Двигатели 21114 имеют следующие характеристики:
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
Годы выпуска | 2004 — |
Вес | н. д. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания мотора | инжектор |
Тип расположения цилиндров | В ряд |
Рабочий объем мотора | 1,6 литров |
Мощность двигателя | 81,6 л. с. |
Количество цилиндров | Четыре |
Количество клапанов | Восемь |
Ход поршня | 75,6 миллиметров |
Диаметр цилиндров | 82 миллиметров |
Степень сжатия | 9.6 |
Крутящий момент Нм/об.мин | 125 Нм/3000 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Топливо | бензин |
Расход топлива (смеш.) | 7,6/100 км |
Масло | 5W-30 |
Объем масла в картере | 3,5 литра |
При замене лить | 3,3 литра |
Замена масла проводится | Каждые 10 тысяч км |
Ресурс мотора | |
— по данным завода | 150 |
— на практике | 250 |
Двигатель ВАЗ 21114 устанавливается на ВАЗ 21101, 21112, 2113, 2114, Лада Калинаи Лада Гранта.
Одновременно благодаря использованию инжектора и соответствующей настройки мотора удалось улучшить приемистость силового агрегата на низких и средних оборотах. Теперь полностью отсутствует характерный провал тяги, который отмечался на двигателях предыдущего поколения.
Фактически двигатель ВАЗ 21114 – это глубокая модернизация мотора с индексом 2111. За счёт увеличения хода поршня удалось получить прибавку рабочего объема, при этом улучшились экологические характеристики силового агрегата.
Как и у предшественника, данная модификация силовых агрегатов имеет ременной привод газораспределительного механизма, что несколько снижает стоимость разработки и изготовления этого силового агрегата, но при этом двигатель требует соответствующего своевременного сервисного обслуживания.
Ресурс этого двигателя по заявлениям завода-изготовителя составляет около 150 000 километров. Однако при условии правильной эксплуатации такой движок может пробежать 200 тысяч километров без необходимости выполнения капитального ремонта.
Несмотря на наличие ременного привода ГРМ в этом моторе используется специальная конструкция, которая при обрыве привода исключает повреждение клапанов. Однако автовладельцам всё же мы рекомендуем вовремя проводить все необходимые сервисные работы, включая замену ремня и всех роликов каждые 50 тысяч километров. Также не следует забывать о необходимости регулировки зазора клапанов, что выполняется с интервалом в 20-30 тысяч километров пробега.
Мотористы волжского автозавода в целях снижения затрат на эксплуатацию этого мотора отказались от идеи использования четырех клапанов на цилиндр. В итоге этот мотор имеет лишь по два клапана, что повышает нагрузку, не обеспечивая полное сгорание топлива в цилиндрах, а, следственно, страдает вся выхлопная система. Именно поэтому выпускной коллектор и выхлоп являются слабым местом данного мотора, что приводит к необходимости частых ремонтов техники.
Отметим, что в отличие от большинства других вазовских силовых агрегатов двигатели ВАЗ 21114 не предназначены для эксплуатации на низкооктановом топливе. Подобное неизменно приводит к увеличению эксплуатационных расходов у автовладельца. В том же случае, если автовладелец всё же использует 76 бензин, это неизменно приводит к быстрому выходу из строя инжектора и других дорогостоящих элементов двигателя. В итоге такая экономия приводит к необходимости сложного дорогостоящего ремонта.
Проблемы с перегревом двигателя и появление соответствующего предупредительного сигнала на приборной доске. | У этого мотора достаточно часто отмечаются проблемы с помпой системы охлаждения, которая выходит из строя и требует ремонта. При наличии перегрева двигателя в первую очередь проверяют помпу и термостат, выполняя их замену при необходимости. |
Появляются характерные подтёки масла. | Одним из проблемных мест двигателей ВАЗ 21114 является прокладка головки блока цилиндров, из-под которой часто сочится масло, а вскоре такая течь может принять угрожающие размеры. Необходимо провести замену такой прокладки, что и решит имеющиеся проблемы. |
Двигатель работает неровно, а при наборе скорости появляются выраженные стуки в моторе. | Подобное характерно для изменившихся зазоров клапанов. Необходимо провести соответствующую регулировку, что и позволит полностью избавиться от такого неприятного стука двигателя. |
Увеличившиеся показатели расхода топлива. | Причиной такого увеличенного расхода топлива может быть вышедший из строя инжектор. Выполняют его диагностику и при необходимости заменяют детали. |
dvigatels.ru
Страница 1 из 2
На двигателе ВАЗ-21114 применена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также дополнительных устройств.
Контроллер системы впрыска является центральным устройством системы управления двигателем.
рис. 1 |
Контроллер прикреплен к корпусу отопителя снизу, под панелью приборов. Контроллер получает информацию от датчиков и управляет исполнительными устройствами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагревательный элемент датчика концентрации кислорода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентилятор системы охлаждения и различными реле системы. При включении зажигания контроллер включает главное реле, через которое напряжение питания подводится к элементам системы (кроме электробензонасоса, катушки зажигания, электровентилятора, блока управления и сигнализатора состояния иммобилайзера).
рис. 2 |
При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного, реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения).
Контроллер представляет собой мини- компьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти — оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).
рис. 3 |
ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т. е. при прекращении питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера жгута проводов) ее содержимое стирается.
В ППЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритм) и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т. п. ППЗУ энергонезависимо, т. е. его содержимое не изменяется при отключении питания.
ЭРПЗУ используется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и автомобиля (записываются коды иммобилайзера при обучении ключей) и других служебных кодов. Кроме того, в ЭРПЗУ записываются эксплуатационные параметры (общий пробег автомобиля и время работы двигателя, общий расход топлива), а также нарушения режимов работы двигателя и автомобиля (время работы двигателя: с перегревом, на низкооктановом топливе, с превышением максимально допустимых оборотов, неисправными датчиками детонации, концентрации кислорода и скорости). ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и может хранить информацию при отсутствии питания контроллера.
Контроллер также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики). Контроллер определяет наличие неисправностей элементов системы управления, включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей. При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), контроллер переводит систему на аварийные режимы работы. Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи контроллер для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ.
Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов. Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться — таким образом, ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления. После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти контроллера отсутствуют условия для его включения. Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме. При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно, и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при неисправности датчика или его цепей двигатель работать не может.
После устранения причин неисправности сигнализатор будет выключен контроллером через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется, и при условии, что в памяти контроллера отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включение сигнализатора. Коды неисправностей (даже если сигнализатор погас) остаются в памяти контроллера и могут быть считаны с помощью диагностического прибора DST-2M, подключаемого к диагностическому разъему.
При удалении кодов неисправностей из памяти контроллера с помощью диагностического прибора или посредством отключения аккумуляторной батареи (не менее чем на 10 с) сигнализатор гаснет.
Датчики системы впрыска выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) установлен на корпусе масляного насоса.
рис. 4 |
Датчик выдает контроллеру информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала.
Датчик — индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, объединенного со шкивом привода генератора. Зубья расположены на диске с интервалом 6˚. Для синхронизации с ВМТ поршней 1 и 4 цилиндров два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый опорный импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником и вершинами зубьев должен находиться в пределах 1±0,4 мм. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов контроллер рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания.
Датчик фаз (ДФ) установлен на заглушке головки блока цилиндров.
рис. 5 |
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. В отверстие хвостовика распределительного вала запрессован штифт. Когда штифт вала проходит мимо сердечника датчика, датчик выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (около 0 В), соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в конце такта сжатия. Сигнал датчика фаз контроллер использует для последовательного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим нефазированного впрыска топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) установлен в выпускном патрубке на головке блока цилиндров.
рис. 6 |
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. Контроллер подает на датчик через резистор (около 2 кОм) стабилизированное напряжение +5 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используют в большинстве функций управления двигателем. При возникновении неисправностей цепей ДТОЖ загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем, контроллер включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.
autoruk.ru
_____________________________________________________________________________
Рис.1. Поперечный разрез двигателя Лада Калина (ВАЗ-1118)
1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — коленчатый вал; 3 — масляный фильтр; 4 — каталитический коллектор; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — поршень; 7 — прокладка каталитического коллектора; 8 — датчик концентрации кислорода; 9 — свеча зажигания; 10 — клапан выпускной; 11 — головка блока цилиндров; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — корпус подшипников распределительных валов; 14 — крышка головки блока цилиндров; 15 — впускной модуль; 16 — впускной клапан; 17 — катушка зажигания; 18 — гидротолкатель; 19 — распределительный вал впускных клапанов; 20 — форсунка; 22 — диагностический штуцер топливной рампы; 21 — топливная рампа; 23 — прокладка головки блока цилиндров; 24 — поршневые кольца; 25 поршневой палец; 26 — блок цилиндров; 27 штуцер системы вентиляции картера; 28 — шатун; 29 — шатунные вкладыши; 30 — маховик; 31 — прокладка поддона картера; 32 — маслозаборник; 33 — поддон картера двигателя
На автомобиле Лада Калина установлен двигатель ВАЗ-21114. Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый рядный двигатель с верхним расположением распределительных валов и жидкостным охлаждением. Объем двигателя 1,4 литра.
Блок цилиндров — чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением.
В нижней части блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 автомобиля Лада Калина расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и имеют маркировку порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала.
В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки установлены сталеалюминиевые вкладыши коренных подшипников.
По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала.
Переднее полукольцо — сталеалюминевое, заднее металлокерамическое, желтого цвета с обеих сторон. Двигатель Лада Калина (ВАЗ-1118) отличается от предыдущих моделей серийно выпускавшихся двигателей ВАЗ облегченной шатунно-поршневой группой.
Поршни с короткой юбкой, отлиты из алюминиевого сплава. В днище каждого поршня сделаны четыре небольшие выточки под тарелки клапанов, но они не предотвращают контакт клапана с поршнем при нарушении фаз газораспределения или обрыве ремня привода ГРМ.
На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа с проточкой и острой кромкой на нижней плоскости. Внутрь маслосъемного кольца устанавливается пружинный расширитель.
Все кольца более тонкие, чем на предыдущих моделях двигателей, что призвано сократить внутренние потери двигателя на трение. Пальцы плавающего типа, фиксируются в поршнях двумя пружинными стопорными кольцами.
Шатуны - колотые. В верхней головке шатуна запрессована сталебронзовая втулка. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатун только в одном положении.
Снизу к блоку цилиндров крепится поддон картера. Система смазки двигателя ВАЗ-21114 автомобиля Лада Калина комбинированная под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала.
Через маслозаборник, насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля за количеством масла в поддоне установлен измерительный щуп — указатель уровня.
Масляный фильтр — полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.
В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения.
Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.
В теле коленвала двигателя Лада Калина (ВАЗ-1118) просверлены каналы. По ним масло поступает к шатунным шейкам, смазывая их. В каналы коленчатого вала масло поступает из блока цилиндров через отверстия во вкладышах коренных подшипников и коренных шейках.
Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.
С левой стороны блока выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.
Сверху на блок цилиндров установлена алюминиевая головка. Соединение головки и блока цилиндров уплотнено металлической двухслойной прокладкой.
В головку блока цилиндров установлены два распределительных вала и шестнадцать клапанов.
Привод клапанов двигателя ВАЗ-21114 автомобиля Лада Калина осуществляется через толкатели, с гидрокомпенсаторами. Поэтому регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов не требуется. Распределительные валы впускных и выпускных клапанов невзаимозаменяемые.
Опоры распределительных валов выполнены в головке, а их крышки объединены в корпус подшипников, устанавливаемый на головку. Сверху корпус подшипников закрыт крышкой головки блока с маслоотражателем и маслозаливной горловиной.
Для установки свечей зажигания сверху головки блока цилиндров выполнены цилиндрические углубления — свечные колодцы. В каждый колодец вставлена катушка зажигания. При этом высоковольтный вывод катушки надет на свечу зажигания.
Привод распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала двигателя автомобиля Лада Калина.
Для направления движения ремня по шкивам установлен направляющий ролик, натяжение ремня осуществляется натяжным роликом с автоматическим натяжным устройством.
Ремень привода ГРМ закрыт пластмассовыми крышками. Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Ресивер и впускной трубопровод неразъемные, выполнены из пластмассы единым блоком. Выпускной коллектор — стальной, совмещен с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой уплотняется двухслойной металлической прокладкой.
Проверка уровня масла в двигателе ВАЗ-21114 автомобиля Лада Калина
Проверку уровня масла следует проводить через 10—15 минут после остановки двигателя.
- Вынимаем указатель уровня масла из направляющей трубки.
- Протираем указатель ветошью, удаляя с него масло, после чего вставляем его в трубку до упора.
- Вынимаем указатель. Уровень масла должен находиться в границах насечки, выполненной на конце указателя.
- Если уровень ниже допустимого уровня, доливаем масло.
- По окончании проверки устанавливаем указатель на место.
Первая замена масла на новом или прошедшем капитальный ремонт двигателе должна производиться через 2500—3500 км пробега, далее — через каждые 15 000 км. Объем системы смазки 3,5 л.
Для более полного удаления масла его следует сливать из прогретого двигателя.
Для выполнения работы необходимы: смотровая канава или эстакада; съемник масляного фильтра; широкая емкость объемом не менее 4 л.
Последовательность работ по полному удалению масла из двигателя Лада Калина (ВАЗ-1118):
- Если на автомобиле установлена защита картера и она затрудняет доступ к сливному отверстию, снимите защиту.
- Накидным ключом ослабляем затяжку пробки сливного отверстия.
- Устанавливаем под двигатель емкость для отработанного масла.
- Отворачиваем пробку сливного отверстия поддона картера двигателя и сливаем масло из двигателя в емкость.
- Дождавшись полного слива масла из поддона картера двигателя ВАЗ-21114 автомобиля Лада Калина, заворачиваем пробку сливного отверстия.
- Съемником ослабляем затяжку масляного фильтра.
- Отворачиваем масляный фильтр и снимаем его.
- Чистой ветошью тщательно очищаем на блоке цилиндров привалочную плоскость масляного фильтра.
- Перед установкой нового фильтра заполните его маслом на 1/2-2/3 объема.
- Наносим чистое моторное масло на резиновое уплотнительное кольцо фильтра и заворачиваем фильтр на место.
- Затягиваем фильтр.
- Отвернув, снимаем крышку маслозаливной горловины. Устанавливаем в горловину воронку.
- Заливаем масло в двигатель, контролируя его уровень по указателю.
- Заворачиваем крышку маслозаливной горловины.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя ВАЗ-21114
Работы по проверке компрессии в цилиндрах двигателя Лада Калина:
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры и выключаем зажигание.
- Вынимаем предохранители ЭБУ и цепей системы управления двигателем.
- Сбрасываем давление топлива.
- Выворачиваем свечи зажигания.
- Устанавливаем компрессометр в свечное отверстие одного из цилиндров двигателя.
- Нажимаем педаль газа до упора (чтобы полностью открылась дроссельная заслонка) и включаем стартер на 5 с.
- Запоминаем либо записываем показания компрессометра и обнуляем прибор.
- Аналогично замеряем компрессию в трех оставшихся цилиндрах.
- У исправного двигателя компрессия в цилиндрах должна быть не менее 1,0 МПа (10 бар), а разница в компрессии между цилиндрами — не более 0,1 МПа (1,0 бар).
- Если компрессия меньше, то шприцем или масленкой заливаем около 10 см моторного масла в свечные отверстия цилиндров двигателя с низкой компрессией.
- Повторяем проверку компрессии. Если компрессия возросла, возможно, залегли кольца или изношена поршневая группа. В противном случае неплотно закрываются клапаны или неисправна прокладка головки блока цилиндров.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
avtosteh.ru
Описание конструкции
Двигатель ВАЗ-21114 со снятой крышкой
Двигатель ВАЗ-21124 со снятой крышкой
Восьмиклапанный двигатель ВАЗ-21114 и шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-21124 созданы на базе двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 и отличаются от них прежде всего рабочим объемом, увеличенным до 1,6 л. Прирост рабочего объема достигнут за счет увеличения высоты блока цилиндров на 2,3 мм при тех же размерах шатунно-поршневой группы (высота от оси коленчатого вала до верхней плоскости блока увеличена до 197,0–197,1 мм).
Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21112 с восьмиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л
Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21104 с шестнадцатиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л
Блок цилиндров нового образца.
Маркировка осталась на прежнем месте (показано стрелкой)
Как и блоки цилиндров двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, блоки цилиндров двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 различаются отверстиями с резьбой под винты крепления головки блока: в блоке ВАЗ-21114 выполнены отверстия с резьбой М12 x 1,25 мм, а в блоке ВАЗ-21124 – отверстия с резьбой М10 x 1,25 мм.
Коленчатые валы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 одинаковы. По сравнению с коленчатыми валами двигателей предыдущих моделей они имеют увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, обеспечивающий ход поршня 75,6 мм. Остальные параметры коленчатых валов нового образца остались прежними. Отличить их можно по маркировке.
Маркировка коленчатого вала для двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124: на противовесе отлиты цифры "11183" (показаны стрелкой)
Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 отличается увеличенной камерой сгорания (длина 81 мм, ширина 50 мм)
Отличить головку блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 можно по номеру "11183" на приливе (показан стрелкой)
Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 отличается от головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112 только увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод, поэтому ее можно установить и на двигатель ВАЗ-2112 (но не наоборот)
Поршни двигателя ВАЗ-21114 идентичны поршням двигателя ВАЗ-2111.
На двигатель ВАЗ-21124 устанавливаются поршни с лунками в днище под тарелки клапанов, увеличенными в глубину до 6,5 мм
Лунки практически предотвращают возможность соударения клапанов и поршней при обрыве ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ).
В отличие от двигателя ВАЗ-2111 с попарно-параллельным впрыском топлива (за каждый рабочий цикл форсунки открываются дважды) на двигателе ВАЗ-21114 применен фазированный впрыск…
…поэтому на новой модели двигателя применен распределительный вал со специальным штифтом, предназначенным для работы датчика фаз (штифт показан стрелкой)
Распределительные валы шестнадцатиклапанного двигателя остались без изменений.
Шкив распределительного вала двигателя ВАЗ-21114 (справа) отличается от шкива двигателя ВАЗ-2111 (слева) смещенной на два градуса меткой для установки фаз газораспределения
Метки на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-21124 также смещены на два градуса относительно расположения меток на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-2112.
Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 не имеет площадки для крепления модуля зажигания, и в ней выполнены резьбовые отверстия для крепления катушек зажигания. Также на двигателе ВАЗ-21124 применена новая крышка маслозаливной горловины – пластмассовая, с резьбой и резиновым уплотнительным кольцом.
Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124. Стрелками показаны отверстия с резьбой для крепления индивидуальных катушек зажигания для каждого цилиндра
Ресивер двигателя ВАЗ-21114 отличается от ресивера двигателя ВАЗ-2111 формой и выполнен из пластмассы
При этом крепление ресивера к впускной трубе и дроссельного узла к ресиверу аналогичны креплениям ресивера двигателя ВАЗ-2111. Уплотнены соединения резиновыми прокладками.
На двигателе ВАЗ-21124 вместо ресивера и впускного коллектора двигателя ВАЗ-2112 устанавливается неразборный впускной трубопровод, также выполненный из пластмассы.
Остальные размеры деталей, устройство, принципы работы и ремонта двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 аналогичны двигателям ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (см. Двигатель ВАЗ-2111 и Двигатель ВАЗ-2112).
Отдельные элементы систем охлаждения, питания, управления двигателем и выпуска отработавших газов двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 имеют новую конструкцию и не взаимозаменяемы с элементами аналогичных систем двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112. Особенности систем двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 описаны в соответствующих разделах.
Снятие крышек ремня привода ГРМ двигателя ВАЗ-21124
Для наглядности адсорбер снят.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Преодолевая сопротивление резиновых держателей, снимаем пластмассовую крышку дигателя.
Шестигранником "на 5" отворачиваем четыре винта по периметру верхней крышки…
…и один винт в центре крышки.
Снимаем верхнюю крышку.
Тем же инструментом отворачиваем два винта крепления нижней крышки (второй винт показан стрелкой).
Снимаем нижнюю крышку.
Устанавливаем крышки в обратной последовательности.
Снятие впускного трубопровода двигателя ВАЗ-21124
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Отсоединяем клемму "минусового" провода от вывода аккумуляторной батареи.Снимаем пластмассовую крышку двигателя.
Отсоединяем и отводим в сторону трос привода дроссельной заслонки.
Отсоединяем колодки проводов от катушек зажигания…
…и отводим жгут проводов в сторону.
Разрезаем или расстегиваем хомут крепления жгута проводов системы управления двигателем…
…и отсоединяем колодку проводов от датчика фаз.
Снимаем дроссельный узел, не отсоединяя от него шланги (см. Снятие дроссельного узла).
Соединение впускного трубопровода и дроссельного узла уплотнено резиновой прокладкой (для наглядности показано на демонтированном впускном трубопроводе)
Несмотря на то что впускной трубопровод и дроссельный узел имеют отличия от тех же узлов, применяющихся на других модификациях автомобиля, снятие дроссельного узла выполняется аналогично.
Ослабляем затяжку хомута…
…и отсоединяем шланг подвода разрежения к вакуумному усилителю тормозов.
Ослабляем затяжку хомута…
…и отсоединяем шланг вентиляции картера от патрубка на крышке головки блока цилиндров.
Ослабляем затяжку самореза крепления направляющей трубки щупа-указателя уровня масла.
Головкой "на 10" отворачиваем две колпачковые гайки верхнего крепления впускного трубопровода к крышке головки блока цилиндров.
Головкой "на 13" отворачиваем два болта и три гайки нижнего крепления впускного трубопровода (показан болт правого крепления).
Места крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров (шпильки В и отверстия А под болты) показаны стрелками (впускной трубопровод, топливная рампа и форсунки для наглядности сняты)
Снимаем катушки зажигания первого, второго и третьего цилиндров.Выводим впускной трубопровод из-за жгута проводов…
…и снимаем его вместе с направляющей трубкой щупа-указателя уровня масла.
Отсоединяем от впускного трубопровода направляющую трубку щупа-указателя уровня масла.
Стыки впускных труб с каналами в головке блока цилиндров уплотнены резиновыми прокладками
Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
Порванные и деформированные прокладки заменяем новыми.
Снятие крышки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Снимаем катушки зажигания и впускной трубопровод.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута…
…и отсоединяем от штуцера крышки головки блока цилиндров малый шланг вентиляции картера.
Тем же инструментом ослабляем затяжку хомута…
…и снимаем большой шланг вентиляции картера.
Ключом "на 10" отворачиваем болт крепления кронштейна жгута проводов.
Ключом "на 10" отворачиваем болт крепления кронштейна колодки жгута проводов форсунок (для наглядности колодка снята).
Головкой "на 8" отворачиваем 14 болтов крепления крышки головки блока (показаны стрелками).
Поддеваем крышку за выступ отверткой…
…и снимаем ее.
Перед установкой крышки очищаем и обезжириваем сопрягаемые поверхности крышки и корпуса подшипников распределительных валов от остатков герметика и масла. Наносим герметик "Локтайт" № 574 на поверхность крышки.
Устанавливаем крышку головки блока цилиндров в обратной последовательности.
www.autofizik.ru
Страница 1 из 3
На двигателе ВАЗ-21114 применена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также дополнительных устройств.
рис. 1 |
Контроллер системы впрыска является центральным устройством системы управления двигателем.
рис. 2 |
Контроллер прикреплен к корпусу отопителя снизу, под панелью приборов. Контроллер получает информацию от датчиков и управляет исполнительными устройствами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагревательный элемент датчика концентрации кислорода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентилятор системы охлаждения и различными реле системы. При включении зажигания контроллер включает главное реле, через которое напряжение питания подводится к элементам системы (кроме электробензонасоса, катушки зажигания, электровентилятора, блока управления и сигнализатора состояния иммобилайзера).
При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного, реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения).
рис. 3 |
Контроллер представляет собой мини- компьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти — оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).
ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т. е. при прекращении питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера жгута проводов) ее содержимое стирается.
В ППЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритм) и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т. п. ППЗУ энергонезависимо, т. е. его содержимое не изменяется при отключении питания.
ЭРПЗУ используется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и автомобиля (записываются коды иммобилайзера при обучении ключей) и других служебных кодов. Кроме того, в ЭРПЗУ записываются эксплуатационные параметры (общий пробег автомобиля и время работы двигателя, общий расход топлива), а также нарушения режимов работы двигателя и автомобиля (время работы двигателя: с перегревом, на низкооктановом топливе, с превышением максимально допустимых оборотов, неисправными датчиками детонации, концентрации кислорода и скорости). ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и может хранить информацию при отсутствии питания контроллера.
Контроллер также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики). Контроллер определяет наличие неисправностей элементов системы управления, включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей. При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), контроллер переводит систему на аварийные режимы работы. Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи контроллер для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ.
Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов. Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться — таким образом, ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления. После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти контроллера отсутствуют условия для его включения. Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме. При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно, и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при неисправности датчика или его цепей двигатель работать не может.
После устранения причин неисправности сигнализатор будет выключен контроллером через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется, и при условии, что в памяти контроллера отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включение сигнализатора. Коды неисправностей (даже если сигнализатор погас) остаются в памяти контроллера и могут быть считаны с помощью диагностического прибора DST-2M, подключаемого к диагностическому разъему.
При удалении кодов неисправностей из памяти контроллера с помощью диагностического прибора или посредством отключения аккумуляторной батареи (не менее чем на 10 с) сигнализатор гаснет.
Датчики системы впрыска выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.
avtomechanic.ru