успокоителя, образующаяся в верхней части масляного поддона, эффективно преобразует вибрационную энергию изгибных деформаций стенок в тепловую, что особенно актуально для присоединительной (наиболее вибронагруженной и шумоактивной) части поддона. Донная часть поддона является более жесткой и пассивной, заполнена и частично задемпфирована в свою очередь находящимся в ней маслом и в этой связи достаточно слабо излучает шум. Этому дополнительно способствует, в первую очередь, незначительная передача вибраций от присоединительной части на донную часть от боковой части блок-картера двигателя, поскольку присоединительная часть и успокоитель (в данном случае - вибродемпфирующий элемент), установленный в зоне перехода донной части в присоединительную часть, значительно ослабляют вибрационный поток, передающийся от блок-картера двигателя к донной части картера. Одновременно с этим тонкий металлический лист, из которого изготовлена донная часть, в которой находится разогретое моторное масло, эффективно отводит тепло в окружающую среду, особенно при преднамеренно организованном обдуве его встречным направленным воздушным потоком, что по крайней мере, в легковых автомобилях может быть специально предусмотрено. Крепление металлической панели успокоителя в поддоне осуществляется неразъемным способом, например, точечной сваркой, специальным клеем и т.п., после чего на поверхность этой панели монтируется слой фольги, которая со стороны прилегания покрыта липким (адгезионным) вибродемпфирующим вязкоупругим составом. Причем этот слой может покрывать не только поверхность металлической панели успокоителя, но и распространяться на прилегающие к нему поверхности присоединительной и/или частично донной части поддона. На фиг. 1 показана часть блок-картера двигателя, на которой закреплен масляный поддон; на фиг. 2 - фрагмент сечения пластины успокоителя. Масляный поддон закреплен на блок-картера 1 ДВС и выполнен в виде единого тонколистового узла, включающего донную 2 и присоединительную 3 части, между которыми размещен пластинчатый успокоитель, выполненный из штатной тонколистовой металлической панели 4, с технологическим отверстием 5 под заборник масла, на которой посредством слоя 6 адгезионного вибродемпфирующего вязкоупругого вещества крепится слой 7 жесткой фольги (полимерной или металлической). Динамические процессы в ходе реализации рабочих процессов в ДВС в виде газовых сил, неуравновешенных сил и моментов инерции кривошипно-шатунного механизма и вспомогательных агрегатов ДВС вызывают динамические деформации блок-картера 1 ДВС с соответствующим возбуждением и передачей колебательных процессов и изгибных динамических деформаций в присоединенных к нему корпусных деталях и смонтированных навесных узлах ДВС с соответствующим переизлучением этой колебательной энергии в энергию упругих звуковых волн, излучаемых в окружающую среду в виде корпусного звука, являющегося нежелательным шумовым загрязнением окружающей среды. В предлагаемом масляном поддоне значительная часть вибрационной энергии преобразуется в тепловую, а не в звуковую, за счет эффективного демпфирования потока вибраций, передаваемых от блок-картера 1 на внешние стенки масляного поддона развитым успокоителем, который представляет собой высокоэффективную, с развитой поверхностью, виброшумодемпфирующую трехслойную конструкцию (металл 4 - слой адгезионного вещества 6 - фольга 7). Использование такой трехслойной конструкции успокоителя позволяет обеспечить эффективное вибродемпфирование структурных изгибных вибраций листовых тонкостенных конструкций и соответствующее подавление корпусного звука этой жесткой структурой (деталью поддона) за счет преобразования механической вибрационной энергии, связанной с различными изгибными деформациями внешних металлических листов, в тепловую энергию, выделяемую во внутреннем адгезионном вязкоупругом слое 6 в процессе изгибных деформаций этой слоистой структуры с хорошей адгезией слоев, исключающей относительное проскальзывание металлических листов 4 и 7 а обеспечивающих сдвиговые деформации вязкоупругого слоя 6, характеризующиеся наиболее эффективным процессом рассеивания (преобразования) энергии. Таким образом, успокоитель выполняет не только функцию гидравлического успокоителя охлаждаемого масла, но и функцию динамического успокоителя структурных вибраций и корпусного шума наиболее шумоактивной верхней, присоединительной части масляного поддона. Донная часть 2 более слабо подвержена вибрационному и шумовому возбуждению, как более жесткая и массивная, и поскольку находящееся внутри донной части 2 масло одновременно частично выполняет функцию вибродемпфирования, а также в связи с тем, что на нее передается уже ослабленный поток вибрационной энергии от сильно задемпфированной присоединительной части. Одновременно с этим донная часть 2, выполненная из тонкого металлического листа, эффективно отводит тепло от своих стенок, уменьшая температуру масла в поддоне, что позволяет сохранить высокую эффективность выполнения этой прямой функции масляного поддона. Таким образом, применение достаточно конструктивно простого и высокотехнологичного технического решения позволяет эффективно решать одновременно две противоречивые проблемы в двигателестроении, а именно снижение шума двигателя и автомобиля и улучшение его эксплуатационных качеств за счет обеспечения эффективного теплоотвода от элементов, нуждающихся в принудительном охлаждении.

Формула изобретения

1. Масляной поддон двигателя внутреннего сгорания, выполненный в виде тонколистового корытообразного узла, содержащего донную и присоединительную части, между которыми размещен пластинчатый успокоитель, выполненный в виде развитой конструкции, покрывающей присоединительную часть, отличающийся тем, что успокоитель по крайней мере с одной из сторон облицован двухслойным покрытием, включающим прилегающий к поверхности успокоителя слой виброшумодемпфирующего адгезионного материала, на котором закреплен слой жесткой фольги, имеющей форму встречной поверхности панели успокоителя. 2. Поддон по п.1, отличающийся тем, что двухслойной покрытие с нахлестом распространено частично на поверхности присоединительной и/или донной части поддона.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru


Смотрите также