Для смазки всех деталей и механизмов двигателя СМД-60/62 следует применять только рекомендованные сорта масла.
Проверка уровня масла в картере производится не раньше чем через 5 минут после остановки двигателя. Уровень масла должен совпадать с верхней меткой масло-измерителя. При уровне масла ниже нижней метки работа двигателя запрещается. Срок смены масла в картере — через 240 моточасов, а заменителей — через 120 моточасов. При замене следует обязательно очистить фильтр-центрифугу и промыть фильтр турбокомпрессора.
Давление масла в системе при прогретом двигателе СМД-60/62 (температура воды не менее 80° С) должно быть в пределах 3—4 кгс/см2. При минимальном числе оборотов холостого хода давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2. Если давление масла ниже указанного, надо выяснить причину: проверить уровень масла в картере, исправность манометра (путем установки контрольного), промыть центрифугу и фильтр турбокомпрессора, проверить регулировку сливного клапана. Наличие алюминиевых и бронзовых частиц в отложениях фильтров свидетельствует об износе подшипников. Если не обнаружится отклонений, следует снять поддон и проверить состояние маслозаборника и маслонасоса, а также шатунных и коренных подшипников.
Периодически проверяется крепление маслопроводов, штуцеров и обратного клапана 14 (рис. 53). Нельзя допускать течи в местах соединения деталей и маслопроводов системы. Если после запуска пускового двигателя П-350 отсутствует давление в масляной магистрали, проверить состояние обратного клапана, вывернуть его и прочистить перепускные отверстия 20 и 21 в канавке корпуса клапана и в блоке.
Через каждые 1920—2000 моточасов рекомендуется снять поддон блок-картер а, очистить от грязи и промыть дизельным топливом сетку маслозаборника и поддон. Проверить и при необходимости подтянуть крепления масляного насоса, маслозаборника, редукционного и предохранительного клапанов, трубки маслоподачи, герметичность ее соединения в месте крепления к блоку.
Очистка ротора от отложений производится при техническом обслуживании № 2, а при использовании масла-заменителя — через 120 моточасов. При разборке центрифуги отвинтить гайку 6 (рис. 54) и снять колпак 5. Затем отвинтить гайку 7, ограничивающую осевой подъем ротора, снять упорную шайбу 8 и ротор с оси 10. Для разборки ротора установить его в тиски так, чтобы бобышки с форсунками располагались между губками тисков, и, не зажимая губок, отвинтить гайку 9 и снять крышку И с остова ротора 16. Очистить крышку и остов ротора от отложений и промыть в дизельном топливе или керосине. Прочистить отверстия в форсунках 2 медной проволокой.
Ротор собирается в обратном порядке. Перед сборкой проверить состояние уплотнительного кольца 14, его укладку в канавке и смазать консистентной смазкой (смазка № 158 или ЦИАТИМ-201). Поврежденное (с разрывом) уплотнительное кольцо заменить новым. Чтобы не нарушить балансировку ротора, устанавливая крышку, метки в виде рисок на крышке и остове обязательно совместить. Гайку ротора 9 затягивать с небольшим усилием.
Очистить шейки оси 10 и подшипники ротора. Установить ротор на ось, поставить шайбу 8 и прижать ее гайкой 7. Проверить вращение ротора рукой. О должен вращаться легко и плавно останавливаться. Перед установкой колпака 5 для обеспечения герметичности проверяют состояние прокладки 15. Она должна быть без разрывов и равномерно уложена в канавку. Не следует перетягивать гайку 6 крепления колпака.
Собрав центрифугу, проверяют ее работу на двигателе по времени вращения (выбега) ротора. После остановки прогретого двигателя СМД-60/62 ротор должен вращаться не менее 40 секунд. Если ротор останавливается раньше, это свидетельствует о том, что он очень затянут или установлен с перекосом. Следует разобрать центрифугу и устранить причину неполадки.
Рис. 54. Центрифуга:1 — перепускной клапан; 2— форсунка; 3 — кольцо cтопорное; 4 — насадок; 5 — колпак; 6 — гайка специальная; 7 — гайка; 8 — шайба упорная; 9 — гайка ротора; 10 — ось ротора; 11 — крышка ротора; 12 — сетка маслоотражателя; 13 — маслоотражатель; 14 — кольцо уплотнительное; 15 — прокладка паронитовая; 16 — остов ротора; 17 — корпус; 18 — маслоотводящая трубка.
Для слива излишнего масла и перепуска его при резком повышении давления в системе во время пуска (в результате повышенной вязкости масла в холодное время года) на двигателе СМД-60 имеется сливной клапан, расположенный на блок-картере с правой стороны (рис. 55). Клапан отрегулирован на давление 3,5—4 кгс/см2.
Рис. 55. Сливной клапан:1 — гайка клапана; 2 — шайба контровочная; 3 — регулировочный винт; 4 — корпус; 5 — пружина; 6 — клапан.
Регулируется он на специальном стенде путем затяжки пружины 5 регулировочным винтом 3.
Если при пуске двигателя СМД-60/62 трактора Т-150/Т-150К стрелка манометра выходит за пределы шкалы, это свидетельствует о том, что сливной клапан не срабатывает. В этом случае его надо снять и разобрать для промывки. Отогнув шайбу 2, отвертывают колпачков ую гайку 1. Чтобы сохранить регулировку клапана, следует замерить длину выступа-ния регулировочного винта 3 из корпуса 4, после чего можно его вывернуть, вынуть пружину 5 и клапан 6. Очистить их от смолистых отложений, промыть в дизельном топливе. Прочистить и продуть сжатым воздухом каналы в корпусе клапана. При сборке регулировочный винт 3 завернуть так, чтобы длина выступания его из корпуса 4 была такой, как перед разборкой. Это положение винта стопорится контровочной шайбой 2, один ус которой отгибается на грань гайки а второй ус — на корпус 4.
Причиной значительного понижения давления масла в системе смазки может быть сильное загрязнение фильтрующего элемента 5 (рис. 56), из-за чего уменьшается поступление масг,а к турбокомпрессору. Промывка фильтра производится при техническом обслуживании № 2, порядок следующий:
www.traktora.org
Расположение деталей механизма газораспределения отличается от широко распространенной схемы для рядных двигателей (рис. 38). Особенность состоит в том, что шестерни привода распределительного вала и топливного насоса НД-22/6Б4 находятся со стороны маховика.
Распределительный вал расположен по центру блок-картера и является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается в четырех опорах, расточенных в блок-картере. Задняя опора имеет бронзовую втулку. Изготовлен вал из углеродистой стали 45 селект (С 0.43— 0,45%). Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Впускные и выпускные кулачки имеют разные профили. Взаимное расположение кулачков и их профиль определяют порядок работы цидиндров 1—4—2—5—3—6 и фазы газораспределения.
На заднем конце распределительного вала болтами закреплен блок шестерен, состоящий из шестерни привода 2 и промежуточной шестерни 3 для привода топливного насоса. Осевое усилие от распределительного вала воспринимается упорным фланцем, который установлен между опорой вала и шестерней.
Рис. 38. Механизм газораспределения двигателя СМД-60 трактора Т-150:
1 — шестерня коленчатого вала; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — шестерня промежуточная; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — штанга; 6 — винт регулировочный; 7 — коромысло клапана; 8 — гайка контровочная; 9 — пружины клапана; 10 — втулка направляющая; 11 — клапан; 12 — толкатель.
Упорный фланец крепится двумя болтами к блок-картеру. Осевое перемещение вала — 0,16—0,288 мм. При монтаже и демонтаже распределительного вала доступ к болтам крепления фланца осуществляется через отверстие в блоке шестерен.
Установка шестерен в зацеплении производится по меткам. Совпадение меток на шестернях коленчатого и распределительного валов соответствует моменту положения поршня первого цилиндра в ВМТ на ходе сжатия.
Расположение клапанов — верхнее, в один ряд на каждой головке цилиндров. Если смотреть на головку цилиндров сверху, расположение клапанов справа налево следующее: впускные 1—3—5, выпускные 2—4—6. Со стороны нижней плоскости головки цилиндров клапаны легко отличить по размеру тарелки. Диаметр тарелки впускного клапана равен 56, а выпускного — 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 взаимозаменяемые с клапанами двигателей ЯМЗ и АМЗ. Каждый клапан в направляющей втулке поджимается двумя пружинами. В верхней тарелке клапан удерживается двумя коническими сухарями.
Толкатели 12 — цилиндрические, с плоскими донышками, взаимозаменяемые с толкателями двигателя СМД-14.
На каждый цилиндр устанавливается коромысло правое и коромысло левое. Правильность их установки проверяется по совпадению бойка коромысла с торцом клапана. Коромысла установлены на полой оси, закрепленной в трех разрезных стойках. Стойки крепятся к головке цилиндров шпильками, которые одновременно являются фиксаторами осей коромысел от проворота. Коромысла к стойкам поджимаются пружинами, надетыми на оси, а крайние коромысла фиксируются от смещения стопорными кольцами, поставленными в канавки на оси. Усилие затяжки гаек крепления стоек — 6—8 кгс«м. Гайки контрятся замковыми шайбами. Неправильная установка контровочной шайбы приводит к ослаблению крепления стойки, что является одной из причин разрегулировки зазоров в клапанном механизме и даже поломок.
www.traktora.org
Блок-картер является основной корпусной деталью, объединяющей правый и левый блоки цилиндров и верхнюю часть картера коленчатого вала. Передняя и задняя торцовые стенки вместе с двумя поперечными перегородками между смежными цилиндрами обеспечивают высокую жесткость всей детали. В верхней и нижней плите каждого блока выполнены цилиндрические расточки для установки гильз цилиндров. В нижней части на каждой поперечной стенке имеются массивные приливы, которые вместе с крышками образуют четыре опоры под коренные подшипники коленчатого вала (рис. 33).
Каждая крышка коренного подшипника крепится двумя шпильками 1 и дополнительно двумя стяжными болтами 4. Крышки маркируются цифрами, кроме первой. Посадка крышек в пазы — плотная, производится легкими ударами медного молотка или монтировкой, используемой как двуплечий рычаг. Перед навинчиванием гаек резьбу шпилек смазывают дизельным маслом. Гайки затягивают поочередно, начиная со средних подшипников, в несколько приемов, а затем контрят шайбой замковой И. Окончательное усилие затяжки гаек крепления коренных подшипников 26 — 28 кгс. м. Если отсутствует динамометрический ключ, гайки затягивают до совпадения меток 8 на шпильке и гайке. Метки наносят перед разборкой, если они не были набиты. Перед затяжкой заднего упорного подшипника необходимо выровнять осевой зазор. Для этого, слегка притянув гайками крышку, перемещают коленчатый вал взад-вперед, выравнивая положение крышки, после чего устанавливают и затягивают стяжные болты 4.
Рис. 33. Коренной подшипник:
1 — шпилька крепления крышки коренного подшипника; 2 — гайка; 3 — крышка коренного подшипника; 4 — болт втяжной; 5 — блок-картер; 6 — нижний вкладыш подшипника; 7 — верхний вкладыш подшипника; 8 — метка затяжки гайки; 9 — ус-фиксатор; 10 — шайба специальная; 11 — шайба замковая.
В развале между правым и левым блоками цилиндров располагается полость ресивера с каналами для подвода воздуха в цилиндры. Она закрыта крышкой, отлитой из алюминиевого сплава. На крышке имеется фланец для установки турбокомпрессора и патрубок, через который компрессор нагнетает воздух в ресивер.
Гильзы цилиндров двигателя трактора Т-150 — «мокрого» типа, литые из титано-медистого чугуна. Упорным фланцем в верхней части гильза опирается на выточку в верхней плите блока. В нижней части она уплотняется двумя резиновыми кольцами, обеспечивающими герметичность водяной рубашки блок-картера. При установке бурт гильзы может выступать над верхней плоскостью блока в пределах 0,065 — 0,165 мм. Разность выступаний бурта гильз над верхней плоскостью блока для одного ряда цилиндров должна составлять не более 0,07 мм, а для одной гильзы — не более 0,03 мм.
Овальность и конусность внутренней поверхности новой гильзы не превышает 0,02 мм. На участке длиной 15 мм от верхнего и нижнего торцов возможное увеличение конусности до 0,04 мм. Овальность может увеличиться в результате установки гильзы в блок с перекосом, неравномерной затяжки гаек крепления головки цилиндров, от большой разности выступания бурта гильзы. При укладке гильз следует устранять причины, вызывающие увеличение овальности, так как это приводит к повышенному расходу масла.
Рис. 34. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров.
Для получения необходимого зазора между юбкой поршня и гильзой (0,22—0,26 мм) гильзы по внутреннему диаметру сортируются на две группы:
Обозначение группы | Внутренний диаметр гильзы, мм |
М | От 130,00 до 130,02 |
Б | Свыше 130,02 до 130,04 |
Маркировка группы наносится ударным клеймом на торце упорного фланца. В комплект на двигатель СМД-60 гильзы и поршни подбираются одной размерной группы.
Головка цилиндров — общая на три цилиндра, отлита из чугуна. Для правого и левого ряда — взаимозаменяемая, устанавливается по двум направляющим втулкам, крепится шестнадцатью шпильками, расположенными равномерно вокруг цилиндров. Под клапаны в головку цилиндров запрессованы седла из жаростойкой стали. После притирки обеспечивается герметичность посадки клапанов. Ширина притертой фаски —не менее 1,5 мм. Герметичность клапанов проверяется с помощью керосина или пневматического прибора под давлением 0,3 — 0,6 кгс/см2. Просачивания керосина или воздуха не должно быть. Утопание клапанов относительно нижней плоскости головки: впускных 0,3 — 0,7 мм; выпускных 0,5 — 0,9 мм.
Затяжка гаек крепления головки цилиндров производится в порядке, указанном на рис. 34. В один прием гайки затягивают не более чем на две грани. Окончательную затяжку производят динамометрическим ключом с усилием 22 — 24 кгс. м. После выработки 2000 моточасов рекомендуется снимать головки цилиндров, очищать от нагара, проверять герметичность клапанов.
www.traktora.org
Правильно отрегулированные зазоры в клапанах обеспечивают надежную работу деталей механизма газораспределения, что влияет на мощность и экономичность двигателя СМД-60. Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу, величина зазора при холодном двигателе для всех клапанов — 0,48—0,5 мм. Зазоры регулируются одновременно в двух противоположных цилиндрах (1—4; 2—5; 3—6).
Регулировка клапанов двигателя СМД-60 (трактора Т-150): сначала устанавливается поршень 1 цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, необходимо следить за движением клапанов первого цилиндра; после того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика (рис. 39), и продолжают вращать коленчатый вал, пока стержень указателя попадет в лунку на маховике. Коленчатый вал прокручивают при помощи дублирующего механизма пуска.
Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».
Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвращается в первоначальное положение), продолжают поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4» (рис. 40).
Щупом проверяют зазор между бойком коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров. Зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора; щуп должен плотно входить в зазор. После затяжки контргайки проверяют (рукой) плавность вращения штанги и величину зазора (щупом).
Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения метки с цифрами «2» и «5» с концом стрелки, аналогично регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров. Затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки и метки с цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.
Следует иметь в виду, что при повороте коленчатого вала от метки «1»—«4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»— «6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя. После регулировки клапанов колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить за правильностью установки резиновой прокладки, а также не следует перетягивать гайки крепления колпаков, чтобы избежать появления течи масла из-под колпака.
На двигателях СМД-60 выпуска 1971—1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2— 5—3—6 (рис. 40). Зазоры в клапанах регулируются по каждому цилиндру отдельно: в положении ВМТ — в клапанах первого цилиндра, потом проворачивается коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой «4» и регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно в 2—5—3—6 цилиндрах.
Рис. 40. Расположение меток на маховике:
а — метки на маховике двигателя выпуска о января 1973 г., б — метки на маховике двигателя выпуска 1971—1972 гг.
www.traktora.org
Система смазки двигателя СМД-60/62 — комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, коромысла, поршневые пальцы, втулка шестерни топливного насоса, а также агрегаты: турбокомпрессор, водяной насос, воздушный компрессор. Остальные детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов смазываются разбрызгиванием. Выпущена партия двигателей с циркуляционной смазкой топливного насоса (см. «Топливный насос»).
Маслозаливная горловина расположена на крышке левой головки цилиндров. Уровень масла в поддоне замеряют маслоизмерителем (щупом), расположенным с левой стороны блока. Слив масла производится через пробку, расположенную в нижней части крышки картера (поддоне). Для очистки масла на двигателе СМД-60/62 установлен фильтр — полнопоточная масляная центрифуга. Масляный насос через маслозаборник с сетчатым фильтром засасывает масло из нижней крышки картера одновременно в нагнетательную и радиаторную секции. Нагнетательная секция подает масло по каналам в блок-картере в фильтр-центрифугу, а радиаторная секция нагнетает масло в радиатор. Охлажденное в радиаторе масло сливается в поддон.
Масло, поступившее в центрифугу, очищается под действием центробежной силы от загрязнений и по сверлениям в блок-картере поступает в главную масляную магистраль двигателя СМД-60. Отсюда по наклонным каналам в блоке масло направляется к коренным шейкам коленчатого вала и к опорным шейкам распределительного вала. От коренных шеек масло по сверлениям в коленчатом валу подается к шатунным шейкам, а затем по сверлениям в шатунах — к поршневым пальцам. От первой и четвертой опоры распределительного вала масло по сверлениям в блок-картере и головках цилиндров пульсирующим потоком поступает во внутренние полости осей коромысел, а из них по сверлениям — к регулировочным винтам и клапанам. Масло, вытекающее из сверления в оси коромысла, смазывает трущиеся поверхности коромысла, стержни клапана и направляющую втулку.
Шестерни распределения смазываются разбрызгиванием. От левой головки цилиндров по трубке масло поступает к подшипникам водяного насоса, а стекает по каналу в корпусе насоса в полость передней крышки блок-картера.
К турбокомпрессору масло подается из главного распределительного канала по трубкам 3 и 4 (рис. 42 - Схема привода топливного насоса НД-22/6Б4), закрепленным на опоре шестерни привода топливного насоса, и дополнительно очищается в фильтре сетчатого типа, расположенном с правой стороны блок-картера. Сливается масло из турбокомпрессора по трубке в блок-картер.
На двигателях с циркуляционной смазкой топливного насоса масло подается по трубке, закрепленной штуцером на опоре шестерни привода топливного насоса. При автономной смазке насоса трубка отсутствует, а маслоканал в опоре заглушён резьбовой пробкой 2. К воздушному компрессору на двигателях СМД-62 масло подается по гибкому шлангу из маслоканала в блоке, а сливается через отверстие в передней крышке, где крепится кронштейн установки компрессора.
Рис. 52. Клапан масляного насоса:1 — корпус; 2 — пружина: 3 — клапан; 4 — пробка; 5 — стопорное кольцо; 6 — сливное отверстие.
Масляный насос дизеля СМД-60 на тракторах Т-150 и Т-150К — двухсекционный, шестеренчатого типа: первая секция подает масло в систему, вторая — прокачивает его через радиатор для охлаждения. На корпусе первой секции установлен редукционный клапан, который служит для перепуска масла при значительном повышении давления, когда оно имеет повышенную вязкость. На радиаторной секции установлен предохранительный клапан. По конструкции клапаны подобны (рис. 52). К конусному седлу корпуса 1 прижимается пружиной 2 клапаи 3. Пружина удерживается резьбовой пробкой 4, позволяющей путем завинчивания изменять затяжку пружины 2 и тем самым регулировать давление начала открытия клапана. Клапаны отличаются размером резьбы на корпусе: в редукционном М24Х1, в предохранительном М22Х1. Редукционный клапан регулируется на давление начала открытия 9—9,5 кгс/см2, предохранительный на давление 3 кгс/см2.
Рис. 53. Установка насоса предпусковой прокачки:1 — шестерня промежуточная пускового двигателя; 2 — картер маховика; 3 — блок шестерен привода редуктора; 4 — шестерня редуктора; 5 — редуктор; 6 — шестерня привода насоса; 7 — сливная пробка; 8 — насос предпусковой прокачки; 9 — трубка подачи масла; 10 — трубка забора масла; 11 — пробка контрольного отверстия; 12 — пробка заливного отверстия; 13 — накидная гайка; 14 — корпус обратного клапана; 15 — прокладка; 16 — плунжер клапана; 17 — пружина; 18 — стопорное кольцо; 19 — регулировочный упор пружины; 20, 21 — отверстия для удаления воздуха из клапана.
Характерной особенностью системы смазки двигателя СМД-60/62 является установка насоса предпусковой прокачки масла (рис. 53), который крепится к картеру маховика и имеет привод от шестерни редуктора 4. После запуска пускового двигателя П-350 масло через трубку 10 засасывается насосом из картера и нагнетается по трубке 9 в главную магистраль двигателя. В системе смазки дизеля после 1—2 минут работы пускового двигателя давление масла стабилизируется в пределах 1 кгс/см2, в результате чего исключается сухое трение в подшипниках в момент пуска дизеля СМД-60 и уменьшается износ деталей на стадии пуска. Для перекрытия потока масла из системы через насос предпусковой прокачки (после пуска дизеля) служит обратный клапан 14. Его рекомендуется периодически промывать и прочищать отверстия 21 и 22.
www.traktora.org
Угол опережения начала подачи топлива — 26+2° до ВМТ. Последовательность его проверки:
www.traktora.org
Воздухоочиститель двигателя СМД-60/62 (рис. 50) имеет две ступени очистки: первая — блок циклонов, вторая — два фильтрующих элемента (кассета из гофрированной проволочной сетки и пластина из пористого полиуретана). Блок состоит из 46 пластмассовых циклонов б, запрессованных в нижний и верхний поддоны, стянутые между собой восемью шпильками 26.
Блок циклонов с центральной трубой 1, бункером 5 для сбора пыли и кожухом 7 составляет неразборный узел. Для уплотнения стыка верхнего поддона и центральной трубы установлен резиновый сальник 25, а для уплотнения кассеты 12 с трубой — войлочный сальник 23. Между сальниками находится распорная пружина 24, одновременно прижимающая рефлектор 10, который служит для зашиты циклонов от капель масла, стекающего с кассеты.
Рис. 50. Воздухоочиститель в двигателе СМД-60/62:1 — центральная труба; 2 — фланец; 3 — прокладка; 4 — патрубок отсосный; 5 — пылесборный бункер; б —циклон; 7 — кожух блока циклонов; 8 — кольцо уллотнительное; 9 — патрубок циклона; 10 — рефлектор; 11 —кольцо уплотнительное крышки; 12 — кассета из путанкн; 13 — сетка защитная; 14 — болт-барашек; 15 — прокладка кассеты; 16 — элемент фильтрующий из полиуретана; 17 — крышка; 18— гайка; 19 — шайба; 20 — кольцо уплотнительное; 21 — гайка-барашек; 22 — шайба; 23, 25 — сальники: 24 — пружина; 26 — шпилька стяжная.
В крышке воздухоочистителя 17 размещаются кассета 12 и фильтроэлемент 16. В крышку сначала укладывается фильтроэлемент 16, а затем кассета 12, которая закрепляется гайкой 18. Кассета уплотняется резиновой прокладкой /5, приклеенной к крышке. Крышка уплотнена с верхним поддоном блока циклонов по окружности резиновым кольцом 11 и прижата гайкой-барашком 21. Для уплотнения полости чистого воздуха под шайбой 22 имеется резиновое уплотнительное кольцо 20. Двумя гайками-барашками 14 к крышке крепится сетка 13.
Воздухоочиститель двигателя СМД-60/62 посредством фланца 2, приваренного к центральной трубе крепится четырьмя болтами к кронштейну, который является одновременно соединительным патрубком между воздухоочистителем и турбокомпрессором. Под фланец установлена резиновая прокладка 3. Для подачи очищенного воздуха в компрессор в кронштейне есть отводной патрубок, к которому подсоединяется шланг.
Для удаления пыли на бункере имеется патрубок 4, к которому присоединяется отсосная трубка эжекционной системы. На кожухе зоздухоочистителя установлено фигурное резиновое кольцо 8 для уплотнения с капотом моторного отсека.
Принцип работы воздухоочистителя состоит в следующем. Воздух проходит через сетку 13 и засасывается в циклоны через отверстия с тангенциальным входом, в результате чего воздух приобретает вращательное движение. Частицы пыли, находящиеся в воздухе, под действием центробежной силы отбрасываются к стенке циклона и ссыпаются в бункер 5. Воздух по центральной трубке 9 выходит из циклона, проходит через отверстия в рефлекторе 10 и кассету 12, в которой очищается вторично, а затем проходит через фильтроэлемент 16, в котором фильтруется окончательно. Таким образом обеспечивается высокая степень очистки воздуха. Очищенный воздух по центральной трубе 1 и через кронштейн поступает в турбокомпрессор.
Фильтрующий элемент 16 (пластина из пористого полиуретана) устанавливается с января 1975 г. До этого воздухоочистители имели только кассету 12 из проволочной сетки.
Периодически очищают сетку 13 и проверяют герметичность шланговых соединений. При большой запыленности воздуха сетка залипает, сокращается подача воздуха, в результате чего двигатель СМД-60/62 дымит и перегревается, снижается мощность. Нарушение герметичности в соединениях приводит к подсосу неочищенного воздуха.
При техническом обслуживании № 2 промывают фильтрующие элементы. Отвернув гайку-барашек 21, снимают крышку /7, а затем отворачивают гайку 18, освобождают кассету 12 и снимают фильтроэлемент 16. Снимают также рефлектор. В дизельном топливе промывают кассету, полиуретановый фильтроэлемент и рефлектор. После промывки кассету продувают сжатым воздухом, слегка смачивают дизельным маслом и хорошо встряхивают от капель масла. Фильтроэлемент после промывки отжимают, а рефлектор протирают насухо.
При сборке необходимо уложить фильтроэлемент в крышку так, чтобы он не деформировался, а затем закрепить кассету, чтобы она плотно прилегала к крышке. Установив рефлектор, а затем пружину 24 и сальник 23, который должен плотно обжимать центральную трубу, закрепить крышку. При этом обязательно проверить наличие уплотнительного кольца 20. Очень важно при сборке воздухоочистителя обеспечить герметичность в местах уплотнений.
Разборка и промывка воздухоочистителя с очисткой циклонов производится через 1900—2000 моточасов, то есть через одно техническое обслуживание № 3. Если трактор Т-150 длительное время эксплуатируется в условиях большой запыленности воздуха, необходимость в полной промывке и очистке воздухоочистителя может наступить раньше. Разборка блока циклонов не рекомендуется. Циклоны прочищаются ершом и продуваются сжатым воздухом.
www.traktora.org