ЗАЗ-968


История создания


Опытные образцы автомобиля ЗАЗ-968 появились еще в 1967 году, однако первая серийная модель была выпущена заводом «Коммунар» только в 1971 году. Новый «Запорожец» по сравнению со своими предшественниками получил ремни безопасности, травмобезопасный руль, а так же тормозную систему с разделенным приводом на задние и передние колеса (эти нововведения были применены на модификации ЗАЗ-968А). Охлаждение двигателя, как и прежде, было воздушным. Еще одним нововведением стал автономный отопитель салона, но его эффективность оставляла желать лучшего.


ЗАЗ-968 оснащался 4-цилиндровым, V-образным двигателем воздушного охлаждения МеМЗ-968 объемом 1197 см3, который развивал мощность 40 лошадиных сил и мог разогнать автомобиль до скорости 118 километров в час. При движении по трассе автомобиль расходовал 6 литров, а по городу 10 литров топлива на 100 километров пути.


С 1974 года параллельно с базовой моделью был налажен выпуск модификации ЗАЗ-968А, которая отличалась тормозной системой с раздельным приводом, новыми сиденьями (копия сидений ВАЗ-2101), новым замком зажигания с противоугонным устройством и цельноформированным торпедо из мягкого пластика. Внешне ЗАЗ-968А можно было отличить по узкой декоративной хромированной накладке на передке, у ЗАЗ-968 устанавливалась фальшрешетка. ЗАЗ-968А и его модификации выпускали до 1979 года, позднее стали выпускать модификацию ЗАЗ-968М.


Модификация ЗАЗ-968М внешне отличался задними фонарями, которые теперь стали прямоугольной формы. Панель передка стала выпуклой формы за счет чего удалось увеличить объем багажного отсека, указатели поворотов вместо круглых стали прямоугольными. Бамперы стали делать со съемной боковой частью из пластика. Декоративная хромированная накладка на передке была заменена черной полоской с надписью 968М, да и вообще на ЗАЗ-968М стало гораздо меньше хромированных деталей. Запасное колесо было перенесено из багажника под капот, справа от двигателя. Двигатели устанавливались трех видов — МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ мощностью 41, 45 и 50 лошадиных сил соответственно. Изменилась система охлаждения двигателя, воздух для охлаждения стал поступать через штампованную решетку в крышке капота, а вместо боковых воздухозаборников в задних крыльях оставили лишь небольшие решеточки для вентиляции.


Несмотря на все нововведения в конструкции автомобиля, основная его проблема была неизменной. Внутри автомобиля из-за его малых габаритов было очень тесно, а отделка салона была очень скудной.


Модификации


ЗАЗ-968


Основная модель, выпускалась с 1971 по 1979 год.


ЗАЗ-968А


Модификация с новой накладкой на панели передка, новыми сиденьями и замком зажигания с противоугонной системой. Выпускалась с 1974 по 1979 год.


ЗАЗ-968М


Модернизированный автомобиль, первый прототип которого был представлен в 1977 года, в серию автомобиль пошел с 1980 года. 


ЗАЗ-968Б, ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ-968МБ


Модификации автомобилей ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги. Данная модификация оснащалась автоматическим электромагнитным сцеплением, а так же двигателем объемом 887см3 и мощностью 27 л. с. (кроме модификации 968МБ).


ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ2


Модификации автомобилей ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А для инвалидов, у которых повреждена правая нога. Оснащалась двигателем мощностью 27 л.с.


ЗАЗ-968АБ4


Модификация ЗАЗ-968А для инвалидов, у которых повреждена левая нога.


ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968МР


Модификация моделей 968 и 968М предназначенная для инвалидов с поврежденной или ампутированной одной рукой и одной ногой. Как и модификация 968Б оснащалась двигателем объемом 887 см3 и автоматическим сцеплением (кроме модификации 968МР).


ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-968МП


Модификация модели 968А и 968М с кузовом типа пикап, использовалась в качестве внутризаводского транспорта. Автомобили собирались из бракованного кузова седана, у которого отрезали заднюю часть кабина, а за передним сиденьем приваривали стенку с окошком.


ЗАЗ-968МД


Модификация для инвалидов с одной поврежденной ногой.


ЗАЗ-968МГ


Как и предыдущая модификация, но с двигателем объемом 887см3 и мощностью 27 лошадиных сил.

Видео автомобиля

Технические характеристики

КомпоновкаЗаднемоторная, заднеприводная
Колесная формула4х2
Количество мест5
Габариты, мм
Длина3730
Ширина1570
Высота1400
Колесная база2160
Клиренс190
Колея, мм
Передняя1220
Задняя1200
Масса, кг
Снаряженная840
Полная1160
Грузоподъемность, кг320
Двигатель
МодельМеМЗ-968/968H/968Г
ТипБензиновый
Количество цилиндров4
Объем, см31197
Мощность, л. с.40
Коробка передачМеханическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч118
Расход топлива, л/100км
Город10
Трасса6
Смешанный8
Объем топливного бака, л40

ZAZ 968m, отзывы владельцев об автомобиле ЗАЗ 968м, обзор, технические характеристики и комплектации

Выбор марки авто …OpelBMWRenaultToyotaFordVolkswagenMazdaChevroletГод выпуска …201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000



МАРКИ АВТО

  • Безопасность
  • Надёжность
  • Внешний вид
  • Динамика
  • Комфорт
  • Экономичность

Средняя оценка
3. 5

  • Марка: ЗАЗ
  • Модель: 968м
  • Объем двигателя: 1,2
  • КПП: механика
  • Кузов: купе
  • Система питания: карбюратор
  • Привод: задний
  • Руль: левый
  • Отрицательный отзыв

    2017-08-14

    Дамир
    (Новокуйбышевск
    ), о ЗАЗ 968м (ZAZ 968m)

    Автор: Дамир

    2702
    0

    общий рейтинг

    Объем двигателя:   Год выпуска: 1972

    Машины у меня никогда не было. Никогда не ездил, не знал даже из чего машина состоит. Руки у меня неумелые,…

  • Положительный отзыв

    2016-11-23

    Павел (Одесса), о ЗАЗ 968м (ZAZ 968m)

    Автор: Павел
    2576
    0

    общий рейтинг

    Объем двигателя:   Год выпуска: 1984

    риобрел за 2000 с двигателем 30лс. Прежний хозяин — ярко выраженный парикмахер. Руки из ж… ЗАЗ ждал именно меня,…

  • 2016-02-01

    Игорь (Омск), о ЗАЗ 968м (ZAZ 968m)

    Автор: Игорь
    2698
    0

    общий рейтинг

    Объем двигателя:   Год выпуска: 1987

    Это скорее не отзыв, а воспоминания, так что строго не судите. Да я и не думаю, что потенциальный покупатель…

  • 2014-07-17

    Виктор (Луховицы), о ЗАЗ 968м (ZAZ 968m)

    Автор: Виктор
    2866
    0

    общий рейтинг

    Объем двигателя:   Год выпуска: 1987

    Было это 20 лет назад, в далёком 1987 году. Работал я тогда в совхозе, был молодым, непьющим специалистом, имел…

  • 2014-06-24

    Анатолий (Москва), о ЗАЗ 968м (ZAZ 968m)

    Автор: Анатолий
    2620
    0

    общий рейтинг

    Объем двигателя:   Год выпуска: 1990

    Этот автомобиль мне достался в 1998 году от отца, купившего себе АЗЛК-2141. Проездил на нем я ровно один год. В…

  • 2013-08-23

    Клим
    (Королёв
    ), о ЗАЗ 968м (ZAZ 968m)

    Автор: Клим

    3344
    0

    общий рейтинг

    Объем двигателя:   Год выпуска: 1971

    Поведаю я Вам историю, которая произошла в моём далёком детстве. Автомобилем, о котором пойдёт речь, я на…

Видео

Поделитесь своим мнением:

Комментарии и оценки

Сортировать по:
По году выпуска198719881990Типу отзываПозитивныйНегативныйВопросыПоломки/ремонтСоветыТО / доработкиПо модификацииВ разработке

  • Безопасность
  • Надёжность
  • Внешний вид
  • Динамика
  • Комфорт
  • Экономичность

Средняя оценка
3. 5

Истории пользователей

1:24 Hachette 1979 ЗАЗ 968М, последний «Запорожец»

ЗАЗ — 968М — легковой автомобиль особо малого класса, с задним расположением двигателя. Выпускался Запорожским автомобильным заводом в Советской Украине с 1979 года. Это был последний автомобиль с названием «Запорожец», ставший самой распространенной моделью Запорожского автомобильного завода. Автомобиль, в котором могут разместиться три пассажира и водитель, имеет закрытый двухдверный цельнометаллический кузов несущего типа. Передние сиденья раздельные, с продольной регулировкой и устройством изменения угла наклона спинки. Силовой агрегат (двигатель и коробка передач с бортовой передачей), расположенный в заднем отсеке кузова, легко доступен для осмотра и регулировки. Объем двигателя 1,197 л; в зависимости от модификации он имел мощность 40, 45 или 50 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 118, 123 или 130 км/ч соответственно. В загородном режиме движения расход топлива составлял 7,4 – 7,8 л/100 км.

Данная модификация предназначалась для инвалидов со здоровыми одной рукой и одной ногой.

Двигатель

Карбюраторный, четырехтактный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров. Картер отлит из магниевого сплава; цилиндры съемные, чугунные, с глубокоребристой поверхностью. Поршни алюминиевые, луженые. Коленчатый вал отлит из ковкого чугуна и сбалансирован в сборе с маховиком, сцеплением и корпусом центрифуги. Головка блока цилиндров (общая для двух цилиндров) с развитыми ребрами охлаждения отлита из алюминиевого сплава.

Механизм газораспределения — верхнеклапанный, состоит из шестерен, распределительного вала и уравновешивающего механизма, а также толкателей, тяг, коромыслов и клапанов. Система охлаждения двигателя воздушная. Подача воздуха осуществляется осевым вентилятором, который состоит из отлитого заодно с лопатками направляющего аппарата, в котором предусмотрен паз для установки генератора, закрепленного тремя болтами. Шкив привода вентилятора закреплен на переднем конце вала генератора, а крыльчатка вентилятора закреплена на заднем конце. Привод генератора — с помощью клинового ремня от шкива на коленчатом валу двигателя. Забор воздуха для охлаждения двигателя осуществляется через решетку в капоте моторного отсека, дополнительная вентиляция моторного отсека осуществляется через щели в боковинах кузова.

Топливный бак расположен за спинкой заднего сиденья. Кстати, запаска тоже находится в моторном отсеке автомобиля. Топливный насос диафрагменный, взаимозаменяемый с насосом двигателя ВАЗ. Карбюраторный — типа К-133 (для 40-сильного двигателя) или ДААЗ-2101-20 (для 50-сильного двигателя). Сцепление однодисковое, с демпфером, смонтированным вместе с ведомым диском в одном неразборном узле. Привод сцепления гидравлический. Коробка передач ЗАЗ-968М механическая, трехходовая, четырехступенчатая – с четырьмя передачами «вперед» и одной «назад». Коробка передач расположена в одном картере с главной передачей и дифференциалом.

Подвеска передняя

Независимая, рычажно-торсионная, бесшарнирная, с дополнительными рессорами, установленными на телескопических гидравлических амортизаторах. Основой подвески является ось, состоящая из пары стальных труб, соединенных скобами. В каждой трубе по одному торсиону, состоящему из пяти стальных пластин; на концы торсионов надеты рычаги, с которыми при помощи шаровых пальцев соединены поворотные кулаки. В гнездах последних закреплены шаровые шарниры, обеспечивающие одновременное вращение кулака и его движение в поворотной плоскости. Верхний шаровой палец служит опорой амортизатора, в своей верхней части амортизатор крепится к брызговику переднего колеса. Амортизатор имеет дополнительную пружину, работающую параллельно с торсионами.

Задняя подвеска

Независимая, пружинная, двухрычажная. Рычаг подвески стальной, штампованный, сваренный из двух частей. Он крепится к полу кузова парой кронштейнов. Упругий элемент подвески состоит из пружины и телескопического амортизатора. Колеса автомобиля стальные, штампованные — на каждом диск и приваренный к нему обод с посадочным диаметром 13 дюймов. Колеса крепятся к передним ступицам и задним тормозным барабанам четырьмя шпильками с помощью гаек с коническими опорными поверхностями. Тормозные механизмы — барабанного типа с плавающими колодками и устройством для поддержания постоянного зазора между барабаном и колодками. Привод тормозов всех колес гидравлический, от ножной педали, раздельный для передних и задних колес; привод стояночного тормоза, воздействующего на задние колеса, механический, от рукоятки. Рулевое управление состоит из рулевого механизма (двухроликовый глобоидальный червяк), маятникового рычага и рулевых тяг. Вал рулевого механизма с энергопоглощающим элементом.

Кузов автомобиля

Подшипник цельнометаллический двухдверный. Все неразъемные соединения корпусных деталей выполнены контактной сваркой. В некоторых местах стыки усилены дуговой и газовой сваркой. В передней части корпуса находится багажник с запирающейся изнутри крышкой. Сиденья расположены в два ряда. Передние сиденья раздельные, подвижные, с возможностью регулировки в соответствии с ростом водителя и пассажира. Спинка состоит из подушки и спинки. Кузов оснащен зеркалом заднего вида, солнцезащитными козырьками, автономной системой обогрева и фартуками задних колес. Двери двухпанельные, штампованные. Внутри каждого монтируются замок и стеклоподъемник, а также поворотное и опускающееся стекло. Лобовое стекло изготовлено из безопасного «триплекса», заднее закалено. Капот моторного отсека подвешен на двух петлях, в закрытом положении капот фиксируется внутренним замком. Капот багажника подвешивается на двух шарнирных четырехшарнирных петлях. ЗАЗ-968М оснащен блоком обогрева, работающим независимо от двигателя автомобиля, что позволяет использовать его при неработающем двигателе.

В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ 968М — пикап ЗАЗ 968ПМ. Сразу стоит отметить, что пикапы подобной конструкции выпускались ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских нужд (характерный пример – ЗАЗ-965П). Однако пошедший в серию ЗАЗ-968МП — не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале 90-х годов ХХ века в качестве средства доставки собственного внутреннего пикапа.

Мало кто знает, что ЗАЗ выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М. Правда, эти машины можно было увидеть только на территории автозавода или недалеко от него — по сути, это были внутризаводские автовагоны для перевозки деталей и агрегатов между цехами. Автомобиль имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками — спереди, в стандартном багажнике, и посередине — между передними сиденьями и моторным отсеком. Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других городов СССР, ЗАЗ-9Автомобили 68М широко использовались как в качестве гражданских полицейских, так и в качестве служебных полицейских машин.

Модель

Модель из коллекции журнала Hachette китайского производства в масштабе 1:24. В этой модели ничего не открывается.

ЗАЗ-968 | ДэйР Вики | Fandom

Информация на этой странице верна для версии v.712 и может отличаться от текущей информации в v.748 .

«Экономичный советский автомобиль.»

Детали []

ЗАЗ-968

Вес

850 кг

Долговечность

100%

Стоимость

200 черных рублей

Можно продавать

Запрещено

Можно изготовить

Да

Вместимость

500 кг

Максимальный пробег

10 000 км

Топливо

Бензин

Расход топлива

7 л/100 км

Скорость по шоссе

40 км/ч

Скорость по бездорожью

27 км/ч

Скорость относительно воды

0 км/ч

Маленький автомобиль советских времен. Этот автомобиль является вторым автомобилем, который игрок может собрать, первым из них является Черная Волга, которая имеет небольшую грузоподъемность, но компенсирует это низким расходом топлива.

Получение []

Сборка[]

КРАФТ (нажмите, чтобы развернуть/свернуть)

Выполняет специалист в Брянске на 4 уровне мастерской.
Требуются следующие материалы:

  • Автозапчасти x10
  • Машинное масло x500
  • Провод x12
  • Изолента x12
  • Шины x4
  • Винт x8
  • Резиновые детали x8
  • Свеча зажигания, 4 шт.
  • Автомобильный аккумулятор x1
  • Черные рубли x200
Результаты :

  • +1 ЗАЗ-968

Действия []

Использование

Удаление

Ремонт (нажмите, чтобы развернуть/свернуть)

Требуются следующие материалы:

  • Автозапчасти x5
  • Машинное масло x100
  • Изолента x7
  • Свеча зажигания x1
  • Винт x6
  • Шины x1
  • Резиновые детали x1
Требуются следующие инструменты:

  • Набор инструментов (инструмент)
Результаты :

  • Прочность (+25%)

Разобрать (нажмите, чтобы развернуть/свернуть)

Требуются следующие материалы:
Требуются следующие инструменты :

  • Набор инструментов (инструмент)
Результаты :

  • Автозапчасти x1-2
  • Сломанный автомобильный аккумулятор x0-1
  • Свеча зажигания x0-1
  • Машинное масло x0-70
  • Шины x0-1
  • zaz-968 (разборка)

Real Life []

Оригинал Zaz 968

Original ZAZ-968M

Zaz ZaporozeS.