Содержание

Техническое обслуживание топливных форсунок бензиновых двигателей

Авторы:

Семенов Дмитрий Андреевич,

Рубанов Дмитрий Юрьевич,

Петроченко Виталий Владимирович

Рубрика: Технические науки

Опубликовано
в

Молодой учёный

№46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.11.2017
2017-11-15

Статья просмотрена:

4001 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 1 (pdf)

Библиографическое описание:


Семенов, Д. А. Техническое обслуживание топливных форсунок бензиновых двигателей / Д. А. Семенов, Д. Ю. Рубанов, В. В. Петроченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46457/ (дата обращения: 30.09.2022).



Для снижения расхода топлива автомобильным транспортом принимаются множество решений, в том числе применяются инжекторные системы подачи топлива в цилиндры двигателя. Такие системы позволяют значительно сократить потребление топлива, увеличить приёмистость и мощность двигателя. Но также имеют и свои недостатки. Основными проблемами инжекторных систем является высокая стоимость узлов, низкая ремонтопригодность, высокие требования к качеству и фракционному составу топлива, необходимость в специализированном персонале и оборудовании для диагностики, обслуживания и ремонта, а также высокая стоимость ремонта.

Поэтому необходимо найти пути снижения затрат на сервисные работы и техническое обслуживание топливных систем с электронным впрыском.

Ремонт и обслуживание инжектора являются наиболее трудоемкими, и узкопрофильными работы. Главным недостатком инжекторных систем можно считать необходимость использования топлива высокого качества. То есть требования к бензину при использовании инжектора в качестве элемента топливной системы резко возрастают [1, с. 152].

Ремонт инжектора своими руками проводить достаточно сложно, так как обслуживание инжектора выполняется на специальном дорогостоящем оборудовании.

Основные неисправности инжектора предполагают выход из строя блока управления двигателя и его датчиков.

Причины неисправности инжектора:

1) Нарушение правил эксплуатации инжектора;

2) Заправка бензина плохого качества;

3) Не соблюдение правил технического обслуживания инжекторов.

Инжекторные системы очень чувствительны к плохому топливу поэтому водитель должен максимально соблюдать рекомендации производителя по обслуживанию инжектора, во избежание технических проблем. Своевременная техническая диагностика инжекторной системы не только позволит предотвратить поломку инжектора, но сэкономят ваше время в дальнейшем. [2, с. 207].

Обязательно надо отметить, что диагностика инжекторной системы подачи топлива проводится на специальном оборудовании, как и промывка инжектора. Своевременное техническое обслуживание инжектора — это залог длительной и правильной работы инжекторной системы.

Современные технологии позволяют проводить компьютерную диагностику автомобиля, что значительно увеличивает точность диагностирования инжекторных систем и остальных агрегатов и механизмов. После проведения компьютерной диагностики владелец автомобиля получает распечатку с предполагаемыми дефектами, и мастер-приемщик по ремонту автомобилей должен объяснить дальнейшие действия последовательность устранения дефектов и неисправностей и ориентировочное время для их устранения.

Одной из распространенной технической неисправности топливной системы является загрязнение сопла электронных форсунок. Признаки неисправности форсунок инжектора:

1. Затрудненный запуск двигателя;

2. Неустойчивая работа инжектора на малых оборотах и холостом ходу;

3. Ощутимое снижение мощности автомобиля;

4. Провалы в работе инжектора;

5. Возросший расход горючего.

Перечисленные признаки могут свидетельствовать и об иных проблемах, поэтому, чтобы убедиться в неисправности какой-либо конкретной форсунки, потребуется проверка каждой из них. В настоящее время водители зачастую самостоятельно очищают форсунки, но качество такой операции не соответствует предъявляемым требованиям технической эксплуатации [2, с. 210].

Одним из способов совершенствования такого процесса является применение стенда для очистки и диагностики работы электронных форсунок. Существующее оборудование, выпускаемое известными брендами, имеют высокую стоимость и предполагают работу на них высококвалифицированных работников. В условиях автосервиса и крупных АТП применение таких конструкций экономически и технически обоснованно. Но на малых и средних предприятиях они не смогут экономически оправдать себя [3].

Поэтому целью дальнейших исследований является конструктивный поиск и разработка стенда для диагностики и обслуживания форсунок.

Рис. 1. Стенд для диагностики и промывки форсунок: 1-рама; 2-форсунки; 3-рампа; 4-контрольная лампа; 5-сетевой выключатель; 6-выключатель бензонасоса; 7-переключатель частоты пульсации; 8-выключатель форсунок; 9-манометр; 10-лицевая панель; 11-мерные емкости; 12-плита для установки мерных емкостей

Предлагаемая нами разработка состоит из рамы 1 (рисунок 1), на верхней части которой смонтирована горизонтальная труба 3, имитирующая топливную рампу двигателя. В трубе имеются 4 отверстия для установки форсунок 2. К одному концу трубы присоединен манометр 9, а к другому — топливный шланг, идущий от бензонасоса. Бензонасос и бачок с топливом также смонтированы на раме стенда. Под каждой форсункой устанавливается прозрачная мерная емкость 11 для приема распрыскивающегося топлива. В основании стенда имеется горизонтальная деревянная плита 12 с четырьмя углублениями, служащая для установки в них мерных емкостей. Углубления нужны для быстрой и точной установки мерных емкостей и предотвращения их съезжание по горизонтали.

Электрическая часть стенда размещена с обратной стороны рамы, за лицевой панелью 10. Там же находиться бензонасос и бачок для топлива или моющей жидкости. Выключатели и сигнальная лампа смонтированы на лицевой панели.

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема стенда для диагностики промывки форсунок: 1-сетевой выключатель; 2-трансформатор; 3-выпрямитель; 4-выключатель бензонасоса; 5-бензонасос; 6-переключатель частоты импульсов; 7-выключатель форсунок

Электрическая часть стенда состоит из понижающего сетевого трансформатора 2 (рисунок 2), выпрямителя 3 и генератора П-образных импульсов, служащих для подачи тока на форсунки, а также силовой части, состоящей из ключей Т1, Т2, Т3, Т4. От выпрямителя также запитывается и бензонасос 5. Для включения и отключения бензонасоса имеется свой выключатель 4. Форсунки включаются и выключаются с помощью выключателя 7. Сетевой выключатель 1 нужен для включения и выключения всей электрической части стенда. Контрольная лампа Л1 служит для индикации напряжения на схеме.

Выпрямителем 3 является диодный мост с электролитическим конденсатором большой емкости, гасящим пульсации выпрямленного тока.

Генератором П-образных импульсов служит схема, собранная на базе дешевой и широко распространенной микросхемы NE 555. Необходимая частота открытия форсунок настраивается ступенчато за счет переключения конденсаторов С2, С3, С4, С5, С6 посредством переключателя 6. Переменный резистор R3 служит для настройки скважности импульсов. Силовыми элементами являются полевые транзисторы Т1, Т2, Т3, Т4, выполняющие в данной схеме роль ключей. Во избежание их перегрева, монтировать транзисторы желательно на радиаторах.

Для защиты полевых транзисторов от всплеска напряжения самоиндукции, возникающего при отключении форсунок, между выводами, питающих форсунки проводов, установлены диоды-супрессоры D1, D2, D3, D4. Форсунки подключатся к стенду через стандартные автомобильные клемные разъемы.

Данная схема обеспечивает генерацию идеальных П-образных импульсов, что соответствует оптимальному режиму работы форсунок.

Кроме диагностики топливных форсунок, данный стенд позволяет проводить их промывку моющим раствором. Стенд прост и дешев в изготовлении и может быть собран собственными в мелком хозяйстве, автоколонне и любом другом предприятии, имеющим свой автопарк. Для его сборки, настройки и работы не требуется высококвалифицированный персонал.

Литература:

  1. Власов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М. : Академия, 2007. — 480 с.
  2. Савич Е. Л. Методы и средства диагностики и технического обслуживания автомобилей. — М. : Инфра-М, 2015. — 364 с.
  3. Стенд для чистки форсунок своими руками // Dodge Neon club. URL: http://neon-club.ru/viewtopic.php?id=8356 (дата обращения: 12.05.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): обслуживание инжектора, форсунка, электрическая часть стенда, генератор П-образных импульсов, диагностик, емкость, инжекторная система, инжекторная система подачи топлива, лицевая панель, система, стенд, топливная система.

Похожие статьи

Анализ оборудования, применяемого для

диагностики, испытания…

Форсунки дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются одним из элементов топливной системы автомобиля и во многом определяют такие параметры, как расход топлива и мощность, равномерность работы двигателя и полноту сгорания топлива.

Анализ методик

диагностики топливной системы двигателя…

Двигатель КамАЗ 820.61–260 оснащен топливной системой с распределенным впрыском топлива, для чего используются сигналы датчиков различных систем двигателя. Диагностика неисправностей топливной системы двигателя осуществляется по стандарту OBD-2.

Математическая модель процесса топливоподачи

системой

Аккумуляторные топливные системы (системы Common Rail), получившие свое распространение в последние 15-17 лет, находятся в

— возможность фиксированной величины цикловой подачи; — малое энергопотребление и низкий расход топлива на управление.

Ремонт топливопроводов высокого давления

топливной системы

Топливная система автомобиля предназначена для обеспечения своевременной подачи топлива в камеру сгорания цилиндров ДВС, и она является одной из самых важных систем современного автомобиля [1, 3–4].

Современные дизельные двигатели.

Топливная система

Топливная система предназначена для питания двигателя автомобиля топливом, а также его хранения и очистки.

Принцип работы основан на подаче топлива к форсункам от общего аккумулятора высокого давления — топливной рампы.

Двигатель КамАЗ 820.61–260: особенности

системы питания…

Анализ методик диагностики топливной системы двигателя КамАЗ 820.61–260. Особенности работы силовых установок гидросамолетов. Типовые схемы их размещения.

Система информирования о светофорах | Статья в журнале…

Применение системы позволяет достичь экономии топлива, снижения вредных выбросов, эффективного использования личного времени в движении.

Система включается и выключается клавишей на панели автомобиля.

Алгоритм поиска неисправностей дизелей | Статья в журнале.

..

Рис. 1 Алгоритм работы системы диагностирования. Рис. 2. Датчики давления топлива с пружинным и эксцентриковым зажимом.

6. Лянденбурский В. В. Анализ неисправностей топливных систем дизельных автомобилей. /

Обзор неисправностей, возникающих при эксплуатации двигателя…

Предложены способы минимизации отказа элементов топливной системы. Ключевые слова: газовый редуктор, отказ, избежание отказа, топливная форсунка, компримированный природный газ.

Похожие статьи

Анализ оборудования, применяемого для

диагностики, испытания…

Форсунки дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются одним из элементов топливной системы автомобиля и во многом определяют такие параметры, как расход топлива и мощность, равномерность работы двигателя и полноту сгорания топлива.

Анализ методик

диагностики топливной системы двигателя…

Двигатель КамАЗ 820.61–260 оснащен топливной системой с распределенным впрыском топлива, для чего используются сигналы датчиков различных систем двигателя. Диагностика неисправностей топливной системы двигателя осуществляется по стандарту OBD-2.

Математическая модель процесса топливоподачи

системой

Аккумуляторные топливные системы (системы Common Rail), получившие свое распространение в последние 15-17 лет, находятся в

— возможность фиксированной величины цикловой подачи; — малое энергопотребление и низкий расход топлива на управление.

Ремонт топливопроводов высокого давления

топливной системы. ..

Топливная система автомобиля предназначена для обеспечения своевременной подачи топлива в камеру сгорания цилиндров ДВС, и она является одной из самых важных систем современного автомобиля [1, 3–4].

Современные дизельные двигатели.

Топливная система

Топливная система предназначена для питания двигателя автомобиля топливом, а также его хранения и очистки.

Принцип работы основан на подаче топлива к форсункам от общего аккумулятора высокого давления — топливной рампы.

Двигатель КамАЗ 820.61–260: особенности

системы питания…

Анализ методик диагностики топливной системы двигателя КамАЗ 820. 61–260. Особенности работы силовых установок гидросамолетов. Типовые схемы их размещения.

Система информирования о светофорах | Статья в журнале…

Применение системы позволяет достичь экономии топлива, снижения вредных выбросов, эффективного использования личного времени в движении.

Система включается и выключается клавишей на панели автомобиля.

Алгоритм поиска неисправностей дизелей | Статья в журнале…

Рис. 1 Алгоритм работы системы диагностирования. Рис. 2. Датчики давления топлива с пружинным и эксцентриковым зажимом.

6. Лянденбурский В. В. Анализ неисправностей топливных систем дизельных автомобилей. /

Обзор неисправностей, возникающих при эксплуатации двигателя…

Предложены способы минимизации отказа элементов топливной системы. Ключевые слова: газовый редуктор, отказ, избежание отказа, топливная форсунка, компримированный природный газ.

Замена форсунок Лексус

Форсунки (англ. injector)  — элемент системы питания двигателя. Они представляют собой устройства, распыляющие топливо в камере сгорания двигателя. По сигналу контроллера системы впрыска, форсунка открывается и распыляет топливо. Наряду с функцией подачи топлива, форсунка отвечает за дозирование горючего и состав топливо-воздушной смеси. 
От исправности форсунок зависит цикловая подача топлива в конкретный цилиндр и как следствие — эффективность и стабильность работы двигателя.
Основная причина неисправности форсунок — попадание загрязненного топлива. У форсунок дизельного двигателя возможно закоксовывание отверстий распылителя под действием высокой температуры в цилиндре. Загрязнение бензиновых форсунок – это следствие применение некачественного топлива и/или засорения топливных фильтров.

Диагностика и ремонт форсунок
Единственное отличие форсунок бензинового и дизельного двигателя – бензиновые форсунки

не подвержены риску закоксовывания (в отличие от дизельных они установлены во впускном трубопроводе, где температура и давление далеко не столь высоки, как в цилиндре).  
Наряду с диагностикой форсунок на стенде необходимо диагностировать ТНВД (и форсунок – совместно). В противном случае, исправные форсунки (при неотрегулированном ТНВД) быстро выйдут за границу рабочих параметров. 

Для современных пьезофорсунок дизелей регулировка не предусмотрена. Однако очистка носика распылителя (который может иметь до восьми концентрически расположенных отверстий) также является важной процедурой текущего обслуживания топливной системы 

Ресурс форсунок 
Ресурс форсунки — не менее 200 тыс. км для бензиновых и 90-100 тыс. км пробега – для дизельных. Точные цифры зависят от условий эксплуатации и обслуживания автомобиля. Чистота топлива, состояние фильтров тонкой очистки, как и своевременный переход на летнее/зимнее топливо (для дизельных двигателей), во многом предопределяет ресурс форсунки. 

Ремонтопригодность

Ремонт топливных форсунок современных двигателей, как правило, не предусмотрен. И электромагнитные, и пьезомеханические форсунки должны заменяться новыми – если очистка не позволяет восстановить их нормальную работоспособность.  
При замене форсунок на дизельном двигателе рекомендуется менять весь комплект форсунок. Равномерность работы цилиндров – один из ключевых факторов нормальной работы двигателя. Новая и старая форсунки в одном моторе отрицательно сказываются на равномерности работы мотора. 

Кроме того, замена форсунок «по одной» ведёт к необходимости разбирать двигатель каждый раз – что вряд ли можно назвать «экономией».

Очистка форсунок Lexus

Для восстановления нормальной работы форсунок требуется их очищение — промывка. 

Эта процедура удаляет загрязнения, препятствующие нормальному распылению топлива.

Существует несколько вариантов выполнения этой процедуры.

С помощью моющих присадок

Промывка форсунок Лексус выполняется с помощью специальных составов, добавляемых непосредственно в топливо. Этот способ следует рассматривать как профилактическую меру. Эффективность сильно зависит от регулярности выполнения процедуры и условий эксплуатации автомобиля.  
При нерегулярном использовании и сильном загрязнении промывка с помощью присадок может вызвать обратный эффект. Вымываемый из топливных магистралей шлам попадет в форсунки и окончательно засорит их распылители или полностью выведет из строя.

С помощью специальной системы без демонтажа форсунок с двигателя

Очистка форсунок без снятия с двигателя требует использования вместо бензина или солярки особой жидкости – т. н. «промывочного топлива» (сольвента). 

Процедура промывки топливной системы Lexus выглядит следующим образом: отключаются топливный насос двигателя, подающая и обратная магистрали.

Подающий топливопровод при этом соединяется с промывочной установкой, которая подаёт сольвент из собственной ёмкости под рабочим давлением. 

Во время промывки топливной системы двигатель должен работать в различных режимах: 15 мин на холостом ходу, остановка для растворения загрязнений, запуск двигателя и 15-минутная работа в режимах с переменной частотой вращения. После этого топливная аппаратура собирается и двигатель некоторое время работает в обычном режиме. 
Подобная процедура очистки должна проводиться регулярно (через 40-60 тыс. км пробега)

Промывка форсунок, снятых с двигателя на специальном стенде

Очистка форсунок Lexus на ультразвуковой установке применяется, когда иные способы очистки инжекторов уже не дают результата. При ультразвуковой очистке форсунки (снятые с двигателя) погружаются в специальный раствор и подвергаются воздействию ультразвука, «разбивающего» даже самые стойкие загрязнения. Помимо очистки, ультразвуковой стенд позволяет выполнить точную диагностику форсунок дизельного двигателя с определением их производительности и качества распыления топлива. 
 

Ремонт форсунок в Калининграде | Автосервис Мустанг

Цены на ремонт, чистку и замену бензиновых форсунок:






ПроцедураСтоимость
Проверка и чистка форсунки на стенде (бензин)250 руб/шт
Чистка форсунок на автомобиле (бензин) (4, 6 цилиндровый двигатель)1500 руб/комплект
Чистка форсунок на автомобиле (бензин) (8, 12 цилиндровый двигатель)2000 руб/комплект
Снятие/установка форсунок (бензин) (сложность 1) (4, 6 цилиндровый двигатель)1500 руб/комплект
Снятие/установка форсунок (бензин) (сложность 1) (8, 12 цилиндровый двигатель)2500 руб/комплект

Цены на ремонт, чистку и замену дизельных форсунок:








ПроцедураСтоимость
Проверка и чистка форсунки на стенде (дизель) (механическая форсунка)600 руб/шт
Чистка форсунок на автомобиле (дизель) (4, 6 цилиндровый двигатель)1500 руб/комплект
Чистка форсунок на автомобиле (дизель) (8, 12 цилиндровый двигатель)2000 руб/комплект
Снятие/установка форсунки (дизель) (сложность 1)800 руб/шт
Снятие/установка форсунки (дизель) (сложность 2)1500 руб/шт
Замена прокладки форсунки (дизель) (сложность 1)800 руб/шт
Замена прокладки форсунки (дизель) (сложность 2) (5-series: E39/E60, W210, W203)1500 руб/шт


Позвонить записаться

Форсунка отвечает за дозированную подачу и распыление топлива в камере сгорания. Таким образом происходит формирование топливовоздушной смеси, которая в дальнейшем воспламеняется. Устанавливается деталь на бензиновые и дизельные двс.

Используется 3 вида форсунок:

  • Электромагнитные.
  • Электрогидравлические.
  • Пьезоэлектрические.

Первый вид устанавливается на двигатели, работающие на бензине. Второй и третий на дизельные силовые агрегаты, включая устройства с системой впрыска Common Rail.

Следует внимательно следить за состоянием форсунок и своевременно проводить их ремонт. Иначе существует вероятность несвоевременной подачи топлива в камеру сгорания, поздняя детонация, и как результат – неполное сгорание. Это приводит к снижению динамики автомобиля, обильным выхлопным газам и повышенному расходу топлива. Для проведения диагностики и чистки форсунок в Калининграде можно обратиться в автосервис «Мустанг».

Причины загрязнения форсунок

Основной причиной загрязнения топливных инжекторов является низкое качество используемого топлива. Механические частицы размером до 10-20 микрон задерживает фильтр, однако химические примеси попадают в топливную магистраль, что и приводит к образованию проблем.

Ремонт форсунок двигателя потребуется в результате попадания в них смол, воска, гудронов и олефинов, которые растворяются в топливе для повышения октанового числа (естественно, АЗС делают это намеренно, ради собственной выгоды).

В результате оседания таких элементов на корпусе форсунки образовываются твердые отложения, препятствующие нормальной ее работе. В конечном итоге наблюдаются проблемы:

  • Потеря герметичности и снижение производительности.
  • Ухудшается распыление топлива, что приводит к изменениям детонационных процессов.
  • Наблюдается разница в эффективности работы различных форсунок.

При критических загрязнениях и повреждениях требуется замена. Также может возникнуть необходимость провести ремонт топливной системы.

Признаки неисправностей

На необходимость проводить ремонт топливных форсунок указывают такие факторы:

  • Увеличение расхода топлива без видимых причин.
  • Потеря мощности двигателем.
  • На холостом ходу двс глохнет.
  • Двигатель тяжело завести, особенно при низких температурах.
  • Чувствительные «провалы» при резком и сильном нажатии педали акселератора.
  • Увеличение детонации в результате роста температуры в камере хранения и обеднения топливовоздушной смеси.
  • Ухудшение динамики авто, разгон происходит медленно, обороты набираются с трудом.
  • Пропускается зажигание.
  • Хлопки в системе выхлопа.
  • “Троение” двс.

При обнаружении подобных факторов проводится диагностика, после чего – ультразвуковая и/или жидкостная очистка.

Частота очистки и замены форсунок

Чистка форсунок при хорошем качестве бензина не проводится – только замена детали при достижении 120-150 тысяч км пробега. Учитывая наши реалии, чистка дизельных и бензиновых форсунок и топливных систем должна проводиться каждые 15-30 тысяч км пробега.

Используются 2 основных метода очистки – ультразвуковая и жидкостная. Это позволяет восстановить работоспособность детали и продолжить ее эксплуатацию до регламентированной замены. Выполнить очистку и ремонт форсунок в Калининграде могут сотрудники автосервиса «Мустанг».

Последствия поломки форсунок

При наличии сильного загрязнения форсунок или их выхода из строя двигатель перестает заводиться и работать, поскольку отсутствует поступление топлива.

Возможны также такие последствия:

  • Увеличение выхлопа.
  • Сбои в работе двигателя.
  • Повышение расхода топлива.
  • Ухудшение динамики авто.

Также необходимость замены форсунок может проявляться и другими факторами. В Калининграде для замены или чистки форсунок обращайтесь в автосервис «Мустанг». У нас есть всё, чтобы решить любую проблему с автомобилем.

Остались вопросы? Звоните, поможем рассчитать стоимость ремонта: +7 (4012) 719-509

Показать еще

Диагностика, замена и ремонт форсунок на ГАЗеле Cummins и с 405 двигателем своими руками + видео

Автор Игорь Тараненко На чтение 13 мин. Просмотров 3k. Опубликовано

За последние десятилетия топливные системы бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) претерпели большие изменения. Уже не производят карбюраторные топливные узлы. Им на смену пришли форсунки (распылители, инжекторы), в том числе с непосредственным впрыском топлива внутрь камеры сгорания, как у дизелей. Их применение позволило увеличить мощность моторов, оптимизировать расход горючего.

Форсунки к двигателям, устанавливаемым на ГАЗели

Популярный автомобиль ГАЗель различных модификаций колесит по российским дорогам с начала 90-х годов прошлого столетия. За это время он претерпел много изменений. Под его капотом трудятся несколько бензиновых двигателей ЗМЗ (Заволжского моторного завода) — 402, 406 и 405. Самым успешным из них оказался инжекторный 405 модели, мощностью 152 л. с. Кроме того, используются дизельные агрегаты — российский лицензионный ГАЗ 560, а также Cummins 2,8 ICF, 120 лошадиных сил, китайской сборки, спроектированный в США. Камминз устанавливают на модификации ГАЗелей «Бизнес» и «Некст» с 2010 года. Неотъемлемой частью инжекторных и дизельных моторов являются топливные распылители.

Детали, из которых состоит бензиновая форсунка

Форсунки распыляют топливную смесь внутри камер сгорания, под высоким давлением. Так обеспечивается полное сгорание смеси. Сопло электромагнитного инжектора, распыляющее горючее, открывается и запирается запорной иглой. Запирающий элемент управляется электромагнитным полем, создаваемым обмоткой электромагнита. Если на неё подать напряжение, под действием поля игла подымается вверх и освобождает сопло, преодолевая усилие нажимной пружины. На входе подачи топлива установлен дополнительный фильтр.

Видео: как работает электромагнитная форсунка

Форсунки к мотору ЗМЗ 405

Сначала инжекторные ДВС комплектовались отечественными распылителями, производства ГАЗ. Но от них были вынуждены отказаться, так как эти инжекторы быстро выходили из строя. Их заменили импортными, производства немецких компаний Bosch, Siemens или аналогами — например, ZMZ Deka.

Форсунки ZMZ Deka применяют к движкам ЗМЗ 405

Распределением впрыска управляет электронный блок (ЭБУ), чередующий импульсы на обмотки инжекторных электромагнитов. Будучи интеллектуальным устройством, управляющий блок постоянно отслеживает и усовершенствует эффективность работы топливной системы. Подача топлива в каждый цилиндр синхронизируется коленчатым валом двигателя. Во время запуска движка горючее подаётся асинхронно, то есть независимо от положения коленвала. Инжекторы неприхотливы к качеству бензина — так же, как и 405-я модель мотора.

Форсунки для двигателей Cummins 2.8 ICF

Дизельные моторы «Камминз» не любят некачественное дизтопливо отечественного производства. Поэтому на них рекомендуют устанавливать только импортные оригинальные форсунки. Хотя цена на них высока, распылители от немецких производителей способны надёжно работать на протяжении 100—120 тыс. км проезда. Чтобы они раньше времени не выходили из строя, нужно устанавливать в топливную систему только оригинальные фильтры, рекомендованные производителем.

Так выглядит инжектор для дизельного двигателя

Представленный распылитель является устройством закрытого типа. Его устройство похоже на схему электромагнитной бензиновой форсунки. Применяются также инжекторы открытого типа. У них распылительное отверстие не закрывается запорной иглой. Такие устройства менее надёжны и служат не так долго. Закрывающиеся распылители проходят четыре стадии рабочего процесса:

  • игла закрывает сопло инжектора, дизтопливо не подаётся;
  • иголка приподымается, солярка начинает впрыскиваться внутрь камеры сгорания;
  • сопло открыто полностью, топливо распыляется максимально;
  • фаза закрытия — игла опускается, закрывая сопло, подача дизтоплива прекращается.

Последние модификации двигателей «Камминз» снабжены топливной системой Common Rail. Для неё используются пьезоэлектрические распылители. Их скорость срабатывания в несколько раз выше, чем у электромагнитных инжекторов. Благодаря этому подача дизтоплива лучше дозируется, исключается его перерасход. Управляет подачей солярки пьезоэлемент, способный изменять свои размеры под воздействием электрического импульса. Пьезокристалл управляет клапаном, регулирующим подачу топлива к соплу форсунки.

Основные неисправности и диагностика форсунок на ГАЗелях

Если при эксплуатации транспортного средства использовалось качественное горючее, заливаемое на одних и тех же заправках — двигатели и форсунки будут служить долго. Можно проехать без проблем десятки тысяч километров, регулярно меняя оригинальные топливные фильтры (через 10–15 тыс. км) и очищая от шлаков инжекторы. Если же внутри топливной системы случается неисправность, у неё есть определённые симптомы:

  • запуск холодного мотора происходит с трудом или он не запускается;
  • на холостых оборотах движок работает неустойчиво и глохнет;
  • слышны хлопки из системы выпуска отработавших газов;
  • движок «троит», один из цилиндров не функционирует;
  • падает мощность и динамика разгона двигателя;
  • наблюдаются провалы в работе мотора;
  • резко повышается расход топлива;
  • из выхлопной трубы идёт чёрный дым.

Наиболее подвержены неисправностям инжекторы. Несмотря на то что горючее проходит через сетчатый фильтр, а затем через два фильтра тонкой очистки, со временем распылители загрязняются. Очистка производится самостоятельно или в сервисе. Кроме того, у форсунок есть срок службы, на протяжении которого детали изнашиваются. Если промывка и очистка форсунок не приносят результатов — их лучше заменить новыми.

Как определить неисправную форсунку дизеля

На силовых установках Cummins 2,8 ICF определить неисправный инжектор можно самостоятельно. Для этого нужно выяснить, какой из распылителей отправляет в систему обратного слива больше всего дизтоплива:

  1. С помощью шлицевой отвёртки вынимаются фиксаторы с системы обратного слива, она снимается.

    Вынимаются фиксаторы, снимается обратный слив с инжекторов

  2. В верхние отверстия инжекторов вставляются корпуса от медицинских шприцев. Затем запускается движок.

    В верхние отверстия распылителей вставляются шприцы

  3. Сломанные распылители быстрее начнут наполнять шприцы.
Видео: диагностика неисправных форсунок в моторах Cummins

Просматривая видеоролик, можно увидеть, что исправны 1 и 4 инжекторы. Форсунки 2 и 3 придётся заменить.

Диагностика форсунок бензинового мотора

Неработающий инжектор бензинового движка (ЗМЗ 406, 405) можно определить, не извлекая его из посадочного места. Для этого нужно выполнить несколько несложных операций:

  1. При помощи тонкой шлицевой отвёртки отсоединяется пружинный зажим топливной колодки на головке блока цилиндров (ГБЦ).

    Топливная колодка отсоединяется от форсунок

  2. Сигнальные разъёмы отсоединяются от гнёзд форсунок.

    Разъёмы вынимаются из гнёзд инжекторов

  3. К выводам сигнальных гнёзд распылителей подключается омметр, измеряется сопротивление обмоток.

    Щупы тестера подсоединяются к штырям гнезда управления для измерния сопротивления обмотки инжектора

  4. Между центральным и боковым штырями должно быть сопротивление от 15 до 16 Ом.

    Управляющая электромагнитная обмотка должна иметь сопротивление 15–16 Ом

  5. Если вместо нужного сопротивления — большое значение (обрыв) или его величина очень низкая (короткое замыкание), форсунка неисправна и подлежит замене.

Как снять форсунки на ГАЗелях с ЗМЗ 405 и Камминз

После того как определили, что неисправен один или несколько распылителей, лучше всего их заменить новыми или отремонтировать. Исходя из низкого качества бензина и солярки, распылители редко служат дольше 100 тыс. км пробега на дизелях. На бензиновых — до 80 тыс. км. Процедура замены не отличается сложностью. Это может сделать даже начинающий автомобилист.

Демонтаж форсунок из инжекторных моторов ЗМЗ 405

Прежде всего следует подготовить необходимые для работы инструменты:

  • тонкую шлицевую отвёртку;
  • рожковые ключи на «10» и «13»;
  • небольшую пустую ёмкость для слива бензина;
  • шило.

Действия выполняются в определённом порядке:

  1. Автомобиль устанавливается на ровном месте.
  2. В топливной магистрали сбрасывается давление. Для этого следует обесточить бензонасос, чтобы он не функционировал. Заводится движок и работает до тех пор, пока не сгорит всё оставшееся топливо. Мотор должен заглохнуть.
  3. От аккумулятора отсоединяется «минусовой» провод.
  4. От дроссельного патрубка отсоединятся подводящий воздуховод и трос, управляющий приводом воздушной заслонки.
  5. Ослабляется хомут и отсоединяется отводящий нижний шланг с регулятора холостого хода.

    Отвёрткой ослабляется хомут шланга

  6. Снимается рукав, вентилирующий картер.

    Ослабляется крепёж и снимается шланг картерной вентиляции

  7. Отсоединяется трубка вакуумного усилителя тормозной системы.

    Ослабляется хомут и отключается шланг вакуумного усилителя

  8. Ослабляется хомут и снимается шланг регулятора давления горючего.

    Откручивается крепёж, снимается шланг регулятора давления топлива

  9. Ключом на «13» отворачиваются все гайки со шпилек впускного коллектора. Снимаются провода «минуса», после них — впускной коллектор.

    Снимаются все гайки и наконечники проводов «массы»

  10. От штуцера рампы отсоединяется бензошланг подачи бензина.

    От рампы отключается топливный шланг

  11. С патрубка системы холостого хода снимается шланг вентиляции картера.

    Снимается шланг, вентилирующий картер

  12. От регулятора давления горючего отсоединяется сливной бензошланг.

    С устройства, регулирующего давление, снимается шланг

  13. Откручиваются винты крепления, снимается топливная рампа.

    Откручиваются крепёжные винты и снимается рампа

  14. Пружинная защёлка колодки поддевается шилом, разъём кабеля управления вынимается из гнезда инжектора.

    Разъём управляющего кабеля вынимается из гнезда распылителя

  15. Форсунка извлекается из коллектора.

    Инжектор вынимается из гнезда коллектора

Установка нового распылителя и сборка производится в обратном порядке.

Как извлечь форсунки из дизельных двигателей Cummins

Провести на движке «Камминз» демонтаж форсунок очень просто. Владелец авто сможет снять инжекторы, даже если этого не делал раньше. Достаточно иметь:

  • гаечные ключи на «17» и «13»;
  • тонкую шлицевую отвёртку.

Сначала нужно тщательно очистить от пыли и грязи ниши, в которых установлены инжекторы. Лучше всего это делать сжатым воздухом, подаваемым из компрессора.

Затем выполнить несколько несложных действий:

  1. Шлицевой отвёрткой демонтируются фиксаторы, которые держат шланг обратного слива дизтоплива.
  2. Снимаются электрические разъёмы инжекторов, для этого нужно нажать на их фиксаторы.
  3. Ключом на «13» удерживаются фиксирующие гайки штуцеров, одновременно ключом на «17» откручиваются гайки топливных трубок.

    Места расположения фиксаторов и гаек, которые нужно открутить и снять

  4. Ослабляются фиксирующие гайки топливных трубок на рампе, трубки отводятся в сторону.
  5. Болты фиксаторов форсунок откручиваются ключом на «13» и аккуратно вынимаются из гнёзд, чтобы не повредить их резиновые манжеты.

    Чтобы отвести в сторону топливные трубки, нужно ослабить гайки, крепящие их к рампе

  6. Инжекторы аккуратно вынимаются из своих гнёзд, чтобы не испортить резиновые уплотнители, расположенные в нижней части форсунок. Для этого нужно слегка стронуть их с места и поворачивать руками, с небольшими усилиями раскачивая в разных направлениях.

    Инжекторы аккуратно извлекаются из своих гнёзд

Установка распылителей производится в обратном порядке. Если повреждены уплотнители (манжеты) фиксирующих болтов и форсунок, их следует заменить новыми.

Видео: демонтаж инжекторов из движка «Камминз»

Самостоятельный ремонт форсунок ГАЗель

Новые инжекторы к бензиновым и дизельным силовым агрегатам стоят недёшево. Поэтому вместо приобретения новых распылителей топлива можно их отремонтировать. Диагностика, чистка и замена износившихся запчастей неисправного инжектора будет стоить гораздо меньше, чем приобретение новой оригинальной форсунки. Инжекторы подлежат ремонту, если:

  • ресурс использования распылителя меньше, чем тот, на который он рассчитан;
  • корпус инжектора не деформирован и не повреждён — отсутствуют трещины и сколы;
  • на распылительном отверстии нет видимых повреждений.

Чистка, продувка и промывка распылителей

На протяжении эксплуатационного срока топливные форсунки следует чистить и промывать. Периодичность этой операции — каждые 30 тыс. км пробега. После 100 тыс. км промывка уже не поможет, инжекторы придётся менять. Чистку можно проводить как в сервисных центрах, так и самостоятельно. Наилучший способ избавиться от грязи и нагара — подвергнуть распылитель воздействию ультразвукового излучения. Кроме такого метода, на СТО чистят форсунки на специальных стендах, подвергая их корпуса и сопла промывке. И также выпускаются присадки к топливу, очищающие топливную систему, в том числе и распылители.

Самый практичный способ чистки, который можно провести даже в полевых условиях — самостоятельная промывка специальными жидкими составами. Для такой чистки можно использовать баллончик со средством для промывки карбюраторов. Наружный нагар убирается с помощью ткани, смоченной тем же составом. Можно аккуратно удалить иголкой твёрдые частички нагара вокруг сопла. Лучший эффект получается, если предварительно замочить все форсунки в жидкости для очистки инжектора.

Форсунка очищается как снаружи, так и внутри

Есть несколько методов очистки, с использованием подручных инструментов. Один из наиболее удобных, который применяют к дизельным распылителям, потребует наличие таких деталей, как:

  • ножной насос с манометром;
  • аккумулятор и два разноцветных провода;
  • жидкость для очистки карбюратора или инжектора.

Процесс промывки несложен и потребует всего несколько повторяющихся действий:

  1. С насоса снимается шланг и подсоединяется к топливному штуцеру инжектора.
  2. В свободный конец шланга заливается карбюраторный или инжекторный очиститель.
  3. Шланг аккуратно подсоединяется к насосу, чтобы не пролить жидкость.
  4. Насосом создаётся давление, которое воздействует на очистительный состав.
  5. К аккумулятору подключаются провода.
  6. К управляющим клеммам гнезда форсунки кратковременно подключаются провода с напряжением, открывая и закрывая распыляющее сопло.

Важно не перепутать полярность проводов. На управляющем гнезде обычно есть обозначение, где находятся клеммы «плюс» и «минус». Инжектор промывается до тех пор, пока сопло не станет хорошо распылять жидкость.

Видео: самостоятельная очистка бензиновой форсунки

Замена резиновых уплотнителей и колец

В нижней части корпуса распылителя расположено посадочное место для резинового уплотнителя. Немного выше распылительного отверстия располагается медная уплотнительная шайба. Резиновая прокладка обеспечивает устойчивое положение распылителя относительно блока цилиндров двигателя. Как только она теряет свою эластичность, появляется характерный стук, который часто слышен у дизелей с большим пробегом. Поэтому новые манжеты устанавливают, как только меняют или ремонтируют форсунки.

Уплотнительные манжеты меняются при каждом извлечении форсунок из двигателя

Для извлечения отработавших и установки новых резинок достаточно шлицевой отвёртки средних размеров.

В это отверстие устанавливается резиновый уплотнитель

Медные уплотнительные шайбы изолируют распыляющее отверстие инжектора, расположенное в камере сгорания. Они идут в комплекте с новыми форсунками. Заменить эти шайбы на извлечённом распылителе очень просто.

Новые форсунки комплектуются медными уплотнительными прокладками

Форсунки — важнейшая деталь топливной системы автомобиля. От их правильного функционирования зависит устойчивая работа двигателя. Если вовремя чистить инжекторы от грязи, нагара и менять топливные фильтры — распылители будут служить долго. Их ресурс может достигать и даже превышать 100 тысяч километров пробега, при соответствующем уходе и использовании качественного горючего.

  • Автор: Игорь Тараненко

До


  • Грязный и забитый клапан
  • Низкий объем топлива
  • Измененный рисунок распыла
  • 02 датчики считывания обедненной смеси

После ультразвуковой очистки


  • Расход нормальный
  • Форма распыла и нормальное распыление топлива
  • Увеличенный расход бензина
  • Более высокая производительность и мощность

Мощность форсунок, поддерживаемая 90 00917 л. с.