Содержание
Особенности системы охлаждения двигателя ЯМЗ и советы по уходу за ней
Жидкостную, циркуляционную систему охлаждения двигателя МАЗ 5551 образуют следующие элементы:
- Водяной насос
- Жидкосно-масляный теплообменник
- Вентилятор
- термостаты
- водяной радиатор
- охладитель наддувочного воздуха (типа «воздух-воздух»)
- дистанционный термометр, который указывает температуру охлаждающей жидкости — устанавливается в кабине автомобиля.
Для поддержания стабильной и «безсюрпризной» работы СОД автомобиля МАЗ, рекомендуем выполнять следующие требования, указанные заводом изготовителем:
- в первую очередь заполнять систему только специальной всесезонной жидкостью, которая одобрена и допущена к применению заводом изготовителем
- заливая жидкость, необходимо использовать воронку с сеточкой, дабы избежать попадания мусора или других, абсолютно не нужных СОД элементов.
- постоянно контролировать температуру двигателя, нормальная температуру варьируется в пределах 75-90C или 75-95С при использовании загущенных масел минимальной вязкости М53.
- Превышение лимита в 95-100С градусов допускается лишь до 10 минут, но при использвовании тех же масел, вязкость которых не ниже М53 (14Д(М) (SAE10w40).
- движение на пониженных передачах рекомендуется начинать в момент, когда температура охлаждающей жидкости достигла 40С.
- Прогревая двигатель, старайтесь плавно, с минимальных оборотов холостого хода увеличивать их число до средних. Выше средних — лучше не рисковать.
- Регулярно, перед выездом, проверять уровень охлаждающей жидкости (минимальный уровень ОЖ = 10 мм от дна расширительного бачка). Сделать это можно через заливную горловину на расширительном бачке. Если жидкости мало — лучше долейте. (кстати, замер производится только при холодном двигателе).
- Жидкость для СОД расчитана в среднем на 2-3 года работы без замены. (конечно, лучше всего убедится в этом факте, прочитав инструкцию проивзодителя жидкости).
- Ни в коем случае не смешивайте разные типы охлаждающей жидкости с разными основами!!!
- Когда будете менять ОЖ, промойте систему водой от 2-х раз.
- При наличии магнитных пробок (установлены в нижнем патрубке водяного насоса, на жидкостно-масленном теплообменник, если установлен подогреватель — в нижней точке шланга, закрепленного на лючке картера маховика, если подогревателя нет, ищите на фланце жидкостно-масленного теплообменника.), отверните их и очистите от металлической стружки и других лишних элементов. Рекомендуется делать эту процедуру при каждой смене ОЖ.
- в жаркое лето наблюдайте за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и регулярно чистите их от засоренности сжатым воздухом, направленным в воздушные каналы сердцевины радиатора
- увидели течь на соединения СОД — срочно устраните, вернув ей герметичность
- проверьте клапана на расширительном бачке на момент срабатывания их при заданном давлении. Если при нужном давлении клапан не сработал, его лучше всего заменить, иначе будьте готовы покупать ноовые трубки,бачки радиатора и, конечно же, сам расширительный бачок.
- Соблюдая данные простые рекомендации, Вас не застанут в расплох нелепые неисправности СОД в самый неподходящий момент.
А Если Вы ищите запчасти для системы охлаждения МАЗ по выгодным ценам, компания ООО «МАЗИК» является официальным дилером МАЗ более 10 лет и предоставляет экспертную консультацию, гарантию качества, мгновенную комплектацию и доставку запчастей + у нас есть региональные склады.
Таблица примененяемости сцеплений на автобусах отечественного производства »« Преимущества автомобилей МАЗ
Система охлаждения МАЗ
Система охлаждения двигателя (рис.1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Она состоит из следующих основных элементов; радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра
При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.
Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестерен распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров.
Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров ч. поглощая тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам выпускным клапанам и стаканам форсунок.
Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором.
Охлажденная в радиаторе жидкость вновь поступает к водяному насосу.
Водяной насос (рис. 2). Лопастный, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 8 из маслобензостойкой резины, которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.
Радиатор трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки.
На расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапаном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, что соответствует закипанию воды около 119˚ С.
Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 0,13 кгс/см2.
Термостаты служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения в пути.
Когда температура жидкости системы охлаждения снижается до 70˚ С, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают благоприятные условия для ее быстрого прогрева.
Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и управляется из кабины водителя.
Вентилятор шестилопастной, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:
- — заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью тосол — А 40 (состав по объему: тосол-А — 56%, чистая вода — 44%) или тосолА65 (тосол-А — 65%, чистая вода — 35%).
- — заливать жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой;
- — следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 75—98 ˚ С;
- — регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину пробки на расширительном бачке и при необходимости доливать. Замер производить при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть 10 мм от днища расширительного бачка;
- — в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;
- — своевременно смазывать подшипники водяного насоса.
Проверка герметичности системы
Значительная часть неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости.
Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также спускные краники.
Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно.
При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажное отверстие на корпусе, что предохранит подшипники вала насоса от разрушения.
Не разрешается устранять течь жидкости из насоса закупоркой дренажного отверстия. Насос с неисправным сальником необходимо ремонтировать.
Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутиков, а при повреждении шлангов — их заменой.
Регулировка натяжения приводного ремня водяного насоса.
Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 3 кгс должен прогибаться на 10 — 15 мм.
Натяжение ремня регулируют прокладками.
При слабом натяжении ремня нужно отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять одну — две регулировочные прокладки, поставить их на наружную сторону боковины и завернуть гайки, проворачивая после подтяжки каждой гайки, затем проверить натяжение ремня.
Регулировочные прокладки снимать со шкива не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива.
Проскальзывание ремня может происходить из-за попадания на него масла. В этом случае замасленный ремень протирают тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Промывка системы охлаждения
С целью удаления накипи, ржавчины и осадков систему охлаждения необходимо промывать. Когда отложения накипи незначительны, для промывки можно использовать промывочный пистолет.
Двигатель и радиатор промывают отдельно. Чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор, термостаты перед промывкой с двигателя снимают.
Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной циркуляции.
Перед промывкой радиатора следует убедиться в том, что он не засорен, так как в противном случае сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора.
При промывке шланги радиатора отсоединяют от двигателя и при закрытой пробке подводят воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем изменяют направление потока воды на обратное и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.
Накипь из системы охлаждения удаляют раствором технического трилона Б (ТУ 6431-71) в воде (20 г трилона на 1 л воды).
Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагревании и кипении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.
Раствор трилона заливают в систему охлаждения.
После 1 дня работы двигателя (не менее 6 — 7 ч) отработавший раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4 — 5 дней.
При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1,0 кг на 10 л воды.
Раствор залейте в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слейте раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промойте систему охлаждения чистой водой.
Car Talk Service Консультация: Охлаждающая жидкость
<< Тормоза | Пыльники ведущего моста >>
Что это?
Охлаждающая жидкость — это жидкость, которая поглощает тепло от двигателя и затем рассеивает его через радиатор. Он также рассеивается через теплообменник в салоне, когда вы запускаете тепло зимой.
Охлаждающая жидкость, которую обычно называют антифризом, представляет собой смесь этилен- или пропиленгликоля и воды, обычно в соотношении 50/50.
Обслуживание охлаждающей жидкости включает слив и/или промывку системы охлаждения вашего автомобиля, а затем замену старой охлаждающей жидкости на свежую.
Должен ли я воспользоваться этой услугой, когда она рекомендована?
В большинстве автомобилей имеется пластиковый бачок для регенерации охлаждающей жидкости (вверху на фото), соединенный с радиатором шлангом, поэтому нет необходимости открывать саму крышку радиатора (оранжевая этикетка внизу). Уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке MAX или HOT в бачке, когда двигатель горячий, и ниже, когда он холодный.
Да. Слив охлаждающей жидкости и повторное заполнение системы удаляют грязь и частицы ржавчины, которые могут засорить систему охлаждения и вызвать проблемы зимой и летом.
Почему я должен это делать?
Поскольку охлаждающая жидкость работает в жаркой агрессивной среде, со временем она разрушается. Самое главное, ингибиторы ржавчины охлаждающей жидкости израсходованы, оставляя небольшие охлаждающие каналы в вашем двигателе и радиаторе уязвимыми для коррозии. Даже при использовании этих ингибиторов коррозии неизбежна некоторая коррозия, загрязняющая охлаждающую жидкость мусором.
Что произойдет, если я этого не сделаю?
Если ингибиторы коррозии перестанут работать, система охлаждения будет ржаветь изнутри. Самым большим источником ржавчины в системе охлаждения автомобиля является блок двигателя.
Со временем эти кусочки ржавчины также забьют крошечные проходы в радиаторе и обогревателе, вызывая перегрев двигателя. Когда двигатель перегревается, результатом является премиальная оплата яхты вашему механику, которую должен платить кто-то другой.
Требуется ли техническое обслуживание между интервалами?
Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости. В руководстве по эксплуатации указан рекомендуемый интервал проверки уровня охлаждающей жидкости.
Если вы проверяете уровень охлаждающей жидкости при холодном двигателе, уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке «минимум» или «заполнение» на прозрачном контейнере для доливки или выше нее. Если вы проверяете уровень охлаждающей жидкости при горячем двигателе, уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке «max» или чуть ниже нее.
Исчезновение охлаждающей жидкости может быть вызвано как внешней, так и внутренней утечкой, причем последняя является более дорогостоящей. Любой из них следует решать быстро, так как низкий уровень или отсутствие охлаждающей жидкости может привести к катастрофическому отказу двигателя и большому количеству выплат вашему механику.
Если вы живете там, где температура опускается ниже нуля, мы рекомендуем вам попросить механика проверить концентрацию охлаждающей жидкости. Разбавленная или слабая охлаждающая жидкость может замерзнуть, когда температура упадет ниже 32 градусов по Фаренгейту.
Обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы узнать, используется ли в вашем автомобиле охлаждающая жидкость с длительным сроком службы. В течение первых 100 000 миль необходимо проверять уровень охлаждающей жидкости просто для того, чтобы убедиться, что охлаждающая жидкость не протекает и не сгорает.
Car Talk Совет: Антифриз имеет сладкий аромат и вкус, которые особенно нравятся домашним животным. Всего половина чайной ложки вещества может убить кошку среднего размера, а восемь унций достаточно для собаки весом 75 фунтов. Нет вещества, которое можно добавить в антифриз, чтобы сделать его менее привлекательным для животных, но антифриз, изготовленный из пропиленгликоля вместо обычного этиленгликоля, примерно на треть токсичнее. Пропиленгликоль продается под торговыми марками Sierra, Prestone Low Tox и Texaco PG.
>фотография Джо Визенфельдера, Cars.com
<< Тормоза | Пыльники ведущего моста >>
Главная страница рекомендаций по обслуживанию
Rotary Tech Tips: водяное охлаждение
Конфигурация генератора с двойным шкивом и шкивом главного привода.
Система водяного охлаждения
Роторный двигатель Mazda отводит большее количество тепла через масляную и водяную системы охлаждения, чем поршневые двигатели аналогичной мощности. Это в значительной степени связано с относительно высоким отношением поверхности к объему, характерным для роторных двигателей, по сравнению с поршневыми двигателями — роторные двигатели имеют большую площадь поверхности, подверженную воздействию продуктов сгорания. Поскольку в рубашки водяного и масляного охлаждения передается больше тепла, в водяном и масляном охладителях должно отводиться больше тепла. Система водяного охлаждения отвечает за отвод примерно двух третей тепла двигателя, а система масляного охлаждения отводит оставшуюся примерно одну треть тепла двигателя. Для обеспечения максимального срока службы двигателя необходимо использовать большой, хорошо спроектированный радиатор.
В прошлом штатных охладителей Mazda было более чем достаточно не только для штатных двигателей, но и для слегка модифицированных дорожных двигателей, при условии, что компоненты системы охлаждения находятся в хорошем состоянии. Однако, начиная с 1993 года, мощность штатной системы охлаждения была разработана Mazda таким образом, чтобы едва удовлетворять потребности серийного автомобиля без избыточной мощности для очень сложных ситуаций или модификаций, увеличивающих тепловую нагрузку на двигатель. Основываясь на ряде тестов, мы считаем, что основной причиной этой проблемы является аэродинамика. В обоих 1993-95 RX-7 и RX-8 путь воздуха из радиатора запутан и ограничен, что приводит к высокой температуре воды и масла. Мы пробовали более крупные радиаторы, и на сегодняшний день они не помогли. Мы заметили некоторое улучшение за счет улучшенной герметизации и направления воздуха в радиатор (используя кромку спойлера под автомобилем), чтобы создать зону более низкого давления под автомобилем, чтобы удалить горячий воздух.
При использовании любого роторного двигателя целесообразно контролировать температуру воды и масла в двигателе. Это особенно сложно в RX-8, потому что Mazda решила использовать датчик температуры воды, который не дает линейных, пропорциональных показаний. Это означает, что когда фактическая температура воды поднимается примерно до 170°, указатель перестает двигаться, а когда температура охлаждающей жидкости двигателя достигает 205°, он снова начинает двигаться! Это создает ложное впечатление об охлаждении двигателя в тех случаях, когда знание о повышении температуры двигателя может заставить вас ехать, чтобы уменьшить тепловую нагрузку на систему. Мы не согласны с таким подходом к информированию водителя! По этой причине мы разработали модуль для RX-8, который включает в себя набор калиброванных датчиков воды, давления масла и температуры масла.
Насадки для водяного охлаждения
1. Заменяйте шланги радиатора, шланги обогревателя и ремни вентилятора каждые восемнадцать месяцев. Одновременно промойте систему охлаждения и замените смесью 50/50 фирменного антифриза и, желательно, дистиллированной воды (чтобы свести к минимуму загрязнение минералами).
2. Нижний шланг радиатора должен иметь внутри стальную проволоку «пружинной формы», чтобы предотвратить его разрушение при высоких оборотах из-за низкого давления (всасывания) на входе водяного насоса. Сожмите нижний шланг, чтобы определить, установлена ли пружинная форма. Если нет, замените шланг другим, имеющим эту важную функцию. Верхний шланг не требует пружинной формы.
3. Не снимайте стандартный кожух вентилятора или переднюю панель днища — они способствуют охлаждению в уличных условиях.
4. Муфты вентилятора иногда выходят из строя. Проверьте муфту вентилятора на прогретом двигателе. Если вентилятор свободно вращается вручную, обратитесь к дилеру Mazda для проверки устройства или обратитесь к заводскому руководству по обслуживанию для получения инструкций по проверке.
5. Избегайте использования каких-либо средств, препятствующих утечке, за исключением экстренных случаев. Если вы вынуждены использовать такой продукт, замените или восстановите радиатор как можно скорее.
6. Mazda использует водяной термостат байпасного типа. Если вы собираетесь использовать водяной насос в гонках, этот термостат необходимо снять, а отверстие под ним заткнуть. С этой задачей справится отвод с трубной резьбой 2″ NPT и соответствующая заглушка.
Термостат должен быть удален, а байпас должен быть заглушен для гонок, но НИКОГДА не для уличного использования. Не используйте «ограничители потока» в системе охлаждения, свободный поток
7. Перегрев двигателя часто является результатом выхода из строя водяного уплотнительного кольца, что в роторном двигателе эквивалентно выходу из строя прокладки головки блока цилиндров поршневого двигателя. так как вода будет просачиваться в корпус ротора и смачивать свечи, белый «дым» (пар) в выхлопе и потеря охлаждающей жидкости.Проверка охлаждающей жидкости на загрязнение угарным газом является довольно точным показателем неисправности водяного уплотнительного кольца. Если какое-либо из водяных уплотнительных колец вышло из строя, единственным выходом является полная переборка двигателя.
8. Осмотрите состояние крышек системы охлаждения, чтобы убедиться, что они хорошо прилегают. Если они не могут адекватно сдерживать давление, охлаждающая жидкость, скорее всего, закипит, особенно на больших высотах.
9. Стандартный заводской термостат открывается примерно при 180°F (82°C). При нормальных условиях вождения температура воды не должна превышать 185°F. Если температура достигает 200°F довольно медленно, повреждение двигателя маловероятно. Если подъем довольно быстрый, например, из-за обрыва шланга или ремня вентилятора, более вероятно повреждение двигателя.
Мы настоятельно рекомендуем использовать высококачественные манометры для считывания температуры охлаждающей жидкости двигателя, при этом механические версии, по нашему мнению, более надежны и легче калибруются. Чтобы откалибровать датчик, просто вскипятите кастрюлю с дистиллированной водой и поместите датчик температуры в воду. Не допускайте контакта отправителя со стенками или дном чаши. Манометр должен показывать 212°F (100°C) или очень близко к нему. Если это не так, следуйте инструкциям производителя для повторной калибровки.
В большинстве роторных моделей 1995 года и более ранних моделей датчик температуры воды должен быть установлен сзади водяного насоса, сразу под термостатом. В исходном отверстии с метрической резьбой можно нарезать трубную резьбу 4 дюйма или 1 дюйм, чтобы упростить установку «американских» манометров. В RX-8 такое положение нецелесообразно, поэтому мы разработали специальный штуцер-переходник, который можно монтировать в шланг отопителя.
10. Если вы планируете использовать двигатель для шоссейных гонок, лучшим выбором для радиатора будет либо алюминиевый радиатор Mazda Factory Race, либо аналогичный, принимая во внимание требования к сантехнике.
11. Водяная кавитация представляет собой серьезную проблему для двигателей, работающих на более высоких оборотах. Кавитация водяного насоса возникает, когда вода больше не может течь плавно, а вместо этого вокруг крыльчатки водяного насоса образуются крошечные пузырьки водяного пара. Когда возникает эта кавитация, скорость потока воды уменьшается, а охлаждение ухудшается. Возникновение кавитации сначала постепенное и ухудшается по мере увеличения оборотов двигателя и температуры.
Примечание.