Содержание
Дизельный ВАЗ или история двигателя ВАЗ-341
Дизельный ВАЗ — звучит неплохо. Преимущества мотора на тяжелом топливе очевидны. Но к сожалению, в нашей стране, легковому дизелю уделяли слишком мало внимания. А когда этой проблемой все таки занялись, было уже слишком поздно.
Дизельный ВАЗ как ответ новым условиям
Чтобы понять проблему, обратимся к ее истокам. В СССР необходимость в легковом дизеле была незначительна. Так как стоимость бензина, сводила на нет экономическую целесообразность разработки такого мотора. В стране, где топливо было настолько дешевым, никому и в голову не приходило выпускать дизели для легковых машин. Однако эта необходимость довольно быстро появилась.
В 1980 году стало понятно, что стране без легкового дизеля не обойтись. Поэтому ВАЗу было поручено такой двигатель создать. Прежде всего его планировалось устанавливать в четверки и Нивы, а также на переднеприводные Самары. В перспективе это могло значительно улучшить экспортный потенциал советских автомобилей, да и внутри страны они пришлись бы очень кстати. Сказывались назревающие экономические проблемы.
ВАЗ-341
Работы проходили довольно сложно. В будущем двигателе, который получил название ВАЗ-341, предполагалось использовать максимальное количество серийных деталей. К примеру, блок цилиндров был позаимствован от двигателя ВАЗ-2103, а коленчатый вал от Нивы.
Конструктивно мотор напоминал дизельные агрегаты Фольксваген тех лет. Но в отличие от немецких коллег, советские инженеры не располагали подходящей топливной аппаратурой. Как следствие, была использована аппаратура от компании Bosch. Тем не менее в 1984 году двигатель ВАЗ-341 был готов.
Дизель объемом 1,45 литра получился очень маломощным, при 4800 об/мин он развивал всего 53 л.с. Даже для середины 80-х это считалось довольно низким показателем.
ВАЗ-341 для ВАЗ-2105
Для государственных испытаний завод изготовил всего 20 прототипов. Все они были установлены в ВАЗ-2105 (машины получили индекс ВАЗ-21055). В 1988 году моторы успешно их проходят. Тем временем на ВАЗе пускали в серию Самары и завод попросту не потянул финансовые затраты для пуска мотора в производство и проект отложили.
В середине 90-х проектом заинтересовался Барнаульский завод Барнаултрансмаш, который выпускал судовые двигатели. Заводу были необходимы новые рынки сбыта, в условиях падения спроса на основную продукцию.
В 1999 году БТМ начал серийное производство мотора ВАЗ-341. Готовые блоки цилиндров и другие детали прибывали в Барнаул из Тольятти. Двигатели собирали в ручную, а потом их отправляли обратно в Тольятти на установку. Так как мотор получился тяжелее чем стандартный, на дочернем предприятии дизельным четверкам устанавливали усиленные пружины передней подвески и отдельный вакуумный усилитель тормозов.
Двигатель ВАЗ-341
Между тем экономичность двигателя получилось весьма неплохой, около 7 литров на 100 км., что не сказать о надежности. ВАЗ-341 мог отказать уже на пробеге 30 — 40 тысяч! Сказывалась низкая надежность поршней и блока цилиндров. Впоследствии завод доработал конструкцию и отказов стало меньше, но двигатель уже было не спасти.
Подводя итог можно сказать что низкая надежность и высокая стоимость сделали этот мотор неактуальным. Всего завод выпустил 6 тысяч дизельных Жигулей.
Технические характеристики двигателя ВАЗ-341
Тип | дизельный, L4 |
---|---|
Рабочий объем, см2 | 1452 |
Степень сжатия | 23 |
ГБЦ | SOHC |
Мощность, л.с. | 53 |
Крутящий момент, (Max) Нм | 96 |
Минимальный расход, г/л сч. | 190 |
Средний расход л/100 км | 5,5 |
Масса двигателя, кг | 130 |
Чем отличался дизельный ВАЗ-2109 из Франции от обычного бензинового
Думаю, ни для кого не будет секретом, что на экспортных рынках местные импортеры иногда оснащали «девятки» дизельными двигателями….
Думаю, ни для кого не будет секретом, что на экспортных рынках местные импортеры иногда оснащали «девятки» дизельными двигателями. Так с 1995 по 1997 годы на некоторые Самары для рынка Франции и стран Бенилюкс ставили 1,5-литровый 58-сильный дизель TUD5 производства PSA с оригинальным креплением и импортным навесным оборудованием.
Коробка передач и другие элементы трансмиссии при этом оставались стандартными. Внешне дизельные версии практически не отличались от бензиновых. Их выдавал разве что скромный шильдик «Samara GLX Diesel» на крышке багажника и дизельное тарахтенье.
Найти в наше время дизельную «Самару», да еще и в неплохом оригинальном состоянии, можно считать большой удачей. Один такой автомобиль обнаружил пользователь Drive2, известный под ником osya-ua. Он выложил фотографии в своём блоге.
Как я уже сказал выше, дизельные модификации практически не отличались от бензиновых. Сама же версия GLX выделялась оригинальным кузовным обвесом, который включал новые бампера, пороги, решетку радиатора, накладки на колесные арки и спойлер на крышке багажника. Вот как это выглядело в сборе:
К сожалению, редкий кузовной обвес практически не уцелел на этом экземпляре. Из дилерских рудиментов сохранились лишь пороги, а вот прочая атрибутика утеряна или продана отдельно.
Изначально автомобиль должен был быть оснащен ранней облицовкой передней части с короткими крыльями. Один из владельцев автомобилей позже установил более современные длинные крылья и новую решетку радиатора. Дизельный ВАЗ-2109 в настоящее время находится на Украине, где он зарегистрирован с 1999 года.
Нижний шильдик «1500» — дилерский, а вот верхний — от самого обычного ВАЗ-2109. Вместо него должен быть шильдик с надписью «Samara GLX Diesel».
Но самое интересное и ценное, конечно же, скрывается под капотом. Это 1,5-литровый атмосферный дизельный двигатель TUD5. Такой же можно найти под капотом малолитражек B-класса Citroёn Saxo и Peugeot 106.
Двигатель встал в моторный отсек «девятки» без каких-либо серьезных доработок. Разве что пришлось перенести расширительный бачок. Теперь он находится за моторным щитом.
Радиатор определенно нестандартный, хотя какой-то конкретной информации откуда он взят — нет.
Единственным отличием дизельного автомобиля в салоне является наличие индикатора нагрева свечей накаливания.
Еще одним интересным отличием стала крышка лючка бензобака, на которой написана подсказка «Diesel» — для заправщиков и самых забывчивых.
А вот как звучит этот мотор:
Подпишись на наш Telegram-канал
ВАЗ Лада Нива Дизель — характеристики и фото
лада
нива
Мощность
59 л.с.
Скорость
125 км/ч
Вес
1190 кг
Вместимость
1,9 литров
Коробка передач
5-ступенчатая механическая
Мощность, ускорение, скорость
Максимальная выходная мощность | 59 л. с. ( 44 кВт ) при 4600 об/мин |
---|---|
Максимальный крутящий момент | 114 Н·м ( 11,6 кп·м ) в 2070 об/мин |
Максимальная скорость | 125 км/ч |
Объем, длина, вес
Тип кузова | 4/5 местный внедорожник |
---|---|
Длина | 3720 мм |
Снаряженная масса | 1190 кг |
Вместимость | 1,9 литра, 1905 куб. см |
Цилиндры | 4-цилиндровый рядный двигатель |
Подробные характеристики
Тип корпуса | 4/5 местный внедорожник | |
---|---|---|
Количество дверей | 0 | |
Длина | 3720 мм | |
Ширина | 1680 мм | |
Высота | 1640 мм | |
Колесная база расстояние между передней и задней осью | 2200 мм | |
Соотношение длины и колесной базы | 1,69 | |
Гусеница/шаг | передний | 1430 мм |
задний | 1400 мм | |
Дорожный просвет | 220 мм | |
Снаряженная масса | 1190 кг | |
Емкость топливного бака | 45 литров |
Тип | безнаддувный дизель | |
---|---|---|
Производитель | Пежо | |
Цилиндры | 4-цилиндровый рядный двигатель | |
Емкость | 1,9 литров, 1905 куб. см | |
Отверстие × Ход | 83 × 88 мм | |
Отношение диаметр/ход | 0,94 | |
Механизм клапана | одинарный верхний распределительный вал SOHC 2 клапана на цилиндр Всего 8 клапанов | |
Максимальная выходная мощность | 59 л.с. ( 44 кВт ) при 4600 об/мин | |
Максимальный крутящий момент | 114 Н·м ( 11,6 кп·м ) при 2070 об/мин | |
Степень сжатия | 23,5:1 | |
Топливная система | дизельный впрыск | |
Максимальная скорость | 125 км/ч | |
Удельная мощность | 49,42 л. с./т | |
Положение двигателя | передний | |
Ведущие колеса | полный привод | |
Коробка передач | 5-ступенчатая механическая | |
Высшее передаточное число | 0,82 | |
Передаточное число главной передачи | 4.1 |
предыдущая машина
следующая машина
Блок управления свечами накаливания дизеля ВАЗ-341 автомобиля ВАЗ-21045
Блок управления свечами накаливания 25.3763 производства ОАО «НПП «ЭЛАРА» устанавливаемого на автомобили ВАЗ-21045 с дизелем производства ВАЗ-341 ОАО «Корабель Ко. «. Предназначен для включения свечей 1602.3740, обеспечивающих воспламенение топливно-воздушной смеси при запуске двигателя.
Алгоритм работы следующий: при нахождении ключа в замке зажигания переводим из положения «Выкл.» в «Зажигание», свечи накаливания, установленные по одной в каждом цилиндре, подключаются к аккумулятору. В этот момент загорается сигнальная лампа на приборной панели автомобиля. По истечении интервала времени tnn, называемого временем предварительного прогрева, контрольная лампа гаснет, указывая на готовность двигателя к пуску. После этого свечи накаливания остаются под напряжением дополнительно, в течение 5 секунд.
При включении стартера свечи гаснут через 5 секунд после выключения стартера. Время предварительного прогрева tnn является функцией температуры в моторном отсеке автомобиля (датчик температуры установлен непосредственно на плате блока управления), соответствующие значения tnn приведены в табл. 1.
Схема блока управления представлена на рис. 1. Условные обозначения всех элементов соответствуют схеме завода-изготовителя. Основные функциональные узлы блока — два таймера, собранные на микросхемах 1W4541BN (DDI, DD2), исток питания индикатора горит на транзисторах VT2, VT3, узел защиты от короткого замыкания. цепь питания свечей накаливания на транзисторах VT4, VT5 и узел включения транзистора VT6 и реле К1.
Микросхема 1W4541BN — программируемый таймер со встроенным генератором, частоту колебаний которого задает RC-цепь, подключенная к клеммам RX, CX и RS. Коэффициент преобразования определяется соотношением сигналов на входах А и В (табл. 2).
При включении зажигания на контакт HR.3 блок управления автомобиля получает напряжение бортовой сети +12 В. Диод VD11 защищает блок от переполюсовки питающего напряжения, стабилизатор R23VD10 стабилизирует напряжение питания ИСУ DD1 , DD2 на 5,5 В, что позволяет управлять агрегатом в диапазоне от 6 до 16 по требованиям АВТОВАЗа.
Цепь R1C1 DD1 запускает таймер, на выходе Q которого появляется единичный сигнал, на выходе Q микросхемы DD2 также устанавливается высокий уровень, который включает транзистор VT6 и реле К1. Замыкающие контакты реле К1 В23071-А1009-А132 фирмы SIEMENS предназначены для подключения нагрузки с током потребления 120 А и током отключения 70 А. Реле монтируется непосредственно на печатной плате блока управления. Не имеет аналогов с такими же габаритами. Напряжение от аккумуляторной батареи (контакт «АКП» соединения XS1) через контакты К1.1 и токоизмерительный резистор R16 поступает на свечи накаливания.
Резистор R16 изготовлен из нихромового листа толщиной 1 мм, его расположение в блоке управления показано на рис. 2 (1 — резистор, 2 — печатная плата с элементами, 3 к основанию блока, 4 — измерительная дорожка). Измеряемый ток (I поступает от соединения XS1 «С» к контактам В, С, D. Контакты А и Е — измерительные. Сопротивление резистора R16 определяется длиной дорожки 4 и может быть регулируется изменением длины боковых пазов.Если ток I превышает установленный порог 175 А, последовательно открываются транзисторы VT4, VT5 и входы К цепей DD1, DD2 сфокусированы на общий провод, то на выходе Q таймера DD2 устанавливается низкий уровень и транзистор VT6 выключен Реле размыкает контакты К1. 1 силовой цепи
В штатном режиме после включения зажигания и замыкания контактов К1.1 импульсный ток по цепи C5R11 открывает транзистор VT3, а затем VT2 — источник включенного питания, индикатор горит. Резистор R12 ограничивает ток через холодную спираль лампы в момент включения. Таймер DD1 формирует временной интервал предварительного нагрева tnn. Температурную зависимость частоты внутреннего генератора микросхемы DD1 определяет термистор R6 232264063683 PHILIPS. Конденсатор С4 — регулировка на время первоначальной настройки tnn при температуре 20 °С. По истечении времени tnn на выходе Q таймера DD1 появляется низкий уровень и таймер запускается, а DD2 формирует временной интервал 5, при этом сигнальная лампа на панели приборов гаснет. 5 транзистором VT6 и реле К1 выключается и свечи обесточиваются.
При подаче на контакт HR.4 «C50» стартера напряжения +12 В таймер DD2 сработает в исходном состоянии и сработает реле К1. После выключения стартера свечи остаются под напряжением в течение 5 с и гаснут.