Как изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя

Рис. 1 Схема подключения двигателя однофазного асинхронного двигателя с пусковым конденсатором.

 

Возьмем за основу уже подключенный однофазный асинхронный двигатель, с направлением вращения по часовой стрелке (рис.1).

На рисунке 1

  • точками A, B  условно обозначены начало и конец  пусковой обмотки, для наглядности к этим точкам подключены провода коричневого и зеленого цвета соответственно.
  • точками С, В  условно обозначены начало и конец  рабочей обмотки, для наглядности к этим точкам подключены провода красного и синего цвета соответственно.
  • стрелками указано направление вращения ротора асинхронного двигателя

Задача.

Изменить направление вращения однофазный асинхронный двигатель в другую сторону – против часовой стрелки. Для этого достаточно переподключить  одну из обмоток однофазного асинхронного двигателя – либо рабочую либо пусковую.

Вариант №1

Меняем направление вращения однофазного асинхронного двигателя, путем переподключения рабочей обмотки.

Рис.2 При таком подключении рабочей обмотки, относительно рис. 1, однофазный асинхронный двигатель будет вращаться в противоположную сторону.

Вариант №2

Меняем направление вращения однофазного асинхронного двигателя, путем переподключения пусковой обмотки.

Рис.3 При таком подключении пусковой обмотки, относительно рис. 1, однофазный асинхронный двигатель будет вращаться в противоположную сторону.

Важное замечание.

Такой способ изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя возможен только в том случае, если на двигателе имеется отдельные отводы пусковой и рабочей обмотки.

Рис.4 При таком подключении обмоток двигателя, реверс невозможен.

На рис. 4 изображен довольно распространенный вариант однофазного асинхронного двигателя, у которого концы обмоток В и С, зеленый и красный провод соответственно,  соединены  внутри корпуса. У такого двигателя три вывода, вместо четырех как на рис.  4 коричневый, фиолетовый, синий  провод.

UPD 03/09/2014 Наконец то удалось проверить на практике, не очень правильный, но все же используемый метод  смены направления вращения асинхронного двигателя. Для однофазного асинхронного двигателя,  который имеет только три вывода,  возможно заставить ротор вращаться в обратном направлении, достаточно поменять местами рабочую и пусковую обмотку.  Принцип такого включения изображен на рис.5

Рис. Нестандартный реверс асинхронного двигателя

 

Подписка

Поделиться

Расчет токов короткого замыкания (пример)

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители сайта http://zametkielectrika.ru.

В прошлой статье мы говорили про однофазный конденсаторный двигатель, знакомились со схемой его подключения к электрической сети напряжением 220 (В), обозначением и маркировкой выводов.
В той же статье я обещал Вам в ближайшее время рассказать о том, как можно организовать реверс однофазного двигателя конденсаторного типа, т.е. на примере того же АИРЕ 80С2.

Итак, приступим.

В принципе ничего сложного нет. Сам принцип аналогичен реверсу трехфазного двигателя, за исключением некоторых деталей. Вообще то раньше мне не приходилось сталкиваться со схемой реверса однофазных двигателей, и данная схема была воплощена мною на практике впервые.

Суть схемы сводится к изменению направления вращения вала однофазного конденсаторного двигателя дистанционно с помощью кнопок (кнопочного поста). Помните, в предыдущей статье мы вручную меняли на клеммнике двигателя положение двух перемычек, чтобы изменить направление главной обмотки (U1-U2). Теперь Вам нужно убрать эти перемычки, т.к. их роль в данной схеме будут осуществлять нормально-открытые (н.о.) контакты контакторов.

Подготовка оборудования для реверса однофазного двигателя

Для начала перечислим все электрооборудование, которое нам необходимо приобрести для организации реверса конденсаторного двигателя АИРЕ 80С2:
1. Автоматический выключатель
Применяем двухполюсный автоматический выключатель с номинальным током 16 (А), с характеристикой «С» от фирмы IEK.

2. Кнопочный пост ПКЕ 222-3
В этом кнопочном посту есть 3 кнопки:

  • кнопка «вперед» (черного цвета)
  • кнопка «назад» черного цвета)
  • кнопка «стоп» (красного цвета)

Разберем кнопочный пост.

Мы видим, что каждая кнопка имеет 2 контакта:

  • нормально-открытый контакт (1-2), который замыкается в том случае, когда нажмете на кнопку
  • нормально-закрытый контакт (3-4), который замкнут до тех пор, пока не нажать кнопку

Прошу заметить, что на фотографии самая крайняя кнопка слева перевернута. Если будете подключать схему реверса однофазного двигателя самостоятельно, то будьте внимательны, кнопки в кнопочном посту могут быть перевернуты. Ориентируйтесь на маркировку контактов (1-2) и (3-4).
3. Контакторы
Также необходимо приобрести два контактора. В своем примере я использую малогабаритные контакторы КМИ-11210 от фирмы IEK, которые устанавливаются на DIN-рейку. Эти контакторы имеют 4 нормально-открытых (н.о.) контакта и способны коммутировать нагрузку до 3 (кВт) при переменном напряжении 230 (В). Вот они как раз нам и подходят, т.к. наш испытуемый однофазный двигатель АИРЕ 80С2 имеет мощность 2,2 (кВт).

Вместо контакторов можно приобрести магнитные пускатели ПМЛ-1100, на примере которых я рассказывал их устройство и принцип действия.

Катушки этого контактора рассчитаны на переменное напряжение 220 (В), что нужно будет учесть при сборке схемы управления реверсом однофазного двигателя.

Схема реверса однофазного двигателя

Вот, собственно говоря, мое произведение.

Я уже говорил в прошлой статье, что один из читателей сайта «Заметки электрика» по имени Владимир, попросил меня помочь ему подключить однофазный двигатель АИРЕ 80С2 мощностью 2,2 (кВт) и составить (придумать) для него схему реверса. По моим эскизам (в том числе монтажным) Владимир собрал вышеприведенную схему в электрическом щитке. Чуть позже отписался мне в почту, что схему испытал, все работает, претензий нет.

Если у Вас по материалам сайта имеются какие то вопросы, то задавайте мне их в комментариях или на личную почту. В течение 12-24 часов, а может и быстрее, все зависит от моей занятости, я отвечу Вам.

А сейчас я расскажу, как эта схема работает.

Принцип работы схемы реверса однофазного двигателя

Первым делом включаем питающий автомат.
1. Вращение в прямом направлении
При нажатии на кнопку «вперед» катушка контактора К1 получает питание по следующей цепи: фаза — н.з. контакт (3-4) кнопки «стоп» — н.з. контакт (3-4) кнопки «назад» — н.о. контакт (1-2) нажатой кнопки «вперед» — катушка контактора К1 (А1-А2) — ноль.
Контактор К1 подтягивается и замыкает все свои нормально-открытые (н.о.) контакты:

  • 1L1-2T1 (самоподхват катушки К1)
  • 3L2-4T2 (фаза на двигатель в силовой цепи)
  • 5L3-6T3 (имитирует перемычку U1-W2)
  • 13НО-14НО (имитирует перемычку V1-U2)

Кнопку «вперед» удерживать не нужно, т. к. катушка контактора К1 встает на «самоподхват» через свой же н.о. контакт (1L1-2T1).

Однофазный двигатель начинает вращаться в прямом направлении.

Чтобы остановить двигатель, нужно нажать на кнопку «стоп».
2. Вращение в обратном направлении
При нажатии на кнопку «назад» катушка контактора К2 получает питание по следующей цепи: фаза — н.з. контакт (3-4) кнопки «стоп» — н.з. контакт (3-4) кнопки «вперед» — н.о. контакт (1-2) нажатой кнопки «назад» — катушка контактора К2 (А1-А2) — ноль.
Контактор К2 срабатывает и замыкает следующие свои нормально-открытые (н.о.) контакты:

  • 1L1-2T1 (самоподхват катушки К2)
  • 3L2-4T2 (фаза на двигатель в силовой цепи)
  • 5L3-6T3 (имитирует перемычку W2-U2)
  • 13НО-14НО (имитирует перемычку U1-V1)

Кнопку «назад» удерживать пальцем не требуется, т.к. катушка контактора К2 встает на «самоподхват» через свой же н. о. контакт (1L1-2T1).

Однофазный двигатель начинает вращаться в обратном направлении.

Чтобы остановить двигатель, нужно нажать на кнопку «стоп».
3. Блокировка
Представленная схема реверса конденсаторного однофазного двигателя имеет блокировку кнопок, т.е. если при включенном двигателе в прямом направлении Вы ошибочно нажмете на кнопку «назад», то вначале отключится контактор К1, а потом уже сработает контактор К2. И наоборот. Таким образом мы имеем блокировку от одновременно двух включенных контакторов К1 и К2.
Можно применить и другие виды блокировок, но я ограничился только этой.

P.S. На этом я завершаю свою статью на тему реверса однофазного двигателя АИРЕ 80С2. Если Вам понравилась моя статья, то буду очень благодарен Вам, если Вы поделитесь ей в социальных сетях. А также не забывайте подписываться на мои новые статьи — дальше будет интереснее.

Прямое и обратное направление асинхронного двигателя и двигателя постоянного тока

В этой статье мы обсудим , как мы можем изменить направление вращения асинхронного двигателя и двигателя постоянного тока. Сначала мы познакомимся с электродвигателем, асинхронным двигателем и двигателем постоянного тока.

Электродвигатель представляет собой электромеханическую машину преобразования энергии, которая преобразует входную электрическую энергию в выходную механическую энергию в форме вращения вала. Существует несколько типов электродвигателей, таких как асинхронные двигатели, синхронные двигатели, двигатели постоянного тока и т. д.

Эта статья в первую очередь предназначена для объяснения концепции прямого и обратного направления асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока. Асинхронный двигатель — это тип асинхронного двигателя переменного тока, работа которого основана на электромагнитной индукции между статором и ротором. С другой стороны, двигатель постоянного тока использует для работы источник постоянного тока и .

Далее асинхронные двигатели делятся на категории, а именно – однофазные асинхронные двигатели и трехфазные асинхронный двигатель. Поэтому мы индивидуально обсудим смену направления.

Прямое и обратное направление однофазного асинхронного двигателя

Типовой однофазный асинхронный двигатель состоит из двух обмоток: основной обмотки (или рабочей обмотки) и пусковой обмотки (или вспомогательной обмотки). Однофазный асинхронный двигатель не является самозапускающимся двигателем, как трехфазный асинхронный двигатель. Это потому, что эти двигатели не имеют вращающегося магнитного поля, подобного трехфазным асинхронным двигателям.

Таким образом, чтобы запустить однофазный асинхронный двигатель, мы имеем пусковой конденсатор последовательно с пусковой обмоткой. Этот конденсатор разделяет однофазное питание на двухфазное, внося фазовый сдвиг в идеале на 90° электрического. Таким образом, в однофазном асинхронном двигателе создается вращающееся магнитное поле, которое запускает его при подаче одиночного питания на входные клеммы.

Таким образом, направление вращения однофазного индукционного двигателя определяется пусковым конденсатором. Таким образом, мы можем изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя, просто изменив подключение пускового конденсатора.

Для прямого направления , подключаем пусковой конденсатор последовательно с пусковой (или вспомогательной) обмоткой двигателя. В то время как для обратного направления нам нужно подключить пусковой конденсатор последовательно с основной (или рабочей) обмоткой вместо пусковой обмотки. Схемы подключения однофазного асинхронного двигателя для прямого и обратного направления вращения показаны на рисунке-1.

Прямое и обратное направление трехфазного асинхронного двигателя

Трехфазный асинхронный двигатель питается от трехфазного источника питания. Следовательно, трехфазный асинхронный двигатель является самозапускающимся двигателем, поскольку трехфазное электропитание может создавать в машине вращающееся магнитное поле.

Таким образом, направление вращения трехфазного асинхронного двигателя определяется вращающимся магнитным полем. Это означает, что для изменения направления вращения двигателя нам необходимо изменить направление вращающегося магнитного поля. Это достигается за счет изменения последовательности фаз трехфазной сети.

Например, если трехфазный асинхронный двигатель вращается в прямом направлении для последовательности фаз RYB, как показано на рисунке 2. Тогда двигатель будет вращаться в обратном направлении для последовательности фаз RBY.

Прямое и обратное направление двигателя постоянного тока

Типовой двигатель постоянного тока состоит из двух обмоток, а именно – обмотки возбуждения и обмотки якоря . Обмотка возбуждения создает в машине постоянное рабочее магнитное поле, а обмотка якоря создает рабочий момент для привода механической нагрузки.

Двигатель постоянного тока

Направление вращения двигателя постоянного тока можно изменить двумя способами.

(1). Изменением полярности обмотки якоря

Рисунок 3 – Направление вращения двигателя постоянного тока с изменением полярности обмотки якоря

(2). Путем изменения полярности обмотки возбуждения

Рисунок 4 – Направление вращения двигателя постоянного тока с изменением полярности обмотки возбуждения

Схема подключения двигателя постоянного тока прямого и обратного направления при изменении полярности обмотки якоря и при изменении полярности тока возбуждения показана на рисунке 3 и рисунке 4 соответственно. Никогда не меняйте полярность как обмотки возбуждения, так и обмотки якоря, чтобы изменить направление последовательного двигателя постоянного тока, если мы изменим полярность обеих обмоток, направление останется неизменным.

Шунтирующий двигатель постоянного тока

Направление вращения параллельного двигателя постоянного тока можно изменить двумя способами.

(1). Путем изменения полярности обмотки якоря

Рисунок 5- Направление вращения шунтового двигателя постоянного тока с изменением полярности обмотки якоря

(2). Путем изменения полярности обмотки возбуждения

Рисунок 6- Направление вращения шунтового двигателя постоянного тока с изменением полярности обмотки возбуждения

Шунтовой двигатель постоянного тока с независимым возбуждением

Направление вращения шунтового двигателя постоянного тока с независимым возбуждением можно изменить двумя способами.

(1). Путем изменения направления тока якоря

Направление тока якоря можно изменить, изменив полярность источника постоянного тока на клеммах якоря двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. С изменением направления тока якоря меняется направление вращения двигателя.

Рисунок 7 – Направление двигателя постоянного тока с независимым возбуждением при изменении направления тока якоря

(1). Путем изменения направления тока поля

Направление тока возбуждения можно изменить, изменив полярность источника постоянного тока на клеммах возбуждения двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. С изменением направления тока возбуждения меняется направление вращения двигателя.

Рисунок 8. Направление двигателя постоянного тока с независимым возбуждением при изменении направления тока поля0132 Изменение направления вращения однофазного асинхронного двигателя изменением соединения конденсатора с вспомогательной обмоткой или основной обмоткой.

  • Направление вращения трехфазного асинхронного двигателя изменяется путем изменения последовательности фаз входного трехфазного питания.
  • Направление вращения двигателя постоянного тока с независимым возбуждением можно изменить, изменив направление либо тока возбуждения, либо тока якоря.
  • Направление вращения двигателя постоянного тока можно изменить, изменив полярность обмотки возбуждения или обмотки якоря.
  • Направление шунтирующего двигателя постоянного тока можно изменить, изменив полярность обмотки возбуждения или обмотки якоря.
  • Читать Далее

    Похожие посты:

    Подпишитесь на нас и поставьте лайк:

    Прямое и обратное направление асинхронного двигателя и двигателя постоянного тока

    Вперед и назад трехфазного асинхронного двигателя:

    Асинхронные двигатели делятся на два типа: однофазные асинхронные двигатели и трехфазные асинхронные двигатели. В случае трехфазного асинхронного двигателя они являются самозапускающимися двигателями, а направление вращения двигателя будет направлением вращающегося магнитного поля. Чтобы изменить направление вращения двигателя, мы должны изменить направление вращающегося магнитного поля. Это реализуется путем изменения последовательности фаз питания двигателя.

    Что такое двигатель переменного тока? — Однофазный Мо…

    Пожалуйста, включите JavaScript

    Что такое двигатель переменного тока? — Однофазный двигатель — Трехфазный двигатель

    Прямое и обратное направление асинхронного двигателя

    [wp_ad_camp_1]

    Пример: У вас есть двигатель (клемма двигателя U, V, W), который подключен с последовательностью фаз (фазы питания R, Y , Б) R-U, Y-V, B-W в прямом направлении. Чтобы реверсировать двигатель, вы должны подключить двигатель и фазу питания в таком состоянии. Р-В, Ю-У, Б-В.

    Вперед и назад однофазного асинхронного двигателя.

    Однофазный двигатель состоит из двух обмоток, таких как основная обмотка и вспомогательная обмотка. Они не являются самозапускающимися двигателями, так как не имеют вращающегося магнитного поля, как трехфазные асинхронные двигатели. Обычно для запуска однофазного двигателя используются конденсаторы. Основной источник питания будет напрямую подключен к основной обмотке, а конденсатор подключен последовательно к вспомогательной обмотке и фазе питания. Здесь конденсатор используется для создания фазового сдвига от существующей фазы. Следовательно, двигатель получает две фазы, и он начинает вращаться. Здесь мы можем изменить направление вращения двигателя, изменив подключение конденсатора. Конденсатор может быть включен последовательно с основной обмоткой вместо вспомогательной обмотки.

    Однофазный двигатель, прямое и обратное направление

    [wp_ad_camp_1]

    Прямое и обратное направление двигателя постоянного тока:

    Двигатели постоянного тока полностью отличаются от двигателей переменного тока. Имеют коллектор, обмотку возбуждения и обмотку якоря. Питание постоянным током будет подаваться на обмотку возбуждения и обмотку якоря. Вы можете изменить направление вращения двигателя постоянного тока двумя способами. Они……

    Прямое и обратное направление двигателя постоянного тока

    • Путем изменения полярности питания в обмотке возбуждения или подачи питания. Полевой терминал состоит из F1 и F2. Обычно в прямом направлении подача постоянного тока будет даваться, например, F1 – Положительный и F2 – Отрицательный, для изменения направления полярность должна быть F1 – Отрицательная и F2 – Положительная.
    • Таким же образом мы можем изменить направление двигателя постоянного тока, изменив полярность обмотки якоря. Терминал якоря состоит из A1 и A2. Обычно для прямого направления источник постоянного тока задается, например, A1 – положительный и A2 – отрицательный, для изменения направления полярность должна быть A1 – отрицательная и A2 – положительная.

    См.