Содержание

Как обкатать двигатель нового авто или после капремонта

Эдуард Солодин

обкатал свой автомобиль

Профиль автора

Когда я покупал новый автомобиль, я не знал, что двигатель желательно обкатывать.

Обкатать двигатель мне помогла небольшая авария, которая случилась еще до того, как я получил номерные знаки на абсолютно новую машину. После этого я ездил какое-то время предельно аккуратно: резко не ускорялся, не тормозил и соблюдал скоростной режим. А в день покупки я проехал около 500 км по загородной трассе в размеренном темпе.

Позже, по рекомендации официального дилера, я прошел нулевое техническое обслуживание и заменил масло на пробеге 1356 км. Все это, как я считаю, помогло мне правильно обкатать новый автомобиль, избежать проблем с повышенным расходом масла и сохранить ресурс мотора.

В этой статье расскажу, что такое обкатка двигателя, какие типы обкатки бывают и как обкатать двигатель на новой машине. Разберу, сколько времени должна длиться обкатка, нужно ли проходить нулевое техобслуживание и какие ошибки могут привести к проблемам с эксплуатацией мотора.

Что такое обкатка двигателя

Абсолютно новые детали двигателя на вид гладкие и ровные. Но если рассмотреть их поближе, можно увидеть на них мелкие зазубрины и неровности. В процессе обкатки все они стираются. Самая важная деталь — поршневые кольца, они контактируют со стенками цилиндров. Зазубрины на них должны сточиться, а сами детали — максимально плотно притереться друг к другу.

На производстве для этих целей используют различные технологии притирки деталей. Например, контактную часть кольца делают не прямой, а c небольшим углом. Так самая «выпирающая» часть стирается раньше и кольцо плотно притирается к стенке цилиндра. В некоторых случаях для места контакта колец и стенок поршня могут использовать тончайший слой мягкого металла, который быстро стирается на первых минутах работы двигателя. Но это не означает, что обкатка закончилась и мотор можно использовать на полную мощность.

/guide/china-auto/

Что нужно знать о китайских машинах

Три абсолютно новых поршневых кольца на новом поршне: два компрессионных сверху и одно маслосъемное снизу. Фото: Sharomka / Shutterstock

На рынке можно найти обкаточные присадки, которые добавляют в моторное масло или топливо. В описании производители утверждают, что их продукт помогает быстрее и лучше приработать детали, снизить уровень шума, вибрации, расход масла и топлива и увеличить ресурс двигателя. Мы не рекомендуем использовать такие присадки: неизвестно, какая от них на самом деле польза, но навредить они могут.

Также есть обкаточное масло. Говорят, такое когда-то лили на заводе, но сейчас машины сходят с конвейера с рекомендованным маслом: таким же, которое будут заливать на ТО. Обкаточное масло можно применить в двигателе, который прошел капитальный ремонт.

/guide/motor-oil/

Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать

Поршневые кольца должны максимально плотно прилегать к стенкам цилиндров. Детали притираются во время обкатки. Фото: Vladimir Gjorgiev / Shutterstock

Когда нужна обкатка двигателя

На абсолютно новом двигателе, который стоит в абсолютно новой машине. На заводе двигатели проверяют на специальном обкаточном стенде. Некоторые покупатели убеждены, что это и есть обкатка и что новый автомобиль из салона дополнительно обкатывать не нужно. В руководствах по эксплуатации обычно тоже не пишут про обкатку.

Но часть автопроизводителей все же рекомендуют первое время не ездить на повышенных оборотах. Это может положительно повлиять на ресурс мотора и на срок эксплуатации автомобиля.

На двигателе, который прошел капремонт. В таком помимо каких-то особенных работ вроде замены шорт-блока или расточки цилиндров точно заменили основные детали: поршни, поршневые кольца, шатунные вкладыши, маслосъемные колпачки, ремень или цепь ГРМ, прокладки и уплотнители. Поршневым кольцам нужно притереться к стенкам цилиндров точно так же, как на абсолютно новом моторе.

/guide/grm-basic/

Газораспределительный механизм: что это и как работает

Если не обкатать правильно двигатель после капремонта, это может привести к потере компрессии, повышенному расходу масла и топлива и сокращению срока службы отремонтированного агрегата.

Какие бывают типы обкатки

Холодная обкатка. Среди автовладельцев распространено мнение, что обкатывать новый автомобиль не нужно, ведь он уже прошел обкатку на заводе. Частично они правы: двигатели действительно тестируют еще на заводе. Это и есть холодная обкатка.

Ее делают на специальном обкаточном стенде. Двигатель не запущен, в него не подается топливо. Масло и охлаждающая жидкость уже залиты в двигатель. К коленвалу подключают электромотор, благодаря которому коленвал вращается сначала на низких оборотах и постепенно переходит на более высокие. Этим управляет компьютерная программа для обкатки. Также в процессе участвуют датчики, которые позволяют контролировать состояние агрегата.

Такую обкатку делают, чтобы выявить заводской брак, дефекты и отклонения от нормативов. На этом этапе окончательно регулируют положение деталей, чтобы двигатель прошел проверку, после которой его можно устанавливать на автомобиль. Параллельно детали прирабатываются, но не окончательно. Для этого нужна горячая обкатка.

/prava/supercar/

Права, если покупаете машину

Горячую обкатку можно проводить на специальном стенде, который способен подавать топливо и отводить отработавшие газы. Так делают на производствах мощных авто, рассчитанных на динамичную езду. Обычные автомобили могут проходить горячую обкатку уже у своего первого владельца — если он посчитал нужным ее провести. Такая обкатка — это несколько коротких циклов, в течение которых двигатель запускают, прогревают и дают ему остыть.

Горячую обкатку на различных оборотах без нагрузки и на холостом ходу делают в основном после капитального ремонта двигателя. После этого этапа можно переходить к горячей обкатке под нагрузкой, то есть на дороге.

Для большинства автомобилей оптимальный диапазон для обкатки — 2000—4000 об/мин. Но из-за того, что мощные и дизельные двигатели способны развивать высокие обороты, универсальный диапазон — средние обороты. При этом не стоит ориентироваться на скорость автомобиля. На этих оборотах она может быть разной — в зависимости от того, какая включена передача.

/pay-to-ride/

«Смотреть, как он хорошеет, потрясающе»: сколько стоит содержать личный автомобиль

Во время обкатки не стоит возить прицеп, брать машину на буксир, то есть подвергать детали повышенным нагрузкам. Все переключения передач, ускорения и торможения должны быть плавными.

На первых страницах руководства по эксплуатации Hyundai Creta расписали порядок обкатки автомобиля. Источник: hyundai.ru

Как обкатать двигатель после капитального ремонта

Обеспечить хорошее напряжение в бортовой сети. Из-за неровностей на новых деталях первые вращения коленчатого вала будут даваться тяжело. Поэтому важно, чтобы аккумулятор был полностью заряжен, а стартер исправно работал. Это важно, потому что капитальный ремонт двигателя — это процедура для автомобилей с серьезным пробегом.

Залить качественное моторное масло. Есть мнение, что для обкатки стоит залить дешевое масло, а как только все закончится — слить его и поменять на хорошее. На самом деле обкатка — это повышенная нагрузка на мотор, поэтому масло должно быть качественным. Для этого подходит специальное обкаточное масло на минеральной основе.

При низкой и даже комнатной температуре масло относительно густое, поэтому двигатель не стоит запускать сразу. Важно подождать некоторое время, чтобы масло окончательно стекло в поддон картера двигателя. Уровень масла должен находиться на максимальной отметке, но не превышать ее. После запуска двигателя часть масла поступает в масляный фильтр и его уровень уменьшается. Не стоит заливать масло в фильтр заранее.

Запустить двигатель и проконтролировать давление масла. Проще всего контролировать рабочее давление по панели приборов. После запуска двигателя загорятся контрольные лампы, в том числе лампа контроля давления масла. Через две-три секунды работы двигателя она должна погаснуть. Если этого не произошло, нужно срочно глушить мотор и разбираться в причинах потери компрессии. Нажимать на педаль газа не стоит: это грозит поломкой двигателя.

/list/lampochki-na-paneli-priborov/

Как правильно считывать знаки на приборной панели

Прогреть двигатель. Если с давлением масла все в порядке, нет утечек, то мотор прогревают до рабочей температуры на холостом ходу.

Заглушить двигатель, чтобы он остыл примерно до половины рабочей температуры. Это не даст деталям перегреться от трения и деформироваться.

Повторить несколько циклов прогрева и остывания на холостых оборотах.

Обкатать на высоких оборотах. После завершения всех циклов обкатки на холостых оборотах можно постепенно увеличивать обороты коленчатого вала. Для начала чуть надавите на педаль газа и остановитесь на отметке 1500 оборотов, дайте двигателю поработать в таком режиме две-три минуты. Затем обороты можно увеличить до 2000 и подержать их около пяти минут.

Мотор при этом не должен издавать посторонних звуков и сильно дымиться. Небольшое задымление допустимо, если масло попало на разогретые поверхности двигателя.

6 способов сломать двигатель автомобиля

Как обкатать двигатель на дороге

Эти советы работают и для новой машины, и для той, которая прошла все процедуры из предыдущей главы.

Не превышать скорость. В период обкатки желательно держать обороты на средних значениях. В городских пробках это невозможно, поэтому в идеальных условиях двигатель лучше обкатать за городом. При этом не стоит монотонно держать одинаковую скорость, например 90 км/ч, или превышать скорость, поднимая обороты до максимума.

Некоторые водители вешают на заднее стекло треугольный знак «80», а иногда дописывают что-то вроде: «Я не тормоз, просто обкатываю двигатель». Такой человек может ехать по трассе со скоростью 80 км/ч без риска вывести из себя других участников движения.

Не перегружать двигатель первые 500 км. Этот период особенно важен для обкатки. Желательно избегать тяжелых условий эксплуатации: холодных запусков, затяжных подъемов. При обкатке нужно исключить поездки с максимальной загрузкой салона и багажника, езду с прицепом и буксировку.

/guide/buksir/

Как правильно буксировать автомобиль

Как долго нужно обкатывать двигатель

Раньше полная обкатка советских автомобилей длилась 5000—10 000 км. Сейчас в автомобилестроении применяют другие технологии и материалы, поэтому современные моторы обкатывают гораздо быстрее: 1000—2000 км достаточно, чтобы детали притерлись.

Некоторые автодилеры рекомендуют пройти нулевое техобслуживание — заменить масло и масляный фильтр — уже на пробеге 2000 км. В период обкатки в масло попадает больше всего металлических микрочастиц, которые забивают масляный фильтр и мешают циркуляции масла. Поэтому нулевое техобслуживание на небольшом пробеге — это не маркетинговый ход, а реальная польза. После этой процедуры можно считать, что минимально необходимая обкатка завершена.

/top-economic-cars/

11 экономически выгодных автомобилей для ежедневных поездок

Некоторые владельцы предпочитают беречь свой автомобиль от повышенных нагрузок до 5000—10 000 км. Это не навредит современному двигателю, но необходимости в этом нет.

Скриншот электронной сервисной книжки о прохождении нулевого техобслуживания на пробеге 1356 км

Последствия неправильной обкатки

Стенки цилиндра могут перегреться, деформироваться и даже треснуть. В последнем случае в мотор, скорее всего, попадет антифриз. Так бывает, если новый или отремонтированный двигатель долго подвергают высокой нагрузке: например, когда стрелка тахометра в красной зоне или машина тащит тяжелый прицеп в гору. На приборной панели при этом не загорится никаких лампочек.

Стенки цилиндра могут получить механические повреждения. Мы писали про неровные края новых поршневых колец: если очень постараться, они могут оставить следы. Компрессионные кольца не будут удерживать газы, а маслосъемное не будет убирать излишки масла, а значит, двигатель начнет его потреблять.

Поршневые кольца не притрутся к стенкам цилиндра. Мощность двигателя упадет, расход топлива и масла увеличится.

/guide/fuel-economy/

Как экономить на бензине

Двигатель может заклинить. Придется снова все разбирать, снова покупать запчасти и оплачивать дорогостоящие работы.

Если двигатель начал сильно дымить и издавать посторонние звуки, его лучше сразу заглушить и найти причину. Хотя небольшое задымление при переборке двигателя допустимо. Это связано с тем, что при ремонте двигателя небольшая часть масла могла попасть на детали и при нагреве оно сгорает и дымит.

Запомнить

  1. Первые 1000 км постарайтесь не ездить на слишком высоких оборотах.
  2. Ускоряйтесь и тормозите плавно.
  3. В период обкатки не перегружайте автомобиль, не возите прицеп и не буксируйте другой автомобиль.
  4. Перед каждой поездкой прогревайте двигатель на холостых оборотах до рабочей температуры.
  5. Монотонная езда на одной передаче с одинаковой скоростью и при одних и тех же оборотах не идет на пользу мотору в период обкатки.
  6. Пробега около 2000 км достаточно, чтобы полностью завершить обкатку современных двигателей.
  7. После 2000 км стоит заменить масло и масляный фильтр.

Что категорически нельзя делать на новом автомобиле до конца обкатки

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

01.08.2021 15:25

Поделиться

Борис Захаров

Споры о том, нужна ли новому автомобилю обкатка, не утихают долгие годы, и мнения порой противоречат друг другу, так что бывает нелегко разобраться в тонкостях вопроса.

Юрий Зубко/ РГ

Современные транспортные средства настолько технологичны, а отклонения деталей от номинальных размеров и характеристик настолько малы, что и обкатка не нужна — примерно такие аргументы приводят те, кто не считает нужным обкатывать новый современный автомобиль. К сожалению, такое мнение ошибочно.

Несмотря на то, что допуски и посадки деталей современных машин стали значительно точнее, чем пару-тройку десятков лет назад, тем не менее любые детали, взаимодействующие друг с другом, нуждаются в адаптации, а проще говоря — притирке, приработке.

Игнорируя этот факт, недальновидные владельцы подвергают двигатель, трансмиссию, тормозную систему и прочие узлы с большим количеством подвижных элементов на работу с повышенными нагрузками. Отсюда — повышенный износ узлов и деталей, увеличение расходе топлива, масла и других технических жидкостей.

Разберемся теперь с тем, что такое обкатка, и как и какие элементы автомобиля имеет смысл обкатывать. Суть процесса — в эксплуатации автомобиля до пробега как минимум в 1000-2000 км (а оптимально — до 5 000 км) в щадящем режиме, чтобы сопрягаемые детали притерлись друг к другу. Кроме того, обкатка призвана выявить на начальном этапе эксплуатации машины возможные заводские дефекты и неисправности. Главные правила обкатки — равномерное неспешное движение, без резкой смены режимов работы силового агрегата, а также плавное переключение скоростей для минимизации нагрузки на трансмиссию и также плавные торможения, которые необходимы для того, чтобы расходные элементы тормозной системы правильно притерлись.

В целом при обкатке обращаться с машиной следует предельно аккуратно, избегая резких стартов, маневров и торможений. Кроме того, как это ни странно, не следует давать двигателю подолгу работать на холостых оборотах, поскольку в таком режиме подача масла в систему смазки относительно не велика, и новенький силовой агрегат может начать испытывать масляное голодание. Таким образом, холостые обороты допустимы лишь при прогреве двигателя не более 2-3 минут.

Оптимальный же режим обкатки — это поддержание 2000 — 3000 об/мин. Понятно, что в городских пробках поддерживать этот параметр не всегда легко. Поэтому имеет смысл либо обкатывать машину в вечернее или ночное время, или, что проще, отправиться в загородную поездку, держась в правом ряду трассы и включив прямую, высшую передачу.

В то же время ехать по трассе с крейсерской скоростью, скажем, 100 км/ч — тоже не оптимальный вариант для обкатки мотора. Дело в том, что новые силовые агрегаты не очень хорошо относятся к длительной работе в одном диапазоне оборотов, вне зависимости от того, низкий он или высокий. Об этом, кстати, сказано в инструкциях по эксплуатации большинства автомобилей. Иными словами, двигаться в скоростном коридоре от 80 до 120 км/ч не только не запрещено, а, наоборот, рекомендовано.

Само собой, при обкатке следует также отказаться от перевозки тяжелых грузов, не заполнять салон под завязку, не ездить в горной местности, не пользоваться прицепами, не буксовать и не буксировать другие автомобили. Кроме того, на этапе обкатки следует отказаться от торможения двигателем и активации спортивного режима трансмиссии.

Если обкатка происходит зимой, важно по возможности исключить холодные запуски. Сильный мороз, как известно, серьезное испытание даже для обкатанного мотора. Помните также о том, что для обкатки дизельного автомобиля потребуется больший километраж, чем в случае с бензиновой машиной. Пробег имеет смысла умножить на два. Кроме того, после езды с большой скоростью в случае с турбодизельным мотором необходимо после остановки остудить турбину, дав двигателю поработать около пяти минут.

Наконец, ключевую роль при правильной обкатке нового автомобиля играет замена масла. Поскольку при обкатке двигателя металлические элементы активно притираются, в смазывающем материале может накапливаться «пудра» из металла. Удалить эти твердые частицы имеет смысл путем замены лубриканта при пробеге порядка 2 000 — 3 000 км. Именно поэтому, кстати, многие официальные дилеры предлагают ТО-0.

И хотя большинству автовладельцам «нулевое» техобслуживание кажется излишним, потратиться на эту сервисную операцию все же имеет смысл. По аналогии рекомендуется поменять моторное масло через 2-3 тысячи км пробега после капитального ремонта мотора.

Поделиться

6 способов обкатки двигателя новой машины

Стоит ли «обкатывать» новую машину? На этот вопрос есть много ответов, но большинство экспертов и производителей согласны с тем, что это хорошая идея. Несмотря на то, что современные двигатели более выносливы, чем двигатели предыдущих поколений, по-прежнему рекомендуется аккуратно ехать первые 1000 миль или около того, если вы хотите гарантировать долгосрочную работоспособность и производительность вашего двигателя.

Здесь мы более подробно рассмотрим, как обкатывать двигатель нового автомобиля, и расскажем о методах, которые вы можете использовать, чтобы дать вашему новому автомобилю время адаптироваться к повседневным условиям вождения.

Быстрые ссылки

  • Вам нужно обкатать новую машину?
  • Сколько времени требуется для обкатки двигателя?
  • Каковы преимущества обкатки двигателя?
  • 6 способов обкатки нового автомобиля

Вам нужно обкатать новый автомобиль?

Когда вы получили ключи от своей новой машины, у вас может возникнуть соблазн узнать, на что она способна. Но слишком сильное давление на новый двигатель в первые 1000 миль может иметь последствия в долгосрочной перспективе, поэтому важно обкатать машину, прежде чем ехать на ней ближе к красной линии.

Что мы подразумеваем под «взломом»? Все сводится к тому, чтобы дать двигателю время для регулировки и равномерной работы после спуска с производственной линии, чтобы ни одна деталь не подвергалась чрезмерной нагрузке на раннем этапе. Большинство производителей рекомендуют обкатывать новые автомобили, и вы можете найти эту информацию в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Обкатка двигателя гарантирует, что ранний износ двигателя будет сведен к минимуму, а масло будет плавно и равномерно течь через все движущиеся части. Это также дает поршневым кольцам (соединитель между цилиндром и поршнем) время для правильной посадки и позволяет двигателю и трансмиссии приспосабливаться друг к другу.

Сколько времени требуется для обкатки двигателя?

Время, необходимое для обкатки двигателя, зависит от производителя. Большинство рекомендует избегать высоких оборотов в первые 1000–1500 миль; максимальная частота вращения для дизельных двигателей составляет 3500 об/мин, а для бензиновых — до 4500 об/мин.

Каковы преимущества обкатки двигателя?

Есть несколько причин, по которым стоит обкатать свой новый автомобиль, в том числе:

  • Лучшая экономия топлива . Новые двигатели не достигают максимальной эффективности, пока вы не проедете пару тысяч миль, поэтому вождение в соответствии с рекомендациями производителя поможет сохранить хорошую экономию топлива. Вы также должны добавить соответствующую топливную присадку Redex, чтобы обеспечить максимальную производительность и эффективность двигателя.
  • Повышение производительности — Обкатка нового автомобиля поможет улучшить характеристики двигателя в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что трение ограничено, а детали сбалансированы и эффективно работают вместе, обеспечивая лучшую передачу мощности.
  • Улучшение состояния двигателя в долгосрочной перспективе — Когда детали работают наилучшим образом, а масло плавно течет по системе, обкатка вашего автомобиля в течение первых 1000 или около того миль обеспечивает оптимальную работоспособность двигателя в последующие годы.

6 способов обкатки нового автомобиля

Если вы хотите заботиться о своем автомобиле с самого первого километра, ознакомьтесь с нашими советами о том, как обкатать его, чтобы обеспечить оптимальную работоспособность двигателя. . Мы также включили советы по безопасному вождению в течение первых 1000 миль, чтобы шины, тормоза и подвеска приработались.

1.      Не давите на двигатель слишком сильно

В течение первых 1000 миль не давите на двигатель до красной линии. Это может создать большую нагрузку на поршневые кольца и цилиндры и усугубить производственные дефекты.

Как показывает практика, скорость до 4000 об/мин безопасна в течение первых 1000 миль. После этого вы можете постепенно увеличивать обороты без каких-либо негативных последствий.

2.      Переключение передач на низких оборотах

Процесс обкатки дает двигателю и трансмиссии время приспособиться друг к другу, поэтому переключение передач на низких оборотах позволяет избежать ненужного износа. Это также может помочь в экономии топлива, поэтому переключение передач на низких оборотах — хорошая привычка.

Во многих новых автомобилях есть функция «переключиться на более высокую/понизить», которая подсказывает, когда следует переключать передачу, чтобы увеличить расход топлива на галлон. Стоит придерживаться этого в течение первых 1000 миль как хороший показатель безопасных оборотов, при которых можно переключать передачи.

3.      Не давите на педаль акселератора

Как бы ни было заманчиво нажать на педаль акселератора, когда вы выезжаете на новой машине на открытой дороге, это может создать большую нагрузку на моторное масло, поршневые кольца и цилиндры. Более того, агрессивное ускорение на холодном автомобиле может быть вредным, независимо от того, сколько миль вы проехали.

В течение первых 1000 миль плавно ускоряйтесь и быстро переключайте передачи, прежде чем число оборотов в минуту может стать слишком высоким. Это обеспечит плавную работу двигателя и поможет установить коробку передач.

4.      Избегайте коротких поездок, которые не дают двигателю времени прогреться не подходят для новых автомобилей. Холодным двигателям приходится работать усерднее, что создает большую нагрузку на цикл подачи масла, поэтому вам следует водить новый автомобиль только в том случае, если вы планируете более длительное путешествие, которое позволяет двигателю прогреться.

На одном дыхании вы также должны вести машину в мягком темпе после того, как она усердно работала в долгой поездке. Например, если вы проехали большое расстояние по автомагистрали, вам следует осторожно проехать через город, прежде чем вы доберетесь до места назначения, так как это позволит двигателю остыть, а не резко остановиться.

5.      Не буксируйте тяжелые грузы

Хотя вы, возможно, мечтаете прицепить дом на колесах и отправиться в путь на новой машине, буксировка тяжелых грузов не подходит для новых двигателей. Буксировка создает дополнительную нагрузку на двигатели в нормальных условиях вождения, но может быть особенно опасной для новых автомобилей, которые не подвергались обкатке.

Пока отложите планы на отдых с караванами или прогулки с лошадью; мы бы рекомендовали буксировать тяжелые грузы только после 1000 миль пробега, чтобы дать двигателю время для адаптации.

6.      Адаптируйте свой стиль вождения для обеспечения безопасности

При обкатке нового автомобиля нужно думать не только о двигателе, но и о шинах, тормозах и подвеске. Автомобили не так хорошо управляются, когда они только что сошли с завода, поэтому для обеспечения максимальной безопасности необходим осторожный подход.

Первые 200 миль или около того шины не обеспечивают того уровня сцепления, на который можно рассчитывать после этого. Это потому, что они покрыты смазкой, которая наносится в процессе производства и полностью стирается за пару сотен миль.

Тормозам также требуется время для регулировки, так как колодки и диск начинают работать вместе и образуют точки трения, что обеспечивает плавное и легкое торможение. Точно так же амортизаторы и пружины не будут полностью прирабатываться в течение как минимум 1000 миль, что влияет на управляемость и производительность.

В Redex наши очистители топливной системы и высокоэффективные моторные масла помогут вашему автомобилю работать идеально с первой мили. Чтобы получить дополнительную информацию и ознакомиться с полным ассортиментом нашей продукции, , посетите домашнюю страницу Redex сегодня .

Развенчание мифов об обкатке двигателей с помощью High Performance Academy

Любой, кто имел дело с высокопроизводительными двигателями, знает термин «обкатка». На самом деле, нередко можно услышать, как люди говорят о «периодах обкатки» даже для совершенно новых автомобилей. Что именно «обламывается»? Какова правильная процедура? Спросите десять человек, и вы, вероятно, получите десять разных ответов. «Это область, в которой существует огромное количество путаницы и огромное количество дезинформации», — говорит Андре Саймон из High Performance Academy, онлайн-ресурса по обучению эффективности.

Во-первых, необходимо четко определить, что вы делаете, когда «обкатываете» новый высокопроизводительный двигатель — или, если уж на то пошло, любой недавно отремонтированный двигатель. По словам Саймона, это одна из крупнейших дезинформаций сама по себе. «Мы должны понимать, что мы на самом деле пытаемся сделать. Некоторые люди думают, что мы пытаемся приработать подшипники или коленчатый вал, но это не так», — говорит Саймон. «Если вы в конечном итоге столкнетесь с металлическим контактом между подшипниками и шейками коленчатого вала [что может произойти в процессе прилегания], вы приведете к повреждению. Как только этот контакт произойдет, никакое нееврейское бегство не исправит этого».

То, что на самом деле делается во время обкатки двигателя, довольно просто – это контролируемая приработка или притирка новых поршневых колец на хонинговке стенок цилиндров. «Мы пытаемся подогнать эти кольца так, чтобы они плотно прилегали к стенкам цилиндра, и у нас есть относительно узкое окно для этого», — рассказывает Саймон. «Как только мы достигнем этого уплотнения, мы получим двигатель, который создает хорошую мощность, имеет низкий уровень прорыва газов и низкий расход масла».

«Мы используем шероховатую поверхность шаблона хонингования, чтобы отшлифовать кольца и сделать их посадку», — объясняет Саймон. Перекрестная штриховка хона в цилиндре похожа на напильник на внешней поверхности, что обеспечивает идеальную посадку в отверстии. Хотя это может показаться простым — и на самом деле, реальная механика этого такова — процесс достижения этого является тонким уравновешиванием, поскольку эта штриховка является абразивной только в течение ограниченного периода времени. «Причина, по которой существует узкое окно, заключается в том, что эта схема заточки со временем будет нарушена», — продолжает Саймон.

Надлежащий рисунок поперечной штриховки не только удерживает масло на протяжении всего срока службы двигателя, но и шероховатая поверхность действует как напильник для правильной притирки колец в процессе обкатки. Однако острые края сохраняются только ограниченное количество времени. Как только эти кромки изнашиваются, процесс притирки колец завершается, независимо от того, правильно ли они прилегают к стенкам цилиндра или нет.

Когда все усложняется, это правильный способ максимизировать эффективность того периода, когда штриховка по существу подгоняет поршневые кольца к отверстию. «Мой процесс — это тот, который я прошел и развил на протяжении всей своей карьеры. Он работает исключительно хорошо, и, как и большинство производителей двигателей, я отношусь к нему немного суеверно», — говорит Саймон. «Самое худшее, что вы можете сделать во время обкатки двигателя, — это заглушить двигатель или оставить его работать на холостом ходу в течение длительного времени, особенно когда он горячий. Это практически не будет нагружать кольца, и это позволит разбить шаблон заточки, фактически не выполняя свою работу».

Однако, хотя вам не нужна легкая нагрузка, вы также не хотите впадать в другую крайность. «То, что мы хотим использовать, — это умеренное количество нагрузки и умеренное количество оборотов в минуту», — объясняет Саймон. «Что происходит при умеренных нагрузках, так это то, что давление сгорания попадает за эти кольца и выталкивает их против свежего рисунка хонингования. Это трение о стенку цилиндра способствует процессу прилегания. Однако это трение создает много тепла, поэтому с этим нужно быть осторожным. Вы не хотите сразу переходить к полностью открытой дроссельной заслонке и 8500 об/мин».

Кроме того, смазка, используемая в начальный период обкатки, может иметь большое влияние на то, насколько хорошо прилегают кольца, и приводит к еще одному уравновешиванию. «Цель состоит в том, чтобы использовать масло, которое обеспечит достаточное трение для правильной притирки колец. Обычное высокоэффективное синтетическое масло настолько скользкое, что фактически будет препятствовать износу, необходимому для притирки колец. Таким образом, вы не хотите использовать сверхгладкие полностью синтетические масла для обкатки двигателя», — говорит Саймон.