Знаете ли вы, что первым отечественным автомобилем, ставшим героем тысяч анекдотов, стала легендарная микролитражка, созданная на Запорожском автозаводе? Если наскоро «перелистать» увесистый том полного собрания произведений изустного творчества советского народа, то одна из его наиболее значительных глав наверняка будет озаглавлена — «Анекдоты о «Запорожце» И в этом — признак небывалой популярности этой машины у советского человека, которая со временем перешла от «горбатого» ЗАЗ-965 и «ушастого» ЗАЗ-966 переднеприводным автомобилям, первым из которых стал ЗАЗ-1102 «Таврия».
Проектирование на ЗАЗе автомобиля с передним приводом началось еще в 1970 году Десятки вариантов перебрали конструкторы, прежде чем решили остановиться на единственной компоновке машины — с трехдверным кузовом типа хэтчбек и с поперечно расположенным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Следует заметить, что точно такая же компоновка стала основной и при проектировании переднеприводной «восьмерки» на Волжском автозаводе.
Машина оказалась достаточно интересной Трехдверный кузов получился вполне прочным, жестким и достаточно легким, багажник — вместительным (250 л), а если сложить вперед заднее сиденье, то объем его увеличивался до 700 л, что даже больше, чем у ВАЗ-2108!
Под капотом автомобиля помимо двигателя с обслуживающими его агрегатами конструкторы разместили также и запасное колесо От этого багажник стал более вместительным, однако, по нынешним меркам, такое расположение «запаски» несколько снижает уровень пассивной безопасности автомобиля, который у «Таврии» и так не слишком велик.
ЗA3-1103 «Славутa»
modelist-konstruktor.com
Обозначение и наименование детали | Номинальный размер | Предельный износ детали | Обозначение и наименование сопрягаемой детали | Номинальный размер | Предельный износ детали | Зазор (натяг) в соединении | |||||||
Монтажный | Допустимый в эксплуатации | ||||||||||||
мин | макс | ||||||||||||
245.1004015-10 Поршень 2457.1004015 Поршень Диаметр юбки 72,00 -0,05 (группа маркируется на днище поршня) | А | 71,96-0,01 | 0,04 | 245.1002015 Блок цилиндров. Диаметр цилиндров 72,00+0,05 (группа маркируется на приливе верхней части блока цилиндров) | А | 72,00+0,01 | 0,04 | 0,04 | 0,06 | 0,15 | |||
Б | 71,97-0,01 | Б | 72,01+0,01 | ||||||||||
В | 71,98-0,01 | В | 72,02+0,01 | ||||||||||
Г | 71,99-0,01 | Г | 72,03+0,01 | ||||||||||
Д | 72,00-0,01 | Д | 72,04+0,01 | ||||||||||
245.1004020 Поршневой палец. Диаметр 20,00-0,012 (группа маркируется краской внутри отверстия) | I - красной | 19,992-0,004 | 0,005 | 245.1004015-10 Поршень 2457.1004015 Поршень Отверстие под поршневой палец 20,000-0,004-0,016 (группа маркируется цифрой на днище поршня) | I | 19,984+0,004 | 0,005 | 0,000 | -0,008 | ||||
II - желтой | 19,996-0,004 | II | 19,988+0,004 | ||||||||||
III - зеленой | 20,000-0,004 | III | 19,992+0,004 | ||||||||||
245.1004030-01, 245.1004025-01 Кольцо поршневое компрессионное | I - верхнее | 1,5 -0,01-0,025 | 0,06 | 245.1004015-10 Поршень 2457.1004015 Поршень Высота канавок под поршневые кольца | I | 1,5+0,055+0,035 | 0,060 | 0,045 | 0,077 | 0,15 | |||
II – нижнее | 2,0-0,01-0,025 | 0,04 | II | 2,0+0,035+0,015 | 0,040 | 0,025 | 0,057 | 0,13 | |||||
III – маслосъемное сборное | - | - | III | 4,0+0,03+0,01 | - | - | - | - | |||||
245.1004030-01, 245.1004025-01 Кольцо поршневое компрессионное | I - верхнее | Тепловой зазор | 0,8 | Блок цилиндров. Диаметр цилиндров | Тепловой зазор | 0,25+0,2 | - | 0,25 | 0,45 | 1,00 | |||
II – нижнее | 0,21+0,2 | 0,21 | 0,41 | 1,00 | |||||||||
966А-1004040 Диск маслосъемного кольца | - | 0,2+0,6 | 0,9 | 1,0 | 1,6 | ||||||||
245.1004020 Поршневой палец Диаметр 20,0-0,012 (группа маркируется краской внутри отверстия) | I - красной | 19,992-0,004 | 0,005 | 245.1004045 Шатун, втулка верхней головки Внутренний диаметр 20±0,006 Маркируется краской на верхней головке шатуна | I - красной | 19,992+0,004 | 0,005 | 0,002 | 0,010 | 0,02 | |||
II - желтой | 19,996-0,004 | II - желтой | 19,998+0,004 | ||||||||||
III - зеленой | 20,000-0,004 | III - зеленой | 20,002+0,004 | ||||||||||
245.1005015; 2457.1005015 Коленчатый вал. Диаметр шеек | Шатунная | 45,0-0,016 | 0,01 | 245.1004045 Шатун, подшипник нижней головки. | Диаметр под вкладыши | 48,5+0,016 | - | - | - | - | |||
Толщина вкладыша | 1,75-0,015-0,022 | - | - | - | - | ||||||||
Диаметр подшипника | 45,0+0,076+0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,076 | 0,12 | ||||||||
Коренная | 50,0-0,016 | 245.1005170 Коренной подшипник коленчатого вала | Диаметр под вкладыши | 54,0+0,019 | - | - | - | - | |||||
Толщина вкладыша | 2,0-0,02-0,027 | - | - | - | - | ||||||||
Диаметр подшипника | 50,0+0,089+0,04 | 0,02 | 0,04 | 0,089 | 0,12 | ||||||||
245.1006015 Вал распределительный | Диаметр шеек | Первая | 40,0-0,07-0,086 | 0,02 | 245.1003015 Головка блока цилиндров. Диаметры подшипников под распределительный вал | Первая | 40,0+0,025 | 0,03 | 0,07 | 0,111 | 0,15 | ||
Вторая | 40,5-0,07-0,086 | Вторая | 40,5+0,025 | ||||||||||
Третья | 41,0-0,07-0,086 | Третья | 41,0+0,025 | ||||||||||
Четвертая | 41,5-0,07-0,086 | Четвертая | 41,5+0,025 | ||||||||||
Пятая | 42,0-0,07-0,086 | Пятая | 42,0+0,025 | ||||||||||
Высота кулачка | Впускного | 5,709±0,025 | 0,05 | - | - | - | - | - | - | ||||
Выпускного | |||||||||||||
Размер затылка | 27,00±0,105 | ||||||||||||
245.1007010-10, 245.1007012-10 Клапан. Диаметр стержня | Впускного | 8,0-0,033-0,045 | 0,01 | 245.1007032-Р, 245.1007033-Р Втулка, направляющая клапана. Внутренний диаметр | Впускного | 8,0+0,01-0,008 | 0,05 | 0,025 | 0,055 | 0,12 | |||
Выпускного | 8,0-0,063-0,075 | Выпускного | 8,0-0,013-0,034 | 0,07 | 0,029 | 0,062 | 0,15 | ||||||
245.1007031-10, 245.1007032-10 Втулка, направляющая клапана. Наружный диаметр | 14,0+0,038+0,020 | 0,00 | Отверстие под втулки | 14,0-0,023+0,078 | 0,00 | -0,053 | -0,098 | - | |||||
245.1007080-10 Седло вставное выпускного клапана. Наружный диаметр | 30,06-0,016 | Отверстие под седла выпускных клапанов | 30,0-0,023+0,048 | -0,067 | -0,108 | ||||||||
245.1007082-10 Седло вставное впускного клапана. Наружный диаметр | 35,66-0,016 | Отверстие под седла впускных клапанов | 35,6-0,023+0,048 | -0,067 | |||||||||
245.1007102 Ось коромысел. диаметр | 18,0-0,025-0,050 | 0,02 | Отверстие под ось коромысел | 18,0+0,07+0,05 | 0,005 | 0,025 | 0,068 | 0,078 | |||||
245.1007146 Коромысло клапана. Отверстие под ось | 18,0+0,03 | 0,02 | 0,08 | 0,11 | |||||||||
245.1011032-20 Шестерня масляного насоса | Диаметр | 88,0-0,105-0,140 | 245.1011020-20 Корпус масляного насоса | Диаметр расточки | 88,0+0,035 | 0,04 | 0,105 | 0,175 | 0,22 | ||||
Высота | 11,5-0,043 | Глубина расточки | 11,53+0,043 | 0,03 | 0,05 | 0,122 | 0,15 | ||||||
245.1011045-20 Шестерня ведущая масляного насоса | Наружный диаметр | 62,6-0,140-0,186 | 245.1011020-20 Корпус масляного насоса | Диаметр расточки | 62,7+0,046 | 0,04 | 0,14 | 0,216 | 0,25 | ||||
Внутренний диаметр | 39,0+0,025 | Диаметр выступа | 39,0-0,05-0,075 | 0,05 | 0,100 | 0,15 | |||||||
Высота | 11,5-0,043 | Глубина расточки | 11,53+0,043 | 0,122 |
krutilvertel.com
Автомобиль ЗАЗ «Таврия» представляет собой модель машины с кузовом хетчбэк. Все время он выпускался на советском заводе, который позже стал украинским. Производство началось в 1988 г., прекратилось оно спустя почти двадцать лет – в 2007 г. Последующие модели, которые выпускались на базе «Таврии», сходили с конвейера до 2011 г. Автомобиль можно было охарактеризовать вперед открывающимся кузовом, боковые двери были особенно широки. Последнее позволяло удобно располагаться пассажирам на задних местах. Конечно же, имелась дверь для багажного отделения, как и во всех других моделях, представленных кузовом хетчбэк.
Машина ЗАЗ «Таврия Новая» представляет собой полностью улучшенный оригинальный вариант. Она получила новый цифровой индекс – 110260, в то время как первый имел 110240. В 1998 году благодаря некоторым требованиям начальников завода автомобиль получил более 300 изменений. Большая часть из них затронула технические характеристики, а также были исправлены все неисправности и недостатки, которые показали себя во время эксплуатации предшественника.
В итоге ЗАЗ выпускал два автомобиля под именем «Таврия»: переходного режима и улучшенную. Комплектаций было несколько. Отличались они разными двигателями. Базовая сборка получила агрегат на 1,1 л, стандартная – 1,2 л и серия люкс – 1,2 и 1,3 л. Причем последний вариант имел инжектор и карбюраторное питание.
Еще в самом начале 70-х годов большая группа конструкторов во главе со Стешенко разработала эту модель. Тогда коллектив смог реализовать новую концепцию как на бумаге, так и в качестве металлических элементов. Нужно уточнить, что уже в то время в планах была составлена целая серия из автомобилей, которые отличались улучшенными деталями и представляли собой модификации оригинальной модели ЗАЗ «Таврия». Среди возможных конструкций был пикап, универсал, фура, грузовик.
Силовой агрегат первого экземпляра, который вышел в 1970 году, представлял собой сам двигатель, сцепление и коробку передач на 5 ступеней. Также устанавливались дополнительные приборы для того, чтобы улучшить динамику транспортного средства и сделать его более устойчивым на поворотах.
Автомобиль ЗАЗ «Таврия» (отзывы о нем отличные), который имеет кузов типа седан, обладает полным приводом. Машина оборудована двумя дверями. Ее максимальная скорость достигала отметки 140 км/час. Испытания на ней длились один год — с 1972 по 1973. При этом тогда название модели звучало совсем иначе – «Перспектива».
«Жигули» (известна также как «копейка») стали прототипом для следующей серии данного автомобиля. Это семейство сделано с упором на исключение тех недостатков, которые были выявлены у машины ЗАЗ «Таврия» (технические характеристики можно прочесть ниже). Масса новой модели составляла 700 кг. И, хотя салон этого экземпляра был аналогичен ВАЗовскому, общий вес запорожского детища был меньше практически на 100 кг. Агрегат, установленный на машине, имел объем 1,0 л.
В 1974 году провели рестайлинг, в ходе которого был изменен общий внешний вид автомобиля «Таврия». ЗАЗ (характеристики завод предоставил точные) не боялся проводить обновления, потому что машина уже была достаточно востребованной.
На следующий год отечественный рынок увидел новую модель, полностью откорректированную в результате последних проведенных модификаций. В данном случае к работе были привлечены работники Волжского завода. Буквально за год родился новый автомобиль с полным приводом.
После того как на заводе началось изучение известной на весь мир машины «Форд-Фиеста», было принято решение обновить выпускаемые модели. Благодаря этому в 1978 году появилась новая вариация «Таврии». Возможно, именно она является полным прототипом дошедших до наших дней моделей. Этот автомобиль стал экспериментальным – конструкторы постоянно рассматривали новые изменения, придумывали различные концепты. Например, пластиковых элементов в машине было на 55 кг. В итоге эти экземпляры были полностью готовы к серийному выпуску в 1978 г. Но сложилось все так, что массовое производство началось только ближе к 90-м годам – в 1988 г. По некоторым данным это было связано с тем, что государство больше предпочитало автомобили Волжского завода и отодвинуло производство «Таврии» до выхода ВАЗ-2108 («Лада-Самара»).
Первые продажи начались в 1988 году. В то время производитель рассматривал свой автомобиль в качестве экономичной и недорогой модели. На следующий год СССР выпустило интересный рекламный ролик, который только подогрел интерес потенциальных покупателей.
Вариант с кузовом универсал – модификация 1994 года – получил название ЗАЗ-1105. Двигатель ЗАЗ «Таврия» и модели «Дана» совпадали по своим техническим характеристикам. Примерно в то же время появилась и «Славута». Она представляла собой машину с кузовом лифтбэк. Ее серийное производство началось в 1999 г. В 1997 г. произведен выпуск последнего экземпляра «Даны».
Обычная базовая «Таврия» в 1999 г. была заменена другой моделью. «Новая» создана совместно с корейской компанией «Дэу». В ней были изменены некоторые детали и исправлены технические неполадки.
Автомобиль ЗАЗ «Таврия» за все время выпуска предоставлялся покупателям в большом количестве модификаций и вариаций. Использовались инжекторные и карбюраторные двигатели объемом 1,1-1,3 литра. Постоянно менялся внешний вид, кузов, добавлялись новые функции и убирались старые, которые уже не соответствовали требованиям современного водителя. Наиболее неудачной моделью стала «Таврия», на которой стоял агрегат фирмы Fiat. Его мощность была всего 45 лошадиных сил, а запчасти ЗАЗ («Таврия» в этом вопросе была дорогостоящей) предоставлял по сумасшедшим ценам. Данные минусы не могли полностью перекрыться низким расходом топливного материала. Эти экземпляры практически не покупались, а если их и брали водители, то полностью переделывали самостоятельно. Как правило, затем они перепродавались.
После того как украинский завод начал сотрудничать с корейской компанией «Дэу», внешний вид «Таврии» заметно преобразился. От «Ланоса» отечественный автомобиль перенял некоторые детали – сиденья, покрытия и т. д. В 2005-м и 2006 годах Запорожский завод объявлял о закрытии производства, однако полное закрытие конвейера произошло только в 2007 г.
«Славута» продолжила выпускаться до 2011 г. Фургон хорошо продавался мелкими партиями.
Кузов стандартной «Таврии» имеет тип седан. Автомобиль обладает тремя дверями. Бамперы — как передний, так и задний — изготовлены из пластика. Длина машины составляет 3700 м, ширина – 1500 мм и высота – 1400 мм. В багажник свободно поместится достаточное количество груза. Он рассчитан на 250 литров. В том случае если места не хватает, можно сложить заднее сидение. В таком случае водитель получит дополнительное пространство – цифра объема возрастает до 650 литров. Многие владельцы никогда не жаловались на вместительность багажного отделения, что уже дает право понять – производитель не прогадал с габаритами.
Подвеска установлена независимого типа. Речь идет о передней. Задняя подвеска имеет другие характеристики. Она полузависимая и оснащена специальным стабилизатором.
Карбюраторный двигатель – с таким агрегатом выпускалась «Таврия» достаточно большой промежуток времени. Его объем составляет 1,1 литр, а изготовлен он был в Мелитополе на специальном заводе. Двигатель имеет 4 цилиндра, и все они располагаются в один ряд поперек оси автомобиля. Охарактеризовать агрегаты можно так – они верхнеклапанные и четырехтактные. Вентиляция имеет замкнутый тип. Система замыкается, проходя через воздухоочиститель, что является весьма удобным расположением. Охлаждение также имеет закрытый тип. Установлен специальный расширяющий бачок, через который следует заливать жидкость. Последнюю можно купить в любом специализирующемся на автомобилях магазине. Также данную манипуляцию можно провести на станции тех. обслуживания, но цена слегка
hochyvseznat.ru
Силовой агрегат состоит из двигателя, сцепления, коробки передач с главной передачей и дифференциалом.
Наименование |
Модель силового агрегата МеМЗ |
|||||
245 |
246 |
2457 |
3011 |
307 |
||
МеМЗ-245, 2457, 3011 – карбюраторные, четырехтактные, верхнеклапанные, жидкостного охлаждения. МеМЗ -246 – с си стем ой ц ен тра льн ого одн оточ ечн ого вп рыска топ лива . МеМЗ -30 71 – с си стем ой ра сп ред еленн ого в п рыска топ ли ва (СРВТ). |
||||||
Число и расположение цилиндров |
Четыре в ряд п оперек автомоби ля |
|||||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм |
72 х67 |
72х73,5 |
75х73,5 |
|||
Рабочий объем, л |
1,091 |
1,197 |
1,299 |
|||
Степень сжатия |
9,5 |
9,8 |
||||
Мощн ость номина льная по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с). |
37,5 (51) |
42,6 (58) |
46,3 (63,0) |
47,0 (64,0) |
||
Максимальный крутящий мом ент, Нм (кгс-м), нетто |
78,5 (8) |
90,2 (9,2) |
101 (10,3) |
102 (10,4) |
||
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 (об /м ин ) |
максимальная |
5600 |
5800 |
|||
при максимальном крутящем моменте |
3000...3500 |
|||||
номинальная |
5300...5500 |
5200...5500 |
||||
минимальная ХХ |
700...950 |
790...890 |
700...950 |
800...940 |
||
Порядок работы цилиндров |
1 - 3 - 4 - 2 |
|||||
Направление вращения коленвала |
Правое |
|||||
Топливо по ГОСТ 2084 с октан. числом не м ен ее |
91 |
93 |
95 |
|||
Расход топ лива прив ед ен в разд еле "Топ ливо и его ра сход " |
Коробка передач – механическая, двухвальная, трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые с синхронизаторами. Коробка передач находится в одном блоке с главной передачей и дифференциалом.
Главная передача – цилиндрическая, косозубая, передаточное число главной передачи – 3,875 (допускается – 4,133).
Дифференциал – конический, с двумя сателлитами.
Передаточные числа коробки передач
Передача |
Передаточное число |
1 |
3,454 |
2 |
2,056 |
3 |
1,333 |
4 |
0,969 |
5 |
0,828 |
задний ход |
3,358 |
Допускается для карбюраторного двигателя устанавливать коробку передач с передаточным числом на пятой передаче 0,73.
zaz-doc.ru