Содержание

Характеристики и оборудование двигателя ЗМЗ-402

_____________________________________________________________________________

 
Двигатель ЗМЗ-402 (ГАЗ-402)- бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый с
рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком.

Двигатель ЗМЗ-402 широко распространен на автомобилях ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705.

Двигатель ГАЗ-402 простой и неприхотливый, он несложен в техническом
обслуживании и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала.

Для снижения загрязнения окружающей среды двигатель оборудован системой рециркуляции
отработавших газов.

Мотор предназначен для установки на грузовые
автомобили малой грузоподъемности.

Сцепление: диафрагменное, электрооборудование: номинальное, напряжение
12V

Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель ГАЗ-2705

Количество цилиндров — 4

Рабочий объем, л — 2,445

Степень сжатия — 8,2

Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1,
кВт (л. с.) — 73,5 (100) 4500

Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого
вала мин Л Нм (кг/см) — 182,4(18,6) 2400-2600

Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч) — 292,4 (215)

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 92×92

Масса, кг — 181

Тип двигателя — Бензиновый карбюраторный

Рис.1 Двигатель ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель
ГАЗ-2705

1 — выпускные трубопроводы; 2 — впускной трубопровод; 3 — карбюратор; 4
— пробка маслоналивного патрубка; 5 – генератор

Блок цилиндров и головка блока ЗМЗ-402
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель ГАЗ-2705

Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель
ГАЗ-2705
отливается из алюминиевого сплава и составляет одно целое с верхней
частью картера.

Блок цилиндров имеет открытую вверх полость водяной рубашки, в
которую вставляются чугунные гильзы с опорой в дно этой полости.

По контуру верхней плоскости блока цилиндров расположены десять бобышек для крепления
головки цилиндров.

Нижняя (картерная) часть блока разделена на четыре отсека поперечными
перегородками, в которые устанавливаются коренные подшипники
коленчатого вала.

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна; каждая крышка
крепится к блоку цилиндров ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) двумя шпильками
диаметром 12 мм.

В первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб
упорного подшипника.

Крышки подшипников растачиваются в сборе с
блоком, при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения
установки на всех крышках, кроме первой и пятой, выбиты их порядковые
номера.

К переднему торцу блока на паронитовой прокладке крепится отлитая из
алюминиевого сплава крышка распределительных шестерен с резиновой
манжетой для уплотнения носка коленчатого вала.

К заднему торцу блока цилиндров ГАЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705 шестью болтами крепится отлитый также из алюминиевого
сплава картер сцепления.

Точное расположение картера сцепления, необходимое для правильной работы
коробки передач, обеспечивается двумя установочными штифтами
диаметром 13 мм.

Задний торец картера сцепления и отверстие в нем для установки коробки передач для
обеспечения соосности первичного вала КПП с коленчатым валом
обрабатываются в сборе с блоком и поэтому картеры сцепления не
взаимозаменяемы.

Цилиндры двигателя выполнены в виде легкосъемных мокрых гильз,
отлитых из специального износостойкого чугуна. Гильза цилиндров вставляется в гнездо блока нижней частью.

В плоскости нижнего стыка гильза ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705 уплотнена прокладкой из мягкой меди толщиной 0,3 мм, а по
верхнему торцу — прокладкой головки цилиндров.

Для надлежащего уплотнения верхний торец гильзы выступает над плоскостью
блока на 0,02-0,1 мм. При этом медная прокладка должна быть обжата.

Для надежного уплотнения необходимо, чтобы разница выступания гильз над
плоскостью блока ЗМЗ-402 на одном двигателе была в пределах 0,055
мм.

Это достигается (на заводе) сортировкой гильз цилиндров по высоте (от
нижнего стыка до верхнего торца) и блоков по глубине проточки под гильзу
(от
его верхнего торца) на две группы.

Головка блока цилиндров ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель
ГАЗ-2705
общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава и
подвергнута термообработке (закалке и старению).

Седла всех клапанов вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна высокой
твердости. Направляющие втулки клапанов металлокерамические.

При сборке с головкой седла и втулки клапанов охлаждаются, а головка
нагревается. Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с
помощью оправки. Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в
сборе с головкой.

Головка блока цилиндров ГАЗ-402 крепится к блоку десятью стальными
шпильками диаметром 12 мм. Под гайки шпилек поставлены плоские стальные
термоупрочненные шайбы.

Между головкой и блоком цилиндров устанавливается прокладка из асбестового полотна,
армированного металлическим каркасом и покрытого графитом. Окна в
прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы
жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.

Правильное положение головки на блоке обеспечивается двумя установочными
штифтами — втулками, запрессованными в блок цилиндров (в бобышки
шпилек крепления головки).

Головки блока цилиндров двигателей ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10 различаются
по объему камер сгорания. Увеличение степени сжатия двигателя ГАЗ-402.10 получено за счет дополнительной фрезеровки нижней плоскости
головки на 3,6 мм (высота головки двигателя ГАЗ-402.10 составляет 94,4
мм,
высота головки двигателя ЗМЗ-4021.10 равна 98 мм).

Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой
свече равен 74-77 см3 для двигателя ЗМЗ-402.10 и 94-98 см3 для двигателя
ГАЗ-4021.10. Разница между объемами камер сгорания одной головки блока
не должна превышать 2 см3.

Корпусные детали двигателя ГАЗ-402 (ЗМЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705 — блок и головка цилиндров не требуют обслуживания за
исключением очистки от пыли и грязи и подтяжки резьбовых соединений.

Через каждые 20000 км пробега необходимо проводить подтяжку головки
блока цилиндров, проверку и регулировку зазоров между клапанами и
коромыслами.

Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров затягиваются от
середины головки к торцам (переднему и заднему) Затяжку и проверку
затяжки следует делать на холодном двигателе.

Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после его остывания
затяжка гаек окажется неполной вследствие большой разницы в
коэффициентах линейного расширения материала головки, блока и шпилек.

_____________________________________________________________________________

  • АКПП ZF
  • Моторы Митсубиси
  • Двигатели Тойота
  • ЗМЗ-406

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общее устройство АКПП

  • Обзор гидроаккумуляторов и преобразователей применяемых в АКПП
  • Конструктивные особенности и параметры автоматических коробок передач
  • Рабочие функции исполнительных устройств
  • Основные схемы планетарной коробки-автомат
  • Модификации клапанов и регуляторов
  • Конструкция и элементы
  • Компоненты редукторов автоматических коробок
  • Методы устранения неисправностей без демонтажа с двигателя
  • Рекомендации по замене масла

_____________________________________________________________________________

CVT вариатор Ауди

  • Коробка передач CVT 01J
  • Гидросистема коробки-автомат
  • Автоматическая коробка передач CVT 01J multitronic
  • Электронный блок управления АКПП мультитроник
  • Работа вариатора CVT 01J

Коробка автомат Toyota

  • АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
  • Основные узлы АКПП Тойота U241E/U250E
  • Коробка-автомат Toyota Aisin U241E/U250E

_____________________________________________________________________________

АКПП Mazda/Mitsubishi

  • Обслуживание АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
  • Диагностика АКПП Митсубиси A4AF3 / A4BF3

Коробка автомат ZF

  • АКПП Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21 (09L)
  • Компоненты коробки-автомат Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21
  • Обслуживание ZF 4HP20 / ZF 4HP16
  • Параметры коробки-автомат ZF 5HP19/5HP18
  • Детали ZF 5HP19/5HP18 Ауди-Фольксваген
  • АКПП ZF 6HP26 Ауди (6HP28/6HP32)
  • Гидроблок мехатроник коробки автомат ZF 6HP26
  • Гидротрансформатор ZF 6HP26/6HP28
  • Планетарная передача Audi ZF 6HP26
  • Компоненты переключения передач Audi ZF 6HP26/6HP28

Двигатели Mitsubishi

  • ГРМ и головки блока двигателя 4G18/4G15
  • Блок цилиндров и коленвал двс 4G15/4G18
  • Характеристика двигателя 4G15/4G18
  • Системы питания и охлаждения двигателя 4G18/4G15

Двигатели Toyota

  • Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE
  • Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE
  • Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE
  • Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE
  • Распредвалы 3S-FE и 3S-GE
  • Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE
  • Топливная систем 3S-FE, 3S-GE
  • Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
  • Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
  • Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
  • Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
  • Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
  • Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Замена ремня ГРМ 4A-GE
  • Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE
  • Настройки клапанов 4A-GE
  • Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE
  • Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE
  • Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE
  • Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE
  • Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE

Двигатели ЗМЗ

  • Характеристики ЗМЗ-402
  • ГРМ двигателя ЗМЗ-402
  • Шатунно-поршневая группа и коленвал ЗМЗ-402
  • Устройство системы смазки ЗМЗ-402
  • Детали систем охлаждения и питания ЗМЗ-402
  • Блока цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-405
  • Технические характеристики ЗМЗ-405
  • Коленчатый вал и привод ГРМ ЗМЗ-405
  • Устройство системы охлаждения ЗМЗ-405
  • Система смазки двс ЗМЗ-405
  • Регулировки деталей топливной системы ЗМЗ-405
  • Блок цилиндров и поршни ЗМЗ-406
  • Электронная система управления двигателем ЗМЗ-406
  • Основные компоненты двигателя ЗМЗ-406
  • Электрическая система управления ЗМЗ-406
  • Система ГРМ двигателя ЗМЗ-406
  • Коленвал и маховик двигателя ЗМЗ-406
  • Сборочные детали системы охлаждения ЗМЗ-406
  • Основные механизмы системы смазки ЗМЗ-406
  • Компоненты топливной системы ЗМЗ-406
  • Конструкция карбюратора К-151 двигателя ЗМЗ-402

Конструкция двигателя ЗМЗ-402

Двигатели ЗМЗ-402 устанавливают на автомобили «Волга», «УАЗ», «Газель»

Двигатели неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации

Неприхотливые и легко ремонтируемые, в гаражных условиях.

Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания.

Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.

Рис. 1. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны

Рис. 2. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны

Рис. 3. Поперечный разрез двигателей мод. 402 и 4021

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.

В нижней части блока выполнены пять опор коренных подшипников.

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками.

Крышки подшипников обрабатывают совместно с блоком, поэтому их нельзя менять местами.

Крышка первого подшипника обработана по торцам совместно с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала.

На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера.

К переднему торцу блока крепится крышка распределительных шестерен, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставлена манжета коленчатого вала.

К заднему торцу блока крепится картер сцепления.

Снизу к блоку крепится масляный картер, сверху — головка блока цилиндров.

Головка блока отлита из алюминиевого сплава. В ней вертикально установлены впускные и выпускные клапаны.

Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, штанги и коромысла.

Ось коромысел клапанов установлена в головке блока на стойках. В головке блока с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов.

В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания.

Головки блоков двигателей мод. 402 и 4021 отличаются по объему камер сгорания и высоте.

Высота головки блока двигателя мод. 402 равна 94,4 мм, мод. 4021 — 98 мм.

Сверху головка блока закрыта выштампованной из листовой стали крышкой.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава, донышко поршня плоское.

Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед».

Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя.

На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Верхнее компрессионное кольцо отлито из высокопрочного чугуна.

Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для увеличения износостойкости. Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца,

отлитого из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку.

На внутренней поверхности этого кольца есть проточка. Кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх, к днищу поршня.

Маслосъемное кольцо состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального.

Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома. Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне.

От перемещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.

Шатуны стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из оловянистой бронзы.

Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком «Унигерм–9».

Крышки шатунов обрабатывают совместно с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

На шатунах и крышках шатунов выбиты номера цилиндров.

В стержне шатуна у нижней головки выполнено отверстие для смазывания зеркала цилиндра.

Это отверстие должно быть направлено вправо в сторону, противоположную распределительному валу.

Масса поршней, собранных с шатуном, не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров. В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные шатунные вкладыши.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. От осевого перемещения вал удерживается упорными шайбами, установленными на передней шейке.

В заднем торце вала есть гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится маховик, отлитый из серого чугуна.

Причина неисправности (Метод устранения)

Двигатель не запускается

Бедная горючая смесь (хлопки в карбюраторе):

— засорен сетчатый фильтр карбюратора, топливного насоса или фильтра тонкой очистки топлива

Промыть фильтр в неэтилированном бензине и продуть сжатым воздухом

— порвана диафрагма или нарушилась герметичность клапанов топливного насоса

Заменить диафрагму или клапаны

— замерзла вода в отстойнике или топливопроводе

Прогреть отстойник или топливопровод горячей водой

— засорился топливопровод

Продуть топливопровод

— не закрывается полностью воздушная заслонка карбюратора;

Отрегулировать привод воздушной заслонки

— засорен жиклер: главный топливный и холостого хода;

Промыть в неэтилированном бензине и продуть жиклеры сжатым воздухом

— ослабло крепление карбюратора к впускной трубе или впускной трубы к головке блока цилиндров;

Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки

— низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива, смотрим статью Регулировка карбюратора К-151

— заедает клапан рециркуляции отработавших газов в открытом положении

Заменить клапан рециркуляции

Богатая горючая смесь (хлопки в глушителе при пуске двигателя):

–   воздушная заслонка карбюратора полностью не открывается;

Отрегулировать привод воздушной заслонки

– нарушена герметичность клапана подачи топлива;

Заменить уплотнительную шайбу клапана

– нарушена герметичность поплавка;

Восстановить герметичность поплавка или заменить поплавок

– засорены воздушные жиклеры дозирующих систем; 

Промыть жиклеры неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом

– нарушена регулировка винта качества смеси;

Отрегулировать необходимый состав смеси

– слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

Двигатель не пускается в холодное время:

— Не закрывается воздушная заслонка

Отрегулировать привод воздушной заслонки

Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода

— Высокий или низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Неправильно отрегулирован холостой ход

Отрегулировать необходимый состав смеси

— Большое количество воды в отстойнике фильтра тонкой очистки топлива и топливном баке

Слить отстой из фильтра и бака

— Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Ослабло крепление карбюратора, впускной трубы, газопровода

Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки

Повышенная токсичность отработавших газов

— Богатая горючая смесь

См. «Двигатель не запускается (богатая горючая смесь)»

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью:

— Неисправен ускорительный насос карбюратора         

Проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали

— Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Дроссельные заслонки карбюратора полностью не открываются

Отрегулировать привод дроссельных заслонок

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)»

— Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов: статья — Регулировка зазоров клапанов ЗМЗ-402

— Положение заслонок «Зима–Лето» не соответствует сезону

Установить заслонки в положение, соответствующее сезону

Повышенный расход топлива

— Бедная или богатая горючая смесь

См. «Двигатель не запускается»

— Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Неправильная установка начального момента зажигания

Отрегулировать начальный момент зажигания: статья — Регулировка момента зажигания ЗМЗ-402

— Неисправен вакуум-корректор распределителя зажигания

Заменить вакуум-корректор или распределитель

— Нарушена герметичность системы питания

Восстановить герметичность

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах

Перегрев двигателя

— Неисправен термостат

Заменить термостат

— Слабое натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса

Отрегулировать натяжение ремней

— Неправильная установка начального момента зажигания

Отрегулировать начальный момент зажигания

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)»

— Сильное загрязнение радиатора

Промыть систему охлаждения, промыть радиатор струей воды

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах

— Неисправен водяной насос

Заменить насос

— Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Перегрев двигателя См. «Перегрев двигателя»

— Применено низкооктановое топливо

Применять топливо с соответствующим октановым числом

Детонационные стуки в двигателе

— Ранняя установка начального момента зажигания

Отрегулировать начальный момент зажигания

— Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней

Очистить нагар

— Применено низкооктановое топливо

Применять топливо с соответствующим октановым числом

Недостаточное давление масла на прогретом двигателе

— Неисправность или засорение редукционного клапана давления масла

Промыть детали клапана и гнездо в корпусе масляного насоса, при необходимости заменить пружину или клапан

— Неисправен датчик или указатель давления масла

Проверить давление контрольным манометром, заменить неисправный прибор

— Перегрев двигателя

Включить масляный радиатор, устранить причину перегрева

— Большой износ вкладышей коренных подшипников

Заменить вкладыши

— Износ деталей масляного насоса

Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос

Повышенный расход масла

— Большой износ поршневых колец

Заменить поршневые кольца

— Засорение системы вентиляции картера

Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел

— Течь масла через уплотнения двигателя

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники

— Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов

Заменить колпачки

Стуки в двигателе

— Износ шатунно-поршневой группы

Отремонтировать двигатель

— Большие зазоры между коромыслами и клапанами

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками

Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе

— Износ кулачков распределительного вала и толкателей

Заменить изношенные детали

— Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом

Заменить упорные кольца

Конструкция двигателя ЗМЗ-402

Двигатели ЗМЗ-402 устанавливаются на автомобили Волга, УАЗ, Газель

Двигатели хорошо зарекомендовали себя в процессе эксплуатации

Неприхотливы и легко ремонтопригодны, в гаражных условиях.

Рядные четырехцилиндровые двигатели с карбюраторами и бесконтактной системой зажигания.

Оба похожи по конструкции, но двигатель мод. 4021 деформирован.

Рис. 1. Тип двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны

Рис. 2. Тип двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны

Рис. 3. Поперечное сечение двигателей мод. 402 и 4021

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.

В нижней части блока выполнены пять коренных подшипниковых опор.

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками.

Крышки подшипников обрабатываются вместе с блоком, поэтому они не взаимозаменяемы.

Крышка первого подшипника выточена по торцам вместе с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала.

На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера.

На переднем конце блока крепится крышка привода ГРМ, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставляется буртик коленчатого вала.

Корпус сцепления крепится к заднему концу блока.

Масляный картер крепится к блоку снизу, ГБЦ крепится сверху.

Головка блока отлита из алюминиевого сплава. Он имеет вертикально установленные впускной и выпускной клапаны.

Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, тяги и коромысла.

Ось коромысел устанавливается в головке блока на стойках. Седла и направляющие клапанов установлены в головке блока с большим натягом.

Камеры сгорания выполнены в нижней части головки блока.

Головки блока цилиндров мод. 402 и 4021 отличаются объемом и высотой камеры сгорания.

Высота головки блока цилиндров мод. 402 равен 94,4 мм мод. 4021 — 98 мм.

Вверху головка блока закрыта крышкой, штампованной из листовой стали.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава, дно поршня плоское.

Для правильной установки поршня в цилиндре на боковой стенке возле бобышки под поршневым пальцем отлита надпись «Передняя».

Поршень устанавливается в цилиндр таким образом, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя.

Каждый поршень имеет два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо. Верхнее компрессионное кольцо отлито из ковкого чугуна.

Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для повышения износостойкости. Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца,

, отлита из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку.

На внутренней поверхности этого кольца есть канавка. Кольцо следует устанавливать этой канавкой до дна поршня.

Кольцо маслосъемное состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального.

Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома. Поршень крепится к шатуну с помощью поршневого пальца «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне.

Палец удерживается от перемещения двумя пружинными стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня.

Шатуны из кованой стали с двутавровым сечением. В верхний конец шатуна запрессована втулка из оловянной бронзы.

Нижний конец шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком Унигерм-9.

Крышки шатунов обрабатываются вместе с шатуном, поэтому их нельзя перемещать с одного шатуна на другой.

Номера цилиндров выбиты на шатунах и крышках шатунов.

В стержне шатуна у нижней головки имеется отверстие для смазки зеркала цилиндра.

Это отверстие должно быть направлено вправо, в сторону от распределительного вала.

Масса поршней в сборе с шатуном не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные шатунные вкладыши.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Вал удерживается от осевого перемещения упорными шайбами, установленными на передней шейке.

На заднем конце вала имеется гнездо для установки шарикоподшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится отлитый из серого чугуна маховик.

Причина неисправности (Устранение)

Двигатель не заводится

Бедная смесь (хлопает в карбюраторе):

— засорился сетчатый фильтр карбюратора, топливный насос или фильтр тонкой очистки топлива

2 Промывка фильтр в неэтилированном бензине и продуйте его сжатым воздухом

— порвана диафрагма или нарушена герметичность клапанов топливного насоса

Заменить диафрагму или клапаны

— замерзла вода в поддоне или топливопроводе

Подогреть поддон или топливопровод горячей водой

— забита топливная магистраль

Продуть топливную магистраль

— воздушная заслонка карбюратора не закрывается полностью;

Регулировка привода воздушной заслонки

— забиты жиклер: основной топливный и холостого хода;

Промыть неэтилированным бензином и продуть форсунки сжатым воздухом

— ослабло крепление карбюратора к впускному патрубку или впускного патрубка к ГБЦ;

Подтянуть крепеж, при необходимости заменить прокладки

— низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива, см. статью Регулировка карбюратора К-151

— клапан EGR заедает в открытом положении позиция

Заменить клапан рециркуляции

Богатая горючая смесь (хлопает в глушителе при запуске двигателя):

– не полностью открывается заслонка карбюратора;

Регулировка привода воздушной заслонки

— нарушена герметичность клапана подачи топлива;

Заменить уплотнение клапана

— нарушена герметичность поплавка;

Ремонт поплавка или замена поплавка

— забиты воздушные жиклеры дозирующих систем;

Промыть форсунки неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом

— нарушена регулировка винта качества смеси;

Отрегулировать нужный состав смеси

— Слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

Регулировка привода воздушной заслонки

Двигатель работает хаотично на холостом ходу

— Высокий или низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Неправильный холостой ход

Отрегулировать желаемый состав смеси

2 воды в поддоне фильтра тонкой очистки топлива и топливного бака

Слить осадок из фильтра и бака

— Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры клапанов

— Ослабло крепление карбюратора, впускной трубы, газопровода

Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки

Повышенная токсичность отработавших газов

— Обогащенная горючая смесь

3 90 См.

3 90 Двигатель не заводится (богатая смесь)»

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Регулировка зазоров клапанов

Двигатель не развивает полную мощность и не имеет достаточной приемистости:

— Неисправен ускорительный насос карбюратора

Проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали

— Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива Регулировка зазоров клапанов

— Дроссели карбюраторов не открываются полностью

Регулировка привода дроссельной заслонки

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не заводится (бедная смесь)»

— Засорен элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры клапанов: артикул — Регулировка зазоры клапанов ЗМЗ-402

— Положение заслонок «Зима-Лето» не соответствует сезону

Комплект заслонок по сезону

Повышенный расход топлива

— Бедная или богатая горючая смесь

См. «Двигатель не заводится»

— Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра

Замените фильтрующий элемент

— Неправильная настройка начального включения зажигания

5 Отрегулируйте зажигание

03 ГРМ: артикул — Регулировка угла опережения зажигания ЗМЗ-402

— Неисправен вакуум-корректор распределителя зажигания

Заменить вакуум-корректор или распределитель

— Нарушена герметичность системы питания

Восстановить герметичность

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверка и регулировка тормозной системы, ступичных подшипников, давления в шинах 2 —

Перегрев двигателя Неисправен термостат

Заменить термостат

— Слабое натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса

Отрегулировать натяжение ремня

— Неправильный угол опережения зажигания

Отрегулировать угол опережения зажигания

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не заводится (бедная смесь)»

— Сильное загрязнение радиатора

Промыть радиатор струя воды

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверить и отрегулировать тормозную систему, ступичные подшипники, давление в шинах

— Неисправен водяной насос

Заменить насос

— Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Перегрев двигателя См. «Перегрев двигателя»

— Использование низкооктанового топлива двигатель

— Раннее зажигание

Регулировка угла опережения зажигания

— Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днище поршней

Очистка нагара

— Используется низкооктановое топливо

Используйте топливо с правильным октановым числом

Недостаточное давление масла на прогретом двигателе

— Неисправный или засоренный редукционный клапан корпус масляного насоса, при необходимости заменить пружину или клапан

— Неисправен датчик или манометр давления масла

Проверить давление эталонным манометром, заменить неисправный прибор

— Перегрев двигателя

Включить масляный радиатор, устранить причину перегрева

— Большой износ вкладышей коренных подшипников

Заменить вкладыши

9003 5 прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос

Повышенный расход масла

— Большой износ поршневых колец

Заменить поршневые кольца

— Засорение системы вентиляции картера

Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом вентиляционные шланги и каналы во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел

— Утечка масла через сальники двигателя

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники

— Большой износ или разрушение маслосъемных колпачков

Заменить колпачки

Стуки в двигателе

— Износ шатунно-поршневой группы

Ремонт двигателя

— Большие зазоры между коромыслами и клапанами

Регулировка клапанных зазоров

— Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками 90 90 90 90 Замените изношенные детали или клапанную головку в сборе

— Износ кулачков и толкателей распределительных валов

Замените изношенные детали

— Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом

Замена упорных колец

История двигателя Chevy 402

Энн Дэвис

Thinkstock/Comstock/Getty Images

В 1963 г. двигатель V8 объемом 427 кубических дюймов. Со временем это семейство высокопроизводительных двигателей было расширено за счет добавления более крупных и меньших версий. С 1965 по 1974 год большие блоки Chevrolet назывались Mark IV; среди них был 6,6-литровый, также известный как 402.

Варианты

Модель 402 имела три различных производственных кода на протяжении всей своей жизни: LS3, L34 и L78. L34 и L78 были произведены только в 1970 году и, за исключением немного большего диаметра цилиндра, были идентичны эквивалентным версиям двигателей V8 объемом 396 кубических дюймов с теми же производственными кодами. LS3 был доступен в 1971 и 1972 годах и не имел эквивалентной версии V8 объемом 396 кубических дюймов.

Технические характеристики

Этот двигатель имел диаметр цилиндра 4,124 дюйма и ход поршня 3,76 дюйма; для сравнения 396 имел диаметр цилиндра 3,094 дюйма. L34 имел степень сжатия 10,25 к одному, а L78 имел степень сжатия 11 к одному. LS3 имел степень сжатия 10,25 к одному в 1971 году и 8,5 к одному в 1972 году. крутящего момента при 3400 об/мин; это те же показатели производительности, что и у эквивалентного варианта 396. В том же году вариант L98 модели 402 был рассчитан на мощность 375 лошадиных сил при 5600 об / мин и 415 фут-фунтов. крутящего момента при 3600 об/мин.

В 1971 году LS3 производил 300 об/мин при 4800 об/мин и 400 футо-фунтов. крутящего момента при 3200 об/мин. В последний год своего производства, 1972, вариант LS3 этого двигателя производил 240 лошадиных сил при 4400 об/мин и 345 фут-фунтов. крутящего момента при 3200 об/мин.

Применение

За время своего существования этот 6,6-литровый двигатель V8 использовался в таких автомобилях, как Camaro, Chevelle, Nova и Monte Carlo. Хотя его рабочий объем был на 6 кубических дюймов больше, чем у модели 396, а диаметр цилиндра был на 0,03 дюйма шире, чем у модели 39.6, Chevrolet продавал 402 как 396 на своих меньших автомобилях, таких как Nova, а на полноразмерных автомобилях маркировал его как 402.

Характеристики крутящего момента

В этом 6,6-литровом двигателе головка блока цилиндров крепится болтами к блоку цилиндров с усилием 80 футофунтов.