Не навредит ли автомобилю процедура раскоксовки загрязненных старым маслом внутренних частей двигателя?

Если у вас автомобиль с пробегом, то у него внутри двигателя, скорее всего, уже накопились остатки грязного загустевшего моторного масла, а внутри цилиндров, в камере сгорания и на кольцах поршней образовался твердый нагар. Это естественные следствия работы мотора, которые могут даже сами пропадать при определенных условиях, когда двигатель работает во всем диапазоне допустимых нагрузок.

Павел Горбачев

standret / Freepiki

Однако, при несвоевременной замене масла в самых ответственных местах образуются зловредные отложения, которые уже сами по себе не исчезнут. Это называется закоксовка ДВС.

Содержание статьи

Когда потребуется раскоксовка

В топливе, как и в масле, присутствуют такие вещества, которые не могут полностью сгореть при работе двигателя. Они постепенно откладываются на горячих металлических деталях и запекаются, превращаясь в твердый налет. В дальнейшем он увеличивается в размерах и начинает мешать нормальной работе движущихся частей. Из-за нагара могут подклинивать клапаны, поршневые кольца теряют эластичность и стираются в ускоренном темпе, а заодно и стирают стенки цилиндров двигателя. Если в одном или нескольких цилиндрах мотора снизилась компрессия, или же диагностическими средствами выявлено недозакрытие или неполное открытие клапанов ГРМ, то специалисты рекомендуют не бросаться очертя голову в капитальный ремонт двигателя, а советуют для начала провести процедуру раскоксовки двигателя.

Раскоксовка — это комплекс мер по очищению поршня и его колец, всей камеры сгорания и головки клапанов ГРМ от образовавшегося нагара. Она проводится без разборки двигателя

Обычно раскоксовке предшествует диагностика двигателя при помощи замера компрессии в цилиндрах либо осмотром внутренности камеры сгорания видеоэндоскопом, соединенным со смартфоном.

youtube

Нажми и смотри

Реанимация двигателя

Очищение деталей от нагара производится путем запуска мотора с залитой внутрь него специальной автохимией, которая размягчает налет, растворяет лаковые отложения и удаляет все это через выпускной коллектор. Некоторые умельцы в качестве раскоксовочной водородно-кислородной смеси применяют обычную перекись водорода. При известном опыте это дает хороший результат.

Мощная раскоксовка способна удалить почти весь нагар из камеры сгорания и очень хорошо почистить компрессионные кольца, благодаря чему в цилиндрах может увеличиться компрессия. Именно благодаря правильной очистке двигателя можно вернуть ему номинальную мощность и продлить ресурс без проведения капитального ремонта.

Однако если нагар внутри мотора образовался в огромных количествах, то при попытке одним махом раскоксовать его может произойти неприятность: куски нагара вместо медленного растворения будут отваливаться большими фрагментами, из-за чего может нарушиться правильная работа клапанов. Иногда твердые частицы просто блокируют движение клапанов, и двигатель начинает работать с детонацией.

Помимо этого, очень твердые частицы нагара могут застрять в тепловых зазорах между поршнем и цилиндром, и даже за короткое время работы мотора смогут оставить там глубокие задиры и царапины. Это приведет к сильному снижению остаточного ресурса блока цилиндров, и, в некоторых случаях, даже к необратимому выходу мотора из строя.

С чего начинать раскоксовку

Мы рекомендуем перед началом мероприятий по раскоксовке учесть массу и объемы нагара, образовавшегося внутри ДВС. Возможно, обычная поездка на повышенных оборотах в течение долгого времени (быстрая езда по трассе) позволит естественным образом немного очистить внутренности мотора от излишнего кокса и лака. И только затем, если в этом будет необходимость, можно применять автохимию для раскоксовки в щадящем режиме. Пусть результат и не будет заметен с первого раза, но так вы убережете двигатель от возможных повреждений, свойственных раскоксовке сильно загрязненных моторов.

Читайте также:

Это не сложно, зато экономит деньги: как промыть инжекторы двигателя своими руками

Как продлить жизнь двигателю автомобиля?

Раскоксовка двигателя.

Нужно ли ее делать?

Раскоксовка — это безразборное удаление твердых углеродистых отложений (нагар, лак,шлам) с поршневых колец, поршня, и камеры сгорания. Образовавшиеся слои отложений(в народе принято называть «кокс») со временем начинают мешать нормальной работе двигателя, что приводит к падению мощности мотора, масложору, перегреву, падению компрессии и повышенному расходу топлива.

Важно сразу понимать! Раскоксовка двигателя – прежде всего ремонтно-профилактическая операция. Если есть проблемы с чистотой клапанов, цилиндров и колец, то состав раскоксовывателя их устранит, но если двигатель сильно изношен, то раскоксовка уже бесполезна — только переборка и замена деталей ЦПГ.

ᕯᕯ

Откуда в двигателе накапливаются отложения?

Основные причины:

1. Конструкция двигателя. Это может являться ключевым моментом т.к. современные двигатели наиболее подвержены закоксовке, чем старые! Это связано с миниатюризацией поршневых колец и проточек под них в поршне. Если раньше высота колец могла достигать 2-4 мм, то после 2000-2010 годов практически нормой стало 1-1,5 мм и менее. Это приводит к тому, что нагар в значительно большей степени способен заклинить кольца в поршне. Каналы маслостока колец и поршней в новых моторах очень малы, это затрудняет отток загрязнений и вызывает закоксовку.

Ну и здесь стоит отметить, что есть ряд двигателей сильно подверженных закоксовке, а есть двигатели, которые прощают огрехи больших интервалов замены масла.

2. Качество масла или неправильно подобранное масло. Подбирать моторное масло необходимо придерживаясь рекомендаций производителя автомобиля, здесь важно соблюдать рекомендуемую вязкость масла, спецификации по API/ACEA и допуски автопроизводителей. Всю эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. А вот качественное масло обязательно приобретать в официальных точках продаж того или иного бренда, это легко узнать на сайте производителя масла.

3. Интервал замены масла. Здесь вообще все просто — чем чаше менять масло, тем меньше вероятность закоксовки, так как масло сохраняет свои свойства. А для России с ее тяжелыми условиями эксплуатации желательна замена масла каждые 7-8 тыс.км. Для турбовых легковых двигателей еще лучше 5-7 тыс.км., в особенности, если сделан чип-тюнинг двигателя.

4. Некачественное топливо.

Интересное:
Что нужно сделать с машиной каждому автомобилисту при наступлении весны.

Да, оно может влиять на закоксовку, но редко является основной причиной. По поводу некачественного топлива можно лишь сказать, что оно способствует образованию появления отложений, но не является основной причиной.

5. Частое «стояние» в пробках, сюда же и езда на малых оборотах.

6. Езда на непрогретом моторе, с небольшими нагрузками (особенно зимой).

ᕯᕯ

Чем же так страшна закоксованность двигателя?

Накопившиеся отложения уменьшают объем камеры сгорания, что приводит к ухудшению теплопроводности и в конечном итоге к ускоренному износу цилиндро-поршневой группы двигателя(ЦПГ).

Если нагара в камере сгорания очень много, на стенках и головке блока, то это уменьшает камеру сгорания, приводя к детонации, что негативно влияет на ЦПГ.

Также эти отложения ухудшают отвод тепла, что может быть причиной перегрева мотора и более быстрого износа ресурса моторного масла.

Нагар на клапанах может сужать каналы отработанных и вновь поступающих газов, из-за этого мощность начнет падать. Да и клапана могут не до конца закрываться, что может привести к их прогоранию.

Но самое неприятное и почему рекомендуют делать раскоксовку – это образование отложений на кольцах поршня (маслосъемных и компрессионных). Именно из-за этого двигатель не будет работать нормально.

ᕯᕯ

Поршень, компрессия, кольца.

Если взять поршень любого двигателя, то можно увидеть три канавки: две идут для компрессионных колец, одна — для маслосъемного.

В процессе работы кольца держат компрессию в цилиндрах (по большому счету именно они способствуют движению поршня), а также не дают маслу попадать в камеру сгорания. Также немаловажно, они отводят часть тепла в стенки блока цилиндров. Стоит еще отметить, что у маслосъемного кольца, в его канавке, бывают специальные отверстия в стенке поршня, которые улучшают отвод масла, убирая его во внутреннюю полость поршня.

Все эти три элемента подвижны, и при ходе поршня они могут перемешаться вверх и вниз на какие-то микроны, а также немного колебаться. Вся эта система работает достаточно эффективно, если на ней нет отложений.

И только после того как нагар там появляется, нарушается вся идеально выстроенная система:Кокс начинает образовываться в «канавках» (проточках) где находятся компрессионные кольца. Они теряют свою подвижность и не могут повернуться на микроны нужной стороной и из-за этого падает компрессия и начинается износ.Маслосъемное кольцо также теряет подвижность, оно не может эффективно убирать масло со стенок блока цилиндров и оно прорывается в камеру сгорания. Соответственно растет расход масла, причем значительно, бывает даже более 2л на 1000 км. Под маслосъемным кольцом забиваются каналы (проточки), масло через них также не отводится, что еще больше способствует увеличению расхода.

В общем, если мотор сильно закоксовался, то он «не едет»(падает компрессия) и/или много«жрет» масло.

ᕯᕯ

Когда нужно делать раскоксовку?

– При расходе масла двигателем.При этом современные моторы могут жрать масло литрами без сильного дыма, так как выхлоп проходит через катализатор, дожигающий остатки масла. Да и современный химический состав масел даёт мало дыма. Так что если двигатель начал есть масло, рекомендуем делать раскоксовку.– При снижении компрессии двигателя.Это проявляется снижением динамики, трудностью запуска, повышением расхода топлива. Снижение компрессии часто связано именно с залеганием компрессионных колец.

ᕯᕯ

Что исправит раскоксовка поршневых колец?

Самое основное — уменьшится расход масла. Уйдет «масложор», улучшится тяга двигателя.

Но нужно понимать, что раскоксовка — это не «волшебная таблетка» т.к. износ каждого мотора очень индивидуален и процедура раскоксовки не всегда даёт 100% результат.

Какую использовать раскоксовку?

Есть два основных производителя раскоксовок в России, которые можно приобрести в любом автомагазине:

Пенная раскоксовка двигателя Валера (ВМПАВТО)

Раскоксойл Валера (ВМПАВТО)

Пенная раскоксовка двигателя СOMPLEX (LAVR)

Раскоксовка двигателя Express (LAVR)

Раскоксовывание двигателя ML202 (LAVR)

Раскоксовывание двигателя ML203 NOVATOR (LAVR)

ᕯᕯ

Так стоит ли делать не делать раскоксовку?

Раскоксовки реально помогают, это давно проверено, среди знакомых водителей и владельцев автопарков такси, мы находили немало отзывов положительного характера, но все же есть отзывы, когда процедура не привела к ожидаемому результату.

Опять же, если изношена цилиндро-поршневая группа, то здесь уже никакая раскоксовка не поможет. Увы, но чаще всего так и бывает.

Большинство специалистов по ремонту двигателей рекомендуют использовать раскоксовки в качестве профилактической меры, до того момента как кольца залегли.

К сожалению в современных моторах (особенно европейских) кольца обладают меньшей упругостью, быстрее изнашиваются и забиваются нагаром, который невозможно убрать никакой раскоксовкой, здесь помогает лишь капитальный ремонт двигателя.

Рекомендации:

-чаще меняйте моторное масло (в идеале каждые 7000км.)

-подбирайте масло по вязкости и спецификации, согласно инструкции по эксплуатации автомобиля

А использовать раскоксовку можно в качестве профилактической меры. Скажем, делать раз в три замены масла. И ваш автомобиль будет радовать вас еще очень долго.

Интересное еще здесь:
Обзор.

Раскоксовка двигателя. Нужно ли ее делать?.

 

Что такое нагарообразование и как его предотвратить

Как образуется нагарообразование

Нагарообразование и его накопление являются побочным продуктом сгорания в двигателе, возникающим в результате неполного сгорания топлива.

Эта черная сажа, похожая на ту, что собирается в дымоходе, затвердевает на внутренних компонентах двигателя, таких как форсунки, стенки цилиндров, впускные клапаны и т. д.

Удивительно, но новые двигатели с улучшенной технологией выбросов более подвержены проблемам с двигателем, вызванным накоплением углерода.

В старых двигателях топливо впрыскивается во впускной коллектор топливными форсунками для смешивания с воздухом. Затем эта воздушно-топливная смесь через определенные промежутки времени проходит через цилиндры двигателя к их свечам зажигания, где воспламеняется и сгорает.

В некоторых современных двигателях, таких как двигатели с непосредственным впрыском, больше вероятность образования нагара. В двигателях GDi (бензин с непосредственным впрыском) используются системы высокого давления, которые впрыскивают топливо непосредственно в камеру сгорания двигателя. Это приводит к более эффективному и полному сгоранию, направленному на снижение выбросов и повышение мощности.

Увеличение, показывающее экстремальные уровни накопления нагара в двигателе. — https://team.valvoline.com/diy/truth-behind-carbon-buildup

Однако эта эффективная технология может также вызвать накопление углерода на впускных клапанах, поскольку топливо не может очистить клапаны, как в других типы двигателей с впрыском топлива. Например, топливо может течь через впускные клапаны в двигателях с распределенным впрыском, что помогает поддерживать чистоту клапанов от нагара.

Большое количество углеродистых отложений может привести к снижению эффективности работы двигателя, что может привести к повреждению двигателя и отказу критических компонентов.

Нагарообразование обычно происходит в результате неполного сгорания топлива, и по мере развития этого нагарообразования увеличивается степень коррозии и износа двигателя.

Проблемы с двигателем, вызванные нагаром

Нагар может нарушить поток воздуха, в результате чего двигатель будет работать не в соответствии со спецификацией OEM. Это приводит к рабочей турбулентности, которая делает соотношение воздух-топливо непостоянным.

Это несоответствие приводит к тому, что двигатель работает на обогащенной и обедненной смесях, что оказывает неблагоприятное воздействие на долговременную надежность двигателя и вызывает перегрев в камере сгорания двигателя.

Горячие точки сильно влияют на КПД двигателя. Области, где локализовано накопление углерода, скорее всего, будут перегреваться из-за того, что углерод «удерживает» тепло. Это может привести к детонации двигателя и резкому снижению эффективности двигателя.

Масса нагара на впускном клапане слева, справа впускной клапан после очистки от нагара. — https://www.knowyourparts.com/technical-resources/engine/how-to-prevent-engine-deposits/

Накопление углерода можно ускорить несколькими способами. Использование некачественного топлива способствует развитию этих вредных нагаров.

Низкосортное топливо часто насыщено загрязняющими веществами, что может привести не только к отказу критически важных компонентов двигателя, но и к снижению эффективности сгорания с течением времени.

Когда речь идет о механической работе двигателя, несоответствие соотношения воздух-топливо также играет ключевую роль в развитии нагарообразования.

Привычка вождения является ключевым фактором накопления углерода. В населенных районах интенсивное движение может способствовать накоплению углерода в двигателе транспортного средства из-за неспособности эффективно управлять автомобилем в условиях движения с частыми остановками.

С другой стороны, частое вождение с тяжелыми ногами также может привести к ускоренному накоплению углерода.

Впускные клапаны двигателя с непосредственным впрыском перед очисткой впускных клапанов от нагара. — https://audiclubna.org/north-atlantic/tech-article-carbon-build-up-removal/

К сожалению, оператор двигателя может не сразу ощутить последствия постепенного образования нагара. Как правило, накопление углерода сначала проявляется незаметно, пока не достигает точки, когда критические функции двигателя становятся под угрозой.
Симптомы наращивания углерода в двигателе включают:

  • Датчики сбоя от загрязнения
  • Черный дым из выхлопной системы
  • Грубые настояния/жесткие старты
  • Двигательный цилиндри

    Профилактическое техническое обслуживание — единственный лучший способ предотвратить избыточное накопление углерода в двигателе.
    Подача качественного топлива в двигатель очень важна для обеспечения его работы в пределах проектных допусков.

    Впускные клапаны после очистки от углерода, готовы к работе в соответствии со спецификацией OEM. — https://audiclubna.org/north-atlantic/tech-article-carbon-build-up-removal/

    В связи с тревожной регулярностью загрязнения по всей глобальной цепочке поставок топлива необходимо принять превентивные меры для обеспечения качества топлива. проходит через двигатель.

    Не менее важно правильно обслуживать двигатель, например, регулярно заменяя масло маслом, рекомендованным производителем. В зависимости от применения решения могут варьироваться от дозирования топлива с присадками до использования специальных систем обслуживания топлива в топливных баках.

    Топливные присадки, такие как AFC, отлично подходят для улучшения сгорания и повышения эффективности, что приводит к уменьшению отложений в двигателе большинства конструкций.

    Существует ряд решений, которые могут помочь в удалении этой нежелательной сажи. Пока двигатель работает при правильной рабочей температуре, увеличение оборотов двигателя помогает двигателю сжечь скопившийся внутри нагар.

    Использование специальных присадок к топливу и обработка топлива также помогут двигателю удалить эти отложения. В двигателях с непосредственным впрыском, где накопление углерода может быть экстремальным, периодическая очистка впускных клапанов включена в качестве рекомендуемого элемента технического обслуживания двигателя.

    Химическая очистка также может выполняться в системе впуска для удаления нагара.
    В тяжелых случаях нагарообразования головка блока цилиндров снимается для выполнения работ с клапанами, при которых нагар очищается вручную.

    В крайних случаях двигатель необходимо разобрать и восстановить для замены важных компонентов, которые не подлежали ремонту из-за нагара.

    Советы по очистке двигателя своими руками, чтобы продлить срок службы вашего автомобиля — ключ

    19 января 2022 г.

    Если вы похожи на большинство автовладельцев, вы, вероятно, не слишком задумываетесь о двигателе своего автомобиля. Пока все идет гладко, кого это волнует, верно?

    Но знаете ли вы, что один из лучших способов продлить срок службы вашего автомобиля — это регулярно чистить его двигатель? Эта статья поможет вам очистить двигатель автомобиля в домашних условиях без посторонней помощи.

    Дайте двигателю остыть

    Первый шаг — дать ему остыть. Двигатели сильно нагреваются и могут привести к серьезным ожогам, если вы не будете осторожны. Убедитесь, что автомобиль постоял несколько часов, чтобы двигатель полностью остыл, прежде чем начинать процесс очистки.

    Наденьте защитное снаряжение

    При очистке двигателя важно надевать защитное снаряжение. Это включает в себя длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и туфли с закрытыми носками. Вам не нужны грязные масла или химикаты на вашей коже. Не забывайте и о перчатках!

    Удаление грязи и мусора из двигателя

    Следующим шагом является удаление всей грязи и мусора из моторного отсека. Это можно сделать щеткой или пылесосом. Обязательно загляните во все закоулки, чтобы двигатель был полностью чистым. Если вы оставите грязь на двигателе, она просто распространится вокруг, когда вы позже нанесете обезжириватель.

    Используйте полиэтиленовые пакеты для покрытия хрупких деталей

    Если вы заметили какие-либо хрупкие детали под капотом, такие как оборванные провода, вам нужно защитить их от обезжиривающего и чистящего средства. Вы можете сделать это, используя несколько полиэтиленовых пакетов. Наденьте пакеты на хрупкие части и завяжите их, чтобы они были в безопасности.

    Нанесите обезжириватель и начните чистку

    Теперь, когда двигатель чист, пришло время нанести обезжириватель. Это поможет разрушить любую скопившуюся смазку и грязь на двигателе. Распылите обезжириватель по всему двигателю и начните чистить щеткой. Обязательно загляните во все уголки и закоулки, чтобы обезжириватель мог выполнить свою работу. Как только обезжириватель подействует, вытрите двигатель полотенцем. Убедитесь, что двигатель полностью сухой, иначе впоследствии могут возникнуть проблемы.

    Внимательно прочтите инструкцию на флаконе, чтобы знать, как безопасно его использовать. Всегда проверяйте любой очиститель на незаметном участке, прежде чем использовать его на всем двигателе.

    Нанесите защитное средство

    Теперь, когда двигатель чист, пришло время нанести защитное покрытие. Это поможет сохранить двигатель новым и предотвратит коррозию. Опять же, внимательно прочитайте инструкцию на бутылке. После нанесения защитного средства дайте ему полностью высохнуть, прежде чем запускать автомобиль. Езда с влажным защитным средством может привести к повреждению двигателя.