Что за необычные российские «реактивные танки» Т-80У замечены на Украине? | Армия | Общество

Алексей Козаченко

Примерное время чтения: 3 минуты

10372

Категория: 
Военная промышленность

На Украине применяется редкий российский танк Т-80, который вооружен сразу двумя пулемётами. Подобный танк был замечен впервые, эксперты считают, что речь может идти о ранее не афишируемой модификации танка Т-80У.

Т-80У считается наиболее совершенной боевой машиной из всего семейства Т-80. В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка этих танков (около 3 тыс. находится на хранении), включающего несколько тысяч машин. Официально параметры и сроки выполнения программы объявлены не были.

Т-80У. Фото: Commons.wikimedia.org

Пламенный мотор

Т-80 называют «реактивным танком», поскольку это первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем вместо традиционного дизельного. Первоначально на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели, но во время испытаний выяснилось, что они неспособны нормально работать на земле — облака пыли практически сразу выводили силовую установку из строя. Так что танковый двигатель было решено разрабатывать заново. 

На танк Т-80У устанавливается газотурбинный двигатель ГТД-1250 (мощностью 1250 л. с.). Это довольно быстрый танк, мощность двигателя позволяет развить скорость до 70 км/ч, запас хода составляет около 450 км. Главное преимущество газотурбинного танка в том, что он может трогаться с места уже через 45 секунд после запуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха. Прогрев на выход дизельного танка по тревоге зимой занимает в общей сложности 30–40 минут, что в боевых условиях критично. 

Тем не менее, в 1990-х годах от Т-80 начали отказываться и массово отправлять на хранение. Главной причиной стал тот факт, что эти двигатели имеют большой расход топлива (в 1,6-1,8 раза больше, чем дизели), но в последние годы двигатели были доработаны, их экономичность была повышена. Также эта боевая машина была реабилитирована из-за планов использовать ее в Арктике, где приходится действовать в основном при низких температурах.

Система вооружения

Главным калибром этого танка является 125-мм орудие 2А46М-1, вспомогательными являются комплексы управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и 1А45 «Иртыш». Также этот танк получил на вооружение два 12,7-мм зенитных пулеметных комплекса «Утес», которые установлены на турелях впереди и сзади танка. 

Эта модификация Т-80 оснащена системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Показательно, что производитель полностью отказался от использования комплектующих зарубежного производства.

Для маскировки танка используется система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», которая предназначена для постановки аэрозольных дымовых завес. Встроенный модульный комплекс динамической защиты второго поколения «Контакт-5» способен защитить танк от поражающего действия подкалиберных бронебойных и кумулятивных снарядов.

Также за последние годы была усовершенствована система связи, надежную коммуникацию экипажу обеспечивает новый комплекс управления связи «Акведук». В его состав входят танковая радиостанция цифровой связи с шифрованием данных Р-168-25УЕ и программно-аппаратный комплекс внутренней связи, коммутации и управления.

История и современность

Танк Т-80, разработанный предприятием «Кировский завод», находится на вооружении уже более 45 лет. Основные годы выпуска — с 1976 по 1998, всего было построено более десяти тысяч различных модификаций этих боевых машин. Существуют даже варианты с дизельным агрегатом, а всего насчитывается 43 вариации, включая украинскую версию Т-84УД и т. д. Т-80 стоит на вооружении Кипра, Украины, Азербайджана, Йемена, Анголы, Южной Кореи, Белоруссии, Пакистана и России.

танк Т-80вооружение российской армииармия России

Следующий материал

Новости СМИ2

Основной боевой танк Т-80

В этой главе речь пойдет не о тяжелом,
среднем или легком, а уже об основном боевом, танке, на котором впервые
в мировой практике были применены моторная установка с газотурбинным двигателем
(ГТД) и целый ряд новшеств по защите, вооружению и управлению огнем.    

Газотурбинный двигатель на транспорте—дело
не такое уж новое, работа над ним в России началась довольно давно. Первую
газовую турбину построить и испытать удалось инженеру-механику российского
флота П. Д. Кузьминскому в 1899 — 1900 годах. Он устанавливал ее на катере.
Над теоретическими проблемами газотурбинного двигателя в начале века работали
известные русские ученые Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.   

В 1908 году русский инженер В. В. Караводин
построил бескомпреесорный газотурбинный двигатель. В 1909 году инженер
Н . В. Герасимов получил патент на ГТД,
а в 1913 году инженер М . Н. Никольский
спроектировал ГТД мощностью 118 кВт (160 л.c.) c
трехступенчатой газовой турбиной.   

В 1925 году профессор В.М . Маковский
издал труд “Опыт исследования турбин внутреннего сгорания”. Позднее, в
1939 году, в руководимой им лаборатории в Харькове был изготовлен ГТД мощностью
740 кВт (1000 л. с.). Большой вклад в создание ГТД внес замечательный конструктор,
выходец из Кировского завода, академик А. М. Люлька.   

Идея создания танка с ГТД появилась еще
в 1948 — 1 949 годах, когда по инициативе
Главного бронетанкового управления МО СССР Кировскому заводу, а точнее
— СКБ турбинного производства (главный конструктор
А. X. Старостенко) была поручена разработка проекта ГТД для тяжелого танка.   

В рассмотрении проекта участвовали известные
специалисты танкостроения: Ж. Я. Котин, П. К. Ворошилов, В. Т. Ломоносов,
Г. А. Михайлов, А. А. Останин, И. П. Петров, А. П. Покровский, Л. Е. Сычев,
Л. С. Троянов, Они признали проект недоработанным. Он не удовлетворил их
требования по ряду параметров и поэтому был отклонен.   

В 1951 году оригинальную транспортную газотурбинную
установку Ж. Я. Котину предложил доцент Ленинградского кораблестроительного
института Н. Ф. Галицкий, которая, однако, также не удовлетворила требованиям
танкового ГТД.   

В 50-х годах ряд работ, связанных с исследованиями
проблем применения газотурбинных двигателей на сухопутных транспортных
машинах (автомобили, танки, бронетранспортеры), провел ВНИИ транспортного
машиностроения, где уже работали многие кировские специалисты, участники
создания первых тяжелых танков.    

В 1955 — 1958 годах на Кировском заводе
по заданию Главного бронетанкового управления под руководством конструктора
Г. А. Оглоблина проводились работы по созданию газотурбинных двигателей
для тяжелых танков. В результате этой работы впервые в стране были изготовлены
в металле два опытных образца ГТД для тяжелого танка. Одновременно под
руководством Котина проектировался и сам тяжелый танк под газотурбинный
двигатель (объект 278).   

Но и этот проект не удалось довести до
конца: в начале 60-х годов шло очередное сокращение Вооруженных Сил СССР,
которое коснулось и танкостроения. Вообще, в стране все более накапливались
определенные знания и опыт создания газотурбинных двигателей для наземных
транспортных машин. На необходимость создания танкового ГТД обратил внимание
разработчиков в 1956 году заместитель председателя Совета Министров СССР
В. А. Малышев. На совещании по этому вопросу у него присутствовали разработчики
танков Ж . Я. Котин, А. А. Морозов,
П. П. Исаков, Л. Н. Карцев, а также конструкторы двигателей И. Л. Трашутин
и Е. И. Артемьев. На совещании В. А. Малышев заявил, что он верит в то,
что через 20 лет ГТД появится на наземных транспортных машинах.   

После этого совещания работы над созданием
танка с газотурбинным двигателем несколько оживились. За разработку газовой
турбины в Ленинграде принялся главный конструктор танкового КБ Кировского
завода Ж. Я. Котин, а в Нижнем Тагиле — главный конструктор танкового КБ
Л. Н. Карцев. В Нижнем Тагиле в 1964 году был построен и испытан экспериментальный
танк с ГТД, но дальнейшего развития он не получил, так как конструкторы
столкнулись с рядом трудно решаемых проблем, среди которых были вопросы
очистки воздуха, увеличения расхода топлива и другие, и поэтому Л. Н. Карцев
дальнейшие работы в этом направлении прекратил.   

А в Ленинграде тем временем работы шли
полным ходом. В 1963 году к проектированию ГТД для наземных транспортных
машин подключилось Ленинградское научно-производственное объединение имени
В. Я. Климова, специализировавшееся на разработке вертолетных двигателей.
В 1966 году там была изготовлена и испытана на опытном танке конструкции
КБ Ж. Я. Котина (объект 288) спаренная установка из двух ГТД. В ходе исследований
выяснилось, что никаких преимуществ перед моноблочным ГТД она не имеет,
и работы по ней прекратили.   

В 1968 году, после неудачной попытки применения
на танке спаренной газотурбинной силовой установки (объект 288), С.П.Изотов,
генеральный конструктор ЛНПО имени В. Я. Климова по газотурбинным двигателям
для вертолетов и самолетов взялся за разработку танкового ГТД для кировского
танка. На выполнение всех необходимых заданий по этому вопросу было принято
соответствующее решение правительства.   

Разработка танкового газотурбинного двигателя
вовсе не означала “спуск” авиационного вертолетного ГТД с неба на землю,
а имела целью создание нового ГТД и всех его систем, способных работать
в наземных условиях при высокой запыленности воздуха, при частом изменении
режимов работы двигателя, при внезапных торможениях и разгонах машины,
с большим количеством остановок и новых пусков двигателя, чего нет при
эксплуатации авиационных двигателей. Кроме того, газотурбинный двигатель,
установленный на танке, вынужден дополнительно претерпевать высокие ударные
нагрузки при выстреле и при движении танка по пересеченной местности. Изучение
и решение всех возникающих в связи с эксплуатацией ГТД в наземных условиях
проблем потребовало усилий большого количества разнообразных специалистов,
изготовления специальных стендов для исследования основных систем и узлов
ГТД, поиска необходимых металлов и материалов, математического обеспечения
решения проблем. В процессе работы над созданием танкового ГТД фактически
образовались творческие бригады по направлениям из специалистов многих
организаций, в основном ЛНПО имени В. Я. Климова, КБ -3 Кировского завода
и ВНИИТрансмаш.   

Совместная работа завершилась созданием
танка с ГТД, именуемого Т-80, и он в 1976 году был принят на вооружение
Советской Армии. Этим достижением была вписана новая страница в историю
отечественного танкостроения.   

Немалые трудности пришлось преодолеть конструкторам
при создании систем, защищающих газотурбинный двигатель от пыли. Ведь в
ходе работы танковый ГТД пропускает через себя 5 — 6 м3 воздуха в секунду.
Если учесть условия марша, когда танки идут в колонне или участвуют в общевойсковом
бою, протекающем в гуще разрывов снарядов и мин, можно представить, какую
качественную и количественную очистку воздуха следует производить. Можно
применять для очистки воздуха барьерные фильтры (что делают американцы
в танке “Абраме” с ГТД), но в этом случае система очистки будет представлять
собой громоздкий агрегат объемом около 2 м3. Создатели ГТД для танка Т-80
пошли другим путем: применили инерционный метод очистки воздуха, так называемый
циклонный, основанный на использовании центробежных сил. Этот метод давал
97-процентную очистку воздуха, но при этом на лопатках ротора турбины неизбежно
оседали не отфильтрованные частицы пыли. Видя это, через каждые 3 — 4 часа
работы двигателя в особо пылевых условиях предусмотрели виброочистку лопаток.
Кроме того, перед началом работы двигателя и после его остановки производили
продувку двигателя для удаления остаточных несвязанных пылевых концентраций.
Принятый конструкторами комбинированный метод очистки позволил сделать
ГТД компактным и способным в пылевой обстановке совершать марш на сотни
километров.   

Другой смелой идеей, досконально разработанной
и внедренной на танке Т-80, явилось создание комбинированной системы торможения
машины. Основная идея этого нововведения заключается в одновременном использовании
самого ГТД и обычных механических гидравлических тормозных устройств. Фактически
перед конструкторами стояла задача создать такой танковый ГТД, который
надежно работал бы и при использовании его в качестве устройства торможения
машины. Для этого пришлось сконструировать специальный регулируемый сопловой
аппарат (РСА) перед силовой турбиной, который позволяет менять направление
потока в ней и заставляет ее лопатки вращаться в обратном направлении.
Конечно, это в сильной степени нагружает силовую турбину, что привело к
необходимости внедрения особых мероприятий по ее защите, сбережению и повышению
прочности ее элементов. Процесс торможения машины заключается в следующем:
при нажатии водителя танка на тормозную педаль вначале происходит разворот
РСА и начинается торможение машины при помощи ГТД. При дальнейшем продвижении
тормозной педали включаются в работу механические тормозные устройства.
Попутно отметим, что комбинированное использование ГТД и механических устройств
для торможения машины еще не применяется в зарубежных танках с ГТД.   

Серьезным техническим новшеством стало
внедрение в управление работой ГТД системы автоматического управления режимом
работы двигателя (САУР). Основное назначение САУР—повышение ресурса силовой
турбины и улучшение топливной экономичности ГТД. Конструктивно САУР устроена
следующим образом. Перед силовой турбиной и за ней установлены датчики
температуры, соединенные с регулятором температуры (РТ), а под педалью
тормоза и педалью РСА, используемой при переключении передач, концевые
выключатели, соединенные, в свою очередь, с РТ и системой подачи топлива.
При работе двигателя на режимах, близких к максимальному, или при развороте
РСА на 120 градусов температура газа
на выходе из турбины возрастет на 140 — 150°С, это приведет к повышению
температуры лопаток силовой турбины сверх максимально допустимой, что происходит
из-за существенной инерционности термопар, применяемых в качестве датчиков
температуры. Чтобы избежать отрицательного влияния инерционности термопар,
заблаговременно снижается подача топлива при нажатии на педаль тормоза
или педали РСА и воздействии на установленные под ними концевые выключатели.
В результате температура газа остается
практически постоянной. Экспериментальные исследования показывают, что
при применении САУР ресурс лопаток силовой турбины повышается более чем
в 10 раз. Кроме того, при частом пользовании педалью тормоза и педалью
РСА при переключении передач, что имеет место при движении танка по пересеченной
местности, достигается снижение путевых расходов топлива на 5 — 7%.   

Следующим большим достижением было введение
в силовую установку танка вспомогательного энергоагрегата небольшой мощности
для обеспечения работы систем связи, наблюдения, оповещения и т. п. на
стоянке машины или во время нахождения ее в состоянии “ожидания”. Оригинальность
этого технического решения состояла в том, что вспомогательный энергоагрегат
с ГТД мощностью около 22 кВт (30 л. с.) встроен в общую систему работы
основного ГТД и не требует каких-либо дополнительных устройств для своего
функционирования.   

Все перечисленные нововведения позволили
достигнуть общего расхода топлива силовой установки с ГТД, сравнимого с
расходом топлива дизельного двигателя в расчете на один “боевой день”.
Не следует забывать и о других преимуществах, которые дает применение ГТД
на танке, а именно: малый объем силовой установки, а следовательно, и меньшая
масса танка; возможность быстрого пуска двигателя без предварительного
подогрева при температуре до минус 40 °С, низкий расход масла, отсутствие
жидкостной системы охлаждения, высокий ресурс самого двигателя.   

Существенной отличительной особенностью
танка Т-80 является наличие у него механизма автоматического заряжания
основного орудия. Следует отметить, что к началу разработки Т-80 в СССР
уже было создано несколько типов танковых автоматов заряжания, которые
позволили не только исключить четвертого члена экипажа — заряжающего, но
и существенно повысить скорострельность основного орудия. В западных же
странах даже в 1994 году еще не было достаточно хорошо отработанных механизмов
заряжания, и поэтому экипажи западных танков состоят из четырех человек
(исключение составляют опытные образцы французского танка “Леклерк”) . 

На танке Т-80 установлен усовершенствованный
автомат заряжания, разработанный в 60 — 70-х годах конструкторским бюро
Харьковского завода транспортного машиностроения.   

Основное артиллерийское орудие танка Т-80
— хорошо отработанная унифицированная 125-мм гладкоствольная пушка с тремя
видами снарядов: оперенный бронебойно-подкалиберный, кумулятивный и осколочно-фугасный.
Кроме того, танк Т-80 имеет управляемую противотанковую ракету, запускаемую
из ствола орудия. Фактически танк Т-80 является не просто танком, а ракетно-пушечным
танком, каких в западных странах еще не имеется.   

Новые технические решения, принятые при
конструировании Т-80, касаются также системы управления огнем. Точность
стрельбы из танка значительно повышена за счет применения ходовой части,
обеспечивающей хорошую плавность хода, лазерного дальномера, встроенного
в прицел, баллистического вычислителя и стабилизации орудия в двух плоскостях.
Вся система управления огнем надежно защищена от внешних помех.   

Танк Т-80 отличается также эффективной
защитой от снарядов. На нем стоит комбинированная многослойная броня с
навеской и встроенной динамической защитой.   

Т-80 в процессе производства подвергся
существенной модернизации. Систему управления огнем дополнили дублирующим
управлением стрельбой с рабочего места командира. Управляемую противотанковую
ракету заменили новой, управляемой по лазерному лучу. Внедрены устройства
защиты силовой турбины от перегрева и другие нововведения, повышающие ресурс
работы ГТД и его надежность. Встроена эффективная система пожаротушения.
Разработана и применена новая краска, уменьшающая обнаружение танка радиолокационными
средствами разведки. Внедрены технические решения, снижающие тепловую сигнатуру
танка. Улучшены оптические приборы, применены тепловизионные устройства
наблюдения и прицеливания с выводом изображения на телевизионный экран.   

Все перечисленные нововведения существенно
повысили боевые и эксплуатационные качества танка, включая его маневренность,
улучшенную благодаря увеличению удельной мощности за счет установки нового
ГТД повышенной мощности. С внедрением указанных нововведений танк Т-80
стал по существу новым танком и ему был присвоен индекс Т-80У.   

Нетрудно убедиться, что, работая над проектом
танка Т-80, а в дальнейшем Т-80У, кировские конструкторы значительно опережали
зарубежных танкостроителей, тоже не один год пытавшихся поставить на танк
газотурбинный двигатель. В США, например, танк с ГТД был принят на вооружение
только в 1980 году,   

Разработка танка Т-80У явилась крупным
достижением коллектива кировских конструкторов. Особенно много творческих
усилий в его создание вложили талантливые разработчики А. С. Ермолаев и
В. А. Маришкин, старейшие Конструкторы КБ-3, участники создания знаменитого
семейства тяжелых танков KB и ИС. На равных с ними работали конструкторы
послевоенного поколения — В. И. Миронов, Б. М. Куприянов, П. Д. Гавра,
В. К. Гайгеров, Б, А. Добряков, А. К. Дзявго, А. А. Дружинин, Л. А Золотарев,
В. В Антонов, В. П. Яковенко, В. А. Морозов, Б. Б. Глух, Ю. А. Соколов,
В. И. Савченко, В. Н. Мокин, Ю. Т.
Денисов, А. А. Тишин, А. А. Саенко, Р. Я. Гудима, А. Н. Попов, А. И. Кацюба,
М. Г. Козьбо, Н. ф. Строков. Об их творческом вкладе можно судить по тому,
что ими получено более 150 авторских свидетельств на изобретения, предложенных
в процессе работ по проектированию танка Т-80.   

Существенный вклад в дело испытаний машины
внесли инженеры-испытатели В. М. Вуколов, А. С. Ефремов, Б. С. Смирновский,
Б. Р. Ларионов, В. М. Цирульников, Л. И. Мартинен, А, Ш. Торчинский.   

Многие конструкторы, авторы отдельных разработок
по узлам и механизмам танка Т-80, получили высокие правительственные награды.
Орденами Ленина были награждены А. Н. Попов и А. М. Константинов; орденом
Октябрьской Революции — А. А. Дружинин, П. А. Степченко; орденами Трудового
Красного Знамени — Б. П. Андреев, Д. Д. Балашов, Н. И. Буренков, В. А.
Василевский, В. С. Верещагин, В. А. Войцеховский, В.М. Вуколов, Р. Я. Гудима,
Л. М. Демидов, В. М. Диков, А. А. Дружинин, Н. Ф. Екимов, В. Н. Иванов,
Б. Т. Корнеев, В. Я. Кузьмин, В. В. Кулагин, Ю .
М, Комаров, В. И. Миронов, П.К. Орлов, Т. М. Охрименко, В. А. Павлов, В.
И. Петров, А.Н. Попов, Н. П. Пугачев, В. А. Пчелкин, В. Л. Хмелев, А. А.
Саенко, Б. С. Смирновский, Н. Г. Шах, Н. П. Чулков, Ю. П. Яковенко; орденом
“Дружба народов” — В. А. Войцеховский, Р . Я.
Гудима, И. Г. Драгун, Б. С. Смирновский, Э. К. Фененко, А.И. Хохлов, Н.Г.
Шах; орденом “Знак Почета” — А. К. Бельтюков, Ю. Б. Глух, А. С. Ефремов,
В. А. Парамонов, О.К. Ильин, А. И. Кацюба, М. Г. Козьбо, В. И. Коаишкурт,
Л, П. Кондрашов, О. Д. Логинов, В. Д. Малаховский, А. А. Саенко, В. А.
Матросов, В. И. Русанов, В. С. Филатов.   

Орденами Трудовой Славы наградили большую
группу испытателей опытных образцов танка Т-80. Среди них Н. Г. Горячев,
Г. Б. Жук, А. А. Шаталов и другие. Медалью “За трудовое отличие” был награжден
заведующий фотолабораторией В. В. Дейнеко, медалью “За трудовую доблесть” 
— ведущий инженер Г. Гаджибалаев и многие другие сотрудники КБ-3.   

О большом научном и конструкторском потенциале,
накопленном в КБ-3 в процессе создания танка с газотурбинным двигателем,
можно узнать из книги “Транспортные машины с газотурбинными двигателями”
(Л. : Машиностроение. — 1-е изд. 1980, 2-е изд. 1987 г.), подготовленной
группой сотрудников КБ-3 при непосредственном участии и под руководством
генерального конструктора Н. С. Попова. В этой книге содержатся мало кому
известные сведения о том, как решались проблемы отработки наземного (танкового)
ГТД, как повлиял ГТД на устройство других систем танка, характерных для
гусеничной машины, а именно: трансмиссии, ходовой части, органов управления
и т. д.   

Многолетнюю напряженную работу сотрудников
КБ-3 Кировского завода, НПО имени В. Я. Климова и ВНИИТрансмаш по созданию
газотурбинного двигателя для танка Т-80У высоко оценило наше правительство.
За его создание коллективу разработчиков была присуждена Государственная
премия, в числе удостоенных этой награды А. К. Дзявго, Ю. П. Яковенко,
П. Д. Гавра, В. А. Морозов.   

Высокой государственной оценки удостоен
в целом танк Т-80У: 8 июня 1993 года Указом Президента Российской Федерации
группе специалистов и генеральному конструктору Н. С. Попову за разработку
комплекса новых технических решений по танку Т-80У и внедрение его в серийное
производство присуждена Государственная премия Российской Федерации за
1993 год в области науки и техники.   

И еще одну награду получили разработчики
за эту машину—то была премия имени Ж. Я. Котина, учрежденная в КБ-3 в 1992
году. Научно-технический совет КБ решил присудить ее авторскому коллективу
в составе ведущих специалистов В. В. Волкова, В. Б. Иосифова, А. П. Мохова,
В. А. Пчел-кина и Л. К. Романова. Впервые в отрасли с их участием был разработан
тепловизионный прибор наблюдения с выводом изображения на телевизионный
экран.  

 

Источники:  

«Без тайн и секретов», под редакцией Н.С.Попова,
СПб.,1995 г.

Т-80 | Ghost Recon вики

в:
Наземный транспорт

Посмотреть источник

Т-80

Происхождение

Советский Союз

Роль

Основной боевой танк

Изготовитель

Ленинградский Кировский завод

Пользователи

  • Русские ультранационалисты

Экипаж

3 (командир, водитель, наводчик)

Длина

9,9 м

Ширина

3,60 м

Высота

2,20 м

Снаряженная масса

46 тонн

Вооружение

  • 125-мм пушка 2А46-1
  • 7,62-мм ПКТ спаренный пулемет
  • 12,7-мм НСВТ крыша БМП

Двигатель

Газотурбинный СГ-1000
1000 л. с.

Максимальная скорость

70 км/ч (43 мили в час)

Диапазон

335 км (208 миль)

Т-80 — основной боевой танк советского производства. Было раннее 1970-х как более мощную альтернативу Т-72, ​​который должен был составить основную часть танковых войск. Т-80 является дальнейшим развитием Т-64, но улучшен во всех ключевых областях. Например, Т-80 — первый танк на вооружении, оснащенный газотурбинным двигателем. По сравнению с более ранними советскими танками Т-80 намного лучше подходил для танков НАТО и остается мощным оружием сегодня.

Т-80 имеет компоновку, аналогичную другим современным советским танкам. По сравнению с современными танками НАТО Т-80 меньше и имеет ограниченный силуэт. Водитель сидит в середине корпуса, прямо перед башней. В башне размещаются командир и наводчик, а поскольку 125-мм пушка соединена с автоматом заряжания, для заряжания орудия не требуется дополнительный расчет. Газотурбинный двигатель и трансмиссия расположены сзади. Топливные бочки можно нести сзади для увеличения дальности полета.

Основное вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка 2А46, соединенная с автоматом заряжания с 28 снарядами в боевой готовности. Скорострельность составляет от 7 до 9 выстрелов в минуту. Управление огнем и стабилизация гораздо лучшего качества, чем в Т-72, ​​а некоторые Т-80 оснащены системой взрывателя для осколочно-фугасных снарядов. В ранних моделях пушка может запускать ракету 9М112 «Кобра» (AT-8 Songster), а в более поздних моделях используется усовершенствованная 9M119 «Свирь» (AT-11 Sniper). В качестве спаренного орудия установлен 7,62-мм пулемет ПКТ, а 12,7-мм крупнокалиберный пулемет НСВТ установлен в командирской башенке на крыше и может вести огонь из-под бронезащиты.

Оригинальный Т-80Б имеет высокий уровень пассивной защиты благодаря пассивной керамической броне. Т-80БВ имеет значительно улучшенный уровень защиты за счет динамической защиты «Контакт» первого поколения по лобовой дуге. Т-80У получил башню новой формы с улучшенной защитой и новейшей динамической защитой «Контакт-5». Кроме того, все варианты оснащены системой NBC и дымовыми гранатометами. Некоторые модели позднего производства оснащены комплексом активной защиты «Штора-1».

Т-80 обладает хорошей проходимостью по пересеченной местности за счет гусеничного шасси и мощного двигателя. Газотурбинный двигатель требует большего обслуживания и несколько более подвержен поломкам по сравнению с дизельными двигателями, хотя в более поздних моделях мощность и надежность неуклонно возрастали. И по мощности, и по управляемости Т-80 лучше, чем более ранний Т-72. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч, а запас хода по дорогам — 335 км из-за высокого расхода топлива. Используя трубку, он может преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров.

Использование в Ghost Recon

  • Tom Clancy’s Ghost Recon (Game)
Ghost Recon Транспортные средства и дроны
Наземные транспортные средства M1 Abrams • M1126 Stryker • M2 Bradley • M109 • M113A2 ADATS • HMMWV • Ghost Truck • Jeep
Бронированный внедорожник • Бронированный БТР • T-62 • T-72 • T-80 • T-90 • T98 MBT • BTR -90 • БМП-2 • Т86 БМП
УАЗ-469 • ГАЗ-66 • ГАЗ Тигр • БТР WZ551 • 2С3 Акация • 9К35 Стрела-10 • ПВРУ
SAM Launcher • FAV • 4×4 (Unidad) • Военный грузовик
Самолет UH-60 Black Hawk • MH-60K Black Hawk • V-22 Osprey • Kestrel • V8-99 Sphinx
Aurora • CH-47F Chinook • OH-58D Kiowa • AH-6 Little Bird • AH-64 Apache Helicopter
AH -1 Суперкобра • RC-12 • Ми-24 Хинд • Вертолет Ми-8 • Боевой вертолет WZ-9 • Ка-60
Дроны БПЛА Дрон • Дрон • МУЛ. • Warhound • Дрон-молот • SUGV • DAR • GGT
HD-MG • HD-SR • Дрон Bodark • Дрон UGCV • Тяжелый • ВАР-СВ • ВАР-КП • ВАР-РУ
ЛАЗО • ЗАР-В

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Армейский справочник

ОБТ Т-80 был разработан на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) под руководством Николая С. Попова, прототип получил обозначение «Объект 219» и был оснащен газотурбинным двигателем ГТД-1000Т. Он был принят на вооружение в 1976 году.

Первоначальное производство Т-80 было начато в Ленинграде, хотя первая версия не производилась в больших количествах. Вскоре за ним последовал значительно улучшенный ОБТ Т-80Б, получивший обозначение «Объект 219Р».

С 1976 года ОБТ Т-80 совершенствовался по мере появления новых технологий, последние версии имели более мощный двигатель, улучшенную бронезащиту и комплекс защитных средств.

В 1996 году Кипр заказал для своей Национальной гвардии партию из 41 ОБТ серии Т-80, все машины были доставлены к началу 1997. Они были доставлены со склада, поскольку единственный оставшийся завод Т-80 в России, в Омске, имеет значительное количество ОБТ Т-80У, построенных для российской армии, но не поставленных из-за нехватки средств.

Подтверждено, что поставленные на Кипр ОБТ серии Т-80 были оснащены средствами преодоления брода «Брод-1», а командирские танки (Т-80УК) — системой противодействия ТШУ1-7 «Штора-1».

Республика Корея приняла поставку 33 ОБТ Т-80У в 1996/1997. В конце 2004 года было подтверждено, что Республика Корея разместила в России заказ на поставку трех командирских танков Т-80УК плюс запасные части, и они были доставлены в том же году.

Производство Т-80 завершено в Ленинграде, а другой завод Т-80, Харьков, теперь находится в Украине. На этом предприятии было построено 320 ОБТ Т-80УД для Пакистана, которые были поставлены в период с 1997 по конец 1999 года.

Дальнейшее развитие Т-80УД на Украине привело к созданию ОБТ Т-84, для которого есть отдельная запись под Украиной. Он оснащен новой цельносварной стальной броневой башней с дополнительными слоями брони и динамической защиты. Согласно последней информации, производство Т-80 не производилось в течение нескольких лет и что экспортные продажи, вероятно, осуществлялись со склада, а не из новых машин.

Описание

Общая компоновка Т-80 аналогична ОБТ серии Т-64 с отделением управления спереди, двухместной башней в центре и двигателем и трансмиссией сзади. Однако есть много детальных различий.

Гласисная плита ламинированного типа для улучшенной защиты от кинетической энергии и кумулятивного (фугасного противотанкового) нападения, бульдозерный отвал убирается под нос машины.

Водитель сидит в центре и имеет цельную крышку люка, которая поднимается и поворачивается вправо. Перед ним расположены три направленных вперед дневных перископа, центральный из которых может быть заменен пассивным прибором ночного вождения.

Башня — бронированная сталь с внутренним слоем специальной брони; наводчик сидит слева, а командир танка справа.

Если на Т-64 установлен пятицилиндровый оппозитный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 750 л. газотурбинный двигатель мощностью 1000 л.с. в паре с механической коробкой передач с пятью передачами вперед и одной назад.

Верх задней части корпуса Т-80 отличается от такового у Т-64 тем, что в задней части корпуса имеется ярко выраженный продолговатый выпускной патрубок.

Т-80 вернулся к торсионной подвеске с каждым бортом, состоящим из шести кованых стально-алюминиевых опорных катков с резиновыми шинами, ведущей звездочки сзади, направляющего колеса спереди и пяти возвратных опорных катков. Опорные катки с резиновыми шинами состоят из двух половин и скреплены болтами.

Поскольку гусеница Т-80 немного шире, чем у Т-64, и имеет большую длину контакта с землей, давление Т-80 на грунт улучшается, как и его удельная мощность. Новая конструкция гусеницы имеет концевые соединители и центральные направляющие рожки.

Расстояние между опорными катками неодинаково, и между вторым и третьим, четвертым и пятым, пятым и шестым опорными катками имеются отчетливые зазоры. Боковая юбка закрывает возвратные ролики.

На Т-80 установлена ​​та же 125-мм гладкоствольная пушка 2А46, что и на Т-72, ​​с горизонтальной системой укладки боеукладки. Он может вести огонь как ПТРК AT-8 «Songster», так и 125-мм боеприпасами раздельного заряжания. При последнем сначала заряжается снаряд, а затем полусгораемая гильза; все, что остается после выстрела, — это основание заглушки, которое выбрасывается. Этот 125-мм боеприпас является общим для Т-64, Т-72, ​​Т-80, Т-84 и Т-9.0 ОБТ и известные типы показаны в таблице. 125-мм гладкоствольная пушка стабилизирована как по вертикали, так и по вертикали.

Учебным снарядом HEAT является BP-5, а текущим учебным снарядом APFSDS-T является BP-6. Понятно, что есть как минимум два новых раунда. Кумулятивный снаряд 3ВБК25 имеет тандемную боевую часть для поражения целей с динамической защитой. Существует также новый снаряд APFSDS-T с более длинным пенетратором. При тандемной боеголовке первая боеголовка активирует динамическую защиту, оставляя путь для основной кумулятивной боеголовки.

7,62-мм пулемет ПКТ установлен коаксиально справа от основного вооружения, а 12,7-мм пулемет НСВТ — на командирской башенке. Полная информация о 125-мм орудийно-ракетной установке приведена в статье для Т-64Б.

Пусковая установка 125-мм пушки/ракеты оснащена теплозащитным кожухом и дымососом.

Группы 81-мм дымовых гранатометов с электрическим приводом устанавливаются по обе стороны от 125-мм пушки/ракетной установки, обычно пять слева и четыре справа.

Всего имеется четыре ПТРК AT-8 Songster, и они идентичны тем, что были запущены много лет назад ОБТ T-64B. Коробка наведения ракет установлена ​​с правой стороны крыши башни перед командирской башенкой и при необходимости может быть снята и убрана внутрь машины.

Стандартное оборудование включает в себя шноркели для операций по преодолению глубокого брода, которые, когда не требуются, размещаются в задней части башни, систему защиты от ОМП с избыточным давлением, приборы ночного видения для всех трех членов экипажа, отсоединяющий луч, расположенный в кормовой части корпуса, и систему предупреждения о лазерном излучении устройство, активируемое лазерными дальномерами, лазерными целеуказателями или высокоточными боеприпасами, оснащенными лазерным устройством наведения. В задней части башни установлен большой круглый контейнер с двумя трубками. Больший из них — это шноркель для газовой турбины, а другой крепится на решетку радиатора с помощью двух переходников. Это обеспечивает забор воздуха для газовой турбины.

Для увеличения дальности действия Т-80 в корме корпуса могут быть установлены дополнительные топливные баки барабанного типа. При необходимости их можно быстро сбросить. Каждый из этих топливных баков вмещает 300 литров топлива и подключен к основному источнику топлива.

Каждый из двух основных топливных баков в задней части корпуса вмещает дополнительно 200 литров топлива. Дополнительный третий топливный бак может быть установлен крестообразно на крышке люка двигателя. Это не влияет на воздухозаборник для горения, который находится непосредственно за кольцом башни. Воздухозаборник прикрыт двумя откидными прямоугольными решетками, которые открываются вперед, обнажая вставленный под ним фильтр.

В прошлом существовала значительная путаница в отношении правильных обозначений российских ОБТ, включая серию Т-80. Перечисленные обозначения взяты из российских источников.

Варианты

Т-80 (1976 г.)

Это был первый серийный Т-80, в котором использовались многие компоненты более раннего ОБТ Т-64А, включая полную башню. Он был оснащен трехвальным газотурбинным двигателем СД-1000 мощностью от 800 до 1000 л.с., но серийно не выпускался.

Данная модель не оснащалась 12,7-мм зенитным пулеметом НСВТ, инфракрасный прожектор располагался слева от 125-мм гладкоствольной пушки, а у наводчика имелся оптический прицел-дальномер ТПД-2-49 с один из оптических портов с правой стороны башни перед местом командира.

Часть уцелевших Т-80 позже была доведена до стандарта Т-80Б и оснащена пусковым комплексом «Кобра» и дополнительным бронированием носовой части корпуса. Они сохранили башню в стиле Т-64А и инфракрасный прожектор на левой стороне 125-мм основного вооружения.

Т-80А

Фактически это был Т-80 второго поколения, получивший условное обозначение Объект 219А.

Он был разработан в 1982 году и был оснащен новой башней со 125-мм пушкой, которая могла стрелять новой ракетой «Свирь» с лазерным наведением.

Также были установлены новые прицелы ИГ-46 и ТПН-4-49-23 и новая система стабилизации 125-мм орудия. На некоторых вариантах также имелись шкворневые установки для 12,7-мм пулемета НСВТ.

Т-80А оснащен более мощной газотурбинной установкой ГТД-1000М, а машины, поставленные после 1984 года, были оснащены динамической защитой «Контакт-1». Их было построено небольшое количество. Более поздний Т-80У очень похож, но имеет более позднюю модульную динамическую защиту «Контакт-5».

Внешне Т-80А с броней «Контакт-1» очень похож на более поздний Т-80БВ, но отличается некоторыми незначительными особенностями. Обычно он имеет шкворневые установки для 12,7-мм пулемета и другое расположение 81-мм дымовых гранатометов (4 + 4 с левой стороны вместо 2 + 2 с каждой стороны). Кроме того, блок управления 9ПТУР M112 отсутствует.

Т-80Б (1978 г. )

После двух лет производства Т-80 был заменен на Т-80Б (обозначение разработки «Объект 219Р»), оснащенный ракетным комплексом 9К112 «Кобра», который стрелял из 9М112 «Кобра» (обозначение США/НАТО AT-8 «Songster»). радиоуправляемая ракета, которая также была запущена ОБТ Т-64Б. Также были усовершенствованы компьютеризированная система управления огнем, включая установку лазерного дальномера.

В состав системы управления огнем ИА33 входят дальномерный прицел ИГ42 с электронной панелью управления, танковый баллистический вычислитель 1В517, панель выбора огня 1Г43, стабилизатор вооружения 2Эх56М и входные датчики скорости ветра, скорости танка, крена и пеленга, все из которых регулярно обновляются.

Т-80Б также имеет модифицированную башню с композитной керамической броней К нового поколения, которая обеспечивает улучшенную защиту от кумулятивных и бронебойных снарядов.

Т-80Б оснащался газотурбинным двигателем СГ-1000 мощностью 1000 л.с., но с 1978 года его заменил газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л. с.

Т-80БК (1978 г.)

Это командирская модель Т-80Б с дополнительными средствами связи и без радиоуправляемого ракетного комплекса «Кобра». Полный раунд называется 3UBK20.

Т-80БВ (1985 г.)

Дальнейшее развитие Т-80Б под обозначением Объект 219РВ привело к созданию Т-80БВ, который внешне можно узнать по добавлению на корпус и башню динамической защиты первого поколения «Контакт» для повышения живучести на поле боя. Конструкция и функции динамической защиты идентичны таковым у ОБТ Т-64БВ.

Установка динамической защиты обеспечила Т-80БВ очень высокую степень живучести на поле боя против противотанковых средств, оснащенных одинарной кумулятивной боевой частью.

Т-80БВ имеет боевую массу 42,5 тонны, максимальную скорость по шоссе 70 км/ч и дальность полета по шоссе 370 км.

Т-80БВК (1985 г.)

Это командирская модель Т-80БВ с дополнительными средствами связи.

Т-80У (1985 г.)

По сути, это ОБТ серии Т-80 второго поколения с буквой «У» в обозначении, обозначающей улучшение на русском языке или улучшенный на английском языке.

Имеет обозначение разработки Объект 219.АС с Кировским заводом, отвечающим за корпус, и Харьковским заводом (который сейчас находится на Украине) за башню и вооружение.

Имеет улучшенную бронезащиту, обновленную 125-мм пушку и новую систему управления огнем, позволяющую командиру или наводчику танка наводить и вести огонь из основного 125-мм орудия.

Основное вооружение — новейшая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 с укладкой на семь дополнительных выстрелов 125-мм боеприпасов по сравнению с Т-80БВ. Предусмотрена встроенная система привязки ствола, которая позволяет экипажу вести прицеливание орудия, не выходя из машины. 125-мм орудие может вести огонь из 9M119 Refleks (обозначение США / НАТО AT-11 «Снайпер») полуавтоматическая ракета с лазерным наведением на максимальную дальность 5000 м.

Система управления огнем имеет обозначение Тип 1А45 со стабилизатором 2Эх52 и баллистическим вычислителем 1В528. Наводчик имеет стабилизированный в двух плоскостях стабилизированный дневной прицел «Иртыш» (ИГ46) с увеличением ×2,7 и ×12, который также включает в себя лазерный дальномер и канал наведения ракеты.

Наводчик также имеет установленный на крыше тепловизионный прицел Буран-ПА, стабилизированный в двух плоскостях с отдельным окуляром, а командир танка снабжен монитором, чтобы он мог видеть тепловое изображение прицела наводчика.

Командир танка имеет установленный на крыше стабилизированный в вертикальной плоскости дневно-ночной прицел ПНК-4С, в состав которого входит прибор ночного видения ТКН-4С. Прицел имеет дневное увеличение х5,1 и ночное увеличение х7,5. Командир также имеет пять дневных перископов/блоков обзора.

Все серии Т-80У и Т-80УМ имеют 12,7-мм пулемет НСВТ, установленный на цапфовой установке, Т-80УД имел такое же орудие в командирской башенке, что позволяло прицеливаться и стрелять из орудия под полной броней защита.

Первоначальный серийный Т-80У оснащался газотурбинным двигателем ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с., однако на более поздних серийных машинах он был заменен газотурбинным двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Кроме того, в задней части корпуса с левой стороны установлена ​​газотурбинная вспомогательная силовая установка ГТД-18А, что позволяет машине запускать ключевые подсистемы машины без работы главного газотурбинного двигателя. Т-80У имеет воздухоочистительное устройство, обеспечивающее автоматическое удаление пыли. По словам производителя, это обеспечивает длительные марши по пыльной и песчаной местности. Он также имеет одноточечную заправку, которая, как утверждается, сокращает время, необходимое для заправки автомобиля.

Сиденье водителя теперь крепится к крыше танка, а не к полу, а слева от сиденья водителя установлены стойки. Обе эти функции усиливают корпус в случае наезда машины на мину.

ВЗД «Контакт» Т-80У обеспечивает защиту как от APFSDS, так и от кумулятивной атаки по лобовой дуге.

Крыша башни между люками командира и наводчика обеспечена дополнительной защитой от зенитных орудий, а с передней части башни свисает воротник из резиновых юбок, который, как предполагается, снижает заметность Т-80У и отклоняет фугасы.

Верхняя часть подвески закрыта боковыми юбками, причем передняя часть по обе стороны от места водителя обеспечивает дополнительную бронезащиту.

Емкость внутренних топливных баков составляет 1090 литров, а дополнительные 680 литров размещаются в пяти топливных баках над гусеницами. Машина также может быть оснащена тремя дополнительными баками барабанного типа в задней части корпуса, вмещающими еще 200 литров каждый, в результате чего общая емкость достигает 2370 литров.

Как и все представители семейства ОБТ Т-80, Т-80У оснащен системой РХБ, системой обнаружения и тушения возгорания, 81-мм дымовыми гранатометами, возможностью постановки дымовой завесы путем подачи топлива в выхлоп , передний бульдозерный отвал, отцепляющая балка сзади, внутреннее и внешнее оборудование связи и возможность установки оборудования для разминирования, например, переднего КМТ-6.

Для экспортного рынка в качестве опции предлагается система кондиционирования воздуха.

ОБТ серии Т-80У выпуска 1990 года оснащались более мощным газотурбинным двигателем и комплектом для преодоления глубокого брода Брод-1.

Т-80У-1

Предполагается, что это был предсерийный образец Т-80У, который все еще был оснащен российской системой ПТРК 9К112 «Кобра» с радиоуправлением.

Т-80УД (1988 г.)

Он был разработан на заводе имени Малайшева в Харькове и имеет замененную турбину на двухтактный дизель 6ТФ мощностью 1100 л.с., другую трансмиссию и органы управления водителем, а также встроенную динамическую защиту второго поколения. Буква D в обозначении означает «дизель», и эта версия сохраняет возможность запускать ракету АТ-11 с лазерным наведением. Эта версия получила обозначение разработки «Объект 478». По оценкам, только около 200 из них были поставлены Российской армии, из них 300 все еще находились на Украине, когда распался СССР. Производство Т-80УД продолжилось на Украине для Пакистана.

Ранние версии Т-80УД все еще оснащались динамической защитой «Контакт-1» первого поколения. Внешне они напоминают Т-80А, но не имеют шкворневой установки для 12,7-мм пулемета. Топливные баки установлены на моторном отсеке, а не на задних углах. Название Береза ​​(или Березка) использовалось только для украинского варианта, а не для Т-80У.

Командирский танк Т-80УК

Это командирская версия ОБТ Т-80У со следующими дополнительными функциями:

  • Оборудование связи, состоящее из УВЧ-станции, УВЧ-приемника, КВ-станции, УВЧ- и КВ-антенн и 11-метровой телескопической мачты, последняя увеличивает дальность действия танка, когда он развернут в статической роли. Дальность действия до 40 км для радиостанции Р-163-50У и 350 км для радиостанции Р-163-50К. Для питания средств связи на стоянке танка предусмотрен генератор АБ-1-П28 мощностью 1 кВт.
  • Навигационное оборудование, состоящее из указателя положения ТНА 4-3, планшета, гирокурсоуказателя, пульта управления и круга прицеливания
  • Установка системы противодействия ТШУ1-7 «Штора-1», о которой идет речь в заявке на ОБТ Т-90. Следует отметить, что этой системой были оснащены все командирские танки Т-80УК, поставленные на Кипр.
  • Внутри Т-80УК также оснащен модернизированной системой управления огнем, прицелом, баллистическим вычислителем, блоком управления командирским люком, механизмом заряжания и блоками 81-мм дымовых гранатометов с электроприводом по бокам башни.

Из-за дополнительного количества оборудования связи эта версия имеет только 30 патронов калибра 125 мм. Всего также имеется 750 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов калибра 12,7 мм. Он также снабжен системой взрывателя замедленного действия, которая позволяет подрывать 125-мм осколочно-фугасный снаряд над целью.

Известно, что помимо того, что он стоит на вооружении России, он экспортировался на Кипр и в Южную Корею.

Командирский танк Т-80УДК

Это был командный вариант, но был построен только один экземпляр.

Танк Т-80УЭ

Это Т-80УК, у которого удалены некоторые элементы управления, но сохранена система противодействия ТШУ1-7 «Штора-1».

Т-80УМ

Оснащен газотурбинной установкой мощностью 1250 л.с. и имеет ряд других усовершенствований, включая комплект для преодоления глубокого брода «Брод-М» и автоматизированную систему управления огнем «Агава М1», включающую в себя тепловизионный прицел для наводчика, при этом командир танка снабжен экраном монитора, чтобы видеть изображение цели наводчика. Новый прицел наводчика — «Агава-М1», а система вооружения теперь может использовать новейшие 9Ракета М119М с лазерным наведением.

На некоторых Т-80УМ 12,7-мм пулемет НСВТ снят с командирской башенки и переставлен на шкворневой установке на крыше слева от командирского люка. Армия США называет его Т-80УМ образца 1993 года.

Т-80УМ1

Он также известен как Т-80УМ1 «Барс» («Снежный барс») и оснащен более совершенным комплектом средств защиты (DAS) «Арена» (или «Казт»). Он также был установлен на ряде других бронированных машин, таких как боевая машина пехоты БМП-3.

Arena DAS включает в себя установленную на мачте многонаправленную радиолокационную систему миллиметрового диапазона, установленную на крыше башни ближе к корме, которая обнаруживает приближающиеся ракеты.

Эта информация передается на бортовой компьютер, который затем активирует одну из взрывных панелей, установленных вокруг нижней части башни, таким образом сбивая приближающуюся ракету или ракету. Боеприпасы расположены по дуге вокруг передней, бортовой и задней части башни.

Arena был разработан для повышения живучести ОБТ на поле боя от атак ракет и реактивных снарядов, оснащенных кумулятивной боеголовкой, и, как утверждается, имеет время реакции около 0,05 секунды.

Система полностью автоматическая и, как говорят, обеспечивает высокий уровень защиты через около 300 мертвых зон в задней части башни.

На Т-80УМ1 также устанавливаются газотурбинный двигатель ГТД-1250-Г, система кондиционирования воздуха, потолочный анемометр ДВ-ЭБС, стабилизированный дневно-ночной прицел наводчика «Буран-М», противорадиолокационное покрытие РПЗ-86М, система стабилизации повышенной мощности 125-мм основного вооружения 2А46М-4, комплекс динамической защиты КАКТУС, система быстрого обнаружения и подавления огня «Туман», противоосколочные экраны из материала типа «Кевлар», 12,7-мм дистанционно управляемый пулемет НСТВ, автомат «Айнет» система установки взрывателей для 125-мм осколочно-фугасных боеприпасов и система управления огнем 45М, включающая в себя дневной/тепловизорный прицел российского или зарубежного производства.

Система управления огнем имеет обозначение 1А45 и включает в себя лазерный дальномер, датчик ветра, указатель скорости танка, указатель скорости цели, датчик угла крена, датчики температуры боеприпасов и окружающей среды и баллистический вычислитель. Командир также может наводить и вести огонь из 125-мм основного вооружения.

Установлен газотурбинный двигатель ГТА-18, позволяющий работать всем системам танка при выключенном основном двигателе.

Т-80УМ2

Первоначально это обозначение применялось к шасси Т-80 с новой башней, вооруженной 125-мм пушкой, питаемой от установленного на турнике автомата заряжания.

Совсем недавно это обозначение применялось к Т-80У, оснащенному комплексом средств защиты «Дрозд-1» («Дрозд»).

Впервые был установлен на ОБТ серии Т-55 морской пехоты России и описан в этой статье.

Дрозд-1 первого поколения покрывал только фронтальную дугу, а последний Дрозд-2 использует меньшие боеприпасы, улучшенные датчики и может охватывать полные 360 дуг.

Более мощный газотурбинный двигатель

Т-80У поздних серий оснащен турбиной ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. производства Калужского моторостроительного завода. Это, в свою очередь, усовершенствованная версия турбины ГТД-1000Т, запущенная в производство в 1985.

Дальнейшие разработки ГУП «Климовский завод», разработавшего эти газовые турбины, привели к созданию варианта мощностью 1500 л.с., который уже успешно прошел испытания вне ОБТ. По заявлению компании, его мощность может быть увеличена до 1800 л.с. без изменения его габаритов.

Испытательные автомобили

Также было несколько опытных машин Т-80 ОБТ. К ним относится Объект 219А с увеличенной башней, более высоким уровнем бронезащиты и увеличенным боекомплектом. Он был оснащен газотурбинной установкой ГТД-1000М.

На «Объекте 219РД» заменена турбина на дизель А-53-2, имевший такую ​​же скорость, как у серийного танка, но увеличенный запас хода.

Модернизированный Т-80У

Было предложено модернизировать ОБТ серии Т-80У по ряду ключевых направлений для повышения его возможностей и живучести на поле боя. Улучшения могут включать:

  • Установка 125-мм пушки 2А46М4 (М5) повышенной точности и стрельбы 125-мм снарядом БМ-44М APFSDS-T с соотношением длины к диаметру 22:1
  • Монтаж комплекса средств защиты ТШУ1-7 «Штора»
  • 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением
  • Лазерный сигнализатор системы «Штора»
  • Радиолокационный комплекс системы активной защиты «Дрозд-2»
  • Минометный комплекс системы активной защиты «Дрозд-2»
  • Дымовые гранатометы Тип 902Б
  • Комплекс динамической бронезащиты нового поколения
  • Тепловой кожух, закрывающий блок питания
  • Потолочный датчик ветра
  • Установка тепловизора
  • Установка более мощного двигателя мощностью 1000 л. с. (КД-34 или В-92)
  • Новая система пожаротушения (3ЭхЦ13 Иней)
  • Система СЭМЗ для защиты танка от противотанковых мин с магнитным взрывателем

Т-80У для Кипра

Кипр принял в общей сложности 41 ОБТ Т-80У, в том числе 14 командирских танков Т-80УК, которые были переданы одному танковому полку. Кроме того, Россия поставила четыре бронированные ремонтно-эвакуационные машины, четыре бронированных мостоукладчика, боеприпасы и запасные части.

На машинах установлено оборудование для преодоления бродов «Брод-1», на командно-штабных машинах — комплекс противодействия ТШУ1-7 «Штора-1».

В настоящее время эти машины оснащаются новой тепловизионной системой прицеливания, разработанной международным консорциумом, состоящим из Peleng из Беларуси и Thales Optronique из Франции.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У

Для сопровождения ОБТ Т-80У Конструкторским бюро транспортного машиностроения разработана БРЭМ-80У, опытный образец которой строится на Заводе транспортного машиностроения.

Базовое шасси Т-80 с турбинным двигателем сохранено в БРЭМ-80У, но в передней части добавлена ​​новая цельносварная стальная бронированная надстройка для экипажа и лебедочного оборудования. Это обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов.

Грузоподъемность основной лебедки составляет 35 тонн, но с помощью тяговых блоков ее можно увеличить до 140 тонн. Также предусмотрена вспомогательная лебедка.

Экипаж из четырех человек состоит из командира, механика-водителя, слесаря ​​и монтажника, пятое место предусмотрено для дополнительного члена экипажа.

В передней части корпуса установлен отвал с гидравлическим приводом. Его можно использовать как отвал бульдозера или якорный отвал при использовании лебедки или крана.

Кран с гидравлическим приводом поворачивается с левой стороны корпуса и складывается вдоль правой стороны корпуса, когда в этом нет необходимости. Стреловой кран телескопического типа с максимальной грузоподъемностью 18 тонн.

Вооружение состоит из 12,7-мм пулемета с блоком из восьми 81-мм электрических дымовых гранатометов, установленных в передней части машины с левой стороны.

Командно-штабная машина

Предлагаемая машина создана на базе шасси Т-80У и предназначена для обеспечения управления и связи в составе мотострелковых и танковых дивизий, а также на уровне бригад, полков и батальонов.

Шасси очень похоже на шасси БРЭМ-80У и имеет новую приподнятую надстройку вперед, которая обеспечивает место для командира и механика-водителя, а также от двух до четырех членов экипажа. Установлено дополнительное оборудование связи.

Вооружение состоит из установленного на крыше 12,7-мм пулемета, а по бокам установлены группы 81-мм дымовых гранатометов с электрическим приводом, стреляющих вперед. Установлена ​​система NBC, а также передний бульдозерный отвал.

Насколько известно, командно-штабная машина не поступила в производство и не эксплуатировалась.

Бронированная транспортно-загрузочная машина

Имеет шасси, аналогичное командно-штабной машине, и предназначен для пополнения запасов танков 125-мм боеприпасами (снаряд и заряд) общим количеством 135 снарядов.