История ГАЗ М20 Победа: этапы производства и интересные факты

 

ГАЗ-М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — ГАЗ М-20. Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупно серийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. 28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

История создания ГАЗ М-20

В конце зимы 1943 года Липгарт, участвуя в массовом совещании Наркомсредмаша, представил новый план разработки новых автомобилей. Среди этого списка была и «Победа», которая уже имела четкий чертеж и приблизительные технические характеристики. Этот автомобиль отличался оригинальным внешним видом и неплохой производительностью, поэтому конструкторы, дизайнеры и инженеры сразу принялись за ее разработку.  

Андрей Липгарт и Кириллов осматривают первый пластиковый макет ГАЗа М-20

Но уже летом 1943 года, в преддверие Второй Мировой войны, завод имени Молотова попал под ужасную бомбардировку фашистов. За короткий строк было сделано не менее 25 атак, в последствии которых уничтожено около 6 тысяч разного технологического оборудования и испорчено более 9 тысяч метров линий конвейера. Но даже такие трудности не останавливали конструкторов и с каждым днем «Победа» приобретала все более и более совершенный облик. 

Спустя почти год, способом графопластики, был продемонстрирован первый на территории СССР полноразмерный макет автомобиля, изготовленный из дерева.

Первый прототип ГАЗ М-20  (1944 год)

Вроде бы все отлично, но при тщательном осмотре конструкции специалисты все чаще находили недочеты и дефекты. Первым делом коснулось это переднего крыла, который имел хоть и красивую форму, но при взгляде на него с разных положений, он визуально казался вогнутым. Тогда было решено изменить кривизну постоянного радиуса, а точнее — уменьшить ее. Кстати, именно разрабатывая Победу, конструкторы первые в Советском Союзе воспользовались сюрфасографией (это был совершенно новый метод изображения смежных пространств на одной плоскости). Второй проблемой, с которой столкнулся Липгарт – это были металлурги. В то время заметно не доставало широких металлических листов для изготовления крупных деталей, которых и требовал будущий ГАЗ М20.

Но работа постоянно двигалась вперед и уже осенью 1944 года Липгарт первым проведет небольшой тест-драйв образца Победы. Этот экземпляр обладал двумя молдингами радиатора, дисками колес, взятыми из Эмки (ГАЗ М1), шестицилиндровым двигателем и роскошными подфарниками. Кстати, задние двери открывались не назад (как принято), а вперед. Задние и передние крылья автомобиля образовывали своеобразные щели, которые делали кузов не цельным, а «разделенным» на отдельные элементы. Это немного не соответствовало первоначальной задумке конструкторов, поэтому они вновь принялись совершенствовать эту модель. 

Первый тест-драйв ГАЗ М-20, вместе с ГАЗ-11-73 и Opel Kapitän, лето 1945 год

19 июня 1945 года готовый ГАЗ М-20 был представлен самому вождю Сталину. Глянув на этот автомобиль, у Сталина не возникло никаких эмоций. Он лишь скептически добавил: “Надо принять машину с четверкой, машина хорошая”. Аргументировал он это тем, что такой автомобиль склоняется к модели высокого класса, который не очень бы был приемлем для обычных граждан. Но именно убеждения Липгарта по поводу того, что машина очень экономна, по сравнению с другими, дали свои плоды и вождь разрешил пускать в производство Победу. 

Начиная с 28 июня 1946 года, на заводе имени Молотова принялись за массовое производство автомобиля ГАЗ М-20, который в ходе работы опять подвергся некой модернизации кузова . Спустя почти год Победа вновь отправилась в Кремль. На этот раз оценивали машину три главных лица СССР – это Сталин, Берия и Молотов. Во дворе Победа проходила многочисленные испытания на сложной заснеженной дороге, а потом Сталин лично принялся осматривать каждую деталь автомобиля. 

 Летом 1949 года на показ великому вождю отправились уже сразу три образца ГАЗа: обычный седан-фастбэк, модернизированный экземпляр и кабриолет. Сталин опять стал пристально осматривать каждую из них. В серийный экземпляр он даже сел в салон, прыгал на сиденьях, оценивая их мягкость, и обратил свое внимание на достаточно просторный салон . И наконец, Липгарт услышал от Сталина долгожданные слова: “Теперь стало хорошо”

     С этого момента Победа обрела новую жизнь, не только на территории Союза, но и за пределами его. Автомобиль часто участвовал в выставках. Международных ярмарках, а через некоторое время , лицензия на производство М-20 была продана в Польшу, на фабрику FSO, и  выпускалась под маркой «Варшава» в многочисленных версиях ещё 22 года.

В первые годы Победы шла на экспорт во многие страны Европы, но заметно отличалась от тех экземпляров, что шли на продажу на территории Союза. Последнюю модернизацию Победа понесла в 1955 году. Тогда в автомобиль был установлен радиоприемник, радиатор получил более красивую облицовку и новую эмблему, руль стал немного иным и в центре имел кольцевую кнопку сигнала, а двигатель был увеличен до 52-55 л. с. Эта серия Победы получила индекс ГАЗ М-20В

Не возникает никаких сомнений, что Победа позволила другим странам по другому взглянуть на автопром СССР. Автомобиль весьма успешно экспортировался в Бельгию, страны Западной Европы, Англию и даже США. О ней ходили легенды, ее любили и уважали, а самое главное – что она стала одной из самых ярких страниц в истории Советского Союза.

Внешний вид автомобиля ГАЗ-М-20 Победа

ГАЗ М20 на первый взгляд казался обычным автомобилем, нацеленным удовлетворить средний класс населения. Но стоит только поближе осмотреть дизайн «Победы», как сразу же находишь все новые и новые детали, которые в совокупности формируют весьма насыщенный и яркий внешний вид.

Первая серия «Победы» с удлиненной облицовкой радиатора, 1946 год

Этот автомобиль выглядел даже чересчур современно, не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими иностранными марками. Спереди было много хрома, который придавал «Победе» дорогой вид, а сужающийся капот – элегантности. Дизайнеры не один раз переделывали кузов автомобиля, доводя его до неоспоримого совершенства. 

Фигурные пороги, эксклюзивные дверные ручки, тщательно проработанный бампер, рубины фонарей и гармонично подобранный цвет кузова – все это создавало ощущение полного комфорта и не вызывало никаких нареканий. К тому же, конструкторы предусмотрели и то, чтобы сами колеса не выступали за крылья, обеспечивая чистоту кузову даже при езде по грязным дорогам. Что касается технических новшеств, но именно «Победа» первой на территории Советского Союза обзавелась указателями поворота и сигналами тормоза. 

Горьковский завод. Конструкторы возле первого экземпляра «Победы»

Кстати, конструкторы ГАЗа М20 долго не могли определиться и с выбором более подходящего мотора: одни настаивали на четырехцилиндровом Dodge D5 американского производства, а другие хотели оставить шестицилиндровую версию этого же мотора, который был установленный ранее в автомобиле ГАЗ-11-73.

 

Вторая серия Победа М20- это модернизированная версия улучшенного качества. Серьезным образом улучшилась надёжность, комфорт и даже  динамика и экономичность «Победы». Нормализовался разгон и расход топлива. Был устанавлен отопитель салона, а с 1950 года — коробка с  удобным переключением на рулевой колонке. Вторая серия узнаётся по облицовке радиатора с горизонтальными планками двух размеров (разгов. — «тельняшка»).

 

1955 ГАЗ-М-20В «Победа»

Следущая и последняя модернизация основной модели — третья серия. Автомобиль получил новую облицовку радиатора  (разгов. — «улыбка»), более совершенный карбюратор и возросшую мощность двигателя, а также радиоприёмник. Производство «Победы» продолжалось до 31 мая 1958 года.

Всего же с июня 1946 года было выпущено 235999 автомобилей М-20.

Особенности двигателя «Победы»

Подбирая более подходящий двигатель для «Победы» автоконструктор Липгарт сравнивал и анализировал много разных вариантов. Наконец его выбор упал на американца «Dodge-D5». Это был 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор, который производился еще с 1928 года и многочисленными испытаниями доказал свою надежность.  

Четырехцилиндровый двигатель Dodge D5, изготовленный для «Победы»

Он отличался приличной мощностью (до 62 л.с), наличием термостата, качественной системой фильтрации, жароупорными седлами выпускных клапанов, современной системой вентиляции, плавающим маслоприемником и подшипниками коленчатого типа. Первоначально такие моторы устанавливались на ГАЗ М-11, самоходных установках и даже легких танках. 

Чертеж двигателя для ГАЗ М-20

Не смотря на все визуальные преимущества кузова ГАЗ М-20 «Победа», недостатки со временем начали проявлять себя. Первым делом касается это аэродинамики, сила которой находиться в передней части, и даже при небольших порывах ветра автомобиль начинает заметно «уносить» в сторону. 

Кузов ГАЗ-М20 «Победа»

Конструкция самого кузова цельная, с поперечной балкой подвески и внушительным толом. Приятным удивлением для покупателей стало наличие багажника. Но как показала практика, из-за большого веса крышки багажника, петли быстро ломаются.

Первые испытания на прочность кузова ГАЗ-М20

Бампер «Победы» массивный, из толстой стали, с трехслойным хромированием.

Конвейер на заводе им. Молотова, ГАЗ-М20 «Победа», 1946 год

Если говорить об обзорности Победы, то здесь есть к чему придраться. Во-первых – это маленькое заднее стекло. Оно изготавливалось из сталинита и советских завода и очень часто попадалось с браком (кривизна, волнистость). Во-вторых – это отсутствие обогрева стекла. Что касается печки, то она работает отлично и может быстро согреть зимой, а также – качественно обдуть передние стекла. Но эта роскошь доступна только во время движения. Стоит только остановить автомобиль и о своей чудо-печке можно забыть. 

Руль у Победы очень удобный, большой и легко крутиться. По большому счету, системой управления можно гордиться. Ее конструкция проста, но очень надежна. Тормоза на ГАЗ М20 установлены барабанные, но их недостатком являются изогнутые манжеты, которые в зимний период часто подтекают. Особого внимания заслуживает ручник. Он имеет внушительные размеры и располагается под приборной панелью.

С опытом водители заметили: для того, чтобы первая передача включалась тихо, надо было вначале включить вторую, а затем – на первую. Сцепление, при этом, всегда держать выжатым. Именно в Победе были такие инновации, как обдув, печка и электронные указатели поворотов.

Экспорт в страны Европы и мира

Именно благодаря этому автомобилю об СССР заговорили другие страны. Победа стала одним из первых легковых автомобилей, который пустили огромными партиями на экспорт для массового использования. К ее уровню дотягивал, разве что, Москвич-400. До этого времени от Советского Союза могли поступать только некоторые грузовики, и то небольшими партиями. 

ГАЗ М20 «Победа» мгновенно приглянулась финнам, которые чаще всего ее использовали для такси. Но уже за короткий строк она обрела большую популярность странах Скандинавии и заказы на этот автомобиль поступали регулярно. Кстати, Бельгия тоже почти сразу сумела рассмотреть это «чудо на колесах» и даже умудрялась через собственных дилеров самостоятельно ввозить Победу в Англию и США.  

Модель ГАЗа М-20, изготовленная на экспорт. Австрия, город Вена, 1951 год

На этот автомобиль никаких нареканий не было, а от западных братьев поступали только хорошие отклики и слова благодарности. В 1952 году англичане провести тест-драйв «Победы» и в известном автожурнале «Motor» сделали весьма ожидаемое заключение: «Интересный автомобиль, комфортабельный, имеет достойное качество изготовления, высокую проходимость и яркий внешний вид. Но уж слишком шумная она и с плохой динамикой». 

В 1953 году уже американцы захотели протестировать нашу Победу и даже опубликовали в журнале «Cars» подробный обзор модели. Их вывод тоже можно назвать весьма удовлетворительным. США хвалило Победу за хорошую конструкцию, но утверждали, что она «копирует» их отечественного Форда, а еще – слишком тяжелая и не обладает хорошей мощностью. Но время шло и многие западные страны, перенимая опыт у своих соседей, каждый год создавали все новые и новые модели автомобилей. 

И вот уже к 1957 году Победа позиционировала себя как устаревшая, малофункциональная и неудобная модель. Но, даже не смотря на такой «приговор», ее популярность не падала, особенно на родине.

 

ГАЗ М-20 «Победы стала настоящей звездой экрана. Этот автомобиль прославился благодаря фильмам «Дело № 306», «К Черному морю», «Выйти замуж за капитана», «Иван Бровкин на целине», «Дело «пестрых»», «Журов» и т.д.

 

1000-й экземпляр Победы сошел с конвейера, 1948 год

Характеристики ГАЗ М20 «Победа»

Основные параметры автомобиля
Годы выпуска 1946-1958
Кузов 4-дверный фастбэк и 4-дверный кабриолет, на 5 пассажирских мест
Габариты кузова, д/ш/в 4665/1695/1590 мм
Колея колес Задняя – 1362 мм, передняя – 1362 мм
Двигатель 4-цилиндровый, карбюраторный, с продольной установкой, бензиновый, объемом 2112 см3
Мощность двигателя 52 л.с. и 3600 об/мин
Расход топлива 13.5 л на 100 км
Емкость бака 55 л
Коробка передач Механическая, 3-х ступенчатая
Сцепление Сухое, полуцентробежное, с одним диском
Подвеска Передняя – рычажно-пружинная, независимая. Задняя — рессорная
Тормоза Барабанного типа (передние и задние)
Воздушный фильтр Масляный, с глушителем шума
Амортизаторы Двусторонние, гидравлические
Максимальная скорость 105 км/час
Разгон (0-100 км/ч) 45 с
Масса 1350 кг

Полные технические характеристики ГАЗ М20 «Победа»

 

Реставрация автомобиля Победа ГАЗ-М20 в ГК Техносервис

Реставрация автомобиля Победа ГАЗ-М20 в ГК Техносервис

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

+7 (831)429-02-22

EN
RU

Главная | Продукция и услуги | Реставрация автомобиля Победа ГАЗ-М20 в ГК Техносервис

История «Победы»

История автомобиля с заводским обозначением ГАЗ М-20 и с куда более известным названием «Победа» начиналась в суровые годы Великой Отечественной войны: в 1941 г. инженеры Горьковского автомобилестроительного завода им. В.М. Молотова взялись за разработку поистине «народной» машины, которую можно было бы запустить в массовое производство. 

«Народным» было суждено стать легковому автомобилю с несущим понтонным кузовом, отличающимся высокими аэродинамическими качествами, и с экономичным четырехцилиндровым двигателем. ГАЗ М-20 был гораздо компактнее предыдущих серийных моделей, его просторный салон был оснащен мягкими диванными сидениями, а также отопительной системой с обдувом лобового стекла. Его революционные характеристики и несомненные преимущества в сравнении с моделями – предшественниками позволили более десятка лет не останавливать производство «Победы» (1946-1958 гг.).

Автомобиль стал буквально победой советского автомобилестроения, венчавшей триумф советского народа на военном поприще, поэтому подходящее название для ГАЗ М-20 нашлось быстро. «Победа» и ее модификации не единожды принимали участие в торжественных парадах и стали символом целой эпохи – эпохи послевоенного восстановления.

   

Новая жизнь автомобиля

Сегодня ГАЗ М-20 – настоящий раритет, след наиболее важных, но постепенно стирающихся из народной памяти, событий истории. Однако несмотря на выносливость волжанок даже самое бережное отношение с этим живым историческим свидетельством не могло предотвратить естественного изнашивания за столь долгое время. Сохранить презентабельный вид «Победы» или подарить ей вторую жизнь могут специалисты ГК «Техносервис», одной из крупнейших компаний в России по глубокой модернизации легковых, внедорожных и грузовых автомобилей. 

Спасение машин даже в самом тяжелом состоянии под силу высококвалифицированным работникам «Техносервиса». Эти профессионалы не допустят преждевременной гибели служивших верой и правдой авто. Они могут предложить своим клиентам любого вида и сложности реставрационные работы в зависимости от сохранности ретро-автомобиля:

  • диагностику технического и эстетического состояния;
  • поверхностный тюнинг кузова: шпаклевку неровностей, покраску, арматурные работы, полировку, чистку;
  • рихтовочные работы в случае необходимости восстановления первоначального вида искаженных временем деталей;
  • полноценную реставрацию кузова, жестяно-сварочные работы, имплантацию новых лонжеронов, заменой порогов и крыльев и т. д.;
  • реставрацию или пошив салона;
  • капитальный ремонт технического обеспечения с заменой отдельных элементов или пересборкой;
  • антикоррозийную обработку.

Описание реставрационных работ

В случае хорошей сохранности автомобиль можно подвергнуть консервации и попытаться остановить износ на имеющемся уровне. Однако если состояние ГАЗ М-20 плачевно, малой кровью отделаться не получится. Автомобили плохого качества сохранности требуют:

  • полной разборки
  • снятия кузова  с рамы
  • разборке и восстановлению или замене всей системы передачи и прочих деталей.

Когда планируется произвести разборку автомобиля, специалисты сверяют имеющуюся комплектацию с технической документацией по реставрируемой модели: планами, чертежами, с инструкциями к использованию, каталогами запчастей и т.д. Впоследствии составляются списки оригинальных деталей, целых или требующих рихтовочных работ, и утраченных запчастей, которые необходимо имплантировать в машину.  Далее авто подвергается процедуре демонтажа кузова, который снимается с рамы.

Кузова ретро-автомобилей часто страдают от активной и масштабной коррозии. В устранении ржавчины, за которой в металлическом корпусе могут скрываться дыры, специалисты применяют метод пескоструйной чистки. Пескоструйная обработка представляет собой процесс, при котором распыляемый струей воды песок как абразивный материал повреждает подвергшиеся коррозии слои металла и снимает их. Использование этого способа чистки или обработки другими абразивными средствами позволяет не просто избавиться от ржавчины, но и впоследствии оценить масштабы повреждений в кузове, найти ранее не замеченные трещины, микротрещины, деформационные дефекты.

Следующим этапом в реставрации ретро-автомобиля является ремонт рамной конструкции, от тщательного восстановления которой напрямую зависит качество и безопасность дальнейшей эксплуатации техники, так как именно к раме крепятся кузов и другие авто-агрегаты. Во-первых, она также подвергается чистке абразивным сырьем, в том числе для выявления мелких трещин, во-вторых, латаются более серьезные повреждения. После восстановления корпуса авто обследуются подвеска, рулевое управление, карбюратор, двигатель, тормозная система, амортизаторы, система охлаждения и т.д.

Подлежащие восстановлению детали реставрируются до состояния только что приобретенных. Восстановление предполагает их чистку от грязи и ржавчины, латание повреждений, а также покраску, хромирование и, как правило, покрытие цинком для достижения эффекта новизны. Если детали не подлежат восстановлению и им пора в утиль, оригинальные элементы комплектации заменяются по возможности на оригинальные запчасти с другого автомобиля той же модели, либо на новодельные, созданные по заводским чертежам, либо на детали модификаций в зависимости от того, как предполагается эксплуатировать реставрируемый автомобиль (оставить в личном пользовании, выставлять на публичных мероприятиях или хранить в музее как один из экспонатов).  В покупке необходимых деталей или их изготовлении поможет широкая сеть дилеров ГК «Техносервис», профессиональные инженеры проведут тщательные расчеты и спроектируют будущую деталь для ее имплантации в автомобильный корпус.    

После того как внутренние технические ремонтные работы закончены, автомобилю необходимо придать презентабельный внешний вид, ведь такие экзотические экземпляры как ГАЗ М-20 часто ждут на исторических выставках и ретро-ралли. В таком случае особо важное значение приобретают малярные работы, качество и эстетичность результата от которых могут задержать взгляд и внимание публики на долгие часы. Если существует необходимость, мастера также произведут полную реставрацию салона: заменят спинки и подушки сидений, а также восстановят внешний вид боковых панелей, обновят истершиеся текстильные и кожаные вставки и напольное покрытие автомобиля.

Реставрация с ГК «Техносервис»

Компания «Техносервис» уже успела зарекомендовать себя на рынке техники и услуг в области ремонта и реставрации. Специалисты «Техносервиса» обладают подтвержденной квалификацией и работают в точном соответсвии с техническим заданием. Они подберут для Вашей ласточки оптимальный план реставрационных работ, которые дадут ей силы к дальнейшей эксплуатации и не ударят больно по кошельку. Реставрация ГАЗ М-20 будет осуществляться с учетом всех ваших пожеланий и планов в использовании автомобиля:

  • Если вы планируете оставить машину исключительно в личном пользовании, сделать ее семейной реликвией и наслаждаться звуком ее мотора и антикварным обликом, не имея коммерческих интересов, мастера «Техносервиса» проведут более доступную по стоимости, но с меньшим соответствием оригинальной модели реставрацию;
  • Если автомобиль должен максимально соответствовать советскому оригиналу и вы не приемлете новодельных элементов в сборке, так как желаете придать ему максимально возможную коллекционную ценность, сотрудники компании сделают все возможное для сохранения оригинальных облика и комплектации авто.

Ретро-автомобиль – не просто прихоть или блажь… это проводник в другую историческую эпоху, глядя на него, можно ощутить послевоенные времена, полные тяжелых трудов по восстановлению страны, и советской романтики периода оттепели. Машина времени — не иначе!  Раритетный авто — еще и неплохое капиталовложение, не теряющее своей значимости и стоимости вне зависимости от перипетий рыночной экономики. Поддержать жизнеспособность такого авто – задача не из легких, с которой справятся профессионалы компании «Техносервис».

Фотографии ГАЗ-М20 «Победа» (полностью востанновленный автомобиль, технический тюнинг, установлен силовой агрегат TOYOTA 2TR-FE с автоматической коробкой переключения передач)

 

 

    

 

Технические характеристики двигателя TOYOTA 2TR-FE

Тип двигателя – бензиновый, 4-х цилиндровый, рядный

Мощность – 166 л.с. / 5 200 об/мин.

Крутящий момент – 244 Нм / 3 800 об/мин.

Объем – 2 693 см.3

 

        

ПРИОБРЕСТИ

Для размещения заказа Вам достаточно заполнить заявку в правой части экрана.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на все возникшие вопросы, поможем выбрать наиболее подходящий вариант в соответствии с вашими требованиями.
Мы всегда идем навстречу нашим клиентам и можем предложить гибкие условия оплаты заказа.
Будем рады Вашему обращению в нашу компанию!

НАПИСАТЬ НАМ

Agreement

Agreement Text

Заказать
звонок

«Победа Газ М20» — легендарный автомобиль советского периода

«Победа Газ М20» — легендарный советский автомобиль, который выпускался серийно с 1946 по 1958 год. Всего было выпущено 236 000 автомобилей.

Проект нового автомобиля

Директиву на создание нового легкового автомобиля Горьковский автомобильный завод получил в начале 1943 года. Основные работы по проектированию велись в отделе главного конструктора А.А. Липгарта. В то время существовала практическая практика оборудования производственного цикла за границей, в основном в американских фирмах. Однако в какой-то момент главный конструктор проявил инициативу и поручил КБ сделать свою, отечественную разработку.

Так появился проект по созданию советского легкового автомобиля, получившего название «победа газа М20». В короткие сроки была рассчитана ходовая часть, распределены масса и центр тяжести. Двигатель был вынесен далеко вперед, он находился выше балки передней подвески. За счет этого салон стал просторным, появилась возможность рационально распределить пассажирские места.

В результате распределение массы пришло к практически идеальному соотношению, 49% приходилось на переднюю ось, 51% на заднюю. Проектирование продолжилось, и через некоторое время выяснилось, что модель ГАЗ М20 имеет исключительные аэродинамические показатели за счет формы кузова. Передняя часть плавно входила в поток встречного воздуха, а задняя часть автомобиля как бы даже не участвовала в аэродинамических испытаниях, настолько низко она сопротивлялась кузову с воздушными массами в зоне от лобового стекла и до задней части бампер. Специальные датчики отмечали количество единиц от 0,05 до 0,00.

Презентация

Несколько образцов автомобилей с разными характеристиками были представлены в Кремле высшему руководству страны летом 1945 года. Для серийного выпуска выбрали четырехцилиндровый вариант «победы газа М20». Первые машины сошли с конвейера в июне 1946 года, однако было отмечено множество недостатков. Серийное производство «Победы» началось весной 1947 года.

Автомобиль непрерывно совершенствовался в процессе производства. Наконец, 19 октября был установлен довольно эффективный обогреватель, совмещенный с обдувом лобового стекла.48 автомобиль получил новые параболические рессоры и термостат. В 1950-х годах на «Победу» установили механическую коробку передач от зимы с рычагом переключения на руле.

Модернизация

Автомобиль прошел ряд рестайлингов. Результатом последнего в 1955 году стало объединение «Победы» с армейским ГАЗ-69. Конечной целью этого странного проекта было создание советского вездехода с высоким уровнем комфорта. Идея оказалась невизуальной, так как результат оказался удручающим. Кроме неуклюжего уродца с огромными колесами ничего получить не удалось.

В то же время в 1955 году появилась новая модификация третьей серии с двигателем мощностью 52 л. с., многорубленой решеткой радиатора и радиоприемником. Модель производилась до 1958 года.

Были попытки создать элегантный кабриолет под индексом «М-20Б», таких автомобилей выпущено более 140 экземпляров. Серийное производство не удалось из-за сложностей с кинематикой автоматического выдвижения брезентовой крыши. Одна сторона рамы почему-то тянулась от другой, конструкция крыши не раскрывалась. Производство пришлось приостановить.

В конце 50-х годов на Молотове была запущена малая серия «М-20Д» с форсированным двигателем мощностью 62 л.с. Эти автомобили предназначались для Гаража КГБ. При этом сборка «Победы» началась с 90-сильного шестицилиндрового мотора от зимы для МГБ/КГБ. Зачем этим ведомствам понадобились скоростные автомобили, до сих пор непонятно, но тем не менее они их получили.

Двигатель

  • Тип — бензиновый, карбюраторный;
  • Марка — М20;
  • Объем баллонов 2110 куб.м. см;
  • Конфигурация — четырехцилиндровый, рядный;
  • Максимальный крутящий момент — 2000–2200 об/мин;
  • Мощность — 52 л. с. при 3600 об/мин;
  • диаметр цилиндра — 82 мм;
  • Степень сжатия 6, 2;
  • Питание — Карбюратор К-22Э;
  • Охлаждение — жидкостное, принудительная циркуляция;
  • Распределение фаз газораспределения — распределительный вал;
  • Блок цилиндров — Серый чугун;
  • Материал ГБЦ — алюминий;
  • количество часов — 4;
  • Максимальная скорость 106 км/ч;
  • расход бензина

  • – 11 литров;
  • Объем топливного бака 55 литров.

Тюнинг «ГАЗ М20 Победа»

Поскольку «М20» — автомобиль из далекого прошлого и с момента его производства прошло уже более 60 лет, модель сегодня является интересным объектом для трансформации. Тюнинг «Газ М20 Победа» обещает стать увлекательным творческим процессом.

«Победа» в миниатюре

В настоящее время выпускается журнал «Победа Газ М20», в котором предлагается интересный творческий проект. Из номера в номере издания приведены материалы для сборки точной копии легендарного легкового автомобиля. Проект называется «ГАЗ М20 Победа 1:8». Воспользоваться предложением и собрать точную копию автомобиля в масштабе 1:8 может каждый. Модель будет крупновата по сравнению с обычными миниатюрами, но идентичность с оригиналом практически стопроцентная. Фары моделей светятся за счет вмонтированных диодов.

Советские спортивные автомобили, автораритеты СССР/Победа-Спорт

Победа-Спорт


Победа-Спорт

Война — зло, спору нет. Но это была война ходов научно-технического прогресса. Например, разработка, которая в мирное время займет несколько лет, в годы войны доводилась до ума за несколько месяцев или даже недель. Вы держите пари! В задней стенке и пуль на каждого хватает.

Но после победы, действительно блестящей победы, в стране воцарилась разруха. Промышленность отчаянно справлялась с планами, а о производстве или хотя бы разработке быстрых автомобилей и говорить нечего.

Однако для гонок был один положительный момент: среди военных трофеев в стране появилось много иностранных спортивных автомобилей. Среди них — более десятка настоящих гоночных «Ауто Унион», большая часть которых была разобрана любопытными русскими конструкторами, буквально перед «последним винтиком» — для детального изучения.

Обратная сторона медали — большинство гонщиков используют в соревнованиях за рубежом эту технику, на порядок превосходящую автомобили отечественного производства, переделанные любителями. Политическая ситуация на внутрироссийском треке накалилась. Не могло руководство страны показать такое техническое совершенство в прошедшей войне, позволить отечественным автомобилям проглотить пыль американских, британских, французских и, уж тем более, немецких спорткаров. Итак, 19 декабря48 опубликовано специальное постановление правительства СССР, запрещающее использование иностранной техники на внутриконкурсных соревнованиях. Обвинения связаны с недавней серьезной аварией с участием одного из «Авто Унион», в которой не обошлось без жертв. Так что волей-неволей отечественным корифеям в очередной раз пришлось сесть за чертежную доску и в сотый раз изобретать велосипед.

 

ГАЗ М20 «Победа», подготовленный к соревнованиям спортклубом «Торпедо» г.Горького. 1950

Конструктор пошел по проторенному пути — увеличению обтекаемости автомобиля без внесения принципиальных изменений в конструкцию двигателей, трансмиссии и ходовой части. Для улучшения аэродинамики почти у всех автомобилей задние (а у многих — и передние) колеса были закрыты бортами, крылья, номерные знаки и другие выступающие части были убраны, под кузовом устроены гладкие днища. Представители московских таксопарков, как и некоторые другие участники соревнований, пошли еще дальше: они добавили кузову накладные обтекатели из прозрачного пластика, чтобы загладить вину целлулоидные пластины, усилить окна. К сожалению, выход из строя переднего обтекателя привел к резкому ухудшению прицельного пути.

 

Горьковский автозавод тоже пытался создать скоростную машину, но ни одна Е. Агитова не прошла, пока в 1950 году Горьковский авиазавод на ГАЗ N21 не был переведен главным конструктором авиазавода, ведущим специалист по гидродинамике плавучих кузовов автомобилей, конструкции водяных и винтов, аэродинамической конструкции кузова быстрых автомобилей и сорокатрехлетний Алексей Алексеевич Смолин. На его счету уже были разработки такие как: двухместный снегоход (1934 г.), самолет КСМ-1 с двигателем ГАЗ-М (1935), шестицилиндровый гидросамолет (1937 г.), самолет с шестицилиндровым автомобильным двигателем ГАЗ-Эйр (1938 г.), аэросани ГАЗ-98 и ГАЗ-98к (1939-1940 гг.), вездеход-амфибия с двигателем ГАЗ-Эйр (1943 г.) . Человек, как мы видим, деятельный и талантливый.

И на случай, если он пришел основательно. Стандартный кузов М20 претерпел значительные изменения: крыша упала на 160мм спереди и появились задние обтекатели, но не стальные, как на довоенных ГАЗ-А-Аэро и ГАЗ-ГЛ1, а облегченные дюралюминиевые. Колеса имеют щитки, а хвост, в лучших традициях Никитина, превратился в вытянутый конус. Кроме того, дополнительные «ноздри» на капоте — для охлаждения двигателя. Дно было закрыто гладким поддоном.

Круто было. Объем серийного нижнеклапанного «Победовского» двигателя был увеличен до 2487 куб.см, степень сжатия возросла до 7,0 единиц, появились два карбюратора К-22А. В результате этих изменений мощность увеличилась до 75 лошадиных сил при 4100 об/мин. Двигатели и ходовая часть не претерпели существенных изменений, за исключением того, что карданный вал теперь состоял из двух частей с промежуточной опорой.

При своих габаритах (длина — 5680 мм, ширина — 1695 мм, высота — 1480 мм, колесная база — 2700 мм) автомобиль весит не так много — 1200 кг. Разумеется, столь массовым Победа Спорта (по чертежам ГАЗ-С1) была обязана авиационным материалам — дюралюминию. Между прочим, С1 — первая советская спортивная машина, изготовленная не в единственном экземпляре. Всего было построено пять таких автомобилей.

 

«Победа-Спорт» (ГАЗ-С1) с открытым кузовом. 1955.

В спортивном сезоне 1950 года один из автомобилей ГАЗ-С1 (N11) выступал в спортклубе Торпедо Горького. Два других «автомобиля» Торпедовцев (N20 и N27) так же одеты по творчеству других участников — внизу была срезана крыша, закреплены задние двери и окна. Но все же они были самодельными, а не собранными в идеальных условиях.

 

Лучшим из сорока трех экипажей стал испытатель ГАЗ Михаил Метелев (Торпедо-ГАЗ) на «Победе-Спорт» N 11. Он установил новые всесоюзные рекорды скорости на дистанциях 50, 100 и 300 км, соответственно 1590,929 км/ч 161,211 км/ч и 145,858 км/ч.

Но на этом работа не закончена! Смолин все проекты доводил до конца до идеального, идеального, с его точки зрения, состояния.

В 1951 году три машины были оснащены роторными нагнетателями «Рутц», два карбюратора заменены на один, но двухкамерный — К-22. При этом максимальная мощность возросла до 105 л.с., а скорость – до 190 км/ч!

Другой автомобиль того же 1951 года был оснащен экспериментальным четырехцилиндровым двигателем объемом 2,5 литра с алюминиевой ГБЦ США, рассчитанной на степень сжатия 9.5, верхний впускной и выпускной клапаны, два серийных карбюратора, установленных на впускном коллекторе (исполнение США). Мощность двигателя составляла уже 94 л.с. при 4000 об/мин. зато максимальная скорость увеличилась всего на 2 км/м — до 164 км/ч.

В этом же году А.А.Смолин начал работу над более перспективным автомобилем СГ2, так что можно предположить, что установка разных двигателей — лишь один шаг в отработке конструкции новой машины, уже не привязанной к серийной шасси.