Автор: admin on 2 ноября 2016
Компрессия характеризует состояние деталей поршневой группы, а также плотность прилегания клапанов к своим седлам. Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют при техническом обслуживании № 2, при помощи компрессометра. Компрессометры применяют со шкалой для карбюраторных двигателей до 10 кгс/см2 и дизельных до 60 кгс/см2.
Перед проверкой величины давления в цилиндрах двигатель прогревают до 70-80°, вывертывают все свечи зажигания и полностью открывают воздушную и дроссельную заслонки карбюратора. После этого вставляют резиновый наконечник компрессометра в отверстие для свечи зажигания проверяемого цилиндра и стартером проворачивают коленчатый вал (10-12 оборотов) при открытых дросселе и воздушной заслонке; давление в цилиндре отсчитывают по шкале манометра. Во избежание ошибок необходимо, чтобы коленчатый вал вращался со скоростью 180-200 об/мин, что возможно только при хорошо заряженной аккумуляторной батарее. Затем производят выпуск воздуха и вновь повторяют замер компрессии. Таким образом последовательно проверяют компрессию во всех цилиндрах двигателя. Для исправных двигателей ГАЗ-51А, ГАЗ-53Ф, ГАЗ-63, ГАЗ-69 компрессия должна быть 6,5-7,5 кгс/см2; двигателей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-120 — 6-7 кгс/см2; ЗИЛ-130 — 7,0-7,5 кгс/см2; М-21 — 7-7,2 кгс/см2; ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 — 27 кгс/см2 и ЯМЗ-236 — 30 кгс/см2. Проверку повторяют 2-3 раза для каждого цилиндра. Разность показаний в отдельных цилиндрах не должна превышать 1 кгс/см2 для карбюраторных и 2 кгс/см2 для дизельных двигателей. Если величина компрессии на 30-40% ниже нормы, это указывает на наличие неисправностей (поломка или пригорание поршневых колец, повреждение прокладки головки цилиндров, неправильная величина теплового зазора). Износ цилиндров, поршневых колец и поршней в карбюраторных двигателях не дает заметных изменений в показаниях компрессометра.
Для выявления причин недостаточной компрессии нужно залить 20-25 см3 свежего масла в цилиндры с пониженной компрессией. Более высокие показания компрессометра, чем при замере без масла, чаще всего характеризуют пригорайте поршневых колец или изношенность цилиндро-поршневой группы. Если же давление не изменяется и после заливки масла, то значит неплотно прилегают клапаны к седлам, прогорели клапаны или повреждена прокладка головки блока цилиндров.
Замер компрессии в дизельном двигателе производят на работающем двигателе при 500 об/мин коленчатого вала. Компрессометр устанавливается на место насос-форсунки или форсунки проверяемого цилиндра.
autocarta.ru
Категория:
Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин
Контроль состояния двигателей без разборкиНормальная эксплуатация двигателей внутреннего сгорания обеспечивается при проведении регулярного внешнего осмотра, проверки креплений деталей, узлов и агрегатов. На основании осмотра и проверки выполняют регулировочные операции или замену отдельных изношенных деталей.
При внешнем осмотре двигателя устанавливают возможное подтекание охлаждающей жидкости и смазки в местах соединения деталей. По линии разъема блока и головки не должно быть следов воды или масла, а также пузырьков газа. Не допускается нарушение герметичности во фланцах патрубков рубашки охлаждения, радиатора, в сальниках и остальных соединениях системы охлаждения, а также подтекание масла в разъеме картера двигателя через уплотнения коленчатого вала, в местах соединений масляных фильтров, маслопроводов.
Герметичность соединений восстанавливают подтягиванием ослабших креплений. Степень ослабления крепления определяют пробным подтягиванием. При креплении детали несколькими болтами их затягивают в определенном порядке, что обеспечивает надежное соединение деталей, исключает перекосы и деформирование.
Последовательность подтягивания крепления головки цилиндров двигателей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 показана на рис. 23. Гайки и болты подтягивают на холодном двигателе, если его головка выполнена из алюминиевых сплавов (ГАЗ-53, ЗИЛ-130). Если головки двигателя чугунные (ЯАЗ-204), то гайки подтягивают на прогретом двигателе. Момент затяжки контролируют ключом с динамометрической рукояткой. Значение этого момента для двигателя ГАЗ-53 должно составлять 65,7—70,6 Н-м, а для двигателя ЗИЛ-130—98,1—117,7 Н-м.
Определение технического состояния двигателя внутреннего сгорания может быть выполнено несколькими методами. Широкое распространение в последнее время получает акустическая диагностика, основанная на изменении характера шума и стука изношенного двигателя или отдельных его сопряжений по сравнению с шумами и стуками, имеющими место рри эксплуатации технически неисправного двигателя.
Рис. 23. Последовательность подтягивания крепления головки цилиндров двигателей автомобилей: а — газ; б — зил-130
Определяют неисправности двигателя по характеру звука и стука при помощи электронного стетоскопа (рис. 24), представляющего собой транзисторный усилитель низкой частоты с пьезо- кристаллическим датчиком и питанием от батареи, установленными в корпусе прибора. Стетоскоп обладает высокой чувствительностью и весьма удобен в работе.
Прослушивают двигатель стетоскопом на различных режимах и в определенных местах. Необходимо помнить, что звукопроводность металла значительно выше, чем воздуха. Поэтому прослушивая то или иное сопряжение, щуп стетоскопа следует прикладывать к тому месту, к которому звук от сопряжения передается через толщу металла, а не через воздушную прослойку.
Места^прослушивания двигателя показаны на рис. 25. При прослушивании двигателя обращается внимание на характер шума или стука в отдельных сопряжениях. Например, если при прослушивании сопряжения поршень—цилиндр обнаруживается при небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя с переходом на нормальную сильный глухой стук, усиливающийся при увеличении нагрузки, то это означает, что зазор между поршнем и гильзой увеличен или имеет место изгиб шатуна, перекос шатунного подшипника или пальца.
Сояоставляя аналогичным образом характер шума при изношенных сопряжениях и имеющих зазоры менее предельно допустимых значений, можно составить определенное мнение о ресурсе работоспособности каждого сопряжения и двигателя в целом.
Оценку технического состояния большой группы деталей двигателя внутреннего сгорания, а также возможность дальнейшего использования масла позволяет произвести метод спектрального анализа масла. Сущность метода спектрального анализа заключается в том, что на основании анализа проб картерного масла устанавливают содержание продуктов износа, примесей, попадающих в масло в процессе эксплуатации двигателя, а также элементов, характеризующих функциональные свойства масла. Степень изнашивания деталей двигателя и возможную его работоспособность определяют по наличию в масле и отложениях на фильтре железа, хрома, кремния и других элементов. Пригодность масла к работе устанавливают по изменению содержания в нем элементов, входящих в состав присадок (бария, серы, кальция и др.).
Рис. 24. Электронный стетоскоп
Рис. 25. Места прослушивания двигателя:1 — поршень и цилиндр; 2 — поршневое кольцо, канавка поршня; 3 — боек коромысла, стержень клапана; 4 — поршневой палец, втулка шатуна или бобышка поршня; 5 — коленчатый вал, шатунный подшипник; 6 — водяной насос; 7 — распределительные шестерни: 8 — коленчатый вал, коренной подшипник; 9 — стержень клапана, направляющая втулка; 10 — толкатель, втулка толкателя; 11 — клапан, днище поршня; 12 — распределительный вал, подшипник; 13 — кулачок распределительного вала, толкатель
Спектральный анализ масла следует проводить перед техническим обслуживанием с целью предотвращения аварийного износа основных сопряжений двигателя и установления необходимости замены масла. При диагностике двигателя используется установка для спектрального экспресс-анализа содержания продуктов износа в масле. Проба масла отбирается на прогретом двигателе с помощью шприца через отверстие под масломерную линейку.Определять техническое состояние цилиндров, поршневых колец, клапанов и прокладок головки блока цилиндров без разборки можно путем замера утечки воздуха, вводимого внутрь цилиндра через отверстия для свечи или форсунки при неработающем двигателе. Карбюраторные и дизельные двигатели с диаметром цилиндров от 50 до 130 мм проверяют специальным прибором (рис. 26). Прибор работает от сети сжатого воздуха давлением 0,29—0,59 МПа, рабочее давление 0,2 МПа поддерживается редуктором. На панели прибора установлены два впускных вентиля, манометр, редуктор и два штуцера. К вентилю снизу присоединен коллектор, на котором закреплен шланг со штуцером, предназначенный для подсоединения прибора к воздушной магистрали. К штуцерам при проверке присоединяется гибкий шланг со специальной легкосъемной муфтой на одном конце, а на другом — испытательный наконечник. С помощью наконечника воздух подается в цилиндр двигателя через отверстие свечи или форсунки. Вентиль с помощью трубок соединен с редуктором, регулировочной иглой, муфтой с калиброванным отверстием, манометром и штуцером. Вентиль соединяется непосредственно со штуцером.
При проверке состояния цилиндропоршневой группы редуктор регулируют на рабочее давление 0,2 МПа, что соответствует нулевому положению стрелки на шкале манометра 8. Резиновый конус исполнительного наконечника плотно прижимают к отверстию для свечи или отверстию для форсунки. При подаче воздуха стрелка манометра будет устанавливаться на определенное давление шкалы прибора (в зависимости от наличия зазоров в цилиндре). Шкала манометра проградуирована в процентах утечки воздуха. Чем больше зазоры, тем больше отклонится стрелка измерительного манометра от нулевого деления. Описанные выше измерения производятся при открытом вентиле, вентиль должен быть закрыт.
Рис. 26. Прибор для оценки технического состояния машин
Рис. 27. Компрессометр: 1 — трубка; 2 — манометр; 3 —- рукоятка
Если вентиль 3 открыт, а вентиль 1 закрыт, то воздух, минуя редуктор и измерительный манометр, через гибкий шланг и наконечник 5 поступает непосредственно в цилиндр двигателя. В этом положении вентилей вследствие повышенного давления более точно (путем прослушивания) можно оценить состояние поршневых колец, клапанов и прокладок головки блока цилиндра. Количество воздуха регулируется самим вентилем.
Для определения давления в цилиндре в конце такта сжатия используют сигнализатор- свисток, а для визуального наблюдения утечки воздуха через неплотности в клапанах — индикатор утечки воздуха.
Рис. 28. Передвижная диагностическая установка:1 — стеллаж; 2 — верстак; 3 — электросверлильное устройство; 4 — тиски; 5 — контейнеры с приборами; 6 — электрощит; 7 — прибор для испытания и регулировки форсунок; 8, 10 — выдвижные щиты; 9 — ящик
Плотность прилегания деталей поршневой группы к цилиндрам и клапанов к седлам можно устанавливать путем проверки компрессии (давления сжатия) в цилиндрах двигателей. Для этой цели используют компрессометр (рис. 27).
При проверке компрессии двигатель необходимо прогреть до нормальной рабочей температуры и вывернуть все свечи, а наконечник компрессометра вставить в отверстие для свечи одного из цилиндров и плотно прижать. Открыв полностью воздушную и дроссельную заслонки карбюратора, стартером проворачивают коленчатый вал на пять—десять оборотов до получения наибольшего давления в проверяемом цилиндре, а затем снимают показания манометра.
Возвращается стрелка в нулевое положение нажатием на кнопку. После этого компрессометр можно использовать для замера давления в следующих цилиндрах.
Нормальная компрессия для двигателя ГАЗ-51 составляет 0,64—0,74 МПа, а для ЗИЛ-130 — 0,74—0,76 МПа. Разница в компрессии отдельных цилиндров не должна превышать 0,098 МПа.
При проверке технического состояния машин или отдельных агрегатов можно использовать передвижную диагностическую установку.
Диагностическая установка снабжена приборами и приспособлениями, позволяющими контролировать техническое состояние двигателей внутреннего сгорания без разборки, осуществлять необходимые регулировочные операции, определять работоспособность силовой передачи, ходового оборудования, элементов гидравлической системы и состояние подшипниковых узлов.
В рабочем положении установка размещается рядом с проверяемым объектом.
Читать далее: Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы
Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин
stroy-technics.ru
Снимаем клапанные крышки.
Выворачиваем свечи зажигания.
Устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, для этого закрываем пальцем отверстие для свечи первого цилиндра и провертываем коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до момента начала выхода воздуха из под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия в первом цилиндре.
Рис. 1 |
Убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачиваем коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до совпадения указателя на картере сцепления с шариком зачеканенным в маховик (рисунок 1), а у автомобиля ГАЗ-53 – до совпадения риски на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя в. м, т. (рис. 2).
Рис. 2 |
При положении поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия впускной и выпускной клапана полностью должны быть закрыты.
Рис. 5 |
В этом положении устанавливаем или проверяем зазор между коромыслом и стержнем клапана, который должен быть 0,25 – 030 мм на холодном (15 – 20 ˚ С) двигателе.
Рис. 3 |
Допускается уменьшение зазора до 0,15—0,20 мм у клапанов, расположенных по краям головок: первого и восьмого впускных, четвертого и пятого выпускных (рис. 3).
Если зазор не совпадает: - ослабляем контргайку регулировочного болта и, вращая регулировочный болт, устанавливаем по щупу необходимый зазор. Затягиваем контргайку, удерживая от проворачивания болт, и снова проверяем зазор.
Зазоры у остальных цилиндров регулируем в порядке работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на ¼ оборота.
Рис. 6 |
Чтобы лучше ориентироваться и ускорить процесс быстросохнущей краской размечаем приводной шкив на четыре части (рисунок 6).
autoruk.ru
Необходимость ремонта вызывается изнашиванием деталей и устанавливается проверкой технического состояния двигателя.
В отдельных случаях преждевременный ремонт может быть вызван поломкой отдельных деталей из-за неправильной эксплуатации или скрытого дефекта.
Основные возможные неисправности двигателя, причины и способы их устранения представлены в 5. Первые 2,5 — 5,0 тыс. км происходит приработка деталей двигателя. Далее (до 150— 175 тыс. км) интенсивность изнашивания снижается.
Это период нормальной эксплуатации. Потом интенсивность изнашивания вновь нарастает и примерно к 200 тыс.к м зазоры между трущимися деталями возрастают настолько, что говорит о необходимости подсчитать стоимость ремонта двигателя ГАЗ-53.
Предельные зазоры между основными трущимися парами вследствие изнашивания ориентировочно составляют, мм:
В водяную рубашку блока двигателя раствор щелочи не заливают, так как алюминий растворяется в щелочах. С раствором едкого натра следует обращаться осторожно, так как он вызывает ожоги кожи и разъедание тканей одежды.
Так как измерение зазоров между деталями на работающем двигателе весьма затруднительно, то о техническом состоянии двигателя судят по косвенным показателям: расходу масла на угар, давлению в системе смазывания, падению мощности двигателя, шумности работы, расходу топлива, а также по компрессии в цилиндрах двигателя.
Расход масла на угар является важнейшим показателем технического состояния двигателя. В процессе эксплуатации повышенный расход выявляется проверкой по указательному стержню.
Более точно расход устанавливают путем взвешивания сливаемого из картера двигателя горячего масла до и после некоторого пробега.
Расход масла на угар, превышающий 400 г на 100 км, свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.Давление масла в системе проверяют по указателю на щитке приборов. Точное значение величины давления измеряют контрольным манометром.
Штуцер шланга контрольного манометра (резьба 1/4 ) завертывают в отверстие на место вывернутого датчика давления масла. Уменьшение давления масла на средней частоте вращения коленчатого вала ниже 100кПа и при малой частоте вращения на холостом ходу ниже 50 кПа свидетельствует либо о неисправности в системе смазывания, либо о чрезмерном износе деталей двигателя.
Если устранение неисправности в системе смазывания не восстанавливает давления, то двигатель отправляют в ремонт.
Падение мощности двигателя выявляется тем, что снижается максимальная скорость автомобиля, автомобиль плохо разгоняется, труднее преодолевает подъемы без переключения на пониженные передачи.
Шумность работы двигателя усиливается по мере его изнашивания из-за стуков между сопряженными деталями (вследствие увеличения зазоров между ними). Прогретый( температура охлаждающей жидкости 80 — 90 °С) двигатель прослушивают на холостом ходу.
Без применения стетоскопа прослушивают газораспределительный механизм: клапаны при частоте вращенияколенчатого вала 500 — 1000 мин-1, толкатели при 1000 — 1500 мин-1, шестерни привода распределительного вала при 1000— 1200 мин-1.
Применяя стетоскоп, прослушивают поршневую группу, шатунные и коренные подшипники при частоте вращения коленчатого вала до 2500 мин-1.
Недопускаются: стуки поршней, коренных и шатунных подшипников, поршневых пальцев: стуки ивыделяющийся шум высокого тона шестерен привода распределительного вала, шестерен масляного насоса и его привода; шум высокого тона деталей насоса системы охлаждения.
Допускаются: равномерный стук клапанов и толкателей, сливающийся в общий шум; периодическийстук клапанов и толкателей при правильно установленных зазорах, не выделяющийся из общего фона шум шестерен.
Выявление источника шума прослушиванием требует определенного навыка и опыта.
Расход топлива так же, как и динамические показатели автомобиля, зависит не только от двигателя. Поэтому прежде всего убеждаются в исправности трансмиссии и ходовой части автомобиля.
Техническое состояние двигателя определяют измерением контрольного расхода топлива. Делают это на автомобиле с полной нагрузкой со скоростью движения 60 км/ч на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием.
Испытания проводят на участке протяженностью в 4 — 5 км в двух противоположных направлениях. Питание двигателя осуществляют из отдельного бачка, а расход определяют путем взвешивания бачка с топливом до и после заездов.
Компрессию в цилиндре, т.е. давление, которое возникает в нем в конце такта сжатия, определяют специальным манометром — компрессометром на прогретом до температуры охлаждающей жидкости 80 — 90°С двигателе при полностью открытых дроссельных заслонках, вывернутых свечах зажигания и сухом карбюраторе прокручиванием коленчатого вала стартером при полностью заряженной аккумуляторной батарее.
Давление при этом должно быть не менее 750кПа. В противном случае можно предполагать неисправность поршневых колец или клапанов.
Если при заливке в цилиндр через свечное отверстие 20— 30 см3 моторного масла и повторной проверке компрессии давление повысится, это свидетельствует о неисправности поршневых колец или цилиндра.
Если давление не повысится, это означает, что негерметичны клапаны.
Повышенное давление масла.
Засорение или заедание плунжера редукционного клапана в закрытом положении, вследствие чего сливное отверстие не открывается.
Отвернуть пробку в крышке масляного насоса, вынуть пружину и плунжер, промыть детали и гнездо в масляном насосе. При необходимости устранить причину заедания.
статьи по теме
auto.zhzh.info
Поршневая группа на ГАЗ-53 представляет собой набор деталей, которые напрямую обеспечивают движение автомобиля, передавая энергию сгораемой топливной смеси в коленвал. Для эффективного функционирования мотора работа этих элементов должна быть взаимосвязанной.
Так выглядит поршневая группа ГАЗ 53
Чрезмерный износ какой-либо составляющей поршневой группы неизбежно приводит к нестабильному функционированию силового агрегата, а также всего автомобиля в целом. Использование качественного топлива и расходных материалов, а также регулярное обслуживание двигателя позволит продлить срок его эксплуатации в оптимальном режиме.
Вернуться к оглавлениюГоворя об этой части автомобиля, принято понимать комплект деталей, в который входят следующие позиции:
Внешний вид поршня газ 53
Палец поршневой группы ГАЗ 53
Как основная часть силового агрегата ГАЗ-53 эти элементы выполняют следующие функциональные задачи:
Основные характеристики мотора, его мощность и динамика напрямую зависят от взаимосвязанного сочетания характеристик каждого из элементов группы поршней в отдельности.
Вернуться к оглавлениюПоскольку работа этой части двигателя связана с постоянным возвратно-поступательным движением в условиях повышенных температур, то рано или поздно происходит износ деталей. И чем раньше будет проведена общая диагностика, тем больше вероятность, что последующий ремонт будет носить минимальный профилактический характер.
Ремонт поршневой группы
О наличии неисправностей в группе поршней могут говорить следующие визуальные признаки:
При обнаружении данных признаков необходимо выполнить более глубокую диагностику мотора:
Замер компрессии давления сжатия в цилиндре
Компрессией называют показатель давления в камере сгорания, который обеспечивает оптимальную работу двигателя. То есть количество поступившего воздуха при опускании поршня и количество поступившего топлива в камеру сгорания при его движении вверх в момент подачи искры находится в сбалансированном соотношении. Топливная смесь сгорает без остатка с минимальным количеством отработанных газов.
Замер компрессии выполняют по определенной технологии с применением компрессометра. Для цилиндров двигателя ГАЗ-53 нормальной рабочей компрессией являются показатели, находящиеся в пределах 6,5–7,5 кгс/кв. см. Снижение данного показателя говорит о нарушении параметров герметичности камеры сгорания.
Дополнительно для более точной диагностики состояния поршневых колец в цилиндр с пониженной компрессией через свечное отверстие добавляют масло в количестве 20–30 грамм и производят повторный замер компрессии. Если ее показатель повысится, то с уверенностью можно говорить о необходимой замене колец поршня.
Пониженные показатели компрессии для бензинового двигателя полностью не диагностируют состояние группы поршней: это может быть как прогорание колец, так и следствие износа прокладки под головкой блока, а также износом клапанов. Однако очевидно то, что двигатель подлежит незамедлительному вскрытию для проведения дополнительного осмотра и ремонта.
Данный способ может применяться для дополнительной оценки состояния поршневой группы без вскрытия двигателя. Посторонние стуки в моторе можно определить посредством его прослушивания стетоскопом.
Выполняется процедура на холостом ходу прогретого двигателя при оборотах от 1200 до 2500 об/мин. Работа исправного агрегата будет равномерной, без яркого проявления какого-либо отдельного звука. В случае нарушения работы, в частности, поршневой группы, стук пальцев будет ярко проявленным.
Для применения этого метода необходим опыт проведения таких исследований, позволяющий по отклонениям звуковых характеристик диагностировать и локализовать неисправность двигателя.
Вернуться к оглавлениюДля осмотра деталей группы поршней после вскрытия и разбора необходимо, прежде всего, произвести тщательную очистку всех составляющих элементов. Эта процедура выполняется как с применением жидких растворителей, в частности, керосина, так и механическими способами, исключающими излишние повреждения самих деталей.
Наиболее распространенными неисправностями в этой части двигателя ГАЗ-53 являются следующие:
Эту неисправность можно назвать периодической, поскольку кольца поршней вполне можно отнести к расходным материалам с ограниченным ресурсом эксплуатации. В первую очередь это касается маслосъемных колец, которые требуют периодической замены. Показателем их изношенности является увеличенный расход масла.
Нормальным показателем считает расход 0,4 кг на 100 км пробега или 1,8 кг на 100 литров топлива. Отклонения от этих показателей свидетельствуют о необходимости ремонта мотора.
Изношенные кольца
Компрессионные поршневые кольца также требуют периодической замены в связи с их прогаром, нарушением упругости и деформацией. Одной из причин их повышенного износа являются частые перегревы мотора, а также недостаточное количество масла в системе.
Неисправные кольца необходимо заменить новыми.
Своевременный контроль и замена колец на поршнях позволит продлить срок службы остальных, более дорогостоящих деталей этой группы двигателя.
Об их повышенной выработке свидетельствует появление характерного стука из мотора при увеличении оборотов двигателя. На состояние пальцев влияет использование некачественного топлива, а также общий износ поршня в части увеличения отверстия под установку пальца.
Изношенный палец поршневых колец
В зависимости от ситуации либо производится замена самого пальца, либо вопрос
решается в комплексе восстановления работы поршневой группы в целом.
Износ самого поршня, как правило, выражается в появлении выработки в канавках для установки колец. В этом случае замена самого кольца не обеспечит требуемой герметичности от протечек масла, поэтому замене подлежит деталь целиком.
Еще одной из типичных неисправностей этой детали является выработка установочного отверстия под палец. В этом случае необходимо выполнить замену пальца на деталь ремонтного типа с увеличенным диаметром и произвести расточку отверстия под новый палец.
Отработанный поршень
Поршни также подлежат замене в случае необходимости расточки гильз, а также при явных задирах и деформации его самого.
При интенсивной эксплуатации двигателя неизбежно происходит деформация гильз, что отрицательно сказывается на показателях мощности мотора. Допустимый уровень отклонений при деформации составляет 0,3 мм.
Больший показатель свидетельствует о необходимости ремонта гильзы путем ее расточки или хонинговки. Максимальное число возможных ремонтов равняется трем, после чего требуется ее замена.
Вернуться к оглавлениюЧтобы обеспечить стабильную и долговременную работу группы поршней в автомобиле ГАЗ-53, необходимо внимательно относиться к проведению мероприятий по обслуживанию и эксплуатации всего двигателя, в том числе:
При соблюдении этих простых правил группа поршней не будет подвергаться чрезмерному преждевременному износу.
Таким образом, поршневая группа ГАЗ-53 как основная часть силового агрегата требует правильной эксплуатации и своевременного устранения неисправностей текущего характера. Профилактические мероприятия и плановые замены, обусловленные регламентом обслуживания, обеспечат долгую службу всех ее составляющих.
avtomobilgaz.ru
______________________________________________________________________________
Коленвал двигателя ГАЗ-53
Коленвал ГАЗ-53 отлит из высокопрочного чугуна, модифицированного магнием, имеет пять опор, четыре шатунные шейки и шесть противовесов.
Коленчатый вал ГАЗ-53 статически и динамически сбалансирован. Коренные и шатунные шейки полые. Полости в шатунных шейках герметически закрыты резьбовыми пробками.
Масло от коренных подшипников подается к шатунным через сверления в коленчатом валу и полости в шатунных шейках. Эти полости используются как грязеуловители, в которых при работе двигателя под действием центробежных сил откладываются тяжелые частицы, имеющиеся в масле, в результате чего в шатунные подшипники поступает дополнительно очищенное масло.
Рис.1. Передний конец коленвала ГАЗ-53 и привод распределительного вала
1 — ступица шкива; 2 — шпонка; 3 — крышка распределительных шестерен; 4 — датчик ограничители частоты вращения; 5 — эксцентрик привода бензонасоса; 6 — балансир; 7 — упорный фланец; 8 — распорное кольцо; 9 — шестерня распределительного вала; 10 — штифт; 11, 12 — соответственно задняя и передняя упорные шайбы; 13 — упорная шайба; 14 — шпонка; 15 — шестерня коленчатого вала; 16, 17 — маслоотражатели; 18 — сальник; 19 — пылеотражатель; 20 — заглушка
Осевое перемещение коленвала ГАЗ-53 ограничивается двумя шайбами, расположенными по обе стороны от опоры первой коренной шейки (рис.1).
Упорные шайбы изготовлены из стальной ленты, залитой баббитовым или алюминиевым сплавом. Задняя шайба 11 обращена залитой стороной к щеке коленчатого вала и удерживается от вращения специальным уступом, входящим в паз на крышке переднего подшипника.
Передняя шайба 12 обращена залитой стороной к носку коленчатого вала, опирается на стальную шайбу 13 и удерживается от вращения двумя штифтами 10, запрессованными в блок цилиндров и крышку переднего подшипника.
Храповик, предназначенный для проворачивания коленчатого вала ГАЗ-53 пусковой рукояткой ввернут в торцовое отверстие носка коленчатого вала.
Храповик стягивает все детали, расположенные на носке коленвала: ступицу шкива 1, маслоотражатель 16, шестерню коленчатого вала 15, упорную шайбу 13. Для предотвращения подтекания масла по шпоночному пазу ступицы в последний вставлен резиновый уплотнитель.
К фланцу ступицы коленвала ГАЗ-53 привернут шкив привода водяного насоса. Один из болтов крепления шкива смещен, что позволяет устанавливать его только в одном положении.
Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновым самоподвижным сальником, расположенным в выточке крышки распределительных шестерен 3.
Задний конец коленчатого вала ГАЗ-53 (рис.2) уплотняется сальником из асбестового шнура. Отрезки асбестового шнура 3, 7, пропитанного маслографитовом смесью, укладывают в специальные канавки блока цилиндров и сальникодержателя, обжимают, а затем подрезают заподлицо с плоскостью разъема. Шейка коленчатого вала, по которой работает сальник, имеет маслосгонную накатку А.
Рис. 2. Уплотнение заднего конца коленвала ГАЗ-53
а — задний конец коленчатого вала; б — сальникодержатель и уплотняющие детали; 1— масляный картер; 2 — прокладка масляного картера; 3,7 — соответственно нижний и верхний отрезки асбестового шнура;4— сальникодержатель; 5 — крышка коренного подшипника; 6 — вкладыш коренного подшипника; 8 — блок цилиндров; 9— боковой уплотнитель; А — маслосгонная накатка; Б — гребень; В — маслоподводящая канавка
Для уменьшения количества масла, поступающего к заднему сальнику, на коленчатом валу имеется маслоотражательный гребень Б. Боковые поверхности сальникодержателя уплотняются специальными резиновыми уплотнителями 9, установленными в прорези сальникодержателя.
Задний конец вала имеет фланец для крепления маховика и гнездо для установки подшипника переднего конца первичного вала коробки передач.
Маховик ГАЗ-53 отлит из серого чугуна и имеет стальной зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Маховик крепится к коленчатому валу ГАЗ-53 четырьмя болтами, один из которых смещен, что позволяет собирать коленчатый вал и маховик в одном строго определенном положении.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников ГАЗ-53 изготавливают из стальной ленты, залитой сплавом алюминия с оловом. Коренные и шатунные вкладыши ГАЗ-53 соответственно взаимозаменяемы.
Коренные вкладыши имеют кольцевую канавку и посередине отверстие. Шатунные вкладыши ГАЗ-53 имеют отверстие для подачи масла из верхнего вкладыша через сверление в шатуне на смазку зеркала цилиндра, в нижнем вкладыше это отверстие сохранено для обеспечения взаимозаменяемости.
Весь узел (вкладыши, их постели в блоке цилиндров и в шатуне, шейки коленчатого вала) изготовлены с высокой степенью точности. Поэтому подгонка вкладышей при замене недопустима.
В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала ГАЗ-53 в результате изнашивания теряют свою первоначальную геометрическую форму.
Это снижает работоспособность как подшипников коленчатого вала, так и всего кривошипно-шатунного механизма. Перекосы, которые возникают в этом случае в кривошипно-шатунном механизме, вызывают повышенное изнашивание гильз цилиндров и поршневых колец.
Они могут служить также причиной выталкивания поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выхода поршневого пальца из поршня, что приводит к глубоким задирам зеркала цилиндра.
Изнашивание коренных шеек более интенсивное, чем шатунных. Шейки коленвала ГАЗ-53 в результате изнашивания принимают форму неправильного конуса и овала.
Если в результате замеров установлено, что конусность или овальность шеек более 0,05 мм, то вал перешлифовывают на ближайший ремонтный размер. Операцию перешлифовки коленвала ГАЗ-53 производят на специальном оборудовании.
Ремонтные размеры вкладышей коренных и шатунных подшипников ГАЗ-53, выпускаемых заводами-изготовителями, уменьшены по сравнению с номинальным размером: ремонтный размер I на 0,25 мм; II — на 0,5 мм; III— на 0,75 мм и т. д. до 1,5 мм.
Перешлифовывают, как правило, все шатунные или все коренные шейки на один и тот же размер. При этом ремонтный размер шатунных шеек может быть отличным от ремонтного размера коренных. После шлифовки шейки коленчатого вала полируют шлифовальной шкуркой.
После ремонта все масляные каналы в коленчатом валу ГАЗ-53 и полости в шатунных шейках тщательно промывают и продувают сжатым воздухом.
Поршни и шатуны двигателя ГАЗ-53
Поршни двигателя ГАЗ-53 изготавливают из алюминиевого сплава. Головка поршня цилиндрическая с плоским днищем. На головке поршня имеются три канавки, в которых располагаются поршневые кольца — два компрессионных и одно маслосъемное.
Юбка поршня ГАЗ-53 в поперечном сечении — овал, а в продольном — конус. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, а большее основание конуса — внизу юбки.
В средней части поршня выполнены бобышки с отверстиями под поршневой палец. В отверстиях проточены канавки для стопорных колец. Под бобышками имеются приливы для подгонки поршней по весу.
Во избежание стука при переходе поршня ГАЗ-53 через мертвые точки ось отверстия под поршневой палец смещена относительно оси поршня на 1,5 мм. Поверхности поршней для улучшения прирабатываемости покрыты слоем олова.
Поршни сортируют на пять размерных групп по большему диаметру юбки и на четыре группы по большему диаметру отверстия под поршневой палец.
По диаметру юбки маркировка буквенная и выбивается на днище поршня, а по диаметру под поршневой палец — цветовая и наносится на одной из бобышек на внутренней стороне поршня.
Компрессионные поршневые кольца ГАЗ-53 изготовлены из серого чугуна индивидуальной отливкой. Наружная цилиндрическая поверхность верхнего кольца хромированная, а нижнего - луженая. Замок колец прямой.
Монтажный зазор замка у компрессионных колец ГАЗ-53, установленных в цилиндр, (0,4+0,1) мм. Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных дисков и двух расширителей — осевого и радиального. Наружная цилиндрическая поверхность дисков хромирована.
Поршневые пальцы ГАЗ-53 плавающего типа, пустотелые изготовлены из стали 15Х. Их наружная поверхность подвергается цементации на глубину 1 — 1,5 мм и закаливается токами высокой частоты. От продольных перемещений палец удерживается в поршне двумя стопорными кольцами.
Шатуны ГАЗ-53 из стали 45Г2. В поршневую головку шатуна запрессовывают бронзовую втулку. Кривошипная головка шатуна ГАЗ-53 имеет крышку, которую обрабатывают совместно с шатуном, поэтому при переборках двигателя крышку устанавливают на тот же шатун, с которого она была снята.
Крышки и шатуны ГАЗ-53 клеймят порядковым номером цилиндра, в котором установлен данный шатун. Номера выбивают на одной из бобышек под болт шатуна. При правильной сборке эти номера должны располагаться с одной стороны шатуна.
Гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим ключом и стопорят штампованными пружинными контргайками. В последнее время на заводе-изготовителе применяется иной способ стопорения гаек шатунных болтов без контргаек: на обезжиренную поверхность резьбы шатунного болта наносят 2 — 3 капли герметика и производится затяжка гайки вышеуказанным моментом. При ремонте застопоренные таким образом болты требуют тщательной очистки резьбы от остатков герметика.
В месте перехода кривошипной головки в стержень имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое периодически выбрасывается струйка масла, смазывающая стенку цилиндра.
Поршни и шатуны ГАЗ-53 точно подогнаны по массе. Разница по массе одного комплекта, состоящего из шатуна, поршня и поршневого пальца, не должна превышать 8 г.
Поршневые кольца ГАЗ-53 заменяют, если расход масла на угар превысит 400 г на 100 км. Устанавливать необходимо комплект колец, состоящий из первого компрессионного не хромированного чугунного кольца, второго — из набора стальных дисков и комплекта маслосъемного кольца с не хромированными стальными дисками.
При замене колец удаляют на гильзах цилиндров (шабером или другим инструментом) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части. Одновременно с заменой поршневых колец очищают головки цилиндров и днища поршней от нагара, а клапаны притирают к седлам головок.
Необходимость замены поршней ГАЗ-53 вызывается: увеличением зазора между поршнем и цилиндром, что приводит к стукам поршней; изнашиванием отверстия под поршневой палец, что приводит к стукам поршневых пальцев; изнашиванием канавок под поршневые кольца, что приводит к потере компрессии и повышенному расходу масла.
Увеличение зазора между поршнем и гильзой цилиндра происходит в основном из-за изнашивания цилиндра. Изнашивание юбки поршня бывает обычно незначительным.
Изнашивание отверстия под поршневой палец ГАЗ-53 легко устраняют развертыванием отверстия под палец ремонтного размера.
Основной причиной, определяющей необходимость замены поршней, является износ канавок под поршневые кольца. Увеличенный зазор между канавкой и кольцом способствует интенсивному перекачиванию масла в надпоршневое пространство.
При больших изнашиваниях поршневых канавок замена одних только колец не даст положительных результатов, поэтому, если зазоры между торцом кольца и канавкой в поршне больше 0,15 мм, заменяют поршни и кольца новыми.
Поршни ГАЗ-53 заменяют с подбором по гильзам, в которых они будут работать. Подбирают поршни по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм, шириной 10 мм и длиной 250 мм между поршнем и гильзой.
Упругость поршневых компрессионных колец ГАЗ-53, сжатых стальной лентой до зазора в стыке 0,4 мм, должна быть 17,5 — 25,0 Н. С увеличением изнашивания нарушается правильная геометрическая форма гильз цилиндров, увеличиваются зазоры в стыках колец, зазоры между кольцами и кольцевыми канавками в поршне; упругость колец сильно падает.
Все это приводит к нарушению их герметизирующих свойств. С увеличением изнашивания возрастает и количество газов, проникающих в картер двигателя.
Изношенные поршневые кольца ГАЗ-53 заменяют новыми. Выпускаемые за-водами для этой цели ремонтные кольца отличаются от стандартных только наружным диаметром.
Кольца ремонтного размера можно устанавливать в подношенные цилиндры ближайшего меньшего размера (в пределах 0,5 мм), подпилив их стыки до получения нужного зазора в замке (0,3 — 0,6 мм). Зазор подгоняют обязательно на том цилиндре, в котором будет работать данное кольцо.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Каталоги запасных частей и сборочных деталей
avtoremtech.ru