Д240 — мощный мотор, который начали выпускать на Ярославском моторном заводе в начале 1970-х годов. Мощность разных версий составляла от 360 до 800 л.с., которая в свою очередь обеспечивалась наличием в нём 12 цилиндров, с диаметром в 13см и ходом поршня в 14см.
Двигатель Д 240 также выпускались и на Минском тракторном заводе. Отличие от ЯМЗовских движков проявлялось в меньшем количестве цилиндров, а также в меньшем их диаметре и меньшем ходе поршня.
Достоинства:
Недостатки:
Двигатель МТЗ Д 240 представляет собой реализацию неразделённой камеры сгорания с объёмно-блочным образованием рабочей смеси.
Как и другие, аналогичные ему моторы, двигатель ЯМЗ Д 240 состоит из газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов, а также из:
Завод производитель | ЯМЗ | МТЗ |
Технические параметры | ||
Мощность, л.с. | 59/80 | 59/80 |
Частота вращения, об/мин | 2200 | 2200 |
Количество цилиндров | 12 | 4 |
Диаметр поршня, мм | 130 | 110 |
Ход поршня, мм | 140 | 125 |
Объем Д 240, л | 4,75 | 4,75 |
Расход топлива, г/кВт∙ч | 238 | 238 |
Мотор Д 240 оснащён закрытой системой жидкостного охлаждения, которая прикасается к окружающей среде лишь через клапан. Система состоит из радиатора, водяного насоса, термостата, вентилятора, рубашки охлаждения и различными трубками для подачи и выпуска охлаждающей жидкости.
На двигателях Д 240 представленных как МТЗ, так и ЮМЗ, используется одноконтурная смазочная система. Особенностью является то, что часть деталей смазывается под давлением, другая часть — разбрызгиванием. Система в свою очередь включает в себя маслозаборник, насос, центрифугу, радиатор, термостат радиатора, а также подшипники и шестерни привода топливного насоса.
Система питания двигателя Д 240 являет собой совокупность приспособлений, которые обеспечивают не только раздельную подачу топлива и воздуха, но и выпуск отработанных продуктов. Она состоит из воздухоочистителя, коллекторов, топливных фильтров, насоса, форсунок и трубопроводов низкого и высокого давления. Двигатель также оснащён генератором переменного тока с напряжением в 14В, в который также встроен выпрямитель.
На двигателях Д 240 установлен электрический стартер с мощностью 4,8 л.с. и электрофакельный подогреватель, который служит для облегчения запуска двигателя путём подогрева впускаемого в цилиндры воздуха. Запуск двигателей Д 240Л производится с помощью пускового двигателя и редуктора.
Используется одноцилиндровый двигатель с мощностью в 10 л.с. Он оборудован однорежимным центробежным регулятором, который устанавливается для поддержания постоянной частоты максимальной частоты вращения КВ. Для упрощения запуска в холодное время года используют жидкостный подогреватель.
Все водители рано или поздно сталкиваются с неисправностями техники. Приведём некоторые типичные проблемы и методы их устранения.
Неисправность | Способ решения |
Наличие воздуха в топливной системе | Продувка системы насосом ручной подкачки |
Зависание иглы распылителя форсунки | Выявление неисправной форсунки, промывка/замена распылителя, регулировка форсунки |
Попадание масла в камеру сгорания | Замена деталей гильзо-поршневой группы |
Закипание ОЖ | Устранение течи ОЖ из системы, очистка радиатора |
Ремонт двигателей ЯМЗ 240 и МТЗ 240 рекомендуется проводить исключительно в спецмастерских.
Детали заменяются, когда замечают увеличенный расход картерного масла или повышенное проникновение газов в картер. Наиболее сильно подвержены износу такие детали как кольца, поршень, втулки шатуна, гильзы, а также вкладыши шатунных подшипников.
При превышении зазора между канавками поршня и кольцом предстоит замена поршня. Поршневые кольца подлежат замене, если зазор в замке превышает 4,0мм.
К основным проблемам блока относят коробление плоскости разъёма, износ фасок клапанов и гнёзд, наличие трещин в перемычках, прогар посадочных мест под уплотнения форсунок.
Если выступание стержня клапана превышает 57,2мм, то это свидетельствует про серьёзный износ тарелок клапанов и их сёдел. Если же утопание тарелок клапанов превышает 0,7мм, то ГБЦ заменяют.
Большое количество пара, протекание воды или масла, шум и частые стуки указывают на отказ нормальной работы системы охлаждения. Её степень зависит от количества жидкости, степени износа лопастей крыльчатки и стенок помпы, состояния радиатора и других факторов.
Шум и стуки свидетельствуют об износе подшипников насоса или ослабление посадочного места под приводной шкив. Поэтому рекомендуется замена подшипников и уплотняющей шайбы.
При наличии трещин на корпусе насоса его заменяют или ремонтируют.
Если дизель не запускается или не развивает нужной мощности, то причиной выступает неисправность топливной системы. Сопутствующими факторами при этом является наличие воздушных пробок в топливопроводах и фильтрах, износ элементов насоса и форсунок, неправильная установка ТНВД.
Точным определением неисправной детали служит цвет дыма из выхлопной трубы. Если дым белый, то причина определённо не в топливном насосе, а в работе системы охлаждения. Если же дым серый или чёрный, то это свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания, пропуски вспышек в цилиндрах, заедание иглы в корпусе распылителя.
Для замены деталей насоса его частично разбирают.
Распылитель подлежит замене, если на нём имеются трещины, изломы.
Несмотря на некоторые трудности, связанные с обслуживанием и ремонтом, двигатель прослыл долговечным. Применение двигателя ЯМЗ — строительные объекты, а МТЗ — сельскохозяйственные.
avtodvigateli.com
Четырехцилиндровый 4-тактный дизельный двигатель Д 240 оснащается воздушным охлаждением и имеет непосредственный впрыск топлива. Этот силовой агрегат устанавливался на трактор МТЗ 80 и пользовался заслуженной любовью у автовладельцев.
Надежный, ремонтопригодный, мощный и простой в эксплуатации мотор продержался на конвейере в течение нескольких десятков лет и сегодня также встречается на тракторах МТЗ.
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | Прямой впрыск |
Тип | рядный |
Рабочий объем, л | 4.75 |
Мощность, л. с. | 80 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 125 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Степень сжатия | 16 |
Топливо | Дизельное топливо |
Расход топлива | Не более 238 литров в час |
Двигатель устанавливался на трактор МТЗ 80 и его модификации.
Это классическая четырехцилиндровая модификация дизельного мотора, которая имеет усиленный блок цилиндров, а благодаря наличию воздушного охлаждения существенно упрощается и его конструкция. Этот атмосферный силовой агрегат отличается повышенной надежностью и при этом прост в обслуживании. Его ремонтопригодность позволяет выполнять ремонт даже в полевых условиях.
За счёт наличия у двигателя прямого впрыска топлива обеспечивается необходимая тяга и отличные мощностные характеристики. Мотор имеет электростартерный пуск, что позволило существенно упростить эксплуатацию трактора МТЗ-80 в зимнее время года, когда могли отмечаться проблемы с пуском дизельного двигателя.
Еще одной конструктивной особенностью этого мотора является неразделенная камера сгорания, а также образование объемно-пленочной рабочей смеси. При этом впуск топливной смеси в камере сгорания осуществляется следующим образом. Часть топлива распыляется в максимально возможный объем камеры сгорания, тогда как другая ее часть растекается по поверхности цилиндра, создавая необходимую тонкую плёнку. В результате подобных технологий обеспечивается максимально возможная мощность и эффективное сгорание топлива, что улучшило динамические характеристики этого силового агрегата.
Сама камера сгорания имеет оригинальную шаровую форму, что улучшило смешивание воздуха и топлива, образуя внутри камеры сгорания вихревые воздушные потоки. Мощность мотора Д 240 составляет 80 лошадиных сил, что достигается при 2200 оборотах коленвала в минуту. При этом двигатель отличается должной приемистостью, гарантируя трактору необходимую мощность и тягу.
Блок цилиндров Д 240 отливался из высокопрочного серого чугуна. Использование такого материала позволяет полностью избежать появления температурных деформаций силового агрегата при перегреве мотора. Головка блока цилиндров крепится к блоку при помощи 16 удлиненных шпилек. Следует сказать, что шпильки закручивались с помощью динамометрического ключа, что необходимо учитывать при выполнении ремонтных работ.
Отметим, что у данной модификации двигателя использовалась специальная конструкция клапанного механизма, которая позволяла защитить клапана при обрыве цепи ГРМ. Тем самым повышались показатели надежности двигателя, а сам мотор мог эксплуатироваться в течение длительного времени без необходимости выполнения капитального ремонта.
За годы нахождения этого силового агрегата на конвейере он претерпел несколько модернизаций. Наибольшее распространение получила как базовая модификация Д 240, так и модель Д 240Л, которая имеет облегченный вес и модернизированный стартер. Если базовая модификация имела электростартерный пуск, то Д 240Л уже оснащалась пусковым двигателем.
Сервисное обслуживание этого мотора проводилось в три этапа:
Мотор существенно потерял мощность и плохо реагирует на нажатие педали газа. | Причиной подобной поломки может стать выход из строя топливного насоса, который не обеспечивает необходимое давление в системе. |
Появился выраженный металлический стук в широком диапазоне оборотов. | Рекомендуем вскрыть мотор и провести регулировку клапанов. Такую сервисную работу следует проводить каждые 50 тысяч километров пробега двигателя. |
Появились выраженные подтёки масла. | Масло из двигателя может вытекать как из-под клапанной крышки, так и через потерявший герметичность масляный фильтр. Необходимо локализовать место протечки и, в зависимости от ее расположения, выполнять соответствующий ремонт. |
Мотор сильно вибрирует. | Проверить состояние подушек двигателя, которые являются слабым местом этого мотора. При наличии проблемы с такими подушками мотор их необходимо заменить. |
Имеется возможность увеличения мощности силового агрегата до отметки порядка 100 лошадиных сил путём установки на двигатели Д 240 турбины и новой системы подачи топлива.
В специализированных магазинах можно найти уже готовый комплект переоборудования под турбину, который включает необходимые крепежи, сам турбонаддув, новый масляный и топливный насос. Подобный тюнинг позволит существенно увеличить мощность силового агрегата практически без потери надежности мотора.
dvigatels.ru
Начиная с 1974 года, с конвейера Минского тракторного завода сходит универсальный колёсный трактор марки МТЗ 80. Конструкция разрешает использовать машину в областях: сельское хозяйство, строительство, жилищная сфера. Среди колёсных тракторов, модель распространена, поскольку количество выпущенной техники превосходит конкурентов.
Причина популярности технического средства, применение надёжной и в то же время простой силовой установки, роль которой выполнял двигатель Д240. Конструкция агрегата проста, не требует сложных условий по уходу, используется в температурных диапазонах как южных, так и северных широт. Кроме того, приемлемая цена двигателя и установка на Д240 ассортимента навесного оборудования делает устройство доступным для массы покупателей.
Трактор МТЗ 82.1 с навесным оборудованием:
Агрегат относится к дизельным четырёх цилиндровым моторам, блок цилиндров установки усиленный, выполнен из чугуна, объём двигателя Д240 составляет 4.75 литров. Силовая установка атмосферная, отличается повышенной надёжностью и простотой конструкции. Ремонтируется мотор легко, процедура возможна даже в полевых условиях.
Поскольку силовая установка дизельная, подача топлива, это впрыск, мотор обеспечен нужной тягой и достаточной мощностью. К тому же двигатель Д240 крутящий момент составляет 28 кгс*м, чего хватает для выполнения большинства поставленных задач. Процесс запуска силовой установки Д240 происходит при помощи электрического стартера, модификация Д240Л оборудована пусковым двигателем, что помогает облегчить запуск главного агрегата в холодное время года.
Конструктивным решением было применение на силовом агрегате рабочей камеры нераздельного типа. Кроме того, впрыск топлива двойной, с образованием паров рабочей жидкости по объёму и распределением горючего в виде плёнки по цилиндру и поршню. Благодаря решению, удаётся получить эффект, используя ресурс мотора и реализовать потенциал. Таким образом, динамические характеристики агрегата выше, что делает возможным справляться мотору с большим количеством поставленных целей.
Рабочую камеру, с целью улучшения смесеобразования, конструкторы выполнили в виде шара, это образовывает внутри камеры вихревые потоки и использует выделяемое тепло с эффектом. Силовая установка вырабатывает 80 лошадиных сил при 2200 мин-1 оборотах коленчатого вала. Такие показатели гарантируют тягу в диапазоне оборотов.
Избегать температурных деформаций блоку цилиндров силового агрегата помогает высокопрочный серый чугун. Материал сделал мотор тяжелым, масса двигателя Д240 составляет 430кг, это себя оправдало, поскольку у мотора нет болезней, присущих аналогичным механизмам.
Силовой агрегат Д240:
Популярностью силовая установка обязана простоте и надёжности. Решающую роль сыграли характеристики двигателя Д240, которые на момент выпуска, отвечали ожиданиям пользователей.
Двигатель Д240 технические характеристики:
Данные | Расшифровка |
Силовой агрегат, количество тактов | 4 |
Смесь топлива и воздуха | Камера в поршне |
Давление впрыска горючего (кгс*см2) | 175-180 |
Цилиндры, итого (шт.) | «4» |
Положение цилиндров | вертикально, ряд |
Объём агрегата (л.) | 4,75 |
Очерёдность хода | «1» + «3» + «4» + «2» |
Цилиндр, поперечник (мм.) | 110 |
Поршень, ход (мм.) | 125 |
Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания | 16 |
Мощность (л.с.) | 80 |
Импульс (кгс*м) | 28 |
Вес двигателя д 240 (кг.) | 430 |
Ресурс (км.) | 500000 |
Смазка | Система смазки (нагнетание + пары масла) |
Моторное масло, объём (л.) | 15 |
Масло | Летнее: М10Г, М10В;Зимнее: М8Г, М8В, ДС-8 |
Охлаждение | Жидкостью, замкнуто, вентиляция |
Объём антифриза (л.) | 19 |
В таблице указана масса сухого агрегата. Дополнительное навесное оборудование или заправка установки жидкостями, увеличивает вес двигателя Д240 в сборе в сторону больших величин, нежели указаны в таблице.
За счет того, что технические характеристики агрегата показывали неплохие параметры по мощности и динамике, мотор часто используют для переоборудования автомобилей ЗИЛ и ГАЗ.
Нормальное функционирование агрегата обусловлено комплексной работой компонентов.
Составляющие:
Система охлаждения дизеля Д240:
Составляющие:
Система смазки дизеля Д240:
Компоненты:
Система подачи топлива дизеля Д240:
Стартер редукторный МТЗ Д240:
Модификация агрегата Д240Л в комплектации содержит мотор, состоящий из одного цилиндра, питающийся смесью приготовленной карбюратором. Кроме того, за рабочий цикл силовой агрегат выполняет два такта, маркируется ПД 10УД, выдаёт 10 лошадиных сил. Механизм пуска оснащен устройством регулировки, поддерживающим постоянную частоту вращения, принцип работы, центробежная сила. Количество режимов регулировки, один. Зажигания магнето, монтированного на корпусе, процесс происходит как в ручном режиме, так и при помощи стартера. Для запуска установки в мороз используют жидкостный подогреватель. За счет применения дополнительного навесного оборудования в виде пускового мотора, модификация Д240Л весит больше, в сухом виде без муфты сцепления вес двигателя составляет 490 килограмм.
Пусковой двигатель ПД 10УД, устанавливается на дизель Д240Л:
Силовая установка оснащена генератором переменного тока, мощностью 400 Вт со встроенным выпрямителем, напряжение 14В, напряжение электрической цепи 12В. Достоинство мотора, простая электрическая схема, поскольку на агрегате применяется помпа с механическим приводом.
В процессе эксплуатации установки выявляются дефекты, связанные с недоработкой механизма. При использовании мотора Д240 периодически происходят такие сбои:
Поведение | Действие |
Силовой агрегат не заводится. | |
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. | Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим. |
Элементы очистки горючего засорены. | Очистить и промыть фильтры, если надо, поменять. |
Эксплуатация холодного, не достаточно прогретого силового агрегата. | Подогрейте подаваемый в цилиндр воздух, использую подогреватель. Залейте в радиатор мотора горячую жидкость. |
Повышенная вязкость горючего. | Слейте старое горючее, залейте новое, зимнее. |
Стартер не прокручивает мотор. | Демонтируйте стартер, проведите ремонт. |
Работа силового агрегата сопровождается сбоями. | |
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. | Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим. |
Отверстия форсунки забиты, игла залипает. | Очистите распылитель от нагара, если надо, замените. |
Засорение элементов, фильтрующих топливо. | Проведите очистку, если надо, замену. |
Выход струи горючего происходит с малой силой. | Провести регулировку, увеличить силу струи. |
Клапан, обеспечивающий давление горючего, даёт течь. | Демонтируйте деталь, очистите, замените. |
Работа клапана головки цилиндров сопровождается сбоями. | Демонтируйте головку, почистите деталь от нагара. |
Износ поршней, цилиндров и других деталей группы. | Проведите ремонт агрегата. |
Агрегат Д240 дымит: | |
Чёрный дым | |
Превышена нагрузка. | Переключить передачу на низшую. |
Отверстия форсунки забиты, игла залипает. | Очистите распылитель от нагара, если надо, замените. |
В агрегат подаётся мало воздуха. | Диагностика и обслуживание фильтрующего элемента. |
Нарушены настройки помпы. | Регулировка помпы. |
Сбита настройка шестерён распределения. | Установить детали, по нанесенным рискам. |
Белый выхлоп. | |
Компрессия установки не соответствует норме. | Регулировка места соприкосновения клапана и седла. Притереть детали, заменить пришедшие в негодность. |
В дизеле присутствует вода. | Слить горючее, залить свежее. |
Сизый выхлоп. | |
Сгорание смазки с горючим. | Проверить, сколько смазки в агрегате, отрегулировать необходимый объём. |
Износ поршней, цилиндров и других деталей группы. | Проведите ремонт агрегата. |
Силовая установка перестаёт работать. | |
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. | Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим. |
Прекращена подача питания. | Диагностика на предмет присутствия горючего, работоспособность аппаратуры и фильтров. |
Наличие жидкости в горючем. | Слейте старое горючее, налейте свежее. |
Заедание: поршень, коленчатый, распределительный валы. | Проведите диагностику, отремонтируйте. |
Агрегат стучит. | |
Горючее транспортируется с опережением. | Корректировка момента, когда начинает подаваться горючее. |
Не исправлен распылитель. | Провести диагностику, исправить неполадки. |
Нарушено место соприкосновения клапана и седла. | Необходима регулировка клапанов двигателя Д 240. |
Палец и посадочное место в поршне имеют износ. | Провести ремонт агрегата. |
Износ поршней и гильз цилиндра. | Провести ремонт агрегата. |
Коленчатый вал, износ: вкладыши, шатунные шейки. | Провести ремонт силовой установки. |
Агрегат перегревается. | |
Недостаточный объём охлаждающей жидкости. | Доведите уровень жидкости до нормы. |
Слабое натяжение привода вентилятора. | Проверить натяжение ремня. |
Радиатор силовой установки загрязнён. | Очистить радиатор. |
Система охлаждения содержит много накипи и грязи. | Промыть и очистить систему. |
Клапан терморегулятора открывается не полностью. | Заменить клапан. |
Регулировка клапанов агрегата Д240:
motoran.ru
Ярославский моторный завод выпускает ряд двигателей, которые в дальнейшем устанавливаются на различную тяжелую технику, и отдельного внимания заслуживает мотор Д-240 с наличием множества модификаций и большой историей. Выпускать технику начали в 70-х годах, но также за долгие годы производства минский моторный завод занимался выпуском такой же модели. Модификация Д-240 от ММЗ имела меньше цилиндров с уменьшенными показателями диаметров поршня и самого цилиндра. Изначальная версия Д-240 от Ярославского завода имела 4 цилиндра и могла выдавать мощность до 80 лошадок.
Наиболее популярным трактором в Советские годы был МТЗ 80, который комплектовался именно двигателем Д-240. Трактор популярный до сих пор, ведь используемый мотор отличается высоким ресурсом работы и возможностью эксплуатации в самых сложных температурах. Работала силовая установка в 4-тактном режиме на дизельном топливе, как и полагается вполне простой и доступной модификации, техника имеет жидкостное охлаждение и систему непосредственного впрыска топлива.
Указанный производителем объем мотора 4,75 литров, устанавливается 4 цилиндра, что обеспечивало ему мощность в 80 л.с. Цилиндры располагаются рядным способом, блок цилиндров создается из чугуна. Также цилиндр получил диаметр 11 см, ход поршня составляет 12,5 см. Работает техника на дизельном топливе и вполне неприхотлива в обслуживании, имеет простую понятную для российского пользователя конструкцию.
Применяемая конструкция максимально упрощена, что подтверждает наличие обычного жидкостного охлаждения и модернизированного блока цилиндров. Двигатель можно починить даже находясь на работе в поле, достаточно минимум инструментов. Показатели мощности в более ранних модификациях двигателя были меньшими на 5 л.с. Производительность мотора и отличная тяга на начальных оборотах обеспечивается наличием прямого впрыска топлива. Запуск Д-240 происходит электростартером, поэтому зимой заводить трактор будет гораздо проще и увереннее.
На Д-240 устанавливается жидкостное охлаждение закрытого типа, поэтому мотор применяют на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. Закрытый тип охлаждения вполне смелое решение, ведь контакт к окружающей средой происходит на долю секунды и только через клапан. Чтобы не перегревать двигатель, жидкость должна находиться на оптимальной температуре, которая колеблется в диапазоне 80-97 градусов. Контроль за этим показателем выполняет термометр, есть возможность ручной регулировки температуры, проводиться специальной шторкой.
Безусловно, выпуск тысяч единиц двигателей говорит о большом спросе на данную модификацию, производитель предусмотрел ряд систем и неплохую мощность для использования на тракторах МТЗ. К основным достоинствам силовой установки можно отнести:
Используемый для блока цилиндров прочный чугун позволял обеспечить технику защитой от перегрева, поэтому блок не давал трещины при слишком длительной работе. В обязательном порядке производитель решил использовать особую форму клапанного механизма, благодаря которой клапана были максимально защищены от повреждения при поломке ГРМ цепи.
Как упоминалось выше, двигатель имел отличный ресурс работы и годами не требовал замены деталей и тем более капитального ремонта. Чтобы не случались поломки, важно правильно выполнять сервисное обслуживание и использовать качественное топливо и масло. Обслуживание происходит по следующим этапам:
Некоторые умельцы проводят тюнинг отечественного мотора, например для увеличения мощности до 100 лошадок можно установить турбину и специальную систему подачи топлива. Некоторые владельцы жалуются на завышенный расход топлива. Сегодня рабочие тракторы МТЗ 80 и 82 практически все работают именно с двигателем Д-240.
Видео
traktorspec.ru
Категория:
Дизельный двигатель Д-240
Устройство и работа двигателя Д-240, Д-240ЛДвигатели Д-240, Д-240Л и их модификации — четырехтактные, четырехцилиндровые дизели, с непосредственным впрыском топлива, водяного охлаждения.
Рис. 1. Двигатель Д-240 (вид слева): 1 — рычаг управления топливным насосом; 2 — топливный насос; 3 — водяной насос; 4 — компрессор; 5 — форсунка; 6 — впускной коллектор; 7 — рычаг заслонки аварийного останова; 8 — фильтр грубой очистки воздуха; 9 — воздухоочиститель; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; 11 — стартер
Общий вид двигателя Д-240 показан на рис. 1 и 2, двигателя Д-240Л — на рис. 3. Частичный разрез двигателя показан на рис. 4.
Двигатели Д-241 и Д-241 Л отличаются от двигателей Д-240 и Д-240Л регулировкой топливной аппаратуры, длиной центральной трубы воздухоочистителя, выпускным коллектором и редуктором тахоспидометра,
Рис. 2. Двигатель Д-240 (вид справа): 1 — маслоизмерительный щуп; 2 —- маслозаливная горловина; 3 — фиксатор; 4 — маховик; 5 — гидронасос; 6 — фильтр грубой очистки топлива; 7 — выпускной коллектор; 8 — центробежный масляный фильтр; 9 — сапун; 10 — электрофакельный подогреватель; 11 — генератор
Двигатель состоит из блока цилиндров, головки цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, а также узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения, пуска и электрооборудования.
Блок цилиндров (рис. 4) является основной корпусной деталью двигателя. В расточках блока установлены четыре гильзы цилиндров, уплотняемые в нижней части резиновыми кольцами. Блок цилиндров имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и к шейкам распределительного вала. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером 28. К заднему торцу блока прикреплен лист, посредством которого двигатель соединяется с остовом трактора (машины).
Рис. 3. Двигатель Д-240Л (вид слева): 1 — рычаг управления топливным насосом; 2— топливный насос; 3— водяной насос; 4 — компрессор; 5 — форсунка; 6 — впускной коллектор; 7 — рычаг заслонки аварийного останова; 8 — фильтр тонкой очистки топлива; 9 — воздухоочиститель пускового двигателя; 10 — пусковой двигатель; 11 — карбюратор; 12 — стартер; 13 — регулятор пускового двигателя; 14 — магнето; 15 шестерня включения; 16 — редуктор пускового двигателя; 17 — рычаг муфты редуктора
В головке цилиндров имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами. На головке цилиндров сверху устанавливается валик коромысел с коромыслами, крышка головки, в которой выполнен впускной коллектор, и колпак крышки 9, закрывающий клапанный механизм. С левой стороны в головку установлены четыре форсунки. С правой стороны к головке крепится выпускной коллектор. Между головкой и блоком цилиндров укладывается прокладка из асбостального полотна.
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал, поршни, шатуны, поршневые пальцы, поршневые кольца, коренные и шатунные подшипники и маховик.
Коленчатый вал пятиопорный, имеет четыре съемных противовеса на первой, четвертой, пятой и восьмой щеках. В шатунных шейках имеются полости для центробежной очистки масла. На передний конец коленчатого вала устанавливаются шестерня распределения, шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора; на задний конец крепится маховик.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из биметаллической полосы.
Нижняя головка шатуна разъемная и имеет расточку для установки вкладышей. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава и имеют три канавки под компрессионные кольца и две под маслосъемные. На каждый поршень устанавливается три компрессионных и четыре маслосъемных кольца (по два в каждой канавке). Верхнее компрессионное кольцо по наружной поверхности покрыто хромом. В днище поршня выполнена камера сгорания.
Поршневые пальцы полые, от осевого перемещения в бобышках поршня пальцы удерживаются стопорными кольцами.
Механизм газораспределения имеет подвесную систему клапанов и состоит из шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, валика с коромыслами, клапанов с пружинами, тарелками и сухариками. Клапаны приводятся в движение от распределительного вала через толкатели, штанги, регулировочные винты и коромысла.
Рис. 4. Частичный разрез двигателя: 1 – лист- 2 — палец; 3 — маховик; 4 — венец; 5 — блок цилиндров; 6 — прокладка головки цилиндров; 7 — головка цилиндров; 9 — колпак; 8 — крышка головки цилиндров; 10 — стойка; 11 — коромысло; 12 — валик; 13 — тяпрпка; 14 — сухарь клапана; 15 — пружина внутренняя; 16 — пружина; 7 — направляющая втулка клапана; 18 — клапан; 19 — корпус; 20 — штанга; 21 — водяной насос; 22 — вентилятор; 23 — крышкараспределения; 24 – ремень вентилятора; 25 — амортизатор; 26 — передняя опора; 27 —шкив коленчатого вала; 28 — масляный картер; 29 — маслянный насос; 30 — толкатель; 31 — распределительный вал; 32 — маслоприем-ник- 33 — коленчатый вал; 34 — шатун; 35 — противовес; 36 — поршневой палец; 37 — поршень; 38 — гильза цилиндров
Кулачки вала, изготовленные с небольшим наклоном, действуют на толкатели, имеющие сферическую поверхность, обеспечивают вращение толкателей вокруг своей оси.
Коромысла клапанов качаются на валике, установленном в стойках, которые крепятся шпильками к верхней плоскости головки цилиндров. Валик коромысел полый, имеет восемь радиальных отверстий для смазки коромысел.
Впускные и выпускные клапаны перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Клапаны закрываются под действием пружин (внутренней и наружной), которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.
Шестерни распределения размещены в картере, образованном щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой распределения.
Охлаждение двигателя водяное с принудительной циркуляцией воды от центробежного водяного насоса. Для регулирования температуры воды в системе охлаждения установлен термостат. Дополнительно температуру воды регулируют при помощи шторки, установленной перед радиатором. Температуру охлаждающей воды в системе охлаждения двигателя контролируют по дистанционному термометру. Для слива воды из системы охлаждения имеются сливные краники на блоке цилиндров и нижнем бачке радиатора.
Водяной насос центробежного типа объединен в один агрегат с вентилятором. Валик водяного насоса и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала двигателя при помощи клиновидного ремня. Смазка подшипников водяного насоса производится смазкой — 13 ГОСТ 1631—61 через масленку, расположенную на корпусе насоса. Система охлаждения двигателя Д-240Л соединена с системой охлаждения пускового двигателя: водяная полость цилиндра пускового двигателя сообщатся с водяной рубашкой головки цилиндров дизеля, а водяная полость головки цилиндра пускового двигате ля — с корпусом термостата дизеля.
В двигателе применяется комбинированная систем смазки (рис. 5): одна часть деталей смазывается под давлением, другая — разбрызгиванием. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса а также механизм привода клапанов смазываются под давлением от шестеренчатого насоса. Гильзы, поршни поршневые пальцы и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием. Очистка масла от посторонних примесей, продуктов старения и износа осуществляется в центробежном масляном фильтре. Масляный насос подает масло по патрубку и каналам блока в центробежный масляный фильтр. Из центробежного фильтра очищенное масло поступает в масляный радиатор для охлаждения. Из масляного радиатора охлажденное масло поступает в масляную магистраль двигателя. При пуске двигателя непрогретое масло вследствие большого сопротивления масляного радиатора через редукционный (радиаторный) клапан поступает непосредственно в масляную магистраль двигателя, минуя масляный радиатор. Редукционный клапан нерегулируемый.
Предохранительный клапан 9 (клапан центробежного фильтра) отрегулирован на давление 6,5—7,0 кгс/см2 и служит для поддержания указанного давления перед ротором фильтра. При повышении давления масла на входе в ротор выше 7 кгс/см2 часть неочищенного масла сливается через клапан в картер двигателя.
Сливной клапан отрегулирован на давление 2,0— 3,0 кгс/см2 и служит для поддержания необходимого давления масла в главной магистрали двигателя. Избыточное масло сливается через клапан в картер двигателя.
Очищенное в центробежном масляном фильтре и охлажденное в масляном радиаторе масло из главной магистрали двигателя по каналам в блоке цилиндров поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого вала и втулкам распределительного вала. От коренных подшипников масло по каналам в коленчатом валу поступает ко всем шатунным подшипникам. От канала первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса. Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от задней шейки распределительного вала по каналам в блоке и головке цилиндров по специальной трубке во внутреннюю полость валика коромысел. Контроль за давлением мас-ла в системе смазки осуществляется по манометру, подключенному к штуцеру на корпусе центробежного масляного фильтра.
Топливный насос с регулятором, пусковой двигатель с редуктором и водяной насос имеют самостоятельные (автономные) системы смазки.
Система питания двигателя (рис. 6) состоит из следующих основных элементов: воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, глушителя (устанавливается при монтаже двигателя на трактор, машину), топливного бака (устанавливается на тракторе, машине), топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления.
Воздухоочиститель двигателя комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя между опорными обоймами из литьевого пластика установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины переменной плотности.
На двигателе установлен впускной коллектор с подобранной длиной и диаметром всасывающих каналов для улучшения наполнения. В переходном патрубке впускного коллектора установлена заслонка, предназначенная для аварийной остановки двигателя. Управление заслонкой осуществляется из кабины.
Для уменьшения шума выпуска на двигатель устанавливается выпускной коллектор без встречных потоков отработавших газов и глушитель.
Фильтр грубой очистки топлива с фильтрующим сетчатым^элементом и успокоителем служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Слив отстоя из фильтра производится через закрываемое пробкой отверстие в нижней части колпака.
Фильтр тонкой очистки топлива имеет три сменных бумажных элемента, работающих параллельно. Слив отстоя из фильтра производится через закрываемое пробкой отверстие в нижней части корпуса ч льтра. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра тонкой очистки топлива имеется специальный вентиль.
Впрыск топлива в цилиндры двигателя производится форсунками ФД-22 закрытого типа с четырехдырчатым распылителем. Давление начала впрыска топлива форсункой — 175+5 кгс/см2.
Топливный насос высокого давления четырехплунжерный УТН-5. Насос приводится в действие от коленчатого вала через распределительные шестерни. Топливный насос объединен в один агрегат со всережимным центробежным регулятором и подкачивающим насосом поршневого типа. Регулятор имеет корректор подачи топлива и автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах). Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентриковой шейки кулачкового вала. На подкачивающем насосе установлен насос ручной подкачки топлива поршневого типа.
Пусковое устройство двигателей Д-240 и Д-241 состоит из электрического стартера СТ-212А мощностью 4,8 л. с. и электрофакельного подогревателя. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартера дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера. Электрофакельный подогреватель служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха и облегчения пуска двигателя.
Пусковое устройство двигателей Д-240Л и Д-241Л состоит из пускового двигателя П-10УД и редуктора.
Для облегчения пуска в зимних условиях двигатели могут быть оборудованы жидкостным подогревателем типа ПЖБ-200.
Пусковой двигатель одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, мощностью 10 л. с. при 3500 об/мин. На пусковой двигатель устанавливается горизонтальный беспоплавковьш карбюратор. Для ограничения и поддержания постоянной максимальную частоту вращения коленчатого вала пусковой двигатель снабжен однорежимным центробежным регулятором. Рычаг регулятора соединен с дроссельной заслонкой карбюратора и автоматически регулирует ее прикрытие, поддерживая постоянной частоту вращения коленчатого вала. Смазка деталей кривошип-но-шатунного механизма пускового двигателя осуществляется маслом, содержащимся в горючей смеси. Шестерни распределения и их подшипники, а также детали редуктора смазываются маслом, заливаемым в корпус редуктора. Система зажигания пускового двигателя состоит из магнето М-124Б1 правого вращения, свечи зажигания СН-200 (А-11У) и провода высокого напряжения Запуск пускового двигателя производится электрическим стартером СТ-362 (СТ-352Д) мощностью 0,75 л. с. Включение стартера дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера.
Передача вращения от пускового двигателя к основному двигателю при пуске осуществляется одноступенчатым редуктором при помощи шестерни включения, вводимой в зацепление с венцом маховика основного двигателя.
На двигатель устанавливается генератор Г-306Д1 (Г-304Д1) переменного тока со встроенным выпрямителем. Номинальное напряжение — 14В. Привод генератора осуществляется ремнем от шкива коленчатого вала. Для привода пневматических тормозов прицепа на двигатель установлен поршневой, одноцилиндровый компрессор воздушного охлаждения. Привод компрессора осуществляется от шестерни привода топливного насоса.
Читать далее: Управление двигателем и контрольные приборы Д-240
Категория: - Дизельный двигатель Д-240
stroy-technics.ru
ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАВОДИТСЯ Прежде всего уточните обстоятельства возникновения неисправности, проанализируйте общее состояние автомобиля. Проверьте, что автомобиль заправлен топливом и маслом надлежащего качества?
ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Р.Е.
ПодробнееДВИГАТЕЛИ TOYOTA 3S-FE, 3S-GE, 3S-GTE 4S-Fi, 4S-FE, 5S-FE Устройство, техническое обслуживание и ремонт Эти двигатели устанавливались на модели: Carina / Carina ED / Celica Corona / Caldina Camry / Vista
ПодробнееДвигатель 8481.10-08 Техническое описание и инструкция по эксплуатации 8481.3902150-08 ИЭ Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации двигателей 8481.10 Тутаев 2010 г. Двигатель 8481.10-08
Подробнее53 Перебои сгорания (распознавание неплавности хода) «Рывки» или падение мощности возникают в результате неисправностей в работе двигателя Причинами возникновения этих неисправностей являются неполадки
ПодробнееРУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ СКУТЕ Р «Zong s hen» Z S50QT -4 СКУТЕР «Zongshen» ZS50QT-4 РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Данное издание руководства предназначено для персонала, обслуживающего скутеры «Zongshen»,
ПодробнееОткрытое акционерное общество МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД Двигатели Д260.1, Д260.2, Д260.4, Д260.7, Д260.9, Д260.14 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Минск, 2011 Оглавление 1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА... 4 1.1 Описание и
ПодробнееService Training Пособие по программе самообразования 334 Топливная система двигателей FSI Устройство и принцип действия Все двигатели FSI мощностью 66 квт и более оснащаются усовершенствованной топливной
ПодробнееРАЗДЕЛ II. Двигатель На автомобиле ДЕРВЕЙС-313150 устанавливается двигатель MITSUBISHI 4G64S4 объемом 2,351 л (рис. 2.1.). Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный с системой впрыска
ПодробнееМинистерство образования Российской Федерации Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»
ПодробнееХАРЬКОВСКОЕ ОАО «ГИДРОПРИВОД» НАСОСЫ РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫЕ РЕГУЛИРУЕМЫЕ типа 50 НРР УСТРОЙСТВО И РАБОТА Харьков 2004 г. 1. НАСОС РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ Приводной эксцентриковый вал 1 (рис. 8) насоса
ПодробнееМинистерство образования и науки РФ Государственное федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е.
ПодробнееДвигатели MITSUBISHI HYUNDAI 6D22, 6D22-T, 6D24-T, 6D40, 6D40 T, 8DC9, 8DC10, 8DC11 D6AU, D6AZ, D6AB, D6AC, D6CA, D8AY, D8AX Устройство, техническое обслуживание и ремонт Двигатели устанавливались на:
ПодробнееИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ DLE-55 Предупреждение: Тщательно прочтите инструкцию перед работой. Неправильное использование может вызвать неисправимые повреждения. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Благодарим Вас
ПодробнееШАГ 1: ПЕРЕД ЗАМЕНОЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА Важно провести тщательную диагностическую проверку системы двигателя, чтобы убедиться в том, что отказ действительно обусловлен неисправностью турбокомпрессора. Падение
ПодробнееРуководство по ремонту Дизельный двигатель с системой впрыска топлива под высоким давлением, с общей топливораспределительной рампой, 4-х цилиндровый чугунным блоком цилиндров Автомобиль Тип Двигатель
ПодробнееОткрытое акционерное общество МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД Дизели Д-243, Д-245 и их модификации РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 243-0000100РЭ Минск 2010 Содержание 1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА...4 1.1 Описание и работа дизеля...
ПодробнееДВИГАТЕЛЬ ЯМЗ-8502.0 Руководство по ремонту ЯРОСЛАВЛЬ 20 Руководство составлено по состоянию на января 20 г. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, направленной на повышение их технико-экономических
ПодробнееХАРЬКОВСКОЕ ОАО «ГИДРОПРИВОД» НАСОСЫ АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫЕ РЕГУЛИРУЕМЫЕ типа НА Устройство и работа насосов и их составных частей Харьков 2004 г. 1. Аксиально-поршнавой насос (рис. 2, 3 и 4) состоит из двух
ПодробнееСПЕЦИАЛЬНОЕ ЮБИЛЕЙНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Специальное Предложение Скания Русь предлагает своим клиентам дополнительную гарантию на силовую линию автомобиля при условии обслуживания и ремонта их автомобилей только
ПодробнееСистемы подачи топлива с насосфорсунками и индивидуальными ТНВД Системы подачи топлива с насос-форсунками и индивидуальными ТНВД Все повышающиеся требования к ДВС привели к разработке множества различных
ПодробнееMAHLE ORIGINAL Воздушные компрессоры Информация о продукте AFTERMARKET Успех витает в воздухе. Воздушный компрессор компетенция в сжатом виде На железной дороге, в автобусах, грузовиках или строительной
ПодробнееЭкзаменационный билет 4 1..Из каких механизмов состоит ведущий мост грузового автомобиля КАМАЗ- 5320. 2.Назначение и устройство рессор грузового автомобиля. 3.Назовите контрольно измерительные приборы
ПодробнееБум на газовые двигатели Технологии с историей и будущим Бум на газовые двигатели Прототип автомобиля, с газовым двигателем Вы слышали, что газовые автомобили имеют более древнюю историю, чем их «сородичи»,
ПодробнееДВИГАТЕЛЬ Руководство по ремонту 2009 Руководство составлено по состоянию на 0 февраля 2009 г. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, направленной на повышение их технико-экономических
ПодробнееИ.М. КУРОЧКИН, А.О. ХРЕННИКОВ, Д.В. ДОРОВСКИХ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический
ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕС- СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» филиал в г. Сызрани
ПодробнееLADA-2170 PRIORA Конструктивные особенности двигателя ВАЗ- п/п Сравнение технических характеристик двигателей ВАЗ- и ВАЗ- Параметры Единицы измерени я Вариант двигателя ВАЗ- 1,6л ВАЗ- 1,6л 1 Количество
ПодробнееРуководство по ремонту Техническая нота 3652A Дизельный двигатель с системой впрыска под высоким давлением, с общей топливораспределительной рампой 4-х цилиндровый, с чугунным блоком цилиндров Автомобиль
ПодробнееДизельные двигатели Deutz серии 226В Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2 Предварительные замечания Запрещается удаление пломб на топливном насосе высокого давления (ТНВД) без специального
Подробнее- 1 - РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЯ ШЕВРОЛЕ НИВА 1,7 Разработано ООО «ИТЦ АВТОСФЕРА» по заказу ЗАО «Джи-Эм АВТОВАЗ» ТОЛЬЯТТИ 2009 - 2 - ПРЕДИСЛОВИЕ.......... 4 Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.....
Подробнее14-1 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ... 2 Основные технические характеристики... 2 Основные данные для регулировок и контроля... 2 Охлаждающая жидкость... 3 Герметики... 3 ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПодробнееСервис Пособие по программе самообразования 305 Двигатель R5-TDI рабочим объемом 2,5 л Устройство и принцип действия Рядный 5-цилндровый двигатель R5-TDI рабочим объемом 2,5 л, оснащенный насос-форсунками,
ПодробнееА. С. Кузнецов НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ремонт двигателя внутреннего сгорания Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве
ПодробнееРуководство по ремонту Aftersales Все права на данное Руководство принадлежат Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ». Никакая часть данного Руководства не может быть воспроизведена ни с какой
ПодробнееАвтомобиль Chevrolet Niva (Шевроле Нива) Руководство по ремонту CHEVROLET NIVA ТОЛЬЯТТИ Сентябрь 2002 Все права на данное Руководство принадлежат Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ». Никакая
Подробнееdocplayer.ru
Механизм газораспределения (ГРМ) двигателя Д-240 состоит из шестерен, распредвала, впускных и выпускных клапанов, соединительных и передающих движение деталей.
Вращательное движение от коленвала передается шестерням привода распредвала и топливного насоса. Профильные кулачки распределительного вала размещены соответственно порядку работы двигателя. Во время поворота распредвала кулачок своим выступом приподнимает толкатель и штангу, упирающаяся нижним концом в дно толкателя, а верхним в регулировочный винт коромысла. Коромысло, смонтированное на валике, поворачивается и опускает клапан вниз, после чего открывается отверстие в головке цилиндров, а пружины, предварительно сжатые для удержания клапана в закрытом положении, дополнительно сжимаются. Стержень клапана совершает движение в направляющей втулке.
Схема ГРМ двигателя Д-240: 1 — прокладка головки; 2 — головка; 3 — выпускной клапан; 4 — впускной клапан; 5 — втулка клапана; 6 — прокладка; 7 — крышка головки; 8 — наружная пружина клапана; 9 — внутренняя пружина клапана; 10 — прокладка колпака; 11 — колпак крышки; - 12 тарелка клапана; 13 — сухарики; 14 — гайка колпака; 15 — шайба; 16 — пружина; 17 — ось коромысел; 18 — пробка оси; 19 — болт крепления крышки головки; 20 — толкатель; 21 — штанга; 22 — регулировочный винт; 23 — гайка регулировочного винта; 24 — коромысло; 25 — шпилька крепления впускного коллектора; 26 — болт крепления форсунки; 27 — гайка стакана форсунки; 28 — стакан форсунки; 29 — трубка маслопровода; 30 — стойка оси; 31 — впускной коллектор.
Открытие клапана осуществляется полностью, когда толкатель находится у вершины кулачка. При последующим повороте распределительного вала толкатель опускается, а клапан под влиянием пружин возвращается в верхнюю позицию. При выходе выступа кулачка из-под толкателя, прекращается давление на клапан и он под влиянием пружин наглухо закрывает отверстие клапана в ГБЦ. Штанга, коромысло и толкатель возвращаются в исходное положение.
Для того, чтобы цилиндр как можно быстрее наполнялся и хорошо очищался, необходимо правильно установить моменты времени, в которые клапана закрываются и открываются. Открытие впускного клапана происходит с некоторым опережением, т. е. до возвращения поршня в верхнюю мертвую точку, а закрытие — с запаздыванием, после того, как поршень проходит нижнюю мертвую точку.
Схема установки шестерен газораспределения: 1 — шестерня привода насоса рулевого управления; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — промежуточная шестерня; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — шестерня коленчатого вала; 6 — шестерня привода масляного насоса.
Установка фаз ГРМ
Для того, чтобы правильно установить фазы газораспределения двигателя во время сборки, необходимо совместить метки грм д 240 на шестернях распределения. На промежуточной шестерне имеются две метки-впадины, отмеченные буквами Т и К, и один зуб оснащен меткой с буквой Р. Впадину с буквой К размещают напротив помеченного зуба шестерни коленвала; впадину с буквой Т — напротив меченого зуба шестерни привода топливного насоса; зуб с буквой Р — напротив отмеченной впадины шестерни распредвала.
Косозубые шестерни распределения изготавливаются из легированной стали и закаливаются до высокой твердости. Ведущая шестерня насажена на передний конец коленвала, зафиксирована шпонкой и постоянно зацеплена с промежуточной шестерней, вращающаяся на пальце, запрессованном в переднюю стенку блоку цилиндров.
Промежуточная шестерня вращает шестерни распределительного вала и привода топливного насоса. Специальная шайба, присоединенная к торцу пальца двумя болтами, удерживает шестерню от осевых перемещений (допустимо 0,1-0,78 мм). Шестерня распредвала напрессована на передний конец, передает ему вращение при помощи шпонки и зафиксирована болтом и шайбой, вкрученный в передний торец вала. В головке болта имеется прорезь для поводка привода редуктора тахомотосчетчика.
Диаграмма фаз газораспределения: 1 — начало открытия впускного клапана; 2 — начало закрывания впускного клапана; 3 — начала открытия выпускного клапана; 4 — конец закрывания выпускного клапана.
Распределительный вал
Распредвал дизеля Д-240 изготавливается из стали, а рабочие поверхности кулачков и опорные шейки закаливаются токами высокой частоты. Вал совершает вращение в трех втулках, установленные в блок цилиндров. Передняя втулка выполнена из бронзы, а две остальные из антифрикционного чугуна.
Вдоль вала расположены восемь кулачков в следующей последовательности:
1. выпускной первого цилиндра; 2. впускной первого цилиндра; 3. впускной второго цилиндра; 4. выпускной второго цилиндра; 5. выпускной третьего цилиндра; 6. впускной третьего цилиндра; 7. впускной четвертого цилиндра; 8. выпускной четвертого цилиндра.
Данное расположение кулачков (следовательно и клапанов) соединяет в головке цилиндров каналы от двух выпускных и впускных клапанов третьего и второго цилиндров в один единый.
Задняя шейка распределительного вала имеет наклонный просверленный канал, по которому к механизму клапанов подается смазка. Упорное кольцо удерживает распределительный вал от продольного перемещения (допустимо 0,3-1,04 мм).
Стальной толкатель имеет грибовидную форму со сферической нижней опорной поверхностью. В нижней части толкателя просверлен канал для отвода масла из механизма клапанов в картер. Штанга толкателя выполнена из стального прутка, концы которого имеют сферическую форму. Верхний конец штанги упирается в регулировочный винт коромысла клапана, а нижний — в углубление донышка толкателя.
23.06.2018tractor-mtz82.ru